Автор: Чуруксаева Тамара Яковлевна Должность: методист Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ №2 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: проект Тема: "Моя Родина - Сибирь" Раздел: дополнительное образование
Долгосрочный проект «Моя Родина – Сибирь!»
«Россия стала Россией, когда вобрала в себя Сибирь»
М.Я.Гефтер
Составитель:
Чуруксаева Тамара Яковлевна
методист, первой квалификационной категории
МБУДО г. Иркутска ДДТ №2
Пояснительная записка.
Среди регионов России Сибирь занимает особое место.
Это почти половина территории
нашей
страны,
с
населением
около
20
млн.
человек,
с
её
несметными
природными
богатствами,
климатом
и
удивительным
населением
–
сибиряками.
Сибиряки,
по
свидетельству многих, представляют особый этнографический тип, отличающийся от типа
русской народности в европейской России, ведь Сибирь в отличие от европейской России,
никогда не была землей одного народа. Одни ехали сюда в поисках свободы и лучшей
доли, других ссылали насильно. В результате создавалась необычная этническая среда, в
которой переплелись совершенно далекие друг от друга в плане языка, культуры, религии
нации и народы. Народы Сибири, живущие на этой земле, всегда умели находить общий
язык,
для
общего
блага
меняли
свои
убеждения,
обменивались
культурными
достижениями, вследствие чего на территории сложилась регионально - территориальная
общность – «сибиряки», которая характеризуется своей субкультурой, ментальностью и
идентичностью. Для жителей Сибири, его подрастающего поколения факт проживания на
этой территории, проявление особого статуса «я – сибиряк», имеет особую значимость.
Возрождение «сибирства», как территориально-географической идентичности в последние
годы связано со сменой социальной системы, с разрушением старых форм солидарности и
взаимодействия. В нестабильном обществе происходит интерес к групповым, в том числе
территориальным
солидарностям,
возрастает
роль
исторической
памяти,
которые
выступают детерминантом актуализации идентичностей.
Между тем проблема «сибирства», «сибирячества» не освещается СМИ Сибирь,
представленная в них - только природные ресурсы, а люди, их культура, традиции, память
- остаются в стороне. В науке больше исследуется этнография Сибири, но почти не
освещаются
проблемы
местной
идентичности
и
менталитета,
которые
объединяют
население региона, скрашивают жизнь и делают ее интересной, а иногда непонятной для
остального
мира
(включая
и
европейскую
Россию).
Между
тем,
новые
социальные
отношения, глобализационные процессы ведут к сокращению функций общесибирской
идентичности и развитию этнической идентичности индигенных народов, как формы
солидарности в новых условиях. Наступает некоторое противоречие между «сибирством»
и этнической идентичностью, что может быть основой конфликтности.
Феномен сибирской идентичности сегодня - это одна из основ культурной и
с о ц и а л ь н о й
п о л и т и к и
д л я
н а ш е г о
р е г и о н а .
Она объединяет население, определяет настрой единства, чувство «малой родины» и
углубляет
интерес
к
истории
края,
поддерживает
генетическую
память,
патриотизм,
является
духовным
наполнением
в
воспитании
подрастающего
поколения,
а
на
сегодняшний день это очень важно.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Значимость проекта.
Исследования в области гражданской идентичности показали, что идентичность –
не постоянное явление, а развивающееся. В определенных социально-политических и
культурных ситуациях она может активно проявляться или угасать. И сегодня, когда
духовно-нравственные ценности резко меняют свой ракурс и напоминают отражения в
кривом
зеркале,
бросая
новые
вызовы
обществу,
роль
идентичности
в
сохранении
многонационального населения Сибири, развитии гражданского общества, экономики и
культуры этого региона очень высока. Изучение истории, культуры «малой Родины»,
знакомство с её современностью является одним из эффективных средств формирования
гражданственной идентичности, патриотизма, нравственных ценностей.
Проект «Моя Родина Сибирь» разработан в связи с необходимостью усиления
внимания государства и гражданского общества, структур власти, различных институтов
социализации
(школы,
общественные
организации,
учреждения
дополнительного
образования, культуры и спорта,
средств массовой информации) по формированию
гражданской идентичности у обучающихся. В настоящее время становится очевидным,
что задача формирования гражданской идентичности у детей предполагает качественно
новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным
проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности, владения
родным языком.
Проект «Моя Родина – Сибирь» призван наполнить конкретным содержанием такие
понятия как: «Отечество», «малая родина», родная земля», «родной язык», «мой дом», моя
семья» и помочь будущему гражданину
России
подойти к осознанному принятию
традиций,
ценностей,
особых
форм
культурно-исторической,
социальной
и
духовной
жизни
родного
города,
области,
региона.
Для
достижения
успешных
показателей
формирования гражданской идентичности ребенка, необходимо предложить ему такую
деятельность,
которая
увлечет
его,
поможет
реализовать
себя,
дисциплинирует,
даст
возможность увидеть конкретный результат от своих действий, выведет его на осознание
себя
как
гражданина
своей
страны,
члена
гражданского
общества,
ощущение
причастности к прошлому, настоящему и будущему нации. Исходя из этого, реализация
данного проекта ориентирована на то чтобы:
задуманное, запланированное дело соответствовало возрасту детей;
подготовка к мероприятию способствовала получению положительных эмоций
при индивидуальной и коллективной работе, поиску различных решений, возможности
развития творческих способностей каждого ребенка;
коллективное творческое дело стало полем для самовыражения каждого ребенка;
каждый ребенок нашел свое место в подготовке и осуществлении различных
коллективных творческих дел.
В результате чего родится такой важнейший индикатор отношения к гражданской
принадлежности, как гордость - за мою страну, мой народ, мой город.
Значение проекта для Дома детского творчества состоит в том, что проект четко
определяет
приоритетные
направления
деятельности
учреждения
в
области
формирования гражданской идентичности обучающихся на определенный срок и решает
поставленные задачи, работая на конкретные и измеряемые планируемые результаты.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015- декабрь 2019 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: сентябрь 2015 – август 2016гг
2 этап – практический: сентябрь 2016 – август 2019гг.
3 этап – рефлексивный: сентябрь 2019 – декабрь 2019гг.
Цель:
формирование гражданской идентичности у детей посредством знакомства
с культурой, традициями и ценностями народов Сибири.
Задачи:
1. Познакомить
обучающихся с историей, культурой народов Сибири и природным
наследием родного края;
2. Развивать у детей социальную активность, вовлекая их в совместную деятельность по
реализации проекта;
3.
Воспитывать
гражданскую
идентичность
у
детей
на
основе
общесибирской
идентичности и осознании принадлежности личности ребёнка к общности «сибиряков»;
4.Воспитывать у детей потребность сохранять и улучшать окружающую среду, обучать
экологически сообразному поведению.
Проект реализуется по двум направлениям:
1.
Этнокультура Сибири, в рамках недели «Знакомства с культурой народов Сибири»:
- фестиваль «В семье единой» (номинации: «Ритмы Сибири» (хореография), «Таланты
Сибири» (вокал), «Родной Сибири посвящаю» (прикладное творчество),
«Сказание о
Сибири» (литературное творчество);
-концерты;
-игровые программы;
-конкурсы (литературные, творческие, спортивные: «Сибирь удалая» и т.д.);
-праздники
2. Природа Сибири:
-конкурс «Сибирь многогранная» (уникальные нетрадиционные формы декоративно-
прикладное творчества: тувинский орнамент, вышивка оленьим волосом, валяние, эскизы
костюмов народов Сибири и т.д.);
-конкурс «Счастье доброты» - знакомство со сказкой малых народностей (литературное
чтение, иллюстрации к сказкам);
-фотоконкурс «Наедине с природой»;
-экологические мероприятия;
Ожидаемые результаты:
-осознание гражданской принадлежности к своей стране, своему народу, своему краю, к
гражданской общности «сибиряков»;
-осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему нации;-представление о
территории,
где
проживают
дети,
традициях
и
культуре
народов,
населяющих
эту
территорию;
-знание основных принципов и правил отношения к природе;
-участие
в
общественной
жизни
(благотворительные
акции,
праздничные
шествия,
ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий, реализация
установок здорового образа жизни);
-
публикация
иллюстраций
«Сказки
народов
Сибири»,
выполненных
обучающимися
творческих
коллективов
в
практической
деятельности
по
усвоению
знаний,
умений,
навыков по формированию гражданской идентичности.
Сибирская идентичность – это функционирующее явление, которое имеет свою историю,
этапы и реальное содержание, оно связано со своеобразием региона, её отдаленностью от
центра,
особой
хозяйственной
и
этнической
структурой,
природными
условиями,
формированием своих традиций, норм жизнедеятельности и ценностных ориентаций, т.е
«духовного
конструирования
населения»,
становления
понятия
«мы
сибиряки».
По
мнению
выдающегося
русского
писателя
В.Распутина,
сибирский
житель
составляет
особый «тип сибиряка, имеющего отличия и в психическом складе, и даже в физическом
облике».
Сегодня мы много говорим о скрепах, которые объединяют, сплачивают нас
вокруг одного большого общего дела. Надеемся, что наш проект «Моя Родина –
Сибирь» станет таким скрепом, и Россия будет прирастать Сибирью, но не только
природным, но и человеческим ресурсом, патриотами, любящими свою Родину, свой
народ, матушку Россию. И наш педагогический коллектив приложит для этого все