"Всестороннее развитие ребенка средствами музыки на уроках хореографии"
Автор: Муравикова Ольга Сергеевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "Маленький принц" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: статья Тема: "Всестороннее развитие ребенка средствами музыки на уроках хореографии" Раздел: дополнительное образование
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки на уроках хореографии
Муравикова О.С., концертмейстер
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц», г. Хабаровск
«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте».
Платон
В наше социально-ориентированное время всестороннее развитие ребенка
средствами музыки играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-
успешной личности ребёнка.
Творческих коллективов существует огромное количество. И очень многие
родители выбирают для своего ребёнка занятия танцами. Для малышей, как правило, все
начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только
научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, развивать мыслительные
процессы, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это
именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим,
как он видит этот мир. Сам процесс занятий танцами приносит детям истинную радость.
Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и
позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями
маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где
изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на
игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель музыкального сопровождения на занятиях хореографии —
всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности, формирование творческих
способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и
движений. Я считаю, что музыка способна формировать «благородство души», добро и
лучшие человеческие качества.
Задачи музыкального обучения и воспитания состоят в развитии музыкальной
памяти, ритма, способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,
понимать содержание хореографии через канву образа музыкального произведения.
Музыка способна творить чудеса, будить интерес к искусству.
Помимо этого на занятиях в хореографической студии дети вместе с
танцевальными навыками приобретают музыкальный опыт, умение работать в
коллективе.
Развитие музыкальности способствует приобретению творческого потенциала
ребенка, умению самопрезентовать себя через музыкальный образ, воспитывает
физическую выносливость, будит фантазию и даёт возможность импровизации.
Психологи утверждают, что музыка прекрасная помощница в тренировке
психических процессов (эмоциональной сферы), умения выражать свои эмоции в мимике
и пантомиме.
Задачи концертмейстера в деле полноценного восприятия музыкальных
произведений на занятиях хореографии велики. Думаю, что концертмейстер способен на
многое, когда речь заходит о помощи в раскрытии специального языка музыки, его
характера, жанра и особенностей ритмического рисунка. В настоящее время многие
нивелируют работу концертмейстера. Мне кажется, что это в корне не верно. Ведь музыка
на занятиях воспитывает эстетический вкус, благодаря развитию способности ощущать
выразительность искусства, вырабатывает способность понимать тонкие струны души
партнёра, развивает творческий и исполнительский характер деятельности детей на
концертах, фестивалях, конкурсах и творческих вечерах.
Психолог и психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-
двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями
музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и
развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с
практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами
творчества.
Не сформируется эмоциональный словарь у ребёнка- создадутся в развитии
личностные трудности, трудности в самоидентификации, общение со сверстниками, не
реализуются способности. Такова цепочка трудностей в развитии, приводящая к
трагическом результату - одиночеству нереализованности человека в будущем.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие
таланты, посредством выражения в музыке и танце, научить общаться, выражать себя,
чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным
жизненным изменениям.
Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка средствами музыки и
танцевальных движений, каждое своё занятие стремлюсь посвящать исследованию
раскрытия эмоционального мира ребёнка, его чувств, эмпатийности в целом.
В связи с этим стараюсь на занятиях давать задания, касающиеся придумывания
движений под определенную музыку. Каждый ребенок выбирает свою определённую
историю в танце и эмоцию.
Исходя из моего опыта, обычно младшая группа детей неохотно играет
отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, однако они с
энтузиазмом и упоением сочиняют танцы злости, монстров, привидений.
С чем это связано? Думаю, что таким образом осуществляется знакомство с
собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности
переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения
поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и
понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и
творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать
становление музыкального образа, его характер и чутко, точно воспроизводить
ритмический рисунок.
Работая более 10-ти лет концертмейстером детских танцевальных коллективов, я
поняла, какое огромное значение играет присутствие концертмейстера и его помощь
педагогу-хореографу в творческом процессе. На занятиях я рассказываю детям об истории
возникновения танцев, которые они в данный момент исполняют, их сложности и
особенности ритмической и музыкальной структуры.
Танцевальные движения - это не только развитие фантазии детей, но и выработка
способности к импровизации, которая наиболее ярко высвечивает индивидуальность
ребёнка, развивает такие его качества, как целеустремленность, организованность,
трудолюбие, волю и желание победить трудности. Благодаря тому, что занятия проходят в
группе, дети приобретают навыки социализации, становятся более раскрепощенными,
открытыми и общительными.
Мы играем с детьми в музыкальные игры, ставим музыкально-хореографические
этюды: «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки прыгают», «Угадай знакомую
мелодию», «Создай образ под знакомую музыку» и т.д.
Таким образом, приобщение ребёнка к музыкальному творчеству на занятиях
хореографии создаёт необходимую базу для его всестороннего творческого развития и
успешного продвижения в жизни.