Рабочая программа по физической культуре Школа России
Автор: Балашова Марина Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ООШ № 19 Населённый пункт: п. Интернациональный Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по физической культуре Школа России Раздел: начальное образование
Планируемые результаты освоения предмета физическая культура
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации
места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной
деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
1
Планируемые результаты учебного курса «Физическая культура» к концу второго года обучения
В результате изучения физической культуры обучающиеся научатся:
понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших
комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и
дыхательной гимнастики;
иметь представления о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
понимать причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
иметь представления о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты,
гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Содержание учебного предмета
Номер раздела
Наименование раздела
Продолжительность изучения раздела в
часах
1
Национальные виды спорта «Русская лапта»
13
2
Легкоатлетические упражнения
22
3
Подвижные игры на основе баскетбола
12
4
Подвижные игры
37
5
Гимнастика с элементами акробатики
18
Итого
102
2
Формы организации учебных занятий
Урок – это место, где каждому выделено время, приобретать умения заниматься самостоятельно при высокой сознательной дисциплине.
Учащиеся класса, кроме освобожденных от занятий на основе врачебных заключений по состоянию здоровья в обязательном порядке
посещают урок и, проводимые по расписанию.
Классификация уроков.
Урок физкультуры разносторонен. Различают четыре разновидности уроков:
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью: - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных си -
стем организма, - восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или
эстетического воспитания .
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью:- вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изуче-
нии нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной
работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
Основные виды учебной деятельности
Основы знаний о физкультурной деятельности.
История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для
подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных
физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор
одежды и обуви, инвентаря и оборудования.
Способы самостоятельной деятельности.
Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.
Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений.
Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения:
Прикладно-гимнастические упражнения:
Легкая атлетика.
Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание»
3
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах: «одновременный двухшажный», «одновременный
одношажный» ходы.
Подвижные игры, элементы спортивных игр.
На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений
типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц
звеньев тела);
Обще развивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости, координации, формирование осанки, развитие силовых способностей.
На материале легкой атлетики:
Развитие координации, быстроты, выносливости, развитие силовых способностей.
На материале лыжной подготовки
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела
стоя на лыжах; скольжением на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с
изменяющимися “стойками” на лыжах; “подбирание” предметов во время спуска в низкой
стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в
чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме
большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Физическое совершенствование .
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад, гимнастический мост.
Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора
на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастические комбинации: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание
назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
4
Гимнастические упражнения прикладного характера: преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелазания, пере -
ползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: в длину и высоту, спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Кроссовая подготовка. Бег на выносливость.
Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча, ведение мяча, подвижные игры
на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину, подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча, приём и передача мяча, подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики. Развитие гибкости: комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание
и прогибание туловища ( в стойках и седах), индивидуальные комплесы по развитию гибкости.
Развитие координации: комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и
ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних
звеньев тела на другие; упражнение на расслабление отдельных мышечных групп; передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направ -
лениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: комплексы упражнений для укрепления мышечного торса.
Развитие силовых особенностей: отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку, прыжковые упражнения с предметом в ру-
ках, прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик, переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики. Развитие координации: бег с изменяющимся направление по ограниченной опоре.
Развитие быстроты : броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой под-
вешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд, с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по размет -
кам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгивание.
Требования по физической подготовленности для учащихся 2 класса
5
Контрольные
упражнения
Мальчики
Девочки
Уровень
Уровень
Высокий
(5 баллов)
Средний
(4 балла)
Низкий
(3 балла)
Высокий
(5 баллов)
Средний
(4 балла)
Низкий
(3 балла)
Подтягивание на низкой перекла-
дине из виса лежа,
кол-во раз
14 и более
10 – 13
менее 10
13 и более
9 – 12
менее 9
Прыжок в длину с места,
см
143
и дальше
128 – 142
ближе 128
136
и дальше
118 – 135
ближе 118
Наклон вперед, не сгибая ног в ко-
ленях
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями
пола
Коснуться
пальцами
пола
Коснуться
лбом колен
Коснуться
ладонями пола
Коснуться
пальцами пола
Бег 30 м с высокого старта,
сек.
6,0
и меньше
6,1 – 6,6
6,7
и больше
6,2
и меньше
6,3 – 6,7
6,8
и больше
Бег 1000 м
Без учета времени
Календарно - тематическое планирование
Итого: 102 часа
№
п/п
Дата по
плану
Дата по
факту
Тема урока
Кол-во
часов
1
Техника безопасности на уроках.
Ловля и передача мяча в парах.
1
2
Ловля и передача мяча в парах; ловля мяча после удара в пол и стену; ловля после удара в
стену и отскока в пол.
1
3
Ловля и передача мяча в парах; ловля мяча после удара в пол и стену; ловля после удара в
стену и отскока в пол.
1
4
Игра « Русская лапа»
1
6
5
Игра « Русская лапта»
1
6
Игра « Русская лапта»
1
7
Тб на уроках Ходьба и бег. Высокий старт.
1
8
Ходьба и бег. Бег на результат 60м.
1
9
Ходьба и бег. Бег в равномерном темпе от 8 до10 мин
1
10
Ходьба и бег. Бег на 1000м
1
11
Ходьба и бег. Встречная эстафета.
1
12
Прыжки. Прыжки и многоскоки.
1
13
Прыжки в длину с 7 – 9 шагов разбега.
1
14
Прыжки в длину с 7 – 9 шагов разбега.
1
15
Метание.
Бросок теннисного мяча на дальность, на точность.
1
16
Метание.
Бросок набивного мяча 2 кг двумя руками..
1
17
Метание.
Бросок теннисного мяча на дальность, на точность.
1
18
Техника безопасности на уроках. Ловля и передача мяча двумя руками. Игра « Гонка мячей
по кругу»
1
19
Ловля и передача мяча двумя руками. Игра « Гонка мячей по кругу»
1
20
Ловля и передача мяча двумя руками. Игра « Гонка мячей по кругу»
1
21
Ведение мяча на месте. Игра « Подвижная цель».
1
22
Ведение мяча на месте. Игра « Подвижная цель».
1
23
Ведение мяча на месте. Игра « Подвижная цель».
1
24
Передача мяча одной рукой. Игра « Овладей мячом».
1
25
Передача мяча одной рукой. Игра « Овладей мячом».
1
26
Ловля и передача мяча в кругу. Игра «Салки с мячом».
1
27
Броски мяча в кольцо. Игра мини-баскетбол.
1
28
Броски мяча в кольцо. Игра мини-баскетбол.
1
29
Броски мяча в кольцо. Игра мини-баскетбол.
1
30
Подвижные игры. «Космонавты», Разведчики и часовые
1
31
« Прыгуны и пятнашки»
1
32
« Белые медведи», « Космонавты»
1
7
33
« Прыжки по полосам», « Волк во рву»
1
34
« Удочка», «Зайцы в огороде»
1
35
« Удочка», «Зайцы в огороде»
1
36
« Удочка», « Мышеловка»
1
37
« Удочка», « Мышеловка»
1
38
Игры « Эстафета зверей»
1
39
Игры « Эстафета зверей»
1
40
« Белые медведи», « Космонавты
1
41
Игры « Эстафета зверей»
1
42
Игры « Эстафета зверей»
1
43
Эстафеты с предметами.
1
44
Эстафеты с предметами.
1
45
Эстафеты с предметами.
1
46
Эстафеты на развитие скоростных качеств.
1
47
Эстафеты на развитие скоростных качеств.
1
48
Личная гигиена
1
49
Попеременный двухшажный ход
1
50
Попеременный двухшажный ход
1
51
Попеременный двухшажный ход
1
52
Попеременный двухшажный ход
1
53
Одновременный бесшажный ход
1
54
Одновременный бесшажный ход
1
55
Повороты переступанием на месте
1
56
Повороты переступанием на месте
1
57
Повороты переступанием в движении
1
58
Повороты переступанием в движении
1
59
Игры на свежем воздухе
1
60
Игры на свежем воздухе
1
61
Подвижная игра «Кот и мыши».
1
62
Подвижная игра «Хвостики».
1
63
Подвижная игра «Хвостики».
1
64
Подвижная игра «Воробьи - вороны».
1
8
65
Подвижные игры с мячом.
1
66
Подвижные игры с мячом.
1
67
Подвижная игра «Кот и мыши».
1
68
Игры на свежем воздухе
1
69
ТБ на уроках гимнастики.Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
70
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
71
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
72
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
73
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
74
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии.
1
75
Висы. Вис завесом, вис на согнутых руках.
1
76
Висы. Мальчики: висы, подтягивание в висе. Девочки: смешанные висы, подтягивание в
висе лежа
1
77
Висы. Мальчики: поднимание прямых ног в висе. Девочки: поднимание согнутых ног в висе
1
78
Висы. Вис прогнувшись, поднимание ног в висе.
1
79
Висы. Мальчики: поднимание прямых ног в висе. Девочки: поднимание согнутых ног в висе.
1
80
Висы. Вис прогнувшись, поднимание ног в висе.
1
81
Опорный прыжок, лазание по канату.
1
82
Опорный прыжок, лазание по канату
1
83
Опорный прыжок, лазание по канату.
1
84
Опорный прыжок, лазание по канату.
1
85
Опорный прыжок, лазание по канату.
1
86
Опорный прыжок, лазание по канату.
1
87
Техника безопасности на уроках. Игра « Русская лапта»
1
88
Игра « Русская лапта»
1
89
Игра « Русская лапта»
1
90
Игра « Русская лапта»
1
91
Игра « Русская лапта»
1
92
Игра « Русская лапта»
1
93
Тб на уроках Ходьба и бег. Высокий старт.
1
94
Ходьба и бег. Бег на результат 60м.
1
95
Ходьба и бег. Бег в равномерном темпе от 8 до10 мин
1
9
96
Ходьба и бег. Бег на 1000м
1
97
Ходьба и бег. Встречная эстафета.
1
98
Прыжки. Прыжки и многоскоки.
1
99
Прыжки в длину с 7 – 9 шагов разбега.
1
100
Прыжки в длину с 7 – 9 шагов разбега.
1
101
Метание.
Бросок теннисного мяча на дальность, на точность.
1
102
Метание.
Бросок теннисного мяча на дальность, на точность.
1
10