Напоминание

Русская народная сказка "Марья и ведьмы"


Автор: Лисицына Милана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №49
Населённый пункт: город Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Раздел: начальное образование





Назад





«МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ»

Русская народная сказка

Ц е ли :
развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом; совершенствовать навык правильного и выразительного чтения; способствовать воспитанию нравственных качеств.
Ход

у р о к а

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы учителя

-
Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (сказку «Пётр и мужик»)
-
Дома вам надо было найти и прочитать другие сказки о Петре 1. Какие сказки вы прочитали?
-
Каким описывает народ Петра в этих сказках?
III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к чтению сказки «Марья и ведьмы»
– Встретился ли кому-нибудь из вас в сказках о Петре такой персонаж: «Её излюбленный путь из дома в дом – труба, из которой вьётся дым. Она может оборачиваться иглой, клубком, мешком, катящейся бочкой. Но чаще всего принимает облик птицы (сороки), змеи, свиньи, лошади, кошки, собаки или стремительно катящегося колеса» – Почему? (Сказки о Петре 1 по содержанию бытовые, в них рассказывается о жизненных ситуациях, а этот персонаж из волшебной сказки) – А что это за персонаж? Предположения детей. (слайд 1)
-
Сегодня мы будем читать сказку «Марья и ведьмы» – Как вы думаете, о чем может рассказать произведение с таким названием и каким оно будет по жанру? Предположения детей.
2. Знакомство с текстом
Сказку читают сильные ученики
3. Обмен впечатлениями.

-
Оправдались ли ваши предположения?
-
Кто является олицетворением добра и зла в сказке?
4. Игра «Лото»
(слайд 2) У каждого ученика карточка с пунктами плана сказки и цифрами 1,2,3,4,5,6 Задание: учитель читает предложение из текста сказки, а дети берут фишки по порядку и кладут на ту часть карточки, к которой относится это предложение.
1) «По народным поверьям, в эту ночь оживала вся нечисть, появлялись ведьмы и змеи» 2) «Полезла на дуб и свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком» 3) «Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают» 4) «Считалось, что только в эту ночь они имеют лечебную силу» 5) «Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом» 6) «Лечила травами да кореньями – всякими добрыми зельями, собранными летом в купальскую ночь» Проверка выполнения задания (слайд 3)
-
Соответствует ли этот порядок событиям сказки?
-
Переставьте карточки с номерами так, чтобы порядок соответствовал событиям сказки (слайд 4)
5. Работа с текстом с обсуждением прочитанного

-
На какой пункт вы поставили карточку под №1? - А что значит искусница? (умелая, хорошо знающая своё дело) - Какими знаниями обладала Марья? Что такое зелье?
-
На какой пункт вы поставили карточку под №2?
-
А что это за праздник Ивана Купалы? - Что происходило в эту ночь? (слайд 5)
-
На какой пункт вы поставили карточку под №3?
-
Что такое традиция? Какая была традиция на Ивана Купалу? (слайд 6)
-
На какой пункт вы поставили карточку под №4?
-
О чём ведьмы спрашивали Марью? Из какой травы они варили зелье? (слайд 7)
-
Почему ведьмы отпустили Марью?
-
На какой пункт вы поставили карточку под №5?
-
Как звали самую лютую злую ведьму, следившую за Марьей? - Как девушкам удалось победить злой дух ведьмы Чуровницы? Прочитайте.
-
На какой пункт вы поставили карточку под №6? - В кого превратилась Чуровница? (слайд 8) - Какова главная мысль сказки? (слайд 9)
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание

-
Понравился ли вам урок? - Какое домашнее задание вы для себя выберете? 1) Выразительное чтение сказки 2) Пересказ сказки 3) Иллюстрация к сказке





В раздел образования