Автор: Лисицына Милана Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ лицей №49 Населённый пункт: город Калининград Наименование материала: методическая разработка Тема: Русская народная сказка "Марья и ведьмы" Раздел: начальное образование
Ц е ли : развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
совершенствовать
навык
правильного
и
выразительного
чтения;
способствовать воспитанию нравственных качеств.
Ход
у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы учителя
- Какую сказку мы читали на прошлом уроке? (сказку «Пётр и мужик»)
- Дома вам надо было найти и прочитать другие сказки о Петре 1. Какие
сказки вы прочитали?
- Каким описывает народ Петра в этих сказках?
III. Работа по теме урока.
1. Подготовка к чтению сказки «Марья и ведьмы»
– Встретился ли кому-нибудь из вас в сказках о Петре такой персонаж:
«Её излюбленный путь из дома в дом – труба, из которой вьётся дым. Она
может оборачиваться иглой, клубком, мешком, катящейся бочкой. Но чаще
всего принимает облик птицы (сороки), змеи, свиньи, лошади, кошки, собаки
или стремительно катящегося колеса»
–
Почему?
(Сказки
о
Петре
1
по
содержанию
бытовые,
в
них
рассказывается
о
жизненных
ситуациях,
а
этот
персонаж
из
волшебной
сказки)
– А что это за персонаж? Предположения детей.
(слайд 1)
- Сегодня мы будем читать сказку «Марья и ведьмы»
– Как вы думаете, о чем может рассказать произведение с таким названием
и каким оно будет по жанру?
Предположения детей.
2. Знакомство с текстом
Сказку читают сильные ученики
3. Обмен впечатлениями.
- Оправдались ли ваши предположения?
- Кто является олицетворением добра и зла в сказке?
4. Игра «Лото» (слайд 2)
У
каждого
ученика
карточка
с
пунктами
плана
сказки
и
цифрами
1,2,3,4,5,6
Задание:
учитель
читает
предложение
из
текста
сказки,
а
дети
берут
фишки по порядку и кладут на ту часть карточки, к которой относится это
предложение.
1)
«По народным поверьям, в эту ночь оживала вся нечисть, появлялись
ведьмы и змеи»
2)
«Полезла на дуб и свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком»
3)
«Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают»
4)
«Считалось, что только в эту ночь они имеют лечебную силу»
5)
«Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за
осиновым стволом»
6)
«Лечила
травами
да
кореньями
–
всякими
добрыми
зельями,
собранными летом в купальскую ночь»
Проверка выполнения задания (слайд 3)
- Соответствует ли этот порядок событиям сказки?
-
Переставьте
карточки
с
номерами
так,
чтобы
порядок
соответствовал
событиям сказки (слайд 4)
5. Работа с текстом с обсуждением прочитанного
- На какой пункт вы поставили карточку под №1?
- А что значит искусница? (умелая, хорошо знающая своё дело)
- Какими знаниями обладала Марья? Что такое зелье?
- На какой пункт вы поставили карточку под №2?
- А что это за праздник Ивана Купалы?
- Что происходило в эту ночь? (слайд 5)
- На какой пункт вы поставили карточку под №3?
- Что такое традиция? Какая была традиция на Ивана Купалу? (слайд 6)
- На какой пункт вы поставили карточку под №4?
-
О чём ведьмы спрашивали Марью? Из какой травы они варили зелье?
(слайд 7)
- Почему ведьмы отпустили Марью?
- На какой пункт вы поставили карточку под №5?
- Как звали самую лютую злую ведьму, следившую за Марьей?
- Как девушкам удалось победить злой дух ведьмы Чуровницы? Прочитайте.
- На какой пункт вы поставили карточку под №6?
- В кого превратилась Чуровница? (слайд 8)
- Какова главная мысль сказки? (слайд 9)
IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание
- Понравился ли вам урок?
- Какое домашнее задание вы для себя выберете?
1) Выразительное чтение сказки
2) Пересказ сказки 3) Иллюстрация к сказке