Напоминание

Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника


Автор: Мефокова Татьяна Семёновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




1. Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника в системе Л.В.Занкова. Учитель начальной школы МОУ « СОШ села Березина Речка Саратовского района» Мефокова Татьяна Семёновна. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка. Очевидно, что развитие невозможно без рефлексии. Поэтому я старалась стимулировать учеников к созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий ,игр , различных соревнований. Учениками создавали рукописный журнал «Времена года», фотогазеты « Мой 1 класс»( 2.3,4.класс), альбомы « Первые пробы пера». « Мы художники», « МЫ иллюстраторы», « Наши достижения» , « Самый, самый, самый…», фотохроника « 4 года вместе».Всё это служило отражением рефлексии детей по поводу значимых для них событий школьной жизни. Теперь в своей работе с учениками я перешла на создание ими индивидуальных портфолио. Портфолио становится « историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей , в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то , что он знает и умеет. Важно , что внимание концентрируется не только на результате деятельности. Но учитывается и пройденный учеником путь, то каким образом он работал над достижением результата. А также его субъективная оценка проделанной работы т.е. рефлексия
Цели и задачи портфолио:
- создание условий для реализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; -создание ситуации успеха для каждого ученика; -развитие самооценки и уверенности в собственных возможностях; -максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка; - формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; -приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями( « я реальный», « я идеальный»); На семейном празднике «Первые 10 дней ребёнка в школе» родители вручают первоклассникам « портфели будущих достижений», представляющие собой файловые папки с вкладышами для размещения листов формата А4. Это и будет портфолио. Оно состоит из нескольких разделов.
1.Познакомьтесь со мной Заполняют дети вместе с о своими родителями . Содержит сведения о ребёнке : Ф.и.о. дата рождения, адрес 2.Мое имя С большим удовольствием первоклассники пишут своё имя ручкой. Потом на занятиях « Кто я» , которые проводятся 1 раз в четверть я предлагаю детям игру «Какое настроение –такое имя».Фломастерами , красками или цветными карандашами дети пишут свой имя. По цвету и форме букв психолог определяет психологическое состояние ребёнка в данный момент. « Как меня зовут сегодня»-игра заключается в том, что каждый пишет своё имя, представляя как бы он хотел , чтобы его называли сегодня . Цвет и размер букв определяет ,каким тоном к нему надо обращаться окружающим. Например,девочка пишет в разные дни: Наташа, Наташенька, Натали, Солнышко, Миленькая .Таким образом ребёнок показывает ,как он себя оценивает и каким предлагает себя воспринять окружающим. На одном из уроков чтения дети знакомятся со значением имени « Александр». Я предлагаю найти сведения о значении их имён. Полученные сведения дети записывают в своё портфолио. Они узнают от своих родителей , почему их так назвали, узнают о других родственниках с тем же именем ,помещают эти сведения в портфолио. .Некоторые узнают о знаменитом тёзке .Кто-то из Саш пишет :Александр Македонский., а кто-то Александр Ягудин, третий- Александр Пушкин.. Я узнаю об увлечениях детей, а ребёнок получает новую информацию. 3.Мой портрет Сюда помещаются автопортреты ученика, портреты нарисованные одноклассниками, если они понравились ребёнку, фотопортреты. Материалы с занятий « Кто я». Напишите прилагательные «Я……,…..,.. человек.» «Определи себя с помощью существительных» . Аналогично идёт описание одноклассниками. Описание идёт только положительных качеств характера. Интересно сравнивать портреты первого и четвёртого классов. Сюда же помещаются сочинения « Кем я хочу стать», « Если бы у меня была волшебная палочка». 4.Моя семья Этот раздел предложили мне ребята после проведения во 2 классе семейного праздника « Давайте познакомимся». Сюда вошли сочинения « Знакомьтесь ,моя семья»,2кл. семейные фото , фото семейных поделок, тексты семейных выступлений(стихи, викторины, рецепты,..). Постепенно этот раздел пополняется :в 3 кл. появились сочинения « Любимая мама( бабушка)», « Лучший друг семьи» ( о домашних животных , о бабушках, о телевизоре…) , « Семейные увлечения»4кл. Когда эти сочинения звучат на семейных праздниках родители много нового узнают не только о ребёнке , но и о себе.
5.Мир моих увлечений Фотографии, рисунки, мини сочинения с рассказом о своих увлечениях. Одни дети посещают школьные кружки : « Умелые ручки», танцевальный кружок, кружок по рисованию , 2 детей учатся в музыкальной школе( её филиал находится в нашей школе), почти весь класс посещает занятия хора в музыкальной школе. 2 ученика занимаются в спортивных секциях вне школы, 1 девочка – в танцевальном коллективе ДК «Авиастроителей». С рассказом о своих увлечениях ученик выступает 1 раз в год на классном часе « Мир моих увлечений». (постепенно увеличивается количество выступающих, всё интересней формы выступлений: сначала небольшой рассказ; потом дополняется фото, игрушками, , персональными выставками рисунков, поделок, сочинениями.,книгами, видеофрагментами. ) Материалы так же помещаются в портфолио 6.Первые пробы пера. Содержит творческие работы ученика, написанные им за 4 года обучения : путаницы, загадки, мини сочинения, стихи, хокку, сказки, сочинения, статьи., викторины. Лучшие сочинения входят в ежегодный журнал « Первые пробы пера», создавать , который помогают родители. 7. Мои золотые ручки Содержит альбомы с рисунками, плоскостные поделки, фото объёмных поделок, книжки- малют 8. Мои любимые песни. Этот раздел предложили внести в портфолио дети, чтобы сохранить песни, с которыми Познакомились в начальной школе. На семейном празднике « 4 года вместе» каждая семья класса получила песенник « Песни нашего класса», в создании которого активное участие принимали родители. Этот песенник ученики пополняют и в дальнейшей школьной жизни. 9.Мой волшебный мир книг. Этот раздел мы с родителями решили ввести в портфолио . чтобы активизировать интерес детей к чтению. Здесь находятся иллюстрации к прочитанным книгам, минисочинения, отзывы о книгах, об экскурсиях в библиотеку, тексты викторин , которые составляет ребёнок, ( «Счастливый случай» 3 кл дети активно помогаю в составлении вопросов )читательский дневник… 10.Наши праздники Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенние Днисемьи :1кл « Чуккокола»,2кл. « Давайте познакомимся», 3 кл. « Зелёная тропинка», 4 кл. « Встречи с Пушкиным»; участие в «Носовских чтениях», проводимых со всеми учениками начальной школы. : в 1 классе дети являются зрителями и участниками конкурсов, 2кл. проводят одну страничку « Читаем и пересказываем» , 3кл. проводят все конкурсы на «Носовских чтениях»,4кл. дети являются оформителями и ведущими праздника; конкурсы для мальчиков к 23 февраля, концерт для бабушек и мам , интеллектуальные игры: « Счастливый случай», «Семь шляп», « Самый,самый, самый..», « Знатоки..»К подготовке внеклассных
мероприятий стараюсь привлекатьродителей . Они занимаются изготовлением костюм, декораций, подготовкой призов, а иногда сами активно участвуют в проведении конкурсов на праздниках. Новогодний праздник для учеников начальной школы ( в нашей школе его всегда проводит 4 класс) главных героев вместе с детьми играли и их родители. По окончанию праздников ученики оформляют отзыв о нём, включающий самоанализа участия в празднике или конкурсе , дополняя рисунками, фотографиями, текстами выступлений данной семьи. В последнем выпуске семья Слугиных оформила отчёт в виде видеофильма « Наши классные праздники» и подарила её классу 11.Мои достижения Без внимания не остаётся ни одно достижение ученика. « Лучший ученик по русскому языку», « Лучший знаток математики», « Победитель конкурса чтецов» , « Победитель конкурса рисунков», « Главный почемучка класса», « Знаток музыки», « Золотые ручки»,много почётных грамот по физической культуре помещено в портфолио ученика.. В этом разделе собраны грамоты, благодарности , дипломы, благодарственные письма, сертификаты, полученные в конкретном учебном году, в том числе , которые получены на внутреклассных конкурсах. Например, « Победитель конкурса « Лучшая пара».Этот конкурс проводится в течении недели. На всех уроках дети работают в паре с тем, с кем хотят. набирая очки за выполнение заданий. «Лучший «учитель» определяется по итогам зачёта, который проводится через несколько уроков на закрепление, где в качестве учителей выступают « сильные» ученики. Остальные ученики сами выбирают себе «учителя»и пользуются его помощью для подготовки к зачёту. В классе есть дети, которые участвуют в районных и областных конкурсах поделок, рисунков. 11.Рефлексия собственной деятельности Первую часть раздела мне предложил ввести учитель физкультуры. Анализ результатов по физическому развитию детей, который он готовит для каждого ученика за каждое полугодие , позволяет учителю, родителям и самому ученику наблюдать и корректировать его физическое развитие . Некоторые учителя -предметники поддержали эту идею. Ведется этот раздел в виде диагностических карт. Самооценку проводят сами дети со 2 класса в свободной форме.( рисунке, фото, сообщение). Дети сами пишут, что они считают достижением за полугодие. Одни довольны, что научились хорошо писать, кто-то быстрее всех бегать, а третьи пишут, что померились с бабушкой, и. д. Сюда со 2 класса помещаются результаты тестирования , которые проводятся совместно с психологом ежегодно .В
тест
входят вопросы: Как я воспитан? ( плохо, не очень хорошо, хорошо.) Как я учусь? ( не стараюсь, стараюсь, очень стараюсь) Мой самый любимый урок________ Мой самый нелюбимый урок _______ Как я себя чувствую в кругу своих одноклассников? ( настороженно, неуютно, зажато, беспокойно, хорошо, свободно, спокойно, радостно, люблю с ними общаться) Люблю заниматься после уроков____________________________________
Анализ тестов позволяет не только получить некоторые конкретные сведения об ученике, но и видеть ,как он может себя оценить. Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии» учитель- ученик-родители».В первом классе , когда ребёнок начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала стараюсь построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. За учеником остаётся право выбора того, какие материалы необходимо включить в портфолио, а какие нет. Свою роль ,как классного руководителя, я вижу прежде всего в том, чтобы поддерживать инициативу ученика; создавать условия для реализации его возможностей; обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса ребёнка, демонстрировать ученику его способности практически применять приобретённые знания и умения, помогать формированию навыка рефлексии у ученика. Анализируя каждый год материалы портфолио вижу, как постепенно дети учатся анализировать свои успехи, способности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. В 1 кл. только 1 ученик обладал начальными навыками самоанализа- 6%; во 2кл-18%; в 3кл- 49% ; в 4кл- 66%. Классная руководительница 5 кл. продолжает начатую мною работу, по созданию портфолио. Преемственность в воспитании ребёнка осуществляется. ,


В раздел образования