Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника
Автор: Мефокова Татьяна Семёновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ " СОШ с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области" Населённый пункт: Саратов Наименование материала: статья Тема: Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника Раздел: начальное образование
1.
Портфолио, как способ развития рефлексии младшего школьника в системе
Л.В.Занкова.
Учитель начальной школы МОУ « СОШ села Березина Речка Саратовского района»
Мефокова Татьяна Семёновна.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка. Очевидно,
что развитие невозможно без рефлексии. Поэтому я старалась стимулировать учеников
к созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий ,игр , различных
соревнований. Учениками создавали рукописный журнал «Времена года», фотогазеты
« Мой 1 класс»( 2.3,4.класс), альбомы « Первые пробы пера». « Мы художники», « МЫ
иллюстраторы», « Наши достижения» , « Самый, самый, самый…», фотохроника « 4
года вместе».Всё это служило отражением рефлексии детей по поводу значимых для
них событий школьной жизни. Теперь в своей работе с учениками я перешла на
создание ими индивидуальных портфолио.
Портфолио становится « историей успеха», помогающей проследить индивидуальный
прогресс учащегося; историей , в которой акцент смещается с того, чего не знает и не
умеет ученик, на то , что он знает и умеет. Важно , что внимание концентрируется не
только на результате деятельности. Но учитывается и пройденный учеником путь, то
каким образом он работал над достижением результата. А также его субъективная
оценка проделанной работы т.е. рефлексия
Цели и задачи портфолио:
- создание условий для реализации и самоактуализации в различных областях
школьной и внешкольной жизни;
-создание ситуации успеха для каждого ученика;
-развитие самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
-приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями( « я реальный», « я идеальный»);
На семейном празднике «Первые 10 дней ребёнка в школе» родители вручают
первоклассникам « портфели будущих достижений», представляющие собой файловые
папки с вкладышами для размещения листов формата А4. Это и будет портфолио.
Оно состоит из нескольких разделов.
1.Познакомьтесь со мной
Заполняют дети вместе с о своими родителями . Содержит сведения о ребёнке : Ф.и.о.
дата рождения, адрес
2.Мое имя
С большим удовольствием первоклассники пишут своё имя ручкой. Потом на
занятиях « Кто я» , которые проводятся 1 раз в четверть я предлагаю детям игру
«Какое настроение –такое имя».Фломастерами , красками или цветными
карандашами дети пишут свой имя. По цвету и форме букв психолог определяет
психологическое состояние ребёнка в данный момент.
« Как меня зовут сегодня»-игра заключается в том, что каждый пишет своё имя,
представляя как бы он хотел , чтобы его называли сегодня . Цвет и размер букв
определяет ,каким тоном к нему надо обращаться окружающим. Например,девочка
пишет в разные дни: Наташа, Наташенька, Натали, Солнышко, Миленькая .Таким
образом ребёнок показывает ,как он себя оценивает и каким предлагает себя
воспринять окружающим.
На одном из уроков чтения дети знакомятся со значением имени « Александр». Я
предлагаю найти сведения о значении их имён. Полученные сведения дети
записывают в своё портфолио. Они узнают от своих родителей , почему их так назвали,
узнают о других родственниках с тем же именем ,помещают эти сведения в портфолио.
.Некоторые узнают о знаменитом тёзке .Кто-то из Саш пишет :Александр
Македонский., а кто-то Александр Ягудин, третий- Александр Пушкин..
Я узнаю об увлечениях детей, а ребёнок получает новую информацию.
3.Мой портрет
Сюда помещаются автопортреты ученика, портреты нарисованные одноклассниками,
если они понравились ребёнку, фотопортреты. Материалы с занятий « Кто я».
Напишите прилагательные «Я……,…..,.. человек.»
«Определи себя с помощью существительных» . Аналогично идёт описание
одноклассниками. Описание идёт только положительных качеств характера.
Интересно сравнивать портреты первого и четвёртого классов. Сюда же помещаются
сочинения « Кем я хочу стать», « Если бы у меня была волшебная палочка».
4.Моя семья
Этот раздел предложили мне ребята после проведения во 2 классе семейного
праздника « Давайте познакомимся». Сюда вошли сочинения « Знакомьтесь ,моя
семья»,2кл. семейные фото , фото семейных поделок, тексты семейных
выступлений(стихи, викторины, рецепты,..). Постепенно этот раздел пополняется :в 3
кл. появились сочинения « Любимая мама( бабушка)», « Лучший друг семьи» ( о
домашних животных , о бабушках, о телевизоре…) , « Семейные увлечения»4кл. Когда
эти сочинения звучат на семейных праздниках родители много нового узнают не
только о ребёнке , но и о себе.
5.Мир моих увлечений
Фотографии, рисунки, мини сочинения с рассказом о своих увлечениях. Одни дети
посещают школьные кружки : « Умелые ручки», танцевальный кружок, кружок по
рисованию , 2 детей учатся в музыкальной школе( её филиал находится в нашей
школе), почти весь класс посещает занятия хора в музыкальной школе. 2 ученика
занимаются в спортивных секциях вне школы, 1 девочка – в танцевальном коллективе
ДК «Авиастроителей». С рассказом о своих увлечениях ученик выступает 1 раз в год на
классном часе « Мир моих увлечений». (постепенно увеличивается количество
выступающих, всё интересней формы выступлений: сначала небольшой рассказ; потом
дополняется фото, игрушками, , персональными выставками рисунков, поделок,
сочинениями.,книгами, видеофрагментами. ) Материалы так же помещаются в
портфолио
6.Первые пробы пера.
Содержит творческие работы ученика, написанные им за 4 года обучения : путаницы,
загадки, мини сочинения, стихи, хокку, сказки, сочинения, статьи., викторины.
Лучшие сочинения входят в ежегодный журнал « Первые пробы пера», создавать ,
который помогают родители.
7. Мои золотые ручки
Содержит альбомы с рисунками, плоскостные поделки, фото объёмных поделок,
книжки- малют
8. Мои любимые песни.
Этот раздел предложили внести в портфолио дети, чтобы сохранить песни, с которыми
Познакомились в начальной школе. На семейном празднике « 4 года вместе» каждая
семья класса получила песенник « Песни нашего класса», в создании которого
активное участие принимали родители. Этот песенник ученики пополняют и в
дальнейшей школьной жизни.
9.Мой волшебный мир книг.
Этот раздел мы с родителями решили ввести в портфолио . чтобы активизировать
интерес детей к чтению. Здесь находятся иллюстрации к прочитанным книгам,
минисочинения, отзывы о книгах, об экскурсиях в библиотеку, тексты викторин ,
которые составляет ребёнок, ( «Счастливый случай» 3 кл дети активно помогаю в
составлении вопросов )читательский дневник…
10.Наши праздники
Наша внеклассная жизнь насыщенна и разнообразна. Значительную часть её
составляют праздники и процесс подготовки к ним. Это традиционные осенние
Днисемьи :1кл « Чуккокола»,2кл. « Давайте познакомимся», 3 кл. « Зелёная
тропинка», 4 кл. « Встречи с Пушкиным»; участие в «Носовских чтениях»,
проводимых со всеми учениками начальной школы. : в 1 классе дети являются
зрителями и участниками конкурсов, 2кл. проводят одну страничку « Читаем и
пересказываем» , 3кл. проводят все конкурсы на «Носовских чтениях»,4кл. дети
являются оформителями и ведущими праздника; конкурсы для мальчиков к 23
февраля, концерт для бабушек и мам , интеллектуальные игры: « Счастливый случай»,
«Семь шляп», « Самый,самый, самый..», « Знатоки..»К подготовке внеклассных
мероприятий стараюсь привлекатьродителей . Они занимаются изготовлением
костюм, декораций, подготовкой призов, а иногда сами активно участвуют в
проведении конкурсов на праздниках. Новогодний праздник для учеников начальной
школы ( в нашей школе его всегда проводит 4 класс) главных героев вместе с детьми
играли и их родители. По окончанию праздников ученики оформляют отзыв о нём,
включающий самоанализа участия в празднике или конкурсе , дополняя рисунками,
фотографиями, текстами выступлений данной семьи. В последнем выпуске семья
Слугиных оформила отчёт в виде видеофильма « Наши классные праздники» и
подарила её классу
11.Мои достижения
Без внимания не остаётся ни одно достижение ученика. « Лучший ученик по русскому
языку», « Лучший знаток математики», « Победитель конкурса чтецов» , « Победитель
конкурса рисунков», « Главный почемучка класса», « Знаток музыки», « Золотые
ручки»,много почётных грамот по физической культуре помещено в портфолио
ученика.. В этом разделе собраны грамоты, благодарности , дипломы,
благодарственные письма, сертификаты, полученные в конкретном учебном году, в том
числе , которые получены на внутреклассных конкурсах. Например, « Победитель
конкурса « Лучшая пара».Этот конкурс проводится в течении недели. На всех уроках
дети работают в паре с тем, с кем хотят. набирая очки за выполнение заданий.
«Лучший «учитель» определяется по итогам зачёта, который проводится через
несколько уроков на закрепление, где в качестве учителей выступают « сильные»
ученики. Остальные ученики сами выбирают себе «учителя»и пользуются его
помощью для подготовки к зачёту. В классе есть дети, которые участвуют в районных и
областных конкурсах поделок, рисунков.
11.Рефлексия собственной деятельности
Первую часть раздела мне предложил ввести учитель физкультуры. Анализ
результатов по физическому развитию детей, который он готовит для каждого ученика
за каждое полугодие , позволяет учителю, родителям и самому ученику наблюдать и
корректировать его физическое развитие . Некоторые учителя -предметники
поддержали эту идею. Ведется этот раздел в виде диагностических карт.
Самооценку проводят сами дети со 2 класса в свободной форме.( рисунке, фото,
сообщение). Дети сами пишут, что они считают достижением за полугодие. Одни
довольны, что научились хорошо писать, кто-то быстрее всех бегать, а третьи пишут,
что померились с бабушкой, и. д.
Сюда со 2 класса помещаются результаты тестирования , которые проводятся
совместно с психологом ежегодно .В тест входят вопросы:
Как я воспитан? ( плохо, не очень хорошо, хорошо.)
Как я учусь? ( не стараюсь, стараюсь, очень стараюсь)
Мой самый любимый урок________
Мой самый нелюбимый урок _______
Как я себя чувствую в кругу своих одноклассников? ( настороженно, неуютно, зажато,
беспокойно, хорошо, свободно, спокойно, радостно, люблю с ними общаться)
Люблю заниматься после уроков____________________________________
Анализ тестов позволяет не только получить некоторые конкретные сведения об
ученике, но и видеть ,как он может себя оценить.
Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии»
учитель- ученик-родители».В первом классе , когда ребёнок начинает работать над
составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта
должна минимизироваться по мере взросления. При этом с самого начала стараюсь
построить работу таким образом, чтобы ребёнок сам прикладывал определённые
усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно
происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного
отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. За учеником
остаётся право выбора того, какие материалы необходимо включить в портфолио, а
какие нет.
Свою роль ,как классного руководителя, я вижу прежде всего в том, чтобы
поддерживать инициативу ученика; создавать условия для реализации его
возможностей; обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса ребёнка,
демонстрировать ученику его способности практически применять приобретённые
знания и умения, помогать формированию навыка рефлексии у ученика.
Анализируя каждый год материалы портфолио вижу, как постепенно дети учатся
анализировать свои успехи, способности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями. В 1 кл. только 1 ученик обладал начальными навыками самоанализа-
6%; во 2кл-18%; в 3кл- 49% ; в 4кл- 66%.
Классная руководительница 5 кл. продолжает начатую мною работу, по созданию
портфолио. Преемственность в воспитании ребёнка осуществляется.
,