Напоминание

Спортивное каратэ Cётокан


Автор: Смурага Владимир Николаевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Оборонинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: р.п.Мордово Тамбовская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Спортивное каратэ Cётокан
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНОЕ КАРАТЭ СЁТОКАН»

Выполнил педагог дополнительного образования

Смурага В.Н.

Мордово

2014 г.


Пояснительная записка
Воспитательная роль и значение каратэ для формирования личности ребенка и его развития, несомненно, велики. Спортивное каратэ позволяет воспитать в человек трудолюбие и упорство, обрести источник мужества и силы, стойкость и стремление к самосовершенствованию. В каратэ происходит разрядка негативных эмоций ребенка, а также оздоровление его организма. Данная программа для обучающихся 1 – 4 классов, 5 – 7 классов, 8 – 10 классов разработана как приложение к основному курсу, преподаваемому в общеобразовательной школе. Программа рассчитана для учащихся и разбита на три возрастные группы 7 — 10 лет, 11 — 13 лет, 14-16 лет. По мере взросления учащихся они переходят в следующие возрастные группы. Работа осуществляется в учебных группах по плану с учетом индивидуальных особенностей учащихся, при этом широко используется различный спортинвентарь: мячи, скакалки, макивары, капы, шесты и другие. Темы планируются с учетом тех знаний, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе занятий каратэ. Опора делается с учетом углубленного познания предмета и помогает продвигаться дальше и совершенствовать уже имеющиеся знания. Тесная взаимосвязь теории и практики вооружит обучающихся специальными жизненно важными знаниями и умениями, которые позволят вырасти достойным гражданином и патриотом своей страны. Количество часов на каждую группу одинаково - 6 часов в неделю. Особое внимание уделяется техники безопасности во время занятий, все силовые взаимодействия в процессе занятий каратэ проводятся без контакта до 12 лет, с 12 лет - 16 лет контакт при пропущенных ударах наносятся в пол силы только в область живота. При этом используются индивидуальные средства защиты: капы, накладки на руки, ноги, шлемы на голову. Ежегодно проводятся обязательное медицинское освидетельствование спортсмена с записью в индивидуальную карточку и выдачей копии на руки. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Спортивное каратэ Сётокан» заключается в том, что она дает педагогам действенное средство приобщения детей к здоровому образу жизни, способствует развитию внутренних резервов и свойств личности, получению дополнительного образования.
Цель программы
Воспитание у детей мотивации на здоровье и формирование основ здоровой жизнедеятельности и стремления к самосовершенствованию.
Задачи программы

Образовательные:
• развивать умение грамотно применять свои знания на практике; • углубить и расширить знания о каратэ для воспитания спортсменов высокого уровня.

Развивающие:
• развивать такие свойства, как быстрота, реакция, ловкость, сообразительность и выносливость; • вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; • развивать умение анализировать свои поступки, тактику ведения единоборств.
Воспитательные:
• воспитывать внимание, прилежание, дисциплинированность, благородство; • воспитывать чувство дружбы, прививать любовь к нравственным человеческим началам; • воспитывать целеустремленность, самостоятельность, умение признавать и исправлять свои ошибки.
Принципы:
• учет индивидуальных особенностей детей; • учет возрастных особенностей; • научность; • наглядность; • доступность; • заинтересованность.
Методы:
• словесные; • наглядные; • практические.
Возраст обучающихся:
Младшая группа 7-10 лет Средняя группа 11-13 лет Старшая группа 14-16 лет
Срок реализации программы:
в течение 3 лет.
Режим занятий
6 часов в неделю на каждую возрастную группу спаренными астрономическими часами. Занятия рассчитаны на 10 месяцев в учебном году. Программа рассчитана на 3 учебных года, по истечении этого срока произво- дится набор новых групп. -

Учебно-тематический план групп 1 года обучения каратэ Сётокан
№ № Содержание занятий Всего часов Из них Теор Прак
1.Теория
1.1 Физическая культура и спорт в России 4 4 1.2 История развития каратэ 3 3 1.3 Краткие сведения о строении организма 2 2 1.4 Техника безопасности в каратэ 8 7 1 1.5 Основы техники и тактики в каратэ 5 3 2
2.Общая физическая подготовка
2.1 Легкоатлетические упражнения 12 1.2 10.8 2.2 Гимнастические упражнения 12 1.2 10.8 2.3 Спортивные и подвижные игры 8 0.8 7.2
3.Специальная физическая подготовка
3.1 Бег с остановками и изменениями направления 10 1 9 3.2 Упражнения на развитие прыгучести 8 0.8 7.2 3.3 Различные виды растяжек конечностей 6 0.6 5.4 3.4 Упражнения на пресс живота и спины 6 0.6 5.4
4.Техническая подготовка
4.1 Изучение стоек:ДЗЕНКУЦЕ,КИБА, КОКУЦЕ и перед, 12 1.2 10.8 4.2 Изучение прямого удара:ЦКИ 10 1 9 4.3 Изучение ударов ногой:МАЕ,МАВАШИ,ЙОКО 8 0.8 7.2 4.4 Изучение техники кихона 9 кю 12 1.2 10.8 4.5 Выполнение КИХОН-ИППОН кумитэ 10 1 9 4.6 Изучение техники кихона 8 кю 10 1 9 4.7 Выполнение КИХОН-ГОХОН кумитэ 10 1 9 4.8 Изучение базовой ката:ТАЙКУЕКУ СЕДАН 16 1.6 14.4 4.9 …………………………ХЕЙАН СЕДАН 16 1.6 14.4 4.10 …………………………ХЕЙАН НИДАН 16 1.6 14.4
5.Тактическая подготовка
5.1 Индивидуальные действия при проведении кумитэ 10 1 9 5.2 Индивидуальные действия при выполнении ката 10 1 9
6.Интегральная подготовка

7.Контрольные испытания
7.1 Тестирование техники 9 кю 10 1 9 7.2 Тестирование техники 8 кю 10 1 9 7.3 Сдача квалификационного экзамена на кю 4 0.4 3.6
8.Участие в соревнованиях
4 4
Итого
252 41.6 210. 4

Содержание занятий групп 1 года обучения
1.Теория Ознакомление с понятием физическая культура и спорт,с историей каратэ. Краткое ознакомление с техникой и тактикой в каратэ и требованием те- ники безопасности при занятиях. 2.Общая физическая подготовка. Выполнение разминочных упражнений , различные формы бега,упро- щенные упражнения из гимнастики для развития гикости.Спортивные игры и эстафеты. 3.Специальная физическая подготовка. Выполнение упражнений необходимых для укрепления динамических свойств организма.Различные растяжки и пресс. 4.Техническая подготовка. Изучение стоек ДЗЕН.КИБА,КОКУЦЕ и перемещение в них по прямой. Выполнение прямого удара рукой ЦКИ и ногами поочередно: МАЕ МАВАШИ,ЙОКО.Изучение техники КИХОНА на 9,8 кю. Выполнение упрощенного спарринга КИХОН-ГОХОН кумитэ. Изучение базовых кат:ТАЙКЕКУ СЕДАН,ХЕЙАН СЕДАН(НИДАН) 5.Тактическая подготовка. Необходимые индивидуальные действия при проведении упрощенных спа- рингов и выполнении кат. 6.7.Контрольные испытания. Проверка освоения техники КИХОНА.КАТ,КИХОН-ГОХОН кумитэ на 9 и 8 кю. Сдача квалификационного экзамена на этот КЮ. 8.Соревнование. Принять участие в соревновании по каратэ в одной из номинаций или в обоих.

Учебно-тематический план групп 2 года обучения каратэ Сётокан
№ № Содержание занятий Всего часов Из них Теор Прак
1.Теория
1.1 Физическая культура и спорт в России 3 3 1.2 История развития каратэ Сетокан 3 3 1.3 Гигиена и режим дня спортсмена 3 3 1.4 Техника безопасности в каратэ 6 5 1 1.5 Врачебный контроль и самоконтроль 3 3 1.6 Техника и тактика в Сетокан 3 2 1 1.7 Правила соревнований по номинациям 3 2 1
2.Общая физическая подготовка
2.1 Легкоатлетические упражнения 8 0.8 7.2 2.2 Гимнастические упражнения 8 0.8 7.2 2.3 Акробатические упражнения 4 0.4 3.6 2.4 Спортивные и подвижные игры 10 1 9
3.Специальная физическая подготовка
3.1 Упражнения на выносливость и скорость 8 0.8 7.2 3.2 Упражнения на координацию движений 8 0.8 7.2 3.3 Упражнения на пресс-железная рубашка 6 0.6 5.4 3.4 Отработка одиночных ударов(руки,ноги)по макивар 8 0.8 7.2 3.5 Упражнения на гибкость,растяжки в парах 6 0.6 5.4
4.Техническая подготовка
4.1 Изучение быстрого перемещения из стойки в стойк 8 0.8 7.2 4.2 Выполнение удар.ЦКИ на время;на скорость 8 0.8 7.2 4.3 Изучение:МАЕ,МАВАШИ ЙОКО,УШИРО гери 12 1.2 10.8 4.4 Изучение кихона на 7 кю 16 1.6 14.4 4.5 Изучение КИХОН-САНБОН кумитэ 10 1 9 4.6 Изучение кихона на 6 кю 16 1.6 14.4 4.7 Изучение ДЗЮ-ИППОН кумитэ 10 1 9 4.8 Изучение базовой ката ХЕЙАН САНДАН 16 1.6 14.4 4.9 Изхучение базовой ката ХЕЙАН ЙОНДАН 16 1.6 14.4
5.Тактическая подготовка
5.1 Индивидуальные действия при кумитэ 10 1 9 5.2 Индивидуальные действия при выполнении ката 10 1 9
6.Интегральная поготовка

7.Контрольные испытания
7.1 Тестирование техники 7 кю 10 1 9 7.2 Тестирование техники 6 кю 10 1 9 7.3 Сдача квалификационного экзамена на кю 4 0.4 3.6
8.Участие в соревнованиях
6 6
Итого
252 43.2 208.8

Содержание занятий групп 2 года обучения
1Теория. Ознакомление с развитием физкультуры и спорта в Росси, их места в жизни человека. История развития карате ,правила соревнований по номинациям.Правильный режим дня и питание сполртсмена . Основы самоконтроля нагрузок и прохождение ВФД.Основные требования по техники тактики в Сетокан каратэ с учетом правил соревнований.Техника безопасности и использование инд. Средств защиты. 2.Общая физическая подготовка. Выполнение различных разминочных упражнений, а так же исполь- зование спортивных и подвижных игр для развития ловкости. 3.Специальная физическая подготовка. Выполнение упражнений необходимых для укрепление физических и специальных особенностей спортсмена для успешного освоения техники Сетокан. 4.Техническая подготовка. Быстрое перемещение из стойки в стойкуПрямой удар рукой на скорость и на время.Изучение ударов ногами на скорость.Освоение техники 7 и 6 КЮ, а так же спарринг:ДЗЮ-ИППОН кумитэ. Дальнейшее изучение базовых кат : ХЕЙАН САНДДАН;ЙОДАН. 5.Тактическая подготовка. Действия спортсмена для успешного выполнения: ДЗЮ ИППОН кум. и выполнении изученных КАТ. 6.7.Контрольные испытания. Проверка освоения техники 7 и 6 КЮ и сдача квалификационного экзамена на соответствующий КЮ. 8.Соревнования. Принять участие в 2,3 соревнований по Сетокан карате областного уровня.

Учебно-тематический план групп 3 года обучения каратэ Сётокан
№ № Содержание занятий Всего часов Из них Теор Прак
1.Теория
1.1 Физическая культура и спорт в России 3 1.2 История развития Сетокан каратэ в России 3 1.3 Гигиена,закаливание и режим дня спортсмена 3 1.4 Техника безопасности в каратэ,особенности 6 5 1 1.5 Врачебный контроль и самоконтроль нагрузок 3 1 2 1.6 Техника и тактика в каратэ по номинациям 4 2 2 1.7 Правила соревнований и жесты судей на них 4 2 2
2.Общая физическая подготовка
2.1 Легкоатлетические упражнения 8 0.8 7.2 2.2 Гимнастические упражнения 8 0.8 7.2 2.3 Акробатические упражнения 4 0.4 3.6 2.4 Спортивные и подвижные игры 8 0.8 7.2
3.Специальная физическая подготовка
3.1 Упражнения на развитие прыгучести 6 0.6 5.4 3.2 Упражнения на скорость и выносливость 8 0.8 7.2 3.3 Упражнения на остойчивость и координацию движ. 6 0.6 5.4 3.4 Упражнения пресса:железная рубашка 6 0.6 5.4 3.5 Отработка ударов в движении по макиварам 8 0.8 7.2 3.6 Выполнение комплекса:БОЙ с тенью 6 0.6 5.4
4.Техническая подготовка
4.1 Комбинированные перемещ. из стойки в стойку 8 0.8 7.2 4.2 Изучение комбинаций на удар ЦКИ 10 1 9 4.3 Выполнение МАЕ,МАВАШИ,ЙОКО,УШИРО в пар 10 1 9 4.4 Изучение кихона на 5 кю 12 1.2 10.8 4.5 Изучение ДЗЮ ИППОН кумитэ 10 1 9 4.6 Изучение кихона на 4 кю 12 1.2 10.8 4.7 Изучение ДЗЮ кумитэ 10 1 9 4.8 Изучение базовой ката ХЕЙАН ГОДАН 16 1.6 14.4 4.9 Повтор всех предыдущих кат 12 1.2 10.8
5.Тактическая подготовка.
5.1 Индивидуальные действия при ДЗЮ ИППОН кумит 10 1 9 5.2 Индивидуальные действия при выполнении кат 10 1 9
6.Интегральная подготовка
6.1 Отработка выполнен своего лучшего удара в кумитэ 10 1 9
7.Контрольные испытания
7.1 Тестирование техники 5 кю 8 0.8 7.2 7.2 Тестирование техники 4 кю 8 0.8 7.2 7.3 Сдача квалификационного экзамена на кю 4 0.4 3.6

8.Участие в соревнованиях
8 8
Итого
252 31.8 210.2

Содержание занятий групп 3 года обучения
1.Теория. Физкукльтура и спорт в жизни современного человека.Развитие Сетокан карате в России . Правила соревнований по номинациям и жесты судей на соревнованиях.Знание гигиены и режима дня спортсмена самоконтроль нагрузок при занятиях.Прохождение врачебного ВФД и страхование здоровья перед турнирами.Техника безопасности и индивидуальные средства защиты используемые в Сетокан. 2.Общая физическая подготовка. Выполнение различных упражнений и комплексов дя разминки перед занятиями. 3.Специальная физическая подготовка. Выполнение упражнений для развития скоростных и ударных возможностей. Отработка комплекса ведения свободного боя на выносливость,на скорость. 4.Техническая подготовка. Дальнейшее изучение техники перемещений и одиночных ударов в парах. Изучение Кихона на5,4 КЮ. Выполнение техники свободного боя на один удар в парах.Изучение комбинаций и ведение свободног8о боя на время. Анализ проведенных спаррингов. Освоение ката: ХЕЙАН ГОДАН.Повторение предыдущих КАТ. 5.Тактическая подготовка. Индивидуальные действия спортсмена при ДЗЮ ИППОН кумитэ и выпол- нении базовых КАТ. 6.Интегральная подготовка. Отработка своей лучшей техники при свободном кумитэ. 7.Контрольные испытания. Проверка освоения техники 5 и 4 КЮ и подготовка,сдача квалификационного экзамена. 8.Соревнования. Принять участие в 3,4 соревнованиях различного уровня, проводимых в области по каратэ.

Ожидаемые результаты

группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет

1 год обучения каратэ Сётокан
Должны знать Должны уметь Общие вопросы теории каратэ. Причины травматизма и правила его предупреждения Соблюдать порядок, безопасность, гигиеническое нормы. Помогать друг другу во время занятий Способы самоконтроля Вести самонаблюдение за физическим развитием и подготовленностью Работу систем дыхания, кровообращения при выполнении различных упражнений Контролировать режимы нагрузок по внешним признакам самочувствия и показателям чсс Основы психологической и физической подготовки Быть дисциплинированным, активным, честным. Соблюдать этикет каратэка, заложенный основоположниками этого спорта Спортивный инвентарь и средства индивидуальной защиты Пользоваться современным спортинвентарем и средствами индивидуальной защиты Простые удары и комбинации Уметь использовать простейшие приемы и удары без контроля силы удара Знать начальные базовые комплексы хейан шодан, нидан Уметь правильно перемещаться на татами с выполнением различной базовой техники Простые блоки, удары, отскоки, нырки при защите от ударов рук и ног Правильно выполнять защиту в воздух Требование тестов на 9-8 кю Уметь владеть техникой 9-8 кю, учавствовать в соревнованиях
Ожидаемые результаты

группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет

2 год обучения каратэ Сётокан

Должны знать Должны уметь Общие и индивидуальные особенности личной гигиены Содержать свое тело в чистоте. Своевременно мыть кимоно, чистить индивидуальные средства защиты Правила использования закаливающих процедур Правильно проводить процесс закаливания в различных погодных условиях Профилактика травматизма и оказание доврачебной помощи Соблюдать правила безопасности и оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях Правила поведения в коллективе при занятиях Анализировать свои поступки, брать пример с лучших учеников. Соблюдать этикет каратэка Правила и способы нанесения различных ударов и комбинаций Контролировать силу контакта ударов и точки их нанесения Запрещенные удары и приемы, запрещенные точки контактов при ударах При работах в парах не наносить и не использовать запрещенную технику Базовую технику начальных кат Продемонстрировать их на соревнованиях Свободно двигаться и наносить различные одиночные удары в парах к контролем силы контакта Проводить спарринг на один удар (рука, нога) с защитой и контролем ударов Способы защиты от ударов рук, ног в парах Уметь правильно блокировать различные удары в парах Требования тестов на сдачу экзаменов на 7-6 кю Уметь владеть техникой каратэ 7-6кю. Сдать на разряд каратэ Усовершенствовать в соревнованиях на дису-иппон-кумитэ, то есть на один удар и по катам
Ожидаемые результаты

группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет

3 год обучения каратэ Сётокан
Должны знать Должны уметь Требования техники безопасности при проведении тренировок каратэ Соблюдать правила нанесения ударов и приемов, зная особенности организма человека Требования техники безопасности при Правильно наносить удары и
проведении спаррингов комбинации с контролем и силы ударов и самой дистанции (в голову) Правила проведения соревнований каратэ Не нарушать правила проведения соревнований каратэ Расшифровку приемов и комбинаций, заложенных в базовых катах Показать «бункай» с использованием нескольких каратэков Требования при работе с лапами, макиварами, грушами Правильно наносить удары и комбинации по этим предметам в движении Правила ведения свободных поединков на несколько ударов. Использовать бросковую технику, подсечки Вести свободный поединок на татами с использованием бросковой техники Различные комбинации блоков с отходами, уклонами Свободно защищаться от различных ударов, захватов Требования тестов на сдачу экзаменов на5-4 кю Владеть техникой каратэка5-4кю. Постараться сдать на этот разряд Участвовать в соревнованиях в каратэ по катам и джу кумитэ

Методические рекомендации
• для занятия учащиеся должны иметь спортивную форму желательно кимоно; • рекомендуется заниматься в спортивной обуви, имеющей тонкую подошву или босиком; • оценки за занятия не выставляются; • при занятиях в парах применяются индивидуальные средства защиты конечностей и головы: накладки, шлемы, капы и др.
Оборудование
Для занятия потребуется: • спортивный зал; • спортивный инвентарь (маты, шведская стенка).
Организация рабочего места обучающегося
В спортзале не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимания детей. Из рабочих предметов учащиеся должны иметь спортивную форму.
Основные формы занятий и работы секций
• беседа; • техника безопасности; • разминка; • отработка техники по воздуху; • имитация ударов в парах; • отработка различной техники в парах на полу контакт; • соревнования; • самостоятельная работа.

Литература для педагогов
1. Аксенов Э.И. - От белого к черному. М, Просвещение, 1989 2. Кочергин А. - Каратэ. М., Физкультура и спорт, 2004. 3. Травников А. - Каратэ. Пособие для тренеров, 2001 4. Тедески Марк - Искусство захватов. М., Просвещение, 2005. 5. Эдмонд Отис - Шаг за шагом. М., Просвещение, 2002.
Литература для детей
1. К. Делки «Война самураев» Москва, 2009г. 2. С.А. Гвоздев «Самураи. Путь меча» Минск, 2001г. 3. С. Линн «Легенды о мастерах боевых искусств» Москва, 2006г. 4. А. Логачев «По лезвию катаны» Санкт-Петербург, 2006г. 5. А. Логачев «Мечи Ямато» Санкт-Петербург, 2006г.
Приложение №1


п/п

Требования к

соревнованиям

Возраст

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет
1 Длительность предварительной подготовки Не менее 1 года Не менее 1 года Не менее 4-5 месяцев при условиях сдачи контрольных нормативов 2 Масштаб соревнований Внутри- школьные До российских включительно 3 Количество турнирных соревнований в год Не более 2 Не более 4 4 Количество квалифицированны х соревнований (открытое татами) в год 1 раз в месяц 2 раза в месяц 5 Продолжительность поединка 2 мин. 2 мин. 6 Количество поединков в день Не более 2 Не более 2 7 Количество поединков в одном соревновании 2-6 4-8 8 Количество соревновательных поединков в год 14-16 20-30 9 Перерыв между турнирными соревнованиями Не менее 4 месяцев Не менее 2 месяцев 10 Сдача контрольных нормативов 2 раза в год 2 раза в год
Приложение №2 СНиП 11-65, 73; СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л-П-70 3.5.1. Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам) Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности (ПЭЭП, ПУЭ) и пожаробезопасности (ППБ-01-99) для общеобразовательных школ. Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий. Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площадь спортивного зала должна быть 9х18 м 2 , 12х24 м 2 , 18х30 м 2 , при высоте не менее 6 м. Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно устанавливаться из расчета 4 кв.м на одного учащегося. Заполнение зала сверх установленной нормы запрещается. Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской. Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400кг/м 2 . Допускается в полу спортивного зала в соответствии с нормативной документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков. При спортзалах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16-32 м 2 , в зависимости от площади спортзала; раздевальные для школьников не менее 0,18 м 2 площади на каждого, площадью 10,5 м 2 каждая; душевые, площадью 9 м 2 каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м 2 каждая; комната для инструктора, площадью 9 м 2 . Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной и высотой не менее 2 м и не иметь выступающего порога. Шкафы в раздевалках устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем. Температура в раздевальных для детей должна быть не менее 20 0 С, в душевых +25 0 С, кратность обмена воздуха в раздевальных – 1,5, в душевых – 5,0м 3 /ч. Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен. Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не должны выступать из плоскости стены. Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным
стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча, окна должны иметь фрамуги, открывающиеся с пола, и солнцезащитные приспособления. Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам мяча. В зданиях школ перекрытия над спортзалом должны быть трудносгораемыми и с пределом огнестойкости не менее 0,75. Не допускается создавать утепление перекрытий спортзала торфом, деревянными опилками и другими легкозагорающимися материалами.


В раздел образования