Автор: Смурага Владимир Николаевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ "Оборонинская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: р.п.Мордово Тамбовская область Наименование материала: рабочая программа Тема: Спортивное каратэ Cётокан Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СПОРТИВНОЕ КАРАТЭ СЁТОКАН»
Выполнил педагог дополнительного образования
Смурага В.Н.
Мордово
2014 г.
Пояснительная записка
Воспитательная роль и значение каратэ для формирования личности ребенка
и его развития, несомненно, велики. Спортивное каратэ позволяет воспитать в
человек трудолюбие и упорство, обрести источник мужества и силы, стойкость и
стремление к самосовершенствованию.
В
каратэ
происходит
разрядка
негативных
эмоций
ребенка,
а
также
оздоровление его организма.
Данная программа для обучающихся 1 – 4 классов, 5 – 7 классов, 8 – 10
классов
разработана
как
приложение
к
основному
курсу,
преподаваемому
в
общеобразовательной школе.
Программа рассчитана для учащихся и разбита на три возрастные группы 7
— 10 лет, 11 — 13 лет, 14-16 лет. По мере взросления учащихся они переходят в
следующие возрастные группы.
Работа
осуществляется
в
учебных
группах
по
плану
с
учетом
индивидуальных
особенностей
учащихся,
при
этом
широко
используется
различный спортинвентарь: мячи, скакалки, макивары, капы, шесты и другие.
Темы
планируются
с
учетом
тех
знаний,
которыми
должны
овладеть
обучающиеся в процессе занятий каратэ. Опора делается с учетом углубленного
познания
предмета
и
помогает
продвигаться
дальше
и
совершенствовать
уже
имеющиеся знания.
Тесная
взаимосвязь
теории
и
практики
вооружит
обучающихся
специальными
жизненно
важными
знаниями
и
умениями,
которые
позволят
вырасти достойным гражданином и патриотом своей страны.
Количество часов на каждую группу одинаково - 6 часов в неделю.
Особое внимание уделяется техники безопасности во время занятий, все
силовые взаимодействия в процессе занятий каратэ проводятся без контакта до 12
лет, с 12 лет - 16 лет контакт при пропущенных ударах наносятся в пол силы
только
в
область
живота.
При
этом
используются
индивидуальные
средства
защиты: капы, накладки на руки, ноги, шлемы на голову. Ежегодно проводятся
обязательное
медицинское
освидетельствование
спортсмена
с
записью
в
индивидуальную карточку и выдачей копии на руки.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Спортивное
каратэ Сётокан» заключается в том, что она дает педагогам действенное средство
приобщения
детей
к
здоровому
образу
жизни,
способствует
развитию
внутренних
резервов
и
свойств
личности,
получению
дополнительного
образования.
Цель программы
Воспитание
у
детей
мотивации
на
здоровье
и
формирование
основ
здоровой жизнедеятельности и стремления к самосовершенствованию.
Задачи программы
Образовательные:
•
развивать умение грамотно применять свои знания на практике;
•
углубить и расширить знания о каратэ для воспитания спортсменов
высокого уровня.
Развивающие:
•
развивать такие свойства, как быстрота, реакция, ловкость,
сообразительность и выносливость;
•
вырабатывать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья,
безопасного и ответственного поведения;
•
развивать умение анализировать свои поступки, тактику ведения
единоборств.
Воспитательные:
•
воспитывать внимание, прилежание, дисциплинированность,
благородство;
•
воспитывать чувство дружбы, прививать любовь к нравственным
человеческим началам;
•
воспитывать целеустремленность, самостоятельность, умение
признавать и исправлять свои ошибки.
Принципы:
•
учет индивидуальных особенностей детей;
•
учет возрастных особенностей;
•
научность;
•
наглядность;
•
доступность;
•
заинтересованность.
Методы:
•
словесные;
•
наглядные;
•
практические.
Возраст обучающихся:
Младшая
группа
7-10
лет
Средняя
группа
11-13
лет
Старшая группа 14-16 лет
Срок реализации программы: в течение 3 лет.
Режим занятий
6 часов в неделю на каждую возрастную группу спаренными астрономическими
часами. Занятия рассчитаны на 10 месяцев в учебном году.
Программа рассчитана на 3 учебных года, по истечении этого срока произво-
дится набор новых групп.
-
Учебно-тематический план групп 1 года обучения каратэ Сётокан
№
№
Содержание занятий
Всего
часов
Из них
Теор
Прак
1.Теория
1.1
Физическая культура и спорт в России
4
4
1.2
История развития каратэ
3
3
1.3
Краткие сведения о строении организма
2
2
1.4
Техника безопасности в каратэ
8
7
1
1.5
Основы техники и тактики в каратэ
5
3
2
2.Общая физическая подготовка
2.1
Легкоатлетические упражнения
12
1.2
10.8
2.2
Гимнастические упражнения
12
1.2
10.8
2.3
Спортивные и подвижные игры
8
0.8
7.2
3.Специальная физическая подготовка
3.1
Бег с остановками и изменениями направления
10
1
9
3.2
Упражнения на развитие прыгучести
8
0.8
7.2
3.3
Различные виды растяжек конечностей
6
0.6
5.4
3.4
Упражнения на пресс живота и спины
6
0.6
5.4
4.Техническая подготовка
4.1
Изучение стоек:ДЗЕНКУЦЕ,КИБА, КОКУЦЕ и перед,
12
1.2
10.8
4.2
Изучение прямого удара:ЦКИ
10
1
9
4.3
Изучение ударов ногой:МАЕ,МАВАШИ,ЙОКО
8
0.8
7.2
4.4
Изучение техники кихона 9 кю
12
1.2
10.8
4.5
Выполнение КИХОН-ИППОН кумитэ
10
1
9
4.6
Изучение техники кихона 8 кю
10
1
9
4.7
Выполнение КИХОН-ГОХОН кумитэ
10
1
9
4.8
Изучение базовой ката:ТАЙКУЕКУ СЕДАН
16
1.6
14.4
4.9
…………………………ХЕЙАН СЕДАН
16
1.6
14.4
4.10
…………………………ХЕЙАН НИДАН
16
1.6
14.4
5.Тактическая подготовка
5.1
Индивидуальные действия при проведении кумитэ
10
1
9
5.2
Индивидуальные действия при выполнении ката
10
1
9
6.Интегральная подготовка
7.Контрольные испытания
7.1
Тестирование техники 9 кю
10
1
9
7.2
Тестирование техники 8 кю
10
1
9
7.3
Сдача квалификационного экзамена на кю
4
0.4
3.6
8.Участие в соревнованиях
4
4
Итого
252
41.6
210.
4
Содержание занятий групп 1 года обучения
1.Теория
Ознакомление с понятием физическая культура и спорт,с историей каратэ.
Краткое ознакомление с техникой и тактикой в каратэ и требованием те-
ники безопасности при занятиях.
2.Общая физическая подготовка.
Выполнение разминочных упражнений , различные формы бега,упро-
щенные упражнения из гимнастики для развития гикости.Спортивные
игры и эстафеты.
3.Специальная физическая подготовка.
Выполнение упражнений необходимых для укрепления динамических
свойств организма.Различные растяжки и пресс.
4.Техническая подготовка.
Изучение стоек ДЗЕН.КИБА,КОКУЦЕ и перемещение в них по прямой.
Выполнение прямого удара рукой ЦКИ и ногами поочередно: МАЕ
МАВАШИ,ЙОКО.Изучение техники КИХОНА на 9,8 кю.
Выполнение упрощенного спарринга КИХОН-ГОХОН кумитэ.
Изучение базовых кат:ТАЙКЕКУ СЕДАН,ХЕЙАН СЕДАН(НИДАН)
5.Тактическая подготовка.
Необходимые индивидуальные действия при проведении упрощенных спа-
рингов и выполнении кат.
6.7.Контрольные испытания.
Проверка освоения техники КИХОНА.КАТ,КИХОН-ГОХОН кумитэ
на 9 и 8 кю.
Сдача квалификационного экзамена на этот КЮ.
8.Соревнование.
Принять участие в соревновании по каратэ в одной из номинаций или
в обоих.
Учебно-тематический план групп 2 года обучения каратэ Сётокан
№
№
Содержание занятий
Всего
часов
Из них
Теор
Прак
1.Теория
1.1
Физическая культура и спорт в России
3
3
1.2
История развития каратэ Сетокан
3
3
1.3
Гигиена и режим дня спортсмена
3
3
1.4
Техника безопасности в каратэ
6
5
1
1.5
Врачебный контроль и самоконтроль
3
3
1.6
Техника и тактика в Сетокан
3
2
1
1.7
Правила соревнований по номинациям
3
2
1
2.Общая физическая подготовка
2.1
Легкоатлетические упражнения
8
0.8
7.2
2.2
Гимнастические упражнения
8
0.8
7.2
2.3
Акробатические упражнения
4
0.4
3.6
2.4
Спортивные и подвижные игры
10
1
9
3.Специальная физическая подготовка
3.1
Упражнения на выносливость и скорость
8
0.8
7.2
3.2
Упражнения на координацию движений
8
0.8
7.2
3.3
Упражнения на пресс-железная рубашка
6
0.6
5.4
3.4
Отработка одиночных ударов(руки,ноги)по макивар
8
0.8
7.2
3.5
Упражнения на гибкость,растяжки в парах
6
0.6
5.4
4.Техническая подготовка
4.1
Изучение быстрого перемещения из стойки в стойк
8
0.8
7.2
4.2
Выполнение удар.ЦКИ на время;на скорость
8
0.8
7.2
4.3
Изучение:МАЕ,МАВАШИ ЙОКО,УШИРО гери
12
1.2
10.8
4.4
Изучение кихона на 7 кю
16
1.6
14.4
4.5
Изучение КИХОН-САНБОН кумитэ
10
1
9
4.6
Изучение кихона на 6 кю
16
1.6
14.4
4.7
Изучение ДЗЮ-ИППОН кумитэ
10
1
9
4.8
Изучение базовой ката ХЕЙАН САНДАН
16
1.6
14.4
4.9
Изхучение базовой ката ХЕЙАН ЙОНДАН
16
1.6
14.4
5.Тактическая подготовка
5.1
Индивидуальные действия при кумитэ
10
1
9
5.2
Индивидуальные действия при выполнении ката
10
1
9
6.Интегральная поготовка
7.Контрольные испытания
7.1
Тестирование техники 7 кю
10
1
9
7.2
Тестирование техники 6 кю
10
1
9
7.3
Сдача квалификационного экзамена на кю
4
0.4
3.6
8.Участие в соревнованиях
6
6
Итого
252
43.2
208.8
Содержание занятий групп 2 года обучения
1Теория.
Ознакомление с развитием физкультуры и спорта в Росси, их места
в жизни человека. История развития карате ,правила соревнований
по номинациям.Правильный режим дня и питание сполртсмена .
Основы самоконтроля нагрузок и прохождение ВФД.Основные
требования по техники тактики в Сетокан каратэ с учетом правил
соревнований.Техника безопасности и использование инд. Средств
защиты.
2.Общая физическая подготовка.
Выполнение различных разминочных упражнений, а так же исполь-
зование спортивных и подвижных игр для развития ловкости.
3.Специальная физическая подготовка.
Выполнение упражнений необходимых для укрепление физических
и специальных особенностей спортсмена для успешного освоения техники
Сетокан.
4.Техническая подготовка.
Быстрое перемещение из стойки в стойкуПрямой удар рукой на скорость
и на время.Изучение ударов ногами на скорость.Освоение техники
7 и 6 КЮ, а так же спарринг:ДЗЮ-ИППОН кумитэ.
Дальнейшее изучение базовых кат : ХЕЙАН САНДДАН;ЙОДАН.
5.Тактическая подготовка.
Действия спортсмена для успешного выполнения: ДЗЮ ИППОН кум.
и выполнении изученных КАТ.
6.7.Контрольные испытания.
Проверка освоения техники 7 и 6 КЮ и сдача квалификационного экзамена
на соответствующий КЮ.
8.Соревнования.
Принять участие в 2,3 соревнований по Сетокан карате областного уровня.
Учебно-тематический план групп 3 года обучения каратэ Сётокан
№
№
Содержание занятий
Всего
часов
Из них
Теор
Прак
1.Теория
1.1
Физическая культура и спорт в России
3
1.2
История развития Сетокан каратэ в России
3
1.3
Гигиена,закаливание и режим дня спортсмена
3
1.4
Техника безопасности в каратэ,особенности
6
5
1
1.5
Врачебный контроль и самоконтроль нагрузок
3
1
2
1.6
Техника и тактика в каратэ по номинациям
4
2
2
1.7
Правила соревнований и жесты судей на них
4
2
2
2.Общая физическая подготовка
2.1
Легкоатлетические упражнения
8
0.8
7.2
2.2
Гимнастические упражнения
8
0.8
7.2
2.3
Акробатические упражнения
4
0.4
3.6
2.4
Спортивные и подвижные игры
8
0.8
7.2
3.Специальная физическая подготовка
3.1
Упражнения на развитие прыгучести
6
0.6
5.4
3.2
Упражнения на скорость и выносливость
8
0.8
7.2
3.3
Упражнения на остойчивость и координацию движ.
6
0.6
5.4
3.4
Упражнения пресса:железная рубашка
6
0.6
5.4
3.5
Отработка ударов в движении по макиварам
8
0.8
7.2
3.6
Выполнение комплекса:БОЙ с тенью
6
0.6
5.4
4.Техническая подготовка
4.1
Комбинированные перемещ. из стойки в стойку
8
0.8
7.2
4.2
Изучение комбинаций на удар ЦКИ
10
1
9
4.3
Выполнение МАЕ,МАВАШИ,ЙОКО,УШИРО в пар
10
1
9
4.4
Изучение кихона на 5 кю
12
1.2
10.8
4.5
Изучение ДЗЮ ИППОН кумитэ
10
1
9
4.6
Изучение кихона на 4 кю
12
1.2
10.8
4.7
Изучение ДЗЮ кумитэ
10
1
9
4.8
Изучение базовой ката ХЕЙАН ГОДАН
16
1.6
14.4
4.9
Повтор всех предыдущих кат
12
1.2
10.8
5.Тактическая подготовка.
5.1
Индивидуальные действия при ДЗЮ ИППОН
кумит
10
1
9
5.2
Индивидуальные действия при выполнении кат
10
1
9
6.Интегральная подготовка
6.1
Отработка выполнен своего лучшего удара в
кумитэ
10
1
9
7.Контрольные испытания
7.1
Тестирование техники 5 кю
8
0.8
7.2
7.2
Тестирование техники 4 кю
8
0.8
7.2
7.3
Сдача квалификационного экзамена на кю
4
0.4
3.6
8.Участие в соревнованиях
8
8
Итого
252
31.8
210.2
Содержание занятий групп 3 года обучения
1.Теория.
Физкукльтура и спорт в жизни современного человека.Развитие Сетокан
карате в России . Правила соревнований по номинациям и жесты судей
на соревнованиях.Знание гигиены и режима дня спортсмена самоконтроль
нагрузок при занятиях.Прохождение врачебного ВФД и страхование
здоровья перед турнирами.Техника безопасности и индивидуальные
средства защиты используемые в Сетокан.
2.Общая физическая подготовка.
Выполнение различных упражнений и комплексов дя разминки перед
занятиями.
3.Специальная физическая подготовка.
Выполнение упражнений для развития скоростных и ударных возможностей.
Отработка комплекса ведения свободного боя на выносливость,на скорость.
4.Техническая подготовка.
Дальнейшее изучение техники перемещений и одиночных ударов в парах.
Изучение Кихона на5,4 КЮ. Выполнение техники свободного боя на один
удар в парах.Изучение комбинаций и ведение свободног8о боя на время.
Анализ проведенных спаррингов.
Освоение ката: ХЕЙАН ГОДАН.Повторение предыдущих КАТ.
5.Тактическая подготовка.
Индивидуальные действия спортсмена при ДЗЮ ИППОН кумитэ и выпол-
нении базовых КАТ.
6.Интегральная подготовка.
Отработка своей лучшей техники при свободном кумитэ.
7.Контрольные испытания.
Проверка освоения техники 5 и 4 КЮ и подготовка,сдача квалификационного
экзамена.
8.Соревнования. Принять участие в 3,4 соревнованиях различного уровня,
проводимых в области по каратэ.
Ожидаемые результаты
группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет
1 год обучения каратэ Сётокан
Должны знать
Должны уметь
Общие вопросы теории каратэ.
Причины травматизма и правила его
предупреждения
Соблюдать порядок, безопасность,
гигиеническое нормы. Помогать друг
другу во время занятий
Способы самоконтроля
Вести самонаблюдение за физическим
развитием и подготовленностью
Работу систем дыхания,
кровообращения при выполнении
различных упражнений
Контролировать режимы нагрузок по
внешним признакам самочувствия и
показателям чсс
Основы психологической и
физической подготовки
Быть дисциплинированным, активным,
честным. Соблюдать этикет каратэка,
заложенный основоположниками этого
спорта
Спортивный инвентарь и средства
индивидуальной защиты
Пользоваться современным
спортинвентарем и средствами
индивидуальной защиты
Простые удары и комбинации
Уметь использовать простейшие
приемы и удары без контроля силы
удара
Знать начальные базовые комплексы
хейан шодан, нидан
Уметь правильно перемещаться на
татами с выполнением различной
базовой техники
Простые блоки, удары, отскоки,
нырки при защите от ударов рук и
ног
Правильно выполнять защиту в воздух
Требование тестов на 9-8 кю
Уметь владеть техникой 9-8 кю,
учавствовать в соревнованиях
Ожидаемые результаты
группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет
2 год обучения каратэ Сётокан
Должны знать
Должны уметь
Общие и индивидуальные особенности
личной гигиены
Содержать свое тело в чистоте.
Своевременно мыть кимоно, чистить
индивидуальные средства защиты
Правила использования закаливающих
процедур
Правильно проводить процесс
закаливания в различных погодных
условиях
Профилактика травматизма и оказание
доврачебной помощи
Соблюдать правила безопасности и
оказать первую помощь при травмах и
несчастных случаях
Правила поведения в коллективе при
занятиях
Анализировать свои поступки, брать
пример с лучших учеников. Соблюдать
этикет каратэка
Правила и способы нанесения различных
ударов и комбинаций
Контролировать силу контакта ударов и
точки их нанесения
Запрещенные удары и приемы,
запрещенные точки контактов при ударах
При работах в парах не наносить и не
использовать запрещенную технику
Базовую технику начальных кат
Продемонстрировать их на
соревнованиях
Свободно двигаться и наносить
различные одиночные удары в парах к
контролем силы контакта
Проводить спарринг на один удар (рука,
нога) с защитой и контролем ударов
Способы защиты от ударов рук, ног в
парах
Уметь правильно блокировать различные
удары в парах
Требования тестов на сдачу экзаменов на
7-6 кю
Уметь владеть техникой каратэ 7-6кю.
Сдать на разряд каратэ
Усовершенствовать в соревнованиях на
дису-иппон-кумитэ, то есть на один удар
и по катам
Ожидаемые результаты
группы 7 – 10 лет, 11 – 13 лет, 14 – 16 лет
3 год обучения каратэ Сётокан
Должны знать
Должны уметь
Требования техники безопасности при
проведении тренировок каратэ
Соблюдать правила нанесения ударов
и приемов, зная особенности
организма человека
Требования техники безопасности при
Правильно наносить удары и
проведении спаррингов
комбинации с контролем и силы
ударов и самой дистанции (в голову)
Правила проведения соревнований
каратэ
Не нарушать правила проведения
соревнований каратэ
Расшифровку приемов и комбинаций,
заложенных в базовых катах
Показать «бункай» с использованием
нескольких каратэков
Требования при работе с лапами,
макиварами, грушами
Правильно наносить удары и
комбинации по этим предметам в
движении
Правила ведения свободных
поединков на несколько ударов.
Использовать бросковую технику,
подсечки
Вести свободный поединок на татами
с использованием бросковой техники
Различные комбинации блоков с
отходами, уклонами
Свободно защищаться от различных
ударов, захватов
Требования тестов на сдачу экзаменов
на5-4 кю
Владеть техникой каратэка5-4кю.
Постараться сдать на этот разряд
Участвовать в соревнованиях в каратэ
по катам и джу кумитэ
Методические рекомендации
•
для
занятия
учащиеся
должны
иметь
спортивную
форму
желательно
кимоно;
•
рекомендуется
заниматься
в
спортивной
обуви,
имеющей
тонкую
подошву или босиком;
•
оценки за занятия не выставляются;
•
при занятиях в парах применяются индивидуальные средства защиты
конечностей и головы: накладки, шлемы, капы и др.
Оборудование
Для занятия потребуется:
•
спортивный зал;
•
спортивный инвентарь (маты, шведская стенка).
Организация рабочего места обучающегося
В спортзале не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимания детей.
Из рабочих предметов учащиеся должны иметь спортивную форму.
Основные формы занятий и работы секций
•
беседа;
•
техника безопасности;
•
разминка;
•
отработка техники по воздуху;
•
имитация ударов в парах;
•
отработка различной техники в парах на полу контакт;
•
соревнования;
•
самостоятельная работа.
Литература для педагогов
1.
Аксенов Э.И. - От белого к черному. М, Просвещение, 1989
2.
Кочергин А. - Каратэ. М., Физкультура и спорт, 2004.
3.
Травников А. - Каратэ. Пособие для тренеров, 2001
4.
Тедески Марк - Искусство захватов. М., Просвещение, 2005.
5.
Эдмонд Отис - Шаг за шагом. М., Просвещение, 2002.
Литература для детей
1.
К. Делки «Война самураев» Москва, 2009г.
2.
С.А. Гвоздев «Самураи. Путь меча» Минск, 2001г.
3.
С. Линн «Легенды о мастерах боевых искусств» Москва, 2006г.
4.
А. Логачев «По лезвию катаны» Санкт-Петербург, 2006г.
5.
А. Логачев «Мечи Ямато» Санкт-Петербург, 2006г.
Приложение №1
№
п/п
Требования к
соревнованиям
Возраст
7-10 лет
11-13 лет
14-16 лет
1
Длительность
предварительной
подготовки
Не менее 1
года
Не менее 1 года
Не менее 4-5
месяцев при
условиях
сдачи
контрольных
нормативов
2
Масштаб
соревнований
Внутри-
школьные
До российских
включительно
3
Количество
турнирных
соревнований в год
Не более 2
Не более 4
4
Количество
квалифицированны
х соревнований
(открытое татами) в
год
1 раз в месяц
2 раза в месяц
5
Продолжительность
поединка
2 мин.
2 мин.
6
Количество
поединков в день
Не более 2
Не более 2
7
Количество
поединков в одном
соревновании
2-6
4-8
8
Количество
соревновательных
поединков в год
14-16
20-30
9
Перерыв между
турнирными
соревнованиями
Не менее 4
месяцев
Не менее 2
месяцев
10
Сдача контрольных
нормативов
2 раза в год
2 раза в год
Приложение №2
СНиП 11-65, 73; СНиП П-М-3-68 и СНиП П-Л-П-70
3.5.1. Требования к крытым спортивным сооружениям (спортивным залам)
Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование должны
удовлетворять требованиям строительных норм и правил, а также правилам по
электробезопасности
(ПЭЭП,
ПУЭ)
и
пожаробезопасности
(ППБ-01-99)
для
общеобразовательных школ.
Спортивный зал, как правило, размещается на первом этаже в пристройке.
Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физическому
воспитанию и возможность спортивных внеурочных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от
вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площадь спортивного зала должна быть 9х18 м
2
, 12х24 м
2
, 18х30 м
2
, при
высоте не менее 6 м.
Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно
устанавливаться из расчета 4 кв.м на одного учащегося. Заполнение зала сверх
установленной нормы запрещается.
Полы спортивных залов должны быть упругими, без щелей и застругов,
иметь
ровную,
горизонтальную
и
нескользкую
поверхность,
окрашенную
эмульсионной или силикатной краской.
Полы не должны деформироваться от мытья и к началу занятий должны быть
сухими и чистыми. Полезная нагрузка на полы должна быть не более 400кг/м
2
.
Допускается
в
полу
спортивного
зала
в
соответствии
с
нормативной
документацией оборудовать место приземления после прыжков и соскоков.
При спортзалах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16-32 м
2
,
в зависимости от площади спортзала; раздевальные для школьников не менее 0,18
м
2
площади на каждого, площадью 10,5 м
2
каждая; душевые, площадью 9 м
2
каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м
2
каждая; комната для
инструктора, площадью 9 м
2
.
Проем, связывающий спортивный зал с инвентарной, должен быть шириной
и высотой не менее 2 м и не иметь выступающего порога.
Шкафы в раздевалках устанавливаются в один ярус. Ширина проходов между
скамьями и шкафами должна быть не менее 1,5 м. В проходах нельзя устанавливать
зеркала, предметы оборудования, загромождать их инвентарем.
Температура
в
раздевальных
для
детей
должна
быть
не
менее
20
0
С,
в
душевых
+25
0
С, кратность обмена воздуха в раздевальных – 1,5, в душевых –
5,0м
3
/ч.
Стены спортивных залов должны быть ровными, гладкими, окрашенными в
светлые тона на всю высоту панелей красками, позволяющими легко производить
влажную уборку помещения. Окраска должна быть устойчивой к ударам мяча, не
осыпаться и не пачкаться при касании стен.
Стены спортивного зала на высоту 1,8 м не должны иметь выступов, а те из
них, которые обусловлены конструкцией зала, должны быть закрыты панелями на
ту же высоту. Приборы отопления должны быть закрыты сетками или щитами и не
должны выступать из плоскости стены.
Оконные проемы спортивного зала должны располагаться по продольным
стенам, остекленение окон должно иметь защитное ограждение от ударов мяча,
окна
должны
иметь
фрамуги,
открывающиеся
с
пола,
и
солнцезащитные
приспособления.
Потолок зала должен иметь неосыпающуюся окраску, устойчивую к ударам
мяча. В зданиях школ перекрытия над спортзалом должны быть трудносгораемыми
и с пределом огнестойкости не менее 0,75. Не допускается создавать утепление
перекрытий
спортзала
торфом,
деревянными
опилками
и
другими
легкозагорающимися материалами.