Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 10» города Белгорода
СУ «Начальная школа XXI века»
3 класс
Математика
Тема урока
«Умножение в случаях вида 23 х 40»
Подготовила:
Рассказова Анна Семёновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 10»
г. Белгород, 2016 г
Целевое назначение урока: умножение двузначного числа на данное число
десятков с использованием правил умножения на однозначное число и на 10.
Тип урока: поисково-исследовательский
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится воспроизводить устный и письменный алгоритм действия
умножения в пределах 1000.
Метапредметные результаты
Познавательные
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Воспроизводить своими словами алгоритмы; выполнять действия по образцу,
алгоритму.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать учебную задачу.
- Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Тема урока «Умножение в случаях вида 23 х 40»
Ц е л ь: создание условий для ознакомления с алгоритмом письменного
умножения на двузначное число в случаях вида 23 х 40
Учебные задачи:
1.
Формировать у учащихся алгоритм письменного умножения на
двузначное число.
2.
Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные
алгоритмы умножения на двузначное число.
3.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений
на основе использования связи умножения и деления.
4.
Осуществлять взаимопроверку.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, групповая,
в парах, индивидуальная.
Учебно - методическое обеспечение:
Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2013.
Рудницкая В. Н. Математика: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2014.
Раздаточный материал:
алгоритм;
лист планирования и оценивания;
зрительные метки;
6 маркеров;
Техническая поддержка: ПК, проектор, экран (для мультимедийной
презентации)
Ход
у р о к а
I.
Организационно – мотивационный этап.
Уч.:
- Ребята,
займите
свои
места.
Напомните,
какой
сейчас
урок?
Что
понадобится сегодня на уроке?
Д. : - Учебник, тетрадь №2, пенал, лист планирования и оценивания.
II. Постановка цели и определение учебных задач.
1. Определение темы урока
Уч. :- Найдите зону с темой урока.
Д:- Умножение в случаях вида 23 х 40 .
Уч.:- По содержанию учебника определите, на какой странице будем работать.
Д: - На с. 115.
Уч.: - Откройте тетрадь на печатной основе, где мы сегодня работаем.
Д: - На с. 50
2. Целеполагание
Уч.:- Рассмотрите задания учебника и тетради. Как вы считаете, это урок
открытия новых знаний или закрепление пройденного?
Д: - Это урок открытия новых знаний.
Уч. :
-
Работая
в
парах,
рассмотрите
лист
планирования
и
оценивания.
Определите цель урока.
Ф.И. _____________________________________________________
План
работы
Выполнил
без ошибок
Допустил
1 ошибку
Допустил
2 ошибки
Допустил
б о л е е
3 - х
ошибок
Не выполнил
Я
С.
Уч
.
Я
С.
Уч
.
Я
С.
Уч
.
Я
С.
Уч
.
Я
С.
Уч
.
Уч.с.115, №1
(устно)
Составление
алгоритма
Уч.с.115, №2
(устно)
Уч. с.116, №3
(у доски)
ТПО с.50, №
163 (в парах)
ТПО с. 50, №
164 (самост.)
Уч. с.117, №
11
Резерв уч. с.
1 1 6
№
8
(в группе )
( В листе планирования и оценивания урока учащиеся выставляют «V» в
нужную колонку, в соответствии с количеством допущенных ошибок. «Я» -
если ребенок проверяет себя сам, «С» - если работу проверяет сосед (при
работе в парах или группах), «Уч.» - если выполнение работы проверяется
учителем)
Д : - Научиться умножать в случаях вида 23х40
Уч: - Какие шаги помогут вам достичь поставленной цели?
Д: - Выполнение заданий в учебнике и в тетради на печатной основе во время
работы в группах.
Ш . Первичное
восприятие
и
усвоение
нового
теоретического
учебного
материала
Работа по учебнику с.115, №1
а) устная работа
Уч.: – Какое задание начинает урок?
Д : - На странице 115 задание 1.
Уч. : - Как заяц предлагает выполнить вычисления?
Д. - Сначала он выполняет умножение на однозначное число. Затем
полученный результат умножает на 10.
Уч. : - Поработаем в рубрике «Обрати внимание». Проверим, совпадает ли
наше мнение с мнением авторов учебника. Прочтите.
Д: - Умножение вида 23 на 40 выполняют, не обращая внимания на цифру 0:
умножают 23 на 4 и к результату приписывают справа 0. Умножение удобно
записывать так (дети рассматривают запись).
б) составление алгоритма
Уч. : - Предлагаю составить алгоритм письменного умножения для случаев
вида 23 на 40. Выполним эту работу в группах. Напомните правила работы в
группе.
Алгоритм:
1.
Записываем десятки под десятками, единицы под единицами.
1.
Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от
нуля, а нуль записываем правее.
2.
Умножаем на однозначное число.
2.
Умножаем единицы, затем десятки.
3.
Приписываем справа ноль.
3.
Полученные результаты складываем.
(Алгоритм с правильными и неправильными шагами заранее напечатан на
листах и надрезан на отдельные полоски. Учащиеся, работая в группах,
выбирают один из предложенных шагов, отрывают полоску и приклеивают на
альбомный лист, составляя последовательность. Затем проводится устная
презентация получившихся вариантов.)
Верный вариант алгоритма:
1.Под единицами первого множителя записываем цифру отличную от нуля, а
нуль записываем правее.
2.Умножаем на однозначное число.
3.Приписываем справа ноль.
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения
упражнений
1)
Работа по учебнику с. 115 №2 (работа на местах в группах: 1 группа
-1 выражение)
Уч .: - Какое задание продолжает наш урок?
Д. : - В учебнике на с. 115, №2
Уч .: - Прочтите его.
Уч.: - Пользуясь алгоритмом письменного умножения, выполните это задание.
Каждая группа работает над 1 выражением.
Д.: - 16 умножить на 30. Умножаем 16 на 3, не обращая внимания на цифру 0, а
к результату приписываем 0.
2) Работа по учебнику с. 116 , № 3 (у доски)
Уч.: – Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.
Д.: - В учебнике на с. 116, №3.
Уч.: - Прочтите задание.
Уч.: - Выполним умножение.
(Дети работают у доски по три человека. При этом они пользуются,
составленным ранее алгоритмом.)
31*30=930 15*40=600 30*30=900
14*60=840 50*20=1000 15*50=750
13*50=650 14*70=980 25*20=500
10*10=100 12*80=960 90*10=900
Уч.: Ребята, рассмотрите выражения из № 3. Как вы считаете, какие из данных
выражений не требуют записи в столбик? Почему?
Д.: Прием умножения на 10, т.к. мы приписываем справа 0.
Уч.: - Оцените работу на листе планирования
3)ТПО с.50, №163 (работа в парах)
Уч.: - Какое задание продолжает наш урок. Посмотрите в лист планирования.
Д.: - Работа в ТПО на с.50, № 163 в парах.
Уч. : - Прочтите задание.
Д. : - Кассир банка выдал 13 вкладчикам по 70р. и от 20 вкладчиков принял по
45р. На сколько больше рублей кассир выдал, чем принял?
Уч.: Проанализируйте условие задачи.
Д. : Анализируя условие задачи мы видим, ….
Уч.: Прочтите вопрос задачи.
Д. : На сколько больше рублей кассир выдал, чем принял?
Уч. : - Обсудите в парах решение задачи. Обратите внимание на карточку –
помощник.
Уч. : - Проверим решение. Презентация: (70 х 13 – 45 х 20) = 910 – 900 = 10
Уч.: - Оцените работу в листе оценивания.
Уч.: - Достигли ли мы поставленной цели?
Д. : - Нет, т.к. не все задания выполнили.
V. Динамическая пауза. Мозговая гимнастика Пола Дэннисона
Комплекс упражнений:
1.Перекрестные шаги
2. Колпак для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).
«Наденьте колпак», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3
раза.
3.
«Ленивые
восьмерки»
(активизирует
структуры
мозга,
обеспечивающие
запоминание,
повышает
устойчивость
внимания).-
Нарисуйте
в
воздухе
в
горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими
руками
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН
1)
Работа в ТПО с. 50, №164
Уч.: - Какое задание продолжает наш урок. Прочитайте его.
Д.: - ТПО с.50, №164. Заполни таблицу.
Уч.: - Рассмотрите задание. Каким свойством умножения здесь можно
воспользоваться? Как мы оформим решение? Найдите зону с
переместительным свойством умножения.
Д.: - Переместительным. Решение оформим в столбик. А ещё умножение на 30
и 10 можно выполнить устно.
х
45
34
30
28
10
20хХ
900
680
600
560
200
( Дети выполняют самостоятельно. Затем проводится самопроверка с помощью
презентации.)
2) Работа по учебнику с.117, № 11
Уч.: - Какое задание продолжает наш урок. Прочитайте его.
Д.: - Проверь, верны ли неравенства.
(Работа у доски 2 человека)
40х12>180:9 165+368<20х40
480>20 – верно 533<800 - верно
3) Резерв: учебник с. 116, № 8 (работа в группе)
Уч.: Выполним задание, продолжающее наш урок.
Д.: с. 116, № 8 (работа в группе)
Уч.: Представители команд возьмите задание на предметном столике.
Прочитайте задачу.
Розы- __________________
Гвоздики- ______________
Решение
Ответ: _____________________________
(Устная презентация решения задачи у доски всеми группами)
VII. Итог урока.
Уч. :- Над какой темой работали на уроке?
Д: - Умножение в случаях вида 23 х 40
Уч.:- Какую цель мы ставили на уроке?
Д: - Научиться умножать ……
Уч.:- Какие шаги мы предприняли для достижения этой цели?
Д:- Выполнение заданий в тетради и в учебнике по листу планирования
VIII. Рефлексия деятельности
Уч.: - Рассмотрите лист оценивания и планирования, сделайте вывод о том,
смогли ли вы достичь поставленной цели.
Д . – Да. У меня всё получилось. Я понял, как нужно умножать в
столбик……….
IX. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности
Уч.: - Ребята, я тоже хочу убедиться, что вы всё поняли, поэтому предлагаю
выполнить задание в тетради на с.50, №162(самостоятельно).
X. Д/з.
Уч.: - Учебник с. 116 №4; №5 или №6 (по выбору).
Урок окончен. Спасибо за работу.