Напоминание

Разработка комплексных и интегрированных работ для оценки метапредметных результатов.


Автор: Тухтаназарова Эльвира Адашалиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 72"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка комплексных и интегрированных работ для оценки метапредметных результатов.
Раздел: начальное образование





Назад





Э.А.Тухтаназарова

Россия, Пермь

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога. В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы,характеризуется потребностью в постоянной работе по повышению профессиональной компетентности, к ней отнесём:  повышение уровня психолого-педагогической культуры;  развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;  совершенствование процесса самопознания и рефлексии;  профилактика синдрома эмоционального выгорания и т.д. Введение федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагаета комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса-учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий. В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует сформированности навыков работы с информацией. Оценка предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов.На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий. На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На наш взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы: стартовая, промежуточная (по итогам первого полугодия), итоговая.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания. Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Управление качеством образования предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов. Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы. Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника. В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:  с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;  с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
 с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу). Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.
I. Структура комплексной работы
Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию. Основная часть включает в себя 6-8 заданий (по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру), которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий. Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится». Дополнительная часть содержит 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий.Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться».
II. Проведение комплексной работы

1. Правила проведения комплексной работы
 Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.  Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.  Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.  Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.
 Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).  В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.
2.

Инструкция

по

выполнению

комплексной

работы

для

обучающихся
 Прочитайте внимательно текст и задания к нему.  Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.  Внимательно выслушайте учителя, как выполняются части работы.  Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.  Подумай о рациональном распределении времени.  Сначала приступайте к выполнению основной части работы.  Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.  Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.  Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.  При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.
III. Оценивание и анализ выполнениякомплексной работы
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий. Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы). Критерии оценивания заданий по типу ответа  Выбор правильного ответа из предложенных вариантов:  1 балл - правильный ответ;  0 баллов - неправильный ответ.  Запись краткого ответа:  1 балл - правильный ответ;  0 баллов - неправильный ответ.  Запись развернутого ответа:  1 балл - правильный ответ;  0 баллов - неправильный ответ.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50%-70% от максимального суммарного балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы количество баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал количество баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить уровень сформированности умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и, в определённом смысле, выявлению уровня сформированности компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.


В раздел образования