Автор: Теряева Татьяна Михайловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" Ленинского района г. Кемерово Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Модель занятия по техническому творчеству. Раздел: дополнительное образование
3
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Данная работа является итоговой и выполнена на курсах
повышения
квалификации
педагогов
дополнительного
образования
Кемеровской области по образовательной программе; « Психолого-
педагогические аспекты развития системы образования».
Совершенствование мастерства педагога дополнительного образования
детей,
руководство
и
контроль
за
учебно-воспитательным
процессом
невозможен
без
правильного
организованного
планирования
и
анализа
занятия. Занятие в системе дополнительного образования представляет собой
сложный
психолого-педагогический
процесс,
к
которому
предъявляются
определённые
требования.
Для
того
чтобы
занятие
стало
обучающим,
воспитывающим и развивающим, его нужно подготовить, спланировать, а
затем проанализировать.
4
Модель плана занятия
Педагог
дополнительного
образования
имеет
право
самостоятельно
отработать модель плана занятия, в котором необходимо отразить:
Тему занятия и план его изложения;
Цели и задачи занятия;
Задания, карточки, вопросы и т.д. для опроса;
Задания для самостоятельной работы, закрепление знаний и умений.
Основные этапы занятия:
1.Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных,
развивающих задач, сообщений темы и плана занятия.
2.Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к новой
теме.
3.Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца того, чему
можно научиться.
4.Упражнение
на
освоение
и
закрепление
знаний,
умений,
навыков
по
образцу, на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
5.Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Для того чтобы учебное занятие было интересным
1.Подача учебного материала на высоком уровне, организация работы детей
на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом
темпе;
2.Чёткое,
структурное,
поэтапное
объяснение
учебного
материала
или
обучение практической операции;
3.Установка
не
на
запоминание
учебной
информации,
а
на
осмысление
данного материала и практическое приложение получаемых знаний;
4.Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществить по
ходу объяснения новой темы, после её изучения и как итоговую проверку;
5.Создание
оптимальных
условий
для
самообразования,
развития
творческого
потенциала
ребёнка,
а
также
реализации
индивидуального
подхода
на
каждом
учебном
занятии:
выявление
целей
и
возможностей,
творческого потенциала каждого ребёнка на основе знания его способностей,
потребностей, и склонностей.
Занятие в системе современного дополнительного образования детей
обладает большой вареотивностью, при этом оно должно быть подчинено
5
основной задачей - воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к
самостоятельной деятельности, научить его радоваться общению с педагогом
и друзьями.
Планируя занятие, педагог должен ответить на вопросы:
1.Какие цели
должны
быть поставлены на изучение данной темы(новые
знания, умения, навыки) ?
2.Какие
организационные
формы
обучения
соответствуют
содержанию
учебного материала и уровню подготовки детей?
3.Какую роль играет данная тема в учебном процессе?
4.Какими
знаниями,
умениями,
навыками
овладеют
дети
в
результате
изучения темы?
5.Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?
К построению современных занятий предъявляются требования:
1.Поддержание
высокого
уровня
познавательного
интереса
и
активности
детей;
2.Целесообразное расходование времени, отведённого на занятие;
3.Высокий
положительный
уровень
межличностных
отношений
между
педагогом и детьми;
4.Практическая значимость полученных знаний и умений.
Изучение программного материала
предлагает следующие
дидактические циклы; изучение нового материала, применение знаний на
практике, формирование практических умений, контроль знаний.
В соответствии с этим по главной дидактической цели различают
следующие типы занятий:
1.Занятие, направленное на изучение, усвоение нового материала (лекция,
объяснение, демонстрация и др.);
2.Занятие,
ориентирование
на
закрепление
и
совершенствование
знаний,
умений и навыков (обобщение, решение задач, лабораторные, упражнение на
повторение и др.).
3.Занятие, нацеленное на самостоятельное применение знаний, умений и
навыков
(самостоятельные
работы
семинары,
дискуссии,
конференции,
представления и др.).
Разнообразию содержания дополнительного образования соответствует
разнообразие
организационных
форм,
основанных
на
общении,
диалоге
6
педагога
и
воспитанников
развитие
их
творческих
способностей.
В
образовательном
процессе
используются
различные
формы
организации
деятельности детей. К ним относятся и традиционные, принятые в системе
общего среднего образования (лекция, семинар, дискуссия, учебная игра,
конференция), и такие, которые в школе считаются внеурочными формами. В
дополнительном образовании эти формы также несут учебную нагрузку и
могут
использоваться
как
активные
способы
освоения
детьми
образовательных
программ.
К
таким
формам
относятся:
экскурсия,
экспедиция, презентация, защита проекта, «тематический стол», день добрых
сюрпризов(упражнение в умении оказывать знаки внимания, делать добрые
дела),
выпускной
ринг
(отчёт
выпускников
творческого
объединения
с
анализом прошлого, планированием будущего ) и чаепитие.
Кроме того, в дополнительном образовании детей часто используются:
Интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
Занятия - соревнование (конкурсы, турниры, викторины и тд.);
Занятия,
основанные
на
методах
общественной
практики(репортаж,
интервью, изобретение, аукцион, митинг, и др.);
Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала
(презентация, исповедь и др.);
Занятие - фантазии (сказка, сюрприз, приключение, путешествие и др.);
Занятия, основанные на имитации общественной деятельности (суд,
следствие, учёный совет, парламент и др.).
Примерная структура занятия по техническому творчеству
(конструкторская деятельность и изготовление конкретного изделия).
Дата:
Место проведения занятия:
Возраст детей:
Педагог:
Тема:
Цель: развитие положительной мотивации к конструкторской деятельности
через конструирование и моделирование…(назвать конкретные изделия).
7
Задача: (адаптировать к конкретному занятию).
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, интерес к техническому творчеству, стремление
самостоятельно применять знания;
-способствовать формированию познавательного интереса к техническому
моделированию и конструированию;
-способствовать формированию активности, самостоятельности суждений,
культуры общения в коллективе.
Развивающие:
-развивать
внимание
детей,
речь,
логическое
мышление,
творческие
способности;
-способствовать развитию технического мышления, глазомера, координации
движения, при обработке материала.
Образовательные (познавательные):
-расширить и систематизировать знания детей о технике, закрепить умения
анализировать технические схемы с целью дальнейшего использования их на
практике;
-формировать представление о технических операциях: измерении, разметки,
сгибании, резании, сборке, отделке и пр.;
-совершенствовать
практические
умения
приобработке
различных
материалов.
Оборудование педагога:
-образец изделия (готовый и в разборе), пооперационная технологическая
карта (графическая и предметная);
-иллюстративный материал к вводной беседе;
-чертежи, схемы, рисунки;
- образцы аналогичных работ по теме занятия;
-технические средства обучения (аудио, видео сопровождение);
-раздаточный материал, карточки.
8
Оборудование учащихся:
-материалы
(перечислить),
инструменты
(перечислить),
приспособления
(перечислить).
Литература:
Фамилия И.О. автора. Название книги. – Город: Издательство, год издания. -
Количество страниц.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Блоки
Название этапов. Содержание занятия.
Примечание.
Подго-
тови-
тельный
Организация учащихся на занятие: взаимное
приветствие, психологический настрой
учащихся на занятие, организация внимания
учащихся.
1 мин.
Основ-
ной
Сообщение темы, учебной цели и задач занятия:
Назвать тему(через загадку, ребус, кроссворд…),
Чётко обозначить цель и основные
образовательные задачи (узнаем о….,
научимся…, изготовим…, выполним…),
выяснить практическую значимость изделия (где
можно использовать).
1-2 мин.
Использовать
занимательный
материал: карту
путешествий,
работу в
мастерской и т.п.
Основ-
ной
В водная беседа: выяснение степени усвоения
ранее изученного материала для связи с новой
темой через систему вопросов (3-5 вопросов),
сообщение новых знаний, углубление,
систематизация ранее полученных знаний
( использование диалога, завершение беседы
рассказом), введение межпредметных связей с
историей, литературой, русским языком,
черчением, математика и др. дисциплинами,
сопровождение беседы иллюстративным
материалом, использование технических средств
обучения.
3 мин.
Написать
предполагаемые
ответы на
вопросы.
Провести
словарную
работу с 2-3
новыми
терминами
Выписать на
доске новые
незнакомые
имена,
исторические
даты,
Сделать вывод
по беседе.
Основ-
Подготовка к практической работе:
5 мин.
9
ной
А) Анализ образца изделия
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
-Как называется изделие?
-Из каких геометрических фигур или тел состоит?
-Какие характерные части можно выделить?
-Какие материалы и инструменты использованы?
-Как можно изменить изделие в лучшую сторону?
В конспекте
после каждого
вопроса
записать
предполагаемые
ответы
В конце этапа
сделать вывод,
логически
перейти к
следующему
этапу.
Основ-
ной
Б) Чтение графического изображения изделия
( чертежа, эскиза или технического рисунка)
если разметка деталей изделия выполняется по
чертежу ( эскизу), необходимо его
проанализировать
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
-
Какая деталь ( развёртка) к какой детали изображена на
чертеже?
-Назвать рабочие линии чертежа.
Вписать
предполагаемые
ответы.
Обобщить этап
Сделать вывод,
логически
перейти к
следующему
этапу.
Основ-
ной
В) Составление краткого плана работы
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН:
-Разметка деталей.
-Вырезание.
-Сгибание и складывание.
-Склеивание.
-Проверка в действии.
При
составлении
плана
обращаться к
технологической
карте, сделать
вывод по
планированию.
Основ-
ной
Д) Проведение физминутки (желательно
подобрать тематическую физминутку)
ПРИМЕРЫ:
-Упражнение для рук ( закручивание болтов в колесе,
навинчивание гаек, вращение руля и т. д.)
-Упражнение для мышц.
-Упражнение для опорно- двигательного аппарата. и др.
Физминутка
поводится перед
практической
работой и (или)
во время
практической
работы.
Основ-
ной
Подготовка рабочего места:
-Выяснение наличия на рабочих местах: материалов
(перечислить), инструментов (перечислить),
приспособлений (перечислить).
-Инструктаж по размещению оборудования на рабочем
столе.
-Выявление режущих и колющих инструментов.
Проверка знаний правил безопасной работы этими
инструментами.
1-3 мин.
Помочь в
оборудовании
рабочих мест.
Правила
техники
безопасности.
Сделать вывод о
10
готовности к
работе.
Основ-
ной
Практическая работа ( подробно расписать
каждый пункт плана)
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ:
-Вводный инструктаж (с чего начать работу).
-Выполнение работы (самостоятельное или под
руководством педагога).
-Текущий инструктаж ( возможно объяснение каждого
этапа работы с опорой на пооперационную
технологическую карту).
-Предупреждение ошибок, пути их устранения.
-Организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся,
контроль педагога.
-Организация творческой работы.
До 25 мин.
Следить за
соблюдением
техники
безопасности.
Обращать
внимание на
посадку, осанку
детей, общую
культуру
рабочих мест.
Поощрять
удачные находки
детей.
Заклю-
читель-
ный
Подведение итога занятия:
-
Выставка работ, их обсуждение.
-Анализ типичных ошибок.
-Выяснение (что узнали нового на занятии?), чему
научились, какие трудности встретились в практической
работе, все ли поставленные задачи выполнены?
3 мин.
Игровая форма
подведения
итога.
Поощрение
детей по
результатам
деятельности
детей на
занятии.
Заклю-
читель-
ный
Уборка рабочих мест:
-Наведение порядка на рабочих местах (индивидуально).
-Организация дежурных на уборку мусора и сбор
раздаточного материала.
5-10 мин.
Педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие должен
провести его самоанализ.
Схема самоанализа занятия.
1.Общие сведения о занятии:
Краткая характеристика группы(детского коллектива): состав, возраст,
год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
Оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия,
технические средства и др.
2.тема занятия:
11
Место в учебном курсе;
Степень сложности в целом и для данной группы в частности.
3.Цель занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.
4.Содержание занятия:
Соответствует ли цели занятия;
Проведена ли его дидактическая обработка;
Развивает ли творческие способности детей;
Способствовала ли развития интереса к обучению;
Формированию каких знаний и умений способствует.
5.Тип занятия:
Какой тип занятия избран:
Как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
6.Структура занятия:
Этапы занятия;
Их последовательность;
Как обеспечивалась целостность занятия.
7.методы обучения:
Соответствуют ли цели занятия;
В какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
Какова их эффективность.
8.Система работы педагога:
Умение организовать работу детей;
Управление группой;
Определение объёма учебного материала;
Поведение педагога на занятии ( эмоциональность, характер общения и
др.);
Роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9.Система работы обучающихся:
Организованность, активность;
Отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
Умением творчески применять знания и умения.
10.Общие результаты занятия:
Выполнение запланированного объёма;
Степень реализации цели занятия;
Общая оценка результатов и эффективности занятия;
Саморекомендации и по улучшению качества учебного занятия.
Выделяют три типа анализа занятия;
Комплексный (полный) – всестороннее рассмотрение учебного занятия
12
в единстве целей, задач, содержания, методов, форм, организации
учебного процесса, то есть разбор всех аспектов
занятия(содержательного, дидактического, психологического,
воспитательного, методического, организационного);
Аспектный анализ - предполагает более глубокое рассмотрение одной
стороны учебного занятия; (может быть дидактическим,
психологическим, воспитательным, методическим, организационным);
Краткий анализ - проводится для общей оценки теоретического и
методического уровня учебного занятия, отражает основные
дидактические задачи (достигнуты ли цели, выполнен ли намеченный
план и др.).
Анализ учебного занятия.
1.Год обучения____, количество учащихся_____
2. Тема занятия:
3. Цель занятия:
4.Организационное начало занятия
Готовность педагога – наличие конспекта или плана занятия
Наглядные пособия
Подготовленность помещения и рабочих мест для занятия
5. Анализ содержания учебного материала:
Соотношение практического и теоретического материала
Связь с жизнью и практикой
Соответствие программе и уровню знаний учащихся
6.Общепедагогические и дидактические требования к занятию:
Цель занятия и соответствие плана и конспекта поставленной цели
Взаимосвязь образовательных, развивающих воспитательных и
здоровьесберегающих аспектов занятия
7.Организационная структура занятия:
13
Начало занятия
Последовательность, взаимосвязь и соотношение частей занятия
Плотность, насыщенность занятия и его темп проведения
8.Деятельность педагога:
Научность и допустимость изложения новых знаний
Культура речи
Правила безопасности труда
Организация закрепления учебного материала
Организация самостоятельной работы детей
Проверка и оценка знаний и умений детей
Своевременное проведение физкультпауз
Вопросы педагога и требования к ответам детей
Пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся
Эффективность использования наглядных пособий, технических
средств обучения
Подведение итогов занятия
9.Деятельность учащихся:
Поведение на занятии (дисциплина, активность, внимание, умение
переключаться с одного вида работ на другой)
Умение применять полученные знания
Степень и характер участие в работе на занятии коллектива в целом и
отдельных учащихся
Отношение детей к педагогу
Работоспособность на занятии
10.Выводы:
Выполнение плана занятия
Достижение целей занятия
Какие изменения целесообразно внести при повторном проведении
занятия.
14
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Данная работа поможет педагогу самостоятельно планировать,
организовывать и методически грамотно проводить занятия с детским
творческим коллективом в области технического творчества и
осуществлять самоанализ.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Буйлова Л.Н.,Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? [Текст];практическое пособие./ Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова-
М.:АРКТИ, 2005.-288с.
2.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах[Текст];конспект- пособие
для студентов-педагогов и учителей. / В.В.Воронов- М.: Педагогическое
общество России, 1999.- 192с.
3.Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия.
[Текст];мастерская учителя /Л.А.Горлова- М.: ВАКО,2006.- 176с.
4.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
15
детей. [Текст]; учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования. /Н.Н.Михайлова, Л.Г.Логинова,
Е.Б.Евладова- М.: ВЛАДОС, 2002- 352с.
5.Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей [Текст]; теория и
методика социально педагогической деятельности./А.В.Золоторёва – М.:
Ярославль: Академия развития, 2004 – 304с.