Автор: Кобяшева Валентина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" Населённый пункт: г. Братск Наименование материала: конспект Тема: Начальная форма слова Раздел: начальное образование
Русский язык
Тема: Начальная форма слова
Цели: научить учащихся определять начальную форму слов – названий
признаков, изменять слова – названия признаков по родам; научить
сравнивать разные формы одного и того же слова.
Ход урока
1.
Организационный момент
Мы за парты сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
2.
Чистописание. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
рр ры ра ро ру
рыбы рыбу рыбой рыбе
- Что мы записали? Разные слова или формы одного и того же слова?
+ Формы.
- Докажите. Что меняется во всех словах?
+ Окончание
- Назовите начальную форму этих слов.
+ Рыба.
- Как находится начальная форма слов – названий предметов?
+ Нач. ф. отвечает на вопрос кто? что? И стоит в ед.ч.
- Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
+ О начальной форме.
- О начальной форме каких слов вы сейчас должны сказать сами.
3. Работа по теме урока.
а) учебник: № 48 (ч.1, с.73)
- Прочитайте «Дразнилку». Перечитайте первую часть «Дразнилки».
Докажите, что один из тех, кто дразнится, точно мальчик.
+ По окончаниям слов нечестный, чумазый можно сказать, что это
слова мужского рода, значит, адресованы мальчику.
- А почему мы не можем определить, второй ребёнок – это мальчик
или девочка?
+ По окончаниям слов вруша, хрюша непонятно, какого рода эти
слова: они могут быть адресованы и мальчику, и девочке.
- Перечитайте вторую часть «Дразнилки». Сможете сказать, что
второй ребёнок – тоже мальчик? Какая часть слова вам помогла догадаться?
+ Определить это нам снова помогли окончания – нулевые окончания
слов: сам веник, сам вареник. Если бы речь шла о девочке, окончания у
первых бы слов были бы другими: сама ты веник, сама ты вареник.
- Вернёмся к первой части, к словам нечестный, чумазый. Кто
догадался, о начальной форме каких слов мы сегодня будем говорить?
+ О начальной форме слов – названий признаков предметов.
Физминутка
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква О свернусь,
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке,
И головкой поверчу.
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
б) учебник: № 49 (с 74 -75)
- Спишите стихотворение и устно проверьте трудные написания. Вспомните,
в какой форме стоят слова в словаре?
+ Всегда в начальной форме.
- Как же найти слова ужа в Толковом словаре?
+ Его нужно поставить в начальную форму – уж.
(далее – по заданию)
- Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши. Итак, теперь мы
знаем, что в отличие от слов – названий предметов, слова – названия
признаков могут меняться по родам. А что значит, в отличие от слов –
названий предметов?
+ Они по родам не изменяются. Они могут быть м.р., ж.р., ср.р. А признаки
предметов не бывают определённого рода – они изменяются по родам в
зависимости от слов – названий предметов, с которыми они стоят.
- Найдите в Толковом словаре слова лубяная, ледяная. Какую форму слов вы
там нашли? Какая начальная форма для слов – названий признаков?
+ Форма мужского рода, единственного числа.
- А что такое –ая, -ое? (в словаре указаны окончания форм ж.р. и ср.р.)
4. Закрепление материала.
Тетрадь для сам. Работы № 1: № 28, с.24 – сам. Работа
5.
Подведение итогов урока.
- Какая начальная форма у слов – названий предметов?
- Какая начальная форма у слов – признаков предметов?
- Как могут изменяться слова – названия признаков предметов?
- Кого бы вы оценили сегодня на уроке? Чтобы поставили за работу на
уроке?
Домашнее задание: ТПО № 1: № 25, с.20 – 21.