Напоминание

Народная текстильная кукла "На счастье"


Автор: Кузнецова Анна Алексеевна
Должность: преподаватель художественного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Большеистокская детская школа искусств"
Населённый пункт: Свердловская область, п.Б.Исток
Наименование материала: Инструкционные карты
Тема: Народная текстильная кукла "На счастье"
Раздел: дополнительное образование





Назад





РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИОННЫХ КАРТ

Обоснование темы «Разработка инструкционных карт»
Для формирования профессиональных умений и навыков на уроках практического обучения используются различные инструкционные учебные документы. В производственном обучении наибольшее применение получили инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы выполнения тех или иных работ. Была выбрана данная тема, так как она полностью подходит для проведения практических занятий курса «Текстильная кукла», что дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне. Их применение позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении учебного материала. Понятие инструкционной карты. Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера. Он раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Требования к созданию инструкционных карт. Инструкционные карты являются средством организации т активизации учебно-практической
деятельности учащихся. Наличие такой документации позволяет учащимся неоднократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность учащихся постоянно осуществлять самоконтроль. На каждую операцию технологического процесса обработки данных составляется технологическая инструкция (инструкционная карта), которая определяет порядок ее выполнения. Инструкционная карта содержит подробное описание действий всех исполнителей по данной операции. Инструкционные карты должны быть конкретными, краткими. В инструкционных картах представлена информация двух видов: 1. Словестная – описание наиболее рациональной последовательности изучаемых трудовых действий, рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности, указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений. 2. Графическая – рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, карта дает развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся, при освоении соответствующе изучаемой трудовой операции, вида работы. Применение инструкционных карт позволяет преподавателям уделять больше внимание вопросам индивидуальной работы со студентами, направлять на творческое развитие, кроме того, изучение методических указаний по выполнению практических заданий на средства обучения (инструкционные карты) освобождает время преподавателя, повышает производительность его труда. Поскольку инструкционные карты представляют собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы студентов, то их использование очень удобно для отработки пропущенных практических занятий студентами во внеурочное время. Способ использования инструкционных карт дает наибольший эффект, если они имеются у каждого студента.
При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики: 1. Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений, и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала. 2. Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание студентами содержания и средств своей деятельности. 3. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций 4. Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий. 5. Наглядность содержания и деятельности. 6. Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения. 7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте. 8. Индивидуальность и коллективность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей. 10. Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и студента. Это требует, прежде всего,
отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Эффективность должна подчиняться целям обучения. 11. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают весь маршрут приобретения профессиональных компетенций.
Инструкционная карта № 1
Тема: Русская народная кукла «Кукла на счастье». Целью данной инструкционной карты является изучение операций и технологии создания народной куклы. Материалы: 1. Льняная ткань; 2. Ситец (разных цветов); 3. Лен (волокна); 4. Лента (шириной 3-5мм); 5. Нитки красные (хлопок); 6. Нитки в цвет льна; 7. Вата; 8. Ножницы; 9. Игла; 10. Клей; 11. Кисть; 12. Баночка.
Таблица 6 Инструкционная карта «Кукла на счастье» № п/п Название операции Приемы и действия Контроль 1 Изготовление головы и ручек куклы 1. Взять ранее приготовленный и обработанный кусочек ткани: - положить в середину данного кусочка ткани вату ; - перевязать красной нитью; - загнуть поочереди два уголка ткани к внутренней части куклы; - повернуть края в середину; - сложить ткань пополам. 2. Перевязать получившиеся ручки красной нитью: - отрезать необходимое количество нитки; -перевязать концы, что бы образовались ладоши куклы. 2 Изготовление ног 1. Свернуть в трубочку вырезанный и обработанный прямоугольник: - согнуть получившуюся трубочку пополам; - перевязать ниткой. 2. Обработать край «рубахи» - обстричь неровный край рубахи; - обработать клеем ПВА, что бы края не распустились.
Продолжение таблицы 6 3. Привязать ноги к тельцу: - положить ножки вовнутрь куклы; - перевязать красной нитью. 3 Изготовление «обуви» д л я куклы 1. Взять ранее обработанную ткань: - подогнуть все края к внутренней стороне. - перевязать нитью льняного цвета.
4 Сарафан для куклы 1. Взять ткань ситец цветной: - вырезать прямоугольник; - с л ож и т ь п о п о л а м и с д е л а т ь наметочный шов по верхнему краю; - надеть на куклу и взять нити со шва и затянуть; - вытянуть нитки и перекинуть через руки, что бы получились лмочки. Продолжение таблицы 6
5 Прическа куклы 1. Взять шерстяные нитки и отматать две равные части: - первую половину кладем спереди назад и пришиваем надо лбом куклы; - прорезаем нитки; - в т о р у ю п о л о в и н у к л а д е м перпендикулярно и прошиваем пробор; - прочесываем получившиеся «волосы» расческой с мелкими зубьями; - затем аккуратно укладываем волосы и привязываем их к шее куколки; Продолжение таблицы 6
- заплетаем косу, повязываем ленту, подрезаем кончики волос 6 Итог работы
Инструкционная карта №2
Тема: Ручной шов «Игла назад» Целью данной инструкционной карты является от ра б от ка технологических операций по выполнению ручного шва «Игла назад» Материалы: 1. Ткань двунитка; 2. Игла; 3. Ножницы; 4. Нитки (черные).
Таблица 7 Инструкционная карта «Игла назад» № п/п Название операций Приемы и действия Контроль 1 Подготовка к работе 1. Вдеть нитку в иглу: -отрезать необходимое еоличество нитки; -протянть нить через ушко; - завязать на конце узелок, шов делается в две нити, справа налево. 2 Закрепление нитки 1. Проколоть иглой сложенную вдвое ткань - продеть иглу в образовавшуюся петельку; - затянуть узелок. 3 Начало шва 1. Отступить 5-7 мм, проколоть иглой ткань:
Продолжение таблицы 7 - возвратиться обратно в исходную точку, протянуть нитку через ткань; - получился один стежок; - снова пройти иглой вперед на 5-7 мм; - возвратиться в изначальную точку; - протянуть нитку в исходной точке, повторить так необходимое количество раз; - шов «Игла назад»
Окончание таблицы 7 4 Закрепление шва 1. Проколоть ткань иглой, прошитую вдвое: - сделать петлю, продевая иглу через нитку; - затянуть нить; - получился узел. 5 Итог работы


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники