Автор: Лубянина Ольга Геннадьевна Должность: преподаватель по классу домра, гитара Учебное заведение: МБУ ДО "Полазненская ДШИ" Населённый пункт: поселок Полазна, Добрянский район, Пермский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Значение волевых качеств музыканта исполнителя Раздел: дополнительное образование
Лубянина О.Г .
преподаватель
высшей квалификационной категории
2016 год
Значение волевых качеств в деятельности музыканта – исполнителя
Счастлив тот, кто
в проделанной накануне работе
видит следы своей воли.
Личностный и профессиональный рост, достижение цели в деятельности
всегда связаны с преодолением трудностей и препятствий. Успешность
преодоления препятствий зависит от уровня сформированности волевых
качеств личности. Воля выражается в том, насколько человек способен
сознательно справляться с трудностями и препятствиями на пути к цели,
насколько умеет управлять своим поведением, подчинить свою активность
определенным задачам.
Преодоление препятствий и трудностей требует нервно-психического
напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные
силы. Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умение
воздержаться от чего-либо, обеспечивает переход от желаний и решений к
действиям. Проявление волевых действий видно из таких характеристик
деятельности, как настойчивость, упорство, смелость, решительность,
самостоятельность, инициатива, самообладание и выдержка.
Множество выдающихся деятелей науки и искусства, которые внесли
существенный вклад в общественный прогресс, обладали твердой и
непреклонной волей. Это и понятно, потому что множество наших успехов в
жизни в конечном итоге обеспечивается победой над собой. «Не существует
больших талантов без большой воли, – подчеркивал Оноре де Бальзак, – воля
может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант».
Профессия музыканта – исполнителя, безусловно, требует регулярности в
труде, логичности в организации работы, устремленности и тому подобное.
Но для того, чтобы музыкант мог продемонстрировать свои возможности,
ему необходимо умение владеть собой в условиях публичного выступления,
т.е. хорошо отлаженная внутренняя само регуляция. По словам Г.Гинзбурга:
«Беда начинающих музыкантов не столько в недостатке техники, сколько в
недостатке исполнительской воли. Воля необходима как в домашней работе,
при разучивании произведений, так и на сцене».
Воля является обязательным психологическим компонентом, влияющим
на сценическое состояние. Она позволяет исполнителю сознательно и
активно управлять не только своими действиями, но и эмоциональной
сферой. "Тот, кто только переживает, не пытаясь осознать свои переживания,
всегда останется только любителем, а не профессионалом-художником", –
часто говорил Нейгауз. Исполнительскую волю характеризуют такие
показатели как гибкость распределения внимания, выдержка
(психологическая и физическая), сочетание заданности и
импровизационности, управление собственным эмоциональным тонусом,
способность переживать чувство удовлетворённости. Бороться с
беспокойством и страхом на сцене, охватывающим многих музыкантов,
помогает «хорошо воспитанная, натренированная, строго организованная
исполнительская воля». При отсутствии такой воли занятия музыкально-
исполнительской деятельностью становятся практически
бесперспективными, полагал Г. Гинзбург.
В процессе образования и воспитания воля поддаётся развитию и
совершенствованию; у начинающего исполнителя появляется уверенность и
творческая убеждённость. Уверенность – атрибут воли; воля питает,
поддерживает чувство уверенности в себе. Безусловно, только опытные
исполнители могут внушить себе, что сочинение выучено надежно.
Красноречиво и образно описывал состояние творческой убежденности один
из выдающихся пианистов XX века В. Горовиц. На эстраде, по его словам, на
него обычно нисходило чувство, что он «король, властелин зала, полный и
единоличный хозяин положения».
Психологи отмечают семь параметров волевого человека: инициативность,
самостоятельность, решительность, энергичность, настойчивость,
самоконтроль, принципиальность. Среди различных проявлений силы воли
принято выделять такие личностные черты как выдержка и самообладание,
которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется,
в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а
также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется
неразумным и неправильным. Когда человек не может управлять своими
действиями, например, в состоянии сильного аффекта, растерянности, страха
или изумления, он совершает поступки, которые называются
непроизвольными действиями (лишние движения, суетливость, небрежность,
неточность реакции и др.).
Одна из наиболее ответственных задач преподавателя, работающего с
детьми – сделать так, чтобы работа на инструменте не внушала ему острой и
стойкой неприязни. В дальнейшем, при умелом и гибком руководстве,
приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться секрет каждого
опытного преподавателя. Интересно, что подобные секреты открываются с
каждым новым учеником.
Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику
интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы НАДО в занятиях на
каком – то этапе незаметно перешло в «ХОЧУ». Многих НАДО сковывает,
угнетает. Синоним слова НАДО – обязан.
Синоним «хочу» – «желаю». Между «надо» и «хочу» в музыкальных
занятиях сложные взаимоотношения. Стратегическая линия преподавателя –
обратить «надо» в «хочу». Возможны различные способы активизации
учащихся, усиление роли «хочу». Имеет смысл в определенных
обстоятельствах сыграть на честолюбии. Честолюбие от природы заложено в
человеке, генетически. Лучшего стимулятора деятельности иной раз нет,
особенно в молодости. Л.С. Ауэр писал: «Я очень часто замечал, что действуя
на честолюбие ученика, превращая какое – либо достижение в дело чести, я
добиваюсь превосходных результатов». Честолюбие как зажигание. Здесь
главное, чтобы человек управлял своим честолюбием, а не честолюбие им. То
же, что и с лекарствами – в разумных дозах польза, в неразумных – вред.
Большую роль в продвижении играет правильный подбор репертуара.
«Горячая влюбленность в то, что играешь,- как говорил Я. Флиер, - помогает
преодолеть стрессовые состояния с их шлейфом повышенной тревожности,
болезненной возбудимости». «Самое важное – любить то, что исполняешь, и
верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение
сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается» (С. Рихтер). Работая над техникой
ученика, педагог может использовать два основных
метода. Собственноручный показ, т.е. демонстрация того, как надо сыграть
что – либо. Второй метод – словесное пояснение того, что и как надо сделать
ученику. Каждый метод в процессе обучения может существенно меняться в
зависимости от тех или иных конкретных задач. В одних случаях
целесообразно слово, в других – показ. Если, к примеру, учащийся пользуется
неверными игровыми движениями, не может отыскать удобного положения
пальцев, рук, корпуса, если делает лишние движения, то педагогу проще
самому сесть за инструмент и показать как надо. В других случаях, когда речь
идет уже не столько о практических игровых моментах, сколько о трактовке
произведения, когда центр тяжести смещается от физического к
психическому, когда педагог обращается к интеллекту учащегося, к
воображению, эффективным оказывается слово. Полезны записи аудио,
видео, где ученик уже может брать сам, учиться у больших мастеров.
Впечатления от концертов. Чтобы результат нашей работы – исполнение
программы на экзамене, участие в концерте, в конкурсах выглядел
технически с блеском, эмоционально увлеченно и ярко, нужна вера ученика в
свои силы и возможности. Это аксиома. Сомневаясь и комплексуя, результата
не покажешь, скорее можно сорваться на том, что технически не получалось
в до концертный период. Уверенность – атрибут воли, воля питает и
поддерживает чувство уверенности в себе. Пока у наших учеников не
выработалась привычка к организованной работе , пока музыка не стала
духовной потребностью, дети и подростки переживают вместе с нами
тяжелый период становления воли. «Воля крепнет в преодолении себя», -
говорили Аристотель и Сенека. Воля нужна во всем, начиная с обычного,
повседневного обихода. Каждый день заставить себя заниматься – хочешь, не
хочешь, есть настроение или нет. Вопрос не только в том, чтобы заставить
себя сесть за инструмент, но научиться делать дело хорошо. Получается,
что воля определяет не только объем и регулярность работы, но и ее
содержание. Наконец, публичные выступления, сопровождающие учащегося
ДШИ все годы обучения, успех или неуспех тут напрямую зависят от воли.
Умение собраться, сосредоточиться, отбросить сомнения, неверие в свои
силы – кому- то это удается лучше, кому- то хуже.
Гинзбург говорил: «Беда начинающих музыкантов не столько в
недостатке техники, сколько в недостатке исполнительской воли. Воля
необходима как в домашней работе, при разучивании произведений, так и на
сцене. В последнем случае она подвергается суровому испытанию».
Важно суметь наилучшим образом настроить учащегося, создать для него
по возможности благоприятный душевный климат накануне публичного
выступления. Между тем мы грешим тем, что до последнего дня, до
последней репетиции не перестаем фиксировать внимание ученика на
разного рода технических трудностях, подчеркивая то, что получается не
очень хорошо. Бывает, что за час до выступления ученику внушают:
«Смотри, не забудь там – то и там – то все, что я тебе говорила». Желаемый
результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит чуть
ли не до крайних пределов.
Педагоги помудрее поступают иначе. Все что угодно, лишь бы не
болезненное сосредоточение на возможных технических неполадках, считают
они. «Я лично хорошо знаю, что такое внушение, и полностью отдаю себе
отчет в его силе и действенности, - говорил Е. Нестеренко. – А потому как
педагог иду даже иногда на некоторые хитрости, если это необходимо.
Скажем, учащемуся предстоит ответственное выступление. Я понимаю,
человек переживает, волнуется, мучительно сомневается в себе. Надо помочь
ему сбросить излишнее психологическое напряжение, облегчить
самочувствие. Я могу в этом случае рассказать о каком – ни будь эпизоде из
собственной исполнительской практики, вспомнить о своих ошибках,
просчетах,(что даже мэтр иногда ошибался…)».
На кануне выступления необходима психологическая поддержка.
Желательна даже похвала: в конце концов, почти каждого, если захотеть,
можно за что – то хвалить. Пусть эта похвала будет не вполне
чистосердечной и искренней – бывают же ситуации в педагогике, где цель
оправдывает средства. Случается, правда, что похвала учащемуся прямо
противопоказана. Даже накануне выступления.
После выступления первые сказанные слова, первая реакция
преподавателя существенны и значимы, глубоко западают в душу ученику.
Любой вид музыкальной деятельности требует регулярного и
систематического «тренажа». Так искусство исполнения и неразрывно
связанную с ним исполнительскую волю необходимо практиковать и
развивать, чтобы музыкант смог продемонстрировать свои возможности, своё
творческое «Я» в любой стрессовой ситуации. В процессе подготовки к
концертному выступлению также большую помощь может оказать
искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создается
как бы искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя.
Например, знаменитая пианистка М.Лонг репетировала концерт в
«присутствии» детских игрушек. Именно с помощью обычных кукол она
привыкла к выступлениям. Задача педагога при прослушивании
произведения состоит в направлении волевого усилия ученика на творческую
деятельность: контроль за качеством звучания, фразировкой, тембром,
динамикой и прочее. Необходимо также уделять внимание внутреннему
психологическому состоянию исполнителя, не пускать его на самотёк,
прививать привычку к контролю за своими игровыми действиями.
Таким образом, в исполнительской деятельности решающую роль играют
волевые качества музыканта. «Людей, хорошо чувствующих музыку, много, –
говорил Г.Гинзбург, – немало людей, способных создать интересный, яркий
исполнительский план данного произведения ... Между тем какой прок от
самого талантливого плана, если у артиста не хватает необходимой для его
реализации исполнительской воли». Подводя итог, необходимо заметить, что
только хорошо воспитанная исполнительская воля способна преодолеть
беспокойство и страх, охватывающие многих музыкантов на сцене,
освободить исполнение от ненужной суеты, удерживая его в задуманных
рамках, осознанию того, что за ее исполнением «следят» и смогла избавиться
от дискомфорта в присутствии зрителей.
Вопросы теста на силу воли:
1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление,
когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе — в
состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию
объективно?
4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные
соблазны?
5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было
запланировано накануне, если делать это необязательно?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские
показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на почту?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или
посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не
изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам
настойчиво рекомендует врач?
10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его
принесет вам немало хлопот?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку)
в незнакомый город?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?
14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить
выполнение срочной и важной работы?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни
казались обращенные к вам слова?
Результаты теста:
- Ответ «да» — 2 балла
- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») — 1 балл
- «нет» — 0 баллов.
Теперь посчитайте результаты.
0-12 баллов . С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете
то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К
обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной
разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным
выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую
обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не
только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности.
Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть,
это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что
«переделать» в своем характере. Если удастся — от этого вы только
выиграете.
13-21 балл . Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то
начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь,
тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово
сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По
доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда
отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей
стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни
большего, тренируйте волю.
22-30 баллов . С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться —
вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни
те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая
позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые
качества — это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами,
как гибкость, снисходительность, доброта.
Используемая литература:
Мелик - Пашаева А.А. Педагогика, искусство и творческие способности. –
Москва, 1981г.
Петрушин В.И. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - Москва,
1997г.
Фридман Л.М . Педагогический опыт глазами психолога. - Москва, 1987г.
Фрид Г.А . Музыка-общение-судьба. - Москва, 1987г.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - Москва, 1986г.