Автор: Фишер Светлана Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: Современные воспитательные технологии Раздел: начальное образование
Современные воспитательные технологии, их применение в работе
классного руководителя
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных
целей.
Овладение
педагогическими
технологиями,
умение
самостоятельно
разрабатывать
конкретные
воспитательные
и
образовательные
технологии
позволяет
педагогу
наилучшим
образом
осуществлять
профессиональную
деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная
технология –
совокупность
форм,
методов,
способов,
приемов
обучения
и
воспитательных
средств,
позволяющего
достигать
поставленные
воспитательные
цели.
Это
один
из
способов
воздействия
на
процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
1.
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или
научной концепции);
2.
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных
качеств, развитие индивидуальности);
3.
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия
дают лучшие результаты);
4.
по
функциям
воспитателя,
которые
он
осуществляет
с
помощью
технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными
ситуациями);
5.
по подходу к ребёнку
Современные воспитательные технологии
1.
технология проектного обучения;
2.
личностно-ориентированная технология;
3.
технология здоровьесберегающая;
4.
технология учебной деловой игры;
5.
технология развития критического мышления;
6.
технология КТД И. П. Иванова;
7.
технология проведения учебных дискуссий;
8.
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
9.
технология создания ситуации успеха;
10. шоу-технологии;
11. ситуативные технологии.
В
своей
работе
как
классный
руководитель
использую
следующие
воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на
позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных
эмоциях.
Что
же
является
надёжным
результатом
грамотного
осуществления
творческих
дел
независимо
от
их
ориентации?
Это
позитивная
активность
школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той
или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая
проблемная
работа –
это
работа
с
вербальным
(словесным)
поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие
организационных
решений,
прояснение,
обсуждение.
Они
разрабатываются
и
применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе
регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо
манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель
специально
выстраивает
технологию
“ситуацию
анализа
очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать
суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его
ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание
у
ребят
средствами
групповой
практической психологии различных
аспектов
позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания,
опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические
аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного
опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с
другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо
личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем
случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
1.
это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на
сохранение здоровья учащихся;
2.
создание благоприятного психологического климата на уроке;
3.
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический
комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается
задача
предупреждения
утомления
учащихся,
с
другой
—
появляется
дополнительный
стимул
для
раскрытия
творческих
возможностей
каждого
ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому
высказыванию,
позитивная
реакция
учителя
на
желание
ученика
выразить
свою
точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или
небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым
может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого
ребенка.
Учащиеся
входят
в
класс
не
со
страхом
получить
плохую
оценку
или
замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания,
получить
новую
информацию.
В
процессе
такого
урока
не
возникает
эмоционального
дискомфорта
даже
в
том
случае,
когда
ученик
с
чем-то
не
справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения
помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических
барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную
оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик
сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как
временное
явление,
становится
дополнительным
стимулом
для
более
продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к
самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается,
что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как
следствие, к более высоким результатам.
По
окончании
урока
ученики
покидают
класс
с
хорошим
настроением,
поскольку
в
течение
этого
времени
отрицательные
факторы
практически
отсутствовали.
О х р а н а
зд о р о в ь я
и
п р о п а г а н д а
зд о р о во г о
о б р а з а
ж и з н и
Охрана
здоровья
ребенка
предполагает
не
только
создание
необходимых
гигиенических
и
психологических
условий
для
организации
учебной
деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду
здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья
человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со
школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него
больше шансов жить, не болея.
На
сегодняшний
день
очень
важно
вводить
вопросы
здоровья
в
рамки
учебных
предметов.
Это
позволит
не
только
углубить
получаемые
знания
и
осуществить
межпредметные
связи,
но
и
показать
ученику,
как
соотносится
изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться
о своем здоровье.
Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если
они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют,
то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?
Советы взрослым от детей:
1.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом
деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
2.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя
сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
3.
Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или
иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
4.
Не
подвергайте
слишком
большому
испытанию
мою
честность.
Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
5.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе
я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
6.
Не
давайте
обещаний,
которых
вы
не
можете
выполнить
—
это
поколеблет мою веру в вас.
7.
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это
делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
8.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены,
открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
9.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы,
учусь на собственном опыте.
10. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю
мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
11. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу
гораздо
большее
внимание
на
ваше
замечание,
если
вы
скажете
мне
все
спокойно с глазу на глаз.
12. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне
важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами
что правильно, а что нет.