"Портфолио как средство развития самооценки младших школьников"
Автор: Карачкова Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ лицей №46 Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Портфолио как средство развития самооценки младших школьников" Раздел: начальное образование
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации
личности
и
удовлетворение
образовательных
потребностей
каждого
ученика
в
соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.
Л.С.
Выготский
предполагал,
что
именно
в
семилетнем
возрасте
начинает
складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое отношение ребенка к себе.
Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его
деятельности, общение с другими людьми.
Портфель достижений ученика начальных классов является современным
педагогическим
инструментом
сопровождения
развития
и
оценки
достижений
учащихся,
ориентированным
на
обновление
и
совершенствование
качества
образования и включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в
Основную образовательную программу начального общего образования и является
обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по
ФГОС НОО.
Именно поэтому проверка формирования и ведения портфолио является одним
из направлений ВШК
Цель
формирования
Портфолио
–
системная
оценка
лично стных,
метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики
индивидуальных
образовательных
достижений
ребенка
в
период
его
обучения
в
начальных классах.
Ценность Портфолио заключается ещё и в том, что он способствует появлению
адекватной самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели
и
контролировать
свое
поведение,
управлять
собой.
Чтобы
управлять
собой,
необходимы
знания
о
себе,
оценка
себя.
Процесс
формирования
самоконтроля
зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять
самоконтроль
только
под
руководством
взрослого
и
с
участием
сверстников.
Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и
в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с
повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно
бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив,
склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети,
которые
не
критичны
к
себе,
часто
очень
критичны
к
другим.
Если
маленькому
школьнику,
который
обычно
получает
хорошие
отметки
и
высоко
оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству
работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет
массу недостатков.
Дети
с
высокой
самооценкой
отличаются
активностью,
стремлением
к
достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой
деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с
малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не
проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать,
что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на
правильной оценке своих возможностей и способностей.
Совсем
по-иному
ведут
себя
дети
с
низкой
самооценкой.
Их
основной
особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они
ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к
тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в
дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени.
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в
том,
что
у
детей
постепенно
возрастает
критичность,
требовательность
к
себе.
Первоклассники
преимущественно
положительно
оценивают
свою
учебную
деятельность и их оценка зависит от оценок и поведения взрослых, а неудачи они
связывают только лишь объективными обстоятельствами, обучающиеся 2-4 классов
относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в
учении.
Овладевая умением оценивать собственную деятельность, ученики начинают
самостоятельно мыслить, ориентироваться в информации, видеть границы своего
незнания, легко выполняют роли организатора учебной и творческой деятельности.
Именно личностный рост ребенка, его продвижение только относительно самого
себя может и должно оцениваться совершенно другим, особым способом, который
может зафиксировать личностные изменения. Этим способом может стать рефлексия,
опыт самооценки и взаимооценки.
В состав портфолио включены
результаты, достигнутые учеником не только
ходе
в
учебной
деятельности,
но
и
в
иных
формах
активности:
творческой,
социальной,
коммуникативной,
физкультурно-оздоровительной,
трудовой
деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и
за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является
важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Ведение
портфолио
в
начальной школе
рассчитано
на
четыре
года
и
спланировано
по
этапам,
что
позволяет
составить
“картину”
значимых
образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального
прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его
способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа над Портфолио влияет и на характер взаимоотношений с родителями.
Они становятся полноправными субъектами образовательного процесса, что меняет
характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Для работы с родителями необходимо проведение родительских собраний, на которых
необходимо проинформировать их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении
портфолио. Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в
совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с
помощью
родителей.
Однако
помощь
должна
сводиться
к
минимуму
по
мере
взросления
ребенка.
При
этом
с
самого
начала
важно
построить
работу
таким
образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию
портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих
достижений,
формирование
личного
отношения
к
полученным
результатам
и
осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми
без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право
выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений.
В конце учебного года проводится итоговый классный час, на котором дети
рассказывают о своих изменениях и достижениях.
Работа по ведению портфолио требует большой систематической работы, новых
организационных и познавательных умений, как от учителя, так и от учащихся.
Итак, ведение портфолио является современной эффективной работой, так как
органически
интегрирует
три
составляющие
процесса
обучения:
преподавание,
учение и оценивание.
Таким образом, самооценка способностей школьниками и изменение содержания
оценочной
деятельности
учителя
–
обязательные
компоненты
современного
образования, продуктивное развитие которых возможно только на основе внутренне
мотивированной деятельности.
На протяжении последних лет ребята начальной школы активно вовлекаются в
участие в различных конкурсах, играх и олимпиадах.
2013-14
уч.г.
Всероссийский
конкурс
2014
«Я-
энциклопедиЯ», VI
Вс еро ссийский
математиче ский
конкурс
«Ребус»,
В с е р о с с и и й с ко го
интеллектуального
конкурса
«Знаток»,
Международном
дистанционном
конкурсе
проекта
«Новый
урок».
Общероссийский
конкурс-
игра
«Ёж»,
Международный
конкурс
«Лисёнок»,
осенняя
и
весенняя
сессии
Международной
олимпиады
«Глобус».
За 2013-14 уч.г. в олимпиадах приняли участие 146 , победителей 19, призёров
32.
З 2014-15 уч.год приняли участие 219, победителей 14, призёров 34.
Можно
сделать
вывод,
что
ценность
портфолио
заключается
в
том,
что он
способствует
повышению
самооценки
ученика,
максимальному
раскрытию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что
составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его
результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не
"выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию
(жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор
реализации творческого потенциала личности.
В олимпиадах ребята стали выбирать даже те предметы, которые у них вызывают
сложности.
Закончить выступление я хочу словами Э. Хаббарта: Цель обучения ребенка
состоит
в
том,
чтобы
сделать
его
способным
развиваться
дальше
без
помощи
учителя.»
Портфолио,
при
умелой
работе,
помогает
учителю
добиться
этой
цели.
Соответственно, портфолио учащихся является одним из результатов формирования
УУД.