Напоминание

"Портфолио как средство развития самооценки младших школьников"


Автор: Карачкова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №46
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио как средство развития самооценки младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Портфель достижений ученика начальных классов является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования и включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО. Именно поэтому проверка формирования и ведения портфолио является одним из направлений ВШК Цель формирования Портфолио – системная оценка лично стных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. Ценность Портфолио заключается ещё и в том, что он способствует появлению адекватной самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей. Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков. Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей. Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность и их оценка зависит от оценок и поведения взрослых, а неудачи они связывают только лишь объективными обстоятельствами, обучающиеся 2-4 классов относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. Овладевая умением оценивать собственную деятельность, ученики начинают самостоятельно мыслить, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, легко выполняют роли организатора учебной и творческой деятельности.
Именно личностный рост ребенка, его продвижение только относительно самого себя может и должно оцениваться совершенно другим, особым способом, который может зафиксировать личностные изменения. Этим способом может стать рефлексия, опыт самооценки и взаимооценки. В состав портфолио включены результаты, достигнутые учеником не только ходе в учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Ведение портфолио в начальной школе рассчитано на четыре года и спланировано по этапам, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа над Портфолио влияет и на характер взаимоотношений с родителями. Они становятся полноправными субъектами образовательного процесса, что меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Для работы с родителями необходимо проведение родительских собраний, на которых необходимо проинформировать их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио. Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. В конце учебного года проводится итоговый классный час, на котором дети рассказывают о своих изменениях и достижениях.
Работа по ведению портфолио требует большой систематической работы, новых организационных и познавательных умений, как от учителя, так и от учащихся. Итак, ведение портфолио является современной эффективной работой, так как органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание. Таким образом, самооценка способностей школьниками и изменение содержания оценочной деятельности учителя – обязательные компоненты современного образования, продуктивное развитие которых возможно только на основе внутренне мотивированной деятельности. На протяжении последних лет ребята начальной школы активно вовлекаются в участие в различных конкурсах, играх и олимпиадах. 2013-14 уч.г. Всероссийский конкурс 2014 «Я- энциклопедиЯ», VI Вс еро ссийский математиче ский конкурс «Ребус», В с е р о с с и и й с ко го интеллектуального конкурса «Знаток», Международном дистанционном конкурсе проекта «Новый урок». Общероссийский конкурс- игра «Ёж», Международный конкурс «Лисёнок», осенняя и весенняя сессии Международной олимпиады «Глобус». За 2013-14 уч.г. в олимпиадах приняли участие 146 , победителей 19, призёров 32. З 2014-15 уч.год приняли участие 219, победителей 14, призёров 34. Можно сделать вывод, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. В олимпиадах ребята стали выбирать даже те предметы, которые у них вызывают сложности.
Закончить выступление я хочу словами Э. Хаббарта: Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.» Портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели. Соответственно, портфолио учащихся является одним из результатов формирования УУД.


В раздел образования