Напоминание

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса


Автор: Григорьева Зульфира Энэсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №26"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №26» «Принято» Педагогическим советом протокол от _____2016г.№__ Введено приказом от___2016г. №___ Директор МБОУ «Гимназия №26» _______________ А.Л.Сальников
Рабочая программа
по предмету русский язык для 1 А класса (количество часов в неделю, год) Составитель: Григорьева Зульфира Энэсовна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория) «Согласовано» Заместитель директора________ /Р.Х.Матюшкина/ от_________2016г. Подпись Ф.И.О. «Рассмотрено» На заседании МО, протокол от____2016г. №____ Руководитель МО ________ /Н.Г.Батенкова/ от_________2016г. Подпись Ф.И.О. г. Набережные Челны 2016г.

Пояснительная записка.
Программа по русскому языку составлена на основе «Программ отдельных предметов, курсов для начальной школы». Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Положения о разработке и утверждении рабочих программ по предметам; Примерной программы начального общего образования по русскому языку; Основной образовательной программы НОО; Учебного плана МБОУ «Гимназия №26» на 2016-2017 учебный год. Для реализации программного содержания используется учебник Л.Ф.Климановой; С.Г.Макеевой. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2015г. Л.Ф.Климановой; С.Г.Макеевой. Русский язык. 1 класс. М.: «Просвещение», 2015г. УМК «Перспектива». Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по литературному чтению. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2016/2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». На обучение предмета «Русский язык» отводится 99 часов (3 часа в неделю), начальному этапу «Обучение грамоте» отводится 27 недель (69 часов) и 30 часов непосредственно на уроки русского языка. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Цели и задачи учебного предмета
: В системе предметов общеобразовательной школы курс русский язык реализует познавательную и социокультурную
цели:
 познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;  социокультурная цель-изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических
задач
:  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;  овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;  воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане:
2
На предмет Русский язык по учебному плану на 2015/2016 учебный год отводится 3 часа в неделю, 33 учебные недели –
99 часов.
Изучение русского языка в 1 классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 учебные недели, по 3 ч в неделю, всего 69 часов. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка, по 3 часа в неделю (10 недель), всего 30 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучения русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся первого класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Планируемые результаты изучения предмета
3
Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты ученик научится ученик получит возможность научиться «Давайте знакомиться» (подготовительный этап) правильно сидеть при письме и правильно держать ручку; правильно выполнять рисунки по образцу; ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв; правильно сидеть при письме и правильно держать ручку; правильно выполнять рисунки по образцу; ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых дей- ствий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе; осмыслить значение общения для передачи и получения ин- формации; для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; для формирования интереса к языковой и речевой «Страна АБВГДейка» (букварный (основной) этап) правильно писать гласные и согласные буквы, писать буквы слитно; правильно выполнять соединения букв; правильно сидеть при письме и правильно держать ручку; правильно выполнять рисунки по образцу; ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв; правильно писать гласные и согласные буквы, писать буквы слитно; правильно выполнять соединения букв; правильно сидеть при письме и правильно держать ручку; правильно выполнять рисунки по образцу; ориентироваться на листе; штриховать, обводить фигуры по контуру; писать элементы печатных и письменных букв; 4
алгоритм («узелки на память»); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, уча- ствовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока; осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах деятельности, освоить правила общения; получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.); получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; для формирования потребности к творческой деятельности. «Про всё на свете» (послебукварный период) внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему; обогащение словарного запаса учащихся; умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь — показателем мягкости и разделительным; умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим; внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему; обогащение словарного запаса учащихся; умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной; писать слова с ь — показателем мягкости и разделительным; умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим; В мире общения первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы; пересказывать сюжет известной сказки по рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом пред- ложений; анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после ана- лиза содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Роль слова в общении 5
(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и дру- гую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюде- нием правил бесконфликтного общения; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию Слово и его значение различать слово и предложение, слово и слог; различать слово как двустороннюю единицу языка; разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей; различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?; определять имена собственные и правильно их записывать; определять количество слов в предложении, вычленять сло- ва из предложения; выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.); первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах; составлять тематические группы слов по определённым темам.; распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов; находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий. Имя собственное Слова с несколькими значениями Слова, близкие и противоположные по значению Группы слов Звуки и буквы. Алфавит различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их число; различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные наблюдать за образованием звуков речи; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака; находить безударные гласные в словах, Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение их буквами Слоги. Перенос слов Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме 6
твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы в алфавитном порядке; различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; переносить слова по слогам на письме; раздельно писать слова в предложении; верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); без ошибок списывать текст с доски и учебника; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включа ющие 12—15 слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 2— 3 предложений на определённую тему. подбирать проверочные слова; писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. изученных фактов языка по заданному признаку (под руко- водством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учи- теля; использовать собственный опыт в решении познавательных задач; слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться о распределении функций и ролей в со- вместной деятельности; признавать существование Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения; определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность; устанавливать 7
выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из слов; составлять предложения по схеме, по рисунку; писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; правильно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале предложения и точку в конце. смысловую связь слов в предложении по вопросам; осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. различных точек зрения, выска- зывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружаю- щих, использовать в общении правила вежливости. От предложения к тексту
Содержание учебного предмета

Учитывая особенности содержание УМК «Перспектива», взят за основу 1 вариант тематического планирования.
Название раздела Краткое содержание Количество часов
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте. Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. 8
Формируются и развиваются в единстве и взаимодействии при изучении всех разделов курса Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений)по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.). 9

Обучение грамоте
69 Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установления числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение ударения. 9 Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв
е, ё, ю, я
. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. 5 Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формируются и развиваются в единстве и взаимодействии при изучении всех разделов курса Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. 43 Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. 6 Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале 6 10
предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Формируются и развиваются в единстве и взаимодейств ии при изучении всех разделов курса
Систематический курс
30 Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. 8 Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных
ь
и
ъ .
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными
е,

ё,

ю,

я;
в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 3 Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. 3 Изучается во всех разделах курса Морфология Первичное понятие о частях речи. Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Предмет и слово как название предмета. Слова - признаки, слова- 3 11
предметы, слова-действия. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия ) . Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. 3 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации: сочетания
жи—ши, ча—ща, чу—щу
в положении под ударением; сочетания
чк—чн, чт, нч, щн
и др.; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки. 7 Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). 3 Изучается во всех разделах курса ИТОГО 99
Вводный курс «Обучение

грамоте»:
- добукварный период «Давайте знакомиться», Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Ориентировка в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа. Линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова — названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением. Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Предыстория письменной речи. Использование в общении по-средников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова — наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. 69 15 12
- «Страна АБВГДЕйка» (букварный (основной) этап), Символы для их обозначения. Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями). Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии; штриховка по образцу. Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что- либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв. Слог — минимальная единица произношения и чтения. Сло- ва и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слого - образующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образносимволическое обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Подготовка руки к письму Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Гигиенические требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы. Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы — и], [о — ё], [а — я], [э — е], [у — ю]. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.). Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы. Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после глас- ных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков). Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах. Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов изучаемых букв. Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме 39 13
- «Про всё на свете» (послебукварный период) мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (первоначальные наблюдения). Анализ графических элементов изучаемых букв. Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитатель- ная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии. Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содер- жание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова. 15
Систематический курс:
В мире общения Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении. Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить). 2 Роль слова в общении Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог. 1 Слово и его значение Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) классификация слов по опреде- лённым темам, составление тематических словариков. 1 Имя собственное Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные). 2 Слова с несколькими значениями Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности. 1 Слова, близкие и противоположные по значению Слова, близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи. 1 Группы слов Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?) 3 14
Звуки и буквы. Алфавит Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Алфавит как основа письмен- ности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф). 2 Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение их буквами Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи. 2 Слоги. Перенос слов Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов. 2 Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи). 3 Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я 2 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу 2 Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твёрдого знака (без изучения правил, общее наблюдение) 2 Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными 1 От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при измене- нии порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Знакомство со знаками препинания 2 От предложения к тексту Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста 1 ИТОГО 99 15

Календарно-тематическое планирование - обучение грамоте (письмо),
УМК (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева Азбука, 1 класс, М.:Просвещение, 2015; Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Н.А.Пудикова, Мой алфавит (пропись в 2-х частях), 1 класс, М.:Просвещение, 2016) № Изучаемый раздел, тема урока Кол ичес тво часо в Календарные сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся Планируемые сроки Фактические сроки
«Давайте знакомиться» (подготовительный этап) (15 часов)

1.
Гигиенические требования к письму. Раскрашивание, обведение. Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу. ОНЗ 1
Обводить
и
раскрашивать
рисунки,
штриховать
;
сравнивать
линии по величине, количеству и направлению.
Выполнять
задания, ориентируясь на образец,
контролировать
выполнение упражнения. 2. Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии. 1
Обводить
и
раскрашивать
рисунки,
штриховать
;
сравнивать
линии по величине, количеству и направлению.
Выполнять
16
ОНЗ задания по образцу,
контролировать
выполнение упражнения.
3.
Определение направления. ОНЗ 1
Обводить
и
раскрашивать
рисунки,
штриховать
;
сравнивать
линии по величине, количеству и направлению.
Выполнять
задания по образцу,
контролировать
выполнение упражнения. 4. Классификация. Рабочая строка. Последовательность действий при письме с образца. ОНЗ 1
Овладевать
знаково-символической деятельностью:
составлять
устные высказывания,
«записывать»
их с помощью рисунков, пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя).
Создавать
свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы;
сравнивать
их с условными знаками в учебнике. Коллективно
составлять
знаки-символы, обозначающие результаты работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).
5.
Целое и часть. Параллельные линии. Обведение образца. ОНЗ 1
Расшифровывать
знаки:
понимать
их значение,
придумывать
и
рисовать
(запись) простейшие знаки-символы.
Составлять
простейшие сообщения,
оформлять
их на письме с помощью схем.
Обозначать
слово любыми средствами: фишками, символическим рисунком, знаком. 6. Головоломки. ОНЗ 1 7. Знаки и правила дорожного движения. ОНЗ 1 8. Знаки и символы. Их роль в общении. ОНЗ 1
Обводить
и
раскрашивать
рисунки,
штриховать
;
сравнивать
линии по величине, количеству и направлению.
Выполнять
задания по образцу,
контролировать
выполнение упражнения.
Фиксировать
их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений. 9. Письмо элементов печатных букв. ОНЗ 1
Сравнивать
и
характеризовать
твёрдые и мягкие согласные звуки,
использовать
условные знаки для их обозначения.
Штриховать
и
обводить
предметы по образцу, ориентируясь на знаки-стрелки.
Печатать
элементы букв,
обводить
печатные буквы.
Писать
элементы письменных букв,
находить
элементы букв в предметной картинке. Чётко
писать
прямые вертикальные наклонные по пунктирным линиям. 10. Высказывание и запись с помощью условных знаков и рисунков. ОНЗ 1
Копировать
образцы с элементами букв.
Проводить
анализ графических образцов букв.
Писать
элементы письменных букв,
штриховать
по образцу.
Писать
элементы букв.
Соотносить
написанные элементы с 17
образцом.
Оценивать
самостоятельно свою работу на основе образца.
Различать
слово и предложение по их функциям (без терминологии), назначению. 11. Запись звуков с помощью условных схем. ОНЗ 1
Оформлять
начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения.
Записывать
сообщение с помощью графической схемы.
Переводить
устные сообщения в предложения,
записывать
их с помощью схем.
Писать
элементы букв.
Соотносить
написанные элементы с образцом.
Оценивать
самостоятельно свою работу на основе образца 12. Твёрдые и мягкие согласные. Их различие. ОНЗ 1 13. Слог. Письмо элементов строчных и заглавных букв. ОНЗ 1 14. Предложение. Ударение и его значение. ОНЗ 1 15. Звуковой анализ слов. ОНЗ
1

«Страна АБВГДейка» (букварный (основной) этап) (39 часов)
16. Строчная и заглавная буквы А,а, о,О ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 17. Строчная и заглавная буква у,У. ОНЗ 1
Подписывать
изученные буквы под звуковыми схемами.
Различать
согласные и гласные звуки,
обозначать
согласные звуки на схеме условными знаками и буквами.
Делить
слова на слоги,
определять
количество слогов в слове. 18. Строчная буква ы. ОНЗ 1
Ориентироваться
на строке при написании букв,
писать
буквы на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.).
Писать
элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения букв, слова.
Различать
строчные и заглавные буквы. 19 Строчная и заглавная буква э,Э. Повторение изученных букв. ОНЗ 1
Различать
формы строчных и прописных букв.
Анализировать
графические элементы букв согласных звуков.
Объяснять
алгоритм написания букв. 20 Строчная и заглавная буква м, М. 1 21 Строчная и заглавная буква с,С. Строчная и заглавная буква н,Н. 1
Списывать
с рукописного и печатного текста с соблюдением гигиенических правил письма, графических и орфографических 18
ОНЗ требований. Правильно
называть
элементы букв.
Сравнивать
элементы букв.
Сравнивать
печатную и письменную букву. 22 Строчная и заглавная буква л,Л. ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 23. Строчная и заглавная буква т,Т. ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 24 Строчная и заглавная буква к,К. ОНЗ 1 25 Строчная и заглавная буква в,В. Строчная и заглавная буква р,Р. ОНЗ 1 26 Письмо изученных строчных и заглавных букв. ОНЗ 1
Находить
элементы в написании строчных и прописных букв.
Соблюдать
соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.
Сравнивать
написанные буквы, их соединение с исходным, первонача льным напис анием и о б р а з ц о м .
Проговаривать
слова по слогам при их записи. 27 Строчная и заглавная буква п,П. ОНЗ 1 28 Строчная и заглавная буква г,Г. ОНЗ 1 29 Буквы е,ё строчные. Буквы Е,Ё заглавные. ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 30 Буквы е, ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного. ОНЗ 1 31 Заглавная и строчная буква б,Б. ОНЗ 1
Списывать
слова и предложения,
обводить
слова по пунктирным линиям. Правильно
выполнять
соединения букв.
Писать
слова, элементарные предложения.
Анализировать
графическую форму изучаемых букв.
Писать
слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.
Писать
соединения букв, слова, предложения. Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. 32 Строчная и заглавная буква з,З. ОНЗ 1 33 Письмо изученных строчных и заглавных букв. Р 1 19
34 Письмо изученных строчных и заглавных букв. Р 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 35 Строчная и заглавная буква д,Д. ОНЗ 1 36 Строчная и заглавная буква ж,Ж.. ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв.
Переносить
слова со строки на строку по слогам.
Писать
слова с буквосочетаниями жи—ши с непроверяемыми написаниями. 37 Закрепление изученных букв. Р 1 38 Буква Яя. Буква я после согласных. ОНЗ 1 39 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Р 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 40 Строчная и заглавная буква х,Х. ОНЗ 1 41 Мягкий знак. Запись слов с «ь». ОНЗ 1
Списывать
слова и предложения,
обводить
слова по пунктирным линиям. Правильно
выполнять
соединения букв.
Писать
слова, элементарные предложения.
Анализировать
графическую форму изучаемых букв.
Писать
слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.
Писать
соединения букв, слова, предложения. Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели.
Обозначать
мягкость согласных с помощью мягкого знака (угол — уголь). 42 Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Р 1 43 Буква Йй. Письмо слов с буквами й, ь. ОНЗ 1
Писать
элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения букв.
Объяснять
алгоритм написания буквы.
Писать
обобщённые графические элементы букв. 44 Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. Имена собственные. ОНЗ 1 45 Упражнения в написании слов с изученными буквами. Р 1
Списывать
слова и предложения,
обводить
слова по пунктирным линиям. Правильно
выполнять
соединения букв.
Писать
слова, элементарные предложения.
Анализировать
графическую форму 20
изучаемых букв.
Писать
слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.
Писать
соединения букв, слова, предложения. Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью модели. 46 Буква ю после согласных. Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. ОНЗ 1 47 Строчная и заглавная буква ш,Ш ОНЗ 1 48 Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. ОНЗ 1
Переносить
слова со строки на строку по слогам.
Писать
слова с буквосочетаниями жи—ши с непроверяемыми написаниями. 49 Строчная и заглавная буква ч,Ч. ОНЗ 1 50 . Строчная и заглавная буква щ,Щ. Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. ОНЗ 1 Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».
Формулировать
(с помощью учителя) основную мысль текстов.
Списывать
и записывать под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при оценивании написанного.
Переносить
слова со строки на строку по слогам.
Писать
слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу— щу, с непроверяемыми написаниями. 51 Строчная и заглавная буква ц,Ц. ОНЗ 1 52 Строчная и заглавная буква ф, Ф. Повторение изученных букв. ОНЗ 1 53 Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. ОНЗ 1 54 Повторение изученных букв. Списывание с печатного образца. Р 1
Выполнять
каллиграфиче ские тексты: с а м о с тоя т е л ь н о
копировать
образец предложения,
делить
его на слова.
«Про всё на свете» (послебукварный период) (15 часов)
55 Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. ОНЗ 1
Списывать и записывать
под диктовку небольшие предложения с соблюдением норм каллиграфии
. Применять
самоконтроль при оценивании написанного
. Пользоваться
словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Обозначать
мягкие согласные условными знаками на схемах 56 Оформление предложений в тексте. ОНЗ 1 21
несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме.
Оформлять
предложения на письме. 57 Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. ОНЗ 1 58 Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова. ОНЗ 1 59 Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Правописание слов с сочетаниями жи-ши. ОНЗ 1
Выделять
гласные и согласные звуки;
обозначать
их буквами.
Пользоваться
словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Обозначать
мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме. 60 Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. ОНЗ 1 61 Заглавная буква в именах собственных. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» ОНЗ 1 62 Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» ОНЗ 1
Оформлять
предложения на письме.
Выделять
предложения из речи, оформлять их.
Записывать
предложение, графически правильно оформлять его начало и конец.
Устанавливать
связь слов в предложении при изменении порядка слов.
Дифференцировать
слова на одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? Что?
Составлять
простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении.
Объединять
слова в предложения, устанавливать их связь в предложении.
Определять
в тексте количество предложений и записывать их.
Определять
последовательность предложений в деформированном тексте 63 Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»; «Какой?», «Какая?», «Какое?». ОНЗ 1 64 Правописание имён собственных. Правописание слов с сочетаниями чк, чн .ОНЗ 1 22
65 Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Правописание твёрдых и мягких согласных. ОНЗ 1
Выделять
гласные и согласные звуки; обозначать их буквами.
Пользоваться
словарём при написании слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами.
Обозначать
мягкие согласные условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме.
Оформлять
предложения на письме.
Выделять
предложения из речи, оформлять их.
Записывать
предложение, графически правильно оформлять его начало и конец.
Устанавливать
связь слов в предложении при изменении порядка с л о в .
Дифференцировать
с л о в а н а о д у ш е в л ё н н ы е и неодушевлённые по вопросам кто? Что?
Составлять
простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении.
Объединять
слова в предложения, устанавливать их связь в предложении.
Определять
в тексте количе ство предложений и записывать и х .
Определять
последовательность предложений в деформированном тексте 66 Обозначение на письме мягкости согласного. Диктант. ОНЗ 1 67 Работа над ошибками. Правописание шипящих согласных. ОНЗ 1 68 Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных. ОНЗ 1
Составлять
предложение по картинке.
Определять
количество слов в предложении.
Отличать
предложение от набора слов.
Выделять
предложения из речи, оформлять их.
Записывать
предложение, графически правильно оформлять его начало и конец.
Составлять
простые предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество слов в предложении.
Объединять
слова в предложения, устанавливать их связь в предложении.
Определять
в тексте количество предложений и записывать их.
Определять
последовательность предложений в деформированном тексте 69 Правописание безударных гласных в корне слова, парных согласных на конце слова. ОНЗ 1
Календарно-тематическое планирование
УМК (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Русский язык, 1 класс, М.:Просвещение, 2016) № Изучаемый раздел, тема урока Кол ичес тво часо в Календарные сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся Планируемые сроки Фактические сроки
В мире общения (2 часа)
70. Вводный урок по курсу русского 1
Использовать
в речи слова речевого этикета.
Выбирать
обращение 23
языка. В мире общения. ОНЗ к собеседнику в зависимости от ситуации общения.
Отрабатывать
навыки культурного ведения диалога. Целесообразно
использовать
жесты, мимику при ведении диалога. 71. В мире общения. Родной язык – средство общения. ОНЗ 1
Строить
собственные высказывании о любви к родному языку после про чтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок.
Различать
устные и письменные формы общения,
сравнивать
их.
Понимать
и
объяснять
различия между устной и письменной речью,
решать
проблемные ситуации по рисункам.
Оформлять
предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости)
Роль слова в общении (1 час)
72. Роль слова и предложения в общении. Диалог. ОНЗ 1
Находить
слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения.
Участвовать
в диалоге,
выслушивать
собеседника,
высказывать
своё мнение.
Составлять
воображаемые диалоги с героями произведений.
Давать

характеристику
ситуации общения.
Слово и его значение (1 час)
73. Слово и его значение. ОНЗ 1
Различать
в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю).
Объяснять
смысл, значение используемых в речи слов.
Сравнивать
и
различать
слово ипредмет,
подбирать
к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его.
Объединять
слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).
Понимать
необходимость обогащения словаря.
Использовать
слова различных тематических групп.
Имя собственное (2 часа)
74. Имя собственное. ОНЗ 1
Употреблять
заглавную букву в написании имён собственных.
Придумывать
и
записывать
слова — имена собственные и нарицательные,
классифицировать
,
давать
группам слов общее название.
Объяснять
этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи). 75. Имя собственное. Правописание имён собственных. ОНЗ 1
Слова с несколькими значениями (1 час)
76. Слова с несколькими значениями. ОНЗ 1
Сравнивать
предметы, называемые одним многозначным словом,
находить
в них общее.
Объяснять
значение многозначного слова в 24
конкретных примерах его употребления.
Слова, близкие и противоположные по значению (1 час)
77. Слова, близкие и противоположные по значению. Проверочная работа. ОНЗ 1
Сравнивать
синонимы и антонимы по значению и по звучанию.
Употреблять
синонимы и антонимы разных тематических групп в речи.
Использовать
словари синонимов и антонимов.
Группы слов (3 часа)
78. Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. ОНЗ 1
Распределять
слова по группам на основе их основного значения и вопроса.
Находить
в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий.
Составлять
группы слов, объединённых общими признаками,
записывать
вопросы, на которые они отвечают (какой? Что делает? кто? что?).
Работать
с орфографическим словарём; составлять тематические словарики, собирать и записывать их.
Участвовать
в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?»,
подбирать
слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность) 79. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? ОНЗ 1 80. Слова- признаки. Слова-действия. ОНЗ 1
Звуки и буквы. Алфавит (2 часа)
81. Звуки и буквы. ОНЗ 1
Различать
звуки и буквы
. Проводить
слого-звуковой анализ слов.
Понимать
и
объяснять
роль звуков в различении слов.
Называть
буквы в алфавитном порядке. 82. Алфавит. ОНЗ 1
Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение их буквами (2 часа)
83. Гласные звуки. Обозначение их буквами. ОНЗ 1
Обозначать
на письме мягкость и твёрдость согласных звуков.
Анализировать
примеры звукописи.
Проводить
звуко-буквенный анализ слов. 84. Согласные звуки. Обозначение их буквами. ОНЗ 1
Слоги. Перенос слов ( 2 часа)
85. Слоги. Деление слов на слоги. ОНЗ 1
Делить
слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове.
Объяснять
различие между словом и слогом.
Исправлять
25
некорректно выполненное деление слов на слоги.
Составлять
рассказы по опорным словам.
Сравнивать
деление слова на слоги и на части для переноса.
Применять
правила переноса слов.
Переносить
слова со строки на строку послогам.
Называть
несколько вариантов переноса слов.
Объяснять
деление слов для переноса, работая в паре. 86. Перенос слов. ОНЗ 1
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 часа)
87. Ударение. Списывание. ОНЗ 1
Ставить
в словах ударение,
называть
ударный слог,
подчёркивать
безударные гласные.
Ставить
ударение в словах в соответствии с литературными нормами
. Пользоваться
орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова.
Сравнивать
произношение и написание гласных в словах.
Находить
безударные гласные в словах,
подбирать
проверочные слова.
Анализировать
ритм стихотворной речи. 88. Орфоэпическая норма языка. Словарь. Проверочная работа. Р 1 89. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. ОНЗ 1
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (2 часа)
90. Твердые и мягкие согласные звуки. ОНЗ 1
Обозначать
на письме мягкость и твёрдость согласных звуков.
Различать
способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.
Записывать
слова в алфавитном порядке.
Определять
количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель) 91. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я ОНЗ 1
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (2 часа)
92. Правописание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. ОНЗ 1
Писать
буквосочетания жи—ши,ча—ща, чу—щу
. Находить
в текстах слова с изучаемыми орфограммами.
Озаглавливать
текст
.

Пересказывать
текст по вопросам 93. Правописание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Итоговая контрольная работа. Р 1
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (2 часа)
94. Разделительный мягкий знак. ОНЗ 1 26

Писать
мягкий знак в словах на основе анализа их звучания.
Различать
слова с разделительным мягким знаком и без него.
Образовывать
формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак.
Писать
слова с разделительными мягким и твёрдым знаками.
Наблюдать
за употреблением разделительного твёрдого знака в словах.
Составлять
объявления по заданной форме. 95. Разделительный твёрдый знак. Р 1
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (1 час)
96. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. ОНЗ Проверочное списывание 1
Характеризовать
звуки (гласные —согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие),
приводить
свои примеры.
Сравнивать
произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными.
Использовать
при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и.
Различать
слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).
Писать
диктанты с известными орфограммами без ошибок,
использовать
приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию.
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (2 часа)
97. Предложение. Отличие слова от предложения. ОНЗ 1
Отличать
предложение от слова.
Составлять
и
записывать
предложение на определённую тему (о школе,детях, маме, природе).
Оформлять
предложения на письме (
писать
заглавную букву в начале,
ставить
точку в конце,
делать
пробелы между словами).
Списывать
небольшой текст без ошибок,
проверять
,
оценивать
работу.
Писать
диктанты,
организовывать
самопроверку. 98. Знаки препинания в конце предложения. ОНЗ 1
От предложения к тексту (1 час)
99. Текст. Отличие предложения от текста. ОНЗ 1
Находить
слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения.
Участвовать
в диалоге,
выслушивать
собеседника
, высказывать
своё мнение.
Составлять
воображаемый диалог с героями произведений.
Харак

теризовать
особенности ситуации общения.
Различать
практически текст и предложение.
Озаглавливать
текст.
Составлять
письмо, приглашение.
Объяснять
их особенности. 27

Задавать
вопросы, уточняющие содержание текста.
Обсуждать
содержание текста.
Составлять
небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам).
Выражать
своё отношение к изучению русского языка.
Контроль предметных результатов:
Контроль и оценивание знаний учащихся первых классов проводится согласно положению о системе оценивания достижений учащихся 1 класса в условиях безотметочного обучения.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Сборник рабочих программ УМК «Перспектива». Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Москва, «Просвещение», 2015 г. 28
--Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. учебник «Русский язык». 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2015г. - Л.Ф.Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2015г. - Л.Ф.Климанова и др. Пропись (в 2-х частях). Мой алфавит. Москва, «Просвещение», 2015г. - Л.Ф.Климанова и др. Рабочая тетрадь. Пиши красиво. Москва, «Просвещение», 2015г. - Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2015г
Печатное пособие
- Таблицы к основным разделам грамматического материала«Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация». - Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме). - Словари по русскому языку: словарь слов фразеологизмов, толковый словарь, морфемный и словообразовательный словарь.
Технические средства обучения
- Классная доска с магнитной основой. - Персональный компьютер. - Экран. - Мультимедийный проектор.
Экранно – звуковые пособия
- Аудизаписи в соответствии с программой обучения. - Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку. 29


В раздел образования