Автор: Григорьева Зульфира Энэсовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №26" Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №26»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от _____2016г.№__
Введено приказом от___2016г. №___
Директор МБОУ «Гимназия №26»
_______________ А.Л.Сальников
Рабочая программа
по предмету русский язык для 1 А класса (количество часов в неделю, год)
Составитель: Григорьева Зульфира Энэсовна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория)
«Согласовано»
Заместитель директора________ /Р.Х.Матюшкина/ от_________2016г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от____2016г. №____
Руководитель МО ________ /Н.Г.Батенкова/ от_________2016г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г.
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку составлена на основе «Программ отдельных предметов, курсов для начальной школы». Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования; Положения о разработке и утверждении рабочих программ по
предметам; Примерной программы начального общего образования по русскому языку; Основной образовательной программы НОО; Учебного
плана МБОУ «Гимназия №26» на 2016-2017 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебник Л.Ф.Климановой; С.Г.Макеевой. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение»,
2015г. Л.Ф.Климановой; С.Г.Макеевой. Русский язык. 1 класс. М.: «Просвещение», 2015г. УМК «Перспектива».
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по литературному чтению. Учебник
включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2016/2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Начальным этапом изучения русского языка в 1 классе является курс «Обучение грамоте». На обучение предмета «Русский язык» отводится 99
часов (3 часа в неделю), начальному этапу «Обучение грамоте» отводится 27 недель (69 часов) и 30 часов непосредственно на уроки русского языка.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием
букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Задачи
обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер
периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах «Русский язык» и
«Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Цели и задачи учебного предмета :
В системе предметов общеобразовательной школы курс русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-
символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель-изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры
человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач :
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и
письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание
у
учеников
позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению
его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане:
2
На предмет Русский язык по учебному плану на 2015/2016 учебный год отводится 3 часа в неделю, 33 учебные недели – 99 часов. Изучение русского языка в
1 классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность 23 учебные недели, по 3 ч в неделю, всего 69 часов. После обучения грамоте
начинается раздельное изучение русского языка, по 3 часа в неделю (10 недель), всего 30 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ,
родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучения русского языка способствует формированию у учащихся
представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся первого класса формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, интеллектуальных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим
школьным предметам.
Планируемые результаты изучения предмета
3
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возможность
научиться
«Давайте знакомиться»
(подготовительный
этап)
правильно сидеть при письме и
правильно держать ручку;
правильно выполнять рисунки по
образцу; ориентироваться на листе;
штриховать, обводить фигуры по
контуру; писать элементы печатных и
письменных букв;
правильно сидеть при письме и
правильно держать ручку;
правильно выполнять рисунки
по образцу; ориентироваться на
листе; штриховать, обводить
фигуры по контуру; писать
элементы печатных и
письменных букв;
принимать и сохранять
цель и учебную задачу,
соответствующую
этапу обучения
(определённому этапу
урока) с помощью
учителя; высказывать
своё предположение
относительно способов
решения учебной
задачи; проговаривать
вслух
последовательность
производимых дей-
ствий, составляющих
основу осваиваемой
деятельности
(опираясь на
предложенный
осмыслить себя в
качестве школьника,
своё положительное
отношение к школе;
осмыслить значение
общения для передачи
и получения ин-
формации; для
формирования
уважительного
отношения к русскому
языку как родному
языку русского народа
и как к
государственному
языку; для
формирования интереса
к языковой и речевой
«Страна АБВГДейка»
(букварный (основной)
этап)
правильно писать гласные и
согласные буквы, писать буквы
слитно; правильно выполнять
соединения букв; правильно сидеть
при письме и правильно держать
ручку; правильно выполнять рисунки
по образцу;
ориентироваться на листе;
штриховать, обводить фигуры по
контуру; писать элементы печатных и
письменных букв;
правильно писать гласные и
согласные буквы, писать буквы
слитно; правильно выполнять
соединения букв; правильно
сидеть при письме и правильно
держать ручку; правильно
выполнять рисунки по образцу;
ориентироваться на листе;
штриховать, обводить фигуры по
контуру; писать элементы
печатных и письменных букв;
4
алгоритм («узелки на
память»); оценивать
совместно с учителем
или одноклассниками
результат своих
действий, вносить
соответствующие
коррективы;
целенаправленно
слушать учителя и
одноклассников, уча-
ствовать в обсуждении
и решении
познавательных задач;
ориентироваться в
учебнике и
использовать условные
обозначения при
освоении материала
урока; осуществлять
под руководством
учителя поиск нужной
информации;
понимать знаки,
символы, модели,
схемы, приведённые в
учебнике и учебных
пособиях (в том числе в
электронном
приложении к
учебнику); работать с
информацией,
представленной в
разных формах
деятельности, освоить
правила общения;
получить
представление о
многообразии
окружающего мира
и духовных традициях
русского народа;
получить
представление об
этических чувствах
(доброжелательность,
сочувствие,
сопереживание,
миролюбие, терпение и
т. д.); получить
первоначальные навыки
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками; для
формирования
потребности к
творческой
деятельности.
«Про всё на свете»
(послебукварный
период)
внимательно относиться к слову как
к средству общения и выражения
отношения к окружающему;
обогащение словарного запаса
учащихся; умения подбирать
проверочные слова к словам с
безударной гласной и парной
согласной;
писать слова с ь — показателем
мягкости и разделительным; умение
писать разборчиво, соблюдать
орфографический режим;
внимательно относиться к слову
как к средству общения и
выражения отношения к
окружающему; обогащение
словарного запаса учащихся;
умения подбирать проверочные
слова к словам с безударной
гласной и парной согласной;
писать слова с ь — показателем
мягкости и разделительным;
умение
писать разборчиво, соблюдать
орфографический режим;
В мире общения
первичному умению оценивать
правильность (уместность)
выбора языковых и неязыковых
средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми,
с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета;
выслушивать вопросы, понимать их,
отвечать на поставленные вопросы;
пересказывать сюжет известной
сказки по рисунку;
составлять текст из набора
предложений; выбирать заголовок
текста из ряда данных и
самостоятельно озаглавливать текст.
различать устную и письменную
речь; различать диалогическую
речь;
отличать текст от набора не
связанных друг с другом пред-
ложений; анализировать текст с
нарушенным порядком
предложений и восстанавливать
их последовательность в тексте;
определять тему и главную
мысль текста;
соотносить заголовок и
содержание текста;
составлять текст по рисунку и
опорным словам (после ана-
лиза содержания рисунка);
составлять текст по его началу и
по его концу, по вопросам;
составлять небольшие
монологические высказывания
по результатам наблюдений за
фактами и явлениями языка.
Роль слова в общении
5
(текст, рисунок,
таблица, схема), под
руководством учителя;
понимать текст,
опираясь на
содержащуюся в нём
информацию, находить
в нём необходимые
факты, сведения и дру-
гую информацию;
преобразовывать
информацию,
полученную из рисунка
( таблицы, модели) в
словесную форму под
руководством
учителя; понимать
заданный вопрос, в
соответствии с ним
строить
ответ в устной форме;
составлять устно
монологическое
высказывание по
предложенной теме,
обсуждать её, участвуя
в диалоге с соблюде-
нием правил
бесконфликтного
общения; осуществлять
сравнение,
сопоставление,
классификацию
Слово и его значение
различать слово и предложение,
слово и слог; различать слово как
двустороннюю единицу языка;
разбираться в значении слова и его
звуко-буквенной форме
на основе наглядно-образных
моделей; различать слова,
обозначающие одушевлённые и
неодушевлённые предметы и
отвечающие на вопросы кто?, что?;
определять имена собственные и
правильно их записывать; определять
количество слов в предложении,
вычленять сло-
ва из предложения; выделять слова с
общим значением (члены семьи,
предметы одежды, виды транспорта и
др.);
первоначальному представлению
о знаковой функции слова
как заместителя,
«представителя» реальных
предметов, их свойств и
действий; первоначальному
представлению о словах со
сходным и противоположным
значением, с прямым и
переносным значением слова и
многозначных словах; составлять
тематические группы слов по
определённым темам.;
распределять слова по группам в
зависимости от их основного
значения и вопросов; находить в
тексте слова — названия
предметов, названия признаков
предметов и названия действий.
Имя собственное
Слова с несколькими
значениями
Слова, близкие и
противоположные по
значению
Группы слов
Звуки и буквы.
Алфавит
различать звуки речи; понимать
различие между звуками
и буквами; устанавливать
последовательность звуков в слове и
их число; различать гласные и
согласные звуки, определять их в
слове и правильно произносить;
определять качественную
характеристику гласного звука
в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и
согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и
твёрдые, глухие и звонкие,
определять их в слове и правильно
произносить; различать непарные
наблюдать за образованием
звуков речи; находить случаи
расхождения звукового и
буквенного состава слов при
орфоэпическом проговаривании
слов учителем; произносить
звуки и сочетания звуков в
соответствии с нормами
литературного языка (круг слов
определён словарём
произношения в учебнике);
различать два способа
обозначения мягкости согласных:
с помощью гласных е, ё, и, ю, я и
мягкого знака; находить
безударные гласные в словах,
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Обозначение их
буквами
Слоги. Перенос слов
Ударение. Ударные и
безударные гласные
звуки. Обозначение их
буквами
Твердые и мягкие
согласные звуки.
Обозначение мягкости
согласных звуков на
письме
6
твёрдые согласные [ж], [ш], [ц],
непарные мягкие согласные [й’], [ч’],
[щ’], находить их в слове,
правильно произносить; различать
слово и слог; определять количество
слогов в слове, делить слова на
слоги; обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в
алфавитном порядке; различать звуки
речи и буквы, которыми
обозначаются звуки на письме;
переносить слова по слогам на
письме; раздельно писать слова в
предложении; верно писать
буквосочетания жи — ши, ча — ща,
чу — щу в словах; употреблять
прописную букву в начале
предложения, в именах собственных;
верно писать непроверяемые гласные
и согласные в корне
слова (перечень слов в учебнике);
без ошибок списывать текст с доски
и учебника; писать под диктовку
слова, предложения, тексты, включа
ющие 12—15 слов; самостоятельно
составлять и записывать текст из 2—
3 предложений на определённую
тему.
подбирать проверочные слова;
писать мягкий и твёрдый знаки в
словах на основе анализа
их звучания; пользоваться
орфографическим словарём в
учебнике как средством
самоконтроля.
изученных фактов
языка по заданному
признаку (под руко-
водством учителя);
делать выводы в
результате совместной
работы класса и учи-
теля; использовать
собственный опыт в
решении
познавательных
задач; слушать
собеседника и
понимать речь других;
оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме (на уровне
предложения или
небольшого текста);
принимать участие в
диалоге; задавать
вопросы, отвечать на
вопросы других;
принимать участие в
работе парами и
группами;
договариваться о
распределении
функций и ролей в со-
вместной деятельности;
признавать
существование
Правописание
буквосочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу
Разделительный мягкий
знак. Разделительный
твёрдый знак
Звонкие и глухие
согласные звуки.
Обозначение их
буквами
От слова к
предложению.
Знаки препинания в
конце предложения
различать текст и предложение;
предложение и слова, не
составляющие предложения;
определять существенные
признаки предложения:
смысловую и интонационную
законченность; устанавливать
7
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию
конца предложений;
соотносить схемы предложений и
предложения, соответствующие этим
схемам; составлять предложения из
слов; составлять предложения по
схеме, по рисунку;
писать предложения под диктовку, а
также составлять их схемы;
правильно оформлять предложения
на письме: употреблять
большую букву в начале
предложения и точку в конце.
смысловую связь слов в
предложении по вопросам;
осмысливать роль предложения в
речевом общении, его
интонационное и
пунктуационное оформление в
речи.
различных точек
зрения, выска-
зывать собственное
мнение; оценивать
собственное поведение
и поведение окружаю-
щих, использовать в
общении правила
вежливости.
От предложения к
тексту
Содержание учебного предмета
Учитывая особенности содержание УМК «Перспектива», взят за основу 1 вариант тематического планирования.
Название раздела
Краткое содержание
Количество
часов
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на
слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте.
Говорение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т.п. практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.
Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте.
8
Формируются и развиваются в единстве и взаимодействии при изучении всех разделов курса
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение
содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений)по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
9
Обучение грамоте
69
Фонетика.
Звуки
речи.
Осознание
единства
звукового
состава
слова
и
его
значения.
Установления
числа
и
последовательности звуков
в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими
звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и
мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение ударения.
9
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков
буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я .
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским
алфавитом как последовательностью букв.
5
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
ребёнка.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний,
предложений
и
коротких
текстов.
Чтение
с
интонациями
и
паузами
в
соответствии
со
знаками
препинания.
Развитие
осознанности
и
выразительности
чтения
на
материале
небольших
текстов
и
стихотворений.
Знакомство
с
орфоэпическим
чтением
(при
переходе
к
чтению
целыми
словами).
Орфографическое
чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Формируются и развиваются в
единстве и взаимодействии при
изучении всех разделов курса
Письмо.
Усвоение
гигиенических
требований
при
письме.
Развитие
мелкой
моторики
пальцев
и
свободы
движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания
текста.
Понимание
функции
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами,
знака
переноса.
43
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
6
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов; обозначение
гласных
после
шипящих
(ча—ща,
чу—щу,
жи—ши);
прописная
(заглавная)
буква
в
начале
6
10
предложения,
в
именах
собственных;
перенос
слов
по
слогам
без
стечения
согласных;
знаки
препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание
прочитанного
текста
при
самостоятельном
чтении
вслух
и
при
его
прослушивании.
Составление
небольших
рассказов
повествовательного
характера
по
серии
сюжетных
картинок,
материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Формируются
и развиваются
в единстве и
взаимодейств
ии при
изучении всех
разделов
курса
Систематический курс
30
Фонетика и орфоэпия.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-
мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и
непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный;
согласный
звонкий
—
глухой,
парный
—
непарный.
Деление
слов
на
слоги.
Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний
звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор
слова.
8
Графика.
Различение
звуков
и
букв.
Обозначение
на
письме
твёрдости
и
мягкости
согласных
звуков.
Использование на письме разделительных ь и ъ . Установление соотношения звукового и буквенного
состава
слов
типа стол,
конь;
в
словах
с
йотированными
гласными е,
ё,
ю,
я; в
словах
с
непроизносимыми
согласными.
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при
работе со словарями, справочниками, каталогами.
3
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует
уточнения.
3
Изучается во
всех разделах
курса
Морфология
Первичное понятие о частях речи. Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак
предмета, действие предмета). Предмет и слово как название предмета. Слова - признаки, слова-
3
11
предметы, слова-действия.
Синтаксис.
Различение
предложения,
словосочетания,
слова
(осознание
их
сходства
и
различия ) . Различение
предложений
по
цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные
и
побудительные;
по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
3
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в
зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных; парные звонкие и глухие согласные в
корне
слова;
непроизносимые
согласные;
знаки
препинания
в
конце
предложения:
точка,
вопросительный и восклицательные знаки.
7
Развитие речи.
Осознание
ситуации
общения:
с
какой
целью,
с
кем
и
где
происходит
общение?
Практическое
овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической формой речи. Умение
строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи
(описание,
повествование,
рассуждение).
Текст.
Заглавие
текста.
Последовательность
предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
3
Изучается во
всех разделах
курса
ИТОГО
99
Вводный курс «Обучение
грамоте»:
- добукварный период
«Давайте знакомиться»,
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма
общения, собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию
ручки. Ориентировка в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа. Линии прямые,
наклонные; сравнение их количества и направлений. Роль слова в устном речевом общении. Слова
речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для
называния чего-либо). Слова — названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с
неодушевлёнными
предметами,
с
героями
литературных
произведений.
Общение
с
помощью
предметов и с помощью слов.
Предыстория письменной речи. Использование в общении по-средников
(предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению
письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности
для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки.
Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения,
количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки,
знаки, слова — наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство
общения. Звуковая структура слова. Звуки в природе. Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки.
69
15
12
- «Страна АБВГДЕйка»
(букварный (основной) этап),
Символы для их обозначения. Мягкие и твёрдые согласные звуки, их обозначение. Звуковой анализ
слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии; штриховка по образцу.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как
двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замещающий что-
либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание
слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к
письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Подготовка руки к
письму. Элементы письменных букв. Слог — минимальная единица произношения и чтения. Сло-
ва и слоги: слово — номинативная (назывная) единица, слог — единица произношения. Слого -
образующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образносимволическое
обозначение ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Подготовка руки к письму.
Элементы письменных букв.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение
предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Обобщение.
Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах.
Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. Подготовка руки к письму
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью
гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Гигиенические
требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и
заглавных букв. Алгоритм написания букв. Два типа ориентировки: ориентировка на строке;
ориентировка в написании буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные
звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков
буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме
мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и
слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль
гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы — и], [о —
ё], [а — я], [э — е], [у — ю]. Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.). Анализ графических
элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.
Ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы.
Двойное значение букв е, ё, ю, я (в
зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного
звука; обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после глас-
ных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков). Ритмическое и связное письмо букв,
соединение букв в словах. Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов
изучаемых букв.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с
помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме
39
13
- «Про всё на свете»
(послебукварный период)
мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Сравнение
слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).
Анализ графических элементов изучаемых букв.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и
звучания). Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитатель-
ная роль. Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии.
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к
собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содер-
жание). Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший
анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и
пунктуации. Словарные слова.
15
Систематический курс:
В мире общения
Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности.
Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить
и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении.
Главное средство общения —
родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная.
Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить).
2
Роль слова в общении
Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения.
Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог.
1
Слово и его значение
Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная
форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. Слово как «заместитель», «представитель»
реальных предметов, их свойств и действий.
Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые
предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова
со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения,
одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) классификация слов по опреде-
лённым темам, составление тематических словариков.
1
Имя собственное
Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или
целого класса однородных предметов (имена нарицательные).
2
Слова с несколькими
значениями
Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное
условие проявления многозначности.
1
Слова, близкие и
противоположные по
значению
Слова, близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов
(без употребления терминов) в речи.
1
Группы слов
Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета).
Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?)
3
14
Звуки и буквы. Алфавит
Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и
буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Алфавит как основа письмен-
ности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих
звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф).
2
Гласные звуки. Согласные
звуки. Обозначение их
буквами
Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости
согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных
звуков в речи.
2
Слоги. Перенос слов
Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о
слоге. Правила переноса слов.
2
Ударение. Ударные и
безударные гласные звуки.
Обозначение их буквами
Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании
слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных
(элементарные случаи).
3
Твердые и мягкие согласные
звуки. Обозначение мягкости
согласных звуков на письме
Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я
2
Правописание
буквосочетаний жи-ши, ча-
ща, чу-щу
Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу
2
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твёрдый
знак
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.
Употребление разделительного твёрдого знака (без изучения правил, общее наблюдение)
2
Звонкие и глухие согласные
звуки. Обозначение их
буквами
Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на
письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными
1
От слова к предложению.
Знаки препинания в конце
предложения
Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая
связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при измене-
нии порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция,
интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и
знаки препинания в конце). Знакомство со знаками препинания
2
От предложения к тексту
Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как
речевое произведение, автор текста
1
ИТОГО
99
15
Календарно-тематическое планирование - обучение грамоте (письмо),
УМК (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева Азбука, 1 класс, М.:Просвещение, 2015;
Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Н.А.Пудикова, Мой алфавит (пропись в 2-х частях), 1 класс, М.:Просвещение, 2016)
№
Изучаемый раздел, тема урока
Кол
ичес
тво
часо
в
Календарные сроки
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые
сроки
Фактические
сроки
«Давайте знакомиться» (подготовительный этап) (15 часов)
1.
Гигиенические требования к письму.
Раскрашивание, обведение.
Ориентировка на листе. Обведение
фигур по образцу.
ОНЗ
1
Обводить
и раскрашивать
рисунки, штриховать ;
сравнивать
линии
по
величине,
количеству
и
направлению. Выполнять
задания,
ориентируясь
на
образец, контролировать выполнение
упражнения.
2.
Форма и количество фигур. Прямые
и наклонные линии.
1
Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать ; сравнивать
линии по величине, количеству и направлению. Выполнять
16
ОНЗ
задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.
3.
Определение направления.
ОНЗ
1
Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать ; сравнивать
линии по величине, количеству и направлению. Выполнять
задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.
4.
Классификация. Рабочая строка.
Последовательность действий при
письме с образца.
ОНЗ
1
Овладевать знаково-символической деятельностью: составлять
устные высказывания, «записывать» их с помощью рисунков,
пиктограмм или условных знаков (с помощью учителя). Создавать
свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной
работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике.
Коллективно составлять знаки-символы, обозначающие результаты
работы, их оценку (хорошо, отлично, удовлетворительно).
5.
Целое и часть. Параллельные линии.
Обведение образца.
ОНЗ
1
Расшифровывать знаки: понимать их значение, придумывать и
рисовать (запись) простейшие знаки-символы. Составлять
простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем.
Обозначать слово любыми средствами: фишками, символическим
рисунком, знаком.
6.
Головоломки.
ОНЗ
1
7.
Знаки и правила дорожного
движения.
ОНЗ
1
8.
Знаки и символы. Их роль в
общении.
ОНЗ
1
Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать ; сравнивать
линии по величине, количеству и направлению. Выполнять
задания по образцу, контролировать выполнение упражнения.
Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек,
условных обозначений.
9.
Письмо элементов печатных букв.
ОНЗ
1
Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные
звуки, использовать условные знаки для их обозначения.
Штриховать и обводить предметы по образцу, ориентируясь на
знаки-стрелки. Печатать элементы букв, обводить печатные буквы.
Писать элементы письменных букв, находить элементы букв в
предметной картинке. Чётко писать прямые вертикальные
наклонные по пунктирным линиям.
10.
Высказывание и запись с помощью
условных знаков и рисунков.
ОНЗ
1
Копировать образцы с элементами букв. Проводить анализ
графических образцов букв.
Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу.
Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с
17
образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе
образца. Различать слово и предложение по их функциям (без
терминологии), назначению.
11.
Запись звуков с помощью условных
схем.
ОНЗ
1
Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на
модель предложения. Записывать сообщение с помощью
графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения,
записывать их с помощью схем. Писать элементы букв.
Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать
самостоятельно свою работу на основе образца
12.
Твёрдые и мягкие согласные. Их
различие.
ОНЗ
1
13.
Слог. Письмо элементов строчных и
заглавных букв.
ОНЗ
1
14.
Предложение. Ударение и его
значение.
ОНЗ
1
15.
Звуковой анализ слов.
ОНЗ
1
«Страна АБВГДейка» (букварный (основной) этап) (39 часов)
16.
Строчная и заглавная буквы А,а, о,О
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
17.
Строчная и заглавная буква у,У.
ОНЗ
1
Подписывать
изученные
буквы
под
звуковыми
схемами.
Различать согласные и гласные звуки, обозначать согласные звуки
на схеме условными знаками и буквами. Делить слова на слоги,
определять количество слогов в слове.
18.
Строчная буква ы.
ОНЗ
1
Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы
на строке с использованием опор (точек, наклонных линий и др.).
Писать элементы букв, строчные и прописные буквы, соединения
букв, слова. Различать строчные и заглавные буквы.
19
Строчная и заглавная буква э,Э.
Повторение изученных букв.
ОНЗ
1
Различать формы строчных и прописных букв. Анализировать
графические элементы букв согласных звуков. Объяснять алгоритм
написания букв.
20
Строчная и заглавная буква м, М.
1
21
Строчная и заглавная буква с,С.
Строчная и заглавная буква н,Н.
1
Списывать с рукописного и печатного текста
с соблюдением
гигиенических
правил
письма,
графических
и
орфографических
18
ОНЗ
требований. Правильно называть элементы
букв. Сравнивать
элементы букв. Сравнивать печатную и письменную букву.
22
Строчная и заглавная буква л,Л.
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
23.
Строчная и заглавная буква т,Т.
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
24
Строчная и заглавная буква к,К.
ОНЗ
1
25
Строчная и заглавная буква в,В.
Строчная и заглавная буква р,Р.
ОНЗ
1
26
Письмо изученных строчных и
заглавных букв.
ОНЗ
1
Находить
элементы
в
написании
строчных
и
прописных
букв.
Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и
углу
наклона. Сравнивать написанные буквы, их соединение с
исходным,
первонача льным
напис анием
и
о б р а з ц о м .
Проговаривать слова по слогам при их записи.
27
Строчная и заглавная буква п,П.
ОНЗ
1
28
Строчная и заглавная буква г,Г.
ОНЗ
1
29
Буквы е,ё строчные.
Буквы Е,Ё заглавные.
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
30
Буквы е, ё после согласных, как
показатели мягкости
предшествующего согласного.
ОНЗ
1
31
Заглавная и строчная буква б,Б.
ОНЗ
1
Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным
линиям.
Правильно выполнять
соединения
букв. Писать слова,
элементарные предложения.
Анализировать графическую форму
изучаемых
букв. Писать
слова
с
разделительными
мягким
и
твёрдым
знаками. Писать соединения букв, слова, предложения.
Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью
модели.
32
Строчная и заглавная буква з,З.
ОНЗ
1
33
Письмо изученных строчных и
заглавных букв.
Р
1
19
34
Письмо изученных строчных и
заглавных букв.
Р
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
35
Строчная и заглавная буква д,Д.
ОНЗ
1
36
Строчная и заглавная буква ж,Ж..
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв. Переносить слова со строки на строку
по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи—ши с
непроверяемыми написаниями.
37
Закрепление изученных букв.
Р
1
38
Буква Яя. Буква я после согласных.
ОНЗ
1
39
Упражнения в написании слов с
изученными буквами.
Р
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
40
Строчная и заглавная буква х,Х.
ОНЗ
1
41
Мягкий знак. Запись слов с «ь».
ОНЗ
1
Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным
линиям. Правильно выполнять соединения букв. Писать слова,
элементарные предложения. Анализировать графическую форму
изучаемых букв. Писать слова с разделительными мягким и
твёрдым знаками. Писать соединения букв, слова, предложения.
Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью
модели. Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака
(угол — уголь).
42
Повторение изученных букв.
Звуковой анализ.
Р
1
43
Буква Йй. Письмо слов с буквами й,
ь.
ОНЗ
1
Писать элементы букв, строчные и заглавные буквы, соединения
букв. Объяснять алгоритм написания буквы. Писать обобщённые
графические элементы букв.
44
Строчная буква ю.
Заглавная буква Ю.
Имена собственные.
ОНЗ
1
45
Упражнения в написании слов с
изученными буквами.
Р
1
Списывать слова и предложения, обводить слова по пунктирным
линиям.
Правильно выполнять
соединения
букв. Писать слова,
элементарные предложения.
Анализировать графическую форму
20
изучаемых
букв. Писать
слова
с
разделительными
мягким
и
твёрдым
знаками. Писать соединения букв, слова, предложения.
Объяснять различия звуков и букв. Изображать слово с помощью
модели.
46
Буква ю после согласных. Буквы е, ё,
и, ю, я как показатели мягкости
предшествующего согласного звука.
ОНЗ
1
47
Строчная и заглавная буква ш,Ш
ОНЗ
1
48
Правописание сочетаний жи — ши.
Парные согласные [ж] — [ш].
ОНЗ
1
Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с
буквосочетаниями жи—ши с непроверяемыми написаниями.
49
Строчная и заглавная буква ч,Ч.
ОНЗ
1
50
. Строчная и заглавная буква щ,Щ.
Правописание буквосочетаний ча-ща,
чу-щу.
ОНЗ
1
Объяснять происхождение слов «азбука» и «букварь».
Формулировать (с помощью учителя) основную мысль текстов.
Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с
соблюдением норм каллиграфии. Применять самоконтроль при
оценивании написанного. Переносить слова со строки на строку по
слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—
щу, с непроверяемыми написаниями.
51
Строчная и заглавная буква ц,Ц.
ОНЗ
1
52
Строчная и заглавная буква ф, Ф.
Повторение изученных букв.
ОНЗ
1
53
Разделительные ь и ъ. Повторение
изученных букв.
ОНЗ
1
54
Повторение изученных букв.
Списывание с печатного образца.
Р
1
Выполнять
каллиграфиче ские
тексты:
с а м о с тоя т е л ь н о
копировать образец предложения, делить его на слова.
«Про всё на свете» (послебукварный период) (15 часов)
55
Алфавит. Повторение изученных
букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели
мягкости предшествующего
согласного.
ОНЗ
1
Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения с
соблюдением норм каллиграфии . Применять самоконтроль при
оценивании написанного . Пользоваться словарём при написании
слов с непроверяемыми безударными звуками, писать слова в
соответствии с изученными орфографическими правилами.
Обозначать мягкие согласные условными знаками на схемах
56
Оформление предложений в тексте.
ОНЗ
1
21
несложных слов и буквами и, я, е, ё, ь — на письме. Оформлять
предложения на письме.
57
Упражнения в написании слов и
предложений с изученными буквами.
Правописание звонких и глухих
согласных.
ОНЗ
1
58
Слова, имеющие одинаковую часть
(корень). Безударные гласные в корне
слова.
ОНЗ
1
59
Слова, отвечающие на вопросы
«Кто?», «Что?».
Правописание слов с сочетаниями
жи-ши.
ОНЗ
1
Выделять гласные и согласные звуки; обозначать их буквами.
Пользоваться словарём при написании слов с непроверяемыми
безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными
орфографическими правилами. Обозначать мягкие согласные
условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё,
ь — на письме.
60
Правописание слов с
разделительными ь и ъ знаками.
ОНЗ
1
61
Заглавная буква в именах
собственных. Слова, отвечающие на
вопросы «Что делать?», «Что
сделать?»
ОНЗ
1
62
Правописание слов с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу. Слова,
отвечающие на вопросы «Какой?»,
«Какая?», «Какое?»
ОНЗ
1
Оформлять предложения на письме. Выделять предложения из
речи, оформлять их. Записывать предложение, графически
правильно оформлять его начало и конец. Устанавливать связь
слов в предложении при изменении порядка слов.
Дифференцировать слова на одушевлённые и неодушевлённые по
вопросам кто? Что? Составлять простые предложения по
рисунку (серии рисунков), определять количество слов в
предложении. Объединять слова в предложения, устанавливать их
связь в предложении. Определять в тексте количество
предложений и записывать их. Определять последовательность
предложений в деформированном тексте
63
Слова, отвечающие на вопросы «Что
делать?», «Что сделать?»; «Какой?»,
«Какая?», «Какое?».
ОНЗ
1
64
Правописание имён собственных.
Правописание слов с сочетаниями чк,
чн .ОНЗ
1
22
65
Буквы е, ё, и, ю, я — показатели
мягкости предшествующего
согласного. Правописание твёрдых и
мягких согласных.
ОНЗ
1
Выделять
гласные
и
согласные
звуки;
обозначать
их
буквами.
Пользоваться словарём при написании слов с непроверяемыми
безударными звуками, писать слова в соответствии с изученными
орфографическими
правилами. Обозначать
мягкие
согласные
условными знаками на схемах несложных слов и буквами и, я, е, ё,
ь —
на
письме. Оформлять предложения на письме. Выделять
предложения
из
речи,
оформлять
их. Записывать предложение,
графически
правильно
оформлять
его
начало
и
конец.
Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка
с л о в . Дифференцировать
с л о в а
н а
о д у ш е в л ё н н ы е
и
неодушевлённые
по
вопросам кто?
Что? Составлять простые
предложения по рисунку (серии рисунков), определять количество
слов
в
предложении. Объединять
слова
в
предложения,
устанавливать
их
связь
в
предложении. Определять
в
тексте
количе ство
предложений
и
записывать
и х . Определять
последовательность предложений в деформированном тексте
66
Обозначение на письме мягкости
согласного. Диктант.
ОНЗ
1
67
Работа над ошибками. Правописание
шипящих согласных.
ОНЗ
1
68
Оформление предложений в тексте.
Заглавная буква в именах
собственных.
ОНЗ
1
Составлять предложение по картинке. Определять количество
слов в предложении. Отличать предложение от набора слов.
Выделять предложения из речи, оформлять их. Записывать
предложение, графически правильно оформлять его начало и конец.
Составлять простые предложения по рисунку (серии рисунков),
определять количество слов в предложении. Объединять слова в
предложения, устанавливать их связь в предложении. Определять в
тексте количество предложений и записывать их. Определять
последовательность предложений в деформированном тексте
69
Правописание безударных гласных в
корне слова, парных согласных на
конце слова.
ОНЗ
1
Календарно-тематическое планирование
УМК (Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, Русский язык, 1 класс, М.:Просвещение, 2016)
№
Изучаемый раздел, тема урока
Кол
ичес
тво
часо
в
Календарные сроки
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые
сроки
Фактические
сроки
В мире общения (2 часа)
70.
Вводный урок по курсу русского
1
Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение
23
языка. В мире общения.
ОНЗ
к собеседнику в зависимости от ситуации общения.
Отрабатывать навыки культурного ведения диалога.
Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога.
71.
В мире общения. Родной язык –
средство общения.
ОНЗ
1
Строить собственные высказывании о любви к родному языку
после про чтения высказываний о русском языке, художественных
произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и
письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и
объяснять различия между устной и письменной речью, решать
проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на
письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания
в конце предложения, интонация завершённости)
Роль слова в общении (1 час)
72.
Роль слова и предложения в
общении. Диалог.
ОНЗ
1
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и
достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге,
выслушивать собеседника, высказывать своё мнение.
Составлять воображаемые диалоги с героями произведений.
Давать
характеристику ситуации общения.
Слово и его значение (1 час)
73.
Слово и его значение.
ОНЗ
1
Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение
(внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи
слов. Сравнивать и различать слово ипредмет, подбирать к
одному предмету несколько слов-названий, по-разному
характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их
значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость
обогащения словаря. Использовать слова различных тематических
групп.
Имя собственное (2 часа)
74.
Имя собственное.
ОНЗ
1
Употреблять заглавную букву в написании имён собственных.
Придумывать и записывать слова — имена собственные и
нарицательные, классифицировать , давать группам слов
общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек
животных (простейшие случаи).
75.
Имя собственное. Правописание
имён собственных.
ОНЗ
1
Слова с несколькими значениями (1 час)
76.
Слова с несколькими значениями.
ОНЗ
1
Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом,
находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в
24
конкретных примерах его употребления.
Слова, близкие и противоположные по значению (1 час)
77.
Слова, близкие и противоположные
по значению. Проверочная работа.
ОНЗ
1
Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию.
Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в
речи. Использовать словари синонимов и антонимов.
Группы слов (3 часа)
78.
Знакомство с разными группами
слов. Предмет и слово как название
предмета. ОНЗ
1
Распределять слова по группам на основе их основного значения и
вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия
признаков и названия действий. Составлять группы слов,
объединённых общими признаками, записывать вопросы, на
которые они отвечают (какой? Что делает? кто? что?). Работать с
орфографическим словарём; составлять тематические словарики,
собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше
знает слов и их значений?», подбирать слова по темам,
помогающим через слово познавать мир (человек: его семья,
возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура,
волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность)
79.
Слова, отвечающие на вопросы кто?
что?
ОНЗ
1
80.
Слова- признаки. Слова-действия.
ОНЗ
1
Звуки и буквы. Алфавит (2 часа)
81.
Звуки и буквы.
ОНЗ
1
Различать звуки и буквы . Проводить слого-звуковой анализ слов.
Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть
буквы в алфавитном порядке.
82.
Алфавит. ОНЗ
1
Гласные звуки. Согласные звуки. Обозначение их буквами (2 часа)
83.
Гласные звуки. Обозначение их
буквами. ОНЗ
1
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков.
Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный
анализ слов.
84.
Согласные звуки. Обозначение их
буквами. ОНЗ
1
Слоги. Перенос слов ( 2 часа)
85.
Слоги. Деление слов на слоги.
ОНЗ
1
Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в
слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять
25
некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять
рассказы по опорным словам. Сравнивать деление слова на
слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов.
Переносить слова со строки на строку послогам. Называть
несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для
переноса, работая в паре.
86.
Перенос слов.
ОНЗ
1
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 часа)
87.
Ударение. Списывание. ОНЗ
1
Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать
безударные гласные. Ставить ударение в
словах в соответствии с литературными нормами . Пользоваться
орфоэпическим словариком для определения верного
произношения слова. Сравнивать произношение и написание
гласных в словах. Находить безударные гласные в словах,
подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной
речи.
88.
Орфоэпическая норма языка.
Словарь.
Проверочная работа. Р
1
89.
Ударные и безударные гласные
звуки. Обозначение их буквами.
ОНЗ
1
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (2 часа)
90.
Твердые и мягкие согласные звуки.
ОНЗ
1
Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков.
Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме
с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в
алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в
словах (день, яма, мяч, конь, ель)
91.
Обозначение мягкости согласных
звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я
ОНЗ
1
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (2 часа)
92.
Правописание буквосочетаний жи-
ши, ча-ща, чу-щу.
ОНЗ
1
Писать буквосочетания жи—ши,ча—ща, чу—щу . Находить в
текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст .
Пересказывать текст по вопросам
93.
Правописание буквосочетаний жи-
ши, ча-ща, чу-щу. Итоговая
контрольная работа. Р
1
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (2 часа)
94.
Разделительный мягкий знак. ОНЗ
1
26
Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания.
Различать слова с разделительным мягким знаком и без него.
Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся
разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными
мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением
разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления
по заданной форме.
95.
Разделительный твёрдый знак.
Р
1
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (1 час)
96.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение их буквами. ОНЗ
Проверочное списывание
1
Характеризовать звуки (гласные —согласные, твёрдые — мягкие,
звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать
произношение и написание парных (звонких и глухих)
согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при
письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким
знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова,
написание которых совпадает с произношением, и слова,
написание которых расходится с ним (безударные гласные,
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу). Писать диктанты с
известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы
учебной деятельности — контроль, коррекцию.
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (2 часа)
97.
Предложение. Отличие слова от
предложения.
ОНЗ
1
Отличать предложение от слова. Составлять и записывать
предложение на определённую тему (о школе,детях, маме,
природе). Оформлять предложения на письме ( писать заглавную
букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между
словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять ,
оценивать работу. Писать диктанты, организовывать
самопроверку.
98.
Знаки препинания в конце
предложения.
ОНЗ
1
От предложения к тексту (1 час)
99.
Текст. Отличие предложения от
текста.
ОНЗ
1
Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и
достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге,
выслушивать собеседника , высказывать своё мнение.
Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Харак
теризовать особенности ситуации общения. Различать
практически текст и предложение. Озаглавливать текст.
Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности.
27
Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать
содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и
наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё
отношение к изучению русского языка.
Контроль предметных результатов:
Контроль и оценивание знаний учащихся первых классов проводится согласно положению о системе оценивания достижений учащихся 1
класса в условиях безотметочного обучения.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
-
Сборник рабочих программ УМК «Перспектива». Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Москва, «Просвещение», 2015 г.
28
--Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. учебник «Русский язык». 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2015г.
- Л.Ф.Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2015г.
- Л.Ф.Климанова и др. Пропись (в 2-х частях). Мой алфавит. Москва, «Просвещение», 2015г.
- Л.Ф.Климанова и др. Рабочая тетрадь. Пиши красиво. Москва, «Просвещение», 2015г.
- Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2015г
Печатное пособие
- Таблицы к основным разделам грамматического материала«Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис»,
«Орфография и пунктуация».
- Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме).
- Словари по русскому языку: словарь слов фразеологизмов, толковый словарь, морфемный и словообразовательный словарь.
Технические средства обучения
- Классная доска с магнитной основой.
- Персональный компьютер.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
Экранно – звуковые пособия
- Аудизаписи в соответствии с программой обучения.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.
29