Напоминание

"Мезенская роспись по дереву"


Автор: Крылова Лидия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Агалатовская школа искусств"
Населённый пункт: п.Агалатово
Наименование материала: открытое занятие
Тема: "Мезенская роспись по дереву"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству отделения

изобразительного искусства

(3-4 классы)

20 сентября 2016 года

Преподаватель Крылова Лидия Сергеевна

Тема:
«Мезенская роспись по дереву»
Задание:
Роспись лопаточки.
Цель занятия:
Знакомство с мезенской росписью по дереву.
Задачи занятия:
1. Формирование умений и навыков графического письма. 2. Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи. 3. Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Тип занятия:
изучение нового
Формы и методы работы:
объяснительно- иллюстративный, фронтальная и индивидуальная, игровая.
План занятия:
1. Организация начала занятия – 2 мин. 2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 6 мин. 3. Повтор основных элементов с помощью прописей: поля- земля, солнце, уточка, конь, звездочка, стихийка, перышко -15 мин. 4. Выполнение росписи лопатки (самостоятельная работа, основанная на принципах вариации и импровизации по мотивам мезенской росписи- создание композиции из изученных элементов) – 18 мин. 5. Просмотр работ, награждение – 5 мин.
Материалы и инструменты:
Деревянные изделия украшенные мезенской росписью Прописи (образец прилагается) Деревянные лопатки Медальки на память с надписью «мастер по кудрявым лошадкам» Банки для воды Пластиковые палитры Кисти колонковые №0 или №1 и №2 Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая
Ход занятия
1. Организация начала занятия -2 мин. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок, а это значит, что к нам могут заглянуть гости. Но мы стараемся на гостей не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем темперой, а эту краску отмыть очень трудно, поэтому стол стараемся не пачкать. (развожу темперу водой до нужной консистенции на палитрах) 2. Рассказ о росписи -6 мин. Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку. На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники. Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в речке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволили местным жителям разводить коней и оленей.
Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще называют палащельской, по названию села Палащелье. Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.(показываю фотографию прялки) Вот посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или из дерева изготовляли изделия- туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края. Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером. Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.(постепенно достаю припрятанные поставцы деревянные, панно) Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне- знаки солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. В се дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляют тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца. А вот шкатулка архангельского мастера (достаю фотографию шкатулки). Посмотрите, кого он здесь изобразил? (дети пытаются угадать) Изображены птицы. А еще я вам покажу оберег, который носили на себе или вешали в доме, в нем спрятаны горошины, которые своим шумом отгоняют все плохое, а украшен он символом засеянного поля. (показываю оберег) 3. Повтор основных элементов с помощью прописей- 15 мин. Ну а теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала. Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей. Берем кисточку потолще-№2, и красной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем подмалевки. Мезенские «поля-земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после вертикальными делим их на квадраты. Здесь выполняем лепестки- основу для изображения солнца. Замалевком делаем птичку. Далее показано в какой последовательности изображается конь- сначала намечается животик, потом шея, загривок, спинка. Затем берем тоненькую кисточку -№0 или1 и работаем черной краской осторожными тонкими линиями. Вписываем в клетку узоры. Дорисовываем солнце. Добавляем клювик, лапки, хвост и крылья птичке. Гриву, хвостик и ножки, похожие на паучьи лапки, лошадкам. И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без мелких, но очень важных элементов: Звездочка, спиральки, перышко. Понятно? Начинаем.
(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая). Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы) 4. Роспись лопатки – 18 мин. Теперь я раздам вам деревянные лопаточки. Задание будет сложнее. Сейчас вам предстоит создать свою композицию из элементов, которые изучили в прописях (раздаю лопаточки и работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая). 5. Просмотр работ -5 мин. Какие замечательные лопаточки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем уроке я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам». (устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью)
Литература:
Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010 Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984 Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. – Архангельск: Правда Севера, 1992 Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000
Самоанализ занятия Крыловой Л.С.
Данное занятие посвящено изучению совсем для ребят нового материала – мезенской росписи по дереву. В этом занятии сошлись чаяния многих: детям хотелось приготовить подарки для своих мам к 8-му марта, педагогу – познакомить с одним из любимых народных промыслов, а руководству – получить показательное открытое занятие. Конечно, понятно, что использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера, педагог одет в традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких условиях быть неинтересно? Конечно, нет. Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было приобрести деревянные лопатки , разработать вариант прописей и нарисовать таких 20 штук, также изготовить наградные медали. Кисти и краски принесла свои. Я работаю профессиональными материалами самого лучшего качества, не все мои ученики имеют такие. А качественные материалы и инструменты значительно облегчают путь к успешному результату. Образцы изделий у меня есть. У детей должна быть возможность посмотреть, изучить такие предметы, почувствовать их. Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры, пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц. В практической работе важным объединяющим детей фактором была работа за большим общим столом. Использую этот метод часто, сдвигая парты вместе. Такие условия
значительно облегчают задачу учителя – контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь. Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не скажет: «А, это Лидия Сергеевна тебе нарисовала!» Отмечу, что тесновато было ребятам, когда работали в прописях; а когда расписывали лопатки – допустимо (кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на коленке»). Объясню, почему мой выбор пал на лопаточки, не только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера, роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его удобно держать в руке. Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для обучающихся, а положительный результат всегда важен. Устроили просмотр работ в конце занятия, похвалили друг друга. И хорошей точкой стало награждение шуточными медалями с нарисованным мезенским конем и надписью «мастер по кудрявым лошадкам». Замечательно, что занятие всем понравилось. Учащиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?» Обязательно будем!


В раздел образования