Автор: Карпова Галина Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ №17 Населённый пункт: г. Карталы Челябинская область Наименование материала: программа внеурочной деятельности Тема: Пальчиковая гимнастика Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17
имени Героя Советского Союза Серафима Ивановича Землянова»
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для детей с ограниченными
возможностями здоровья интеллектуально-развивающей направленности
«Пальчиковое творчество»
Карпова Галина Васильевна,
учитель начальных классов
г. Карталы, Челябинской области
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для детей с ограниченными
возможностями здоровья интеллектуально-развивающей направленности
«Пальчиковое творчество»
Пояснительная записка
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
В.А.Сухомлинский
Программа разработана для детей с ОВЗ (ЗПР, олигофрения,
тугоухость, слабовидение и др. патологии), которые развиваются по
общим законам психического развития, но имеют свои специфические
особенности, обусловленные дефектом.
Внеурочная деятельность — составная часть общего образования,
сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся
приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, найти своё место в социуме..
Предлагаемая программа представляет систему интеллектуально-
развивающих занятий и нацелена на использование изобразительной
деятельности во внеурочное время для учащихся 1-4 классов с
нарушением интеллекта, рассчитана на четыре года обучения. Занятия
проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю, группами по 2-4
человека в 1-2 классах, по 4-6 человек в 3-4 классах, чтобы каждый ученик
почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним.
Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на
развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, что
является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех
психических процессов, речи.
Актуальность проблемы развития мелкой моторики с
использованием специальных кинезиологических комплексов на занятиях
по изобразительной деятельности весьма значительна, так как именно
изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики –
согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации
движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой
моторики пальцев рук. А развитие мелкой моторики связано с развитием
познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики, что существенно
влияет на эффективность обучения.
Главным условием успешной и эффективной работы курса , направленной
на преодоление и ослабление психофизических недостатков учащихся с
интеллектуальным недоразвитием является её системность, комплексность
и непрерывность. Система работы, опирающаяся на двигательные методы,
наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития
компенсаторных способностей учащихся с интеллектуальным
недоразвитием и может быть продолжена на предметных занятиях в
урочной деятельности, поможет положительно решить задачи коррекции и
компенсации различных дефектов развития.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию
мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной
нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.
Целью коррекционной работы курса является создание условий для
исправления (доразвития), совершенствования психических и физических
функций, преодоления недостатков умственного и физического развития,
развития кинестетических ощущений, формирования механизмов
компенсации дефекта аномального ребенка в процессе общего его
образования, подготовки к жизни и труду (навыки социально – трудовой
ориентировки).
Задачи курса :
содействовать развитию трудоспособной и полезной обществу
личности с выявлением положительных её сторон, используя
систематичность требований для закрепления необходимых
привычек, развитию речи, обогащению активного словаря
школьников;
корректировать общую и ручную моторику, совершенствуя
координацию двигательных недостатков, укреплять физическое и
психическое здоровье;
стимулировать мотивацию к приобретению полезных знаний и
навыков на занятиях, создавать комфортную обстановку на занятиях;
воспитывать внешних навыков и привычек культурного поведения и
самообслуживания, расширению художественного кругозора,
развитию коммуникативных навыков на основе совместной
творческой деятельности;
формировать интерес к художественно-эстетической деятельности.
Особенности организации внеурочной деятельности по курсу
«Пальчиковое творчество».
Данный курс состоит из системы кинезиологических упражнений,
занимательных и доступных для понимания специальных заданий,
развивающих игр и изобразительной деятельности, что привлекательно
для младших школьников. Если кинезиологические упражнения
используются на предметных уроках специальной (коррекционной) школы
VIII вида, то необходимо учитывать следующее: выполнение
стандартных учебных действий может прерываться сериальным
кингезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность
прерывать нецелесообразно. Кинезиологические занятия дают как
немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для
повышения умственной работоспособности и оптимизации
интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в
эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть
возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации
стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от
систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут
усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп
выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития
обучающегося и переход её в зону актуального развития.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять 10-15
минут во внеурочной деятельности и ежедневно по 5-7 минут на
предметных уроках. Длительность занятий по одному комплексу
упражнений – 45-60 дней. Рекомендуется реализовать кинезиологический
цикл:
комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8
недель). Перерыв (2 недели).
комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель).
Перерыв (2 недели).
комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель).
Формы и методы
На начальных этапах коррекционной работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, наиболее приемлемым и
целесообразным является индивидуальный метод взаимодействия с
ребенком. На раннем этапе это могут быть группы численностью от 2 до 4
человек. На следующем этапе, когда ребенок получает определенную
физическую и психологическую подготовку, можно переходить к
групповым занятиям. Именно групповые занятия способствуют
положительному проявлению духа соревнования, стимулируют детей к
достижению новых творческих вершин. Численность групп может
составлять 4-6 человек.
Наиболее целесообразным представляется применение коллективно-
индивидуализированного метода. Важное место в программе занимает
игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского
организма. Кроме того, в образовательном процессе используются
относительно новые специфические методы работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья:
а) метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей,
скульптур в соответствующих цветовых гаммах, наиболее приемлемых в
плане их восприятия определенными группами детей);
б) метод аналогий с животным и растительным миром (использование
известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.);
в) метод театрализации обучения (пальчиковый театр, теневой театр.).
Из словесных методов в изобразительной деятельности чаще всего
используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и
беседой, а также наглядными и практическими методами. Речь учителя в
беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой,
предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность —
оптимальной для данной группы учащихся.
Программа курса оказывает содействие развитию мелкой моторики
ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов,
ценностных ориентаций благодаря тому, что внеурочная деятельность
может осуществляться в форме добровольных объединений, менее
регламентировано (в отличие от основного образования), направленно на
развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору.
Поиск творческой идеи, замысла –важный путь в развитии у детей с
особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки,
фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной
мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями
воспитательного процесса на занятии курса. Прежде всего, ребёнка нужно
обучить анализировать образец поделки. В ходе анализа внимание
направляют на её внешние характерные особенности (цвет, форма,
величина ),на составляющие части, на материал, из которого она сделана и
из какого ещё может быть изготовлена. Правильный и разносторонний
анализ структуры готовой поделки является важным звеном в работе.
Содержание программы курса проектируется с учетом приоритетных
педагогических условий:
1. Многообразие
-
разнообразие форм и содержания образования;
-
разнообразие видов деятельности, доступных ученикам
образовательного пространства;
-
разнообразие участников образовательного процесса с их
ценностями, целями, взглядами, преимуществами и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учениками
вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника
развития их мелкой моторики.
2. Открытость
Программа является открытой системой, то есть воспринимает
влияния внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно
включая в свою структуру новые элементы: новые виды деятельности,
новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с
другими образовательными программами. Именно открытость позволяет
программе курса развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного
труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в
частности, – уделяется внимание и эмоциональной стороне.
Такое обучение дает учащимся определенный круг знаний,
практических и трудовых умений и навыков, достаточный уровень
развития, чтобы приспособиться к общественно-трудовой деятельности и
успешно найти свое место в окружающем социуме. Оно направлено на
продвижение детей в общем развитии, на формирование у них
положительных черт, предусматривает коррекцию имеющихся
недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому
ребенку, другими словами, создает условия, необходимые для максимально
всестороннего продвижения.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет (35 часов в год), имеет
теоретическую и практическую направленность.
Календарно-тематическое планирование. 1 класс.
№
п\п
дата
Тема занятия
Направления деятельности
Ниточка.
1
Ниткопись
Разминка. Мои пальчики. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 1)
Игры с нитью. Потешка « Пальчик-мальчик». ИЗО деятельность.
Выкладывание цветными нитками прямой и извилистой дорожки.
2
Ниткопись
Разминка. Мои пальчики. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 1)
Игры с нитью. Игровой самомассаж. Потешка « Пальчик-мальчик».
ИЗО деятельность. Выкладывание цветными нитками контуров
предметов по предварительно проведённой линии.
3
Ниткопись
Разминка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 1) Игры с нитью. Узелки. Стихи «Катя мастерица».
ИЗО деятельность. Выкладывание нитками узора.
Ниткопись
Разминка. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 1) Игры с нитью. Стихи « Катя мастерица». ИЗО
деятельность. Техника ниткопись. Выкладывание нитками,
опущенными в краску контуров изображаемых предметов.
Весёлый Карандашик.
4-5
Техника
работы
цветными
карандашами
Разминка. Игровой самомассаж. Пальчиковая гимнастика (комплекс
№ 1) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки». Игры с
карандашом, нитью. Артикуляционная гимнастика Стихи «Четыре
братца». ИЗО деятельность. Знакомство с графикой. Техника
фроттаж. Основные цвета. Техника работы цветными карандашами.
Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления
разных цветных карандашей.
6-7
Техника
работы с
гелевой
ручкой,
тушью
Разминка. Игровой самомассаж. Пальчиковая гимнастика (комплекс
№ 1) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки» Игры
с карандашом. ИЗО деятельность. Знакомство с выразительными
возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание
разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких).
Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками
(штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи
в рисунке характера «пушистого» пятна.
8-9
Техника
работы с
восковыми
мелками,
фломастерам
и.
Разминка. Игровой самомассаж. Пальчиковая гимнастика (комплекс
№ 1) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки» Игры
с палочками. ИЗО деятельность. Знакомство с техникой
работы восковыми мелками и фломастерами
10
Техника
работы с
пастелью,
Разминка. Игровой самомассаж. Пальчиковая гимнастика (комплекс
№ 1) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки». Игры
углем.
с палочками. ИЗО деятельность Художественная
возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка
пальцем, рисование боковинкой и кончиком. .
11-
12
Волшебная
линия.
Разминка. Игровой самомассаж. Пальчиковая гимнастика (комплекс
№ 1) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки». Игры
с палочками. Мои пальчики. Четыре братца.
ИЗО деятельность. Линии – начало всех начал. Классификация
линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.
Штриховка. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый,
хитрый, прыгучий
13
Точка.
Разминка. Игровой самомассаж. Ритмирование (питьё воды, Кнопки
мозга) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки».
Изображения из палочек, спичек. ИЗО деятельность. Точка –
«подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое
касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие
14
Точка.
Разминка. Игровой самомассаж. Ритмирование (питьё воды, Кнопки
мозга) Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки».
Глазодвигательные упражнения. Пластилин.
ИЗО деятельность. Круглые и сложной формы. Техника
пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек).
Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель,
цветные фломастеры и карандаши
15-
16
Форма.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2). Ритмирование
(питьё воды, Кнопки мозга) Упражнение «Перекрестные шаги и
прыжки», «Крюки» .Глазодвигательные упражнения.
ИЗО деятельность. Понимание формы предмета. Знакомство с
различными видами форм (геометрическими, природными,
фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и
ассоциации
17
Контраст
форм.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2). Ритмирование
(питьё воды, Кнопки мозга) Упражнение «Перекрестные шаги и
прыжки», «Крюки» . Пальчиковый «бассейн» (крупа). Потешка «
Белка». ИЗО деятельность. Соединение и комбинирование между
собой различных контрастных форм
18-
19
Симметрия.
Стилизация.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2). Ритмирование
(питьё воды, Кнопки мозга) Упражнение «Перекрестные шаги и
прыжки», «Крюки» . Пальчиковый «бассейн» (крупа). Потешка «
Белка».
ИЗО деятельность. Понятие симметрии и асимметрии на примерах
природных форм. Использование средней линии как
вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Стилизация
как упрощение и обобщение природных форм.
20-
21
Выразительн
ые средства
графических
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2). Упражнение «
Ласковое солнышко». Ритмирование (питьё воды, Кнопки мозга)
Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки» .
материалов
Пальчиковый «бассейн» (крупа). ИЗО деятельность. Разнообразие
выразительных средств графических материалов. Художественные
образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и
злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
22-
23
Декоративны
е узоры.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2). Упражнение «
Ласковое солнышко».Ритмирование (питьё воды, Кнопки мозга)
Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки», «Крюки» .
Пальчиковый «бассейн» (крупа). ИЗО деятельность. Узоры как
средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки,
ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
Чудесные превращения красок
24
Королева
Кисточка
Разминка. Игровой самомассаж . «Цветные краски»-расслабление.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Ленивые восьмерки»,
«качание головой», «Качание икр». Артикуляционная гимнастика
«Мы рисуем».
ИЗО деятельность. Знакомство с историей возникновения кисти.
Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские,
большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть:
«штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски
на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их
волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок. Знакомство с приёмами рисования
зубной щёткой, ластиком.
25-
26
Свойства
красок.
Разминка. Игровой самомассаж . «Цветные краски»-расслабление.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Ленивые восьмерки»,
«качание головой», «Качание икр». Артикуляционная гимнастика
«Мы рисуем».
ИЗО деятельность. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного
слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения
разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по
сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс), с
гуашью, с зубной пастой (приемы работы
27
Волшебная
линия.
Разминка. Самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней,
пальцев рук. Упражнение «Утюг». Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 3). Пчелиный улей.
ИЗО деятельность. Линии – начало всех начал. Классификация
линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие.
Штриховка. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый,
хитрый, прыгучий
28
Точка.
Разминка. Самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней,
пальцев рук. Упражнение «Утюг». Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 3). Пчелиный улей. Релаксация под музыку.
ИЗО деятельность. Точка – «подружка» линии. Способы получения
точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого
рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и
маленькие Техника пуантелизма (создание изображения при помощи
одних лишь точек).
29
Пятно.
Разминка. Самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней,
пальцев рук. Упражнение «Утюг». Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 3). Пчелиный улей. Релаксация под музыку.
ИЗО деятельность. Пятно как украшение рисунка. «Характер
пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности.
Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными
способами
30
Форма.
Разминка. Самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней,
пальцев рук. Упражнение «Утюг». Пальчиковая гимнастика
(комплекс № 3). Мишка. Релаксация под музыку.
ИЗО деятельность. Понимание формы предмета. Знакомство с
различными видами форм (геометрическими, природными,
фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и
ассоциации
31
Контраст
форм.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3). 10 тонких
пальчиков. Упражнения для мозговой гимнастики «Активация рук»,
«Шапка для размышлений», «Точки Кука».
ИЗО деятельность. Соединение и комбинирование между собой
различных контрастных форм
32
Симметрия.
Стилизация.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3). 10 тонких
пальчиков. Упражнения для мозговой гимнастики «Активация рук»,
«Шапка для размышлений», «Точки Кука».
ИЗО деятельность. Понятие симметрии и асимметрии на примерах
природных форм. Использование средней линии как
вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Стилизация
как упрощение и обобщение природных форм.
33
Орнамент.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3) Маляры.
Упражнения для мозговой гимнастики «Активация рук», «Шапка для
размышлений», «Точки Кука»..
ИЗО деятельность. Орнамент – повторение рисунка через
определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью
сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения
(геометрические орнаменты).
34
Орнамент.
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3) Маляры.
Упражнения для мозговой гимнастики «Активация рук», «Шапка для
размышлений», «Точки Кука».
ИЗО деятельность. Орнамент – повторение рисунка через
определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью
сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения
(растительные орнаменты).
35
Обобщение
Разминка. Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3) 5 маленьких
братцев. Упражнения для мозговой гимнастики «Активация рук»,
«Шапка для размышлений», «Точки Кука».
ИЗО деятельность. Итоговое занятие. Чему мы научились.
Календарно-тематическое планирование. 2 класс.
№
п\п
дата
Тема занятия
Направления деятельности
1
Введение в
программу.
Разминка. 5 маленьких братцев. Фигурки из пальцев. Упражнение
«Двойной рисунок». Упражнения для мозговой
гимнастики.«Алфавит восьмерками». «Солнышко», «Тучки»-
прищепками.
ИЗО деятельность. Знакомство с программой. Особенности
первого года обучения.
Правила техники безопасности.
Живопись.
2
Живопись.
Разминка. 5 маленьких братцев. Фигурки из пальцев. Упражнение
«Двойной рисунок». Упражнения для мозговой
гимнастики.«Алфавит восьмерками». «Солнышко», «Тучки»-
прищепками. Штриховка.
ИЗО деятельность. Живопись как язык цвета, цветное
изображение мира. Отождествление художника и волшебника в
древние времена.
3-4
Праздник
тёплых и
холодных
цветов.
Разминка. Фигурки из пальцев. Упражнение «Двойной рисунок».
Упражнения для мозговой гимнастики. Мы рисовали.
ИЗО деятельность. Знакомство с богатой красочной палитрой на
примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь,
извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные.
Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания).
Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
5-6
Серо-чёрный
мир красок.
Разминка. Фигурки из пальцев. Упражнение «Двойной рисунок».
Упражнения для мозговой гимнастики. Мы рисовали.
ИЗО деятельность. Ахроматические цвета (цвета бесцветные,
различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета.
«Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление
цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной
перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше –
светлее, ближе – темнее).
7-8
Различные
приемы и
способы
рисования.
Разминка. Фигурки из пальцев. Упражнение «Двойной
рисунок».Упражнение «Алфавит восьмерками».
Работа с трафаретами и лекалами. ИЗО деятельность. Понятие
различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть:
«штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна», «набрызг».
9-10
Красочное
настроение.
Разминка. Фигурки из пальцев. Упражнение «Двойной
рисунок».Упражнение «Алфавит восьмерками». Осень.
ИЗО деятельность. Деления цветов на насыщенные (яркие) и
малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия
цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет
белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания.
Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски
(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при
добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность,
загадочность).
Волшебные ножницы и аппликация.
11-
12
Конструирова
ние
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики «Точки
равновесия», «Симметрические рисунки», «Качание головой»,
«Перекрёстные движения». Тематические игры с пальцами.
Диалоги в картинках. ИЗО деятельность. Конструирование — это
художественная техника создания изделий путем соединения
деталей друг с другом. Конструирование из бумаги и его
художественные возможности. Основные способы работы с
бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
13-
14
Работа с
рваной, с
мятой
бумагой.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики «Точки
равновесия», «Симметрические рисунки», «Качание головой»,
«Перекрёстные движения». Тематические игры с пальцами.
Диалоги в картинках. ИЗО деятельность. Рваная аппликация.
Отщипывание. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из
мятой бумаги.
15-
16
Смешанная
техника
(скручивание,
складывание,
резание
бумаги).
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики «Точки
равновесия», «Симметрические рисунки», «Качание головой»,
«Перекрёстные движения». Тематические игры с пальцами.
Диалоги в картинках . ИЗО деятельность. Разнообразие сортов
бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до
шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов
бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание,
скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
17-
18
Ткань в
аппликации.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики «Точки
равновесия», «Симметрические рисунки», «Качание головой»,
«Перекрёстные движения». Тематические игры с пальцами.
Диалоги в картинках. Ткань на ощупь. ИЗО деятельность.
«Лоскутный коврик», Смешанная техника: бумага, ткань.
19-
22
Аппликация
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики «Точки
равновесия», «Симметрические рисунки», «Качание головой»,
«Перекрёстные движения». Тематические игры с пальцами.
Диалоги в картинках. Ткань на ощупь. ИЗО деятельность.
Использование соломки, тополиного пуха, пуговиц, семян, птичьих
перьев, срезы веток дерева, яичную скорлупу, зёрна и другие
природные материалы. Закрепление представлений о симметрии и
асимметрии. Техника работы из тополиного пуха (растяжка пуха по
бархатной бумаге, скручивание жгутиком)
Чудо-пластилин.
23
Пластилинов
ые узоры.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики. Ритмирование.
Гимнастика в стихах. Шнуровка.
ИЗО деятельность. Точка, линия, форма, симметрия, контраст.
24
Плоскостная
лепка.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики. Ритмирование.
Гимнастика в стихах. Шнуровка.
ИЗО деятельность. Технология работы с пластилином.
25-
26
Объёмная
лепка.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики. Ритмирование.
Гимнастика в стихах. Упражнения с зубочистками. ИЗО
деятельность. Технология работы с пластилином. Цвет,
пластичность. «Огород», «В лес по грибы»
Тестопластика.
27-
28
Плоскостная
лепка.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики. Ритмирование.
Гимнастика в стихах. Упражнения с пуговицами. ИЗО
деятельность. Приемы работы с тестом. Состав теста. Работа с
пуговицами.
29-
30
Объёмная
лепка.
Разминка. Упражнения для мозговой гимнастики. Ритмирование.
Гимнастика в стихах. Упражнения с бусинами. ИЗО деятельность.
Приемы работы с тестом. Состав теста. Цвет.
Изонить.
31-
34
Нитяная
графика
Разминка. Кинезиологические упражнения. «Перекрёстная
марионетка (для правого полушария)».» Доминирующее опускание
руки». Пальчиковые игры с различными предметами. Стихи
«Рыбки» ИЗО деятельность. Техника изонить как вид декоративно-
прикладного искусства. Заполнение окружности, угла на твёрдой
основе. «Рыбка»
35
Итоговое
занятие
Разминка. Кинезиологические упражнения. «Перекрёстная
марионетка (для правого полушария)».» Доминирующее опускание
руки». Пальчиковые игры с различными предметами. Братцы. ИЗО
деятельность. Просмотр творческих работ обучающихся и их
обсуждение.
Календарно-тематическое планирование. 3 класс.
№
п\п
дата
Тема занятия
Направления деятельности
1
Введение в
Разминка. Кинезиологические упражнения «Слон». Упражнение
программу.
«Вращение шеи». « Перекрёстная марионетка (для левого
полушария)». Занятия и упражнения для пальцев. ИЗО
деятельность. Правила техники безопасности. Повторение правил
техники безопасности. Правила личной гигиены при работе.
2
Живопись.
Разминка. Кинезиологические упражнения «Слон». Упражнение
«Вращение шеи». « Перекрёстная марионетка (для левого
полушария)». Занятия и упражнения для пальцев. ИЗО
деятельность. Основы цветоведения
3-5
Гармония
цвета.
Разминка. Кинезиологические упражнения «Слон». Упражнение
«Вращение шеи». « Перекрёстная марионетка (для левого
полушария)». Занятия и упражнения для пальцев. ИЗО
деятельность. Различные сочетания одного и того же цвета.
Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным
винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени»,
«Праздничный букет», «Зимняя сказка».
6-7
Контраст
цвета.
Разминка. Кинезиологические упражнения «Слон». Упражнение
«Вращение шеи». « Перекрёстная марионетка (для левого
полушария)». Занятия и упражнения для пальцев. Диалоги. ИЗО
деятельность. Три пары контрастных цветов: жёлтый –
синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый.
Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка»,
«Сказочная птица», «Теремок».
8-9
Цветные
кляксы.
Разминка. Кинезиологические упражнения «Слон». Упражнение
«Вращение шеи». « Перекрёстная марионетка (для левого
полушария)». Занятия и упражнения для пальцев. Диалоги.
ИЗО деятельность. Умение смешивать краски и получать красивые
цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике
«монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны»,
«Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».
10
Азбука
рисования.
Разминка. Дыхательная гимнастика. «Перекрёстная марионетка
(для правого полушария»). «Односторонняя марионетка». Театр
пальчиков и языка. ИЗО деятельность. Азбука рисования.
11
Пропорции.
Разминка. Ритмирование. «Перекрёстная марионетка (для правого
полушария»). «Односторонняя марионетка». Театр пальчиков и
языка . ИЗО деятельность. Пропорции – соотношение частей по
величине.
12-
14
Плоскостное
и объёмное
изображение.
Разминка. Релаксация. «Перекрёстная марионетка (для правого
полушария»). «Односторонняя марионетка». Театр пальчиков и
языка. ИЗО деятельность. Плоскостное или объёмное изображение
предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной
фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота
объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм
(фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическое
занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз
витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
15-
17
Рисование с
натуры и по
памяти.
Разминка. Релаксация. «Перекрёстная марионетка (для правого
полушария»). «Односторонняя марионетка». Загадки. ИЗО
деятельность. Изучение натуры. Изображение натуры с
«нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов
быта», «»Зарисовки чучела птиц».
18-
19
Образ дерева.
Разминка. Релаксация. «Перекрёстная марионетка (для правого
полушария»). «Односторонняя марионетка». Загадки. ИЗО
деятельность. Понятие о пластическом характере деревьев.
Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью
силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с
геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое
дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная
тропинка».
20-
22
Живописная
связь неба и
земли.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Знак
бесконечности», «Лобно-затылочный обхват»«Перекрестно-
параллельная ходьба на месте». Театр в руке. ИЗО деятельность.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных
погодных состояниях. Колористические особенности погоды и
освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Закат»,
«Хмурый лес», «Солнечный денёк».
23-
25
Пейзаж.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Знак
бесконечности», «Лобно-затылочный обхват»«Перекрестно-
параллельная ходьба на месте». Театр в руке. ИЗО деятельность.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического
отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена
года.
26-
28
Образ
природы.
Времена года.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Ритмирование. Упражнение
«Знак бесконечности», «Лобно-затылочный обхват»«Перекрестно-
параллельная ходьба на месте». Театр в руке. Теневой театр. ИЗО
деятельность. Формирование целостного колористического
видения пейзажа, его особенностей в разное время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего
леса», «Хрустальная зима»
29
Бумажная
пластика.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Ритмирование. Упражнение
«Знак бесконечности», «Лобно-затылочный обхват»«Перекрестно-
параллельная ходьба на месте». Театр в руке. Игры с различным
материалом. ИЗО деятельность. Знакомство с вариантами
объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение
плоского листа бумаги в объёмное изделие. Деревья из бумажных
лент.
30-
31
Полуплоскост
ные изделия.
Разминка . Самомассаж. Комплекс упражнений пальчиковой
гимнастики с элементами кинезиологии. Занятия и упражнения в
стихах. ИЗО деятельность .
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной
аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно
вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево»,
«Подводный мир».
32-
33
Сувенирные
открытки.
Разминка. Самомассаж. Комплекс упражнений пальчиковой
гимнастики с элементами кинезиологии. Занятия и упражнения
в стихах. ИЗО деятельность. Разные технические приёмы работы
с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)
Практическое занятие. Примерные задания: «Поздравительная
открытка».
34
Чудо
пластилин.
Разминка. Самомассаж. Комплекс упражнений пальчиковой
гимнастики с элементами кинезиологии. Занятия и упражнения
в стихах. ИЗО деятельность. Плоскостная лепка. Лето, лето-
красота.
35
Итоговое
занятие
Разминка. Самомассаж. Комплекс упражнений пальчиковой
гимнастики с элементами кинезиологии. Занятия и упражнения
в стихах. ИЗО деятельность. Просмотр творческих работ
обучающихся и их обсуждение.
Календарно-тематическое планирование. 4 класс.
№
п\п
дата
Тема занятия
Направления деятельности
1
Введение в
программу.
Разминка. Гимнастика мозга. Упражнение «Перекрестный шаг
сидя». «Энергизатор». Упражнения для пальчиков Марии
Монтессори. Поиграем прищепками. ИЗО деятельность .
Повторение правил техники безопасности. Правила личной
гигиены при работе.
2
Азы
композиции.
Разминка. Гимнастика мозга. Упражнение «Перекрестный шаг
сидя». «Энергизатор». «Покачаем головой». Упражнения для
пальчиков Марии Монтессори. Поиграем прищепками. ИЗО
деятельность. Знакомство с основными правилами
композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и
горизонтальный формат листа).
3-4
Линия
горизонта.
Разминка. Гимнастика мозга. Упражнение «Перекрестный шаг
сидя». «Энергизатор». «Покачаем головой». Упражнения для
пальчиков Марии Монтессори. Поиграем прищепками. ИЗО
деятельность. Изменение горизонта и его высоты от точки
зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца»,
«Полёт птиц».
5-7
Композицион
ный центр.
Разминка. Гимнастика мозга. Упражнение «Перекрестный шаг
сидя». «Энергизатор». «Покачаем головой». Ритмирование.
Пальчиковая гимнастика. ИЗО деятельность.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может
менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания
художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый
цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая
сказка».
8
Ритм и
движение.
Разминка. Гимнастика мозга. Упражнение «Перекрестный шаг
сидя». «Энергизатор». «Покачаем головой». Ритмирование.
Пальчиковая гимнастика. ИЗО деятельность. Композиция
как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для
передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения
на тему «Бег по кругу», «Догонялки».
9-10
Натюрморт в
холодной
гамме.
Разминка. Ритмирование. Кинезиологический комплекс 1.
Пальчиковая гимнастика. ИЗО деятельность.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых,
фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему
«Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
11-
12
Натюрморт в
тёплой гамме.
Разминка. Ритмирование. Кинезиологический комплекс 1.
Пальчиковые загадки. ИЗО деятельность. Создание живописного
натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства
осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему
«Дары осени», «Осенний букет».
13-
14
Силуэт.
Разминка. Ритмирование. Кинезиологический комплекс 1.
Пальчиковые загадки. ИЗО деятельность. Графический
портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность
необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой
сказочный герой».
15-
17
Граттаж
Разминка. Релаксация. Кинезиологический комплекс 1.
Тематические игры для пальцев. ИЗО деятельность. Выполнение
работы в технике граттажа («царапать», «скрести»). Для создания
гравюры нужно выцарапать верхний слой до основания.
Использование 2-3- слойного цвета.
18-
19
Декоративно-
прикладное
рисование.
Разминка. Релаксация. Кинезиологический комплекс 2.
Тематические игры для пальцев. ИЗО деятельность. Знакомство с
основными законами декоративной росписи. Стилизация
природных форм.
20-
21
Особенности
русских
народных
промыслов.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Кинезиологический
комплекс 2. Тематические игры для пальцев. ИЗО деятельность.
Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица
счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская
сказка», «Гжельский букет». Сказочные птицы.
22-
24
Карнавальны
е маски.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Кинезиологический
комплекс 2. Тематические игры для пальцев. ИЗО деятельность.
Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и
полуобъёмных масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».
25-
27
Фантазийные
шляпы.
Разминка. Дыхательная гимнастика. Кинезиологический
комплекс 2. Тематические игры для пальцев. ИЗО деятельность.
Использование различных приёмов работы с плотной бумагой
(надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.
Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад»,
«Шляпа-аквариум».
Сказочная композиция.
28-
29
Изонить.
Разминка. Самомассаж кистей и пальцев рук. Психологические
упражнения. Упражнения для пальчиков. ИЗО деятельность.
Использование техники изонить для изображения отрывка
«Сказка о рыбаке и рыбке»
30-
31
Рисование
ножницами.
Разминка. Самомассаж кистей и пальцев рук. Психологические
упражнения. Упражнения для пальчиков. ИЗО деятельность.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до
композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
«Колобок»
32-
33
Чудо
пластилин
Разминка. Ритмирование. Психологические упражнения.
Пальчиковый театр. ИЗО деятельность. Сказка – любимый
жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа
от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев. «Репка»
34
Рисование по
замыслу
Разминка. Дыхательные упражнения. Психологические
упражнения. Теневой театр. ИЗО деятельность. Закрепление
знаний.
35
Итоговое
занятие
Разминка. Релаксация. Психологические упражнения.
Упражнения с водой. ИЗО деятельность. Просмотр творческих
работ обучающихся и их обсуждение.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений,
скорректированность координации движений школьников.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои
собственные впечатления.
3. Умение создавать прекрасное своими руками.
4. Умение ценить свою работу, уважать чужую.
5. Умение применять теоретические знания на практике.
6. Умение пользоваться художественным материалом.
Методика занятий
Для проведения пальчиковой гимнастики можно использовать следующие
методы:
-самомассаж кистей и пальцев рук;
-упражнения с предметами небольшого размера;
-
игры с пальчиками.
1. Упражнения для кистей рук. Показав простое упражнение 2 раза,
предложить ребёнку выполнить его только по команде, без показа. Это
развивает слуховое внимание. Следить, чтобы в плечах и в руках не было
излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
Для начала следует разогреть мышцы кистей и пальцев рук. Для этого
прекрасно подходят упражнения, имитирующие работу с пластилином (это
знакомый абсолютному большинству детей вид деятельности, поэтому им
не составляет труда вызывать в памяти определённые ассоциации):
- «скатать» между ладоней шарик, брусочек, размять лепёшку,
- то же самое сделать между большим (1) и остальными пальцами.
В начале с ребёнком выполняются упражнения пальчиковой гимнастики,
которые помогают выучить названия пальцев, научат ориентироваться в
пространстве – правый, левый, вверх, вниз. Это упражнения без слов, без
диалогов. Но это не означает, что взрослый во время их проведения молчит
и только показывает нужные действия. Наоборот, он называет фигуру
(«давай сделаем слона»), все пальчики и их расположение (например,
«покажи указательный пальчик, поставь его на стол», «где у тебя правая
рука? Подними средний пальчик правой руки вверх. Вот молодец!»). В
ходе игр и упражнений используются короткие стишки и потешки о том
предмете или животном, которое изображается.
2. Упражнения для пальцев условно статические - совершенствуют
полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более
точных движений.
Группа упражнений на напряжение и расслабление мышц – фиксация
определённого положения кистей или пальцев рук. Чтобы детям было
интересно, с каждым заданием следует связать знакомые ассоциативные
образы (например: сжатый- разжатый кулак – солнышко спит- солнышко
проснулось, раскрытая напряжённая ладонь – дерево, и т.д.)
3. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Демонстрация серии движений, иллюстрирующих определённый текст.
Упражнения усложняются, но и становятся более интересными: игры
пальчиковой гимнастики с диалогами, сказки с диалогами, изображения
предметов и персонажей с помощью рук. Воспитанники должны
продемонстрировать умения и навыки, приобретённые на предыдущих
этапах занятия.
- прослушать, проанализировать с педагогом текст, выучить его,
- подобрать подходящие движения, выучить их сначала по отдельности. На
данном этапе работы подключается очень важные составляющие – речь и
творческая фантазия.
- соединить все выученные элементы в единое целое. В конце этого этапа
дети ощущают себя настоящими артистами.
Так как с этого момента равноправным «участником» процесса становится
речь, стоит несколько отойти от основной темы. Чтобы речь была
отчётливой, а звуки – правильно сформированными, одной пальчиковой
гимнастики мало. Поэтому желательно, чтобы данная часть занятий
содержала элементы дыхательной, мимической и речевой разминки.
4. Последняя группа – музыкальная. Этот этап требует специальной
подготовки педагога. К уже освоенным приёмам добавляется
вокализированное исполнение заданного текста. Это более сложные, но
интересные упражнения. Если педагог не владеет музыкальным
инструментом, но имеет хороший музыкальный слух, можно
воспользоваться аудио записями (методика вокализации пальчиковых
упражнений подробно описана в пособии под названием «Пальчиковая
гимнастика», изданном Центром развития детей «Анима» в Санкт-
Петербурге в 2007 году).
5. В конце занятия, если остаётся несколько минут свободного времени,
можно поиграть в игру «Волшебный мешочек». Суть игры проста: в
непрозрачный мешочек помещаются несколько случайно выбранных или
тематически подобранных предметов. Задача ведущего ребёнка выбрать
один предмет и, не доставая и не рассматривая, опираясь только на
тактильные ощущения, описать его. Остальные дети должны угадать, что
за предмет. Эта игра хороша тем, что она имеет простые правила, не
требует особой специальной подготовки. В результате у детей развивается
словарный запас, они учатся правильно формулировать и излагать свои
мысли. А главная цель игры – развитие гибкости, чувствительности
пальцев и мелкой моторики рук.
Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим, различные формы подачи материала активно
чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу
динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий
реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому
же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Вторая часть занятия коррекционно- развивающего курса -
изобразительная деятельность также направлена на:
-
коррекцию основных психических процессов (памяти, внимания,
мышления, речи, воображения, восприятия);
-
коррекцию и развитие коммуникативных навыков учащихся:
формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков
межличностного общения.
-
коррекцию познавательной (когнитивной) сферы учащихся;
-
развитие и оптимизацию межполушарного взаимодействия,
произвольности и самоконтроля, гностических процессов
(зрительного и слухового гнозиса).
Приложение 1 . 1 класс.
Мои пальчики.
Знакомство с названиями пальцев.
Где большой пальчик? Из кулака показывается только большой палец.
Где наш старший мальчик? Вот я, здесь! Вот я, здесь! Палец сгибается –
кивает.
-Как ты поживаешь?
-Хорошо, спасибо! Вместе с пальчиком качается из стороны в сторону
Где второй наш пальчик? Где второй наш мальчик? Из кулака показывается
только указательный палец.
Вот я, здесь! Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик? Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь! Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик? Безымянный мальчик?
Вот я, здесь! Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик? Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь! Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики? Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь! Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой
руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного
и мизинца. "Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки
"бегают" по столу. "Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а
указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу. "Корни
деревьев" - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Пальчиковая гимнастика (комплекс № 1) 1. Ладони на столе (на счет //
раз-два // пальцы врозь- вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет // раз, два, три // ).
3. Пальчики здороваются (на счет // раз-два-три-четы-ре-пять //
соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с
указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки
бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но
выполняют обе руки одновременно).
ЧЕТЫРЕ БРАТЦА
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
– Здравствуй, большак!
(соединяют большие пальцы в щепотку)
– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка
Тимошка!(большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами)
« Игры с карандашом, орехами, бусами»
Эти предметы можно сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать
между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно
всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные
движения.
Потешка « Пальчик-мальчик». Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Пальчиковая гимнастика (комплекс № 2) 1. Коза (вытянуть указательный
палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами
обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих
рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой,
мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
«Пальчиковый бассейн»
Легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с
низкими бортиками рассыпать горох или фасоль в 6-8см. проведение
пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации
двигательной кинестезии. Поиск предметов различной фактуры и
величины, формы с использованием этого тренажера позволяют
максимально активизировать тонкую моторику пальцев.
Что мы делали
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по
ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то
другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Потешка « Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Пальчиковая гимнастика (комплекс № 3) 1.Флажок (большой палец
вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу,
опустить пальцы вниз).
«Игры с природным материалом»
Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха
(камешка, каштана), - совсем не трудно для начала предложите покатать
между ладошками шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное
тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный
массаж способствует притоку крови к нервным окончанием на пальчиках
последовательно, посылаются импульсы в головной мозг.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию тонкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности к письму.
Потешка « Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
«Утюг»
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
«Пила»
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Приложение. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ .
Комплекс 1.
Горизонтальная восьмёрка.
Вначале нарисуйте на доске или большом плакате горизонтальную
восьмёрку (знак бесконечности) Потренируйтесь рисовать восьмёрку в
воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено,
развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю
часть голени правой ноги, а за её стопу возьмитесь правой рукой, рот
полуоткрыт, язык на нёбе, глаза закрыты. Сделать вдох носом на счёт “1-2-
3-4” и представьте кольцо восьмёрки, идущее сверху вправо и вниз, а на
выдохе кольцо, идущее снизу влево и вверх (счёт “5-6-7-8”). В дальнейшем
эта восьмёрка с уровня представления должна перерасти в чёткую
образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8
раз. Если даже просто посидеть в этой перекрёстной позе несколько минут
то произойдёт гармонизация эмоционального состояния, спокойствие
постепенно охватит тело и душу. Хорошо выполнять его для снятия
стресса и перед сном.
Доминирующее опускание руки.
Упражнение выполняется стоя вдвоём. Один медленно и равномерно
поднимает правую руку до горизонтального положения (счёт “1-2-3-4”),
после чего другой опускает эту руку в три шага:
Первый шаг: медленно, за 7 сек., на счёт “1-2-3-4-5-6-7”, преодолевая
лёгкое сопротивление мышцы руки партнёра.
Второй шаг: то же самое, но уже с чуть большим напряжением.
Третий шаг: доминирующее опускание руки, т.е. преодолевается сильное
напряжение мышц руки партнёра.
Т.о. опускание руки происходит 3 раза. При этом нельзя брать за суставы,
стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять не боль, а
удовольствие. Левую руку можно включить вместо правой руки, если
нужно усилить работу правого полушария. Праворукость и леворукость не
учитываются.
Перекрёстная марионетка (для правого полушария). Упражнение
выполняется стоя. На счёт “1-2-3-4-5-6-7” медленно и равномерно
поднимайте левую ногу, согнутую в колене, до уровня бедра. Когда нога
оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой делайте
усилие для ноги в три шага:
Первый шаг: лёгкое усилие мышцы ноги – 7 сек.
Второй шаг: сильное усиление – 7 сек.
Третий шаг: доминирующее опускание ноги – 7 сек. Руки при этом удобнее
прикладывать чуть выше колена. Левой рукой можно на что-то опереться
или держать её, отставив в сторону и, согнув в локте. Спина должна быть
прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют
упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз.
Перекрёстная марионетка (для левого полушария). Выполняется, как и для
правого полушария. Отличие состоит в том, что поднимается правая, а не
левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упражнение
максимально открывает работу правого полушария. Оно выполняется 3
раза.
Упражнение выполняется только для правой ноги.
Односторонняя марионетка.
Выполняется стоя. Медленно на счёт “1-2-3-4-5-6-7” Поднимается правая
нога, усиление в три шага создаётся тоже правой ногой. Спина прямая.
Дети повторяют 3 раза, взрослые – 8 раз.
Крюки.
Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно.
Затем скрестить руки, соединив пальцы в “замок” и вывернув кисти рук.
Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно
это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе
успокаивает нервы. Это сложное перекрёстное движение активизирует
моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует
работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о.
достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к
наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Комплекс 2
Задержите дыхание. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так
долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в
группе.
Кнопки мозга.
Это серия упражнений, которая включает “электрическую систему”
организма, способствует концентрации внимания, улучшает
кровоснабжение головного мозга, подготавливает его к восприятию
сенсорной информации. Выполняется по 20-30 сек. каждой рукой.
1.
Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки
над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под
нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с
этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево- вверх,
вправо- вниз и т.д.
2.
Указательным и средним пальцами одной руки держать точку над
нижней губой. Пальцы другой руки массируют область копчика.
Упражнение снимает умственную усталость. Активизирует работу обоих
полушарий, повышает координацию и устойчивость тела, помогает
сосредоточиться на запоминании нового материала.
1.
Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцы другой руки
массируют область копчика. Через 20-30 сек. положение рук
меняется. Рука, накрывающая пупок, соприкасается через него со
всеми меридианами тела, т. к. это точка центрального меридиана.
Упражнение способствует расслаблению, снимает нервное
напряжение, повышает уровень внимания, снижает гиперактивность.
Слон.
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При
его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними
можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот.
Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует
горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя
вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз
каждой рукой. Упражнение активизирует и балансирует всю целостную
систему организма “интеллект-тело”, улучшает концентрацию внимания.
Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые
разнообразные положительные структурные и функциональные изменения.
Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более
высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые
способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.
БИБЛИОГРАФИЯ:
М.М.Безруких «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.
Б.Н.Чумаков «Валеология»М.: Педагогическое общество России, 2000.
Н.Н.Куинджи «Валеология» М.:Аспект Пресс 2000.
Л.П.Анастасова «Формирование здорового образа жизни подростков»М.;
изд. центр «Вентана-Граф» 2004.