Автор: Меркулова Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гадалейская СОШ" Населённый пункт: Село Гадалей, Иркутская область Наименование материала: конспект урока Тема: Тема: Роль местоимений в предложении. Раздел: начальное образование
МОУ «Гадалейская средняя общеобразовательная школа»
Урок «Роль местоимений в речи»
Русский язык
4 класс.
УМК «Школа России»
Меркулова Л.И.,
учитель начальных классов
с. Гадалей, 2016г.
1
Разработка урока
Тема урока: Роль местоимений в речи.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Цели: Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых
способов деятельности, мыслительных операций школьников, навыков самоконтроля, схематичного мышления,
навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать
информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Здоровьесберегающая. Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности,
гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики
пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
•
формирование представлений о местоимении, как части речи;
•
знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
•
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте,
правильно употреблять их.
Личностные.
•
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
•
развитие самостоятельности;
•
развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
2
•
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно
воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
•
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
•
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания,
находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями,
Межпредметные связи: Литературное чтение, музыка
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
3
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
Структура урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся
к уроку. (1 мин)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2мин)
3. Актуализация опорный знаний. (10 мин)
а) Минутка чистописания. (3 мин) б) Определение темы урока, цели (3 мин)
в) Словарная работа. (4 мин)
4. Первичное усвоение материала. (5 мин)
5. Первичная проверка понимания. (7мин)
6. Первичное закрепление. (7 мин)
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (2 мин)
8. Рефлексия (подведение итогов занятия. (5 мин)
Ход урока:
УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Вид работы
4
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью
учащихся к уроку. (1 мин)
Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся.
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
АМО «Мы команда»
Кто хочет знать много? Кто может знать много?
Кому это интересно? Похлопайте в ладоши. Кто
в целом готов к работе? Поднимите руки
Поднимите руки, потянитесь. Возьмите в ладоши
добро, любовь, уважение, доверие! Прижмите к
сердцу! Пусть эти качества останутся в вашей
душе. Давайте поделимся этими качествами с
гостями Пусть урок принесет нам всем радость
общения. Психологический настрой
(Слайд 1)
Учащиеся
приветствуют
учителя,
проверяют
готовность
к
уроку,
устраняют
недостатки
Учащиеся
высказывают свои
предположения
Фронтальная
работа
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (1 мин)
Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Регулятивные УУД
(целеполагание)
Коммуникативные УУД
Мы
сегодня
будем
снова
открывать
тайны
русского
языка. Мало
знать,
надо
применять
Мало хотеть, надо делать. - Каким вы
х о т и т е
в и д е т ь
н а ш
у р о к ?
(Интересным,
веселым,
запоминающимся,
познавательным).
- Ну, а я желаю вам быть внимательными,
активными, любознательными, писать правильно,
красиво, чисто, аккуратно, грамотно
Учащиеся участвуют
в беседе, слушают
учителя.
Фронтальная
работа
5
3. Актуализация опорных знаний. (10 мин)
Цели: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению
нового способа действий.
а) Определение темы и задачи урока (3 мин)
Регулятивные УУД
(целеполагание)
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
АМО «Мозговой шторм»
- Время нам нельзя терять, откроем тетради,
запишем число, классная работа
в) Минутка чистописания. (3 мин)
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись, если
вы правильно сформулируете и выполните
задание, узнаете, какую букву мы будем писать.
Определите порядок следования букв в этом
ряду?
Большой- маленький
Сухой- мокрый
Война- мир
Старый- молодой
Учащиеся читают
рассказ.
Учащиеся участвуют
в беседе, слушают
учителя.
Фронтальная
работа
6
Мло омл лом
Сегодня на уроке мы будем работать по части
речи, которая начинается с буквы, эту букву мы
писали на минутки чистописания
Местоимение
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТ
О
ИМЕН
И
МЕСТОИМЕН
ИЕ
- О происхождении этого слова расскажет
Купрякова Эльвира Оказывается, слово
местоимение произошло от двух греческих слов
анти
(вместо) и онима ( имя)
- "Местоимение" образовано из слияния
сочетаний слов "вместо" + "имени" с
прибавлением суффикса –й (е). В результате
фонетических изменений начальное "в" отпало.
Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа
и окончание. – Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет
имена.
-
Открываем
учебник
на
с.
51.
Сегодня
мы
начинаем
изучать
новый
раздел?
Как
он
Учащиеся читают
слово из выделенных
букв.
Ученик рассказывает
о происхождении
слова.
Учащаяся отвечает на
вопрос и читает
стихотворение.
Ученица читает
стихотворение.
7
Е
называется?
-
Прочитаем,
что
мы
вспомним,
узнаем,
чему
будем учиться.
- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль
местоимений в речи). (Слайд 4)
Цель. Узнать о роли местоимений в речи
- Сформулируем задачи урока: вспомнить
личные местоимения, уметь отличить
местоимение от других частей речи, находить в
словах и предложениях
- Молодцы!
Учащиеся читают
задачи на с. 51
учебника.
Учащиеся открывают
учебник на с.52.
Учащиеся отвечают
на вопросы.
Фронтальная работаРегулятивные УУД (контроль)
Индивидуальная работа
Коммуникативные УУД
АМО « Узнавайка»
4. Первичное усвоение нового материала. (5 мин) Основная цель этапа - организовать анализ учащимися
возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем
именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
8
5. Первичная проверка
понимания нового
материала. (10
мин)Учащиеся садятся
правильно при письме.-
Цель: уметь решать
учебно-познавательные
задачи с помощью
выбора способа и
средств их реализации.
Вспомнить личные
местоимения их роль в
предложении
У вас на парте лежат
карточки, вам нужно
поднять карточку с тем
словом, которое является
ответом на мой вопрос:
– Какое местоимение вы
употребите, говоря о
9
себе, указывая на себя?
(Я.)
– Если вы говорите от
лица группы людей,
какое местоимение
нужно использовать?
(Мы.)
– Если необходимо
обратиться к собеседнику
(или собеседникам),
какие местоимения
нужно употребить? (Ты,
вы.)
– Когда нужно
употребить местоимение
Вы, обращаясь к одному
лицу? (Если это
взрослый человек,
незнакомый, старший по
возрасту.)
– Да, это форма
вежливого обращения.
– Если говорят о
человеке, который в
данный момент
10
отсутствует, какие
местоимения употребим?
(Он, она.)
– Если это группа лиц?
(Они.)
- Все названные
местоимения называются
личными. Как вы
думаете, почему? (Все
они указывают на лица)
Перечислим еще раз все
личные местоимения
Почему они называются
личными?
Местоимение заменяет
имена!
-
Фронтальная работаЛичностные УУД
11
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД (контроль, саморегуляция)
АМО “Метод муравейник”
12
АМО «Юный оратор»
6. Первичное закрепление.
(5 мин)Работа в группах
(учащиеся сидят уже в
группах).Давайте убедимся
все друзья,
Цель: Основной целью
этапа первичного
закрепления с
проговариванием во
внешней речи является
усвоение учащимися
нового способа действия
при решении типовых
задач.
13
Учащиеся читают
получившийся текст.
Учащиеся подводят итог.
Что без местоимений нам
нельзя!
14
Для чего существуют
местоимения в речи? Мы
узнаем поработав в
группах
«Дружно – не грузно,
а врозь – хоть брось.»
1 группа Работа с
текстом
1 группа Работа с
текстом
Замените имена
существительные
местоимениями Лиса -
хищное животное. Лиса
поедает мышей, зайцев,
диких уток. Иногда
хищница таскает кур и
цыплят в деревнях.
Главная пища лисы -
лесные мыши. Этим лиса
приносит пользу. Ведь
лесные мыши вредят
хлебным растениям.
С какой целью мы
употребляем местоимения
в нашей речи?
-
Вывод: Мы
употребляем
15
местоимения, чтобы
не было повторений
в предложении
одного и того же
имени
существительного.
Они создают нам
речевое удобство,
так как экономят
время, разнообразят
речь. (Чтобы
сделать нашу речь
содержательной,
разнообразной,
помогают избежать
повторов.)
-
2 группа
-
Найдите в тексте и
подчеркните
местоимения. Какие
части речи заменяют
местоимения?
-
Закрой глаза,
прислушайся. И ты
услышишь мамин
голос. Он живёт в
самом тебе. Такой
знакомый, родной.
Его не спутаешь ни с
16
одним другим
голосом. Сколько бы
не прошло лет ты
будешь всегда
помнить мамин
голос, мамины глаза,
мамины руки.
-
Вывод:
Местоимение-это
часть речи, которая
употребляется
вместо имени
существительного,
прилагательного и
числительного, не
называет ни
предмета, ни
признака, ни
количества, а
указывает на них
-
3 группа.
-
Отгадайте,
о
чём
идёт
речь?
Найдите
местоимения?
Роль
м е с т о и м е н и й
в
загадках?
-
-
Утром так заведено
17
–
-
Разомкнёшь ресницы
-
И к тебе идет оно
-
Розовой жар-
птицей. /Солнце/
-
-
А стемнеет – он
придет
-
Тоненький,
смущенный, -
-
Он на цыпочках
войдет
-
Долькою
лимонной. /Месяц/
-
Вывод?
Местоимения в
загадках указывают
на предмет , но не
называют его.
-
Делают нашу речь
яркой и
18
разнообразной.
-
-
Подведение
итогов
каждой группы
Индивидуальная работаЛичностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД (планирование, саморегуляция)
АМО «Открой секрет»
7. Информация о
домашнем задании.
Инструктаж по его
выполнению. (3
мин)Учащиеся пишут в
тетрадях слова.
- Игра «Открой секрет»
(Слайд 24)
19
Тыква, борона, агроном,
выставка, ягода, выбор,
мыло, понимание, вагон,
телефон, язык, буратино
Цель: зафиксировать
неразрешенные
затруднения как
направления будущей
учебной деятельности;
обсудить и записать
домашнее задание.
Учащиеся выполняют
задания тестирования
индивидуально, оценивают
работу.
Задание: Перед вами слова,
запишите их в тетрадь.
20
В каждом слове спряталось
местоимение, найдите его
и подчеркните. На доске
строки:
Взаимопроверка
Ай, Моська! Знать Моська
сильна,
Что лает на Слона!
- Что можете сказать об
этих строках?
- Прочитайте, что же
получится, если мы
исправим речевую ошибку.
- Какое слово помогло нам
исправить речевую
ошибку?
Вывод: местоимения
помогает избежать
повторов.
Фронтальная работаПознавательные УУД
Коммуникативные УУД
21
Регулятивные УУД (контроль)
8. Рефлексия. (5
мин)Учащиеся читают
задание, определяют
план выполнения
упражнения. - Найдите в
учебнике нас. 53 Упр. №
110. (Слайд 29)
Цель: провести
рефлексивный анализ
учебной деятельности с
точки зрения выполнения
требований, известных
учащимся;
зафиксировать
неразрешенные
затруднения как
направления будущей
учебной деятельности;
оценить собственную
деятельность на уроке;
- Прочитайте задания к
упражнению. Что вам
необходимо выполнить?
(отгадать загадки,
выписать местоимения,
записать существительные
к местоимениям, сделать
22
разборы).
Фронтальная работаПознавательные УУД
Индивидуальная работа
Коммуникативные УУД
АМО «Светофор»
Учащиеся участвуют в беседе.Вот
и кончился урок,
23
Учащиеся выполняют
самоанализ своей работы
,
определяют достижения за урок.
Подвести пора итог.
(Слайд 30)
•
Какое открытие сделал ты
на уроке?
самоанализ работы
(достижения за урок)
(Слайд 31)
Утверждения
1) Тема урока мне
понятна.
2) Я знаю какую роль
играют местоимения в
речи
3) Знаю какие
24
местоимения относятся к
личным.
4) хочу узнать все о
местоимениях
- Урок окончен. (Слайд
32) Страна это большая,
она занимает третье
место, после
существительного и
глагола. Из 30 самых
частых слов - 12
местоимений.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.
Физминутка.
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
25
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Про друга ? ( он)
- Про подругу? ( она)
- Про детей ? ( они)
- Как бы вы обратились к другу ? ( ты) 10. Домашнее задание. ( дифференцированное)
Учитель: Ребята, для домашнего задания вы получите карточки. На них три задания, выберите себе одно для
выполнения. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
КАРТОЧКА
Задание 1.
Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями.
Задание 2.
26
Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка
свила гнездышко на берёзовой веточке.
Задание 3.
Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.
- А к взрослому человеку? ( Вы)
Задание 4 Составь схему о местоимении
27
Роль местоимений в речи
сделать нашу речь содержательной,