Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям
Автор: Кобзар Светлана Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: г.Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям Раздел: начальное образование
ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ
ТРАДИЦИЯМ.
Кобзар С.П.
учитель начальных классов МОУ СОШ №12, г. Хабаровск
В нашей стране за время длительного отрыва светской жизни от
церковной несколько поколений русских людей выросло без веры, которая
была основана на христианской нравственности; изменился уклад семейной
жизни – были утрачены традиции, заложенные праотцами, передаваемые из
поколения в поколение и служившие залогом морального здоровья народа.
Напряжённая, неустойчивая социально-экономическая, экологическая и
общественно-политическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в
нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном
развитии
и
поведении
растущих
людей.
А
ведь
духовно-нравственное
становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть
важнейшая составляющая благополучного развития общества и государства.
Духовно-нравственное воспитание личности – процесс непрерывного
восхождения личности к высшим ценностям человеческого бытия.
И в этом восхождении многое
з а в и с и т
о т
р о д и т е л е й .
З н а я
библейские слова о том, что хорошее
дерево не может давать плохого плода,
взрослые,
заботящиеся
о
духовном
здоровье
своих
детей,
усиленно
начинают работать над собою.
Эта
работа включает не только развитие
эрудиции,
культурно-эстетическое
самообразование,
но
и
расширение
представлений
об
истории
религий.
А
плоды
этой
работы
становятся
доступны детям.
Когда, наконец, родители, многие даже из тех, кто не живёт в полной
мере
жизнью
Церкви,
осознали,
как
важно
и
необходимо
для
их
детей
духовно-нравственное воспитание – не «религиозное образование» - система
знаний, а именно воспитание, целостное воздействие на человека, на ум,
сердце
и
волю
его.
Такую
форму
воспитания
оказалось
возможным
предоставить в моём классе, благодаря сложившимся традициям.
В нашем классе традиций много.
Одной из них является «День гостей». Каждый четверг к нам на урок
приходят родители. В течение 1 класса (за 33 учебные недели) мы с ребятами
познакомились с 18 мамами. 4 папами, 9 дедушками и 2 бабушками. Гостей
встречаем подарками: добрыми приветствиями, рисунками, поделками.
Родители рассказывают о своей работе, увлечениях, читают стихи
собственного сочинения, принося свои подарки. Делятся с ребятами своими
знаниями: дедушка – учитель физики – показал на деле неоценимую пользу
знаний прикладной физики, мама – тренер проводила мини-урок фитнеса,
мама прокурор Хабаровского края перед выборами президента рассказывала
о Конституции РФ, о правах и обязанностях гражданина России. Дедушка,
глава администрации посёлка Мухен, рассказывал о природных богатствах
нашего края, о необходимости бережного отношения к ним, подарил классу
энциклопедию,
коллекцию
п ол е з н ы х
ископаемых и кедровые шишки. С известным
в Хабаровске краеведом Забавниковой Одой
Алексеевной, бабушкой нашего ученика, дети
провели
не
один
час,
узнали
много
о
культуре,
традициях
коренных
народов
Приамурья,
делали
своими
руками
кукол,
какими играли дети их возраста в давние времена. Знаменитый лётчик-
испытатель Бархутдинов В.Р. рассказывал о своём увлечении небом. В класс
приходили
замечательные
люди
из
русского
исторического
общества,
приносили
настоящую
кольчугу,
и
всё
облачение
русского
богатыря,
рассказывали о героях России. Александр Лепетухин читал свои радостные
добрые сказки. Дети очень гордятся своими родителями. Всем очень нравятся
соревнования между папами и детьми по футболу, а мамы показывают своё
умение в игре в шахматы и шашки, причём не всегда выигрывая у своих чад.
Ещё одна традиция – встречи с ветеранами. Наш
класс
шефствует
над
ветераном
труда
–
бывшим
директором
нашей
школы
Васильевой
Галиной
Андреевной. Ребята чествуют её, приглашая её на все
праздники.
Она
нередкий
гость
и
на
уроках,
даже
в
т е ат р
и
м у з е й
Г а л и н а
Андреевна с удовольствием ходит с нами. А на
«уроки общения» к нам приходят ветераны войны
и
труда
Масленикова
Мария
Максимовна
и
Волошин Николай Иванович. Эти встречи просто
необходимы и маленьким и большим в одинаковой мере.
Родители являются обязательными
у ч а с т н и к а м и
в с е х
м е р о п р и я т и й .
Календарные
праздники,
родительские
собрания с детьми, где ставятся проблемные
вопросы по воспитанию, и дети выступают в
роли
советч иков
или
ко н с у льтантов,
классные
часы,
которые
ведут
мамы
и
бабушки, выезды на природу, и даже генеральные уборки и заклеивание окон
в классной комнате доказывают, что взрослые и дети – «неразлучные друзья».
Есть ещё одно важное воспитательное направление сотрудничества.
Так
случилось,
что
в
классе
из
31
человека
8
ребят
разных
национальностей и представители 4 религиозных конфессий. В некоторых
детских
коллективах
с
таким
составом
нередко
возникают
разногласия,
ссоры. У нас о различиях нет и речи.
Один из родителей нашего класса
– иерей православной церкви – служит
в Христа Рождественском храме. Он
часто посещал школу. Сначала забирал
после
уроков
дочь,
а
затем
стал
приходить
на
встречи
с
ребятами
и
рассказывать
об
истории
России
и
Москвы,
о
Георгии
Победоносце
и
Илье Муромце. Детям очень понравились эти истории, и они попросили
рассказать
о
героях
России.
С
этого
начался
цикл
встреч,
посвящённых
русским богатырям. Эту идею поддержали на родительском собрании все без
исключения
родители,
которые
были
обеспокоены
увлечением
детей
компьютерными играми и мультсериалами.
На Рождество первоклассники стали гостями детей Воскресной школы
при
Свято-Иннокентьевском
храме,
которые
показали
светлую
рождественскую историю по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа
на ёлке». Малыши были потрясены простой и выразительной игрой юных
артистов – детей детского дома, чьи судьбы во многом созвучны с судьбой
главного
героя.
Актёры
были
вознаграждены
не
только
бурными
аплодисментами, но и слезами в глазах детей и взрослых.
На Пасху отец Георгий организовал посещение Спасо-Преображенского
Кафедрального собора. Дети увидели нижний и верхний соборы, ризницу,
ели пасхальные куличи в трапезной, поднимались на колокольню, желающие
могли позвонить в колокола. После этой экскурсии многие ребята повели
родителей в Собор (кто-то бабушку, дедушку – атеистов, кто-то маму, а один
мальчик своего воскресного папу), рассказали о том, что узнали, о мучениках
и праведниках, о святых и небесных покровителях. Некоторые родители в
церкви были впервые. Дети поделились своим опытом с родителями! Они
выступили в роли духовных наставников. И это очень ценно.
Во 2 классе актив родителей вышел с предложением об организации
«Уроков
доброты»,
которые
вёл
бы
отец
Георгий.
Была
разработана
программа. И эти занятия не пропаганда православия, а воспитание души
светлой,
чистой,
открытой
для
добра,
знакомство
с
традициями,
бытом,
характером
людей,
живущих
в
России,
кроме
этого
преподнесение
исторических фактов с точки зрения канонической и религиозной. Например,
одновременно
с
рассказом
об
истории
праздника
Покрова
Пресвятой
Богородицы,
которая
является
покровительницей
Русского
государства,
ребята познакомились с образом русской женщины вообще, которая хранит
семейный
очаг,
и
воспитывает
детей,
и
утешает
страждущих,
и
кормит
обездоленных; в то же время русую женщину отличают такие качества как
скромность, верность, терпение, способность
к пониманию и состраданию.
Содружество
детей,
родителей
и
учителей (т.е. семьи и школы) при поддержке
института Церкви способствует возрождению
утрачиваемых
традиций
и
нравственному
оздоровлению нового поколения.
В наше жёсткое время трудно говорить о
добре, трудней порой поверить в него, но ещё труднее его творить. Но без
веры – нет и действия. Именно об этом слова великого Л.Н. Толстого: «Чтобы
поверить в добро, надо начать делать его».