Особенности преподавания в детской музыкальной школе
Автор: Милькина Людмила Евгеньевна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой Населённый пункт: г.Трубчевск Брянская обл. Наименование материала: методическое сообщение Тема: Особенности преподавания в детской музыкальной школе Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Трубчевская детская школа искусств им. А.Вяльцевой"
МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:
« Особенности преподавания в детской музыкальной школе»
Преподаватель фортепиано:
Милькина Л.Е.
Трубчевск
2016
Ряд особенностей преподавания в детской музыкальной школе вытекает
из той громадной разницы, которую мы имеем между восьмилетним
поступающим в школу ребенком и 14-15 летним оканчивающим школу
подростком. Каждый новый год приносит с собой нечто новое и в развитии
характера ученика, и в развитии его интеллекта, и в развитии эмоциональной
сферы, и, наконец, в чисто физическом организма. Каждый новый этап
развития требует со стороны педагога и нового подхода и предъявления
новых требований. Между тем нередко можно наблюдать, как педагоги –
пианисты пропускают мимо внимания факт развития ребенка, и в шестом,
седьмом классе школы разговаривают с учеником тем же детским языком и
предъявляют те же детские требования, как и в младших классах. Они
нередко не замечают даже факта физического роста руки ученика и, вместо
того, чтобы стимулировать ее развитие своевременным предъявлением новых
требований в области, скажем, аккордовой техники, - так же старательно
«упрощают» аккорды в старших классах, как это делалось в свое время в
младших.
Часто, говорят, что детский возраст требует особой «образности»
языка: если здесь имеется в виду образность при появлении содержания
музыки, то в старших классах школы и в училище это необходимо в не
меньшей мере – с учетом, конечно, большей сложности и содержательности
репертуара; если же имеется в виду искусственная образность при
разъяснении таких вещей, как нотный стан, длительности звуков и т.п., но
она не нужна: мы ведь имеем дело с ребенком, уже поступившим в
начальную школу и начавший изучать арифметику. «Живопись» проведения
урока, о которой тоже часто говорится в беседах на вопросах обучения детей,
так же нужна и с подростками, и с учениками училища; разница лишь в том,
что на скучном уроке взрослый ученик «дисциплинированно скучает,
ребенок же легко разбалтывается и начинает шалить.
Правильными по отношению к детскому возрасту будут следующие
положения:
1.
Речь, обращенная к ребенку должна состоять из коротких,
грамматически простых фраз; темп речи должен учитывать
сравнительную медленность темпа детского восприятия и мышления.
2.
Ребенок имеет право на повторность объяснений; подросток обязан
запоминать указания с первого раза (переход от первой установки ко
второй должен быть сделан постепенно, но своевременно).
3.
Интенсивность проведения урока должна повышаться от младших
классов к старшим: в младших классах приходится учитывать и
медленность восприятия ребенка, и медленность его соображения, и
ограниченность способности к распределению внимания, и отсутствие
привычки к длительной непрерывной работе. В старших классах
нужно, наоборот, заботиться о том, чтобы урок был достаточно
интенсивным, чтобы внимание ученика не оставалось незагруженным.
4.
Подросток обязан уметь работать на основе общих правил и
обобщенных указаний; указания ребенку 8-9 лет должны быть вначале
целиком конкретными, а общие правила должны выводиться из
сопоставления, сравнения конкретных случаев.
5.
Домашние задания детям младшего возраста должны быть точно
назначены, подросткам можно предоставлять инициативу в приделах
минимума и максимума и относительную самостоятельность в
планирование своей работы.
Список литературы
1.
А.П.Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»