Дополнительная общеобразовательная программа "Радиоспорт"
Автор: Бессалый Николай Николаевич Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУ ДО ЦТ "Радуга" муниципального образования Каневской район Населённый пункт: станица Каневская Наименование материала: методическая разработка Тема: Дополнительная общеобразовательная программа "Радиоспорт" Раздел: дополнительное образование
Рабочая программа 2-го вида
По дополнительному образованию
(модифицированная)
Преподаватель Бессалый Н.Н.
Ст.Каневская
2015
1
Введение к образовательной программе «Радиоспорт»
Изобретение радио имело большое значение в развитии не только культурной жизни, но и
приобрело
огромное
народнохозяйственное
и
оборонное
значение.
Двадцатый
век
своим
прогрессом во многом обязан именно открытию радио. Огромный вклад в развитие радио
внесла огромная армия радиолюбителей, которые по крупицам собирали знания, не потерявшие
своей актуальности и в настоящее время. Радиосвязь на коротких волнах популярна среди
населения всех стран мира. Любительская радиосвязь – это возможность в эфире связаться с
любой точкой Земли, возможность путешествовать по различным государствам, общаться с
людьми
разных
стран,
возрастов
и
профессий.
Это
тоже
является
важным
фактором,
привлекающим в этот вид спорта молодое поколение.
Из года в год ширится радиолюбительское движение, разновидностью которого является -
радиоспорт.
Наиболее
популярен
этот
вид
спорта
у
детей
школьного
возраста,
которые
осваивают
дополнительные
образовательные
программы
спортивно-
технической
направленности
по
различным
видам
радиоспорта
в
учреждениях
дополнительного
образования.
Операторы
коллективных
радиостанций,
творческих
объединений
образовательных учреждений дополнительного образования детей проводят дружественные
радиосвязи с радиолюбителями внутри страны, совершают увлекательные путешествия в эфире
по странам и континентам земного шара. Это удается благодаря тому, что для радиоволн не
существует границ. Юные радиоспортсмены принимают участие в соревнованиях различного
ранга
и
выполняют
спортивные
нормативы
по
таким
видам
радиоспорта,
как
скоростная
радиотелеграфия, радиосвязь на коротких волнах и другие.
Данная программа является модифицированной.
Направленность образовательной программы.
Данная программа относится к технической направленности.
Занимаясь радиоспортом,
обучающиеся
приобретают
сформированные
навыки
радиста-оператора,
развивают
такие
личные
качества
как
самостоятельность,
любознательность,
коммуникабельность,
чувство
взаимопомощи, коллективизма и патриотизма; техническое развитие подростков, ознакомление
их с современными видами радиосвязи, компьютерной техникой, аппаратурой и антеннами,
навыками работы со справочной и специальной технической литературой.
Новизна образовательной программы.
Новизна программы обусловлена требованиями времени и определяется использованием в
процессе
обучения
образовательных
технологий,
основанных
на
лучших
достижениях
современного
развития
образования
и
технических
достижений
в
области
радиоспорта,
обобщением
современного
передового
опыта
в
обучении
направленного
на
оптимизацию
творческого потенциала учащихся на основе приобретаемых знаний, умений и навыков.
Актуальность.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы технической направленности развития школьников,
материально-технические условия для реализации которого, имеются только на базе Дома
творчества.
Разделы и темы программы тесно связаны и углубляют школьные курсы – технологии,
черчения, математики, иностранного языка, физики. Это стимулирует обучающихся к более
осознанному изучению перечисленных дисциплин в школе.
Участие и призовые места в городских, областных, Всероссийских соревнованиях по
радиоспорту,
выполнение
спортивных
разрядов
и
званий
создают
ситуацию
успеха
и
собственной значимости.
Педагогическая целесообразность.
2
Педагогическая
целесообразность
данной
программы
заключается
в
том,
что
при
ее
реализации аккумулируются современные научные разработки в области радиодела, органично
вписываясь
в
единое
образовательное
пространство,
оставаясь
самостоятельным
подразделением,
становятся
важным
и
неотъемлемым
компонентом,
способствующим
формированию профессионального самоопределения обучающихся, воспитанию у них чувства
патриотизма,
толерантного
отношения
к
людям,
а
так
же
прививаются
навыки
исследовательской, поисковой и проектной деятельности.
Цели образовательной программы.
Создание условий для полноценного обучения учащихся базовым знаниям и основным
практическим
навыкам
в
области
любительской
и
профессиональной
радиосвязи
и
радиоспорта,
обучение
телеграфной
азбуке,
основам
радиоконструирования,
а
также
применению
компьютеров
в
области
связи
и
коммуникаций,
для
дальнейшего
профессионального и предпрофессионального самоопределения.
Задачи образовательной программы.
Обучающие:
Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам радиолюбительского дела
углубление знаний учащихся по отдельным темам, относящимся к предметам школьных
курсов астрономии, географии, русского и иностранных языков, физики, а также приобретение
практических навыков в слесарном и столярном деле, пайке и т.п.;
формирование технических навыков работы в эфире;
расширение представлений об окружающем мире;
Развивающие:
формирование положительных сторон личности учащегося: развитие памяти, внимания,
технического
мышления,
умения
думать,
исследовательских
и
волевых
качеств
личности,
умения доводить начатое дело до конца, спортивных навыков;
развитие навыков самоорганизации, самоконтроля, самоуправления.
Воспитательные:
усваивание
этических
норм
общения,
установление
дружественных
(командных)
взаимоотношений в коллективе
способствовать воспитанию чувства товарищества, чувство личной ответственности,
целеустремленности и трудолюбия.
Принципы.
Основными
принципами
программы
является,
принцип
научности,
системности
и
последовательности
- принцип индивидуальности и дифференциации обучения позволяет учесть особенности
личности каждого обучающегося. Формировать группы по уровню и ступеням развития, по
интересам.
- принцип вариативности позволяет разнообразить и изменить и разнообразить работу
педагога, с целью удовлетворения запросов обучающихся
- принцип развивающего обучения, опирающийся на зону ближайшего развития
- принцип наглядности
- принцип сознательности и активности
- принцип доступности
- принцип связи теории с практикой
- принцип целостности основан на единстве процессов развития, обучения, воспитания.
Реализация
этого
принципа
проявляется
в
создании
сбалансированного
образовательного
пространства.
-
принцип
культуросообразности
предполагает,
что
воспитание
основывается
на
общечеловеческих
ценностях,
в
соответствии
с
нормами
национальной
культуры,
дает
возможность через историко-культурное образовательное поле формировать представления об
окружающем мире.
3
Отличительные особенности данной программы.
Основой
педагогической
практики
по
программе
«Радиоспорт»
является
воспитание,
обучение ребенка посредством приобщения его к различным видам радиоспорта, а именно:
(скоростной
радиотелеграфии
и
радиосвязи
на
коротких
волнах
(КВ.),
а
также
развитие
личности как, в общем, так и информативном плане, возможность пополнения знаний об
устройстве мира, профессиях, совершенствование в электротехнической области.
Программа данного курса включает в себя элементы типовых программ по спортивно-
технической
направленности,
учитывает
тенденции
развития
радиоспорта
и
потребности
сегодняшнего дня, в особенности касающихся использования в радиоспорте информационных
технологий.
Возраст обучающихся .
Программа адресована детям школьного возраста и предназначена для детей 12 – 18 лет.
Учебные группы комплектуются по возрастным особенностям, знаниям, умениям, интересам
обучающихся. Набор детей ведется по желанию. Количественный состав групп 15 очеловек.
Допустим разновозрастный состав групп, дети прошедшие устное тестирование и показавшие
хорошие начальные знания по изучаемому материалу могут быть зачислены в группу 2-го года
обучения. При наборе для обучения учитывается наличие медицинской справки с указанием
группы
здоровья
и
заключением
врача
на
допуск
к
занятиям
в
спортивно-техническом
объединении.
Сроки реализации.
Срок реализации программы рассчитан на два года
1 год обучения 144 часа в год, второй год обучения 216 часов в год базовый уровень.
Форма и режим занятий .
Основная
форма
проведения
занятий
-
групповая.
Допускаются
традиционные
и
нетрадиционные формы занятий.
Первый год обучения по 2 академических часа с перерывом 15 минут 2 раза в неделю,
второй год обучения по 2 академических часа с перерывом 15 минут 3 раза в неделю. После 15
минутного
перерыва
применение
здоровье
сберегающих
технологий, в
основу
программы
заложен здоровье сберегающий компонент, который предполагает создание благоприятного
климата, ”ситуации успеха”, положительных эмоций, предотвращении негативных проявлений,
а главное в умении выходить «победителем» из стрессовых ситуаций, физической и умственной
утомляемости обучающегося. В перерывах между занятиями выполняются упражнения на
концентрацию внимания, снятию утомляемости, развитию фантазии, памяти.
Первый час занятий теоретический изучение нового материала, рассказы о технологии
изготовления радиокомпонентов, о проведении радио экспедиций на территории нашей страны
и за рубежом,
второй час
практическое закрепление полученных знаний
с применением
учебных
стендов,
приемо-передающей
аппаратуры,
справочников,
компьютера.
Участие
в
соревнованиях на коротких волнах. Организация и проведение радио экспедиций в целях
военно патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате обучения обучающийся должен будет
а) знать:
основы
радио
–
конструирования,
компьютерные
программы
для
тренировок и работы в соревнованиях по радиоспорту ( Apak, Oxy99, Vicont
Morze runner и др);
как оформить и получить индивидуальный позывной сигнал;
устройство применяемых антенн;
методы и приемы проведения спортивных радиосвязей в сложных эфирных
условиях;
4
назначение
отдельных
узлов
и
органов
управления
аппаратуры,
применяемой на радиостанции и в объединении.
б) уметь:
читать электронные схемы
принимать буквенные не смысловые, цифровые и смешанные тексты со
скоростью: буквы–от 40 зн./мин и более, цифры – от 40 зн./мин и более, смесь
от 40 зн./мин и более.
применять полученные знания во время работы в эфире и в соревнованиях
по СРТ и радиосвязи на КВ;
оформлять документы на спортивный разряд;
самостоятельно проводить тренировки по скоростной радиотелеграфии, на
основе полученного от руководителя задания;
самостоятельно
готовить
программы
и
аппаратуру
для
участия
в
соревнованиях по радиоспорту;
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
С п о с о б ы
и
ф о р м ы выявления
результатов
Способы
и
формы
фиксации результатов
С п о с о б ы
и
ф о р м ы
предъявления результатов
Открытые и итоговые занятия
Анализ выполнения программы
Анкетирование
Тестирование
Анализ результатов участия детей в
мероприятиях,
соревнованиях,
в
социально-значимой деятельности
Анализ
приобретенных
навыков
общения
Выполнение
задач
проектного
и
поискового характера
Самооценка учащихся
Взаимное обучение детей
Протоколы
соревнований
Фото
О т з ы в ы
( д е т е й
и
родителей)
Маршрутные
л и с т ы
в н и м а н и е
С М И
Аналитические справки
Методические
разработки
Портфолио
Отчеты
Переводные,
и т о го в ы е
занятия
О т к р ы т ы е
з а н я т и я
Поступление выпускников в
профессиональные
учреждения по профилю
Диагностические
карты
Тесты
Аналитические справки
Портфолио
Система определения результативности, основанная на компетентностном подходе
оценки компетентности.
Система
определения
результативности
основана
на
компетент ностном
подходе,
ориентирующем
образовательный
процесс
на получение
обучающимися
овеществленных
результатов решения конкретных задач.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда
проводится
первичное
собеседование,
тестирование
общих
знаний,
беседы
с
родителями.
Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями
начинается
с
выяснения
тех
задач,
которые
они
хотели
бы
решить,
направляя
ребенка
в
объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.
Мониторинг
роста
компетентности
обучающегося
производится
в
середине
и
конце
каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на
каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения
информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
В
систему
определения
результативности
входит
тестирование
по
всем
входящим
в
программу дисциплинам в середине учебного года и в конце каждого из трех этапов обучения, а
также защита проектных работ. Основным результатом завершения прохождения программы
является
создание
конкретного продукта
реализации
собственной
компетентности
защита
проектов, участие в конференциях, соревнованиях.
5
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической
направленности «Радиоспорт» 144 часа первого года обучения
6
№
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
теория
практика
общее
1.
Введение. Инструктаж по технике безопасности
2
0
2
2.
Элементы электро- и радиотехники
2
4
6
3.
Простейший радиоприемник
2
2
4
4.
Пробники и измерительные приборы
2
6
8
5.
Полупроводниковые диоды и транзисторы
2
6
8
6.
Усилители низкой частоты
2
10
12
7.
Приемники прямого усиления
2
4
6
8.
Сетевой блок питания
2
6
8
9.
Интегральные микросхемы
1
1
2
10.
Радиоспорт
2
6
8
11.
Практикум радиолюбителя
1
3
4
12.
Закон ОМА
1
5
6
13.
Измерительные приборы
3
9
12
14.
Усилитель низкой частоты
2
6
8
15.
Усилитель высокой частоты
1
3
4
16.
Стабилизированный блок питания
1
5
6
17.
Усилитель Н.Ч повышенной мощности
2
8
10
18.
Приемник прямого усиления
4
10
14
19.
Применение ИКТ в радиоспорте
3
11
14
20.
Итоговое занятие
1
1
2
ИТОГО
41
103
144
Учебно-тематический план второго года обучения на 216 часов дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности
«Радиоспорт»
7
№
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
теория
практика
общее
1.
Введение. Инструктаж по технике безопасности
1
1
2
2.
Элементы Электро и радиотехники
2
4
6
3.
Простейший радиоприемник
2
2
4
4.
Измерительные приборы первой необходимости,
пробники
4
6
10
5.
Полупроводниковые диоды и транзисторы
4
4
8
6.
Усилители низкой частоты
4
8
12
7.
Приемники прямого усиления
4
12
16
8.
Сетевой блок питания
4
6
10
9.
Интегральные микросхемы
4
6
10
10.
Практикум радиолюбителя
2
8
10
11.
Колебательный контур
2
4
6
12.
Транзистор усилительный прибор
2
6
8
13.
Приборы
для
измерения
параметров
и
настройки схем.
4
10
14
14.
Двухкаскадный усилитель низкой частоты
4
14
18
15.
Усилитель высокой частоты
4
10
14
16.
Сетевой блок питания
2
4
6
17.
Усилитель
низкой
частоты
повышенной
мощности
2
12
14
18.
Приемник прямого усиления
4
14
18
19.
Супергетеродин
2
8
10
20.
Интегральные микросхемы
3
9
12
21
Итоговое занятие
1
1
2
ИТОГО
61
155
216
Содержание занятий.
Тема1. Теория; В разделе введение проводится лекция по истории изобретения радио,
дается определение зависимости теоретического материала и практического. Проводится
устный опрос по пройденной теме, исторические даты развития радио, современное
применение радиотехники. На первом занятии группы проводится инструктаж по технике
безопасности, правила поведения в кабинете, использование слесарного инструмента, правила
пользования электропаяльником, соблюдение правил ПДД по дороге на занятия и с занятий .
Тема2. Теория; перечислить и дать полное понятие простые элементы радиотехники, дать
понятие электрической цепи, изучить простые радиокомпоненты( обозначение в схеме,
номиналы радиокомпонентов, измерение)
Практическая часть; составить на макетной плате простую электрическую цепь, изучить
методы пайки радиодеталей.
Тема3. Теория; Дать общее понятие простейший радиоприемник, радиоволны ,
распространение радиоволн, рассмотреть процессы происходящие в радиоприемнике.
Практика; сборка на макетной плате детекторного радиоприемника.
Тема4. Теория ; Дать общее понятие пробники, измерительные приборы их использование,
методы исследования электрических сигналов.
Практика; изготовление простейшего пробника, измерение радиокомпонентов измерительными
приборами.
Тема5. Теория; дать определение полупроводниковым элементам, классификация,
применение. Практика; изготовление блоков, схем с применением полупроводников.
8
Тема6. Теория; дать понятие усилителей низкой частоты, изучить работу усилителей
низкой частоты.
Практика; сборка простых усилителей низкой частоты.
Тема7. Теория; дать определение приемник прямого усиления, рассмотреть особенности
работы приемника, изучит методику изготовления печатных плат.
Практика; Изготовление приемника прямого усиления, изготовление печатной платы, подбор
деталей из предоставленного набора радиодеталей, наладка проверка.
Тема8. Теория; изучить материал трансформатор переменного напряжения, выпрямитель,
фильтр, схема стабилизации выходного напряжения.
Практика; изготовление простого выпрямителя переменного напряжения.
Тема9. Теория; интегральные микросхемы, устройство, применение, особенности
монтажа. Изучить схемы с применением интегральных микросхем.
Практика; изготовление простой схемы усилителя на интегральной микросхеме.
Тема10. Теория; Дать общее понятие радиоспорт, разделить на виды очные и заочные,
Дать определение направлений развития радиоспорта СРТ, спортивная радиопеленгация,
соревнования на коротких волнах.
Практика; прослушать радиообмен между любительскими станциями, провести тренировку по
написанию позывных радиостанций, провести пробное проведение радиосвязей под
руководством педагога.
Тема11 .Теория; углубленное изучение схем выбранных конструкций.
Практика; изготовление выбранной конструкции
Тема12. Теория; Изучить материал по закону Ома, рассмотреть применение формулы для
расчета.
Практика; Рассчитать по формуле напряжение, сопротивление, силу тока.
Тема13. Теория; рассмотреть классификацию измерительных приборов, изучить методы
исследований электрических колебаний, измерение параметров радиодеталей с помощью
приборов.
Практика; измерить коэффициент усиления транзисторов мультиметром, измерение и подбор
полупроводников с близкими друг к другу параметрами.
Тема14 .Теория; более углубленно изучить классификацию усилителей низкой частоты,
работа усилителей в режиме А, режиме Б и режиме АБ,
Практика; изготовление конструкции усилителя низкой частоты.
Тема15. Теория; рассмотреть особенности работы схемы усилителя высокой частоты,
определение отличий от усилителей низкой частоты.
Практика; сборка схемы усилителя высокой частоты.
Тема16. Теория; изучить схему, и принцип работы стабилизированного блока питания,
определить отличия от схемы простого выпрямителя.
Практика; изготовление платы стабилизации напряжения.
Тема17. Теория; Изучение понятия выходная мощность усилителя, выходная нагрузка,
частотная характеристика.
Практика; выбор схемы и изготовление усилителя повышенной мощности на монтажной
плате, изготовление монтажной платы, сборка схемы усилителя.
Тема18. Теория ; Изучить и сравнить схемы и принцип работы приемника прямого
усиления и приемника прямого преобразования.
Практика; изготовление приемника прямого усиления с повышенной чувствительностью
приема, подбор деталей изготовление, контурных катушек, сборка схемы.
Тема19 . Теория ; ознакомление с компьютерными программами применяемыми
радиолюбителями для изучения азбуки Морзе, ведения электронных журналов,
составления отчетов о соревнованиях.
Практика; изучение Азбуки Морзе в программе АПАК, тренировки по приему сигналов азбуки
Морзе в программе СВ мастер.
Тема 20 .Теория; Проверка знаний по пройденному материалу ,устное тестирование.
Практика; Подбор конструкций для выставки.
9
Содержание занятий второй год обучения.
Тема1. Теория; В разделе введение лекция о значении теоретического и практического
материала образовательной программы, краткое содержание изученного ранее материала по
программе первого года обучения, инструктаж по технике безопасности.
Практика;
Проверка
технического
состояния
инструментов
и
оборудования,
выявление
и
устранение неисправностей.
Тема2. Теория; Изучение материала электрические цепи, методы измерения в
электрической цепи, функции предохранителя в электрических схемах.
Практика; проведение измерений в электрической цепи, измерение напряжения, силы тока.
Тема3 .
Теория; Повторение ранее изученного материала простейший радиоприемник,
объединение схемы простейший приемник плюс схема усилителя звуковой частоты.
Практика; Изготовление схемы приемника с настраиваемым колебательным контуром.
Тема4 .
Теория; Изучение приборов первой необходимости для настройки аппаратуры,
изучение приборов; частотомер, осциллограф, методы измерения приборами.
Практика; Измерение частоты генератора частотомером, измерение амплитуды исследуемого
сигнала осциллографом.
Тема5. Теория; Изучение классификации диодов и транзисторов, понятие коэффициент
усиления,
ток
коллектора,
ток
базы,
граничная
рабочая
частота
полупроводникового
транзистора, выходная мощность. Изучение правил пользования электронного справочника
радиолюбителя.
Практика; изготовление схемы диодной коммутации переключения рода работ приемника.
Изготовление прибора для измерения параметров транзисторов, подбор транзисторов близких
по параметрам.
Тема6. Теория; Изучение работы схем усилителей с трансформатором на выходе,
усилители с двухтактным выходом, усилители на микросхемах.
Практика; изготовление простого усилителя с двухтактным выходом.
Тема7 .
Теория; Изучение блок схем, принципиальных схем приемников прямого
усиления.
Практика; изготовление платы приемника с применением ИКТ, перевод рисунка на плату
методом ЛУТ, травление платы, сверловка отверстий в плате, монтаж деталей на плату.
Тема8. Теория; Изучение схем блоков питания, изучение принципа работы импульсного
блока питания.
Практика;
Изготовление
платы
выпрямителя
и
стабилизатора
напряжения,
сборка
схемы
трансформаторного блока питания.
Тема9. Теория; Изучение особенностей интегральных микросхем, особенности
построения схем с применением микросхем, классификация микросхем.
Практика; Изготовление монтажной платы , сборка схемы усилителя низкой частоты на
распространенной интегральной микросхеме TDA 2003 (К174ун14)
Тема10. Теория; Изучение схемы усилителя низкой частоты на микросхеме ТДА 1558,
особенности схемы, простота изготовления усилителя.
Практика; Изготовление монтажной платы , сборка усилителя низкой частоты, расчет и
подбор охлаждающего радиатора для микросхемы.
Тема11. Теория; Изучение работы колебательного контура, методы расчета однослойной
катушки контура, расчет индуктивности, расчет емкости.
Практика; изготовление однослойной катушки индуктивности, изготовление многосекционной
катушки индуктивности.
Тема12 . Теория; Биполярные транзисторы, изучение структуры, отличие от структуры
полевого транзистора, способы включения.
Практика; Определение исправности транзисторов измерительными приборами
Тема13. Теория; Изучение работы генератора, осциллографа, частотомера, стрелочного и
цифрового мультиметра, методы настройки схем приемников, усилителей.
Практика; измерение частоты и амплитуды исследуемых сигналов, построение фигур Лиссажу
на осциллографе.
10
Тема14 .Теория; Изучение схем многокаскадных усилителей, понятие обратно
отрицательной и обратно положительной связи в каскадах усиления.
Практика; Изготовление многокаскадного усилителя низкой частоты, изготовление платы
подбор деталей, монтаж схемы.
Тема15. Теория; Изучение усилителей высокой частоты, применение усилителей в
приемо-передающей аппаратуре.
Практика; Изготовление усилителя высокой частоты для улучшения приема в приемниках,
изготовление платы, подбор деталей, монтаж схемы.
Тема16 . Теория; Изучение схемы регулируемого блока питания.
Практика; Изготовление лабораторного регулируемого блока питания, подбор деталей,
изготовление платы блока питания, сборка схемы, проверка работоспособности.
Тема17 . Теория; Изучение схемы усилителя низкой частоты повышенной мощности,
способы получения повышенной мощности, повышение напряжения, увеличение количества
транзисторов на выходе усилителя.
Практика; изготовление усилителя повышенной мощности, изготовление платы, подбор
деталей монтаж деталей на плату, проверка и настройка усилителя.
Тема18. Теория; Изучение работы приемника прямого усиления, особенности построения
схемы для приема радиолюбительских станций.
Практика; изготовление приемника на 40 метровый любительский диапазон.
Тема19 . Теория; Изучение принципа работы супергетеродинного приемника.
Практика; изготовление генератора плавного диапазона для супергетеродинного приемника.
Тема20. Теория; Изучение принципов построения схем на интегральных микросхемах,
классификация ,внутренне устройство.
Практика; Разработка плат с применением ИКТ, изготовление плат, изготовление конструкции
с применением интегральных микросхем.
Тема21 .Теория; проведение устного тестирования учащихся по изученным темам учебной
программы
Практика; выбор конструкций для выставки.
Методическое обеспечение программы.
К первой встрече с ребятами, впервые перешагнувшими порог радиоклуба, необходимо
подготовиться
очень
тщательно.
Нужно
провести
небольшую
лекцию
о
том,
что
такое
любительское
радио
и
радиоспорт,
как
оборудован
радиоклуб.
При
этом
рассказ
нужно
сопроводить демонстрацией QSL-карточек и дипломов, показать на карте мира страны (города,
острова), откуда получены эти карточки, показать полученные спортивные награды - дипломы,
вымпелы, кубки и рассказать о соревнованиях и тех ребятах, которые их получили. Кроме того,
обязательно нужно в общих чертах рассказать о традициях радиоклуба.
Затем можно включить громкоговорящий выход приемника радиостанции, дав ребятам
возможность
послушать
содержание
радиосвязи
коротковолновиков,
настроиться
на
зарубежную радиостанцию и пояснить, кто и о чем говорит. Обязательно нужно провести
несколько
демонстрационных
радиосвязей,
желательно
с
иным
часовым
поясом
и
климатической зоной, рассказать о погоде, аппаратуре и принадлежности радиостанции и
попросить сделать то же самое вашего корреспондента.
Разучивая фонетический алфавит, учащиеся должны научиться вести записи буквами
латинского алфавита. При этом с ребятами из младших групп необходимо повторить латинский
алфавит и предложить им вариант начертания заглавных латинских букв при их быстрой
записи.
Каждое занятие со второй темы включительно начинается с диктанта, в ходе которого
учащиеся записывают позывные, которые диктует преподаватель, либо сами учащиеся по
очереди. Позывные должны быть реальными, зафиксированными в аппаратном журнале при
работе
радиоклуба
с
ближними
станциями
на
диапазонах
40
или
80
метров.
Позывные
диктуются медленно, повторяясь по два раза, или более. При этом отрабатывается прием записи
11
позывных по частям: сначала префикс, затем - суффикс. По окончании диктанта все позывные
проверяются,
преподаватель
излагает
теоретический
материал,
а
затем
дает
задание,
соответствующее теме занятия. Например, найти среди записанных позывных все позывные
коллективных радиостанций России.
Теоретические занятия, предшествующие выходу в эфир, обязательно должны включать в
себя тренировку по записи на бумаге основных данных “радиосвязи”, проведенной между
педагогом и его помощником (старшим учащимся) голосом без использования технических
средств. При этом отрабатываются навыки управления вниманием учащихся: выделение из
непрерывного текста и запись позывных сигналов, имен и названий населенных пунктов. После
выполнения
этого
упражнения
педагог
задает
дополнительные
вопросы
на
понимание
содержания радиосвязи и по материалу, пройденному на предыдущих занятиях. Например, кто
кого громче слышит, есть ли среди радиостанций, позывные которых записаны, коллективные,
кто из корреспондентов находится севернее, у кого и в какую сторону местное время отличается
от московского и т.п.
Первый
выход
в
эфир
-
индивидуальное
занятие.
Руководитель
находится
рядом
с
учащимся, и контролирует его работу. При этом полезно показывать момент нажатия и отжатия
педали
жестами,
например
поднятием
вверх
и
переворачиванием
вниз
ладони
руки.
Передаваемый текст лучше написать на листе бумаги и при необходимости просто показывать
на тот фрагмент текста, который нужно произнести. В зависимости от обстоятельств, первые
связи можно проводить как при работе на поиск, так и на общий вызов. В последнем случае
руководитель помогает учащемуся принять позывной корреспондента.
После первой связи начинающему следует несколько минут отдохнуть и успокоиться.
После
отдыха
ему
разрешается
провести
еще
несколько
связей.
Через
2-3
дня
занятия
повторяются. В большинстве случаев, начиная со второго занятия, учащийся уже способен к
самостоятельной
работе,
но
контроль
руководителя
обязателен,
вплоть
до
окончательного
закрепления начинающим твердых навыков и приобретения им минимально необходимого
опыта работы на коротковолновой радиостанции.
При
работе
звеном,
и
если
позволяет
аппаратура,
в
процесс
проведения
первых
радиосвязей
вводится
элемент
соревновательности.
При
этом
каждый
из
учащихся
самостоятельно
ведет
поиск
корреспондента
с
помощью
отдельного
приемника.
Тот,
кто
быстрее принял позывной радиостанции, работающей на общий вызов, получает право на
проведение
с
ним
радиосвязи.
Однако
в
любом
случае
все
учащиеся
должны
проводить
приблизительно одинаковое количество радиосвязей в течение занятия.
Особое значение имеет получение учащимися навыков работы в эфире в условиях помех.
Педагог на личном примере демонстрирует основные приемы работы при наличии помех,
объясняя их происхождение. При этом многократно подчеркивается необходимость соблюдения
этических
норм
радиолюбителей,
выдержки
и
корректности,
недопустимость
“сильных
выражений”.
Разрабатывая методику изучения телеграфной азбуки, мы исходили из наших технических
возможностей и понимания того, что изучать телеграф - международный язык радиолюбителей
- нужно примерно так же, как и любой другой иностранный язык.
Традиционное
и
наиболее
эффективное
место
для
занятий
иностранным
языком
-
лингафонный кабинет. Он дает возможность каждому из обучаемых индивидуально слушать
речь на иностранном языке и говорить самому. В нашем случае полной аналогией лингафонного
кабинета является доработанный компьютерный класс. Вся доработка заключалась в том, что на
системных
блоках
компьютеров
были
установлены
разъемы
для
подключения
головных
телефонов. Через них телефоны подключались вместо системного динамика к "материнской
плате" компьютера. Программа, которую мы используем для обучения телеграфной азбуке
(CWT, автор – Ренат Альмайдинов RU3BA), не требует звуковой карты, и мы вполне обходимся
компьютерами в минимальной конфигурации. Рабочие станции представляют собой I486 с
четырьмя мегабайтами памяти, видеокартой VGA, и сетевой картой. При этом монитор может
быть даже монохромным. В качестве сервера используется машина с процессором "Пентиум" с
частотой
от
75
мегагерц
и
выше.
Сетевое
программное
обеспечение
в
нашем
случае
-
NovellNetware.
12
Занятие в компьютерном классе выглядит следующим образом.
В начале занятия проводится работа со всей группой. Преподаватель напоминает напевы
ранее изученных букв и передает короткие слова, которые необходимо принять без записи.
Затем вводится новая буква, или несколько букв. Демонстрируются возможные напевы. Затем
проводится "групповое пение". Каждая новая буква передается по два раза. Сначала учащиеся
молча слушают букву, а второй раз в темпе передачи буквы поют ее мелодию и одновременно
нажимают на клавиатуре соответствующую клавишу. После окончания "группового пения"
осуществляется переход к индивидуальным занятиям за компьютерами. Принимается текст для
разучивания новых букв, причем каждая буква учащимися подтверждается ее нажатием на
клавиатуре в русском регистре.
Используемая компьютерная программа позволяет преподавателю мгновенно оценивать
качество приема текста. Ошибочно принятые буквы на экране выделяются красным цветом.
После анализа сделанных обучающимся ошибок преподаватель решает, требуется, или нет
коррекционный
текст.
Если
такой
текст
требуется,
то
при
помощи
раздела
"практика"
в
программе устанавливается заданная степень преобладания отдельных букв в генерируемом
тексте, либо их полное исключение.
Преподавателю необходимо помнить, что изучение телеграфной азбуки - дело весьма
утомительное. Поэтому не реже одного раза в 15 минут необходимо делать перерывы. Во время
этих перерывов преподаватель может рассказать какие-либо занимательные истории, имеющие
отношение к радистам-телеграфистам. Принести на занятие несколько видов телеграфных
ключей и продемонстрировать их устройство, показать QSL-карточки, полученные от редких
корреспондентов за связи, проведенные телеграфом.
Раз в полчаса необходимо проветривать комнату.
Если у кого-то из учащихся прием получается очень хорошо, ни в коем случае не следует
давать сразу новую букву. Лучше попробовать принимать текст с записью карандашом и с
небольшой задержкой. Для этого в программе нужно установить вид занятий "групповое". При
этом необходимо объяснить важность выработки навыков отложенной записи.
На
пятом-шестом
занятии
можно
провести
первые
мини-соревнования.
Критерием
успешности выступления в них должно быть только качество приема.
Все занятия второго года обучения включают в себя практическую работу в эфире, работу
с DX, участие в соревнованиях и днях активности. Ту или иную форму практической работы в
эфире преподаватель выбирает самостоятельно в зависимости от сложившейся ситуации. При
этом
рекомендуется
принимать
участие
в
первую
очередь
в
молодежных
соревнованиях,
поскольку в них ребята соревнуются со своими сверстниками. К сожалению, самый высокий
спортивный разряд, который может быть выполнен в этих соревнованиях – второй. Для того
чтобы
выполнять
более
высокие
разряды,
рекомендуется
принимать
участие
в
областных
соревнованиях. В них, как правило, нет отдельной молодежной подгруппы, но нормы первого
спортивного разряда, а в некоторых случаях и КМС, выполнить вполне возможно.
Если
ребят
желающих
выполнить
нормы
массовых
спортивных
разрядов
много,
то
необходимо
организовать
внутриклубные
очные
соревнования,
либо
принять
участие
в
соревнованиях более высокого ранга. Если при участии радиоклуба в заочных соревнованиях
разряды смогут получить лишь три человека – таковы ограничения на максимальный состав
команды, то в очных соревнованиях разряды имеют шанс получить все участники. Типовое
положение
об
очных
соревнованиях
по
радиосвязи
на
маломощных
радиостанциях
межрайонного уровня и выше приведено в Приложении 1.
Не
составит
большого
труда
организовать
и
провести
очную
часть
очно-заочных
соревнований, участники которых проводят связи со всем миром на современных трансиверах.
План проведения таких соревнований приведен в Приложении 2.
При подготовке большого коллектива начинающих спортсменов к очным соревнованиям
может
очень
пригодится
методика,
разработанная
в
радиоклубе
«Контакт» RK3DZH
Владимиром Даниловичем Чаплыгиным UA3DAF.
Рассказывать о коротковолновой аппаратуре лучше всего на примере трансивера и антенн,
использующихся в радиоклубе. При этом нужно учитывать степень подготовленности ребят,
знания, полученные ими в школьном курсе физики.
13
Методика
подготовки
большого
коллектива
начинающих
спортсменов
к
очным
соревнованиям по радиосвязи.
Описанная
ниже
методика
тренировки
начинающих
радиооператоров
успешно
применяется
в
радиоклубе
«Контакт».
Методика
позволяет
отработать
основные
приемы
радиообмена без радиостанций одновременно с большим числом ребят. Проводится такая
тренировка
в
спортивном
зале,
или
любом
другом
помещении
достаточной
площади.
Из
материальной части для тренировки нужны стулья, ручки, тетради, и компьютерный класс с
программным
обеспечением
для
ввода
отчетов
и
компьютерного
судейства.
Методика
тренировки
ориентирована
на
подготовку
операторов
к
заочным,
а
также
к
очным
соревнованиям, проводимым по положению, подобному “Белому озеру”.
На тренировку все участники прибывают с бланком аппаратного журнала, часами и
ручкой. Полезно еще иметь что-то твердое: фанерку или книжку для удобства ведения записей.
Каждый участник берет с собой стул. Составляется список всех участников. Номер в списке
является номером позиции. Он используется для идентификации участников при вводе в логов в
компьютер.
Перед
началом
тренировки
производится
сверка
времени,
и
каждый
участник
получает свой индивидуальный четырехзначный позывной. При этом буквы и цифра в нем
могут
быть
любыми.
Рекомендуется
выделить
новичков,
используя
в
их
позывных
определенные цифры.
Участники тренировки выстраивают стулья в три ряда, причем два стула - в затылок друг
другу, а третий - лицом к центральному. Эти три стула стоят в полуметре друг от друга.
Следующая тройка стульев располагается как можно дальше. Чем ближе друг к другу стулья,
тем выше уровень «звуковых QRM». Если все участники неплохо подготовлены, то можно
ограничиться двумя стульями, стоящими в затылок друг другу. Центральный стул в тройке
предназначен исключительно для работы на общий вызов. Стул, стоящий к нему лицом,-
исключительно для новичков. Стул, стоящий сзади, предназначен для опытных операторов.
Перед
началом
тренировки
добровольцы
занимают
"частоты",
т.е.
центральные
стулья
и
тренировка начинается.
Правила тренировки просты. Весь обмен производится голосом. Любой из участников
может покидать "частоту" общего вызова в любое время. Если на общий вызов работает
новичок, все подходят к нему с фронта. Сами новички к станции, дающей общий вызов,
подходят тоже только с фронта. Они имеют право подглядывать в отчет вызывающей станции.
Более того, “хозяин частоты” обязан все проверить и поправить новичку его ошибки для того,
чтобы
данная
связь
зачлась
им
обоим.
Участники
тренировки,
заходящие
к
вызывающей
станции с тыла, не имеют права подглядывать в ее лог, а “хозяин частоты” не имеет права
оборачиваться.
Очки начисляются так. Если один из корреспондентов – новичок, то обеим станциям за
связь начисляется 1,5 очка. Если оба корреспондента – новички, то обоим начисляется 2 очка.
Повторные
связи
проводятся
через
определенное
время,
зависящее
от
числа
участников
тренировки.
По
окончании
тренировки
участники
самостоятельно
вводят
свои
логи
в
компьютеры, и далее проводится электронное судейство.
Переход
от
тренировок
на
стульях
к
тренировкам
на
радиостанциях
типа
Р-108
производится после того, как коэффициенты подтверждаемости у всех участников станут выше
80%.
Материально-техническое обеспечение программы.
Материально
техническая
база
имеет
необходимые
составляющие;
учебный
кабинет,
столы для обучающихся, стол для педагога, стулья, стеллаж для хранения учебных материалов,
компьютер,
коротковолновая
радиостанция FT-857,
учебный
приемник
Р-326,
УКВ
радиостанция
DRAGON-550,
телеграфный
тренажер,
плоскогубцы,
отвертки,
электропаяльники
12В,
измерительный
прибор
цифровой
Мультиметр,
наглядные
пособия
14
стенд радиодеталей. Антенны диапазонов 3,5Мгц, 7,0Мгц, 14Мгц, документ об образовании
позывного сигнала опознавания радиостанции дающий право работать на радиолюбительских
диапазонах.
Список литературы.
Обязательная литература;
1.
Бессонов В.В. «Электроника для начинающих». – М.: Солон-Р, 2000.
2.
Борисов
В.Г.
«Кружок
радио-технического
конструирования».
–
М.:
Просвещение, 1990.
3.
Бунин
С.Г.
«Справочник
радиолюбителя
–коротковолновика».
–
Киев:
Техника, 1984.
4.
Образовательная детско-юношеская спортивная программа «Радио – окно в
мир и средство воспитания», Авторский коллектив, М.: РИЦ «ЦентрАрт», 2003.
Дополнительная литература;
1.
Степанов Б.Г. «Справочник коротковолновика». – М.: Радио, 1997.
2.
Инструкция
о
порядке
регистрации
и
эксплуатации
любительских
радиостанций. 1993 г.
3.
Логинов
Н.А.
«Инструкция
о
порядке
регистрации
и
эксплаутации
любительских радиостанций». – М.: Госсвязьнадзор, 1996г.
4.
Ершов В.К. «Простые приемники прямого усилителя на транзисторах». –
М.: ДОСААФ, 1972.
5.
Единая всероссийская спортивная классификация на 2002-2005 гг.
6.
Аксенов А.И. «Элементы схем бытовой радиоаппаратуры». – М.: Радио и
связь, 1992.
15