Напоминание

День вежливости


Автор: Сапрыкина Римма Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Краснознаменская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Олым Касторенского района Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: День вежливости
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
День Вежливости
Учитель: Сапрыкина Р.С.
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. Гёте
Слайд 1

1.Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, уважаемые учителя! Наша встреча посвящена Всемирному Дню Вежливости. Какого человека называют вежливым?
Слайд 2

1 ученик:
Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила. – Откуда же появились эти правила? Никто этих правил не выдумывал. Они создавались в народе постепенно, вырабатывались веками. И возникали совсем не случайно. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят об уровне его культуры, о его нравственных и умственных достоинствах. «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.»
Слайд 3

2 ученик:
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Вежа – человек, который знает, как себя вести в той или иной обстановке. Отсюда и слово «вежливо», которое позднее превратилось в «вежливость». Вежливость – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «вежеству» в школах так же, как и грамматику. Вежливые люди умеют вежливо прощаться, приветствовать, извиняться, спрашивать. Знают правила вежливости.
Слайд 4
В словаре С.И.Ожегова о вежливом человеке говорится так: «Вежливый – соблюдающий правило приличия, воспитанный, учтивый». Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурия.
3

ученик:
Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по -доброму, с уважением. Ведь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
1 ученик:
Нетрудно уступить в автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться при встрече и говорить «до свидания», «всего хорошего» при расставании. 2

2 ученик:
Нетрудно быть опрятным. Причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
3 ученик
: Нетрудно помочь по дому старшим.
1 ученик
: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
Слайд 5

2 ученик:
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.»

Жан Жак Руссо
Слайд 6
Ещё Аристотелю казалось, что облик человека – своего рода книга, в которой можно прочитать о его характере. Он даже составил перечень зависимости свойств характера от черт внешности.
Слайд7


А Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом. Хотите завоевать друзей? Улыбайтесь!
3 ученик
: Воспитанность, хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Часто внешний вид и сущность человека составляют единое целое. Человека оценивают: как он приятен. Привлекателен своей сердечностью, тактичностью.
Слайд 8-9

1 ученик.
Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть красивыми. Чего только не придумывали они для достижения этой цели: чернили зубы и просверливали в них дырочки; оттягивали мочки ушей до самых плеч; украшали кожу роскошными орнаментами рубцов и насечек; протыкали губы изящными бамбуковыми палочками, а в носу укрепляли большие блестящие кольца.
Слайд 10

2 ученик.
А разве в наши дни не бывает случаев, когда люди соглашаются на мучительные, сложные операции, чтобы стать красивее, избавиться от какого-то физического недостатка? Делают татуировки и пирсинги. Может быть, зря они это делают? Ведь с лица, как говорится, воды не пить.
1 ученик:
Многие считают, что человеку нужно быть хорошим, а красивым быть не обязательно. Это верно! Ленивый, злой, нечестный, эгоистичный, пустой, глупый человек не бывает красивым. Да, он не может обладать правильными чертами лица, стройной фигурой. Но справедливо заметил неизвестный персидский поэт 15 века. Всегда особенно ценна Бывает внешность той, Чья красота озарена Душевной красотой.
2 ученик:
Жесты, красивая походка, осанка украшают любого человека. В исключительных случаях тем, что мы называем грациозностью, человек наделён от природы. Чаще эти качества 3
приобретаются ценой немалых усилий. Их воспитанию помогают занятия спортом, балетом. Следует учиться красиво ходить, держаться прямо.
3 ученик:
В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное правило подскажет воспитанность. Она не допустит ни бесцеремонности, ни грубости. Она утвердит в человеке качества положительные – терпимость ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание.
Слайд 11

1 ученик:
Американский просветитель XVIII века Бенджамин Франклин, будучи ещё рабочим в типографии, составил для себя “13 принципов мелкой повседневной добродетели”. В них входили сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, справедливость, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Он устойчиво и упорно развивал, воспитывал эти качества, вводил в привычку эти принципы.
2 ученик:
Существует специальная наука, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе.И эта наука называется – этикет. Что же такое этикет?
Слайд 12

2 ученик.
Этикет – французское слово, оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество. В древнем Китае насчитывали около 30. 000 церемоний. Как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – всё было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей богатых китайцев, чтобы выучить эти правила.
Слайд 13

3 ученик.
Уроки вежливости проводились и 300 лет назад. Был даже учебник “Гражданство обычаев детских”. Он включал в себя 164 вопроса о правилах поведения. И 164 ответа школьники заучивали наизусть. Эта книга была написана языком торжественным и трудным. А учить приходилось наизусть, “долбить”, как тогда говорили. Не выдолбишь – тебя розгами высекут, да ещё стихи заставят выучить о пользе этой процедуры.
1 ученик.
Человек не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета – правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах.
Учитель.

Работа с пословицами.
“В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, - Учись доброму - плохое на ум не пойдёт. - Худо жить без ласкового слова. 4
- Доброе слово лечит, а злое калечит. - Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя. - Не одежда красит человека, а его добрые дела. - Злой плачет от зависти, а добрый от радости. - Добрые слова дороже богатства. - В ком добра нет, в том и правды мало. - Не ищи красоты, ищи доброты. - Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. - Сумел провиниться, сумей и повиниться.
2 ученик:
Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с первых дней, - приветствие и пожелание доброго утра, дня, вечера.
Слайд 14

1 ученик
Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов Потому, что «здравствуй» Значит, будь здоров. Правило запомни. Знаешь, повтори. Старшим это слово Первым говори. “Доброго пути!”
2ученик.
Нам желают: доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. “Спасибо!”
3 ученик.
Мы все припомнить не смогли бы, Ведь это было столько раз… За что мы говорим “спасибо”? За все, что делают для нас. “Пожалуйста!”
4 ученик.
Отменить, что ли слово “пожалуйста”? Повторяем его поминутно… Нет, пожалуй, что Без “пожалуйста” Нам становится неуютно. 5
“До свидания!”
5 ученик.
Когда мы увидимся снова? - Никто не ответит заранее… Сказать остается два слова, И мы говорим: “До свидания!”
1 ученик:
Все приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки, а то и сотни встреч с другими людьми – в школе, на улице, в библиотеке, в магазине, на выставке, дискотеке. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или грубы, нашли ли правильную линию поведения. Уважен хочешь быть – умей других уважить. Не забывайте эту мудрость.
Слайд 15

2 ученик.
Существует много замечательных дат, связанных с вежливостью, добротой, дружбой. 21 ноября – международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормаки, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира. Достаточно поздороваться в этот день с 10 незнакомыми людьми – и ты его отметил.
Слайд 16.
Люди приветствуют друг друга по -разному. Кто рукопожатием, кто кивком головы, кто поклонами.
3 ученик.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Ученик. (инсценирование)
Глаза у Саши велики, Наш Саш близорукий. Врач прописал ему очки По правилам науки. Отшлифовали в мастерской Два стёклышка на славу, Потом заботливой рукой Их вставили в оправу. Очки вложили мастера В коробку из пластмассы, И Сашин дедушка вчера Их получил у кассы. Но про очки ребятам всем Известно стало сразу. Они кричат ему: "Зачем Тебе четыре глаза? Саша, Саша - водолаз! У тебя две пары глаз. Только ты, очкастый, 6
Стёклами не хвастай!" Заплакал Саша от стыда, Уткнулся носом в стену. - Нет, - никогда, Очков я не надену! Но мать утешила его: - Очков носить не стыдно. Всё надо делать для того, Чтоб лучше было видно!
Учитель.
Об этикете, вежливости можно говорить много и долго. Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Сценка 1
Учитель говорит Коле: - Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны по отношению ко мне - Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.
Сценка 2
Учитель говорит Вике: - Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой. А Вика отвечает: - Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.
Слайд 17

1 ученик.
– Ещё одна замечательная дата. Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «Спасибо». В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Слайд 18.
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Теперь «спасибо» –это слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ» – Слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой. Мы каждый день говорим друг другу «спасибо», поэтому очень важно помнить, что истинная благодарность лишь та, которая идёт только от чистого сердца!
Слайды 19-21

2 ученик.
Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи. 7
Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках: Арабский: Shoukran (шукран) Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн) Английский: Тhank you (сэнк ю) Греческий: Evkaristo (эфхаристо) Датский: Tak (цак) Ирландский: Go raibh maith agat(го рай мас агат) Исландский: Takk (таак) Итальянский: Grazie (грацие) Испанский: Gracias (грасиас) Китайский: Xie-xie (Сье-сье) Корейский: Kamsu hamnida (камса хамнида) Латвийский: Paldies (палдис) Литовский: Kob chie (коб чи) Малазийский: Terima kasih (терима каши) Монгольский: Vayarla (вайала) Немецкий: Danke schön (данке шон) Польский: Dziekuje bardzo(джинкуе бардзо) Португальский: Obrigado (обригадо) Румынский: Multimesk (малтимеск) Сомалийский: Mahadsanid (махасанид) Татарский: Rekhmet (рехмет) Филиппинский: Salamat (сламат) Финский:Kiitos (киитос) Французский: Merci beaucoups (мерси боку) Чешский Czech: Dekuju (дякую) Японский: Domo arigato (домо аригато)
2 ученик.
Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
Слайд 22
17 февраля – День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно.
Слайд 23.

3 ученик
Для того чтобы стать вежливыми, нужно как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми. Но и поступки.
Слайд 24.

Учитель:

Игра «Угадай мелодию»
8
-А сейчас мы
поиграем.
Если я произношу фразу, и вы считаете, что это «хорошо» - хлопаем в ладоши 3 раза, «плохо» - хлопаем один раз 1) Здороваться при встрече. 2) Помочь поднять упавшую вещь. 3) Не встать, обращаясь к учителю. 4) Взять билет в автобусе. 5) Не уступить место в транспорте. 6) Сидеть в шапке за столом. 7) По утрам убирать свою постель. 8) Резать стволы деревьев. 9) Увлеченно и громко спорить в автобусе 10) Ломать ветки деревьев и кустов. 11) Поздравить родных с праздником. 12) Толкнуть и не извиниться.
Игра "Доскажи словечко".
Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома - Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче ….(здравствуй) Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать …(пожалуйста) Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны) Будьте ….(добры) Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите: ... (до свидания) Когда я что-то подарю, Мне говорят:...(благодарю) Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить:...(Спасибо)
Учитель:
Игра называется
«Давайте говорить друг другу комплименты».
Кто в дружбу верит горячо, Кто друга чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадёт. Ты добрых слов не пожалей Произнеси их для друзей 9
(Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты.)
Учитель
: Все вы, ребята должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, то станете рабочими, врачами, строителями. Но кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям. 10
«Песня о доброте» В этом мире огромном, в котором живем я и ты, Не хватает тепла, не хватает людской доброты. Будем вместе учиться друг друга беречь и любить, Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. Припев: Весной зашумит вода, Зимой запоют ветра. Давайте, друзья, всегда Друг другу желать добра! Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души, Ты однажды возьми и добро просто так соверши, И тогда на морозе щемяще запахнет весной, И тогда на земле станет больше улыбкой одной! Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя, И до цели добраться, конечно, помогут друзья. Чтоб скорее исполнились давние наши мечты, Пусть всегда будет главным уроком урок доброты! 11
1. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка, три струны, Запевайте, не зевайте, Выходите плясуны. 2. Лида в круг вбежала смело, Завертелась, как юла, И под музыку запела Про знакомые дела. 3. Тётя Сима попросила Слазить Витю на чердак. - Извините, тётя Сима, Я вам вовсе не батрак. 4. В поезд входят три юнната, «Ух, народу сколько тут. Занимай места, ребята, А то бабушки займут». 5. Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать. - Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала. 6. А наш Ваня ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходят синяки. 7. Вася очень умный парень, Может всё он смастерить, Только «здравствуй» и «спасибо» Не умеет говорить. 8. За меня ребята бьются, Как драчливы петухи. Написали бы мне лучше Задушевные стихи. 9. Я девчонка боевая Завела себе дружка. Мой портфель из школы носит Его бабушка пока. 10. На уроках наша Лена. Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит. 12
11. Вова наш на переменке Проверял на прочность стенки. Так усердно он старался, Что весь в гипсе оказался! - А теперь посмотрите сценку. После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”. - Ладно, - ответила Таня. – Приду. Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. - Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась: - А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек. - Это мама из Сочи привезла. На память. - Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись. Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам. - Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась. - Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев. Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр. Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника. - Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю. И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку. - Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице. А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь? 13


В раздел образования