Некоторые вопросы, связанные с исполнением фортепианной музыки французских композиторов
Автор: Гассий Елена Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ Краснодарского края "Краснодарский педагогический колледж" Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Некоторые вопросы, связанные с исполнением фортепианной музыки французских композиторов Раздел: дополнительное образование
композиторов
Как
известно,
в
наши
дни
существует
необходимость
широкого
и
разностороннего
музыкального
воспитания
учащихся,
включающее
в
себя
целенаправленное
обучение
детей
музыкальному
языку
сочинений
композиторов
XX
века
самых
разных
национальных
школ,
в том числе — французской.
Музыка
современных
французских
композиторов
отмечена
чертами
национального
типа
музыкального
мышления.
Вот
что
писал,
например,
Б.
В.
Асафьев
о
французской
музыке.
«Свойства,
всегда
отличавшие
французскую
музыку
это
—
ясность
и
четкость
рисунка,
конструкции,
гармонических
очертаний
и
ритмических
членений.
Затем,
отсутствие
тяги
к
расплывчатым
и
длительным
построениям,
неложной
возне
с
раздробленным
материалом
и
к
наслоениям
звучностей,
образующим
вязкую
непроницаемую
ткань.
Французские
композиторы
любят
прозрачную
и
подвижную
ткань,
чистые
звуки
краски...»
Французской
музыке
присуще
более,
чем
музыке
какой
либо
другой
национальности,
живое
и
конкретное
чувство
пластичного,
ясно
очерченного
и
детализированного
движения».
Фортепианным
пьесам
французских
авторов
XX
века
свойственны
изяще ство,
пластичность
образов
и
живописная
красочность
колорита,
присущие
всей
французской
музыке.
При
работе
над
этими
произведениями
у
молодых
исполнителей
развивается
разнообразие
и
отточенность
туше,
острое
восприятие
колорита,
появляется
легкость
исполнения.
Фортепианные сочинения французских авторов XX века интересны также тем, что в них
качества
присущие
французской
музыке
соединяются
с
современной
образностью,
с
современным
музыкальным
языком.
Исполняя
французскую
фортепианную
музыку
XX
века,
учащиеся
столкнуться
также
с
особенностями
ритмической стороны произведений, которые всегда играли значительную роль во французской
музыке, тесно связанной со стихией танцевальности. В этом столетии начинаются поиски новых
приемов
развития
и
формообразования.
У
многих
композиторов
XX
века
на
первый
план
выдвигается ритмическая сторона жизни музыки.
Для более доступного раскрытия образа и окраски французской музыки, прежде всего педагогу
необходимо учитывать общие качества, свойственные французской музыке в целом. А так же то,
что особенности стиля каждого композитора будут диктовать свои дополнительные требования.
Помимо
анализа
текста
сочинения
полезно
так
же
обратиться
к
существующим
записям
исполнения этой музыки пианистами, из которых особую ценность, безусловно, представляют
авторские
записи.
Кроме
«звучащего
материала»,
ориентиром
для
педагога
могут
послужить
высказывания автора о своей фортепианной музыке.
Очень
интересны
замечания
Пуленка
об
особенностях
исполнения
его
многочисленных
фортепианных произведений.
Франсис Пуленк, Жак Ибер, Оливье Мессиан, вошли в музыкальный мир Франции примерно в
один период — десятилетие после второй мировой войны.
Пуленк и Мессиан — звезды первой величины на музыкальном небосклоне Франции нашего
столетия. Их сочинения стали значительным явлением и для мировой музыкальной культуры.
Творчество
Ибера
оставило
менее
заметный
след
во
французском
искусстве.
Ибер
был
«независимым»,
т.
е.
не
принадлежал
ни
к
каким
содружествам
людей
искусства,
как
распространенным во Франции, Пуленк и Мессиан — напротив — входили в группировки: Пуленк
— в «Шестерку», члены которой полагали себя призванными разбудить национальную музыку от
чар импрессионизма и романтизма, Мессиан — в «Молодую Францию», в манифесте которой
говорилось о стремлении молодых композиторов избегать штампов любого рода и создавать
музыку глубоких, искренних чувств.
Не смотря на это, в их творчестве не могли не отразиться общие процессы, происходящие во
французской музыке первой половины XX столетия. Это были годы экспериментаторства и все это
не могло не найти отражения в творчестве Пуленка, Ибера и Мессиана.
Франсис
Пуленк
(1899—1963)
—
крупный
французский
композитор
XX
века,
участник
знаменитой
«Шестерки»,
признанный
мастер
вокальной,
камерно-инструментальной,
оперной
и
балетной
музыки.
Им
написаны
четыре
концерта,
две
сонаты,
масса
миниатюр
для
фортепиано.
В
своем
творчестве
композитор
обращался
преимущественно
к
романтическим
жанрам.
Фортепианное
творчество
Пуленка,
начало
которого
совпало
с
концом
Первой
мировой
войны,
наиболее
ярко
отразило
тот
процесс
обновления,
который
охватил
послевоенную
музыку.
Фортепианный
стиль
Пуленка
характеризует
легкая
лиричность
образов,
запоминающаяся
мелодика,
своеобразная
поэтичность,
несущие
на
себе
отпечаток
динамичности
XX
века.
I опубликованный цикл Пуленка «Вечные движения» созданный им в 1918 году, написан
в
стиле
композиторов-романтиков,
но
с
использованием
некоторых
новаций,
например,
повторение
одних
и
тех
же
попевок
придает
несколько
юмористичный
тонус
миниатюрам,
а
многочисленные
авторские
ремарки,
типа:
«в
основном
без
нюансов»,
«равнодушно»,
«бесцветно»,
«однообразно»
отображают
своеобразие
эпохи
начала
XX
века.
Пуленк
создал
свой
индивидуальный
стиль,
который
привлекает
теплотой
и
обаянием
интонаций
музыкальной
речи.
В
лучших
фортепианных
произведениях
Пуленка
пианистов
захватывает
естественная
непосредственность
высказывания,
глубокий
лиризм,
теплота
и
задушевность
тона,
порой
окрашенного
легкой
усмешкой.
Доступность
достаточно
современного
музыкального
языка композитора вызывает интерес к сочинениям. Отличное
знание инструмента позволяло Пуленку писать удобно, «пианистично».
Жак Ибер (1890 - 1962) за свою долгую жизнь написал для фортепиано немного. Композитор
приобрел известность в основном театральными и камерно-инструментальными произведениями.
В 1919 г. Ибер закончил фортепианный цикл «Истории», состоящий из десяти миниатюр.
Каждая миниатюра — это история, рассказанная композитором, в которой слово и музыка
дополняют друг друга. Ибер достигает этого простой, но верно найденной деталью: три точки,
поставленные после каждого названия, как бы на полуслове обрывают начало истории, которая
продолжается уже в звуках.
Для музыки Ибера характерно изящество звучания, острота ритмики, оркестровая красочность
фортепианного письма. Его музыка легко изобразительна. В то же время в его музыке продолжают
развиваться традиции французских клавесинистов XVII —XVIII веков.
Черты музыкального стиля Ибера позволяют французским критикам называть его «Купереном
наших
дней».
Ибер
особенно
заслуживает
почетного
сравнения
с
великим
французским
музыкантом XVIII века за лучшую, пожалуй, пьесу цикла «Маленький белый ослик», которая сразу
же после выхода в свет стала знаменитой.
В
этом
произведении
Иберу
удалось
точными
и
забавными
штрихами
нарисовать
портрет
смешного ослика. Прозрачность и острота изобретательно оркестрованного звучания, прихотливые
узоры
мелодических
линий
пьесы,
послужили
основанием
для
сравнения
музыки
Ибера
и
Куперена.
Некоторые
произведения
Ибера
были
написаны
им
под
воздействием
музыки
его
современников. Например, пьеса «Покинутый дворец» имеет в себе характерные черты музыки
Дебюсси: настроение эпического спокойствия, вольную широту движения. Пьеса «Покинутый
дворец»
производит
впечатление
старой
народной
песни,
чья
мелодия
приобретает
иногда
дорийскую окраску, и по своему характеру напоминает сарабанду. Кроме трех пьес в цикле есть
еще
интересные
миниатюры,
например,
такие
как
«Дрессировщица
золотых
черепах»,
«В
печальном доме», «Шествие Балкис». Несмотря на различие образов, в них есть общие черты,
характерные для фортепианного стиля Ибера: легкое изящество звучания, прозрачность фактуры,
особое внимание к тембру звука, к его краске, оркестральность фортепианного письма.
Вообще, в музыкальном языке Ибера чувствуется слияние традиций клавесинистов с недавними
достижениями французских импрессионистов.
Стиль
Ибера
—
это
стиль
миниатюриста.
В
пьесах
композитора
немного
нот,
но
каждая
«работает» на создание образа. Становятся важными мельчайшие детали текста; все они требуют
бережного к себе отношения. Исключительно большое значение приобретает точное исполнение
штрихов, знаков артикуляции.
Фортепианные пьесы из цикла «Истории» могут внести разнообразие в обычный репертуар
старшеклассников школ и привлечь их внимание к определенным проблемам исполнительства,
которые проще и легче всего постигнуть именно на французской музыке.
Оливье Мессиан (1908 - 1992) — один из наиболее значительных композиторов современной
Франции.
Поражает
разносторонность
этого
человека.
Он
—
в
равной
мере
талантливый
композитор, органист, пианист, педагог, исследователь.
Еще
в
детстве
композитор
был
потрясен
откровениями
Дебюсси
в
области
звуковой
красочности. Глубоко самобытное творчество Мессиана стало как бы связующим звеном между
искусством
Дебюсси
и
поисками
и
экспериментами
композиторов,
принадлежащих
к
музыкальному авангарду 50-х— 60-х гг.
Мессиан искренне и глубоко был влюблен в природу. Он внимательно вслушивался в ее шумы и
голоса. Пение птиц для него «неисчерпаемый источник вдохновения». Композитор много лет
записывал голоса пернатых и вводил их затем в свою музыку. Его произведения 50-х—60-х гг.
почти целиком основаны на этом материале.
Уже при первом знакомстве с музыкой Мессиана слушателей поражает игра звуковых красок,
радужность звучания.
Вообще для фортепиано отводится значительная роль в композиторской практике Мессиана. Он
написал целый ряд циклов для фортепиано соло, среди которых Прелюдии, «Двадцать взглядов на
младенца Иисуса», два «Каталога птиц» и другие работы, «Видения Аминя» для двух фортепиано,
а также ряд произведений для различных составов, в, которых фортепиано отводится ведущая роль:
«Пробуждение птиц», «Экзотические птицы», «Турангалила», «Хронохромия» и др.
В 1929 г. в издательстве Дюран увидели свет восемь Прелюдий для фортепиано Мессиана. Этот
цикл, явившийся выпускной работой, открыл список сочинений Мессиана для фортепиано.
Музыка Прелюдий свидетельствовала о появлении нового интересного музыканта, создающего
свой образный мир, свои оригинальные средства воплощения его в звуках. В то же время в них
просматривалась некоторая связь с музыкой Дебюсси. В Прелюдиях композитор подхватывает и
развивает красочность, многоцветность музыки Дебюсси.
Музыка Прелюдий свидетельствовала о появлении нового интересного музыканта, создающего
свой образный мир, свои оригинальные средства воплощения его в звуках. В то же время в них
просматривалась некоторая связь с музыкой Дебюсси. В Прелюдиях композитор подхватывает и
развивает красочность, многоцветность музыки Дебюсси.
Влияние
Дебюсси,
эстетики
импрессионизма
сказалось
в
сходстве
названий
прелюдий
—
изысканных,
литературных.
Например:
«Восторженная
песнь
среди
грустного
пейзажа»
—
«Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют», «Отражение в ветре»— «Отражение в воде» и т. д.
Есть
точки
соприкосновения
в
общем
колорите
музыки
обоих
композиторов.
Для
их
произведений характерна определенная статичность музыкального развития, игра гармонических
красок.
Однако,
несмотря
на
определенное
сходство,
музыкальный
язык
Прелюдий
во
многом
самостоятелен. Это проявилось уже в особенностях фортепианного письма.
Большинство произведений композитора написано в той или иной разновидности формы Рондо.
Эта «традиционная» для французской музыки форма преображается под рукой Мессиана. В его
музыке
повторность,
постоянное
обращение
к
определенному
музыкальному
образу
создает
впечатление устойчивости и величественности.
Все эти индивидуальные черты стиля проявились уже в музыке Прелюдий. Наряду с целым
рядом других приемов композиции, Мессиан описал их в теоретической работе «Техника моего
музыкального языка», созданной им спустя тринадцать лет в 1942г.
Написав Прелюдии, композитор сначала не хотел публиковать все восемь миниатюр. Пьесы
действительно не равноценны. Среди них есть миниатюры затянутые, в которых музыкальное
развитие топчется на месте, а мастерство Мессиана-колориста не выступает с полной силой
(«Восторженная песнь среди грустного пейзажа»). Некоторая вялость формотворчества отражается
в «Спокойной жалобе»; пьеса более традиционна по образам и языку, чем названные выше.
Оригинальное сочетание традиционного и новаторского проявляется в прелюдиях «Голубь»,
«Легкое число», «Умершие мгновения», «Отражение в ветре».
Список произведений Мессиана открывает пьеса «Голубь», в которой сказалась искренняя
любовь, которую композитор испытывает к птицам.
Светлая,
прозрачная
музыка
с
трепетным
волнообразным
движением
мелодических
линий
действительно ассоциируется с чем-то нежным, летучим. Даже совсем маленькие дети после
первого прослушивания «Голубя» на вопрос: о чем эта музыка?, обычно отвечают: о птице.
Эмоциональный
колорит
прелюдии
в
целом
выдержан
в
тоне
восторженно-благоговейного
созерцания.
Постоянное присутствие интервала октавы придает звучанию «Голубя» особую воздушность, не
приводя к холодности благодаря насыщенному гармоническому окружению.
«Легкое число» (третья миниатюра цикла) — род токкаты. Эта прелюдия — динамичная
виртуозная пьеса, исполнение которой предъявляет интерпретатору, серьезные требования.
Четвертая прелюдия цикла — «Умершие мгновения» — привлекает глубокой взволнованностью
эмоционального
тона.
Это
настроение
создают
напряженно
звучащие
мелодии
речитативного
склада, гибкая ритмика, свободно меняющаяся метрика.
Сочинения французского композитора Мессиана, отмеченные масштабностью замысла и
воплощения, разовьют у молодого пианиста звуковую и образную фантазию.
В музыкальном языке композитора соединяются предпочтительно аккордовое изложение и
горизонтально полифонический тип мышления.
Музыкальный
язык
прелюдий,
в
котором
заложены
основы
будущей
музыкальной
речи
Мессиана, дает возможность двоякого толкования. В первом цикле композитора еще сильны связи с
традициями
Дебюсси,
что
может
«спровоцировать»
исполнителя
сделать
акцент
именно
на
колористической
стороне
произведения.
Иногда
автор
направляет
исполнителя
к
такому
восприятию
его
музыки
ремарками
о
«нежной
и
отдаленной»
или
«очень
завуалированной»
звучности. Несколько уводят от чистого любования звуковыми красками многочисленные указания
Мессиана
на
необходимость
выразительной
игры
(«expressif»).
Эти
указания
в
целом
не
противоречат интерпретации прелюдий в духе некоторых сочинений импрессионистов.
Мессиан чрезвычайно подробно проставляет штрихи, лигатуру, обозначения динамики, агогики,
настроения. Поэтому исполнителю, желающему как можно глубже вникнуть в замысел
автора,
можно
порекомендовать
самым
тщательным
образом
изучить
текст
прелюдии.
Прежде
всего,
необходимо
обратить
внимание
на
указание
темпа
и
настроения
в
начале
пьесы:
«медленно,
взволнованно;
звучность
нежная
и
отдаленная».
Применение на уроках французской музыки XX века дает хорошую стартовую площадку
для
развития
в
учащихся
полноценных
музыкантов
и
исполнителей.
Она
стимулирует
их
звуковую
и
образную
фантазию,
способствует
легкости
исполнения,
и
заставляет
учащегося
использовать
разнообразные
технические
приемы.
Французская
музыка
очень
красочна
по
своему
стилю
и
содержанию.
Она
захватывает
своей
естественной
непосредственностью
высказывания
и
достаточно
доступным
современным
музыкальным
языком.
Из всего вышесказанного следует, что французская музыка XX века очень удобна и
интересна
для
включения
ее
в
репертуар
учащихся,
но
требует
более
тщательной
методической
разработки.