Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях ФГОС второго поколения
Автор: Журавлева Жанна Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Большетроицкая СОШ" Населённый пункт: село Большетроицкое Шебекинского района Белгородской области Наименование материала: Статья Тема: Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях ФГОС второго поколения Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большетроицкая средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Подготовила
учитель начальных классов
Журавлева Ж.М.
2016 год
ФГОСы второго поколения… Усовершенствование
образовательной среды…
План развития образования до 2020 года…. Очень часто сегодня звучат эти слова с
телеэкранов, со страниц прессы.
Сегодня каждое общеобразовательное учреждение старается жить и трудиться
по-новому.
Этого
требует
современное
общество,
которому
нужны
широко
образованные,
целенаправленные,
осведомленные,
деятельные,
энергичные,
предприимчивые,
самостоятельные,
духовно
и
физически
здоровые
личности,
способные выдержать конкуренцию и занять достойное место в современном обществе.
Огромное чаяние на коренные преобразования в учебно - образовательном
процессе возлагаются на государственные стандарты второго поколения, которые в
настоящий момент являются основным направлением образовательной программы и
национальной политики государства.
Наиглавнейший
результат образования -
достижение стратегической цели
отечественного
образования.
Она
(цель)
заключается
в
том,
чтобы
воспитать
благоуспешное
поколение
граждан
России,
которые
владеют
соответствующими
временной ситуации навыками, знаниями и компетенциями, основанными на эталонах
правового государства,
демократически организованного общества, в соответствии с
общечеловеческими и национальными
ценностными ориентирами. Иначе говоря,
ФГОС ООО нацелен на результат – всестороннее развитие личности обучающегося в
процессе
образовательной
деятельности.
Основываясь
на
это,
целеустановку
профессионального творчества учителя можно определить как создание условий для
формирования, развития, совершенствования и становления каждого обучающегося как
глубоко
нравственной,
компетентностной
личности
средствами
образовательной
деятельности.
Данная целеустановка диктует основные задачи профессиональной деятельности
учителя:
-создавать благоприятствующие условия для всестороннего развития духовно-
нравственных качеств личности в процессе учебно - образовательной деятельности;
-обеспечить целедостижение обучающимися требований ФГОС к результатам
(личностным,
метапредметным,
предметным)
освоения
основной
образовательной
программы ООО;
-способствовать развитию ключевых компетентностей выпускника средствами
предметной образовательной деятельности.
Наиважнейшим
эталоном нынешней школы является
не простая передача
ЗУНов от учителя к ученикам, а генерирование и становление способностей ученика
самому определять и ставить
учебную проблемную задачу, прокладывать путь её
преодоления, осуществлять самоконтроль и самооценивать полученный результат.
Перед образовательной системой государства стоит трудная миссия: формирование
самодостаточной,
самореализующейся
личности,
способной
быстро
действовать,
принимать решения,
обучаться на протяжении всей жизни. Сменилась ведущий
лозунг прошедших лет «Образование для жизни» на более актуальный «Образование
в течение всей жизни». Важнейшим условием для личностного спектра развития
стали:
умение
находить
нужную
информацию,
способность
делать
правильные
выводы,
принимать
верные
решения,
опираясь
на
сведения
из
всевозможных
источников.
Научить самостоятельно получать знания, научить учиться, трудиться, быть
толерантными, жить в согласии с другими людьми, иногда не похожими на тебя – это
ключевые, жизненно важные приоритеты современного образования.
Хочется
сказать,
что
более
слабой
частью
введения
новых
стандартов
в
российские школы является подготовка учителей, становление их компетенций. Четко
определен
и
новый
стандарт
для
учителя: «Творческая
индивидуальность,
которая
обладает
нетрадиционным
проблемно-педагогическим
и
критическим
мышлением,
2
создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой всемирный опыт и
новейшие
технологии обучения и воспитания, интерпретирующих их в конкретных
педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».
Задумываемся над вышесказанным: а дотягиваемся ли мы до этого идеала. И
осознаём: нужно как можно быстрее повышать свою личностную и профессиональную
культуру. Педагогу необходимо быть ультра современным и конкурентноспособным.
Педагог
просто
обязан уйти
от неоправдывающих себя традиционных
технологий
в
обучении
и
воспитании
к
технологиям
развивающим,
личностно
ориентированным.
Должен
использовать
технологии
разноуровневой
дифференциации,
обучения
на
базе
компетентностного
подхода,
«проблемных
ситуаций»,
проектно
-
исследовательской
деятельности,
а
так
же
информационно-
коммуникационные технологии.
Для
реконструирования
системы
образования
подрастающего
поколения
поставлены
следующие
задачи: раскрыть индивидуальные способности ребенка и
создать оптимальные условия для их самосовершенствования.
Перемены, которые происходят у нас в государстве выдвигают учителю
новые требования. Каким же обязан быть современный учитель?
Трудно
однозначно
ответить
на
сей
вопрос.
Прежде
всего-
это
учитель,
который
сможет
создавать
такие
условия,
в
которых
дети
будут
развивать
свои
творческие способности,
стремиться
к творческому восприятию знаний, учиться
самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе
изучения
материала,
полнее
реализовывать
свои
потребности.
Педагог-
наставник
должен поощрять их индивидуальные склонности и таланты, повышать мотивацию к
изучению предметов. Современный учитель всегда в постоянном творческом поиске, а
также
в
поиске
ответа
на
актуальный
проблемный
вопрос
«чему
и
как
учить
школьников?». Современный учитель объединяет
в себе любовь к своему делу и к
своим ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них.
Современный педагог должен уметь выявлять самые лучшие качества, заложенные в
каждом
ребенке,
поощрять
своих
учеников,
чтобы
они
получали
восторг
от
приобретенных знаний, а после окончания школы заняли достойное место в обществе
и могли работать на всеобщее благо, и непосредственно принимать самое активное
участие
в
решении
текущих
и
высокоперспективных
задач
нашего
общества.
Ультрасовременный учитель – это профессионал с большой буквы. Профессионализм
педагога определяется его профпригодностью, профессиональным самоопределением,
самосовершенствованием, целенаправленным вырабатыванием
в себе тех качеств,
которые настоятельно нужны для выполнения профессиональной деятельности.
Специфичными
качествами современного учителя, педагога - мастера есть и
будет систематическое самоусовершенствование, самокритичность, эрудированность и
высочайшая
культура труда. Ведь профессиональный подъем учителя нереален без
самообразования.
Для
современного
учителя
важно
ни
за
что
и
никогда
не
останавливаться
на
достигнутом,
а
обязательно
двигаться
только
вперед,
ведь
учительский труд– это неиссякаемый аккумулятор для беспредельного творчества. «Не
ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают,
они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что
вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для ультрасовременного учителя его профессиональная
деятельность
- это шанс для самореализации, ресурс удовлетворения и всеобщего
признания. Современный просветитель должен проявлять интерес ко всему, что его
окружает,
ощущать радость от своего труда. И пока ребенок с радостью спешит к
своему учителю, школа будет жить.
Главным элементом учебно - воспитательного процесса был и есть урок. В чём
отличительная черта нового стандарта и современного урока?
3
Навсегда ходит
авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Очень
важен
характер
отношений
участников
образовательного
процесса.
Положительный - стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает
её
результативность.
Учитель
на
уроке
нужно
совмещать
требовательность
и
педагогический такт, уважение и чуткость к подопечным.
На сегодняшний день учитель должен предстать в роли тьютера. Ученик уже
не просто пассивный слушатель, а
деятельный участник. Ведь познавательные и
творческие
способности
развиваются
только
в
процессе
деятельности.
В
познавательной,
исследовательской
деятельности
формируется
умение
учиться
и
способность к самостоятельному познанию.
Нужно повышать мотивацию к обучению, наглядно показывать, что школьные
знания – это ценнейшая подготовка к жизни.
Основой
общеобразовательной
программы
является с и с т ем н о
-
деятельностный подход, замысел которого в следующем:
системным сообразующим элементом образования становятся личностные,
метапредметные и предметные результаты;
условием
достижения
результатов
образования
является
вовлечение
обучающихся в
систему действий, которая направлена
на достижение цели по
удовлетворению потребностей. В структуре деятельности входят такие процес сы, как
мотивация,
целеполагание,
проектирование
и
осуществление
действий,
анализ
результатов
действий
и
сравнение
их
с
поставленными
целями
(рефлексия).
Роль
учителя - направлять.
Хочется сказать словами Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность»
Что же подразумевает системно - деятельностный подход?
Основополагающая его идея заключается в том, что новые знания не даются в
готовом виде. Дети «познают» их сами в ходе самостоятельного исследования. Учитель
лишь
организовывает
исследовательскую
работу
детей,
но
они
сами
должны
додуматься до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в
данных условиях, опираясь на всевозможные источники информации.
Архиважнейшие задачи современного образования – не просто вооружить
ученика определенным набором знаний,
а сформировать
стремление и
умение
учиться
на
протяжении
всей
жизни,
работать
в
сплоченной
г р у п п е ,
самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что успех в образовании
сегодня
во
многом
зависит
от
личности
педагога
и
его
готовности
реализовать
требования ФГОС.
Учитель
с его отношением к своему делу, его инициативность, творчество и
профессионализм, его желание развить способности каждого ребенка – есть главное
условие, без которого новые требования ФГОС не могут осуществиться.
4