Напоминание

Рабочая программа модуля Основы мировых религиозных культур. 4 класс


Автор: Садикова Ия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 имени М.Ю.Коломина"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа модуля Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

(«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»)

4 КЛАСС
Автор-составитель: Садикова И.В., учитель начальных классов УТВЕРЖДЕНО ОБСУЖДЕНО на заседании на заседании педагогического совета методического совета Протокол № _____ Протокол № _____ от «____» ____________ 2016 г. от «____» ____________ 2016 г. Директор Председатель МС ___________ Шатохина Т.В. ____________ Малиновская Е.М. Кемерово, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета …..........…….………….3 2. Содержание учебного предмета………………………...........……………..….…11 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы ………………….......………..........……………..….…….12 2

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными

результатами
изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") являются:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание ответственности за общее благополучие;  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;  ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли "хорошего ученика"; - способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении. 3

Метапредметными

результатами
изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;  умение проговаривать последовательность действий на уроке, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  умение работать по предложенному учителем плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  овладение способностью осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение , как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
 использование различных способов поиска (в учебнике, справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета;  овладение способностью ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 4
 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД:
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;  готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. 5
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно- познавательных текстов, инструкций. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - в ы ч л е н я т ь с о д е р ж а щ и е с я в т е к с т е о с н о в н ы е с о б ы т и я и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2- 3 существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; 6
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Обучающийся получит возможность научиться: - и с п о л ь з о в а т ь ф о рм а л ь н ы е э л е м е н т ы т е кс т а ( н а п р и м е р , подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Обучающийся получит возможность научиться: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Обучающийся получит возможность научиться: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. 7

Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
В результате изучения учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Обучающийся научится: - использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно- двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини- зарядку); - организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Обучающийся научится: - вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; - владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; - сканировать рисунки и тексты. Обучающийся получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Обучающийся научится: - подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты); - описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; - собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; - редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; 8
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать о сновным правилам оформлен и я текст а; и с п о л ь з о в ат ь полуавтоматический орфографический контроль; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); - заполнять учебные базы данных. Обучающийся получит возможность научиться: - грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных; - оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; - критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Обучающийся научится: - создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; - создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; - г о т о в и т ь и п р о в о д и т ь п р е з е н т а ц и ю п е р е д н е б о л ь ш о й аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; - создавать диаграммы, планы территории и пр.; - создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); - размещать сообщение в информационной образовательной среде школы; - пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Обучающийся получит возможность научиться: - представлять данные; - создавать музыкальные произведения с использованием компьютера, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Обучающийся научится: - создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; - определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; 9
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Обучающийся получит возможность научиться: - проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; - моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметными

результатами
изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") являются:  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;  знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;  знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  формирование первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий и их роли в становлении российской государственности;  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;  осознание ценности человеческой жизни. Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; - используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. 10

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(35 часов)

Раздел I.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 ч)
Россия – наша Родина.
Раздел II. Основы религиозных культур (28 ч)
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран, Типитака. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. История религий в России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Паломничества и святыни. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Творческие работы учащихся: 1. По теме «Добро и зло» 2. По теме «Культура и религия» 3. По теме «Искусство в религиозной культуре» 4. По теме «Памятники религиозной культуры в г. Кемерово» 5. По теме «Наши семейные праздники»
Раздел III.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального

и многоконфессионального народа России (6 ч)
Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Многонациональный Кузбасс. Выступление учащихся со своими творческими работами: 1. «Моё отношение к миру» 2. «Моё отношение к людям» 3. «Моя малая Родина» 4. «Моё отношение к России» 5. «С чего начинается Родина» 6. «Герои России» 7. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество)» и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) 11

3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

I. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)
1 Россия – наша Родина 1
II. Основы религиозных культур (28 ч)
2-3 Культура и религия 2 4-5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели 2 6-7 Священные книги религий мира 2 8 Хранители предания в религиях мира 1 9 Добро и зло 1 10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад 1 11 Творческие работы учащихся по теме «Добро и зло» 1 12 Человек в религиозных традициях мира 1 13-14 Священные сооружения 2 15-16 Искусство в религиозной культуре 2 17 Творческие работы учащихся по теме «Культура, искусство и религия» 1 18-19 История религий в России 2 20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды христианства 1 21 Религиозные ритуалы иудаизма, ислама и буддизма 1 22 Паломничества и святыни 1 23-24 Праздники и календари 2 25-26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 2 27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 1 28 Семья, семейные ценности 1 29 Творческие работы учащихся по темам «Религия и мораль», «Наши семейные праздники» 1
III. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многокон

-фессионального народа России (6 ч)
30 Долг, свобода, ответственность, труд 1 31 Любовь и уважение к Отечеству 1 32 Творческие работы учащихся по теме «Любовь и уважение к Отечеству» 1 33 Многонациональный Кузбасс 1 34-35 Творческий проект на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 2
Итого:

35
12


В раздел образования