Рабочая программа модуля Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Автор: Садикова Ия Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №48 имени М.Ю.Коломина" Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа модуля Основы мировых религиозных культур. 4 класс Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
(«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»)
4 КЛАСС
Автор-составитель:
Садикова И.В.,
учитель начальных классов
УТВЕРЖДЕНО ОБСУЖДЕНО
на заседании на заседании
педагогического совета методического совета
Протокол № _____ Протокол № _____
от «____» ____________ 2016 г. от «____» ____________ 2016 г.
Директор Председатель МС
___________ Шатохина Т.В. ____________ Малиновская Е.М.
Кемерово, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета …..........…….………….3
2.
Содержание учебного предмета………………………...........……………..….…11
3.
Тематическое
планирование
с
указанием
количества
часов,
отводимых
на
освоение каждой темы ………………….......………..........……………..….…….12
2
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными
результатами изучения
предмета "Основы
религиозных
культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание
ответственности за общее благополучие;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов; понимание чувств других людей и сопереживание им;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки,
в
том
числе
в
информационной
деятельности,
на
основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-
адекватного
понимания
причин
успешности
/
неуспешности
учебной
деятельности;
-
положительной
адекватной
дифференцированной
самооценки
на
основе
критерия успешности реализации социальной роли "хорошего ученика";
-
способности
к
решению
моральных
дилемм
на
основе
учёта
позиций
партнёров в общении.
3
Метапредметными
результатами изучения
предмета "Основы религиозных
культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
умение
проговаривать
последовательность
действий
на
уроке,
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с учителем;
умение
работать
по
предложенному
учителем
плану;
планировать
свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение способностью осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в исполнение , как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД:
использование
различных
способов
поиска
(в
учебнике,
справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
учебного
предмета;
овладение способностью ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
4
использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
её
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
вносить
соответствующие
коррективы
в
их
выполнение
на
основе
оценки
и
с
учётом
характера ошибок; понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения
классификации,
установление
аналогий
и
причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей,
самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять
сравнение,
сериацию
и
классификацию,
самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных связей.
Коммуникативные УУД:
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
формирование
умения
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог,
признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; точно выполнять свою часть
работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов сторон и сотрудничества.
5
Обучающийся получит возможность для формирования учебных действий:
-
учитывать
и
координировать
в
сотрудничестве
позиции
других
людей,
отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно
содействовать
разрешению
конфликтов
на
основе
учёта
интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать
партнёру
необходимую
информацию
как
ориентир
для
построения
действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Чтение. Работа с текстом
В результате изучения
учебного
предмета "Основы
религиозных
культур
и
светской
этики"
("Основы
мировых
религиозных
культур")
обучающиеся
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в
процессе
чтения
соответствующих
возрасту
литературных,
учебных,
научно-
познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-
в ы ч л е н я т ь
с о д е р ж а щ и е с я
в
т е к с т е
о с н о в н ы е
с о б ы т и я
и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
-
сравнивать
между
собой
объекты,
описанные
в
тексте,
выделяя
2-
3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить
в
тексте
несколько
примеров,
доказывающих
приведённое
утверждение;
характеризовать
явление
по
его
описанию;
выделять
общий
признак
группы
элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в
виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и
на жанр, структуру, выразительные средства текста;
6
-
использовать
различные
виды
чтения:
ознакомительное,
изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
и с п о л ь з о в а т ь
ф о рм а л ь н ы е
э л е м е н т ы
т е кс т а
( н а п р и м е р ,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
-
формулировать
несложные
выводы,
основываясь
на
тексте;
находить
аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
-
составлять
небольшие
письменные
аннотации
к
тексту,
отзывы
о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-
на
основе
имеющихся
знаний,
жизненного
опыта
подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность
получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-
участвовать
в
учебном
диалоге
при
обсуждении
прочитанного
или
прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-
в
процессе
работы
с
одним
или
несколькими
источниками
выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
7
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся
В результате изучения
учебного
предмета "Основы
религиозных
культур
и
светской
этики"
("Основы
мировых
религиозных
культур")
обучающиеся
приобретут
опыт
работы
с
гипермедийными
информационными
объектами,
в
которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные,
неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые
могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий
или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
-
использовать
безопасные
для
органов
зрения,
нервной
системы,
опорно-
двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами
ИКТ;
выполнять
компенсирующие
физические
упражнения
(мини-
зарядку);
-
организовывать
систему
папок
для
хранения
собственной
информации
в
компьютере.
Технология
ввода
информации
в
компьютер:
ввод
текста,
запись
звука,
изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фотокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
-
владеть
компьютерным
письмом
на
русском
языке;
набирать
текст
на
иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся
получит
возможность
научиться
использовать
программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
-
подбирать
оптимальный
по
содержанию,
эстетическим параметрам
и
техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэшкарты);
- описывать по определённому алгоритму объект или процесс
наблюдения,
записывать
аудиовизуальную
и
числовую информацию
о
нём,
используя
инструменты ИКТ;
-
собирать
числовые
данные
в
естественнонаучных
наблюдениях
и
экспериментах, используя средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-
редактировать
цепочки
экранов
сообщения
и
содержание
экранов
в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование
текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
8
-
пользоваться
основными
функциями
стандартного
текстового
редактора,
следовать
о сновным
правилам
оформлен и я
текст а;
и с п о л ь з о в ат ь
полуавтоматический
орфографический
контроль;
искать
информацию
в
соответствующих
возрасту
цифровых
словарях
и
справочниках,
базах
данных,
контролируемом Интернете,
системе
поиска
внутри
компьютера;
составлять
список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных;
- оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
- критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-
г о т о в и т ь
и
п р о в о д и т ь
п р е з е н т а ц и ю
п е р е д
н е б о л ь ш о й
аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать диаграммы, планы территории и пр.;
- создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде школы;
-
пользоваться
основными
средствами
телекоммуникации;
участвовать
в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера, в том
числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах;
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного
исполнителя
с
использованием
конструкций
последовательного
выполнения
и
повторения;
9
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
проектировать
несложные
объекты
и
процессы
реального
мира,
своей
собственной деятельности и деятельности группы;
- моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметными
результатами изучения
предмета "Основы
религиозных
культур и светской этики" ("Основы мировых религиозных культур") являются:
готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию;
знание,
понимание
и
принятие
обучающимися
ценностей:
Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
знакомство
с
основами
светской
и
религиозной
морали,
понимание
их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование
первоначальных
представлений
об
исторической
роли
традиционных религий и их роли в становлении российской государственности;
становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно
своей
совести;
воспитание
нравственности,
основанной
на
свободе
совести
и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осознавать
свою
неразрывную
связь
с
разнообразными
окружающими
социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
-
используя
дополнительные
источники
информации
(на бумажных
и
электронных
носителях,
в
том
числе
в
контролируемом
Интернете),
находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков.
10
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(35 часов)
Раздел I.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 ч) Россия – наша Родина.
Раздел II. Основы религиозных культур (28 ч)
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира
и их основатели. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран, Типитака.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира.
Священные
сооружения. Искусство
в
религиозной
культуре. Добро
и
зло.
Возникновение
зла
в
мире.
Понятие
греха,
раскаяния
и
воздаяния.
Рай
и
ад.
История религий в России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях
мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Паломничества и святыни. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Творческие работы учащихся:
1.
По теме «Добро и зло»
2.
По теме «Культура и религия»
3.
По теме «Искусство в религиозной культуре»
4.
По теме «Памятники религиозной культуры в г. Кемерово»
5.
По теме «Наши семейные праздники»
Раздел III.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России (6 ч)
Долг,
свобода,
ответственность,
труд.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Многонациональный Кузбасс.
Выступление учащихся со своими творческими работами:
1.
«Моё отношение к миру»
2.
«Моё отношение к людям»
3.
«Моя малая Родина»
4.
«Моё отношение к России»
5.
«С чего начинается Родина»
6.
«Герои России»
7.
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество)» и т.д.
Презентация творческих
проектов
на
тему
«Диалог
культур
во
имя
гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов
России и т.д.)
11
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
I. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)
1
Россия – наша Родина
1
II. Основы религиозных культур (28 ч)
2-3
Культура и религия
2
4-5
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
2
6-7
Священные книги религий мира
2
8
Хранители предания в религиях мира
1
9
Добро и зло
1
10
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
1
11
Творческие работы учащихся по теме «Добро и зло»
1
12
Человек в религиозных традициях мира
1
13-14
Священные сооружения
2
15-16
Искусство в религиозной культуре
2
17
Творческие работы учащихся по теме «Культура, искусство и
религия»
1
18-19
История религий в России
2
20
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды христианства
1
21
Религиозные ритуалы иудаизма, ислама и буддизма
1
22
Паломничества и святыни
1
23-24
Праздники и календари
2
25-26
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
2
27
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
1
28
Семья, семейные ценности
1
29
Творческие работы учащихся по темам «Религия и мораль»,
«Наши семейные праздники»
1
III. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многокон
-фессионального народа России (6 ч)
30
Долг, свобода, ответственность, труд
1
31
Любовь и уважение к Отечеству
1
32
Творческие работы учащихся по теме «Любовь и уважение к
Отечеству»
1
33
Многонациональный Кузбасс
1
34-35
Творческий проект на тему «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия»
2
Итого: