Напоминание

Младший школьный возраст и иностранный язык.


Автор: Щурова Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева"
Населённый пункт: Кшенский
Наименование материала: статья
Тема: Младший школьный возраст и иностранный язык.
Раздел: начальное образование





Назад





Младший школьный возраст и иностранный язык.
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Он охватывает период жизни ребенка с семи до десяти-одиннадцати лет. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, а так же у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и полного среднего образования. А. В. Петровский полагает, что «хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста также нельзя считать неизменными». С научной точки зрения роль младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника . Е. А. Донченко считает, что «школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет» . Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Активно развиваются процессы памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления. По словам А. В. Петровского, «продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения».Первоначально дети применяют самые простые способы – многократное повторение материала при расчленении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как приемы произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет сложные функции в процессе усвоения знаний, как в конце начального обучения, так и в последующие годы. Однако, как утверждает А. В. Петровский, «происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться на начальном обучении. В этом заключен одиниз основных резервов совершенствования памяти в процессе обучения». Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста.
Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления и умственной деятельности. Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Длительность сенситивного, т. е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи (Л. С. Выготский, С. И. Рубинштен, Б. Уайт, Дж. Брунер) определяют с 4 до 8 лет. Физиологи (В. Пенфильд, Р. Робертс) считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается. Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием импринтинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации) . В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения предлагается использовать яркие картинки и необычные ситуации. Однако учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее увлекательный материал; для этого им нужно специально указывать, на что обратить внимание . Нужно постепенно приучать учеников быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привле- кательному и у них не развиваются волевые качества личности. Память младших школьников при обуче-нии иностранному языку достаточно развита, так как уже не только с помощью взрослых, но и сами они способны ставить перед собой мнемонические задачи (запомнить что-либо). Однако легко и прочно дети запоминают то, что их особенно поражает, что отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особен-ность, учитель должен организовывать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их
интересами и позволяют создавать мотивы для общения, для взаимодействия учащихся между собой. Это позволит детям усваивать языковой материал и способы действий с ним непроизвольно, без видимых усилий с их стороны. Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, т. е. специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Так, дети должны специально запомнить транскрипционные значки, написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д. Второклассники уже могут анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Способность учащихся самостоятельно анализировать языковые явления, рассуждать, делать выводы и умозаключения учитель может развивать, например, во время ознакомления детей с грамматическим материалом, используя прием проблемных ситуаций. Осознанное применение детьми знаний и усвоенных способов действий в самостоятельной речевой деятельности на уроках иностранного языка также будет способствовать развитию их словесно-логического мышления. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми. Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Хотя ведущим видом деятельности становится учебная, она, тем не менее, в этот период тесно связана с игрой. Однако младшие школьники уже понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам. Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться. Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра- задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля
учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность . Игры способствуют выполнению следующих задач при обучении иностранному языку: − создание психологической готовности детей к речевому общению; − обеспечение естественной необходимо-сти многократного повторения ими языкового материала; − тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта. Наряду с традиционными играми на уроках иностранного языка в начальной школе широкое применение получают обучающие компьютерные игры. Обучающая компьютерная игра - компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Обучающая компьютерная игра служит для усвоения и закрепления школьной про-граммы по иностранному языку, а также для развития личности ребенка. Компьютерная игра в сочетании с учебной задачей, позволяет младшим школьникам усваивать программный материал более легко и быстро . Однако, говоря о применении обучающих компьютерных игр и обучающих программ в целом, на уроках иностранного языка в начальной школе, нужно сказать, что они все же остаются вспомогательными средствами передачи информации и знаний. Применение данных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Итак, в заключение следует отметить, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти, кроме того, занятия иностранным языком развивают детей младшего школьного возраста, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Кроме того, основным средством при обучении иностранному языку в начальной школе остаются игровые формы деятельности, которые вызывают потребность в творческой деятель- ности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме. А выходящие на первый план обучающие компьютерные игры позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники