Напоминание

Программа студии развивающих игр "От игры к познанию"


Автор: Тарасова Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСШ №31
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа студии развивающих игр "От игры к познанию"
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 2
ПРОГРАММА

СТУДИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОТ ИГРЫ К ПОЗНАНИЮ»

Автор:
Тарасова Валентина Анатольевна, учитель начальных классов.
Сургут

2014


СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы Цель и задачи Методика программы СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Этапы реализации Тематический план Механизм реализации ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пояснительная записка
На современном этапе развития информационного общества человек оказывается в бурном возрастающем и быстроменяющемся потоке информа- ции, которую невозможно освоить прежними подходами. В этой связи на пер- вый план выступает не человек, обладающий энциклопедическими познания- ми, а личность умеющая находить и применять информацию. В русле этих тенденций и в системе образования также изменились приоритеты. Стандарт ориентирован, прежде всего, не на знаниевые, а на личностные характеристи- ки. Так, выпускник начальной школы видится владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности. Следовательно, возникает проблема: как достичь эффективности изучения базовых школьных предметов? Проработав 9 лет в классах коррекционно-развивающего обучения, (в дальнейшем компенсирующего) я убедилась, что положительную динамику в процессе обучения детей младшего школьного возраста обеспечивает целе- направленное развитие основных познавательных процессов:, мышления, па- мяти, речи и внимания обучающихся. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие ин- теллекта. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться само- стоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, нахо- дить частное и общее, устанавливать закономерности. Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, де- лать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у де- тей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное воспри- ятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний.
Проблема
недостаточно эффективного развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста возникает в силу ряда при- чин.
Развитие интеллектуальных способностей осуществляется в рамках урочной деятельности, когда используют элементы развивающего обучения. Использование развивающих приёмов, как правило, носит бессистемный ха- рактер, что не способствует более полному развитию учащихся. Этот пробел помогла бы восполнить организованная в системе внеурочная деятельность. Далеко не все формы и методы развития познавательных способно- стей детей являются достаточно эффективными. Для школьника этого воз- раста актуальными остаются дошкольные виды деятельности, в частности, игровая деятельность, где особое место занимают развивающие игры, в ко- торых проявляется познавательная активность, развивается воображение, стремление к общественной оценке. Однако не всегда учебный процесс можно организовать так, чтобы игра была доминирующей формой работы. Другой причиной возникновения данной проблемы является тот факт, что все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу: упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициа- тивы. Учителям хорошо знакома ситуация, когда ребенок бойко отвечает пра- вило и тут же пишет с ошибками, выводит формулу и не может решить задач- ку. Это еще раз говорит о том, что главная проблема не в памяти. Такой под- ход не способствует развитию произвольности интеллектуальных способно- стей.
Концепция данной программы
заключается в том, что наиболее дей- ственным способом решения проблемы эффективного развития интеллекту- альных способностей, является развитие детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной, системно организованной студийной деятельности по- средством проведения развивающих игр. В современной отечественной педагогической практике накоплен значительный опыт в решении проблем развития интеллектуальных способ- ностей детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельно- сти. Практически все педагоги повсеместно применяют игровые технологии
на уроках, при этом довольно редко встречаются программы внеурочной иг- ровой деятельности. В числе немногих программы: «Развивающие игры» Центра НТТУ «Эврика» (Т.В. Ляшко, г. Обнинск), «Образовательная програм- ма студии «Развивающие игры» (Н.В. Лосева, г. Ярославль). Отдельные ас- пекты применения игровой деятельности для развития интеллектуальных способностей детей отражены в программах: «Развитие познавательных способностей» (С.В. Шанаурина, г. Москва), «Программа интеллектуального развития учащихся через внеклассную деятельность в начальной школе» (Г.Г. Терентьева, р-н Кондинский). В отличие от перечисленных программ, программа студии развивающих игр «От игры к познанию» направлена на комплексное системное развитие интеллектуальных способностей детей на протяжении всей начальной школы. Все это в совокупности определяет
актуальность
данной программы. В качестве
гипотезы
мною выдвигается следующее предположение: если целенаправленно и систематически использовать методику развиваю- щих игр во внеурочной студийной деятельности, то это позволит повысить уровень развития интеллектуальных способностей детей.
Цель программы
– развить интеллектуальные способности детей млад- шего школьного возраста во внеурочной студийной игровой деятельности. На достижение поставленной цели направлены следующие
задачи
: 1. Подготовить программу и организовать студию развивающих игр «От игры к познанию». 2. Реализовать программу студии развивающих игр «От игры к по- знанию». 2.1. Развить непроизвольность и сформировать основы произвольно- сти мышления, речи, памяти, внимания детей(1 класс). 2.2.Сформировать и развить произвольность мышления, речи, па- мяти, внимания детей (2 класс). 2.3.Развить произвольность мышления, речи, памяти, внимания де- тей (3 – 4 класс).
3. Подвести итоги реализации программы студии развивающих игр «От игры к познанию».
Целевая группа:
учащиеся одного класса, возраст –7-11 лет. Студия функционирует в 1-4-х классах, 1 раз в неделю по 30-40 мин.
Методика
данной программы направлена на развитие:

־ мышления, наглядно-образного, визуального, понятийного, абстракт- ного, пространственного воображения с использованием методов модели- рования сказок с целью формирования умения выделять главных героев, понимать отношения между ними, выделять последовательность событий, модель сказки – пиктограммы – опора для сочинения новых сказок; с ис- пользованием методов фантазирования (приема фантастических гипотез (что было бы, если…), сочинения сказок с использованием приемов: «оживление», «увеличение – уменьшение», «дробление – объединение», «ускорение – замедление», придумывания фантастических объектов (рас- тений, игрушек, механизмов);

־ речи через пальчиковые игры - т.е. разминки с пальцами, использова- ние скороговорок, игры со словом и звуком, сочинения сказок, составление пиктограмм;

־ памяти и внимания (через систему специальных игр, с использовани- ем метода ассоциации). Для проведения диагностики уровня сформированности интеллекту- альных способностей детей применялась методика Л.А. Ясюковой 1 . Характерная особенность методики данной программы - комплект- ность занятий, т. е. каждое занятие объединено общим сюжетом, включа- ющим в себя выше указанные элементы. У младших школьников произвольное внимание только развивается. Это происходит, если: 1 Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в на- чальной школе: Методическое руководство. В 3 ч. – Ч. 1-2. – М., 2005.
- обучающийся занят умственной деятельностью (реализация анали- за, сравнение, выделение существенного, классификация предметов); - изучаемый материал понятен обучающимся; - изучаемый материал вызывает сильные переживания; - изучаемый материал интересен обучающимся и соответствует их потребностям. Важно, чтобы обучающийся сам ставил цель и контролировал свои действия. Научиться контролировать свои действия – значит развивать произвольное внимание. Продолжительность сосредоточения внимания у младших школьников всего 10-15 минут. Индивидуальные особенности внимания детей младшего школьного возраста: - устойчивое, но слабо переключаемое; решив одну задачу, с трудом переходят к другой; - легко отвлекаемое на посторонние предметы; - хорошо организованное внимание, сочетаемое с малым объемом; - устойчивое непроизвольное внимание; дети сосредотачивают вни- мание на интересных особенностях изучаемого материала; - обучающиеся сосредотачивают внимание не на изучаемом пред- мете, а на чем-то другом на своих мыслях, не связанных с учебой, рисова- нием. Игры, направленные на развитие внимания: - «Будь внимательнее»; - «Слушай звуки»»; - «Слушай хлопки»; - «Зеваки»; - «Четыре стихии»; - «Буквы алфавита»; « Пишущая машинка».
Главным механизмом развития памяти у младших школьников яв- ляется запоминание и припоминание, к припоминанию дети прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением. В учебном процессе большую роль играет непроизвольное запомина- ние. Произвольное еще не сформировано, формируется. На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чув- ства. Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие и сильные переживания. Формирование приемов осмысленного запоминания: - многократное прочитывание; - чередование прочитывания с воспроизведением; - возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их со- держания; - мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста пол- ностью еще не закончено; - составление подробного и краткого плана; - выделение смысловых единиц и группировка материала, например, составление или рисование пиктограмм, создание диафильмов, сведение отдельных данных в таблицу; - оформление результатов группировки в виде письменного плана. В процессе общего развития память становится более управляемой. Память обогащается и постепенно замещается мышлением. Примеры игр на развитие памяти: - «Запомни дни рождения»; - «Глаз- фотоаппарат»; - «Шалун»; - «Наблюдатель»; - «Учет»; - «Точность снайпера»;
- «Сказано – сделано»; - «Всему свое место». Первая функция мышления - познание наиболее общих, скрытых от непосредственных наблюдений законов природы и общества. Например, подведение к понятию «чуткость» через игру «Самый некрасивый чело- век». Вторая функция мышления - решение практических задач, которые не могут быть решены шаблонным способом. Например, «Снежный чело- век или как мы спасали альпиниста Васю». Третья функция мышления – творчество. Творчество направлено на создание новых моделей и способов мыс- лительной деятельности. Развитие творческого воображения осуществляет- ся через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях (изображение, моделирование образа осуществляется нестандартными средствами); оживление предмета (в наделении его определенными свой- ствами характера, нахождение образа, соответствующего определенному характеру); установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями). Например, по ходу рассказывания сказки дети цветными карточками показывают, с каким цветом у них ассо- циируется настроение, характер героев, цвет неба, листьев и т.д. Характер мышления у детей шести с половиной - семи лет в основ- ном наглядно-образный или чувственный, т.е. при анализе события, ситуа- ции, явления дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой-то единичный внешний признак. Поэтому в начальной школе большое внимание необходимо уделять формированию у обучающихся абстрактного и критического мышления, связанных с овладением научными понятиями. Успешное овладение младшими школьниками полученными поняти- ями во многом зависит от уровня развития мыслительных операций: ана- лиза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.
Особенности операции сравнения младших школьников: - часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов т.е. сначала рассказывают об одном предмете, затем о другом; - затрудняются сравнивать предметы, с которыми нет возможности непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты. Особенности абстракции у младших школьников: - за существенные признаки принимают внешние, яркие, часто вос- принимаемые признаки. Легче абстрагируют свойство предметов и явле- ний, чем связи и отношения, которые существуют между ними. Особенности обобщения у младших школьников: - чувственное, практически действенное (является основным у до- школьника и преобладает у младшего школьника); - образно – понятийное (у младшего школьника часто расположено находятся понятийные знания и единичные образы предметов); - понятийно - образное, научное (развитие обобщения идет от широ- кого к более дифференцированному). Особенности конкретизации, т.е. понимание мыслительных операций для младших школьников представляет большую трудность. Возраст 8-9 лет: не могут объяснить, как они решают задачи, т.е. нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс. 9-10 лет: некоторые осознания своих действительных процессов. 11-12 лет: начинает проявляться осознание собственных мыслитель- ных процессов. Пример игр на развитие мышления: - «Вопросы инопланетянина»; - «Отгадай, какой предмет задуман»; - «Любопытный покупатель»; - «Почемучка»; - «Где спрятан предмет»;
- «Мяч-почемучка»; - «На все один ответ»; - «Что иметь, уметь и знать»; - «Необитаемый остров»; - «Графические задания». Ключевым элементом, определяющим смысловую нагрузку моего пе- дагогического опыта, является технология развития критического мышле- ния, которая предполагает анализ проблемных ситуаций, поиск эффектив- ных методов их решения. Проведение занятий в игровой форме основыва- ется на активных методах: диалогическом, исследовательском, эвристиче- ском, показательном.

Тематическое планирование

1 класс (1-33)
Цель: развитие непроизвольности и формирование основ произвольности мышления, речи, памяти, внимания детей. № п/п
Тема

(название игры)

Цель

Краткое содержание

Дата прове-

дения
1. Игра на знакомство: «Имя, отчество, фами- лия». Развитие умения точно и правильно называть и м е н а (предметы). Развитие речи Дети по команде учи- теля одновременно называют свое имя, отчество, фамилию в разной последователь- ности. сентябрь 2. Игра на знакомство: «Молекула – хаос». Развитие произ- вольного внимания. Участники изобража- ют броуновское дви- жение молекул. Встре- чаясь, называют свои имена. сентябрь 3. Игра на знакомство «Правильное положе- ние». Развитие артикуля- ции. Развитие умения к грамматически пра- вильному построе- нию предложений. Произнеси правильно Раскрась правильно сентябрь 4. «Три товарища». Развитие про- странственных представлений (определение ме- стоположение объекта в строке и столбце). Развитие понятий- ного мышления. По рассказу В.Осее- вой находят ошибку, называют одним сло- вом, конкретизируют понятия сентябрь 5. «Как Маша стала большой». Развитие умения выполнять словес- ные поручения. Формирование эле- ментов самоконтро- ля. Развитие речи Учись слушать и вы- полнять Учитель – ученик, ученик – учитель Послушай звуки Назови и проверь по- стукиванием октябрь 6. «Добрый доктор Айбо- лит». Развитие объема внимания. Развитие про- странственных представлений (усвоение понятий «следует за», «на- ходится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», По сюжету отрывка из сказки дети выклады- в а ю т « д о р о ж к у » Айболита из цветных пуговиц. октябрь
«снизу»). 7. «Сказка про меленку». Развитие непосред- ственной вербаль- ной памяти. Развитие про- странственных представлений (по- нимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). По сюжету сказки дети выкладывают «дорожку» в форме графического диктан- та. октябрь 8. «Лисенок и лягушо- нок». Развитие непосред- ственной вербаль- ной памяти. Угадай, кто говорит У кого ряд длиннее? По сюжету сказки на- рисовать то, что лепил лягушонок. октябрь 9. «Новые приключения царевны – лягушки». Развитие памяти на последователь- ность действий. Развитие про- странственных представлений (направления дви- жения). Развитие понятий- ного мышления. По сюжету сказки со- брать бусы для превращения лягушки в красную девицу. Куда указывают стрел- ки? Подбери картинки ноябрь 10. «Замри, мгновенье, ты…». Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие п р о и з- вольного внимания. Развитие речи По сюжету сказки дети размышляют над вопросом: как я пред- ставляю замерший мир? ноябрь 11. «А котенок думал це- лый день». Развитие образного мышления. Развитие зритель- ной произвольной памяти. По сюжету стихотво- рения С.Козлова раз- гадать фамилию авто- ра. Составить цветную сказку, запомнить точ- но. ноябрь 12. «Сказка о солдате Фе- доте». Развитие зритель- ной памяти. Развитие про- странственных представлений (по- нимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятий- ного мышления. По ходу рассказыва- ния сказки дети пока- зывают с каким цве- том ассоциируется на- строение, характер ге- роев, цвет неба, ли- стьев и т.д. ноябрь 13. «Как бьют баклуши». Развитие умения ориентироваться в По ходу рассказа вы- ложить «дорожку» из декабрь
пространстве ли- ста. Развитие умения воспринимать сло- весные указания и подчинять им свою деятельность. цветных пуговиц раз- ной формы, запо- мнить, перепутать и затем восстановить. 14. «Удивительное дело». Развитие умения воспроизводить об- разец. По стихотворению Э.Успенского соста- вить квадрат из раз- личных фигурок. декабрь 15. «К нам пришла зима сама». Развитие умения копировать обра- зец. По содержанию заня- тия дети рисуют укра- шения для новогодней елки. декабрь 16. «Путешествие в страну точек». Развитие произ- вольного внимания. Развитие точности движений (макро- движений). Дети совместно с ро- дителями попадают в страну точек, выкла- дывая дорогу цветны- ми кружками или по- лосками. декабрь 17. «Новогоднее путеше- ствие». Развитие мышле- ния (абстрагирова- ние). Развитие непосред- ственной зритель- ной памяти. По содержанию заня- тия дети придумыва- ют подарки родителям к Новому году. декабрь 18. «Про пуговицу». Развитие зритель- ного анализа. Развитие словесно- го синтеза, увели- чение словарного запаса. Развитие понятий- ного мышления. Через содержание сти- хотворения Р.Сефа дети решают пробле- мы исчезновения пу- говиц, замены пуго- виц, изображают лу- жайку пуговицами т.е. нестандартными сред- ствами. январь 19. «Про курочку Рябу». Развитие п р о и з- вольного внимания (устойчивость и переключение). Развитие п р о и з- вольности владения речи. Сказка знакома детям. По началу слов они восстанавливают текст и по осколкам «волшебного» яйца восстанавливают его. февраль 20. «Что случилось с буквой «П»? Развитие зритель- ного анализа. Развитие п р о и з- вольного внимания (переключение). Р а з в и т и е п р о- странственных представлений. Дети ищут ответ на вопрос, что у меня в руке? февраль
Развитие п р о и з- вольности владения речи. 21. «Кому поможет ледо- кол»? Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить об- разец. Дети должны собрать из фигурок (льдинок) квадрат т. е. «сковать моря льдами». февраль 22. «Жила – была баклу- ша». Развитие гибкости мышления. Развитие п р о и з- вольного внимания (распределение). Формирование уме- ния сравнивать. История о том, откуда пошло выражение «бить баклуши».Про- следить весь путь для изготовления ложки, усовершенствовать из- делие. март 23. «У кого ночью работа»? Развитие п р о и з- вольного внимания (переключение, устойчивость). Р а з в и т и е п р о- странственных представлений. Дети выясняют, что хорошего и плохого есть в том, что есть ночь через воспроиз- ведение ряда цветных кружков. март 24. Учимся мыслить. Развитие п р о и з- вольного внимания (объем). Развитие процессов анализа и синтеза (анаграм- мы). Р а з в и т и е п р о- странственных представлений (усвоение словес- ных обозначений). Дети работают по группам. Перед ними букет из цветов. За каждым цветком зада- ние. Собираем букет для Елены Премуд- рой. март 25. Учимся проводить ана- логии. Развитие понятий- ного мышления. Развитие памяти на последователь- ность действий. Р а з в и т и е п р о- странственных представлений (ориентировка в пространстве). Дети работают в па- рах. По данному об- разцу устанавливают- ся связи в паре задан- ных понятий. Напри- мер, курица- цыпленок. март 26. Учимся обобщать. Развитие мышле- ния (процессы син- теза). Развитие наблюда- тельности. Дети дают общее на- звание различным предметам. Например, осень, зима, весна, лето – времена года. апрель 27. Учимся исключать. Развитие умения сравнивать. Развитие умения Дети по рисункам учатся подбирать од- нородные предметы апрель
анализировать фор- му предметов. Развитие непосред- ственной зритель- ной памяти. по одному признаку. 28. Учимся сравнивать. Развитие умения сравнивать. Развитие мышле- ния (процессы син- теза). Дети по рисункам на- ходят связи между предметами и их от- личительные призна- ки. апрель 29. Учимся находить зако- номерности. Развитие умения сравнивать. Развитие умения устанавливать зако- номерности. Дети учатся находить закономерность рас- положения объектов. апрель 30. Знаешь ли ты? Развитие внимания в условиях коллек- тивной деятельно- сти. Развитие мышле- ния (абстрагирова- ние признаков). Дети учатся узнавать предметы по задан- ным признакам. май 31. Игра «Кукарямба». Развитие внимания в условиях коллек- тивной деятельно- сти. Развитие памяти на последователь- ность действий. Развитие п р о и з- вольности владения речи. Игра проводится в кругу. Первый участ- ник произносит лю- бой слог и передает ход следующему, тот добавляет одну букву, но так, чтобы не полу- чилось известное сло- во. И так до тех пор, пока не получится но- вое слово. май 32- 33. Диагностика уровня интеллектуальных способностей детей. Выявить уровень сформированности интеллектуальных способностей детей Проведение диагно- стики май
2 класс (1-34)
Цель: Формирование и развитие произвольности мышления, речи, памяти, внимания детей (2 класс).
Тема

(название игры)

Цель игры

Краткое

содержание

Дата прове-

дения
1. Самый, самый, са- мый… Игра «Зева- ки». Развитие произволь- ного внимания. Развитие слуховой па- мяти. Развитие наблюда- тельности Дети через метод на- блюдения учатся слу- шать других. 2. Игра «Аккуратная неве- Развитие зрительной памяти, увеличение Дети с помощью пик- тограмм запоминают
ста». словарного запаса. Развитие наглядно- образного мышления. содержание стихотво- рения. Расширение словарного запаса. 3. Игра «Крошечка – Хаврошечка». Развитие зрительной памяти. Развитие про- странственных пред- ставлений. Дети учатся видеть образ в произвольных линиях. Дети рас- пре- де- ляют на- се- ко- мых по груп пам так, что- бы у каж- дой груп пы был о два од и- на- ков ых при- зна- ка.Р аз- ви- тие по- ня- тий- но- го мы ш- ле- ния 4. Раз- ви- тие «Чудеса». По одно- именной сказке Ю.Ю.Красного. Развитие мышления (установление зако- номерностей на аб- страктном материале). Развитие способности к грамматически пра- вильному построению предложений. Развитие вербальной памяти. Дети придумывают, какие превращения могут произойти с мальчиком, если он наденет кепку.
уме- ния срав ни- вать Раз- ви- тие ло- ги- че- ско й па- мя- ти (уст а- нов- ле- ние ассо циа- тив- ных свя- зей) . 6.« На бал у у на- се- ко- мых ». 5. «Снежный человек или как мы спасали альпиниста Васю». Развитие произволь- ного внимания (устой- чивость). Развитие мышления (процессы синтеза). Дети ищут пути реше- ния нестандартной си- туации. 7. «Официанты из Ан- тарктиды». Развитие мышления (установление зако- номерностей на аб- страктном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Дети учатся устанав- ливать связи между новой информацией и графическим симво- лом. 8. Классификация Развитие понятийного Дети учатся классифи-
предметов по их цве- ту, форме, размеру. Игра «Ну-ка, отга- дай!». мышления Развитие умения вы- делять существенные признаки. Развитие умения соот- носить с образцом. кации предметов по их цвету, форме, раз- меру. 9. Обобщение и клас- сификация по их об- щему названию. Игра «Парные кар- тинки». Развитие произволь- ного внимания (рас- пределение). Развитие памяти, об- разного мышления Группа детей делится пополам. Ребенок из первой группы описы- вает предмет, не пока- зывая картинки. Ребе- нок из второй группы показывает ее. 10. «Найди лишнего». Развитие зрительной памяти. Формирование эле- ментов самоконтроля. Дети приносят игруш- ку из дома. Делятся на две подгруппы. Одна группа выходит из ка- бинета. Другая -отби- рает игрушки так, что- бы две были из их группы, третья – из другой. Дети находят «лишнюю игрушку». 11. Обобщение и квали- фикация по общему признаку. Развитие визуального мышления Развитие зрительной памяти Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязан- ном материале). Один водящий выхо- дит из комнаты. В это время на стол кладут- ся несколько предме- тов и задумывается ситуация. Входящему рассказывается о ситу- ации. Он должен запо- мнить их и перечис- лить предметы. 12. Сравнение предме- тов по их общему признаку. « Угадай признак». Развитие про- странственного вос- приятия. Развитие наглядно- образного мышления. Развитие понятийного мышления Ведущий показывает две карточки, на кото- рых нарисованы пред- меты. Задача состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двумя задуман- ными предметами. 13. Описание и опреде- ление предметов по их общему призна- ку. Развитие понятийного мышления Расширение словарно- го запаса Распределяют предме- ты по видам. 14. Игра «Картинки – за- гадки». Развитие понятийного мышления Расширение словарно- го запаса Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой па- Обобщение и класси- фикация предметов по их действиям. Входящий выходит из кабинета. Остальные должны отгадывать. Не показывая детям,
мяти. ведущий описывает предмет, что он умеет делать. 15. «Определение оси некоторых фигур». Развитие умения вы- делять существенные признаки. Развитие умения соот- носить с образцом. Дети определяют направление, исполь- зуя метод графических диктантов. 16. «Определение ре- зультата действия». Развитие зрительно- вербального анализа и синтеза. Р а з в и т и е п р о- странственных пред- ставлений. Развитие воображе- ния. Ведущий показывает две карточки, на кото- рых изображены два предмета. Задача со- стоит в том, чтобы найти слово, служа- щее «переходным мо- стиком» между ними. 17. Игра «Бывает – не бывает». Развитие опосредо- ванной памяти. Развитие мышления (установление законо- мерностей). Дети задумывают сло- во – определение. Если это бывает, гово- рят «да», если нет, то «нет». 18. «Обратные дей- ствия». Развитие произволь- н о г о в н и м а н и я (устойчивость, переключение). Развитие наглядно- образного мышления. Выстроив «дорожку» к объекту, нужно найти путь обратно. 19. «Последователь- ность событий». Развитие слуховой па- мяти. Развитие логической памяти (установление ассоциативных свя- зей). На основе слуховой памяти дети устанав- ливают последова- тельность событий. 20. «Придумай загадку». Развитие произволь- ного внимания (рас- пределение внимания в условиях коллектив- ной деятельности). Развитие произволь- ности владения речи Из группы детей вы- бирается водящий. В его задачу входит при- думывание загадки. Дети отгадывают ее. 21. Игра «Запретный но- мер». Развитие произволь- ности внимания. Выбирается опреде- ленная цифра. Дети встают в круг. Счита- ют по порядку. Когда называют задуманный номер, хлопают несколько раз. 22. Игра «Волшебное слово». Развитие произволь- ности внимания. . Дети становятся в круг. Они повторяют движения ведущего, если он говорит слово «пожалуйста».
23. Игра «Запрещенное движение». Развитие произволь- ности внимания. Дети стоят в кругу. Ведущий показывает несколько движений, одно из которых – запретное. 24. Мир вокруг нас. Развитие словесной памяти и произволь- ного внимания. Р а з в и т и е п р о- странственных пред- ставлений Дети делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы. 25. «Черный ящик». Развитие опосредо- ванной памяти. Развитие умения вос- производить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Представители команд достают из «черного ящика» задания. 26. Нарисуй-ка! Развитие наглядно- образного мышления, воображения Дети делятся на ко- манды. Дают название своему городу. Зада- ние: нарисовать герб города. 27. «Я + Ты = Мы». Развитие понятийно- го мышления. Развитие произволь- ности внимания. Дети командами вы- полняют задания, например, кто быстрее построится по цвету глаз. 28. «Блиц». Развитие произволь- ного внимания (рас- пределение). Развитие понятийно- го мышления. Назови одним словом. Например, простынка для самых маленьких. Команды отвечают по очереди. 29. «Самый вниматель- ный». Развитие произволь- ного внимания (рас- пределение). Развитие мышления (абстрагирование?. Развитие умения ори- ентироваться в про- странстве листа. Вычеркивают буквы и слушают. Упражнение «Посмот- ри вокруг», «Где нахо- дится чайник?» 30. «Загадочные конту- ры». Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление зако- номерностей). Развитие зрительного восприятия формы. Находят отличия, об- щие черты. Выполня- ют упражнения «Найди девятый», «Загадочные контуры» 31. «Тропинки». Развитие произволь- ного внимания. Развитие слуховой па- мяти. Развитие наглядно- Определяют, кто про- ложил тропинки.
образного мышления. 32. «Любимые сказки моей семьи». Развитие способности к грамматически пра- вильному построению предложений и речи Развитие произволь- ности памяти. Рассказы детей о дру- гих прочитанных сказках. 33- 34. Определение уровня интеллектуальных способностей детей. Выявить уровень сформированности интеллектуальных способностей детей. Диагностика уровня интеллектуальных способностей обучаю- щихся.
3 класс (1-35)
Цель: Развитие произвольности мышления, речи, па- мяти, внимания де- тей
Дат

а

про

ве-

де-

ния
Тема (название игры) 1. со- дер- жа- ние Игра «Чепуха». Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Развитие мышления (установление законо- мерностей). Составление алгорит- ма. Дети из цветных геометрических фигур выстраивают цепочку по цвету и форме. 3.09-8.09
2. Игра «Исправь ошибку». Развитие логического мышления. Развитие мышления (установление законо- мерностей). Нахождение ошибок и исправление алгорит- ма. В сюжетном тексте дети восстанавливают логически верный ход событий. 10.09-15.09 3. Игра «Пишущая машинка» Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление законо- мерностей). Развитие произвольно- го внимания (устойчи- вость). Дети составляют план деятельности. Допол- няют построения дру- гих. 17.09-22.09 4. Игра «Волшебное слово». Развитие ассоциативно- го и обобщающего мышления. Развитие воображения. По заданному коду дети кодируют и рас- кодируют слова. 24.09-29.09 5. Игра «Маршрут по- хода». Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольно- сти внимания Дети, разделившись на группы по пять че- ловек, сначала опреде- ляют цель и пункт на- значения похода. За- тем прокладывают маршрут. .1.10-6.10 6. Игра «Истина». Развитие произвольно- сти внимания. Развитие вербального мышления. Дети из предложенно- го набора утвержде- ний выбирают верные. 8.10-13.10 7. Игра «Ключик к тексту». Развитие словесно- логического мышления Развитие внутреннего плана действия. Дети формулируют вопросы к прочитан- ному тексту, выбира- ют главное, совмеща- ют фигуры. 15.10-20.10 8. Игра «Ложь». Развитие понятийного, словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольно- сти речи. На примере художе- ственных произведе- ний , например, Л.Н.Толстого «Косточ- ка» дети значение определяют понятия. Составляют рассказ из своего опыта. 22.10-27.10 9. Игра «Самый не- красивый человек». Развитие мышления (умение выделять глав- ное). Развитие понятийного, словесно-логического мышления (аналогии). Развитие произвольно- сти речи. На примере данного текста дети учатся вы- делять главную мысль и обосновывать свой выбор. Формулируют понятие «чуткость». 6.11-10.11
10. Игра «Сочинение предложений». Развитие способности к грамматически пра- вильному построению предложений. Развитие мышления (абстрактного мышле- ния). Оценивание простей- ших высказываний. На основе заданных высказываний, напри- мер: дружбой дорожи, дети составляют предложения и учатся их оценивать. 12.11-17.11 11. Составление ко- ротких рассказов на заданную тему. Развитие словесно- логического мышления (выделение существен- ных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие способности к грамматически пра- вильному построению предложений. Дети составляют ко- роткие рассказы на определенную тему, разделившись на груп- пы. 19.11-24.11 12. Игра «Зоопарк». Развитие способности к грамматически пра- вильному построению предложений. Развитие словесно- логического мышления Дети сидят в кругу. Один начинает предложение, другой должен быстро его за- кончить и сочинить начало другого. И так до тех пор, пока рассказ не будет завер- шен или не утратит смысл. 26.11-01.12 13. Игра «Взращива- ние дерева друж- бы». Развитие логического мышления. Развитие произвольно- го внимания (устойчи- вость). Развитие чувства вре- мени. Дети выстраивают ло- гический квадрат, на- зывают события по порядку, прикрепляют листочки с пословица- ми о дружбе на силуэт дерева. 3.12-8.11 14. Игра «Цепочка». Развитие логического мышления, установле- ние закономерностей. Развитие произвольно- го внимания (переклю- чение). Развитие внутреннего плана действия. Логические операции. Дети пуговицами вы- кладывают цепочки по заданным параметрам. 10.12-15.12 15. Игра «Заячий до- мик». Развитие воображения. Развитие про- странственных пред- ставлений. Развитие логического мышления. По сюжету сказки «Лиса и заяц» дети ри- суют пиктограммы для последующего пересказа. 17.12-22.12
16. Игра «Что это»? Развитие умения выде- лять существенные признаки. Развитие умения соот- носить с образцом. Развитие логического мышления. Дети учатся давать описание слов с помо- щью ответа на вопрос. 24.12- 29.12 17. Игра «Ну-ка, отга- дай»! Развитие мышления (операция сравнения). Развитие умения выде- лять существенные признаки. Развитие внутреннего плана действия. Свойства и функции объектов. Дети по заданным свойствам и функциям определяют объект. 12.01 18. Конструирование по чертежу. Игра «Художники». Развитие внутреннего плана действия. Развитие абстрактного мышления Развитие опосредован- ной памяти. На основе данной гео- метрической фигуры дети создают рисунок. 14-19.01 19. Игра в слова. Развитие смысловой па- мяти. Развитие абстрактного мышления Развитие понятийного мышления Функции и свойства предметов. Дети придумывают слова на заданную тему, например, слад- кие слова. Затем опи- сывают чувства. Заня- тие лучше проводить в группах. 21-26.01 20. Игра «Что лиш- нее»? Развитие произвольно- сти внимания Развитие абстрактного мышления Развитие понятийного мышления Из ряда предложен- ных слов, фигур, кар- тинок и т.д. убрать лишнее, обосновав свой выбор. 28-2.02. 21. Игра «Комплекс выразительности». Развитие произвольно- сти владения речью Дети произносят с разной интонацией сначала слова, затем диалоги 4.02-9.02 22. Игра «Слово – об- раз – символ». Развитие произвольно- го внимания (переклю- чение). Развитие мышления (устанавливать законо- мерности). Развитие абстрактного мышления Дети, используя ряды слов, рисуют их сим- волы. Например, ян- варь, февраль, март… - месяцы. 11.02-16.02
23. Игра «Что это зна- чит»? Развитие вербального мышления. Расширение словарного запаса. Дети объясняют зна- чение слов, используя разные приемы: рабо- тая со словарем, ис- пользуя синонимы. 18.02-23.02 24. Игра «Сочиним вместе». Развитие вербального мышления (обобще- ние). Развитие внутреннего плана действий. Разделившись на группы, дети сочиня- ют рассказ на задан- ную тему. 25.02-2.03 25. Игра «Дом». Развитие внутреннего плана действия. Развитие н е п о с р ед- ственной памяти. Развитие мышления (установление законо- мерностей). Упражнения «Этажи», «Найди девятый», «Какой цвет?» 4.03-9.03 26. Игра «Стенографы» Развитие вербального мышления (обобще- ние). Развитие произвольно- го внимания (устойчи- вость). Дети учатся использо- вать символы для со- кращения слов и поня- тий. 11.03-16.03 27. Игра «Авторитет». Развитие вербального мышления (обобще- ние). Развитие опосредован- ной памяти, Развитие чувства вре- мени. На примере сказки Г.Х.Андерсена «Гад- кий утенок» посмот- реть, кто из обита- телей птичьего двора пользуется авторите- том и почему? 18.03-23.03 28. Игра «Ошибки». Развитие логической памяти. Развитие произвольно- го внимания (устойчи- вость). На примере сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» найти ошибки в заполнении таблицы. 1.04-6.04 29. Игра «Вордболл» Развитие понятийного мышления. Развитие воображения. Развитие про- странственных пред- ставлений. Придумывают поня- тие, составляют изоб- ражения, располагают на пространстве маке- та. 8.04-13.04 30. Игра «Фигура замри» Развитие наглядно- образного, вербального мышления Находят фигуры, рас- полагают слова, зами- рают. 15.04-20.04
31- 32 Сказочный лес Развитие наглядно- образного мышления Развитие абстрактного мышления Развитие понятийного мышления Развитие произвольно- сти речи На основе беседы о временах года дети рисуют при помощи символов «сказочный» лес. Рассказывают, объясняют связь поня- тий и символа. 22.04-27.04 29.04-.4.05 33- 34 Диагностика уров- ня интеллектуаль- ных способностей обучающихся. Выявление степени сформированности ин- теллектуальных способностей обучаю- щихся. Проведение диагно- стики 6.05-11.05 13.05-18.05
4 класс (1-34)
Цель: Развитие произвольности мышления, речи, памяти, внимания детей (3 – 4 класс)
1.

2.
Тема (название игры)
1.К рат- кое- Цел ь со- дер- жа- ние Прогулка в «осенний» лес. Развитие вербаль- ного мышления (обобщение). Развитие мышле- ния (абстрагирова- ние). Дети составляют рассказ об осеннем лесе, заканчи- вая предложения.
3.
Игра «Раздумье». Развитие понятий- ного мышления. Развитие про- странственных представлений. Развитие воображе- ния. Разделившись на группы, дети сочиняют сказку о жизни растений осенью.
4.
Сочинение сказок с ис- пользованием сезонных примет Развитие понятий- ного мышления. Развитие про- странственных представлений. Развитие воображе- ния. Разбившись на группы, дети сочиняют сказку о жизни животных осенью.
5.
Жители лесов. Сочине- ние сказок с использо- ванием осенних при- мет. Развитие вербаль- ного мышления. Р а з в и т и е п р о- странственных представлений. Развитие абстракт- ного мышления Дети работают в парах. Один читает текст расска- за, а другой мысленно ил- люстрирует его. Затем ме- няются ролями.
6.
Игра «Тигр-лев и лев- тигр». Развитие внутрен- него плана дей- ствия. Развитие произ- вольности мышления Запоминание нужной ин- формации. Дети составляют рассказ, заканчивая предложения.
7.
Игра «Снежный ком». Развитие вербаль- ного мышления (отношения рядопо ложности). Развитие произ- вольности памяти, внимания. Дети по кругу сочиняют сказку о жизни животных зимой, каждый повторяет слова предыдущих и до- бавляет свои слова.
8.
«Другое измерение» Развитие вербаль- ного мышления. Развитие про- странственных представлений. Развитие воображе- ния. Дети сочиняют рассказ о перелете в другое измере- ние.

9.
Сочинение сказок с ис- пользованием зимних примет. Развитие вербаль- ного мышления (отношения рядо- положности). Развитие произ- вольности речи. Развитие воображе- ния. Дети сочиняют сказку с использованием примет.
10.
Игра «Головоломка». Развитие вербаль- ного мышления. Развитие понятий- ного мышления (отношения целое - часть). Развитие осязатель- ного восприятия. Запоминают сочетания фигур, подбирают посло- вицы, раскрашивают куби- ки
11.
Игра «Коллаж». Развитие зритель- ной памяти. Развитие про- странственных представлений. Развитие понятий- ного мышления (в отношении «целое - часть»). Определяют смысл поня- тий «целое-часть», нахо- дят значение слов, выреза- ют и соединяют фигуры.
12.
Игра «Причина-след- ствие». Развитие вер- бально-смыслового анализа. Развитие вербаль- ного мышления (причинно-след- ственные отноше- ния). Развитие логиче- ского мышления «Найди причину и след- ствие», «Найди фигуры»
13.
Игра «Природа вещей». Развитие вербаль- ного мышления (причинно-след- ственные отноше- ния). Развитие наглядно- образного мышле- ния (установление закономерностей). Дети называют причину, находят значения и смысл слов.

14.
Календарь природы. Развитие вербаль- ного мышления (выявление при- чинно-следствен- ных отношений). Развитие умения устанавливать зако- номерности. Развитие воображе- ния, абстрактного мышления. Разделившись на группы, дети на листе ватмана со- здают календарь природы.
15.
Экскурсия в краеведче- ский музей. Развитие опосредо- ванной памяти. Развитие про- странственных представлений. Экскурсия в краеведче- ский музей.
16.
Город, в котором ты жи- вешь. Игра «Я знаю…» Развитие вер- бально-смыслового анализа. Развитие внутрен- него плана дей- ствия. Развитие про- странственных представлений. На занятии дети рассказы- вают о своем городе, начи- ная словами: я знаю…
17.
Улицы нашего города. Игра «Где бывали, что видали». Развитие внутрен- него плана дей- ствия. Развитие вер- бально-смыслового анализа. Развитие про- странственных представлений. Разбившись на пары, дети рассказывают об улицах города.
18.
Экскурсия в дом – му- зей купца Клепикова. Развитие опосредо- ванной памяти. Экскурсия в дом -музей купца Клепикова.
19.
Викторина «Сургут – мой город, я здесь рас- ту». Развитие про- странственных представлений. Пополнения знаний о жиз- ни людей в Сургуте в прошлые времена.
20.
Моя семья. Пословицы о семье. Развитие п р о и з- вольной памяти. Дети приводят в пример пословицы о семье
21.
Как я отношусь к дру- гим людям? Игра «Сочиним стихо- творение»! Развитие логиче- ского мышления. Развитие произ- вольности речи Детям предлагаются пер- вая и вторая строки стихо- творения. Дополни тре- тьей и четвертой строкой.

22.
В чем проявляются от- ношения людей друг к другу. Моя родня. Развитие внутрен- него плана дей- ствия. Развитие произ- вольности мышле- ния (понятийное, абстрактное.). Развитие произ- вольности речи. На основе стихотворения И.Токмаковой «Приятная встреча» определить, ка- кими словами нужно это говорить.
23.
Как другие люди отно- сятся ко мне? Игра «Солнце и плане- ты». Развитие произ- вольности речи. Развитие про- странственных представлений. Дети встают в круг. В центр приглашается тот, кто желает узнать отноше- ние к себе других.
24.
За что мне нравятся другие люди? Развитие произ- вольности речи. Развитие произ- вольности внима- ния За что уважают девочку и за что –мальчика?
25.
Игра «Кто обо мне вспомнит»? Развитие логиче- ского, абстрактного мышления. Развитие произ- вольного внимания Развитие про- странственного мышления Вы уехали в другое место. Представили ситуацию: кто о тебе вспомнит? По- чему?
26.
За что можно уважать человека? Игра «Тюфяк – ры- царь». Развитие понятий- ного мышления (понятие «отрица- ние»). Развитие наглядно- образного мышле- ния. Прочитаем рассказ Ю.Я- ковлева. «Тюфяк». Отве- тим на вопрос : что ты це- нишь в людях?
27.
Что такое дружба? Творческое задание на сочинительство: «Досье на друга». Развитие понятий- ного мышления (обобщение). Развитие мышле- ния (абстрагирова- ние). Сочинение на тему «Мой друг».
28.
Я учусь узнавать дру- зей. Игра «Паровозик». Развитие произ- вольности внима- ния Развитие произ- вольности речи Для тренировки умения чувствовать друг друга по- играем в «Паровозик».

29.
Игра «Самый внима- тельный» Развитие наглядно- образного мышле- ния. Развитие непосред- ственной памяти. Развитие смысло- вой вербальной па- мяти. Упражнения «Подбери следующее», «Стеногра- фы», «Зеваки».
30.

31.
Кодекс поведения. Развитие мышле- ния (сравнение, синтез) . Развитие произ- вольного внимания (устойчивость). Развитие произ- вольности понятий- ного мышления. На основе стихотворения Н.Голя «Главные призна- ки» подвести детей к вы- воду, что человек бывает разный….
32.

33.
Моя родословная. Развитие внутрен- него плана дей- ствий. Развитие произ- вольности реси. Реферативные выступле- ния детей.
34.

35.
Диагностика уровня интеллектуальных способностей обучаю- щихся. Выявление степени сформированности интеллектуальных способностей обу- чающихся. Проведение диагностики
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты-продукты:
1. Программа «Студия развивающих игр во внеурочной деятельно- сти детей младшего школьного возраста «От игры к познанию». 2. Проект «Студия развивающих игр во внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста «От игры к познанию».
Результаты-эффекты:
1. Информированность родителей. 2. Создание актива студии.
3. Привлечение партнеров. 4. Проведение игр (мероприятий). 5. Повышение уровня развития интеллектуальных способностей детей: 6. в первом классе; 7. во втором классе; 8. в третьем классе; 9. в четвертом классе. 10.Повышение успеваемости учащихся.

Оценка результатов реализации программы

Цель

Задачи

Этапы

Ожидаемые ре-

зультаты

Критерий оцен-

ки (измерения)

результата
Развить интел- лектуальные способности де- тей младшего школьного воз- раста во внеуроч ной студийной игровой дея- тельности Подгото- в ить п р о- г р а м м у и организо- вать студию развиваю- щих игр «От игры к по- знанию». Подготовитель- ный Программа Наличие/отсут- ствие разработки Проект Наличие/отсут- ствие разработки Информирован- ность родителей

־ Количество про- веденных меро- приятий

־ Наличие/отсут- ствие инф. мате- риалов Создание актива студии Наличие/отсут- ствие разработки Привлечение партнеров Количество парт- неров Реализовать программу студии раз- вивающих и г р «От игры к по- знанию». Этап реализации проекта Проведение игр Количество про- веденных меро- приятий (в час.) Повышение уров- ня развития ин- теллектуальных способностей де- тей: в первом классе; во втором классе; в третьем классе; в четвертом клас- се

־ Уровень развития мышления

־ Уровень развития памяти

־ Уровень развития речи

־ Уровень развития внимания Подвести итоги реа- лизации программы студии раз- вивающих и г р «От игры к по- знанию» Итоговый этап Повышение успе- ваемости учащих- ся Показатели успе- ваемости Положительная динамика разви- тия интеллекту- альных способно- стей детей млад- шего школьного возраста Повышение / и (или) снижение показателей ин- теллектуального развития

Список литературы:
1. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные за- дачи для развития логического мышления. - СПб., 2002. 2. Боровик O.С. Развитие воображения: Методические рекоменда- ции. М., 2000. 3. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985. 4. Гордиенко Н, Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, При- ложение к газете Первое сентября. 2004 - № 7. 5. Ляшко Т.В. Система разработки цикла развивающих занятий. - Обнинск, 1999. 6. Ляшко Т.В., Синицина Е.И., Через игру - к творчеству. - Об- нинск, 2000. 7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Введение в методологию игровой деятельности. - М., 2007. 8. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1995. 9. Новые педагогические технологии: Пособие для учителя / Под общей редакцией Е.С.Палат. - М., 2006. 10.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, вос- приятия, воображения, речи: Игровые задания. М., 2004. 11.Тихомирова Л.Ф., Багов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1995. 12.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснова- нию системно-структурного подхода. М., 2003. 13.Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1999. 14.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство. В 3 ч. – Ч. 1-2. – М., 2005. .



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники