Автор: Абакарова Ирина Дмитриевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГБОУ ЦО 1601 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка. План открытого занятия. Тема: Выразительные средства музыки. Штрихи Раздел: дополнительное образование
План открытого занятия объединения «Фортепиано»
Тема занятия:
"Выразительные средства музыки. Штрихи"
Педагог: Абакарова И.Д.
Обучающийся: Меренкова Люба (1-й год обучения).
Цель занятия:
знакомство с понятием средств музыкальной выразительности на материале
изучаемых произведений.
Задачи:
Образовательные: изучение теоретических терминов (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,
динамика),
формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими
оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);
Развивающие: развитие слуха, координации движений,
активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать
усидчивость, собранность.
Ход занятия:
– В начале нашего занятия я хочу с тобой немного поиграть. Давай представим, что мы находимся
в большом концертном зале, все наши гости превратились в слушателей, а ты? Правильно –
исполнитель, а ещё и ведущий концерта – конферансье. Постарайся сейчас вспомнить все задачи
исполнителя, вспомнить произведения, которые мы разучивали ранее, объявить их и сыграть.
– Итак, внимание! Выступает Меренкова Люба.
(Анализ исполненных произведений).
Скажи, пожалуйста, как ты исполнила произведения? Всё ли, у тебя получилось? (Обсуждение.)
-А теперь мы переходим к теме нашего занятия.
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например,
такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создаёт картину.
Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами.
Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального
искусства является танец, драматического – игра актеров. У музыки свой особенный язык – язык
звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства.
– Ты когда-нибудь задумывалась над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не
похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают
речью? Мы можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно. Так и в музыке. Игра без
штрихов – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как
слушать длинную монотонную речь.
– Итак, что же такое штрихи? Сейчас я загадаю тебе две загадки, а ты скажешь, кто перед нами:
медведь или ёжик.
Исполняются музыкальные произведения (пьесы Д. Кабалевского и Г.Галынина). Про кого я
сыграла сначала? (Фрагмент пьесы «Ёжик».)
-А кто появился перед нами потом? (Фрагмент пьесы «Медведь»).
Ты правильно отгадала мои музыкальные загадки. А чем отличается музыка медведя и ежика? Ты
правильно услышала, как выразительные средства музыки меняют образ и характер мелодии.
Молодец! Медведь – большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит
медленно, низко, тяжело, неповоротливо. (Играется фрагмент.) А ёжик – маленький, пугливый,
колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. (Играется
фрагмент.)
Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и
указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело.
Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
легато (legato)
нон легато (non legato)
стаккато (staccato)
-Сейчас я буду рассказывать стихи, а ты выйди на середину класса и постарайся жестами передать
содержание этих стихов.
-Лодка плавает легато .
Зайчик прыгает стаккато .
Мишка ходит нон
легато .
Верно, говорю ребята?
Дятел долбит сук легато .
Самолет летит стаккато .
Нон легато плывет рыбка.
Здесь, по-моему, ошибка.
Лебедь плывет легато .
Скачет воробей стаккато .
Слон шагает нон легато .
Как вы ходите, ребята?
Ходим мы и нон легато ,
И легато , и стаккато .
Словом, можем так и сяк,
Даже наперекосяк.
-Тебе понравились стихи, а ведь это всё ШТРИХИ!
Стаккато, легато, нон легато - это музыкальные термины, которые относятся к одному общему
понятию – штрихи!
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует
внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному
распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato
направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков
рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
Нон легато (итал. Non legato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при
взволнованном характере музыки. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и
освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Этот штрих
придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем
быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот
приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
– Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но
встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки
извлекаются подобно non legato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах
обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает
подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В
нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность
стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая
особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается
знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Следующее задание. Определить штрихи на слух. (Педагог играет на фортепиано пьесы из
сборника А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" на различные виды штрихов, а ученица
старается определить их.)
-Как ты думаешь, где тебе может пригодиться изучаемый материал? Теперь с помощью штрихов
мы будем видоизменять (аранжировать) знакомые тебе песенки. (Ученица играет знакомые пьесы
разными щтрихами и пытается сопоставить их характер.)
Домашнее задание:
-А новым домашним задание будет разбор музыкального произведения Д.Кабалевского
«Маленькая полька». Как ты думаешь, над, чем тебе надо поработать дома? Я предлагаю, тебе
самой определить свои дальнейшие действия, распланировать домашнюю работу. И не забудь
обратить внимание на штрихи!
Заключение .
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер
музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств,
целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию
при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым
эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает
восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
Список литературы
1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.,М. -1971
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - Ленинград, Советский композитор- 1973
4.Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. -М.,М. - 1982
5.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.,М.- 1988
6.Смирнова Т.И. Фортепиано - интенсивный курс.
7.Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансона В. - М., М. -1981
8.Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград -1985