Напоминание

рабочая тетрадь


Автор: Руденко Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СКОШИ VIII вида
Населённый пункт: г.Ленск Р(С) Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая тетрадь
Раздел: начальное образование





Назад





1 часть (10 занятий)

Автор – составитель:
учитель начальных классов Руденко Анна Александровна. Чтение является важным и ж и з н е н н о необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у обучающихся медленно и с большим трудом. В настоящее время актуальна проблема формирования у обучающихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества обучающихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у обучающихся с интеллектуа льной недостаточностью протекает замедленно и отличается своеобразием. 1
Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения п и с ь м е н н о й р е ч и . У о б у ч а ю щ и х с я с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность. М.Ф. Гнездилов отмечает: “В каждом отдельном случае необходимо всесторонне и тщательно изучить ребёнка, чтобы установить, какие именно звенья осуществляемой ими в данном случае деятельности нарушены. Методические приёмы обучения должны быть направлены на преодоление основной причины нарушения деятельности учащихся”. Ч т е н и е о б у ч а ю щ и х с я с п е ц и а л ь н о й (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Как показывают исследования, дети с олигофренией оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная букв, не владея элементарными фонематическими представлениями, с недостатками зрительного восприятия. В силу неоднородности контингента одного к л а с с а коррекционной школы по характеру и степени с е н с о р н о й , р еч е в о й и и н т е л л е к т у а л ь н о й недостаточности, дети в процессе обучения оказываются на разных этапах овладения навыком чтения. По мере усложнения программных требований к уровню развития навыков чтения возникает ряд новых трудностей. В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема 2
поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики. В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются: - научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; - формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике я использую различные дидактические игры и м е т о д и ч е с к и е п р и е м ы , с п о с о б с т в у ю щ и е формированию и коррекции полноценного навыка чтения у обучающихся начальных к л а с с о в специальной (коррекционной) школы VIII вида. При всем многообразии учебников по обучению грамоте, чтению отсутствуют тетради на печатной основе, являющиеся приложением к букварю, и так необходимые в практике работы учителя с детьми, испытывающими трудности в овладении процессом чтения. Цель работы: разработка, а п р о б а ц и я , совершенствование и внедрение в практику начальной школы рабочей тетради для отработки навыков чтения в послебукварный период. Создание рабочей тетради направлено на достижение следующих задач: 1.Индивидуализация игровых заданий и упражнений на уроке. 3
2. Организация эффективной работы на уроке и самостоятельной читательской деятельности обучающихся дома. 3 . Ф о рм и р о ва н и е ч и т ат е л ь с к и х у м е н и й обучающихся. 4. Актуализация звуковой стороны речи. 5. Формирование эстетического отношения к устному народному творчеству. Практическая значимость: Рабочая тетрадь как компонент «развернутой во времени и пространстве содержательной программы деятельности обучения» (И.КЖуравлев.)является специфическим средством развития познавательной активности учащихся (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Д . Б . Эл ь ко н и н , В.В.Давыдов, П.М.Эрдниев, М . Б . В ол о в и ч ) , п о з в о л я ю щ и м , в о п р е д е л е н н о й с т е п е н и , индивидуализировать процесс формирования и ко р р е к ц и и н ед о с т ат ко в р а зв и т и я у ч е б н о й деятельности у младших школьников. Представленная рабочая тетрадь предназначена для учителей начальных классов для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении, для использования на уроках чтения в качестве дополнительного материала.
Структура

рабочей

тетради
соответствует дидактическим принципам: принцип деятельности (включение ребенка в учебно-познавательную д е я т е л ь н о с т ь ) , п р и н ц и п п с и х о л о г и ч е с к о й комфортности (снятие всех стрессообразующих ф а к т о р о в у ч е б н о г о п р о ц е с с а ) ; п р и н ц и п вариативно сти (у обучающихся - р а з в и т и е вариативного мышления, а у учителя – право на самостоятельность в выборе форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе); принцип творчества (ориентация на творческое начало) принцип доступности. В результате использования данной тетради у обучающихся улучшилась техника ч т е н и я , слабочитающие дети стали читать предложения и небольшие тексты. Сформированность техники чтения в свою очередь повлияла на - общее развитие речи; 4
- на повышение качества успеваемости. Рабочая тетрадь состоит из 2х частей: Первая часть «Я читаю?!». В неё включено 10 занятий. Работая по этой тетради, дети научатся находить в слове гласные звуки, читать обратные и прямые слоги, определять первый и последний звуки в слове. В тетради отрабатываются навыки определения звуков в слове по порядку, нахождения пропущенных букв, составления слов из слогов, нахождения заданных слов. Слова на каждой странице объединены определённой слоговой структурой и звуковой наполненностью. Вторая часть «Учимся читать». В неё включено 15 занятий. Для занятий предлагаются игровые и познавательные упражнения. Иллюстрации к за н я т и я м п о бужд а ют к с а м о с т о я т е л ь н о м у высказыванию, помогают выполнить задание. Большое место отведено развитию грамматического строя речи – имеются задания на словоизменение, словообразование, согласование частей речи друг с другом. Кроме того, приведённые здесь игры и упражнения позволят развить: - внимание; - усидчивость; -память; -интерес к чтению; -языковую интуицию. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку. Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.
Занятие 1.

1. Прочитай слоги.
ка зо ду ла ро ко за до ло ру ки зу да ле ра 5

2. Прочти слова.
Сыр, дом, рот, кит, жук, лес, душ.
3. Вставь букву, чтобы получилось слово:

С…р, р…т, к…т, л…с, д…ш, д…м.

4. Найди такое же слово, подчеркни:

Бант-
болт, бинт, баня, бант, банк. 5.Переставь буквы, чтобы получилось слово: спу рсы сле
6. Назови предметы, изображённые на рисунках.

Назови гласный звук в каждом слове.


Впиши в кроссворд пропущенные буквы. у о у е
Занятие
2.
1.Прочти слоги.
мо ва ко ту ру ло ду му та на ла ру то ла кла дру сто гла 6
клад друг стол глаз
2.Найди такое же слово, подчеркни:
Стул - стул , стол , стая , стул , стук . Свет - свеча , Света , свет , всем .
3. Назови предметы, изображённые на

рисунках.Назови гласный звук в каждом слове.

Впиши в кроссворд пропущенные буквы.
у ю о а
4.Отгадай слово, запиши:
Брта снло взку
Занятие 3.

1.Прочти слоги.
Со- сом но нос па-пар Сы- сын на-нас до-дом Су- суп нё-нёс лу-лук Сно-сна-сну-сны Сна-сно-сны-сну 7

2.Прочти слова. Запиши слова.
Ру ка Лу на Го ра Бу сы Ро за 3.Назови предметы, изображенные на рисунках. Впиши в кроссворд пропущенные буквы. у а у ы о а ы а г р к з л н
Занятие 4.
1
.Прочти слова и найди букву, которой они

отличаются.
Сор-спор сом-мост Рот-крот тот-торт Сук-стук ток-сток Сон-слон пар-парк
2.Узнай слово и допиши.
Сум-___ бел-____ 8
Боч-____ вед-____ Лож-____ шап-___ 3.Раздели слова: Маскапяткакухняручкакошка 4.Назови предметы изображённые на рисунках. Впиши в кроссворд пропущенные буквы. у а а а е о о а е а о а
Занятие 5.

1.Прочти слоги.
Кра-кро-кру-кри-кре Кро-кру-кра-кре-кри гру-гро-гре-гра-гри гре-гри-гра-гро-гру 2.Прочти слова. Запиши слова. Кру па Гро за 9
Гри бы Гру ша Сли ва
3.Соедини слово с нужной картинкой.
Гроза Флаги Грибы Лимон Слива Замок
Занятие 6.
1. Прочти слоги. Кле пле тре зве три кли сви при пря зря тре смя
2.Найди «Лишнее слово»:
Мак, ромашка, роза, лук; Кошка, воробей. собака, корова; Пенал, карандаш, дом, тетрадь.
3.Добавь слог.
Са по ___ Ку би ____ 10
Ло па ____ Ко ле ___
4.Назови предметы, изображённые на рисунках.

Определи первый и последний звук в каждом

слове. Впиши в кросворд пропущенные буквы.
к у и м а а г а а с а и к о о
Занятие 7.

1.

Прочитай слоги.
Ло-сло-слон ла-кла-клад Ре-кре-крем со-сто-стол Ру-дру-друг ро-гро-гроз
2.Прочти слова. Подчеркни буквы, которыми

они отличаются.
Река-репка Лапа-лампа Утка - шутка Сосна-соска Мало - масло Рама-рана
3.Найди в каждом слове другое слово.
Смех – мех, экран- _________ 11
Мель- ______ олень- _________ Уточка - ______ коса - _________
4.Прочитай слова. Соедини слово с нужным

рисунком.
Туфли сапоги ботинки кроссовки Куртка пиджак плащ пальто Шапка шляпа кепка берет
Занятие 8.

1.Найди и подчеркни слова.
Бант-бинт, баня, бант, банк. Стул-стол, стук, стул, стая. Свет- свеча, Света, свет, всем.
2.Вставь букву И или Ы
. С _ р п _ ла р _ бка к _ но Д _ м с _ ла в _ лка р _ сь Р _ с м _ ло м _ шка сы_рок
3.Найди лишнее слово.
Дождь книга снег град Девочка кукла малыш ученик 12
Пенал карандаш дом тетрадь
4.Прочитай предложения. Найди нужный рисунок.
Я ем торт. Саша пил сок. Маша пела. Лена мыла куклу .
Занятие 9.
1.Данные слова раздели на группы. Сом, лебедь, волк, щука, заяц, синица, аку- ла, лев, снегирь, слон, окунь, лисица, коза, ворона, карась, сова. Кто летает? Кто бегает? Кто плавает? _________ _________ __________ _________ _________ __________ _________ __________ __________ _________ __________ __________ _________ __________ __________ 13
2
.Прочитай предложения, вставляя слова.
На небе - . Дима налил чай в . Миша едет на . Бабушка несёт с водой.
Занятие10.

1.Прочитай и вставь слово:
Уз-уз-уз- на столе лежит ___________________. Ом- ом- ом - мы построим новый ____________. Уп – уп – уп – я готовлю папе __________. Ко – ко –ко – кошка любит _____________. Та – та – та – хвост пушистый у _________.
2.

Найди ошибку и исправь
. кит булка 14
коса дом стол коза
3.Запиши слова парами:
Кит – кот стол - _____ булка-_______ Дом-____ коза - _____ стол- ________ 15


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники