Автор: Руденко Анна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СКОШИ VIII вида Населённый пункт: г.Ленск Р(С) Якутия Наименование материала: методическая разработка Тема: рабочая тетрадь Раздел: начальное образование
Автор – составитель: учитель начальных классов
Руденко Анна Александровна.
Чтение
является
важным
и
ж и з н е н н о
необходимым
навыком.
Однако,
как
показывает
практика, навык полноценного чтения формируется у
обучающихся медленно и с большим трудом.
В
настоящее
время
актуальна
проблема
формирования у обучающихся правильного, беглого,
выразительного
и
осознанного
чтения,
т.к.
в
последние годы в стране наблюдается значительный
рост количества обучающихся, которые не могут за
период обучения в начальных классах в полной мере
овладеть
полноценными
навыками
чтения.
Эта
проблема особенно остро проявляется в специальной
школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков
чтения
у
обучающихся
с
интеллектуа льной
недостаточностью протекает замедленно и отличается
своеобразием.
1
Несформированность
процесса
чтения,
а
именно:
неумение
читать
правильно,
бегло,
выразительно и сознательно приводит к тому, что у
младших
школьников
возникают
нарушения
п и с ь м е н н о й
р е ч и .
У
о б у ч а ю щ и х с я
с
несформированными
навыками
чтения
возникают
трудности
в
установлении
социальных
связей
с
окружающим
миром,
оказываются
расстроенными
взаимоотношения с обществом, возникают трудности
в
речевом
общении,
нарушается
коммуникативные
функции.
Эти
нарушения
в
подростковом
возрасте
препятствуют
социальной
адаптации
и
интеграции
учащихся
с
интеллектуальной
недостаточностью
и
подрывают
основу
формирования
ребенка
как
читателя, и как саморазвивающуюся личность.
М.Ф. Гнездилов отмечает: “В каждом отдельном
случае необходимо всесторонне и тщательно изучить
ребёнка, чтобы установить, какие именно звенья
осуществляемой ими в данном случае деятельности
нарушены. Методические приёмы обучения должны
быть направлены на преодоление основной причины
нарушения деятельности учащихся”.
Ч т е н и е
о б у ч а ю щ и х с я
с п е ц и а л ь н о й
(коррекционной)
школы
VIII
вида
характеризуется
большим
количеством
ошибок
(замены,
повторы,
пропуски,
добавления
букв,
слогов,
слов)
и
их
стойкостью. В свою очередь нарушение правильности
чтения
затрудняет
выработку
навыка
беглого
и
выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Как показывают исследования, дети с олигофренией
оказываются не готовыми к началу обучения, в том
числе и к учебной деятельности на уроках чтения.
Они
приходят
в
школу,
не
зная
букв,
не
владея
элементарными фонематическими представлениями,
с
недостатками
зрительного
восприятия.
В
силу
неоднородности
контингента
одного
к л а с с а
коррекционной
школы
по
характеру
и
степени
с е н с о р н о й ,
р еч е в о й
и
и н т е л л е к т у а л ь н о й
недостаточности,
дети
в
процессе
обучения
оказываются
на
разных
этапах
овладения
навыком
чтения.
По
мере
усложнения
программных
требований
к
уровню
развития
навыков
чтения
возникает ряд новых трудностей. В связи с большой
распространённостью нарушений навыков чтения и
их
значительной
стойкостью
у
учащихся
с
интеллектуальной
недостаточностью
проблема
2
поиска
способов
и
приёмов,
способствующих
наиболее
эффективному
формированию
навыков
чтения
(беглость,
осознанность,
правильность,
выразительность) является актуальной и практически
значимой для коррекционной педагогики.
В программе для специальных (коррекционных)
школ VIII вида указывается, что основными задачами
обучения чтению являются:
-
научить
детей
читать
доступный
их
пониманию
текст
вслух
и
про
себя,
осмысленно
воспринимать прочитанное;
- формировать у учащихся навык сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения.
Кроме общих с массовой школой задач, уроки
чтения
в
специальной
школе
выполняют
функцию
коррекции
недостатков.
В
своей
практике
я
использую
различные
дидактические
игры
и
м е т о д и ч е с к и е
п р и е м ы ,
с п о с о б с т в у ю щ и е
формированию
и
коррекции
полноценного
навыка
чтения
у
обучающихся
начальных
к л а с с о в
специальной (коррекционной) школы VIII вида.
При
всем
многообразии
учебников
по
обучению
грамоте,
чтению отсутствуют тетради на
печатной
основе,
являющиеся
приложением
к
букварю,
и
так необходимые
в
практике
работы
учителя
с
детьми,
испытывающими
трудности
в
овладении процессом чтения.
Цель
работы:
разработка,
а п р о б а ц и я ,
совершенствование
и
внедрение
в
практику
начальной
школы
рабочей
тетради
для
отработки
навыков чтения в послебукварный период.
Создание
рабочей
тетради
направлено
на
достижение следующих задач:
1.Индивидуализация игровых заданий и упражнений
на уроке.
3
2. Организация эффективной работы на уроке и
самостоятельной читательской деятельности
обучающихся дома.
3 .
Ф о рм и р о ва н и е
ч и т ат е л ь с к и х
у м е н и й
обучающихся.
4. Актуализация звуковой стороны речи.
5. Формирование эстетического отношения к устному
народному творчеству.
Практическая
значимость: Рабочая
тетрадь
как
компонент «развернутой во времени и пространстве
содержательной программы деятельности обучения»
(И.КЖуравлев.)является
специфическим
средством
развития
познавательной
активности
учащихся
(П.Я.Гальперин,
Л.В.Занков,
Д . Б . Эл ь ко н и н ,
В.В.Давыдов,
П.М.Эрдниев,
М . Б . В ол о в и ч ) ,
п о з в о л я ю щ и м ,
в
о п р е д е л е н н о й
с т е п е н и ,
индивидуализировать
процесс
формирования
и
ко р р е к ц и и
н ед о с т ат ко в
р а зв и т и я
у ч е б н о й
деятельности у младших школьников.
Представленная рабочая тетрадь предназначена
для учителей начальных классов для индивидуальной
работы
с
детьми,
испытывающими
трудности
при
чтении,
для
использования
на
уроках
чтения
в
качестве дополнительного материала.
Структура
рабочей
тетради
соответствует
дидактическим принципам:
принцип деятельности
(включение
ребенка
в
учебно-познавательную
д е я т е л ь н о с т ь ) , п р и н ц и п
п с и х о л о г и ч е с к о й
комфортности
(снятие
всех
стрессообразующих
ф а к т о р о в
у ч е б н о г о
п р о ц е с с а ) ;
п р и н ц и п
вариативно сти
(у
обучающихся
-
р а з в и т и е
вариативного
мышления,
а
у
учителя
–
право
на
самостоятельность в выборе форм и методов работы,
степень их адаптации в учебном процессе); принцип
творчества
(ориентация
на
творческое
начало)
принцип доступности.
В
результате
использования
данной
тетради
у
обучающихся
улучшилась
техника
ч т е н и я ,
слабочитающие
дети
стали
читать
предложения
и
небольшие тексты.
Сформированность техники чтения в свою очередь
повлияла на
- общее развитие речи;
4
- на повышение качества успеваемости.
Рабочая тетрадь состоит из 2х частей:
Первая
часть
«Я
читаю?!».
В
неё
включено
10
занятий.
Работая
по
этой
тетради,
дети
научатся
находить в слове гласные звуки, читать обратные и
прямые слоги, определять первый и последний звуки
в
слове.
В
тетради
отрабатываются
навыки
определения звуков в слове по порядку, нахождения
пропущенных
букв,
составления
слов
из
слогов,
нахождения
заданных
слов.
Слова
на
каждой
странице
объединены
определённой
слоговой
структурой и звуковой наполненностью.
Вторая часть «Учимся читать». В неё включено 15
занятий.
Для
занятий
предлагаются
игровые
и
познавательные
упражнения.
Иллюстрации
к
за н я т и я м
п о бужд а ют
к
с а м о с т о я т е л ь н о м у
высказыванию,
помогают
выполнить
задание.
Большое место отведено развитию грамматического
строя речи – имеются задания на словоизменение,
словообразование, согласование частей речи друг с
другом.
Кроме
того,
приведённые
здесь
игры
и
упражнения позволят развить:
- внимание;
- усидчивость;
-память;
-интерес к чтению;
-языковую интуицию.
В
результате
выполнения
предложенных
упражнений
уточняется
и
обогащается
словарный
запас
учащихся,
развивается
лексическая
сторона
речи,
вырабатывается
умение
правильно
строить
предложения, правильно и последовательно излагать
свои
мысли.
Появляется
и
развивается
интерес
и
любовь к родному языку.
Поэтому педагоги должны быть готовы
продолжать работу по формированию навыка чтения
и усвоению содержания, совершенствованию
познавательных и общедидактических умений и
навыков.
Занятие 1.
1. Прочитай слоги.
ка зо ду ла ро
ко за до ло ру
ки зу да ле ра
5
2. Прочти слова.
Сыр, дом, рот, кит, жук, лес, душ.
3. Вставь букву, чтобы получилось слово:
С…р, р…т, к…т, л…с, д…ш, д…м.
4. Найди такое же слово, подчеркни:
Бант-
болт, бинт, баня, бант, банк.
5.Переставь буквы, чтобы получилось слово:
спу рсы сле
6. Назови предметы, изображённые на рисунках.
Назови гласный звук в каждом слове.
Впиши в кроссворд пропущенные буквы.
у
о
у
е
Занятие
2.
1.Прочти слоги.
мо
ва
ко
ту
ру
ло
ду
му
та
на
ла
ру
то
ла
кла
дру
сто
гла
6
клад
друг
стол
глаз
2.Найди такое же слово, подчеркни:
Стул
-
стул
,
стол
,
стая
,
стул
,
стук
.
Свет
-
свеча
,
Света
,
свет
,
всем
.
3. Назови предметы, изображённые на
рисунках.Назови гласный звук в каждом слове.
Впиши в кроссворд пропущенные буквы.
у
ю
о
а
4.Отгадай слово, запиши:
Брта снло взку
Занятие 3.
1.Прочти слоги.
Со- сом но нос па-пар
Сы- сын на-нас до-дом
Су- суп нё-нёс лу-лук
Сно-сна-сну-сны
Сна-сно-сны-сну
7
2.Прочти слова. Запиши слова.
Ру ка
Лу на
Го ра
Бу сы
Ро за
3.Назови предметы, изображенные на рисунках.
Впиши в кроссворд пропущенные буквы.
у
а
у
ы
о
а
ы
а
г
р
к
з
л
н
Занятие 4.
1 .Прочти слова и найди букву, которой они
отличаются.
Сор-спор сом-мост
Рот-крот тот-торт
Сук-стук ток-сток
Сон-слон пар-парк
2.Узнай слово и допиши.
Сум-___ бел-____
8
Боч-____ вед-____
Лож-____ шап-___
3.Раздели слова:
Маскапяткакухняручкакошка
4.Назови предметы изображённые на рисунках.
Впиши в кроссворд пропущенные буквы.
у
а
а
а
е
о
о
а
е
а
о
а
Занятие 5.
1.Прочти слоги.
Кра-кро-кру-кри-кре
Кро-кру-кра-кре-кри
гру-гро-гре-гра-гри
гре-гри-гра-гро-гру
2.Прочти слова. Запиши слова.
Кру па
Гро за
9
Гри бы
Гру ша
Сли ва
3.Соедини слово с нужной картинкой.
Гроза
Флаги
Грибы
Лимон
Слива Замок
Занятие 6.
1.
Прочти слоги.
Кле пле тре зве три кли
сви при пря зря тре смя
2.Найди «Лишнее слово»:
Мак, ромашка, роза, лук;
Кошка, воробей. собака, корова;
Пенал, карандаш, дом, тетрадь.
3.Добавь слог.
Са по ___
Ку би ____
10
Ло па ____
Ко ле ___
4.Назови предметы, изображённые на рисунках.
Определи первый и последний звук в каждом
слове. Впиши в кросворд пропущенные буквы.
к
у
и
м
а
а
г
а
а
с
а
и
к
о
о
Занятие 7.
они отличаются.
Река-репка Лапа-лампа
Утка - шутка Сосна-соска
Мало - масло Рама-рана
3.Найди в каждом слове другое слово.
Смех – мех, экран- _________
11
Мель- ______ олень- _________
Уточка - ______ коса - _________
4.Прочитай слова. Соедини слово с нужным
1.Найди и подчеркни слова.
Бант-бинт, баня, бант, банк.
Стул-стол, стук, стул, стая.
Свет- свеча, Света, свет, всем.
2.Вставь букву И или Ы .
С _ р п _ ла р _ бка к _ но
Д _ м с _ ла в _ лка р _ сь
Р _ с м _ ло м _ шка сы_рок
3.Найди лишнее слово.
Дождь книга снег град
Девочка кукла малыш ученик
12
Пенал карандаш дом тетрадь
4.Прочитай предложения. Найди нужный рисунок.
Я ем торт.
Саша пил сок.
Маша пела.
Лена
мыла
куклу
.
Занятие 9.
1.Данные слова раздели на группы.
Сом, лебедь, волк, щука, заяц, синица, аку-
ла, лев, снегирь, слон, окунь, лисица, коза,
ворона, карась, сова.
Кто летает? Кто бегает? Кто плавает?
_________ _________ __________
_________ _________ __________
_________ __________ __________
_________ __________ __________
_________ __________ __________
13
2 .Прочитай предложения, вставляя слова.
На небе -
.
Дима налил чай в
.
Миша едет на
.
Бабушка несёт
с водой.
Занятие10.
1.Прочитай и вставь слово:
Уз-уз-уз- на столе лежит
___________________.
Ом- ом- ом - мы построим новый
____________.
Уп – уп – уп – я готовлю папе __________.
Ко – ко –ко – кошка любит _____________.
Та – та – та – хвост пушистый у _________.
2.
Найди ошибку и исправь .
кит
булка
14
коса
дом
стол
коза
3.Запиши слова парами:
Кит – кот стол - _____ булка-_______
Дом-____ коза - _____ стол- ________
15