Автор: Юрченко Валентина Николаевна Должность: преподаватель сольфеджио Учебное заведение: МБУ ДО "Злынковская детская школа искусств" Населённый пункт: Брянская область, г.Злынка Наименование материала: Конспект Тема: "175 - лет со дня рождения П.И.Чайковского" Раздел: дополнительное образование
Используя фольклорные мелодии, он создавал музыкальный язык, связанный с
народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Его
музыка стала подлинно интернациональной, завоевала мировое призвание.
6 января 1886 года Чайковский приехал в Москву, начиная новую жизнь. О его кантате
на оду Ф.Шиллера «К радости» Герман Ларош пишет ему письмо «Я вижу
единственную надежду нашей музыкальной будущности. Ваши произведения
превзойдут все, что мы имели после Глинки».
П.И.Чайковского в Москву пригласил Николай Рубинштейн, ученика своего брата,
Антона Рубинштейна ( пианиста, дирижера, композитора) и поселил в
своей квартире. Чайковский стал преподавателем Русского музыкального общества, с
осени профессором второй в России Московской консерватории. П.И.Чайковский
покидает службу в Министерстве юстиции и отдается творчеству. Его поддерживает
отец. Он видел, что отец огорчен, сын бедствует, пока учится в Петербургской
консерватории, оставив службу юриста. Его поддержала и сестра Саша, которая вышла
замуж за сына декабриста Давыдова и уехала на Украину (Каменка).
Нач
алась служба на музыкальном поприще.
Ученикам нравился новый учитель –
красивый, с выразительными темными
глазами, небрежно зачесанными
волосами и чудной бородкой. Был
удивительно мягок, деликатен и
терпелив. Правила любил
иллюстрировать на произведениях
Глинки и Моцарта.
П.Ч.Чайковский 12 лет преподавал в
Консерватории, он составлял
программы по курсу гармонии,
методические работы, переводил
учебники зарубежных авторов.
В 1869-1870 г.г. с немецкого перевел
«Жизненные правила и советы
музыкантам» Роберта Шумана
Посещал аристократические кружки,
театры. С детства вырабатывал
привычку везде успевать
В
Санкт-Петербурге
ему
попалась
рецензия
Ц.А.Кюи,
написанная
на
кантату
«К
Радости» фраза:«… Консерваторский композитор П.И.Чайковский совсем слаб …, что
написано по правилам, … но если бы было дарование и т.д..Композитор пишет, что не
отдавал себе отчета, бесцельно повторял «Я пустоцвет, я бездарен.
С 5 лет фантазировал на фортепиано. Однажды Фанни Дюрбах застала его в слезах:
«О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - она не дает
мне покоя!»
Когда мальчику не разрешали играть на рояле, боясь перевозбуждения, он «играл»
барабаня пальцами по столу или оконной раме. Потом уроки музыки с Марией
Пальчиковой (посылал ей деньги) Филлипов.
Чайковский вспоминает свое детство в Воткинске с сестрой Сашей и своими братьями
Колей, Ипполитом и гувернанткой Фанни Дюрбах, любуясь закатами, слушая нежные и
грустные народные напевы, катание по реке, первые уроки с «мамашенькой» –
первой его учительницей по фортепиано. Отец играл на флейте.
Учась в училище правоведения, играл «Соловья», это была любимая песня мамы. В
училище приобщал своих
друзей к опере, французскому театру, часто играл на рояле с закрытой полотенцем
клавиатурой.
Начал сочинять романсы, первую оперу «Гипербола», пел в хоре, играл симфонии
Бетховена, отрывки из опер Моцарта «Дон Жуан», «Волшебного стрелка».
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту, - пишет Чайковский.
1855-1858 г.г. в училище – его учитель – пианист Р.Кюндингер пишет о Чайковском:
«Тонкий слух, память, отличная рука – это не только композитор и пианист,
гармоническое чутье, поражали его».
В 1859 году поступает в музыкальные классы РМО, а через 2 года, будучи чиновником
Министерства юстиции в год 1000-летия России подает заявление о приеме в
консерваторию, пишет сестре – «я променяю службу на музыку, конечно, не брошу ее
пока окончательно не буду уверен в том, что я артист, а не чиновник»
В мае 1863 года отказался от жалования юриста. Расходы стали малыми, но он был
уверен, что станет хорошим музыкантом. От занятий в классе фортепиано был
освобожден, т.к. играл «по-композиторски», выступал с сольными концертами.
П.И.Чайковский очень любил хоровое пение, играл на литаврах. В ученическом
оркестре играл на флейте (учился у итальянца Чиарди). На концерте в честь приема в
Москве пианистки Клары Шуман (жены композитора), играл в квартете флейт Д.Кулау.
По теории музыки занимался у Зарембы, композиции у А.Рубинштейна, пишет
симфонические произведения. Много учится сам, дирижирует.
Получает звание свободного художника, серебряная медаль. Спустя 3 месяца читает
приговор Кюи: «Консерваторский композитор П.И.Чайковский совсем слаб». Залечить
раны может только труд.
Начинает писать
симфонию № 1 «Зимние грезы»
– фантазии на р.н.п.,
впечатления от красот во время путешествия по Ладожскому озеру. Чайковский
изобразил песенность, связь с народным фольклором. Посвящена Н.Рубинштейну, он
же дирижирует в 1868 г., затем перерабатывал 2 раза.
1883г. – рецензия отличная и симфония вошла в репертуар оркестров.
Чайковский был кумиром Моцарта, восхищался Бетховеном, использовал в своей
работе лучшее из их произведений. Преклонялся перед лучшим в русской музыке
великим гением М.И.Глинки.
В 1867 году в Итальянской опере Чайковский познакомился с французской певицей
Дезире Арто.
Дезире Арто была на 5 лет старше, постоянно разъезжала по Европе с
концертами, жить в России не хотела. Чайковский был молод для нее, да и друзья
были против - видеть в нем мужа певицы, разъезжать с ней по концертам.
Она не может решиться бросить сцену, славу и деньги, несмотря на ее любовь к
Чайковскому. Она вышла замуж за испанского певца Падиллу. Петр Ильич долго не
скрывал свои чувства к Деризе перед друзьями и родными. Был глубоко разочарован.
Спустя 10 лет Чайковский – автор 5 опер, симфонические увертюры – фантазии «Ромео
и Джульетта», романсов, поставил в Праге оперу Глинки «Руслан и Людмила» – дал
возможность иностранцам показать, что существует русская музыка и русские
композиторы.
В 1871 году для своих племянников был написан
балет «Озеро лебедей»,
когда
гостил у сестры в Каменке. Он был реформатором в этом жанре. Музыкальные образы
имеют свою музыкальную драматургию. Премьера балета прошла с успехом 20
февраля 1877г. И была в репертуаре Большого театра до 1883 года, когда пришли в
полную негодность декорации этой постановки.
Мелодии певучие, увлекательные, льются как из рога изобилия. Лебеди – принцесса
Одетта с подругами, - заколдованные злым гением, лишь ночью принимают вид
девушек. Спасти Одетту может только преданная любовь. Увидев девушек – лебедей
на охоте, принц Зигфрид полюбил Одетту и решил стать ее спасителем. Но злой гений
привел на торжество выбора невест свою дочь Одиллию, придав ей облик Одетты.
Зигфрид выбирает ее себе в невесты: изменив Одетте, он оставляет девушку навсегда
во власти злого гения; лебеди превращаются в девушек. Любовь торжествует над
злобными силами и оказывается сильнее смерти. Главная музыкальная тема балета –
тема девушки-лебеди (ее называют часто «лебединой песней»): прекрасная, нежная и
вдохновенная мелодия.
В 70-е годы написаны оперы «Евгений Онегин», Первый концерт для фортепиано с
оркестром, 4 симфония, которую он посвятил Н.Ф. фон Мекк – вдове
железнодорожного мецената. Она страстно любила музыку и тратила немалые суммы
на помощь музыкантам. 14 лет они писали друг другу письма, фон Мекк была его
материальной и психологической поддержкой, но, к сожалению, никогда не были
знакомы друг с другом. В последнее 10-летие композитор много сил и энергии тратит
на пропаганду русской музыки. Он гастролирует по России и за рубежом в качестве
дирижера. Среди его знакомых великие композиторы и исполнители мира: Ж.Гуно,
И.Брамс, А.Дворжак, Э.Григ, К.Сен-Санс.
В последние годы созданны оперы «Пиковая дама», «Иоланта», балеты
«Спящая красавица», «Щелкунчик».
Фортепианный цикл «Времена года»
Чайковский был знаком с фортепианными циклами Р.Шумана «Детские сцены»,
«Лесные сцены», Ф.Листа «Годы странствий», Ф.Мендельсона «Песни без слов». Он
уже написал «Развалины замка», «Детский альбом». Пьесы цикла – картины русского
быта в разное время года – создает лирическое настроение.
Эпиграфы к пьесам подбирал сам Чайковский на стихи поэтов своих романсов
В.Жуковского, А.Майкова, Н.Некрасова, А.Пушкина, А.Фета.
В музыке «Песни жаворонка» (Март) и «Подснежник» (Апрель), наполненной светлым,
лирическим чувством, композитор передает настроение ожидания весны.
«Осенняя песня» – образ октября. Это не только расставание с летом, сожаление об
увядающей природе, но и русская песня в которой слышны душевная боль и печаль.
Русские пейзажи воплощены в картинках И.Левитана, русских писателей Л.Толстого,
И.Тургенева, П.Чехова, Б.Пастернака.
Октябрь серебристо – ореховый,
Блеск заморозков оловянный,
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Высшее достижение фортепианной миниатюры «На тройке» (ноябрь) – это русская
песня, порыв к счастью и раздумье о прошедшем. Он пишет своей корреспондентке о
том, что во всех горестных ситуациях его спасает труд, который является для него
наслаждением, что замышляя и приводя в исполнение задуманное, он вкладывает в
свой труд глубоко прочувствованное.
Последним произведением была его шестая «Патетическая» симфония. Она
прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью. 16 октября 1893 года
состоялась премьера симфонии под управлением автора, а в ночь на 25 октября
композитора не стало.
По воспоминаниям современников похороны его «были так грандиозны и
величественны, как только в России хоронили царей».
Международный конкурс им. П.И.Чайковского
– конкурс
академических музыкантов, проводимый с 1958 года с периодичностью раз в 4 года.
Первым потрясением первого конкурса Чайковского стало, конечно, выступление
американца Вана Клиберна. Огромный техасец, курчавый, с голубыми глазами – он
обаял жюри (Рихтер, поставив многим нули, Клиберну ставил неизменные высшие 25
баллов), слушателей и даже своих коллег по музыкальному цеху.
«Ко мне, помню, подскочил один наш участник, белый, как полотно, – рассказывает
Виктор Пикайзен, скрипач, лауреат II премии I Международного конкурса им. П.И.
Чайковского. – Слушай, говорит, тут играл американец. У него вот такие руки,
темперамент и невероятная техника! Это что-то страшное».
Московская дважды ордена Ленина государственная
консерватория им. П.И.Чайковского – высшее музыкальное
учебное заведение в Москве. Один из ведущих музыкальных вузов
России и мира.
Концертный зал им. П.И.Чайковского – один из крупнейших
концертных залов Москвы. Расположен на Триумфальной
площади. Является главной концертной площадкой Московской
Филармонии. Вместимость зала – 1505 мест.
Много лет назад П.И.Чайковский сказал такие слова: «Я
хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с
каждым днем увеличивалось число людей, любящих ее,
находящих в ней утешение и подпору». И мы сегодня, в
начале 21 века, можем с уверенностью сказать, что
мечта композитора сбылась. Его музыка - самая
популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО
проводило статистические исследования, и они
показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире