Напоминание

"175 - лет со дня рождения П.И.Чайковского"


Автор: Юрченко Валентина Николаевна
Должность: преподаватель сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО "Злынковская детская школа искусств"
Населённый пункт: Брянская область, г.Злынка
Наименование материала: Конспект
Тема: "175 - лет со дня рождения П.И.Чайковского"
Раздел: дополнительное образование





Назад







175 лет со дня рождения П.И.Чайковского


Муниципальное буджетное учреждение

Дополнительного образования

«Злынковская детская школа искусств»



Лекция

на тему «175 – лет со дня рождения П.И.Чайковского»
Подготовила: Преподаватель сольфеджио Юрченко В.Н. 2015 г.

На одном из первых мест среди композиторов, чьи произведения, по

свидетельству статистики звучат наиболее часто во всем мире, стоит имя

Петра Ильича Чайковского - великого художника 19 века. Великий симфонист,

наследник Бетховена отразил в своих произведениях современную эпоху и

современного человека. Его произведения раскрывают многостороннюю связь с

фольклором: русским, украинским, польским, итальянским, французским,

оставаясь подлинно национальным.

Используя фольклорные мелодии, он создавал музыкальный язык, связанный с

народной стихией, с музыкальной жизнью и бытом современной эпохи. Его

музыка стала подлинно интернациональной, завоевала мировое призвание.
6 января 1886 года Чайковский приехал в Москву, начиная новую жизнь. О его кантате на оду Ф.Шиллера «К радости» Герман Ларош пишет ему письмо «Я вижу единственную надежду нашей музыкальной будущности. Ваши произведения превзойдут все, что мы имели после Глинки». П.И.Чайковского в Москву пригласил Николай Рубинштейн, ученика своего брата, Антона Рубинштейна ( пианиста, дирижера, композитора) и поселил в своей квартире. Чайковский стал преподавателем Русского музыкального общества, с осени профессором второй в России Московской консерватории. П.И.Чайковский покидает службу в Министерстве юстиции и отдается творчеству. Его поддерживает отец. Он видел, что отец огорчен, сын бедствует, пока учится в Петербургской консерватории, оставив службу юриста. Его поддержала и сестра Саша, которая вышла замуж за сына декабриста Давыдова и уехала на Украину (Каменка).
Нач алась служба на музыкальном поприще. Ученикам нравился новый учитель – красивый, с выразительными темными глазами, небрежно зачесанными волосами и чудной бородкой. Был удивительно мягок, деликатен и терпелив. Правила любил иллюстрировать на произведениях Глинки и Моцарта. П.Ч.Чайковский 12 лет преподавал в Консерватории, он составлял программы по курсу гармонии, методические работы, переводил учебники зарубежных авторов. В 1869-1870 г.г. с немецкого перевел «Жизненные правила и советы музыкантам» Роберта Шумана Посещал аристократические кружки, театры. С детства вырабатывал привычку везде успевать В Санкт-Петербурге ему попалась рецензия Ц.А.Кюи, написанная на кантату «К Радости» фраза:«… Консерваторский композитор П.И.Чайковский совсем слаб …, что написано по правилам, … но если бы было дарование и т.д..Композитор пишет, что не отдавал себе отчета, бесцельно повторял «Я пустоцвет, я бездарен.
С 5 лет фантазировал на фортепиано. Однажды Фанни Дюрбах застала его в слезах: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - она не дает мне покоя!» Когда мальчику не разрешали играть на рояле, боясь перевозбуждения, он «играл» барабаня пальцами по столу или оконной раме. Потом уроки музыки с Марией Пальчиковой (посылал ей деньги) Филлипов. Чайковский вспоминает свое детство в Воткинске с сестрой Сашей и своими братьями Колей, Ипполитом и гувернанткой Фанни Дюрбах, любуясь закатами, слушая нежные и грустные народные напевы, катание по реке, первые уроки с «мамашенькой» – первой его учительницей по фортепиано. Отец играл на флейте. Учась в училище правоведения, играл «Соловья», это была любимая песня мамы. В училище приобщал своих друзей к опере, французскому театру, часто играл на рояле с закрытой полотенцем клавиатурой. Начал сочинять романсы, первую оперу «Гипербола», пел в хоре, играл симфонии Бетховена, отрывки из опер Моцарта «Дон Жуан», «Волшебного стрелка». «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, - я обязан Моцарту, - пишет Чайковский. 1855-1858 г.г. в училище – его учитель – пианист Р.Кюндингер пишет о Чайковском: «Тонкий слух, память, отличная рука – это не только композитор и пианист, гармоническое чутье, поражали его». В 1859 году поступает в музыкальные классы РМО, а через 2 года, будучи чиновником Министерства юстиции в год 1000-летия России подает заявление о приеме в консерваторию, пишет сестре – «я променяю службу на музыку, конечно, не брошу ее пока окончательно не буду уверен в том, что я артист, а не чиновник» В мае 1863 года отказался от жалования юриста. Расходы стали малыми, но он был уверен, что станет хорошим музыкантом. От занятий в классе фортепиано был освобожден, т.к. играл «по-композиторски», выступал с сольными концертами. П.И.Чайковский очень любил хоровое пение, играл на литаврах. В ученическом оркестре играл на флейте (учился у итальянца Чиарди). На концерте в честь приема в Москве пианистки Клары Шуман (жены композитора), играл в квартете флейт Д.Кулау. По теории музыки занимался у Зарембы, композиции у А.Рубинштейна, пишет симфонические произведения. Много учится сам, дирижирует. Получает звание свободного художника, серебряная медаль. Спустя 3 месяца читает приговор Кюи: «Консерваторский композитор П.И.Чайковский совсем слаб». Залечить раны может только труд. Начинает писать
симфонию № 1 «Зимние грезы»
– фантазии на р.н.п., впечатления от красот во время путешествия по Ладожскому озеру. Чайковский изобразил песенность, связь с народным фольклором. Посвящена Н.Рубинштейну, он же дирижирует в 1868 г., затем перерабатывал 2 раза. 1883г. – рецензия отличная и симфония вошла в репертуар оркестров.
Чайковский был кумиром Моцарта, восхищался Бетховеном, использовал в своей работе лучшее из их произведений. Преклонялся перед лучшим в русской музыке великим гением М.И.Глинки. В 1867 году в Итальянской опере Чайковский познакомился с французской певицей Дезире Арто. Дезире Арто была на 5 лет старше, постоянно разъезжала по Европе с концертами, жить в России не хотела. Чайковский был молод для нее, да и друзья были против - видеть в нем мужа певицы, разъезжать с ней по концертам. Она не может решиться бросить сцену, славу и деньги, несмотря на ее любовь к Чайковскому. Она вышла замуж за испанского певца Падиллу. Петр Ильич долго не скрывал свои чувства к Деризе перед друзьями и родными. Был глубоко разочарован. Спустя 10 лет Чайковский – автор 5 опер, симфонические увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта», романсов, поставил в Праге оперу Глинки «Руслан и Людмила» – дал возможность иностранцам показать, что существует русская музыка и русские композиторы. В 1871 году для своих племянников был написан
балет «Озеро лебедей»,
когда гостил у сестры в Каменке. Он был реформатором в этом жанре. Музыкальные образы имеют свою музыкальную драматургию. Премьера балета прошла с успехом 20 февраля 1877г. И была в репертуаре Большого театра до 1883 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки. Мелодии певучие, увлекательные, льются как из рога изобилия. Лебеди – принцесса Одетта с подругами, - заколдованные злым гением, лишь ночью принимают вид девушек. Спасти Одетту может только преданная любовь. Увидев девушек – лебедей на охоте, принц Зигфрид полюбил Одетту и решил стать ее спасителем. Но злой гений привел на торжество выбора невест свою дочь Одиллию, придав ей облик Одетты. Зигфрид выбирает ее себе в невесты: изменив Одетте, он оставляет девушку навсегда во власти злого гения; лебеди превращаются в девушек. Любовь торжествует над злобными силами и оказывается сильнее смерти. Главная музыкальная тема балета – тема девушки-лебеди (ее называют часто «лебединой песней»): прекрасная, нежная и вдохновенная мелодия. В 70-е годы написаны оперы «Евгений Онегин», Первый концерт для фортепиано с оркестром, 4 симфония, которую он посвятил Н.Ф. фон Мекк – вдове железнодорожного мецената. Она страстно любила музыку и тратила немалые суммы на помощь музыкантам. 14 лет они писали друг другу письма, фон Мекк была его материальной и психологической поддержкой, но, к сожалению, никогда не были знакомы друг с другом. В последнее 10-летие композитор много сил и энергии тратит на пропаганду русской музыки. Он гастролирует по России и за рубежом в качестве дирижера. Среди его знакомых великие композиторы и исполнители мира: Ж.Гуно, И.Брамс, А.Дворжак, Э.Григ, К.Сен-Санс.
В последние годы созданны оперы «Пиковая дама», «Иоланта», балеты

«Спящая красавица», «Щелкунчик».

Фортепианный цикл «Времена года» Чайковский был знаком с фортепианными циклами Р.Шумана «Детские сцены», «Лесные сцены», Ф.Листа «Годы странствий», Ф.Мендельсона «Песни без слов». Он уже написал «Развалины замка», «Детский альбом». Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создает лирическое настроение. Эпиграфы к пьесам подбирал сам Чайковский на стихи поэтов своих романсов В.Жуковского, А.Майкова, Н.Некрасова, А.Пушкина, А.Фета. В музыке «Песни жаворонка» (Март) и «Подснежник» (Апрель), наполненной светлым, лирическим чувством, композитор передает настроение ожидания весны. «Осенняя песня» – образ октября. Это не только расставание с летом, сожаление об увядающей природе, но и русская песня в которой слышны душевная боль и печаль. Русские пейзажи воплощены в картинках И.Левитана, русских писателей Л.Толстого, И.Тургенева, П.Чехова, Б.Пастернака. Октябрь серебристо – ореховый, Блеск заморозков оловянный, Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана. Высшее достижение фортепианной миниатюры «На тройке» (ноябрь) – это русская песня, порыв к счастью и раздумье о прошедшем. Он пишет своей корреспондентке о том, что во всех горестных ситуациях его спасает труд, который является для него наслаждением, что замышляя и приводя в исполнение задуманное, он вкладывает в свой труд глубоко прочувствованное. Последним произведением была его шестая «Патетическая» симфония. Она прозвучала как реквием, как прощание композитора с жизнью. 16 октября 1893 года состоялась премьера симфонии под управлением автора, а в ночь на 25 октября композитора не стало. По воспоминаниям современников похороны его «были так грандиозны и величественны, как только в России хоронили царей». Международный конкурс им. П.И.Чайковского – конкурс академических музыкантов, проводимый с 1958 года с периодичностью раз в 4 года. Первым потрясением первого конкурса Чайковского стало, конечно, выступление американца Вана Клиберна. Огромный техасец, курчавый, с голубыми глазами – он обаял жюри (Рихтер, поставив многим нули, Клиберну ставил неизменные высшие 25 баллов), слушателей и даже своих коллег по музыкальному цеху. «Ко мне, помню, подскочил один наш участник, белый, как полотно, – рассказывает Виктор Пикайзен, скрипач, лауреат II премии I Международного конкурса им. П.И. Чайковского. – Слушай, говорит, тут играл американец. У него вот такие руки, темперамент и невероятная техника! Это что-то страшное». Московская дважды ордена Ленина государственная консерватория им. П.И.Чайковского – высшее музыкальное
учебное заведение в Москве. Один из ведущих музыкальных вузов России и мира. Концертный зал им. П.И.Чайковского – один из крупнейших концертных залов Москвы. Расположен на Триумфальной площади. Является главной концертной площадкой Московской Филармонии. Вместимость зала – 1505 мест.
Много лет назад П.И.Чайковский сказал такие слова: «Я

хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с

каждым днем увеличивалось число людей, любящих ее,

находящих в ней утешение и подпору». И мы сегодня, в

начале 21 века, можем с уверенностью сказать, что

мечта композитора сбылась. Его музыка - самая

популярная в мире. Несколько лет назад ЮНЕСКО

проводило статистические исследования, и они

показали, что Чайковский – самый исполняемый в мире

композитор.




В раздел образования