Напоминание

"Повышение исполнительского мастерства юного танцора в самодеятельном хореографическом коллективе"


Автор: Лукьянова Иоланта Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: ст.Петровская, Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: инновационный проект
Тема: "Повышение исполнительского мастерства юного танцора в самодеятельном хореографическом коллективе"
Раздел: дополнительное образование





Назад







Автор проекта:

Лукьянова

Иоланта

Валерьевна
– педагог дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества ст.Петровской МО Славянский район Ст. Петровская 2016 год

Введение
В современных условиях активного соединения различных танцевальных направлений и стилей, в которых работает большинство коллективов, необходимо уметь соединить в себе максимум исполнительских умений и качеств. Каким способом выработать это умение? Можно брать уроки по разным техникам и стилям, что не всегда возможно, так как педагоги не всегда бывают рядом. Можно учиться по видео, но не всегда понятно, что к чему в том или ином движении и принципе. Следует искать универсальные способы развития и каждый думающий педагог в состоянии это сделать. Тело одинаково у всех, с разными модификациями в ту или иную сторону.
Важно найти такие развивающие

упражнения, которые являются ключевыми для любой лексики и формы и

способа движения.
Самое важное в любом искусстве, в том числе и танцевальном – это выражение высших душевных качеств человека, но важно чтобы инструмент, которым пользуется исполнитель в танце – его тело помогало ему в этом. Для этого необходимо сделать его как можно более послушным, умеющим делать м а к с и м у м т о г о , ч т о н е о б х о д и м о . Идеальных танцевальных форм, в первую очередь требует классический танец. Другим видам танца более важны другие исполнительские качества, хотя везде необходимы грамотность и культура. Легко создать послушную и гармоничную телесно-танцевальную форму из прекрасного материала, гораздо труднее сделать ее при отсутствии таковой в условиях самодеятельного, полупрофессионального или непрофессионального творчества. При отсутствии идеальных телесных данных, важно не абсолютное совершенство формы, а максимальная гармония мышечного состояния. Также огромную роль играет убедительность подачи движения и сценической выразительности, т.е. энергетика. И уже на последнем месте стоит качество и состояние внешней формы. Это не касается, естественно классического танца, где внутренние качества имеют, все-таки меньшее значение. Любую информацию необходимо проанализировать, и либо не принять, либо принять, но преобразовать в удобную для своего сознания систему. Нет информации, подходящей всем в одинаковой степени. Данная информация - возможный способ и причина для внутренних размышлений - поисков тех, кто ее воспринимает, так как любая воспитательная, развивающая система - это не более чем набор упражнений, которые малоэффективны, если не сцементированы какой-то целью и верой педагога.
Методологические характеристики

Объект

исследования
– учащиеся самодеятельного хореографического коллектива как субъект развития. 2

Предмет

исследования
– м од е л и р о ва н и е п р о ц е с с а п о в ы ш е н и я исполнительского мастерства юного танцора.
Цель

проекта
– разработать инновационные методы работы с учащимися самодеятельного хореографического коллектива, повышающие их исполнительское мастерство.
Гипотеза

исследовательского

проекта
– п р о ц е с с п о в ы ш е н и я исполнительского мастерства учащихся хореографического коллектива будет интерактивным и продуктивным, если: - укрепить здоровье каждого учащегося; - развить природные данные, повысить физическую выносливость учащихся; - развить художественную и душевную выразительность исполнения; - повысить мотивацию учащихся и их родителей к получению дополнительного образования в хореографическом направлении. В соответствии с целью и гипотезой исследовательского проекта определены следующие
задачи:
- изучить данную проблему и пути ее решения в других самодеятельных и профессиональных хореографических коллективах края и России в целом; - проанализировать работу детского объединения хореографии «Меридиан» ЦРТДиЮ ст.Петровской; - определить концептуальные основы и принципы существующего в ЦРТДиЮ взаимодействия родителей и педагогов дополнительного образования на основе сотрудничества и доверия; - разработать инновационные методы работы с самодеятельным хореографическим коллективом и их родителями, которые будут направлены на повышение исполнительского мастерства каждого учащегося; - создать условия для реализации данного эксперимента; - провести стартовую, промежуточную и итоговую диагно стику результативности участия хореографического коллектива в фестивалях- конкурсах разного уровня; - выявить уровень эффективности применения новых методов работы с учащимися и их родителями и расширить географию их применения на другие учреждения дополнительного образования Краснодарского края.
Методы

исследования


анализ творческой деятельности самодеятельного хореографического коллектива «Меридиан» 3

Содержание инновационной деятельности.



п/п

Этапы

эксперимента

Задачи эксперимента

Виды деятельности и содержание

работы

Прогнозируемые результаты
1
Аналитико –

поисковый
сентябрь - декабрь 2012 г. 1. Анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования. Изучение методов работы в других самодеятельных и профессиональных коллективах страны 2.Анализ работы педагога дополнительного образования в д е т с к о м о б ъ е д и н е н и и хореографии «Меридиан» 3. Прогнозирование основных направлений деятельно сти педагога в ходе инновации. О р г а н и з а ц и я п р о е к т н о й деятельности - Накопление материалов для создания информационного банка данных по проблеме проекта. - Проведение аналитической работы с учащимися и их родителями за период 2009-2012 гг. - Изучение мотивационной сферы родительского коллектива и учащихся. - Участие в мастерклассах для п е л а г о г о в д о п о л н и т е л ь н о г о образования - Разработка тематики родительских собраний. - Проведение стартовой диагностики родительского коллектива и учащихся. - Создание информационного банка. - Выявление проблем работы в самодеятельном хореографическом коллективе - Приобретение дополнительного о п ы т а д л я р а б о т ы в хореографическом коллективе - Проведение род ите льс ких собраний - А н а ли т и ч е с к и е в ы вод ы п о р е з у л ь т а т а м и з у ч е н и я мотивационной сферы родителей и учащихся 2
Опытно –

экспериментальн

ый
январь 2013 – декабрь 2015 года. 1. Разработать инновационные методы работы с учащимися, которые будут направлены на повышение исполнительского мастерства. Изучать мнение родителей о б организации образовательного процесса. Определить заказ родителей по Работа с родителями: - О п р е д е л е н и е с п о с о б о в стимулирования родителей в о р г а н и з а ц и и т в о р ч е с к о й деятельности хореографического
2 . С о з д а т ь у с л о в и я д л я р е а л и з а ц и и д а н н о г о эксперимента. 3. Провести промежуточную д и а г н о с т и к у т в о р ч е с к о й деятельности хореографического коллектива. о б у ч е н и ю д е т е й и и х индивидуальному развитию. В ы я в и т ь возможности участия родителей в организации учебной и внеучебной деятельности (беседы, а н ке т и р о ва н и е , ко л л е к т и в н о е обсуждение, и т.п.) Использовать новые формы и методы работы с учащимися: - укреплять здоровье; - развивать природные данные каждого ребенка; - п о в ы ш а т ь ф и з и ч е с к у ю выносливость и силу; - развивать актерское мастерство; - п о в ы ш ат ь и с п о л н и т е л ь с ко е мастерство каждого учащегося. Формировать у детей устойчивое желание заниматься хореографией: - знакомство с к л а с с и ч е с к и м о б р а з ц о м и с п о л н е н и я ( в и д е о п р о с м от р ы , п о с е щ е н и е театров, фестивалей и конкурсов хореографического искусства и т.д.) - организация выставок труда и достижений учащихся для родителей и общественности; - а к т и в н о е у ч а с т и е к а ж д о г о учащегося в творческой деятельности всего коллектива. к о л л е к т и в а ( б ъ я в л е н и е благодарности на родительских собраниях в ЦРТДиЮ, чере з средства массовой информации, на ежегодном отчетном концерте). - Создание информационных стендов для родителей - Участие родителей в совместном п р о в е д е н и и и п о д г о т о в к е р о д и т е л ь с к и х с о б р а н и й – практикумов, отчетных концертов, поездок на фестивали, экскурсии и т.д. - Проведение уроков – отчетов, общественных смотров знаний с участием родителей. - Участие родителей в изготовлении реквизита для выступлений детей, пошива костюмов. - Помощь в организации выездных э к с к у р с и й и к у л ь т у р н ы х мероприятий. - Добровольные пожертвования родителей на развитие коллектива и о с у щ е с т в л е н и е т в о р ч е с к о й деятельности. - Проводить работу с родителями по созданию б л а го п р и я т н о й а т м о с ф е р ы в с е м ь е д л я эстетического воспитания ребенка. - Проведение разъяснительной работы с родителями о культуре питания. 5
Совершенствовать м а т е р и а л ь н о - техническую базу рабочего кабинета по хореографии. Повышать п е д а г о г и ч е с к о е м а с т е р с т в о , п р о д о л ж а т ь с а м о о б р а з о ва н и е , п о в ы ш е н и е квалификации Анализировать р е зул ьт ат и в н о с т ь творческой деятельности коллектива в конце каждого учебного года. - Проведение во спитательной работы, направленной на сплочение д е т с к о г о и р о д и т е л ь с к о г о коллективов. Работа с учащимися: - формирование инновационных методов работы: использование специальных упражнений и тренинга для повышения исполнительского и актерского мастерства; - в о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а , н а п р а в л е н н а я н а с п л о ч е н и е к о л л е к т и в а и п о в ы ш е н и я культурного образования. Оснащение кабинета хореографии необходимым оборудованием: - музыкальная аппаратура; - телевизор; - сплитсистема; - ноутбук; - специальные предметы мебели для хранения реквизитов. 3. Завершающий этап Январь-декабрь 2016 г. 1. Изучение результатов экспериментальной работы. 2. Самоэкспертиза результатов проекта. 3. Совершенствование проектирования, планирования и организация опытно – экспериментальной работы. 4.Провести итоговую - Подведение итогов апробации разработанной модели - Статистическая обработка результатов проекта - Выводы по итогам реализации проекта. - Обобщение позитивного опыта работы детского объединения хореографии по проблеме проекта. 6
диагностику коллектива. 5.Выявить уровень эффективности применения новых методов работы с учащимися и их родителями и расширить географию их применения на другие учреждения дополнительного образования детей Краснодарского края. 7

Глава 1.


Достижение успеха на разного уровня конкурсах и фестивалях, связанных с искусством движения, требует от воспитанников специальной физической подготовленности, включающей выносливость, быстроту и гибкость. Специфические позировки, требующие статических усилий мышц спины и определённого режима работы мышц ног, силовая выносливость, скоростно-силовые движения указывают на необходимость силовой подготовленности танцоров. Многие фигуры наоборот связанны с проявлением активной гибкости в суставах, что также труднодостижимо без специальной физической нагрузки. Необходимость хорошей растяжки, укрепление мышц пресса и спины, развитие гибкости суставов и позвоночника - первоочередные задачи любого начинающего танцора. Каким бы видом танцев не начал заниматься ребенок или взрослый (современным, классическим, народным) без решения этих задач его успехи будут минимальными. Еще не так давно только детские спортивные школы применяли асаны хатха-йоги для улучшения врожденных способностей. Периферические апологеты классического танца отрицательно относились к подобным новшествам. Автор знаменитого балетного учебника Агриппина Ваганова давала отрицательную оценку каким-либо попыткам активного растягивания балерин. Однако, в советское время в киевском хореографическом училище были «уроки дыхания», в ленинградском, пермском и московском хореографических училищах практиковалась партерная гимнастика и индивидуальные занятия йогой.
ВЫВОД:
общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки воспитанников на занятиях хореографией. Нужно ли создавать «велосипед», когда есть сформированная столетиями система классического танца? Может быть, и не нужно было бы, если бы не возросшая тенденция к профессионализму в самодеятельных коллективах при отсутствии при этом некоторых необходимых составляющих и определенной разнице в условиях существования в профессиональном и самодеятельном развитии
:

Условия училища:


1

-
классический экзерсис разработан для задач классического театра, репертуар которого редко возможно воспроизвести в коллективах неклассического направления;
2

-
тщательный отбор (не надо специально развивать многие показатели тела);
3

-
экзерсис каждый день, специально отведенное для учебного процесса время;
4 -
занятия с утра: не уставшие после школы тело и сознание;
5 -
наличие образцов-кумиров из старших классов и мастеров;
6

-
направленное (чаще всего) на собственное развитие сознание ребенка (личное желание), помощь родителей.
7 -
длительное время обучения
Условия самодеятельности:

1 -
ранний возраст приходящих детей 3-5 лет, которым необходимо выйти на сцену не более чем через год после начала занятий, вне зависимости от возраста;
2 -
позднее (как правило) время занятий, уставшее тело и сознание;
3

-
отсутствие (чаще всего) специальных физиологических, танцевальных данных;
4 -
малое кол-во часов в неделю;
5

-
неподвижность, "нудность" палочного экзерсиса - отсутствие динамики движения;
6 -
отсутствие длительного времени для достижения результатов, в отличие от училища.

Кроме того, необходимо знание методики классического экзерсиса, что весьма непростая задача, учитывая нюансы преподавания и терминологию
,
к тому же не все детали классического экзерсиса (пти-батман, пур-баттери, ку- де пье, ан леер и т.п.) необходимы и будут применяться в тех видах танца, которые наиболее распространены в самодеятельных коллективах. В данной работе представлен комплексный экзерсис по универсальному развитию абсолютного исполнителя в условиях самодеятельного существования. Универсального в том, что позволяет воспитывать тело по всем необходимым в любом виде танца критериям. 9

Глава 2.

I этап аналитико-поисковый

(сентябрь 2012 - декабрь 2012)

Задачи I этапа

:
1. Анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования. Изучение методов работы в других самодеятельных и профессиональных коллективах страны. 2. Анализ работы педагога дополнительного образования в детском объединении хореографии «Меридиан» 3. Прогнозирование основных направлений деятельности педагога в ходе инновации. Организация проектной деятельности
Задачи эксперимента

Виды деятельности и

содержание работы

Сроки

Результат
1. Анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования. Изучение методов работы в других самодеятельных и профессиональных коллективах страны. Изучены статьи В.Т. Гиглаури: - «Как я понимаю модерн» - «Пусть каждый танцует своим путем» - «Эзотерика в искусстве движения» - «Фонограмма» - «Школа исполнения» и др. Знакомство с некоторыми методами работы в коллективах России: - «Движение света» (рук-ль В.Т.Гиглаури) г.Щелково Московская область - «Экситон» (рук-ль Е.Барткайтис) - «Ритмы планеты» (рук-ли Дениевы) г.Славянск-на- Кубани и др. В течение года Создан информационный банк 2. Анализ работы педагога дополнительного образования в детском объединении хореографии «Меридиан» 1. Проведение аналитической работы с учащимися и их родителями за период 2009-2012 гг. Сентябрь - октябрь 2012 г. Аналитические выводы. Определен ряд проблем 2. Изучение мотивационной сферы родительского коллектива и учащихся. Сентябрь - октябрь 2012 г. Создан статистический банк данных (на основе анкетных данных)
3. Разработка образовательной программы физкультурно-спортивной направленности по общей физической подготовке «Гармония» Сентябрь - октябрь 2012 г. Разработана образовательная программа физкультурно- спортивной направленности по общей физической подготовке «Гармония» 3. Прогнозирование основных направлений деятельности педагога в ходе инновации. Организация проектной деятельности 1. Привлечение администрации учреждения к решению проблем Январь 2012- июнь 2013 г. 1. Совершенствование материально- технической базы хореографического зала 2.Создание благоприятных эстетических условий для занятий 2. Определены инновационные направления работы с коллективом учащихся Сентябрь 2012-по настояще е время Апробация разработанной образовательной программы физкультурно- спортивной направленности по общей физической подготовке «Гармония» 3. Подготовка материала для зонального семинара по теме исследования Ноябрь- декабрь 2012 г. Разработана презентация для текста выступления по обмену опытом
Теоретические основы исследования

Исполнитель
- совокупность нескольких составляющих: низшая - телесно техническая часть, чуть выше стоит образно эмоциональная выразительность, еще выше находится сила душевного излучения, и все это наполняется силой энергетической убедительности. Они могут неодинаково быть развиты в одном человеке. Развитие этих составляющих достигается через совершенствование следующих задач
:

1 -
энергетика, исполнительская убедительность
;

2 -
эмоциональная яркость, органика, естественность мимики;
3 -
мышечная прочность, выносливость;
4 -
скоростные качества мышц и сознания, внимание, мышление;
5 -
эстетика телесного состояния;
6 -
подвижность-гибкость суставов-растяжка;
7 -
прыжок, баллон;
8 -
укрепление стержня, выработка апломба, вращение; 11

9

-
поиск предела индивидуальных возможностей (никто не знает своих пределов, поэтому нужно стремиться к тем, которые считаем высочайшими, тело само «остановит»);
1 0
- параметры классического экзерсиса: доступная культура линий тела, выворотность, вставленность суставов (но не классическая манера-стиль);
11 -
развитие импровизационной свободы и подвижности, фантазии
;

12
- воспитание общей танцевальной культуры, отношения к качеству труда.
Организация работы в объединении хореографии «Меридиан»
.
Проблемы самодеятельного коллектива
В период с сентября по октябрь 2012 года был проведен всесторонний самоанализ работы педагога дополнительного образования в детском объединении хореографии «Меридиан». Работа с детьми ведется с сентября 2009 года. Аналитические данные находятся в приложении № 1. Основная цель создания детского объединения любой художественно- эстетической направленности учреждения дополнительного образования – это развитие творческого потенциала и личностного роста каждого воспитанника, оказание помощи в выборе будущей профессии. В результате стартовой диагностики учащихся и их родителей можно сделать
ВЫВОД:
личностный рост ребенка в условиях самодеятельного коллектива напрямую зависит от его способностей, старания, желания выразить себя в танцевальном искусстве и, зачастую, возможностей и мотивации его родителей. В связи с этим возникает ряд проблем: 1.Отсутствие необходимых природных данных у детей, занимающихся хореографией. 2.Низкое исполнительское мастерство (как результат незначительные успехи на конкурсах) 3.Высокий уровень пропуска занятий по болезни (слабое здоровье учащихся) 4.Низкая заинтересованность занятиями хореографией учащихся и их родителей.
Анализ изучения мотивационной сферы родителей
В данный период (сентябрь 2012 года) была проведена стартовая диагностика родительского коллектива с целью определения мотивационной сферы родителей и отношения их к занятиям хореографией. Для этого было организовано анкетирование родителей на первом родительском собрании в начале учебного года. Результаты анкетирования следующие: На вопрос «С какой основной целью Ваш ребенок посещает занятия хореографией» были ответы такие: - укрепить здоровье – 37% - чтобы был хоть чем-то занят (заполнить свободное время) – 14% - для эмоционального развития – 5% - чтобы повысить самооценку – 15% 12
- чтобы не отставать от подруг – 6% - для всестороннего развития – 18% - для улучшения осанки – 11% - затрудняюсь с ответом 10%
Довольны ли вы:

- уровнем преподавания

- эстетическим состоянием хореографического зала

- материально-техническим оснащением хореографического зала

ВЫВОД:
1. Более 80% опрошенных родителей довольны уровнем преподавания дисциплины хореографии. 13
2. 20% (каждый пятый родитель) не доволен эстетическим состоянием кабинета хореографии. 3. Только 60% родителей устраивает материально-техническая база кабинета для занятий хореографией. 4. Слабая мотивация родителей (по большому счету родители не совсем понимают зачем их ребенок занимается хореографией).
Разработка образовательной программы физкультурно-спортивной

направленности по общей физической подготовке «Гармония»

«Гармония»
– это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств воспитанника (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. Программа данного курса относится к физкультурно-спортивной направленности и построена таким образом, что эффективность ее применения позволяет достичь успеха при выполнении различных танцевальных элементов, связок, а также она подойдет для людей, кто просто заинтересован в поддержании тонуса всего тела. Отличительной особенностью данной программы является то, что разработан комплекс упражнений для воспитания основных физических качеств и с п о с о б н о с т е й , к о т о р ы й б у д е т в к л ю ч а т ь следующее: - укрепление мышечного корсета, пластика и статика позвоночника; - постановка баланса (устойчивость, равновесие, гибко сть) - сила ног (подкачка икроножных, бедренных, ягодичных мышц, формирование мышечного рельефа, устойчивости, выносливости и скорости танцевания) - постановка рук (упражнения на пластику и динамику рук, координация и выразительность) - разработка колен и стоп (растяжка и укрепление голеностопа и стопы, м я г к о с т ь и в ы р а б о т к а т а н ц е в а л ь н о г о п о д ъ ё м а ) ; - общесиловой тренинг (подготовка мышечного аппарата к восприятию и р е а л и з а ц и и т а н ц е в а л ь н о - хо р е о г р а ф и ч е с ко й и н ф о р м а ц и и ) ; - с т р е т ч и н г ( д л я ш п а г а т о в , м а х о в , р о н д о в и т . д . ) Используются определённые методы и приёмы, направленные на развитие и поддержание тех или иных двигательных качеств. Организационно-педагогические основы обучения - Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 6 до 15 лет - Особенности набора: свободный, наличие медицинской справки о допуске к за- нятиям. - Форма занятий: групповая, по подгруппам. - Количество занятий и учебных часов: 1 час в неделю (всего 36 часов в год) или 2 часа в неделю (всего 72 часа в год), 4 часа в неделю (всего 144 часа в год.) Состав группы переменный. 14
Текст программы «Гармония» см. приложение № 2
II этап опытно-экспериментальный

(январь 2013 – декабрь 2015 года)

Согласно гипотезе проекта
– процесс повышения исполнительского мастерства учащихся хореографического коллектива будет интерактивным и продуктивным, если: - укрепить здоровье каждого учащегося; - развить природные данные, повысить физическую выносливость учащихся; - развить художественную и душевную выразительность исполнения; - повысить мотивацию учащихся и их родителей к получению дополнительного образования в хореографическом направлении. Учитывая результаты I этапа работы над проектом,
организационными

задачами на 2013-2015 учебные годы
явились следующие: 1. Разработать инновационные методы работы с учащимися, которые будут направлены на повышение исполнительского мастерства. 2. Создать условия для реализации данного эксперимента. 3. Провести промежуточную диагностику творческой деятельности хореографического коллектива.
Инновационные методы работы с учащимися
Изучив методы и формы работы в самодеятельных коллективах края посредством участия в мастер классах, посещения открытых уроков, общения с педагогами, были определены основные направления работы в хореографическом коллективе: 1. Укрепление здоровья учащихся самодеятельного хореографического коллектива. 2. Развитие природных данных учащихся. Построение телесного фундамента. Разработка универсального комплекса упражнений. 3. Танцевальное развитие исполнительских составляющих. 4. Развитие танцевально-творческих жизненных качеств. 5. Укрепление дисциплины, ответственности перед коллективом. 6. Повышение мотивации родителей к получению дополнительного образования детей. 15
7. Повышение и укрепление социального статуса коллектива. 8. Корректировка образовательной программы. Апробация разработанной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности по общей физической подготовке «Гармония» Детское объединение хореографии «Меридиан» работает по экспериментальной программе «Гармония» с сентября 2012 года. Имеются положительные результаты, которые освещены в тексте доклада «Презентация детского объединения «Меридиан» на зональном семинаре педагогов дополнительного образования (февраль 2013года), см. Приложение №3.
Подготовка материала для зонального семинара по теме

исследования
С целью обмена опытом по работе в рамках данного инновационного проекта администрация ЦРТДиЮ ст.Петровской стала инициатором в организации семинара для Геленджикской зоны, на котором был проведен мастер класс с показом основного комплекса разработанных упражнений для рабочих уроков. Семинар получил высокую оценку педагогов дополнительного образования. Материалы по организации семинара см. Приложение № 4. С целью создания условий для реализации экспериментальной работы по теме проекта, работа ведется по следующим направлениям: - совершенствование материально-технической базы кабинета хореографии; - привлечение родительской общественности к совместному проведению творческих мероприятий; - информирование родителей о жизни успехах коллектива;
-
определение заказа родителей по обучению детей и их индивидуальному развитию, на платные образовательные услуги. Совершенствование материально-технической базы хореографического зала Создание благоприятных эстетических условий для занятий Учитывая социальный заказ родительского коллектива были проведены меры по укреплению материально-технической базы кабинета хореографии. 16
К концу 2012-2013 учебного года зал оснащен телевизором, сплитсистемой, музыкальной аппаратурой и ноутбуком. В течение следующего учебного года приобретена специальная мебель для хранения реквизита и костюмов. Создана богатая медиатека. На сегодняшний день кабинет хореографии в Центре развития творчества детей и юношества ст.Петровской признан лучшим во всем Славянском районе.
Работа с родителями
Работа с родителями у педагога должна занимать важное, значимое место. Во-первых, потому, что мы несем ответственность за жизнь и здоровье ребенка перед самими родителями! Должен вестись строгий контроль посещаемости детей. Огромная проблема с пропусками занятий по болезни, особенно в холодные дождливые месяцы. Решая эту проблему, необходимо проводить с родителями индивидуальные беседы и не жалеть тратить время на родительских собраниях на напоминание родителям о своевременном лечении ребенка простудных заболеваний, не доводя их до затяжной формы болезни. На занятия не пускать с симптомами простуды. Следить за физической нагрузкой для детей переболевших, а также для закаливания организма проводить занятия в теплое время года на спортивной площадке рядом с ЦРТ. Совместно с родителями решать вопросы повышения мотивации самих детей к занятиям, чтобы они выкладывались в полную силу, старались, не бросали коллектив при первых неудачах. И это возможно только в том случае, если родители сами четко понимают - зачем и для чего их ребенок должен преодолевать свою лень и идти на урок хореографии. Если не работать с родителями в этом направлении – отсев детей в течение года будет бесконечным и может привести к полной потере коллектива. Поэтому воспитание ответственности перед собой и перед другими членами ансамбля происходит, конечно, вместе с родителями. Говоря о возможностях и желаниях родителей, которые поддерживают личностный рост своих детей и наших воспитанников, на первый план выходит финансовый вопрос. К сожалению, мы работаем в таких условиях, когда бесплатное дополнительное образование на практике становится дорогим, а некоторым родителям и очень дорогим удовольствием. Вопрос приобретения и пошива костюмов, оргвзносы участия в конкурсах – все это ложится на плечи родителей. Помощь родителей может иметь смысл и в проведении массовых мероприятий, и в поездках. Родители – это наша надежда и опора, это «подушка безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в живом работающем коллективе. Потому что часто высокая оценка родителей может быть дороже самого золотого кубка среди ваших наград.
Работа с учащимися
Подбор контингента воспитанников имеет ряд проблем. В условиях сельской местности, учитывая особый менталитет населения, проводить 17
отбор воспитанников, по их природным данным и способностям к занятиям хореографией, невозможно. Комплекс основных упражнений по развитию и укреплению мышечного каркаса юного танцора см.Приложение № 5. Опираясь на теоретические основы исследования, можно выделить Три этапа в овладении универсальной формой исполнительского мастерства:
1 - (от 4 до 7 лет) - Построение телесного фундамента
(каркас-базис, ритм, эмоция-свобода): тело - непослушная, постоянно стремящаяся к хаосу субстанция. Тем, кто желает сделать ее способной к решению интересных танцевальных задач необходимо как можно раньше дисциплинировать ее.
2 - (от 7 до 10) - Изучение и танцевальное развитие исполнительских

составляющих
(части тела, «джазовое»): после закрепления «танцевально- физического каркаса» необходима его «растанцовка», наболее полно проявляющаяся в джазовых и уличных танцевальных направлениях. Раньше это делать нежелательно, так как тело приучается к расхлябанности и псевдо- свободе некоторых джазовых форм движения. Эмоционально – телесная свобода джазового танца ведет к гармоничному освобождению закрепленных в строгих линиях мышц от физического закрепощения, приводя постепенно к заполнению мышц «энергией душевных переживаний».
3 - (от 10 лет) - Изучение и развитие свободного, дискретного, грамотно

«хаотичного»

движения,

танцевальное

расслабление
(классический модерн, contemporary, релиз, контактная импровизация, «танцевальная философия» (эмоциональная, умственная, телесная) – третий этап помогает развитию высшей формы танца – движения «освобожденной души», не зависимой от физического и материального, умственного и эмоционального напряжения человека. Развитие танцевально-творческих жизненных качеств Приветствие: умение здороваться доброжелательно (воспитание: умения «видеть» окружающих, посылать им свое внимание, качества сострадания, умения думать о тех, кому сейчас трудно). Убедительность - мысленная настроенность: на сцене я прекрасен(на) и максимально убедителен(на); каждое мое движение совершенно и наполнено высшей гармонией; я заполняю своей позитивной, творческой энергией все зрительское и сценическое пространство. Состояние и положение тела: тело танцора - настроенный инструмент, «чистый лист»; значение культуры жизненных позиций тела для здоровья человека; чередование негармоничных, бытовых состояний тела с «чистым листом» (для осознания разницы состояний телесной культуры и бытовой расхлябанности). Внимание, основы танцевального размышления (важность воспитания танцевального самоанализа, умения мыслить активно, не в вялом 18
бестолковом «пустолежании» в партере, прикрывая неумение напрягаться полезно, якобы "поиском своего внутреннего я")
.
Выразительность, внимание, музыкальность, убедительность. Упражнения на выработку актерской легкости и эмоциональной гармонии не могут заменить работу по серьезному воспитанию выразительности души, но могут помочь облегчить «выход» души через лицевые мышцы. По итогам промежуточной диагностики творческой деятельности коллектива «Меридиан» можно сделать
ВЫВОД
:
Инновационная составляющая для ЦРТДиЮ
Разработка модифицированной образовательной программы, включающей программу физкультурно-спортивной направленности «Гармония» как составной части программы по хореографии.
Заключение
Полученные результаты по исследуемой проблеме обсуждались в ЦРТДиЮ ст.Петровской на педагогических советах, родительских собраниях, а также: 1. Н а краевом зональном семинаре «Эстрадно-спортивный танец. Элементы акробатики. Методика выполнения основных элементов. Роль разминки в формировании и укреплении мышечного каркаса» ст.Петровская МО Славянский район (февраль 2013г.) 2. На выездном мастер классе в г. Геленджике в ЦРТДиЮ «Эльдорадо» в рамках работы летнего хореографического лагеря (июнь 2013г.) 3. На краевом семинаре «Современная хореография: техника, комбинация, композиция» г.Новороссийск МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи им.Н.И. Сипягина (17 марта 2015 г.) 4. На итоговом родительском собрании (июнь 2016г.) ансамбля «МЕРИДИАН» МБУ ДО ЦРТДиЮ ст.Петровской
Список литературы

Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………2 2. Методологические характеристики ………………………………………2 3. Содержание инновационной деятельности ……………………………...3 4. Глава 1 ……………………………………………………………………...4 5. Глава 2 ……………………………………………………………………...5 6. Заключение …………………………………………………………….....16 19
7. Список литературы ………………………………………………………17 8. Приложения 20


В раздел образования