Автор: Рожковская Татьяна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ №518 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект открытого урока по литературному чтению для 3-го класса, по программе "Гармония" Тема: "Дары феи Кренского озера" Раздел: начальное образование
Кренского озера" 3-й класс
Рожковская Татьяна Александровна учитель начальных
Цели:
Личностные: формировать у учащихся нравственно-этическую оценку произведений.
Метапредметные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, искать
необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, обучать умению аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве.
Предметные: обобщить знания о сказке, учить оформлять свою мысль в речевое
высказывание.
Планируемые результаты:
Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания
в совместной учебной деятельности.
Метапредметные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск
необходимой информации, научится слушать и слышать одноклассников.
Предметные: ученик учится формулировать тему и главную мысль произведения,
находить средства выразительности, отвечать на вопросы и задавать вопросы по
содержанию.
Оборудование: презентация, конверты, смайлики, 2 коробки.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Психологический настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь
своими улыбками друг с другом, с нашими гостями.
Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе,
что вы попали в королевство. Мальчики поправьте
свои рубашки, девочки – свои сарафанчики и с этой
ноткой добра начнем урок. Садитесь.
2. Постановка проблемы и определение темы.
– Сегодня на уроке мы вспомним сказку, которую мы
начали читать вчера на уроке, а тему урока вы
определите сами. Если вы переставите слова, то
сможете определить тему урока. ( Озеро, фея,
Кренское, дары)
(Дары феи Кренского озера .)
Вопросы к тексту сказки:
1)Какие чувства и мысли вызвала у тебя эта сказка?
2)Кто и чем тебе понравился?
3)Как относились к Франческо его братья? Подтверди
словами из текста.
4)Какие три желания желания загадал Франческо?
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка.
Проблемный вопрос.
– Что такое сказка? (Ответы детей)
– Ребята, а какова же особенность всех сказок?
(Чудо, небылица.)
– Я в недоумении. Зачем нам знакомиться со
сказками, раз они все небылицы и неправды?
– А давайте попытаемся на уроке ответить на вопрос,
зачем нам нужны сказки? Но прежде, чем приступить
к работе, нам необходимо подготовиться.
Дыхательная гимнастика:
А сейчас без промедленья
Мы разучим упражненья.
Их, друзья, не забывайте
И почаще выполняйте.
Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
выдох – и обратно
Пальцы просятся. (5 раз )
Пальчиком ноздрю закрой.
Подыши ноздрей другой.
Пальчик быстро поменяй,
Упражненье выполняй. (5 раз )
Чтение “эхом”.
На одном дыхании прочитайте гласные буквы из
названия темы, а потом фразу еще раз хором
выразительно.
Чтение слогов со сменой ударения:
Зря-зре-зрю-зря
А сейчас сказочная разминка: (доска, таблица)
Автор
Название
Жанр
– Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы
должны мне определить: автора, название, жанр,
тему.
Отрывки:
1.
Шли они день-другой, третий. Франческо-
хромоножка никак не мог поспеть за братьями и
плелся далеко позади. Нагонял он их лишь на
привале. Но выходило так: только Франческо
доберется до них, а братья уже отдохнули, встали
и идут дальше. Бедный Франческо опять ковылял
вслед. (Итальянская сказка, “Дары феи Кренского
озера”, сказка, о людях.)
2.
На одной ферме жили две работницы – Молли и
Нелли. Однажды, возвращаясь домой, они
услышали шум в хлебном амбаре.
3.
Королевна быстро вышла из-за стола, сбросила
белое покрывало, и золотые волосы рассыпались
у неё по плечам.
4.
Ну что же, зря сочиняют сказки и передают их из
уста в уста?
– Чтобы ответит на проблемный вопрос, мы
должны поработать в группах и, возможно, нам
поможет фраза А.С.Пушкина. А какая – это тоже
загадка!
Задания группам:
1. У вас 4 названия сказок. Распределите их на 2
группы, вспомните их и определите, зачем они нам
нужны?
Б. Заходер «Серая звёздочка»
“Теремок”
Х.К.Андерсен “Принцесса на горошине»
«Златовласка»
4. Работа с учебником О.В.Кубасова 3 класс.
Произведение Итальянская сказка « Дары феи
Кренского озера». Зачем эта сказка нам нужна?
5)Найди и прочитай, как выглядела фея.
6)Какой была цель жизни Франческо?
7)Какие добрые дела совершил Франческо?
Дать полную характеристику сказке: автор, название,
жанр, тема, зачин, концовка; тип сказки.
Физкультминутка:
Обобщение:
– Сейчас подведем итоги. Каждая группа должна
была выполнить определенное задание и ответить на
вопрос: “Зачем нам нужны сказки?” За правильный
ответ вы получаете конверт, но его не вскрываете,
пока я не разрешу. Задание читаете.
1-й конверт: намек.
2-й конверт: сказка.
3-й конверт: да в ней.
4-й конверт: ложь.
– Откройте конверты и прочитайте то, что там
находится. По 1 человеку от группы выйдете к доске
и прикрепите слова на доску.
– Что же поучилось? Составьте часть выражения “
Сказка – ложь, да в ней намек…
– А как ее можно продолжить? Кто автор этих строк?
(…добрым молодцам урок).
– Какие же вы молодцы! Я поняла, что сказки нужны,
и своей дочке я их буду читать, чтобы она была
доброй, трудолюбивой…
– А теперь ответьте на последние два моих вопроса:
– Я знаю….
_ Я умею…
– Нарисуйте смайлик (с улыбкой и без улыбки) и
положите в нужную коробку. Если урок понравился –
то смайлик улыбается, если нет – то не улыбается.
Посчитаем и сделаем вывод.
Оценить работу групп.
Рефлексия:
Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из
Разноцветных кусочков впечатлений,
Порою мимолетных, но тем не менее
Глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и сердце…
Песня Дорога добра (включить)
– И я, ребята, хочу всегда видеть в ваших глазах
искорку, мечтаю разбудить вашу душу!
– Спасибо. До свидания, не забудьте попрощаться с
гостями.