С.КОЗЛОВ " КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ". ЁСА БУСОН. ХОККУ.
Автор: Фиронова Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 г. Новый Оскол Населённый пункт: г. Новый Оскол Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: С.КОЗЛОВ " КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ". ЁСА БУСОН. ХОККУ. Раздел: начальное образование
Тема урока
:
С.КОЗЛОВ « КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ».
ЁСА БУСОН. ХОККУ.
Класс- 3.
Разработан: учителем начальных классов Фироновой Е. В.
Цели
урока :
способствовать
развитию
умения
воспринимать
красоту
художественного слова, учить видеть необычное, удивительное в простых
привычных
предметах
формулировать
основную
мысль
произведения,
применять
прочитанное
в
жизни,
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающему миру и ближним.
Тип урока : комбинированный.
Структура урока :
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала;
обобщение и систематизация знаний и умений;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом.
Оборудование :
компьютерная
презентация,
выставка
книг
С.
Козлова,
аудиозапись песни С. Козлова « Я на солнышке лежу».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Слайд 3, 4)
Выразительное
чтение
стихотворения
М.
Лермонтова
«Парус».
Выставка
рисунков к стихотворению. Чтение стихотворений, придуманных учениками
по первым буквам слов буря, море, парус.
Б елый парус
У тром реет,
Р адуга видна,
Я стою у берега, и шумит вода.
П рирода в море хороша!
А кулы плавают, дельфины,
Р езвятся рыбки, не спеша,
У стало плавает звезда.
С кала. Прибой и тишина. ( Михайличенко Влада)
П арус видно в море синем
А кораблик был красивый.
Р анним утром было дело
У плывал он быстро смело,
1
С овершая свой круиз . ( Тишков Денис)
Б уря шумит и воет,
У дома синее море,
Р адуюсь я и смотрю из окна,
Я так счастлива, что живу у моря! ( Бычкова Ирина)
Стихотворения, придуманные учащимися после изучения стихотворения М.
Ю. Лермонтова « Парус».
Море, море. Красота!
Видны в море паруса.
Волны, белые лошадки
Поиграют с вами в прятки,
На качелях покачают
И домой, потом доставят. ( Гришина Даша)
Вот кораблик в синем море.
Плавает он на просторе,
Ветер дует в паруса
,
Вот такие чудеса. ( Эйхвальд Паулина)
Корабль по морю плывёт,
Надувает парус ветер,
Солнце из-за туч встаёт,
Будет день красив и светел. ( Тарасова Екатерина)
Ветер бьёт в паруса,
Поднимает волну,
Я молю небеса,
Об одном лишь прошу,
Вы спасите меня,
Сберегите корабль,
Я отправлюсь тогда в неизвестную даль. (Тарасова Анастасия)
Итак, мы закончили ещё одну главу нашего учебника. Давайте вспомним, как
она называлась. О каких чувствах вы узнали? Какие герои запомнились?
3. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний и умений.
Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу 12 «Красота спасёт
мир». ( Слайд 5)
- А что такое красота? Как вы понимаете значение этого слова?
-
Рассмотрите
картинку.
Что
вы
заметили?
Кого
вы
узнаёте
на
этом
рисунке?
Физкультминутка. ( Слайд 6)
Учитель включает аудиозапись песни « Я на солнышке лежу».
2
- Почему сейчас прозвучала эта песенка?
Мы сегодня будем читать сказку С. Козлова - автора этой песни. (Слайд 7)
В зеркальце озера смотрится солнце.
Радуга кружится, как карусель.
Новых друзей нам искать не придётся,
Если не бросим мы старых друзей.
- Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С. Козлова.
( Слайд 8)
( Обратить внимание на выставку книг).
- Прочитайте эпиграф.
- Вспомните, откуда - из какой сказки С.Козлова – взяты эти строки?
( « Ёжик в тумане». 2 класс.)
- Чему учат нас сказки? ( Сказка помогает жить, учит добру, учит видеть
прекрасное, ненавидеть зло, учит тому, каким должен быть человек.)
- В каких произведениях С. Козлова речь идёт о том, что красота помогает
жить?
( «Ёжик в тумане», « Красота», «Лисичка».)
- Кто герои этих сказок? Что вы можете о них рассказать? (Слайд 9)
( Ёжик – тонкий, поэтический, философ, исследователь, автор всех идей.
Медвежонок
-
очень
эмоциональный,
чувствительный,
с
любовью
и
уважением относится к Ёжику.)
Сказка мудростью богата
Скажем сказке: « Приходи»!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
- Предлагаю вам прочитать ещё одну сказку С. Козлова « Как Ёжик и
Медвежонок протирали звёзды».
4. Чтение и анализ произведения.
- Чтение текста учителем. ( Слайд 10)
- Вам понравилась эта сказка? ( Все тексты С. Козлова являются в какой-то
степени - сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени – рассказами,
ведь переживания их не звериные, а человеческие.)
Самостоятельное чтение текста учениками.
Беседа по содержанию.
- Зачем надо протирать звёзды?
- Расскажите, как это делает Ёжик?
- А как Медвежонок?
- Найдите и прочитайте, как Ёжик готовился к очередной уборке?
- Прочитайте, о чём думал Медвежонок, когда протирал звёзды?
- О чём же эта сказка? ( О том, что необходимо ухаживать за своей планетой,
чтобы всем было хорошо.)
- А кто из вас хотя бы изредка « протирает звёзды»?
- Очень хорошо, что все мы осознаём необходимость бережного отношения к
окружающему миру и окружающим людям. Все наши незаметные и, казалось
3
бы, крошечные усилия в этом направлении, имеют огромную ценность, они
позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет
веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной и
осмысленной.
Красота есть во всём. В самых простых вещах. Её просто нужно уметь
разглядеть. Снежинка, капелька росы, рыбки в пруду, листик на ветке, мама-
всё это красота. Красоту нужно беречь!
- И в продолжение нашего разговора о красоте, давайте прочитаем хокку Ёса
Бусон. (слайд 11)
- Что такое хокку?
-Послушайте хокку. ( Выразительное чтение учителем.)
Беседа.
- Нравится ли вам образ, созданный поэтом? (слайд 12)
- Прочитайте две первые строчки, немного растягивая ударные гласные в
первых трёх словах.
- А если вы, читая эти строки, будете помогать себе жестами - какие это будут
жесты? Какие фигуры будут вырисовывать ваши руки?
- Зачем здесь нужна звукопись?
- Бусон раздвигает пространство вокруг клёнов, рассматривает их со всех
сторон, ставит их в центр обозреваемого мира, чтобы сказать: « Красота
видна
отовсюду!».
Звукопись
помогает
очертить
огромное
пространство
вокруг клёнов, развернуть целый мир вокруг них. ( Слайд 13)
5. Итог урока.
- Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке? Что запомнилось?
6. Рефлексия.
У
каждого
из
вас
лежит
звёздочка.
Раскрасьте
её
тем
цветом,
который
подойдёт вашему настроению на уроке. Прикрепите звёздочку к доске, какое
же получится у нас небо?
7. Домашнее задание. ( Слайд 14)
Выразительное
чтение
сказки
и
хокку.
По
желанию
рисунок
к
понравившемуся произведению.
Спасибо за урок! ( Слайд 15)
Литература: Литературное чтение .3 класс: поурочные планы по учебнику
Н.А. Чураковой . Автор составитель И.В. Блинова . Волгоград :
Учитель .2006.
Журнал « Начальная школа» № 9. 2009.
Методические рекомендации.
Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение
предметного содержания урока в соответствии с особенностями развития
познавательных функций и психологических особенностей третьеклассников.
При
этом
при
организации
и
проведении
данного
урока
в
качестве
4
о с н о в о п о л а г а ю щ и х
с о б л ю д а е т
п р и н ц и п ы
н а г л я д н о с т и ,
природосообразностии
учета
возрастных
особенностей
младших
школьников. Использование на уроке компьютерной презентации создадут
благоприятные
условия
для
формирования
познавательного
интереса
к
изучаемой литературе и к учебной деятельности. Сказки С. Козлова немного
отличаются от традиционных сказок привычных нам с детства, они содержат
философский
подтекст,
очень
гуманны,
поэтому
сопровождаются
совершенно другим восприятием персонажей, сюжета, авторского замысла.
Восприятие сказок не может быть однозначным, оно происходит в основном
на
эмоциональном
уровне.
Пересказ
сказок,
драматизация,
словесное
иллюстрирование
углубляют
понимание
произведения,
делают
их
более
интересными для детей. К творческим работам на основе сказок С.Козлова
детей
необходимо
готовить,
организуя
глубокий,
но
доступный
идейно-
тематический
анализ.
Понимание
авторского
замысла
является
основным
условием эффективной работы с текстом. С творчеством С.Козлова дети
начинают знакомиться по мультипликационным фильмам( « Ёжик в тумане»,
« Как Львёнок и Черепаха пели песню»), поэтому для облегчения восприятия
нужно
в
работу
со
сказками
включать
фрагменты
из
известных
мультфильмов.
Используйте на уроке дополнительный, занимательный материал научно-
популярной
литературы,
что
будет
способствовать
развитие
интереса
к
предмету.
Не забывайте о богатых возможностях наглядных средств обучения.
5