Напоминание

С.КОЗЛОВ " КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ". ЁСА БУСОН. ХОККУ.


Автор: Фиронова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 г. Новый Оскол
Населённый пункт: г. Новый Оскол Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: С.КОЗЛОВ " КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ". ЁСА БУСОН. ХОККУ.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока :
С.КОЗЛОВ « КАК ЁЖИК И МЕДВЕЖОНОК ПРОТИРАЛИ ЗВЁЗДЫ».

ЁСА БУСОН. ХОККУ.
Класс- 3. Разработан: учителем начальных классов
Фироновой Е. В.

Цели

урока
: способствовать развитию умения воспринимать красоту художественного слова, учить видеть необычное, удивительное в простых привычных предметах формулировать основную мысль произведения, применять прочитанное в жизни, воспитывать бережное отношение к окружающему миру и ближним.
Тип урока
: комбинированный.
Структура урока
: организация начала урока; проверка домашнего задания, постановка цели урока; актуализация знаний и практических и умственных умений; изучение нового материала; обобщение и систематизация знаний и умений; подведение итогов и результатов урока; задание на дом.
Оборудование
: компьютерная презентация, выставка книг С. Козлова, аудиозапись песни С. Козлова « Я на солнышке лежу».
Ход урока:
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. (Слайд 3, 4) Выразительное чтение стихотворения М. Лермонтова «Парус». Выставка рисунков к стихотворению. Чтение стихотворений, придуманных учениками по первым буквам слов
буря, море, парус.

Б
елый парус
У
тром реет,
Р
адуга видна,
Я
стою у берега, и шумит вода.
П
рирода в море хороша!
А
кулы плавают, дельфины,
Р
езвятся рыбки, не спеша,
У
стало плавает звезда.
С
кала. Прибой и тишина. ( Михайличенко Влада)
П
арус видно в море синем
А
кораблик был красивый.
Р
анним утром было дело
У
плывал он быстро смело, 1

С
овершая свой круиз
. (
Тишков Денис)
Б
уря шумит и воет,
У
дома синее море,
Р
адуюсь я и смотрю из окна,
Я
так счастлива, что живу у моря! ( Бычкова Ирина) Стихотворения, придуманные учащимися после изучения стихотворения М. Ю. Лермонтова « Парус». Море, море. Красота! Видны в море паруса. Волны, белые лошадки Поиграют с вами в прятки, На качелях покачают И домой, потом доставят. ( Гришина Даша) Вот кораблик в синем море. Плавает он на просторе, Ветер дует в паруса , Вот такие чудеса. ( Эйхвальд Паулина) Корабль по морю плывёт, Надувает парус ветер, Солнце из-за туч встаёт, Будет день красив и светел. ( Тарасова Екатерина) Ветер бьёт в паруса, Поднимает волну, Я молю небеса, Об одном лишь прошу, Вы спасите меня, Сберегите корабль, Я отправлюсь тогда в неизвестную даль. (Тарасова Анастасия) Итак, мы закончили ещё одну главу нашего учебника. Давайте вспомним, как она называлась. О каких чувствах вы узнали? Какие герои запомнились? 3. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний и умений. Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу 12 «Красота спасёт мир». ( Слайд 5) - А что такое красота? Как вы понимаете значение этого слова? - Рассмотрите картинку. Что вы заметили? Кого вы узнаёте на этом рисунке? Физкультминутка. ( Слайд 6) Учитель включает аудиозапись песни « Я на солнышке лежу». 2
- Почему сейчас прозвучала эта песенка? Мы сегодня будем читать сказку С. Козлова - автора этой песни. (Слайд 7) В зеркальце озера смотрится солнце. Радуга кружится, как карусель. Новых друзей нам искать не придётся, Если не бросим мы старых друзей. - Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С. Козлова. ( Слайд 8) ( Обратить внимание на выставку книг). - Прочитайте эпиграф. - Вспомните, откуда - из какой сказки С.Козлова – взяты эти строки? ( « Ёжик в тумане». 2 класс.) - Чему учат нас сказки? ( Сказка помогает жить, учит добру, учит видеть прекрасное, ненавидеть зло, учит тому, каким должен быть человек.) - В каких произведениях С. Козлова речь идёт о том, что красота помогает жить? ( «Ёжик в тумане», « Красота», «Лисичка».) - Кто герои этих сказок? Что вы можете о них рассказать? (Слайд 9) ( Ёжик – тонкий, поэтический, философ, исследователь, автор всех идей. Медвежонок - очень эмоциональный, чувствительный, с любовью и уважением относится к Ёжику.) Сказка мудростью богата Скажем сказке: « Приходи»! Это присказка, ребята, Сказка будет впереди. - Предлагаю вам прочитать ещё одну сказку С. Козлова « Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды». 4. Чтение и анализ произведения. - Чтение текста учителем. ( Слайд 10) - Вам понравилась эта сказка? ( Все тексты С. Козлова являются в какой-то степени - сказками, ведь их герои – звери, а в какой-то степени – рассказами, ведь переживания их не звериные, а человеческие.) Самостоятельное чтение текста учениками. Беседа по содержанию. - Зачем надо протирать звёзды? - Расскажите, как это делает Ёжик? - А как Медвежонок? - Найдите и прочитайте, как Ёжик готовился к очередной уборке? - Прочитайте, о чём думал Медвежонок, когда протирал звёзды? - О чём же эта сказка? ( О том, что необходимо ухаживать за своей планетой, чтобы всем было хорошо.) - А кто из вас хотя бы изредка « протирает звёзды»? - Очень хорошо, что все мы осознаём необходимость бережного отношения к окружающему миру и окружающим людям. Все наши незаметные и, казалось 3
бы, крошечные усилия в этом направлении, имеют огромную ценность, они позволяют сохранить нашу землю и тот душевный климат, который укрепляет веру людей в добро, во взаимопомощь, делает нашу жизнь радостной и осмысленной. Красота есть во всём. В самых простых вещах. Её просто нужно уметь разглядеть. Снежинка, капелька росы, рыбки в пруду, листик на ветке, мама- всё это красота. Красоту нужно беречь! - И в продолжение нашего разговора о красоте, давайте прочитаем хокку Ёса Бусон. (слайд 11) - Что такое хокку? -Послушайте хокку. ( Выразительное чтение учителем.) Беседа. - Нравится ли вам образ, созданный поэтом? (слайд 12) - Прочитайте две первые строчки, немного растягивая ударные гласные в первых трёх словах. - А если вы, читая эти строки, будете помогать себе жестами - какие это будут жесты? Какие фигуры будут вырисовывать ваши руки? - Зачем здесь нужна звукопись? - Бусон раздвигает пространство вокруг клёнов, рассматривает их со всех сторон, ставит их в центр обозреваемого мира, чтобы сказать: « Красота видна отовсюду!». Звукопись помогает очертить огромное пространство вокруг клёнов, развернуть целый мир вокруг них. ( Слайд 13) 5. Итог урока. - Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке? Что запомнилось? 6. Рефлексия. У каждого из вас лежит звёздочка. Раскрасьте её тем цветом, который подойдёт вашему настроению на уроке. Прикрепите звёздочку к доске, какое же получится у нас небо? 7. Домашнее задание. ( Слайд 14) Выразительное чтение сказки и хокку. По желанию рисунок к понравившемуся произведению. Спасибо за урок! ( Слайд 15)
Литература:
Литературное чтение .3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой . Автор составитель И.В. Блинова . Волгоград : Учитель .2006. Журнал « Начальная школа» № 9. 2009.
Методические рекомендации.
Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение предметного содержания урока в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей третьеклассников. При этом при организации и проведении данного урока в качестве 4
о с н о в о п о л а г а ю щ и х с о б л ю д а е т п р и н ц и п ы н а г л я д н о с т и , природосообразностии учета возрастных особенностей младших школьников. Использование на уроке компьютерной презентации создадут благоприятные условия для формирования познавательного интереса к изучаемой литературе и к учебной деятельности. Сказки С. Козлова немного отличаются от традиционных сказок привычных нам с детства, они содержат философский подтекст, очень гуманны, поэтому сопровождаются совершенно другим восприятием персонажей, сюжета, авторского замысла. Восприятие сказок не может быть однозначным, оно происходит в основном на эмоциональном уровне. Пересказ сказок, драматизация, словесное иллюстрирование углубляют понимание произведения, делают их более интересными для детей. К творческим работам на основе сказок С.Козлова детей необходимо готовить, организуя глубокий, но доступный идейно- тематический анализ. Понимание авторского замысла является основным условием эффективной работы с текстом. С творчеством С.Козлова дети начинают знакомиться по мультипликационным фильмам( « Ёжик в тумане», « Как Львёнок и Черепаха пели песню»), поэтому для облегчения восприятия нужно в работу со сказками включать фрагменты из известных мультфильмов. Используйте на уроке дополнительный, занимательный материал научно- популярной литературы, что будет способствовать развитие интереса к предмету. Не забывайте о богатых возможностях наглядных средств обучения. 5


В раздел образования