Автор: Меркулова Любовь Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гадалейская СОШ" Населённый пункт: Село Гадалей, Иркутская область Наименование материала: Программа "Ступенька к знаниям" Тема: Занятия подготовки детей к школе Раздел: начальное образование
школа»
Программа
занятий
по
подготовке
детей
к
обучению
в
школе
"Ступенька
к
знаниям»
Выполнила:
Меркулова Любовь Ивановна
Учитель начальных классов.
с. Гадалей 2016г
3
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование программы
программы занятий по подготовке детей к
обучению в школе "Ступенька к знаниям"
2
Основание
для
разработки
программы
П р о г р а м м а
я в л я е т с я
п р о г р а м м о й
подготовки
будущих
первоклассников
к
школьному обучению
3
Основные
разработчики
программы
Учитель
начальных
классов
Меркулова
Любовь Ивановна
4
Основная цель программы обеспечить
формирование
готовности
к
обучению в начальной школе у будущего
школьника,
развитие
интеллектуальных
качеств,
творческих
способностей
и
свойств
личности,
которые
обеспечивают
успешность
адаптации
первоклассника,
достижения
в
учебе
и
положительное
отношение к школе
5
Задачи программы
организация
процесса
обучения,
воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом
потребностей и возможностей детей
этого возраста;
укрепление и развитие
эмоционально-положительного
отношения ребенка к школе, желания
учиться;
формирование
социальных
черт
личности
будущего
первоклассника,
необходимых
для
благополучной
адаптации к школе.
6
Условия достижения цели и
задач программы
Организация
обучения
дошкольников
будущими учителями первых классов
4
7
Основные
направления
программы
Адаптация
к
школьному
обучению
проходит через:
формирование
базовых
умений,
необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем
предметном
мире,
природной
и
социальной среде;
обогащение
активного
словаря
ребенка, связной речи;
логиче скую
и
с и м в ол и ч е с ку ю
пропедевтику.
8
С р о к и
р е а л и з а ц и и
программы
Июнь 2016 год
9
Пользователи
основных
мероприятий программы
Дети,
которые
готовятся
поступить
в
1
класс
10
Ожидаемые результаты
обеспечение
единых
стартовых
в о з м о ж н о с т е й
б у д у щ и х
первоклассников,
развитие личности ребенка старшего
дошкольного возраста,
формирование
его
готовности
к
систематическому обучению
диагностика
школьной
зрелости.
В ыраб отка
рекоменд аций
д л я
родителей
5
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. Она предполагает
развитие
ребенка
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей.
В
ходе
реализации
программы
у
детей
через
творчество,
умение
придумывать,
создавать
новое
наилучшим
образом
формируется
личность
ребенка,
развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во
время
работы
школы
будущего
первоклассника,
происходит
не
только
знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы:
сокращение
адаптационного
периода
при
поступлении
ребенка
в
школу.
Очень
важной
для
ребенка
является
поддержка
взрослых.
Поэтому
программа
предусматривает
консультации
для
родителей
будущих
первоклассников. По итогам организации занятий по подготовке детей к
обучению в школе заместитель директора по УВР проводит аналитическую
работу с целью изучения результатов реализации программы "Ступенька к
школе".
Программа
занятий
по
подготовке
детей
к
обучению
в
школе
позволяет обеспечить равные стартовые условия для получения начального
образования и делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Также разработан курс занятий по психолого-педагогическому просвещению
родителей будущих первоклассников, запланированы тематические беседы,
консультации,
встречи
с
администрацией
и
педагогами
образовательного
учреждения.
6
В связи с изменениями в образовательной политике РФ (утверждение
требований
к
основной
общеобразовательной
программе
дошкольного
образования,
введение
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов начальной школы второго поколения) предполагает обеспечить
необходимый
уровень
преемственности
между
дошкольной
и
школьной
ступенью.
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем
школьном
возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников
много общего:
доверчивое
подчинение
авторитету
взрослого,
его
требованиям,
оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
преобладание образных форм познания окружающего мира (образная
память, образное мышление и т.д.);
анатомические и физиологические особенности;
приоритетное место в жизни младших школьников наряду с учебной
деятельностью продолжает занимать игра;
необходимость успешности любой деятельности;
снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает
желаемого результата.
Задача
школы
–
опираясь
на
общее
между
этими
возрастными
этапами
развития ребенка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который
закладывается в дошкольном периоде.
Концепция программы основана на следующей идее: дошкольники
только
готовятся
к
систематическому
обучению
и
этим
определяется
выбор содержания, методов и форм организации образования детей
.
Программа обучения и развития детей седьмого года жизни построена
на основе следующих принципов:
•
реальный
учет
особенностей
и
ценностей
дошкольного
периода
развития,
актуальность
для
ребенка
чувственных
впечатлений,
знаний,
умений
и
др.;
личностная
ориентированность
процесса
обучения
и
воспитания;
7
•
учет
потребностей
данного
возраста,
опора
на
игровую
деятельность – ведущую для этого периода развития;
•
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
•
обеспечение
необходимого
уровня
сформированно сти
психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности,
готовности к взаимодействию с окружающим миром;
•
обеспечение
поступательности
в
развитии
ребенка,
его
готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание
условий
для
единого
старта
детей
в
первом
классе,
обеспечение
педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
•
развитие
эрудиции
и
индивидуальной
культуры
восприятия
и
деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры
(искусство, литература, история и др.).
Занятия по программе носят интегрированный характер, с целью
учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира.
Критерии эффективности занятий:
•
расширение спектра образовательных услуг ОУ;
•
повышение качества подготовки детей к обучению в школе;
•
востребованность занятий, охват обучающихся и заинтересованность
родителей будущих первоклассников;
•
положительные отзывы о занятиях педагогов, детей и их родителей;
•
обеспечение преемственности в обучении;
•
повышение уровня сформированности аспектов школьной зрелости у
детей - участников программы.
Организация учебного процесса
Режим работы
8
Группа предшкольной подготовки работает 2 недели. 36 часов
Режим работы (понедельник - пятница):
8.30 – 9.00 – прием детей, свободное общение.
9.00 – 12.30 – занятие.
Продолжительность занятия – 30 минут.
Между занятиями отдых, игры.
12.30 – 13.00- консультация родителей, уход детей домой.
Формы занятий – занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные
прогулки
.
Структура программы
1.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть
каждый
ребенок
для
успешного
интеллектуального
и
социального
развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются четыре
раздела: Занимательная математика» -10 часов, «Основы грамоты» -10
часов,
«Умелые
ручки»
-10
часов,
Логопедические
занятия
-3
часа,
психологическая поддержка -3часа.
Выделение
разделов
программы
достаточно
условно,
так
как
ее
особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных
задач идёт на разном содержании и с использованием разных средств
обучения.
2.
Для реализации программы могут использоваться пособия
1.
Виноградова Н.Ф. «Придумай и расскажи»;
2.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
3.
Тетради «Клетки, точки и штрихи»
4.
«Рисование, аппликация и лепка»
5.
«Анализ форм и создание образа»
9
6.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
7.
Журова
Л.Е.,
Кузнецова
М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со
звуками и словами»;
8.
Журова
Л.Е.,
Кузнецова
М.И.
«Азбука
для
дошкольников.Играем
и
читаем вместе»;
Содержание
программы предусматривает комплекс занятий, включающих
следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях будущие первоклассники
путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными
клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями.
Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных
характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10,
ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики в
школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых
умений,
лежащих
в
основе
математических
понятий,
изучаемых
в
начальной
школе;
Логическая
пропедевтика,
которая
включает
формирование
логических
умений,
составляющих
о снову
формирования
понятия
числа;
Символическая
пропедевтика
–
подготовка к оперированию знаками.
«Основы
грамоты». Большая роль на занятиях отводится играм со
словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и
словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов,
осваивают
структуру
предложения.
Главной
задачей
этого
курса
10
являются
развитие
умений
говорения
и
слушания,
обогащения
активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного занятия является развитие творческих
и
совершенствование
коммуникативных
навыков
дошкольников.
Развитие
(анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация),
умение
группировать
предметы
по
нескольким
признакам,
комбинировать
их,
подмечать
в
предметах
сходства
и
различия,
составлять
композиции,
используя
подручный
материал
(клей,
ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей
дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных)
форм поведения и умения работать в группе.
«Занятия по логике» Целью данного занятия обеспечить комплексное
развитие
памяти,
внимания,
наблюдательности
и
нетрадиционного
мышления.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности
является ведущим в дошкольном возрасте.
Работа психолога. Цель: узнать об уровне подготовленности ребенка
к школе, изучить интеллектуальные особенности развития ребенка.
Основная
форма
организации
деятельности
–
это
урок.
Используются
различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
Развитие слухового и зрительного восприятия;
целенаправленного внимания и наблюдательности;
слуховой и зрительной памяти;
мышления и речи; фантазии и воображения;
способностей к глубокому образному мышлению;
способностей к установлению причинно-следственных связей
творческих способностей.
11
Совершенствование коммуникативных навыков.
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Совершенствование навыков монологической речи;
навыков диалогической речи
Формирование эмоционально-волевой сферы;
этических представлений
Тематический план занятий
«Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
Математические занятия (10 ч)
12
Цель - развитие у детей умений: - наблюдать; сравнивать объекты (в
т. ч, геометрические фигуры); выделять указанные и новые свойства
объекта, его существенные и несущественные характеристики
1
С ч ё т
н а
с л у х ,
с ч ё т
п о
о сязанию.
От сч итывание
предметов
с
открытыми
и
закрытыми глазами;
Выражать в речи признаки сходства
и различия отдельных предметов и
совокупностей;
2
Счет
предметов
( у с т н а я
н у м е р а ц и я ) .
В з а и м н о е
расположение
п ред м е тов
(слева, справа, вверху, внизу).
Объединять группы предметов,
Уметь
определять
расположение
предметов,
3
Геометрические фигуры;
представления об
элементарных геометрических
фигурах
Знать названия геом. фигур и уметь
их отличать
4
Ориентировка на листе бумаги
в клетку (левее, правее, выше,
ниже, от, до, над, под).
Пространственное
ориентирование
по клеткам
5
Установление
последовательности
событий.
Последовательность
дней
в
неделе.
Ориентировка во времени
6
С р а в н е н и е
ко л и ч е с т в а
предметов
на наглядной основе
Соотношение количества предметов
между двумя группами
7
Прямой
и
обратный
счет
в
пределах 10.
Порядковый и ритмический счет
8
Составление фигур из частейКо н с т р у и р о в а н и е
ф и г у р
п о
13
и деление фигур на части.
заданному образцу
9
Взаимосвязь между целым и
частью.
Представление:
один
– много.
Соотношение количества предметов
между разными группами
10
Установление
связи
(равно-
неравно)
Сравнение предметов.
Тематический план занятий
«Основы грамоты»
1
Ау
нас
сегодня
-
капустник!
Штриховка (овощи).
Знакомство с правилами штриховки
2
Знакомство
с
разлиновкой
тетради. Узкая строка. Письмо
прямых
коротких
линий.
Считалки
Развитие
правильного
дыхания
при
разговорной
речи,
знакомство
с
линовкой
3
Письмо
коротких
линий
с
закруглением внизу. Игры со
звуками
Развитие
фонематического
слуха
и
зоркости
4
Письмо
коротких
линий
с
закруглением вверху. В мире
звуков и букв
Соотношение звуков и знаков
5
Письмо
прямой
длинной
линии с петлёй внизу. Русские
былинки,
бывальщины
и
сказки
о
мифологических
Знакомство
с
русским
фольклором.
Продолжение штриховки
14
персонажах. Домовой.
6
Знакомство
с
линованной
бумагой,
письмо
коротких
линий
с
наклоном.
Игра
«Найди букву»
Р а з в и т и е
п р о с т р а н с т в е н н о г о
представления на линованной бумаге
7
Ориентировка на линованной
бумаге. Игра « Путь к домику»
Определение правой и левой сторон
предмета
8
Речь (устная и письменная) -
о б щ е е
п р е д с т а в л е н и е .
Штриховка-копирование
Уточнение, обогащение и активизация
словаря детей.
9
Предложение
и
слово.
Игра
«Слова бывают разные»
Развитие у детей внимания к звуковой
стороне
слышимой
речи
(своей
и
чужой)
10
Слово. Семья
Совершенствование
общих
речевых
навыков:
обучение
неторопливому
темпу
и
ритму
речи,
правильному
речевому
дыханию,
ум е р е нно й
громкости (умение говорить средней
силы
голосом,
без
напряжения)
и
правильному интонированию (умение
понижать и повышать голос)
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1
Аппликация « Ежик»
Умение правильно держать ножницы,
обводить
свою
ладонь,
вырезать
по
контуру,
применять
творчество
в
оформлении.
15
2
Рисование
карандашами.
"Моя
семья"
Умение
правильно
ра с п ол а г ат ь
предметы на рисунке
3
Оригами «Самолет»
Знакомство
с
техникой
оригами,
приёмы складывания квадрата
4
Раскрашивание шаблона «Домик» Знакомство
с
техникой
росписи
на
бумаге.
5
Аппликация по шаблону «Зайчик» работа по шаблону и образцу
6
Конст руирование
«Домик
у
дороги»
Аппликация из геометрических фигур
7
Рисование «Дерево»
Знакомство с техникой «по мокрому
листу»
8
Рисование рыбок в речке
Развитие творческой инициативы
9
Мозаика «Кораблик»
Техника «мозаика из рваных кусочков
бумаги»
10
Коллективная
работа
«Панно
из
наших ладошек»
Умение работать в группе
16
Тематические занятия по логике
Основным содержанием программы является комплекс специально
разработанных
заданий,
упражнений,
тренингов,
логических
задач,
развивающих
игр.
Совокупность
их,
выстроенная
в
определенной
последовательности, обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания,
наблюдательности и нетрадиционного мышления.
Занятие 1.
На уроках логики вы будете учиться быть внимательными, развивать
свою память и воображение.
1. А начнем мы наше занятие с разминки.
Игра «Доскажи словечко» (Нужно быстро закончить предложение, но быть
при этом очень внимательным)
1) Сено хоботом берет толстокожий …. (слон).
2) Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая …. (белка)
3) В чаще, голову задрав, воет с голоду …. (волк)
4) Кто в малине знает толк? Косолапый бурый ….. (медведь)
5) На заборе поутру кукарекает …. (петух)
6) Под луною песни петь сел на веточку …. (соловей)
2. Игра «Третий лишний».
На доске три домика. Нужно назвать лишний домик и объяснить, почему
он лишний?
3. Выявление пространственных понятий.
- Нарисуйте такой же домик.
- Какие фигуры использовали при построении домика?
- Справа внизу от домика нарисуйте квадратик;
справа сверху 2 кружочка, внутри домика прямоугольник;
слева вверху осенний лист.
4. Физ. минутка.
Пока наши осенние листочки «падают», постоим, как стоял из сказки
стойкий оловянный солдатик:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
17
Покажите мне левую руку, правую. Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.
5. Графический диктант.
Хором повторяем за мной и вместе рисуем по клеточкам:
«Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна – вниз, одна вправо, и т.д.»
Закончите узор самостоятельно.
6. Развитие памяти.
А теперь в течение 5 сек. запомните узор на доске и воспроизведите в
тетради.
На что похож этот узор? (На ежа) Где живут ежи? (В лесу)
С чем еще можно сравнить ежа? (С елью)
7. Выявление закономерности.
Посмотрите на эти елочки. Что с ними происходит, и какая елочка должна
быть следующей?
8. Игра «Какие деревья растут в лесу?»
Я буду перечислять деревья, а вы внимательно слушайте, если это не
дерево – хлопаем в ладоши.
Ель, сосна, береза, гриб (хлопок), липа, клен, ромашка (хлопок), шиповник
(хлопок), осина, дуб, пихта, шишка (хлопок), и т.д.
9. Задача на логику.
На березе 4 ветки, на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок всего на
дереве?
(На березе яблоки не растут)
- А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе, что вы в
летнем лесу….
Занятие окончено.
Занятие 2.
1. Начинаем с минутки внимания, приготовим глазки.
(Разминка для глаз – работа по таблице)
Игра «Фотографы».
Вывешивается иллюстрация к сказке, дети смотрят в течение 10-15 сек. и
запоминают,
что
на
ней
изображено
по
команде:
«Фотографируем».
Иллюстрация убирается, и дети отвечают на вопросы или рассказывают,
что было изображено.
2. Разминка (быстро отвечают на вопросы).
1) Что у лисы ледяная, а у зайца лубяная? (Избушка)
18
2) Как звали лучшего друга Малыша? (Карлсон)
3) Внучка Деда Мороза? (Снегурочка)
4) Девочка, которая появилась в цветке? (Дюймовочка)
5) На чем совершил свое путешествие Винни-Пух? (На воздушном
шаре)
6) Что били-били, никак не разбили? (Яйцо)
3. Найти 5 отличий у этих сказочных героев. Кто они?
4. Игра на внимание «Карлики - великаны».
Великаны – поднимают руки вверх и встают, карлики – приседают.
Учитель старается спутать детей.
5. Графический диктант.
Начертите сказочную дорожку:
2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо,
1 клеточка вниз,1 влево, 1 вниз, 2 клеточки вправо,
повторить рисунок до конца строки.
6. Классификация и обобщение.
На
наборном
полотне
картинки
с
изображением
игрушек,
одна
картинка лишняя.
Назвать лишний предмет, а все остальные – одним словом.
7. Игра «День и ночь».
На наборном полотне картинки с изображением сказочных героев. Дети
запоминают расположение картинок и их количество. По команде «Ночь»
дети закрывают глаза, учитель меняет картинки, убирает или вставляет
лишнюю.
По
команде
«День»
дети
открывают
глаза
и
говорят,
что
изменилось.
8. Выявление закономерности. Продолжи ряд.
9. Задание на логику.
Нарисуйте 4 цветка и раскрасьте их желтым, синим, красным и зеленым
цветом так, чтобы красный был рядом с синим, а желтый между зеленым
и красным.
10. Итог занятия. Наше занятие по сказочной стране подошло к концу, и мы
находимся на цветочной полянке. Вспомните, какие сказки про цветы вы
знаете? («Аленький цветочек» Аксакова, «Цветик – семицветик» Катаева и
т.д.)
Занятие 3.
19
1. Угадай-ка.
«Рыжий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку - скок»
(белка)
У нас в гостях умная белочка.
2. Развитие внимания.
а) Разминка для глаз.
Назовите дорожку, по которой пойдет белочка, чтобы добраться до
ореха?
Кто
быстрее
накормит
белочку?
(У
детей
карточки
с
перепутанными дорожками и их номерами. Одна дорожка выходит на
орех. Дети прослеживают глазами и находят нужную дорожку, сообщают
ее номер)
б) Игра «День и ночь» (см. Занятие 2)
3. Классификации, обобщение.
Помогите белочке найти лишнюю фигуру. Объясните свой выбор.
(Квадрат, потому что он не круглый)
4. Разминка для пальцев рук.
Покажем, как идет дождь. Каждым пальчиком медленно прикасаемся к
столу. Вот дождик стал сильнее накрапывать, пальчики работают быстрее,
а вот и ливень пошел. … Но вот дождик кончился, появилось солнышко.
5. Развитие воображения.
А как вы думаете, что это такое? На что может быть похоже?
6. Графический диктант.
Дождик смыл белочкину дорожку, давайте мы восстановим ее.
1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 вверх,
1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо,
продолжите до конца строки.
7. Развитие слуховой памяти.
Игра «Какие грибы растут в лесу»
Учитель медленно называет 10 названий грибов, дети запоминают. Затем
учитель называет группу слов, в которую входят и эти 10 слов, дети,
услышав слово из названных ранее, хлопают в ладоши.
8. Выявление закономерности. Что будет дальше?
9. Задача – шутка.
Белочка и зайчик собирали шишки. У белочки были ведра большие, без дна. А у зайца
маленькие, зеленые в горошек. Кто больше наберет шишек?
10. Итог занятия.
20
Работа психолога
( Диагностика) Развитие внимания, мышления, памяти.
Мотивация
учебной
деятельности.
Карта
наблюдений
«Интеллектуальная
готовность к школе».
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего
обучение в подготовительном классе.
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии
На
начало
заняти
й
Промежуточн
ый
контроль
(март)
Итоговы
й
контроль
(май)
I Кругозор
1.
Представления
о
мире
развернутые
и
конкретны,
ребенок
может
рассказать
о
стране, городе, в котором живет, о животных
и растениях, временах года.
2.
Представления
достаточно
конкретны,
но
ограничены непосредственно окружающим.
3.
Кругозор
ограничен,
знания
даже
о
непосредственно
окружающем
отрывочны,
бессистемны.
II Развитие речи
1.Речь
содержательна,
в ы р а з и т е л ь н а я ,
грамматически правильна.
2.Ребенок
затрудняется
в
поиске
слов,
в
выражениях
мыслей,
в
речи
встречаются
отдельные
грамматические
погрешности,
она
недостаточно выразительна
3.
Слова приходится вытягивать, ответы чаще
всего
односложные,
в
речи
много
ошибок
(нарушены
согласные,
порядок
слов,
незакончены предложения).
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок
любознателен,
активен,
задания
выполняются с интересом, самостоятельно, не
21
нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2 . Р е б е н о к
н е д о с т а т о ч н о
а к т и в е н
и
самостоятелен,
но
при
выполнении
заданий
требуется внешняя стимуляция, круг интересов
достаточно узок.
3.Уровень
активности,
самостоятельности
ребенка
низкий,
при
выполнении
заданий
требуется
постоянная
внешняя
стимуляция,
интерес к внешнему миру не обнаруживается.
Любознательность не проявляется.
IV
Сформированность
интеллектуальных
умений
(анализ,
сравнения,
обобщения, установления закономерностей).
1.Ребенок
определяет
содержание,
смысл
анализируемого, точно и емко обобщает его в
слове, видит и осознает тонкие различия при
сравнении. Обнаруживает закономерные связи.
2.Задания,
требующие
анализа,
сравнения,
обобщения
и
установления
закономерных
связей
выполняются
со
стимулирующей
помощи взрослого.
3.Задания
выполняются
с
организующей
или
направляющей помощью взрослого.
4.
При выполнении заданий, требующего
анализа, сравнения нужна обучающая
помощь, самостоятельный перенос знаний не
осуществляется.
VI - Производительность деятельности
1.
Ребенок
удерживает
цель
деятельности,
намечает
её
план,
выбирает
адекватные
средства,
проверяет
результат,
сам
преодолевает трудности в работе, доводит
дело до конца.
2.
Удерживает цель деятельности, намечает
22
план,
выбирает
адекватные
средства,
проверяет
результат,
но
в
процессе
деятельности
отвлекается,
трудности
преодолевает
при
психологиче ской
поддержке.
3.
Деятельность
хаотична,
непродуманна,
отдельные
условия
решаемой
задачи
в
процессе работы теряются, результат не
проверяется,
деятельность
прерывается
из-за возникающих трудностей, оказанная
помощь мало эффектна.
VII Контроль деятельности
1.Результат
усилий
ребенка
соответствует
п о с т а вл е н н о й
ц е л и ,
о н
м оже т
с а м
сопоставить
все
полученные
результаты
с
поставленной целью.
2.Результаты
усилий
ребенка
частично
с о от в е т с т ву ют
п о с т а вл е н н о й
ц е л и ,
самостоятельно
ребенок
не
может
это
неполное соответствие.
3.Результаты
усилий
ребенка
совсем
не
соответствует
поставленной
цели.
Он
не
видит этого несоответствия.
VIII Темп деятельности
1.Соответ ствует
средним
п о к а з ат е л я м
возрастной группы
2.Ниже средних показателей возрастной группы.
3.Намного
ниже
средних
п о к а з ат е л е й
возрастной группы.
Характеристика
будущего
первоклассника,
прошедшего
обучение
в
подготовительном классе.
23
1
. Социальное развитие
1.
Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
2.
Общается со сверстниками, знает правила общения.
3.
Управляет
своим
поведением,
знает,
что
можно,
а
что
нельзя,
неагрессивен, недрачлив.
4.
Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
5.
Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6.
Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7.
Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1.
Может планировать свою деятельность.
2.
Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3.
Самостоятельно
находит
и
исправляет
ошибки
в
работе,
не
ждёт
конкретных указаний.
4.
Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5.
Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6.
При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой
выполняет задание.
7.
Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1.
Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
24
2.
Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3.
Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать
событие, задать вопрос и ответить на него.
4.
Правильно
использует
предлоги,
приставки,
союзы,
строит
предложения.
5.
Может
самостоятельно
рассказать
сказку
или
составить
рассказ
по
картинке.
6.
В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7.
Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа
(пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1.
Ребёнок
уверенно
действует
в
быту:
ориентируется
в
школьном
пространстве, одевается, раздевается самостоятельно.
2.
В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3.
Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения
руками,
ногами,
туловищем
вперёд,
назад,
вверх,
вниз,
налево,
направо).
4.
Не
испытывает
затруднения
при
работе
с
мозаикой,
хорошо
манипулирует мелкими деталями.
5.
Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6.
Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических
движений
(умение
чертить
вертикальные
и
горизонтальные
линии,
рисовать круг, квадрат, треугольник).
25
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные
координации.
1.
Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет
их характерные признаки.
2.
Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и
другим признакам.
3.
Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-
снизу и т.п.).
4.
Срисовывает
простые
геометрические
фигуры,
а
также
сочетания
фигур,
пересекающиеся
линии,
соблюдая
размеры,
соотношение
и
направление всех штрихов и элементов.
5.
Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех
штрихов и элементов.
6.
Находит
часть
всей
фигуры,
конструирует
фигуры
из
деталей
по
образцу-схеме.
7.
Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1.
Ребёнок осознаёт, как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
2.
Стремится
установить
и
сохранить
позитивные
отношения
в
ходе
общения с взрослыми, и со сверстниками.
3.
Может
заниматься,
учиться,
а
не
только
играть.
Может
работать
самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4.
Стремиться
к
успеху
в
тех
простых
видах
деятельности,
которые
выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
26
5.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо»,
оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения
взрослого.
6.
Проявляет
активный
познавательный
интерес
к
новым
видам
деятельности, к миру взрослых и т.п.
7.
Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я
уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1.
Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается,
даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2.
Для
концентрации
внимания
в
течение
10-15
минут
не
требуется
дополнительных инструкций, внешней организации.
3.
Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается
на внешние раздражители.
4.
Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном
повторении.
5.
Правильно
запоминает
10-12
слов
при
подкреплении
наглядными
образами.
6.
Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7.
После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
27
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация учебно-воспитательного процесса
на этапе предшкольного образования.
В
пояснительной
записке
подчеркивалось,
что
цель
программы
–
обеспечить
формирование
готовности
к
обучению
в
начальной
школе
у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей
и
свойств
личности,
которые
обеспечивают
успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение
к школе.
Преподаватель должен выполнять ряд условий:
с учетом особенностей организации процесса обучения детей
этого
возраста
получили
реальный
результат
обучения,
определенный предложенной программой;
учитывали
индивидуальность
ребенка,
его
эмоциональное
благополучие и интерес к занятиям;
поддерживали желание посещать образовательное учреждение
и в будущем – школу.
Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их
к
школе,
педагог
должен
использовать
дидактические
пособия,
информационные
технологии.
Проявлять
творчество,
вносить
новые
элементы знаний, применять другие средства обучения
28
Организация процесса обучения
должна подчиняться определенным
педагогическим
требованиям,
учет
которых
будет
способствовать
более
эффективному
достижению
поставленных
целей,
а
также
созданию
благополучного
эмоционально-
психологического
климата
в
детском
коллективе.
В зоне особого внимания педагога, должен быть учет психологических
особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это
проявляется в следующем:
1.
Нельзя
предъявлять
детям
требования,
которые
они
не
могут
выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной
мотивации ребенка – отношение к учебной деятельности и, как следствие
этого, успешности обучения.
2. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний
и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать,
что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без
понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно.
Такие
знания,
накапливаясь,
только
загружают
память
и
не
могут
положительно
повлиять
на
развитие
мыслительных
операций,
речи,
воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и
методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода
развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать
приоритетной формой организации и методом обучения.
4. Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного
и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками –
особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности
происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для
обучения в школе.
29
5.
Педагог
должен
знать
индивидуальные
особенности
каждого
воспитанника
и
учитывать
их
в
процессе
обучения
(темп
деятельности,
особенности
внимания,
памяти;
отношения
со
с ве р с т н и ка м и ,
индивидуальные эмоциональные проявления и т.п
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
-
оценить
этап
обучения
и
сформированность
у
каждого
ребенка
необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий
(парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого
ребенка;
-
учитывать
необходимость
возвращения
(повторения)
изученного
в
новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
Эффективной работе способствует создание образовательной среды, в
которой
происходит
обучение
и
развитие
детей:
наличие
дидактических
пособий,
набора
детских
книг,
настольно-печатных
игр,
разнообразных
материалов для рисования, аппликации, конструирования и т.п.
Большое участие в педагогическом процессе подготовки к школе должны
принять родители обучающихся дошкольников. Их помощь связана, прежде
всего, с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны
30
быть созданы условия для
развития основных движений, для спортивных
упражнений и закаливания ребенка.
Литература
1.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
2.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/
Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
3.
Бабкина
Н.В.
Использование
развивающих
игр
и
упражнений
в
учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
4.
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
5.
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -
89с.
6.
Волина
В.
Праздник
числа.
Занимательная
математика
–
М.:
Просвещение, 1996 - 208с.
7.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное
пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития,
2000 – 33с.
31
8.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и
писать,
и
красиво
рисовать
(популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
1.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для
учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
2.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая
школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
3.
11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов
средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский
центр «Академия», 1999 – 464с.
4.
12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного
психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.