Напоминание

Великая Отечественная война 1941г.-1945г.


Автор: Заброда Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №4 г.Балабаново"
Населённый пункт: город Балабаново, Калужская область
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру
Тема: Великая Отечественная война 1941г.-1945г.
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока по окружающему миру

3 класс.

Автор учебника: Данилов Д.Д.

Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 – 1945.

Цели:
1. Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны. 2. Развивать речь учащихся, умением рассуждать и доказывать, способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих. 3. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, милосердие.
Ход урока:

I.

Звучит песня «Вставай страна огромная»
 Какие чувства вызывают у вас слова и музыка этого музыкального произведения? (Чувство тревоги, опасности)  Может быть, вы что-то себе представили? (Как враги напали на нашу страну, как на фронт уходят солдаты, как горят города, как лица людей искажены горем)  Ребята, как вы думаете, с кем автор песни призывает вступить в смертный бой? ( С немцами, с врагами, с фашистами) Автор призывает советский народ на борьбу с фашизмом. Это новое слово для вас, а может быть, вы его уже слышали. Давайте прочитаем определение. Фашизм- это идеология человеконенавистничества  Как вы понимаете это определение? Совершенно верно, идея человеконенавистничества в середине XX века поразила Германию. Германский диктатор Адольф Гитлер как когда – то Наполеон, решил покорить весь мир. Но Гитлер и его национал- социалистическая партия были куда страшнее Наполеона. Они объявили, что существуют народы высшие и низшие, то есть не полноценные. Низших большинство и их нужно поработить или уничтожить. Славяне – считались низшей расой. Гитлером был разработан чудовищный план «ОСТ» (Восток) по порабощению и уничтожению славянских народов. Для осуществления этого плана фашистская Германия начинает войну. Первого сентября 1939 года гитлеровские войска нападают на Польшу - начинается II Мировая война, в которой участвуют большое кол-во стран. 1
За два года немецкие войска захватили всю Европу. Их войска считались непобедимыми! Следующим пунктом плана Гитлера являлся захват Советского Союза. II. И 22 июня 1941 года на рассвете без объявления войны немцы напали на нашу Родину – началась Великая Отечественная война – это тема нашего сегодняшнего урока. Посмотрим, как это было. Видео №1 1941 год (до слов попало в плен) Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, за два месяца. Против СССР было брошено 5,5 млн. солдат и офицеров, множество танков и самолетов, военных кораблей. В военных действиях принимали участие и союзники Германии – Венгрия, Италия, Румыния, Болгария и другие государства. Все эти страны предоставили свои ресурсы Германии для ведения войны. Откройте карту на стр. 21 и мы проследим по ней, как началось вероломное нападение фашистов. ( Карта на доске.) Удар фашистских войск осуществлялся в 3 – х направлениях.1-я группировка «Север» стремилась захватить Ленинград и Прибалтику. Целью 2-й группировки « Центр» была Москва, а 3-я группировка «Юг» стремилась к Сталинграду, а дальше на Кавказ. Огромная и сильная армия фашистов очень быстро продвигалась вперёд. Но не смотря на явное превосходство шло мощное сопротивление Красной армии. Ожесточённые бои велись за каждый город, село, маленькую деревушку. Около двух месяцев сдерживая, натиск нескольких фашистских девизий героически сражались, защитники Брестной крепости. ( Найдите Брест на карте.) Они фактически остались без продовольствия, медикаментов, воду приходилось собирать со стен крепости. Защищая крепость, погибли почти все солдаты, никто не сдался в плен живым. На стенах крепости остались надписи « Умрём, но не сдадимся!» Не меньший героизм проявили жители Ленинграда. ( Как сейчас называется этот город.) 6 сентября 1941 года город оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских захватчиков. Связь города со страной по суше прервалась. В городе осталось 2,5 мил, жителей. Запасы продовольствия быстро закончились. Уже к концу сентября ленинградцы тысячами умирали от голода. Суточная норма хлеба была – 125- 250 гр. (Со спичечный коробок.) Лишь одна дорога связывала город с Большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера и называлась – дорога Жизни. ( Как вы думаете почему.) ( По ней привозили продовольствие.) У вас на столе лежит листок- это копия из дневника Тани Савичевой, школьницы из Ленинграда. Давайте его прочитаем. ( Чтение дневника.) Какие страшные страницы. 2
Но не смотря на смерть, холод и голод жители защищали свой город, работали на заводах, спасали памятники культуры. Давайте посмотрим. Видео № 2 Блокада Ленинграда. . Сколько дней длилась блокада. За время блокады в Ленинграде погибло 641 тыс. 803 человека. III. Геройски сражались наши солдаты, но немцы рвались вперёд. После упорных боёв были заданы города Минск, Киев, Смоленск. Враг приближался к Москве. Вся страна поднялась на защиту своей Родины. Все люди, взрослые, старики и дети. Все народы Совецкого союза сплотились перед лицом грозной опасности. В рядах красной армии, в партизанных отрядах на военных заводах, плечом к плечу работали и сражались русские и казаки, украинцы и грузины и многие, многие другие. Захвату Москвы немцы придавали большое значение, но плану Гитлера Москву нужно было затопить. Но немцы просчитались, первое поражение непобедимая гитлеровская армия понесла в битве за Москву (давайте прочитаем об это на странице 22.) Посмотрите ребята это (портрет) выдающегося человека нашей истории, великого полководца, четырежды героя Советского Союза К. Жукова.  Что вы можете рассказать о нём? Я просила подготовить о нём доклады. ( Жуков был заместителем Главнокомандующего Красной армии, руководил почти всеми военными операциями и военными действиями, принимал участие в военных действиях на самых опасных участках фронта. Принимал парад Победы. Наш земляк.) Мы должны гордиться тем, что живём на земле, где родился и вырос такой легендарный человек. После того, как Гитлеру не удалось взять Москву, план по порабощению СССР был сорван. Гитлеровское командование разрабатывает новую тактику и направляет свой удар на южные районы нашей страны, на город Сталинград.  Как этот город называется сейчас? Кровопролитная битва за Сталинград продолжалась более 200 дней, в городе не осталось ни одного целого здания. Бои велись прямо на улицах города. Давайте посмотрим. Видео № 3 Сталинградская битва 1942 3
Сражение закончилось полной победой Красной армии. Немцы отступали и сдавались в плен. Видео № 4 Победа под Сталинградом После победы под Сталинградом инициатива окончательно перешла в наши руки. Началось наступление Советских войск по всему фронту. Но полную победу над врагом наши войска одержали под Курском, это сражение ещё называют - война техники. Огромное количество новейшей техники было задействовано и с нашей стороны и со стороны противника. Давайте посмотрим. Видео № 5 Курская битва 1943 Для Германии операция под Курском была последним шансом добиться победы. Несколько дней немцы наступали, но наши войска оборонялись так, что фашисты смогли продвинуться только на 30 километров. После этого они вынуждены были перейти к обороне. Курская битва завершилась полной победой Советских войск. Красная армия перешла в наступление, которое продолжалось до самого окончания войны. IV. Весной 1944 года Красная армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению от фашистов стран Восточной Европы. Давайте посмотрим по карте на странице 23, какие страны были освобождены. В апреле 1945 года прошла заключительная операция Великой Отечественной войны. Советские войска штурмовали Берлин. Давайте посмотрим Видео № 6 Берлинская операция 1945 Берлинская операция завершилась полной победой Красной армии. 8 мая 1945 года Германия капитулировала, 9 мая благодаря мужеству, самоотверженности и героизму Совецкого народа был объявлен Днём Победы! (аплодисменты стоя) V. Вы внимательно меня слушали, и мне хотелось бы проверить, что вы узнали за сегодняшний урок. Предлагаю разгадать кроссворд. Какая ключевая фраза у вас получилась. (Слава героям). 4
Во время войны было совершено огромное количество героических поступков. Я предлагаю вам дома выполнить такое задание. Прочитайте о героическом поступке, соотнесите его с рисунком и подпишите имя героя. Затем в энциклопедической литературе найдите как можно больше информации об этом человеке. Ребята, у вас было домашнее задание, вернее моя личная просьба нарисовать рисунки и принести фотографии ваших прадедушек и прабабушек, людей которые воевали и одержали эту долгожданную победу. Если бы у вас была возможность обратиться сейчас к этим людям, чтобы вы им сказали? (Ответы детей.) Перед вами на доске пословицы о Родине. Выберите среди них ту, которая, на ваш взгляд, отражает тему сегодняшнего урока. Объясните свой выбор.  Любовь к Родине сильнее смерти.  Береги землю родимую, как мать любимую.  Кто за Родину дерётся, тому слава достаётся.  Родина – мать, умей за неё постоять.  С миру по нитке- фашисту верёвка.  Фашисты нам яму рыли, да сами в неё угодили. Завтра День Победы, в память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания. За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам, Что отстояли мир когда – то. Спасибо Вам!!!
Звучит песня «День Победы».

ПРИЛОЖЕНИЕ.
5

Кроссворд.
1. После того, как неудалось взять Москву, на какой город были направлены основные силы противника (Сталинград) 2. Как называется кольцо, окружавшее Ленинград и длившееся 900 дней. (Блокада) 3. Движение сопротивления в тылу врага (Партизаны) 4. Фамилия маршала Советского Союза принимавшего парад Победы. ( Жуков) 5. Как называют 28 солдат, героически сражавшихся на подступах к Москве. (Панфиловцы) 6. Фамилия одного из солдат водрузившего победное знамя на крыше Рейхстага (Егоров) 7. Город- крепость героически державшая оборону в первые дни войны (Брест) 8. Как называли людей, добровольно уходивших на фронт. (Добровольцы) 9. Озеро ставшее для Ленинградцев дорогой жизни (Ладожское) 10. Имя школьницы, чей дневник до сих пор напоминает нам об ужасах войны. (Таня) 11. Месяц, принёсший долгожданную Победу. (Май) 6


В раздел образования