Секреты мастерства концертмейстера на занятиях классического танца
Автор: Карцева Надежда Николаевна Должность: концертмейстер Учебное заведение: ГБПОУ КК "Краснодарский педагогический колледж" Населённый пункт: г.Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Секреты мастерства концертмейстера на занятиях классического танца Раздел: дополнительное образование
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
НА ЗАНЯТИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Работа концертмейстера в классе классического танца лежит на стыке двух видов
искусств – музыки и хореографии и предъявляет высокие требования к уровню
исполнительского мастерства концертмейстера. В репертуаре должны быть не только
номера
или
фрагменты
балетов,
но
и
образцы
инструментальной
музыки,
и
переложения
тем
вокальной
и
симфонической
музыки
разных
времен,
стилей,
авторов.
Для
наиболее
профессионального
выполнения
задач
музыкального
сопровождения концертмейстером очень важно иметь представление о построении и
основных методических принципах урока классического танца.
Основные задачи концертмейстера на уроке классического танца:
понимать специфику хореографического музыкального сопровождения, осознавать
роль музыки
на уроке классического танца – как подчиненную методическим и
функциональным задачам;
иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца,
осознанно
и
профессионально
воспринимать
хореографический
материал,
уметь
запоминать достаточно большие его фрагменты;
владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть
логику взаимодействия музыки и танца; создавать образы движения выразительными
средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического
материала;
уметь
разучивать
программу
в
короткие
сроки,
аккомпанировать
с
листа,
одновременно воспринимая движения исполнителей-танцовщиков;
быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться
к созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
содействовать
развитию
музыкальных
представлений
педагогов
и
учеников,
воспитанию хорошего музыкального вкуса;
постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство
музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар,
слушать
и
контролировать
себя,
учиться
у
коллег,
использовать
собственный
накопленный опыт.
Урок
классического
танца
имеет
четко
выстроенную,
выверенную
десятилетиями форму. Он состоит из 3 больших частей:
Экзерсис у станка , состоящий из следующих движений:
1.
Demi plie («деми плие») - медленное приседание, исполняемое на всех пяти
позициях классического танца (размер музыкального сопровождения -
3
4
или
4
4
).
2. Battement tendu («батман тандю», «тандю» переводится как натянутый,
напряженный – скольжение ноги вперед, в сторону или назад с возвращением ее
обратно (музык. размер -
2
4
).
3. Battement jete («батман жете») – бросок ноги на 25̊
или 45̊
с акцентом в сторону,
вперед или назад (jete - брошенный) (музык. размер -
2
4
).
4. Rond de jambe par terre («ронд де жамб пар тер») – круговое движение ноги по
полу (полукруг) (музык. размер -
3
4
).
5. Battement fondu («батман фондю») – приседание с отведением ноги в сторону,
вперед или назад из положения на щиколотке (fondu - таять) (музык. размер -
4
4
).
6. Battement frappe («батман фраппе») – удар рабочей ноги о другую и возвращение
ее в исходное положение (frappe - ударять) (музык. размер -
2
4
).
7. Rond de jambe en l’air («ронд де жамб ан льер») – кругообразное движение ноги в
воздухе (музык. размер -
3
4
).
8. Battement soutenu («батман сотеню») – медленное, плавное вынимание ноги вперед,
в сторону или назад с возвращением в исходное положение (музык. размер -
6
8
или
12
8
).
9. Petit battement («пти батман», пти значит маленький) – мелкое движение (сгибание
и разгибание) ноги возле щиколотки («маленький батман») (музык. размер -
2
4
).
10. Developpe («девлёпе», значит разворачивать, развивать) – движение, состоящее
из вынимания ноги вперед, в сторону или назад, удержания ее в верхней точке
(музык. размер -
3
4
или
4
4
).
11. Grand battement jete («гранд батман жете») – бросок ноги на 90̊
вперед, в сторону
или назад и сдержанное возвращение в исходное положение (музык. размер -
3
4
).
Следующая большая часть урока – движения в той же последовательности -
Экзерсис
на
середине
зала .
Сюда
же
входит Adagio
–
комбинация
движений,
направленная
на
приобретение
устойчивости
(апломба)
–
качества
центрального
значения для всякого танцовщика. В этой части урока повторяются движения в той
последовательности как у станка, так же с правой и с левой ноги.
И
финальная
часть,
венчающая
урок
– Allegro ,
в
которой
заложена
танцевальная наука – это комбинации, построенные на исполнении в чистом виде или
на сочетании прыжков.
1. Temps leve («темп леве»), saute («соте») 2. Changement de pieds («шанжман де пье»)
3. Pas echappe («па эшапе») 4. Pas assemble («па ассамбле»)
5. Pas jete («па жете») 6. Pas glissade («па глиссад»)
7. Pas chasse («па шассе») и др.
Для
музыкального
сопровождения
вышеназванных
прыжков
подбираются
музыкальные
отрывки
в
размере
2
4
(в
характере
польки),
где
долевой
отсчет
музыки («раз и») совпадает с долевой раскладкой хореографического движения.
Каждый
прыжок
предваряет Demi plié («деми плие» - приседание), сам прыжок
приходится на счет «и», приземление приходится на «раз» или «два» в зависимости
от комбинации.
8. Pas de basque («па де баск»)
9. Sissonne ouverte («сиссон уверт»)
10. Pas balance («па балансе»).
Последние прыжки музыкально сопровождаются отрывками в размере
3
4
,
где доли музыкального такта и долевая раскладка хореографического движения не
совпадают.
Одна
доля
(четвертная
–
«раз
и»)
хореографического
движения
приходится на целый такт (три доли четвертные) музыкального отрывка:
Хореографическое
движение
«раз и»
Музыкальное
сопровождение
«раз и»
«раз»
«два и»
«два»
«три и»
«три»
Завершает
урок Port
de
bras
(«пор
де
бра»)
–
комбинации,
позволяющие
воспитывать послушные, гармоничные, выразительные руки (музык. размер -
3
4
или
4
4
).
Своеобразную законченность, обрамление уроку придает поклон
(музык.размер -
3
4
, законченный период в 8 тактов), исполняемый в начале и в
конце урока. В начале – это приветствие педагога, обличенное в движение, а в конце
занятия - благодарность педагогу и прощание с ним учеников.
Поклон
Музыкальное сопровождение поклона следует подбирать среди 3-х-дольных
произведений
–
вальсов.
Наиболее
соответствует
движениям
поклона
музыка
кантиленного,
плавного
характера
в
мажорной
тональности.
Построение
должно
состоять из 8 полных тактов с заключительным кадансом в конце построения. В
начале
музыкального
построения
–
2-3
ноты
затакта
организующего
характера.
Начало движения приходится на последнюю ноту затакта. В ритмическом рисунке
мелодической линии следует избегать синкоп, пунктирного ритма:
Музык.
3
и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
дробление
4
Хореогр.
дробление
И
1 И
2 И
3 И
4 И
играть
медленнее
начало
движения
в др. сторону
3
4
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и /
1 и 2 и 3 и //
1 И
2 И
3 И
4 И
К Д7
Т
разыграть
тоническое
трезвучие
Хореографический поклон укладывается в квадратное построение, состоящее
из 8-ми условных четвертей хореографического дробления. Четверть – «раз
и»,
состоит из 2 восьмых. В данном построении четверть хореографического дробления
соответствует
1
такту
(3/4)
музыкального
дробления.
Темп
музыкального
сопровождения поклона – Allegretto метроном 110-120.
Последний звук музыкального сопровождения доигрывается в тот момент, когда
ученики завершают последнее движение поклона.
Предлагаемый к исполнению на уроках классического танца хореографический
материал
имеет
комбинаторную,
вариантную
природу.
Основным
материалом
хореографических заданий в классе являются построения, представляющие собой
связанные
в
единое
целое
композиционные
блоки
варьируемых
элементов
(движений). Они в методике классического танца называются комбинациями, а также
этюдами
и
композициями.
Принцип
комбинирования
проявляется
в
мозаичности
структуры
этих
построений,
многовариантности
использования
отдельных
элементов.
Периодичность,
квадратность,
соответствие
двигательных
и
ритмических
моторных
формул,
преимущественно
гомофонно-гармонический
тип
фактуры,
мелодичность,
регулярно-акцентная
ритмика
являются
характеризующими
для
танцевальной музыки и сегодня. Любому элементу классического танца может быть
найдена
соответствующая
ему
ритмическая
и
артикуляционно-интонационная
музыкальная формула.
Комбинации 1-го года обучения состоят из движений в «чистом виде», то есть
сами по себе, они многократно повторяются и чаще всего исполняются «крестом»:
«вперед», «в сторону», «назад», «в сторону». Также движения могут исполняться
«обратно» (последовательность, исполненная сначала «вперед», исполняется затем
«назад»). По мере освоения движения, развития мышц, связок и мышления, педагог
начинает
давать
комбинации,
в
которых
сочетаются
различные
движения,
проучиваются более сложные модификации движения.
Также в хореографии существуют такие понятия как исполнение отдельных
движений «en dehors» («ан деор») – наружу и «en dedans» («ан дедан») – внутрь. В
основном это относится к круговым и вращательным движениям.
Комбинации движений, как правило, невелики по размерам (16-64 такта). Во
время их показа педагог проговаривает названия движений и одновременно считает.
Важнейшим организующим фактором в хореографии является определенная мера
отсчета времени, представляющая собой длительность элементарной доли и условно
называемой
«четвертью».
Хореографическая
«четверть»
не
всегда
соответствует
музыкальной четверти как ритмической длительности.
Концертмейстер запоминает материал с учетом его ритмических особенностей и
отношения к долям отсчета времени и затем отображает все заданное в музыкальном
сопровождении. Метрический счет как чередование временных единиц определяет
основу музыкально-хореографического соответствия.
В учебной практике долгота хореографической «четверти» устанавливается в
зависимости от темпа, метрического размера и характера фразировки музыкального
аккомпанемента.
Существует
3
вида
общепринятых
условных
соотношений
музыкальных и танцевальных единиц отсчета времени – для медленного, умеренного
и быстрого темпов.
Все движения в хореографии подразделяются на 2 группы:
1 группа (нон легатные) – движения исполняются из затакта (чередование слабой и
сильной долей). К ним относятся battement tendu, jete, frappe, double frappe, petit
battement, grand battement.
2 группа (легатные) – движения исполняются в сильную долю (чередование сильной
и слабой долей). К ним относятся plie,
battement fondu,
developpe,
port de bras и др.
плавные, неторопливые движения и медленные повороты.
При подборе музыкального сопровождения концертмейстер выбирает оптимально
подходящий музыкальный размер для каждого движения. Решение подобной задачи
предполагает во многих случаях творческую свободу концертмейстера. Общепринято
движения 1 группы (нон легатные) выполнять под музыку 2-дольного размера (2/4).
Исключение
составляет grand battement. Сопровождение для легатных движений и
grand
battement
подбирается
среди
3-дольных
и
даже
4-дольных
музыкальных
произведений.
Важным профессиональным умением концертмейстера классического танца является
способность помнить конкретные темповые характеристики отдельных движений.
Темповая память вырабатывается постепенно, в результате постоянных занятий в его
мышечной памяти как ощущение темпа исполнения им игровых движений.
В
отношении
темпа
музыкального
сопровождения
хочется
сказать
следующее:
музыка в хореографическом классе не может быть строго метричной, все зависит от
движений,
исполняемых
учениками.
Если
в
одной
комбинации
используется
сочетание плавных (battement fondu) и акцентных (battement frappe) движений, то
характер
и
способ
их
исполнения
создадут
ситуацию
неизбежных
темповых
отклонений. Музыкальный темп сопровождения, как правило, отражает характер
движений. Многие быстрые, резкие движения на ранних этапах проучиваются в
медленном и умеренном темпе. Аккомпанируя младшим классам, концертмейстер
имеет
возможность
создать
иллюзию
общего
оживленного
темпа,
используя
группировки
мелких
длительностей.
При
этом
пульсация
сильных
долей
в
сопровождении совпадает с условными хореографическими «четвертями».
Урок классического танца представляет собой
своего рода калейдоскоп, мозаику
хореографических комбинаций разных по характеру, технологии исполнения и вида.
В
течение
урока
концертмейстер
исполняет
до
40-50
музыкальных
построений
простой двух-трехчастной безрепризной или репризной формы. С музыкальной точки
зрения
данной
композиционной
структуре
наиболее
близок
сюитный
принцип
построения.
Многоплановость
пластического
материала,
контрастно сть
сопоставления характеров хореографических комбинаций могут быть подчеркнуты
разнообразием тональностей, метрики, ритмических рисунков, интонаций, фактур
аккомпанемента. Работа по созданию композиций совершается в тесном творческом
контакте
с
педагогом-хореографом,
и
выстроенная
форма
отражает
совместный
результат усилий сотрудничества.
Работа
концертмейстера
на
уроках
классического
танца
–
огромная
и
интересная сфера приложения таланта.