Методическая разработка для начальной стадии обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением неполного кларнета
Автор: Зябин Олег Павлович Должность: преподаватель-методист Учебное заведение: ГБОУДО г.Севастополь СМШ №4 Населённый пункт: г.Севастополь Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методическая разработка для начальной стадии обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением неполного кларнета Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
для начальной стадии обучения
учащихся-кларнетистов
с практическим применением
неполного кларнета
Преподавателя-методиста
заведующего городской методической секцией
духовых и ударных инструментов
СМШ г. Севастополя
Зябина Олега Павловича
г. Севастополь
1
Настоящая работа содержит практический материал (совет, рекоменда-
ции) в помощь педагогам для занятий с начинающими музыкантами-кларнети-
стами, делающими свои первые шаги в музыке и является результатом моей
многолетней педагогической работы с детьми в музыкальной школе.
При написании этой работы учитывались психологические особенности
и физиологические данные учащихся, решивших посвятить себя занятиям на
кларнете.
Овладение навыками игры на кларнете строя Си бемоль представляет
определённые трудности, которые связаны с размером инструмента и физиче-
скими данными учащегося.
Начинающий кларнетист испытывает ряд затруднений, связанных с не-
привычным положением инструмента в руках, с необходимостью согласованных
действий пальцев, дыхания, языка, губ и т.д.
Учитывая увеличения сроков обучения на духовых инструментах в музы-
кальной школе до шести лет плюс нулевой класс и привлечения к обучению на
духовых инструментах детей младшего возраста – существует проблема в на-
чальном периоде обучения детей.
Эта проблема решалась давно и решается в наше время за счёт обучения
детей младшего возраста на таких духовых инструментах как блок-флейта, ма-
лый кларнет строя Ми бемоль.
Ещё в 1972 году, по инициативе прекрасного музыканта-методиста Н.Пу-
шечникова, была введена в учебный процесс музыкальных школ методика обу-
чения детей игре на духовых инструментах с раннего возраста, пяти-семи лет, на
блок-флейте («переходном инструменте»). А также с семи – девятилетнего воз-
раста на малом кларнете строя Ми бемоль.
Элементарные теоретические сведения и практические навыки, получен-
ные учениками в подготовительных классах на блок-флейте, малом кларнете в
музыкальной школе, в значительной степени облегчают усвоение учебного мате-
риала и позволяют осуществлять первоначальное обучение игре на полном клар-
нете, в более сжатые сроки.
1
В связи с этим встают и несколько иные методические задачи, рассчитан-
ные на учащихся, имеющих уже к 9-10 годам элементарную музыкальную под-
готовку:
-
совершенствовать звукоизвлечение как основу художественной вы-
разительности;
-
овладеть аппликатурными особенностями, свойственными для дан-
ного инструмента;
-
добиваться с помощью специальных упражнений синхронности в
деятельности пальцев;
-
освоить более широкий диапазон кларнета.
Проработав 45 лет с детьми в музыкальной школе я давно решил для
себя почти полностью проблему занятий с детьми младшего школьного возрас-
та. Приобретя для себя два малых кларнета и используя блок-флейту. Но часто в
работе с детьми, и не только маленькими, но и начинающими учениками стар-
шего возраста, обладающими недостаточными физическими данными для игры
на кларнете, такими, например, как короткие пальцы или же недостаточная рас-
тяжка пальцев, я использую «неполный» кларнет.
Идея использовать «неполный» кларнет возникла по многим причинам.
Одна из них непроизводство малых кларнетов в нашей стране, а если и можно
приобрести такой инструмент, то они стоят довольно дорого для обычного роди-
теля ребёнка. Со временем нужно приобретать новый инструмент (полный клар-
нет). Другая из причин – большое желание ребёнка и его родителей заниматься
именно на кларнете и как можно раньше.
Предлагаемый мною вариант может только дополнить перечень методов
работы с детьми в начальном периоде обучения игры на кларнете, и я бы сказал
не самый худший.
О работе с учащимися на так называемом мною «не полном» кларнете я
хочу поделиться с Вами. Практическая ценность применения в начальной ста-
дии обучения инструмента «неполного» кларнета состоит прежде всего в том,
что он создаёт играющему оптимальные физиологические условия для функцио-
2
нальной деятельности его исполнительского аппарата. Это значит, что специфи-
ческая работа губного аппарата, органов дыхания, языка, пальцев и музыкально-
го слуха кларнетиста, играющего на таком инструменте, в начальной стадии обу-
чения, осуществляется с наибольшим эффектом.
Заложенные при работе на таком инструменте объективные условия для
достижения наилучших практических результатов в начальном обучении клар-
нетистов – всего лишь одна из возможностей для проявления разнообразных
психических процессов и состояния, отражающих индивидуальные свойства
личности учащегося: слуховые, зрительные и двигательные ощущения, анали-
тико-синтетическая деятельность мышления, запоминания, удерживание и вос-
произведение
в
память
музыкального
материала,
переживание
различных
чувств и эмоций, волевые усилия, музыкально-исполнительские способности и
некоторые другие.
Первые занятия для ребёнка – большое важное событие. Он ждёт чего-то
необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, ко-
торых на первых занятиях бывает много и они, как правило, являются наиболее
сильными и прочно закрепляются в памяти. Поэтому на первых занятиях необ-
ходимо вызвать в ребёнке чувство свободы и непринуждённости поведения в
классе, стремление как можно больше получить знаний и умений и проявить ак-
тивный интерес к выбранному инструменту – кларнету.
Всё это из перечисленного, - дают занятия на «неполном» кларнете:
-
постепенное
устранение
излишних
напряжений
в
процессе
игры на инструменте;
-
возможность облегчить процесс работы, в которой при звуко-
образовании активно участвовали только те мышцы нашего
исполнительского аппарата, деятельность которых необходима
в тот или иной игровой момент;
-
даёт возможность добиваться в организме и мышцах отсут-
ствия какого-либо напряжения, стремиться к осуществлению
свободы и собранности, силы и уверенности.
3
К числу основного недостатка (а я думаю единственного) начального
обучения на «неполном» кларнете можно отнести неучастие пальцев правой
руки в начальном периоде обучения. Но тогда нужно брать в число учащихся на
кларнет детей исключительно старшего возраста (с 10-11 лет), с хорошими фи-
зиологическими данными. Способных сразу закрывать всеми пальцами правой и
левой руки аппликатуру полного кларнета. И это вроде бы правильно. Но это
значит, что до этого возраста не развивается не только правая, но и левая рука.
Так почему недостаток? На мой взгляд преимуществ начального обучения на
«неполном» кларнете даже намного больше чем один этот недостаток.
Вот примеры и преимуществ начального обучения на «неполном» клар-
нете перед блок-флейтой:
-
можно сразу работать над кларнетной постановкой губного
аппарата и звукоизвлечением;
-
оформлять постановочный аппарат пальцев левой руки;
-
раскрепощать пальцы левой руки за счёт того, что основная
нагрузка ложится на большой палец правой руки. Инструмент
поддерживается за раструб правой рукой. При этом вес
инструмента почти в два раза меньше полного кларнета;
-
формируется и привыкается к посадочному месту на подстав-
ке кларнета большой палец правой руки. При этом пальцы
правой руки располагаются в полукруглом состоянии на рас-
трубе;
-
работать над правильной постановкой головы, корпуса, рук;
-
полностью изучить аппликатуру верхнего колена кларнета.
«Неполный» кларнет можно применять в начальном обучении и с уча-
щимися старшего возраста, для всего того же, что нужно и ученикам младшего
возраста.
Естественно, что период обучения на «неполном» кларнете может
длиться одна неделя, две, месяц и т.д. Это уже на усмотрение педагога, в зависи-
мости от объективных и субъективных причин.
4
Инструктивно-тренировочный материал, который предназначен для
усвоения рациональной постановки, укрепления амбушюра и дыхания, не может
превалировать, быть слишком обширным. Художественные произведения долж-
ны как можно раньше занять своё место в обучении кларнетиста. Изучение худо-
жественных произведений начинающими кларнетистами предполагает присут-
ствия в классе концертмейстера, работа которого начинается с первых же уро-
ков. Поэтому, как только ученик освоил извлечения одного звука (соль I-ой окта-
вы), или несколько звуков, педагогу следует предложить ему сыграть первые не-
сложные пьесы. Они построены на этих нескольких звуках, но насыщенная фак-
тура фортепианного сопровождения позволяет ученику не только следить за
усвоением первичных приёмов звукоизвлечения, ритма, но и решать простейшие
музыкально-образные задачи.
И естественно возникает вопрос о репертуаре, из-за ограниченности
диапазона «неполного» кларнета. Исходя из своей многолетней педагогической
практики, авторитетно заявляю, что существует огромное количество музыкаль-
ных произведений, этюдов и упражнений с диапазоном в одну октаву, способ-
ных решать такие задачи: как штриховые, метро-ритмические, для работы над
исполнительским аппаратом, воспитания музыкально-образного мышления и
т.д., как в специальной литературе для кларнета строя Си бемоль, так и музы-
кальная литература, написанная для других музыкальных инструментов, голоса.
Что же собой представляет «неполный» кларнет (рис. 1)? Это полный
кларнет любой системы, в данном случае строя Си бемоль, без нижнего колена,
при этом раструб крепится к верхнему колену.
Таким образом, мы получили «неполный» кларнет строя Си бемоль, с диапа-
зоном в одну октаву. От ноты До первой октавы, до ноты До второй октавы.
Как на практике преобразовать полный кларнет в «неполный», не нано-
ся ущерб инструменту и в любую минуту собрать быстро основной кларнет для
дальнейшей работы.
5
Для этого нужно:
1.
Приобрести дополнительно раструб для кларнета;
2.
Взять листовую пробку и вымерев внутренний диаметр соедини-
тельного паза раструба, вырезать и вклеить её во внутрь дополни-
тельного раструба;
3.
Взяв верхнюю часть кларнета, нужно её соединить с подготовлен-
ным раструбом - получился «неполный» кларнет готовый для заня-
тий.
При игре на таком инструменте правая рука поддерживает кларнет непо-
средственно за раструб. Можно, больше ничего не делая, использовать в таком
виде «неполный» кларнет для занятий.
Но я считаю, что нужно сделать ещё одно приспособление и объясню за-
чем оно, на мой взгляд, имеет большое значение:
1.
Взять со старого кларнета (или сделав самому) кларнетовую
подставку для большого пальца правой руки с нижнего колена;
2.
Прикрепить её на дополнительный раструб на расстоянии 1,5-2 см
от начала соединения раструба.
Что это даёт:
Правая рука не просто будет держать инструмент за раструб, а
большой палец правой руки будет привыкать к месту, получая опре-
делённую нагрузку инструмента;
А остальные пальцы правой руки (уже не держа инструмент за рас-
труб, а только поддерживая) можно формировать на раструбе для
дальнейшей работы над постановкой пальцев правой руки на ниж-
нем колене инструмента.
Данная работа не предполагает каких-либо ограничений в рамках изло-
женного материала и не является догмой в работе педагогов с учениками. Напро-
тив, любая другая информация как методического, так и практического харак-
тера, способная принести учащемуся дополнительную пользу, заслуживает вни-
мания.
6
а) Полный кларнет строя Си бемоль
б) Неполный кларнет строя Си бемоль
а)
в) Малый кларнет строя Ми бемоль
7
8