Напоминание

Методическая разработка для начальной стадии обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением неполного кларнета


Автор: Зябин Олег Павлович
Должность: преподаватель-методист
Учебное заведение: ГБОУДО г.Севастополь СМШ №4
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка для начальной стадии обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением неполного кларнета
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка для начальной стадии обучения учащихся-кларнетистов с практическим применением неполного кларнета Преподавателя-методиста заведующего городской методической секцией духовых и ударных инструментов СМШ г. Севастополя
Зябина Олега Павловича
г. Севастополь 1
Настоящая работа содержит практический материал (совет, рекоменда- ции) в помощь педагогам для занятий с начинающими музыкантами-кларнети- стами, делающими свои первые шаги в музыке и является результатом моей многолетней педагогической работы с детьми в музыкальной школе. При написании этой работы учитывались психологические особенности и физиологические данные учащихся, решивших посвятить себя занятиям на кларнете. Овладение навыками игры на кларнете строя Си бемоль представляет определённые трудности, которые связаны с размером инструмента и физиче- скими данными учащегося. Начинающий кларнетист испытывает ряд затруднений, связанных с не- привычным положением инструмента в руках, с необходимостью согласованных действий пальцев, дыхания, языка, губ и т.д. Учитывая увеличения сроков обучения на духовых инструментах в музы- кальной школе до шести лет плюс нулевой класс и привлечения к обучению на духовых инструментах детей младшего возраста – существует проблема в на- чальном периоде обучения детей. Эта проблема решалась давно и решается в наше время за счёт обучения детей младшего возраста на таких духовых инструментах как блок-флейта, ма- лый кларнет строя Ми бемоль. Ещё в 1972 году, по инициативе прекрасного музыканта-методиста Н.Пу- шечникова, была введена в учебный процесс музыкальных школ методика обу- чения детей игре на духовых инструментах с раннего возраста, пяти-семи лет, на блок-флейте («переходном инструменте»). А также с семи – девятилетнего воз- раста на малом кларнете строя Ми бемоль. Элементарные теоретические сведения и практические навыки, получен- ные учениками в подготовительных классах на блок-флейте, малом кларнете в музыкальной школе, в значительной степени облегчают усвоение учебного мате- риала и позволяют осуществлять первоначальное обучение игре на полном клар- нете, в более сжатые сроки. 1
В связи с этим встают и несколько иные методические задачи, рассчитан- ные на учащихся, имеющих уже к 9-10 годам элементарную музыкальную под- готовку: - совершенствовать звукоизвлечение как основу художественной вы- разительности; - овладеть аппликатурными особенностями, свойственными для дан- ного инструмента; - добиваться с помощью специальных упражнений синхронности в деятельности пальцев; - освоить более широкий диапазон кларнета. Проработав 45 лет с детьми в музыкальной школе я давно решил для себя почти полностью проблему занятий с детьми младшего школьного возрас- та. Приобретя для себя два малых кларнета и используя блок-флейту. Но часто в работе с детьми, и не только маленькими, но и начинающими учениками стар- шего возраста, обладающими недостаточными физическими данными для игры на кларнете, такими, например, как короткие пальцы или же недостаточная рас- тяжка пальцев, я использую «неполный» кларнет. Идея использовать «неполный» кларнет возникла по многим причинам. Одна из них непроизводство малых кларнетов в нашей стране, а если и можно приобрести такой инструмент, то они стоят довольно дорого для обычного роди- теля ребёнка. Со временем нужно приобретать новый инструмент (полный клар- нет). Другая из причин – большое желание ребёнка и его родителей заниматься именно на кларнете и как можно раньше. Предлагаемый мною вариант может только дополнить перечень методов работы с детьми в начальном периоде обучения игры на кларнете, и я бы сказал не самый худший. О работе с учащимися на так называемом мною «не полном» кларнете я хочу поделиться с Вами. Практическая ценность применения в начальной ста- дии обучения инструмента «неполного» кларнета состоит прежде всего в том, что он создаёт играющему оптимальные физиологические условия для функцио- 2
нальной деятельности его исполнительского аппарата. Это значит, что специфи- ческая работа губного аппарата, органов дыхания, языка, пальцев и музыкально- го слуха кларнетиста, играющего на таком инструменте, в начальной стадии обу- чения, осуществляется с наибольшим эффектом. Заложенные при работе на таком инструменте объективные условия для достижения наилучших практических результатов в начальном обучении клар- нетистов – всего лишь одна из возможностей для проявления разнообразных психических процессов и состояния, отражающих индивидуальные свойства личности учащегося: слуховые, зрительные и двигательные ощущения, анали- тико-синтетическая деятельность мышления, запоминания, удерживание и вос- произведение в память музыкального материала, переживание различных чувств и эмоций, волевые усилия, музыкально-исполнительские способности и некоторые другие. Первые занятия для ребёнка – большое важное событие. Он ждёт чего-то необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, ко- торых на первых занятиях бывает много и они, как правило, являются наиболее сильными и прочно закрепляются в памяти. Поэтому на первых занятиях необ- ходимо вызвать в ребёнке чувство свободы и непринуждённости поведения в классе, стремление как можно больше получить знаний и умений и проявить ак- тивный интерес к выбранному инструменту – кларнету. Всё это из перечисленного, - дают занятия на «неполном» кларнете: - постепенное устранение излишних напряжений в процессе игры на инструменте; - возможность облегчить процесс работы, в которой при звуко- образовании активно участвовали только те мышцы нашего исполнительского аппарата, деятельность которых необходима в тот или иной игровой момент; - даёт возможность добиваться в организме и мышцах отсут- ствия какого-либо напряжения, стремиться к осуществлению свободы и собранности, силы и уверенности. 3
К числу основного недостатка (а я думаю единственного) начального обучения на «неполном» кларнете можно отнести неучастие пальцев правой руки в начальном периоде обучения. Но тогда нужно брать в число учащихся на кларнет детей исключительно старшего возраста (с 10-11 лет), с хорошими фи- зиологическими данными. Способных сразу закрывать всеми пальцами правой и левой руки аппликатуру полного кларнета. И это вроде бы правильно. Но это значит, что до этого возраста не развивается не только правая, но и левая рука. Так почему недостаток? На мой взгляд преимуществ начального обучения на «неполном» кларнете даже намного больше чем один этот недостаток. Вот примеры и преимуществ начального обучения на «неполном» клар- нете перед блок-флейтой: - можно сразу работать над кларнетной постановкой губного аппарата и звукоизвлечением; - оформлять постановочный аппарат пальцев левой руки; - раскрепощать пальцы левой руки за счёт того, что основная нагрузка ложится на большой палец правой руки. Инструмент поддерживается за раструб правой рукой. При этом вес инструмента почти в два раза меньше полного кларнета; - формируется и привыкается к посадочному месту на подстав- ке кларнета большой палец правой руки. При этом пальцы правой руки располагаются в полукруглом состоянии на рас- трубе; - работать над правильной постановкой головы, корпуса, рук; - полностью изучить аппликатуру верхнего колена кларнета. «Неполный» кларнет можно применять в начальном обучении и с уча- щимися старшего возраста, для всего того же, что нужно и ученикам младшего возраста. Естественно, что период обучения на «неполном» кларнете может длиться одна неделя, две, месяц и т.д. Это уже на усмотрение педагога, в зависи- мости от объективных и субъективных причин. 4
Инструктивно-тренировочный материал, который предназначен для усвоения рациональной постановки, укрепления амбушюра и дыхания, не может превалировать, быть слишком обширным. Художественные произведения долж- ны как можно раньше занять своё место в обучении кларнетиста. Изучение худо- жественных произведений начинающими кларнетистами предполагает присут- ствия в классе концертмейстера, работа которого начинается с первых же уро- ков. Поэтому, как только ученик освоил извлечения одного звука (соль I-ой окта- вы), или несколько звуков, педагогу следует предложить ему сыграть первые не- сложные пьесы. Они построены на этих нескольких звуках, но насыщенная фак- тура фортепианного сопровождения позволяет ученику не только следить за усвоением первичных приёмов звукоизвлечения, ритма, но и решать простейшие музыкально-образные задачи. И естественно возникает вопрос о репертуаре, из-за ограниченности диапазона «неполного» кларнета. Исходя из своей многолетней педагогической практики, авторитетно заявляю, что существует огромное количество музыкаль- ных произведений, этюдов и упражнений с диапазоном в одну октаву, способ- ных решать такие задачи: как штриховые, метро-ритмические, для работы над исполнительским аппаратом, воспитания музыкально-образного мышления и т.д., как в специальной литературе для кларнета строя Си бемоль, так и музы- кальная литература, написанная для других музыкальных инструментов, голоса. Что же собой представляет «неполный» кларнет (рис. 1)? Это полный кларнет любой системы, в данном случае строя Си бемоль, без нижнего колена, при этом раструб крепится к верхнему колену. Таким образом, мы получили «неполный» кларнет строя Си бемоль, с диапа- зоном в одну октаву. От ноты До первой октавы, до ноты До второй октавы. Как на практике преобразовать полный кларнет в «неполный», не нано- ся ущерб инструменту и в любую минуту собрать быстро основной кларнет для дальнейшей работы. 5
Для этого нужно: 1. Приобрести дополнительно раструб для кларнета; 2. Взять листовую пробку и вымерев внутренний диаметр соедини- тельного паза раструба, вырезать и вклеить её во внутрь дополни- тельного раструба; 3. Взяв верхнюю часть кларнета, нужно её соединить с подготовлен- ным раструбом - получился «неполный» кларнет готовый для заня- тий. При игре на таком инструменте правая рука поддерживает кларнет непо- средственно за раструб. Можно, больше ничего не делая, использовать в таком виде «неполный» кларнет для занятий. Но я считаю, что нужно сделать ещё одно приспособление и объясню за- чем оно, на мой взгляд, имеет большое значение: 1. Взять со старого кларнета (или сделав самому) кларнетовую подставку для большого пальца правой руки с нижнего колена; 2. Прикрепить её на дополнительный раструб на расстоянии 1,5-2 см от начала соединения раструба. Что это даёт:  Правая рука не просто будет держать инструмент за раструб, а большой палец правой руки будет привыкать к месту, получая опре- делённую нагрузку инструмента;  А остальные пальцы правой руки (уже не держа инструмент за рас- труб, а только поддерживая) можно формировать на раструбе для дальнейшей работы над постановкой пальцев правой руки на ниж- нем колене инструмента. Данная работа не предполагает каких-либо ограничений в рамках изло- женного материала и не является догмой в работе педагогов с учениками. Напро- тив, любая другая информация как методического, так и практического харак- тера, способная принести учащемуся дополнительную пользу, заслуживает вни- мания. 6


а) Полный кларнет строя Си бемоль б) Неполный кларнет строя Си бемоль а) в) Малый кларнет строя Ми бемоль 7
8


В раздел образования