Напоминание

М.М.Пришвин "Гаечки", "Разговор деревьев"


Автор: Малинкина Лариса Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №184"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения
Тема: М.М.Пришвин "Гаечки", "Разговор деревьев"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока:
М.М.Пришвин «Гаечки», «Разговор деревьев».

Цель урока:
знакомство с произведениями М. М. Пришвина, развитие умения видеть красоту природы.
Задачи:
• учить анализу художественного произведения на сюжетном, идейном, языковом уровнях; творческому пересказу; • продолжить работу над совершенствованием навыков осознанного, правильного, выразительного чтения; • развитие речи, творческого мышления, воображения; • развивать умение анализировать и обобщать; • учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней; • воспитывать интерес к родному языку; предмету литературного чтения; • развитие коммуникативных навыков.
Оборудование:
карточки-шифрограммы; карточки для дифференцированной работы; карточки с этапами урока и ключевым словом; мультимедийная презентация; фрагмент аудиозаписи В.Салманова «Вечер»; толковый словарь; этимологический словарь; учебник «Живой родник», Литературное чтение. Л.И.Тикунова, А.Г.Дигина, 4 класс (Ш-я часть). Форми
руемые результаты (формирование УУД):
Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к урокам литературного чтения; -смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение); -обогощение активного словаря, развитие речи, воссоздающего воображения; Коммуникативные УУД: - развитие монологической и диалогической речи;
-умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - развитие навыков учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик- ученик); -умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; Регулятивные УУД: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, - постановка учебных задач; - планирование предстоящей деятельности; - самоконтроль и взаимоконтроль, взаимооценка; - самоанализ и самоконтроль результата; -развитие навыков рефлексивной деятельности - самоанализ и самоконтроль результата;
Ход урока
1.
Организационный момент
. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. С хорошим настроением приступим к занятию. 2.
Этап первичного синтеза
. (Подготовка к восприятию литературного произведения) Ключевым словом урока я выбрала слово «ПРИРОДА». Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите это слово?(Радость, красота, отдых…) С давних времён человек связывал свои мысли и чувства с картинами природы. Это отразилось и на творчестве композиторов, воспевающих родную природу в своих произведениях. Закройте глазки, мысленно представьте себя на лоне природы (звучит фрагмент произведения В.Салманова «ВЕЧЕР»). Что Вы представили?
(
Румяный закат; опушку леса, залитую лучами солнца; маленькую лесную речушку, пробивающуюся сквозь чашу леса…) Много произведений о родной природе создано. Я предлагаю Вам вспомнить некоторые из них. (Два человека у доски читают наизусть отрывки из 2-3 произведений М. М. Пришвина, с которыми учащиеся уже знакомы. Дети вспоминают названия этих произведений. Проверка дифференцированного домашнего задания.) Вспомните, пожалуйста, автора этих произведений (портрет). А вот с какими произведениями М. М. Пришвина мы познакомимся на уроке, узнаете, разгадав шифрограмму путём исключения иностранных букв:
Q CW C CГ U А S Е D Ч К G И Y I Р F А З L Г Z О В О N Р Д Е N Р V Е В D Ь Е S В D
3.

Постановка

темы

и

цели

урока.

Составление

плана

урока.
Сформулируйте тему урока. (М. М. Пришвин. «Гаечки», «Разговор деревьев») Конечная цель урока – создание словесной зарисовки картины природы такой, как описывает её автор. (На слайде появляется слово «ЦЕЛЬ») Вы хотите выполнить это задание? Тогда подумайте, что для этого нужно сделать, составьте план урока. (на слайде слова «Подумаем, посоветуемся. Работа в парах, группах», «Чтение и анализ произведений», «Самостоятельная работа», «Творческое задание», «Итоги урока») Если нам удастся выполнить все этапы урока, то сможем прочитать слово. (Слово «Цель» исчезает, появляется буква «Ч»)
Прогнозирование по заголовку и иллюстрации.
Откройте учебник на стр. 134. Попробуйте предугадать содержание рассказа по его заголовку и иллюстрации (Индивидуальная работа) А удалось ли нам предугадать содержание рассказа, узнаем, прочитав его (3 подготовленные ученика читают у доски – проверка дифференцированного домашнего задания). Оценивание чтения детей.
Проверка первичного восприятия.
Ваше впечатление от рассказа? Что мы смогли предугадать?
4.

Анализ произведения.
(Дифференциация учебного материала по уровню сложности) Предлагаю прочитать начало рассказа, где говорится о том, как автор наблюдал за работой гаечек. Чтение жужжащее.У некоторых ребят на столах карточки с лексическим значением слова. Вам нужно найти в тексте слово с соответствующим лексическим значением, остальные ребята при чтении подумайте, значение всех ли слов Вам понятно. (На карточках: Тёмно-синий с синеватым отливом - _________ (сизый). Зачитайте лексическое значение слова. Какое слово из текста соответствует данному значению? Значение остальных слов понятно? Запомните это слово и используйте в своей речи.
Найдите описание синичек. (Дети зачитывают) За пухлые щёчки их ещё называют пухляками, своими маленькими носиками только одни они из синиц долбят дерево, достают червячков, делают дупло. Чтение-разведка
.
Взяли в руки карандаши, приготовились. (Чтение и анализ пар слов. При чтении текста учитель заменяет важные, ключевые для восприятия текста слова другими, мене значимыми. Тем самым делается акцент на словах автора. Выделенные слова анализируются, используются учащимися при подготовке творческого пересказа с целью обогащения активного словаря и передачи колорита произведения. Курсивом выделены слова, которые читает учитель, жирным шрифтом- слова, написанные в тексте). Подошёл –
тихонечко подкрался –
неслышно,не спугнуть; Поймал –
прикрыл ладонью
– неполнота действий, не хотел ловить, а наблюдал; Притихла –
как будто умерла, не шевелится, как убитая
– не двигается, затаила дыхание от испуга, чтобы не выдать себя; Щебетала –
попискивала
– издавала тревожные звуки, предупреждала об опасности, просила незнакомца отпустить подружку; Говорила –
убеждала –
заставляла поверить Посмотрите на следующую часть текста. Как бы вам хотелось её прочитать? (Чтение по ролям)
Работа в группах.
Подготовьтесь к чтению по ролям в группах по 3 человека: распределите роли, подумайте на какие слова нужно поставить логическое ударение, какая интонация должна быть при прочтении диалога. Оцените чтение. 5.
Этап вторичного синтеза.
Подготовка к творческому пересказу. Представьте, что гаечки полетели в лес и встретили там своих подружек, а вы случайно оказались рядом и подслушали их разговор. Подумайте, посоветуйтесь, о чем могла бы рассказать синица-пленница своим подружкам. Предлагаю составить творческий пересказ от лица птицы- пленницы (работа в парах.) Заслушиваются 1-2 ученика. Оценивание ответа учащихся.
Работа с этимологическим словарём.
А вы знаете, почему эту птицу назвали синичкой. Найдите слово синица в этимологическом словаре.
6.

Знакомство с рассказом «Разговор деревьев».



Обсуждение проблемной ситуации, групповая работа. А вы знаете, что предупреждать об опасности, рассказать что-то друг другу могут не только животные и птицы, но и растения. Объединитесь в группы по
4
человека, подумайте, как могут перекликаться деревья. (Дети высказывают свои предположения.)
Переворачиваю карточку «Подумаем, посоветуемся», появляется

буква «У».
Очень интересные мнения. Пришвин хочет с нами поделиться своими наблюдениями. Послушайте рассказ «Разговор деревьев». (Читает подготовленный ученик, проверка диф.задания).
Проверка первичного восприятия.
Понравился рассказ? Что больше запомнилось, понравилось? Какие художественные средства использует автор? (Сравнение, олицетворение, эпитеты)
7.

Языковой анализ произведения.
Предлагаю прочитать рассказ (молчаливое чтение) и выделить художественные средства, используемые автором . Кто будет испытывать затруднения, может воспользоваться карточкой-помощником. Дифференциация учебного задания по степени помощи, критерий - уровень обученности. Карточка Сравнение. Листочки в почках, словно зелёные _________________________ (хвостики, клювики) Молодая осинка как ______________________________________ (зелёная свечка) Олицетворения Деревья ______________________________________ (шепчутся, перекликаются) Осинка _____________________________________ ( вышла, зовёт, помахивает веточкой) Черёмуха ___________________________________ (подаёт ветку) Эпитеты. Почки ____________________________ (шоколадные) Ягоды ____________________________ (чёрно-лаковые) Берёзка ___________________________ ( белая, молодая) Проверка осуществляется фронтально. Зачитайте, какие сравнения, олицетворения, эпитеты использует
автор. Есть словосочетания, к которому так и хочется подобрать сравнения , продолжите«черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками...». А как Вы думаете, с какой целью автор использует художественные средства? (Точнее передать красоту природы, показать, что она живая и относится к ней нужно бережно; любит природу и стремиться передать частичку своей любви читателю. Как же перекликаются растения? (Ароматом)
Переворачиваю карточку «Самостоятельная работа», появляется

буква «Д».

Переворачиваю карточку «Чтение и анализ

произведений»,появляется буква «Е».

8.

Творческая работа.
Представьте, что Вы – художник. Какую бы иллюстрацию Вы нарисовали к прочитанным на уроке произведениям? Нарисуйте её сначала в своём воображении, а затем передайте словами, используя слова и словосочетания, отмеченные на уроке. Заслушивание ответов 2-3 учеников. На доске воссоздаётся картина природы при помощи предметных картинок: полянка, отдельно прикрепляются нарисованные деревья, гаечки…)
Переворачиваю карточку «Творческое задание», появляется буква

«С».
9.
Домашнее задание
Вам понравился этот текст? Вы хотите научиться читать его выразительно? Дома предлагаю подготовиться к выразительному чтению данных произведений. Желающие могут взять книги этого удивительного писателя в библиотеке и подготовить их к выразительному чтению.
10. Итоги урока.
С какими произведениями М. М. Пришвина Вы познакомились на уроке? Что нового, интересного Вы узнали, о чём Вас заставило задуматься творчество Пришвина?
Переворачиваю карточку «Итоги»,появляется буква «А».

11. Рефлексия.
Мы перевернули все карточки. Какое слово у нас получилось?
ЧУДЕСА
Как Вы думаете, почему открылось это слово? (Чудо то, что всё это происходит в природе, что это видит автор и учит этому нас. Это сохранить может только человек. Чудо то, что автор учит понимать язык птиц и
растений, чтобы мы смогли помочь тем, кто попал в беду.) Какие теперь у Вас возникают ассоциации со словом «ПРИРОДА»? (В природе постоянно происходят чудеса, она могучая и одновременно беззащитная, её нужно защищать) Автор стремится посеять в нас зерно доброты, помочь маленьким и взрослым ощутить волшебную музыку и яркие краски окружающей природы, помогает понять, что эту красоту нужно беречь. И если, прочитав рассказы М.М.Пришвина, Вам самим захочется побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия , и что-то самому сделать на радость другим, доброго Вам пути. Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали на уроке. А Вам понравился урок? Какие задания показались наиболее интересными? Предлагаю выразить свои чувства от урока, прикрепив цветочки, лежащие на партах, на доску, завершая нашу зарисовку. Спасибо за работу!


В раздел образования