Автор: Костюченко Галина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Искитимская СОШ" Населённый пункт: ст. Юрга-2, Кемеровская область Наименование материала: конспект урока литературного чтения Тема: Н. Носов "Фантазеры" Раздел: начальное образование
Литературное чтение
Тема: Н.Н. Носов «Фантазеры». (1-й урок)
Цель: продолжить работу по разделу «Сказка – не сказка без чудес. Заходи в волшебный
лес».
Задачи:
Развивать навыки чтения.
Развивать воображение, учить рассуждать, фантазировать, делать выводы.
Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
Книги Н.Н. Носова.
Толковый словарь С.Ожегова.
Видеопроектор.
ХОД УРОКА
I. Расчитка
1) Скороговорка: У Сени и Сани в сетях сом с усами. (2) Чтение-пятиминутка.
(Дополнительная литература).
II. Проверка домашнего задания (Дети читают свои небылицы. 2-3 человека).
III. Изучение нового
1) Рассказ учителя о Н.Н. Носове2) Выставка книг Н.Н. Носова.
3) Объявление темы: Н.Н. Носов «Фантазёры». 4) Беседа с обучающимися:
– А что такое фантазия? (Высказывания детей).
Толкование слова фантазия из словаря С. Ожегова.– Кто же такой фантазёр? (Высказывания
детей).
Толкование слова фантазёр из словаря С. Ожегова.
5) Знакомство с текстом. (Текст читают по ролям подготовленные дети. Перед
прослушиванием текста учитель ставит задачу).
Задача: Подумайте! Почему рассказ Н.Н. Носова называется «Фантазёры», а не «Вруны» или
«Обманщики».
IV. Физкультминутка (На усмотрение учителя).
6) Беседа по содержанию текста. (Дети отвечают на главный вопрос
– Кто же такой врун, обманщик? (Высказывание детей).
Толкование из словаря С. Ожегова. (Врун – лжец, человек, который лжёт, склонен ко лжи.
Обманщик – тот, кто обманывает).
– Можно ли сказать, что ложь бывает разная? (Высказывания детей).
– Стасик с Мишуткой обманывают по-разному? (Высказывания детей).
– Приходилось ли вам хоть раз обманывать, чтобы не расстраивать родителей?
(Высказывания детей).
– А чтобы выйти «сухим» из воды? (Высказывания детей).
– А чтобы немножко украсить жизнь? (Высказывания детей).
– Можно ли жить совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя? (Высказывания детей).
7) Практическая работа:
– Поделите слова на две группы. (На доску вразброс вывешиваются слова: врать,
обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).
Образец проверки:
врать
обманывать
лгать
клеветать
сочинять
выдумывать
изобретать
фантазировать
8) Учитель обобщает высказывания детей.
– Оказывается ложь (фантазия) может быть доброй, как у Стасика и Мишутки, которая
делает жизнь интересной и веселой, а может приносить боль (как Игорь).
– Н.Носов пофантазировал и написал замечательный рассказ «Фантазёры».
– Художник И. Семёнов пофантазировал и нарисовал замечательные рисунки
– Давайте посмотрим их и ещё раз встретимся с героями рассказа.
V. Домашнее задание
– Пофантазировать и нарисовать свои рисунки к рассказу.
– Читать рассказ по ролям.