Напоминание

Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным.


Автор: Еремеева Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным.
Раздел: дополнительное образование





Назад





Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным.
Родителям детей с ОВЗ всегда приходится прикладывать больше времени и сил для того, чтобы привить ребенку тот или иной навык, научить новому. То, что обычным детям дается легко, спонтанно, что часто они перенимают от родителей через подражание, детям с ОВЗ дается сложнее, часто им необходимо специально организованное обучение. Зачастую детям сложно организовать себя, переключиться с одного вида деятельности на другой. Для облегчения этого процесса, предлагаются приемы, направленные на то, чтобы помочь ребенку в установлении причинно-следственных связей во времени и пространстве, более легкому переключению с одной деятельности на другую.
Таймер
Таймер помогает ребенку понять, что сначала он слышит предупреждение, а затем происходит смена деятельности. Эти предупреждения помогают ребенку подготовиться к переходу и снизить до минимума негодование по поводу смены вида деятельности. Можно установить таймер на телефоне, планшете, компьютере, купить песочные часы или другое и начать знакомство с прибором. Это не обязательно цифры, время может быть обозначено в виде цветных секторов, и с каждой секундой этот сектор уменьшается. Прибор должен быть доступен ребенку, чтобы он видел, сколько времени у него осталось и когда оно действительно закончилось. «Через три минуты мы уходим с площадки», «Через пять минут ты пойдешь принимать ванну» и т.д. Это помогает ребенку самому контролировать себя, мир становится более стабильным и упорядоченным, снижается фактор агрессии по отношению к взрослому. Когда вы включаете таймер, вы должны довести начатое до конца, чтобы ребенок понимал, что это действие свершится всегда, если был включен таймер, и тогда со временем его сопротивление сойдет на нет. Если у вас нет сил на данный момент, то лучше не начинать работу с таймером, а воспользоваться другим, менее энергозатратным для вас способом привлечь ребенка к смене деятельности.
Сначала и потом
Часто истерики случаются из-за того, что ребенку что-то необходимо прямо сейчас, сиюминутно, и не всегда родитель может удовлетворить его потребность. Или же ребенок не желает что-то выполнять. Важно научить ребенка понятиям «сначала» и «потом или затем». Это заявка на то, чтобы помочь ребенку закончить начатую задачу и только затем получить желаемое.
«Сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем в парк» В зависимости от возможностей ребенка, вы можете использовать этот способ в устной форме или с опорой на карточки или визуальное расписание, которое также необходимо озвучивать. Использование фразы «сначала и потом» помогает выстроить структуру в сознании ребенка, понять, чего от него ожидают взрослые.
Озвучивайте то, что хотели бы, чтобы ребенок делал, а не на том, чтобы

он прекратил делать.
Многие кричат детям «Стоп! Нет, Нельзя». Сведите к минимуму эти слова. Например, на прогулке вместо «не ходи по траве» используйте «Гуляй по тротуару» вместо «Прекрати кричать» - «Тихо, пожалуйста». Это позволяет ребенку точно понять, что вы ждете от него, а также помогает избежать конфликтной ситуации.


В раздел образования