Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным.
Автор: Еремеева Наталья Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ОГБУСО Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: статья Тема: Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным. Раздел: дополнительное образование
Как помочь ребенку с ОВЗ стать более организованным.
Родителям детей с ОВЗ всегда приходится прикладывать больше времени и
сил для того, чтобы привить ребенку тот или иной навык, научить новому. То,
что обычным детям дается легко, спонтанно, что часто они перенимают от
родителей
через
подражание,
детям
с
ОВЗ
дается
сложнее,
часто
им
необходимо специально организованное обучение. Зачастую детям сложно
организовать себя,
переключиться с одного вида деятельности на другой.
Для облегчения этого процесса, предлагаются приемы, направленные на то,
чтобы помочь ребенку в установлении причинно-следственных связей во
времени и пространстве, более легкому переключению с одной деятельности
на другую.
Таймер
Таймер помогает ребенку понять, что сначала он слышит предупреждение, а
затем
происходит
смена
деятельности.
Эти
предупреждения
помогают
ребенку подготовиться к переходу и снизить до минимума негодование по
поводу смены вида деятельности. Можно установить таймер на телефоне,
планшете,
компьютере,
купить
песочные
часы
или
другое
и
начать
знакомство
с
прибором.
Это
не
обязательно
цифры,
время
может
быть
обозначено
в
виде
цветных
секторов,
и
с
каждой
секундой
этот
сектор
уменьшается.
Прибор
должен
быть
доступен
ребенку,
чтобы
он
видел,
сколько времени у него осталось и когда оно действительно закончилось.
«Через три минуты мы уходим с площадки», «Через пять минут ты пойдешь
принимать ванну» и т.д.
Это помогает ребенку самому контролировать себя, мир становится более
стабильным и упорядоченным, снижается фактор агрессии по отношению к
взрослому.
Когда вы включаете таймер, вы должны довести начатое до конца, чтобы
ребенок понимал, что это действие свершится всегда, если был включен
таймер, и тогда со временем его сопротивление сойдет на нет. Если у вас нет
сил
на
данный
момент,
то
лучше
не
начинать
работу
с
таймером,
а
воспользоваться другим, менее энергозатратным для вас способом привлечь
ребенка к смене деятельности.
Сначала и потом
Часто истерики случаются из-за того, что ребенку что-то необходимо прямо
сейчас,
сиюминутно,
и
не
всегда
родитель
может
удовлетворить
его
потребность. Или же ребенок не желает что-то выполнять. Важно научить
ребенка понятиям «сначала» и «потом или затем». Это заявка на то, чтобы
помочь ребенку закончить начатую задачу и только затем получить желаемое.
«Сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем в парк»
В
зависимости
от
возможностей
ребенка,
вы
можете
использовать
этот
способ в устной форме или с опорой на карточки или визуальное расписание,
которое
также
необходимо
озвучивать.
Использование
фразы
«сначала
и
потом» помогает выстроить структуру в сознании ребенка, понять, чего от
него ожидают взрослые.
Озвучивайте то, что хотели бы, чтобы ребенок делал, а не на том, чтобы
он прекратил делать.
Многие кричат детям «Стоп! Нет, Нельзя». Сведите к минимуму эти слова.
Например, на прогулке вместо «не ходи по траве» используйте «Гуляй по
тротуару» вместо «Прекрати кричать» - «Тихо, пожалуйста». Это позволяет
ребенку точно понять, что вы ждете от него, а также помогает избежать
конфликтной ситуации.