Напоминание

Деревянное кружево. Художественные промыслы города Иркутска.


Автор: Чекменёва Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Презентация.
Тема: Деревянное кружево. Художественные промыслы города Иркутска.
Раздел: начальное образование





Назад





ДЕРЕВЯННОЕ

КРУЖЕВО

(художественные промыслы города

Иркутска )

Выполнила

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска

Чекменёва Юлия Сергеевна

Издавна у коренного народа Сибири сложились традиционные художественные промыслы. У народов Сибири была распространена резьба по дереву. Резьбой ук- рашалась посуда, деревянные предметы обихода у якутов, бурят.

БЕРЕСТЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В крестьянский дом береста пришла глубокой древности. После дерева она была главным материалом Сибири. Бересту (верхний слой коры берёзы) использовали для изготовления посуды . Берестянные туеса делали для хранения молока , сметаны, рыбы, мяса. Даже в жару молоко и квас оставались холодными в туесах. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА

КАМНЯ
Сибирская природа – великий художник. Она открывает человеку неповторимые по своей красоте камни. Когда-то на берегах Ангары на стоянках древнего человека уже сооружались мастерские по обработке удивительного камня- нефрита. Камень калили на кострах , обливали холодной ангарской водой, доводили до нужного острия о кварцевый песок.


ФАРФОР
Конец XVIII – XIX вв. – время расцвета фарфора, возникает много частных заводов. В Иркутской губернии Хайтинский фарфоровый завод или Переваловская фабрика. Здесь вырабатывались высококачесивенные фар- форовые изделия разнообразных форм с выразительной росписью.


СИБИРСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Деревянная архитектура Иркутска поражает своей красотой и разнообразием. Уникальная деревянная резьба не просто является украшением домов, но и несёт в себе символическое значение: в давние времена они защищали дома от злых сил и всяческих несчастий. Иркутские мастера за довольно короткий срок перешли от простых узоров к многоярусному кружеву. Такая тонкая работа не может не восхищать!


ТКАЧЕСТВО
Холсты разных сортов и добротности выделывали повсеместно. Современники отмечают высокое качество холста рубашечного: тонок, плотен, не шероховат, на цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шёлк. Мастерицы создавали пестряди и узорные брани с многообразным цветовым рисунком. Вытканная из окрашенной в разные цвета льняной, пеньковой или хлопчатобумажной пряжи пестрядь употреблялась на рубахи, юбки, фартуки. У богатых крестьян весь пол устилался разноцветными половиками, крестьяне победнее ткали изгребные половики.
Края скатертей часто украшались кистями. Излюбленными цветами народных мастеров оставвлись красный, синий, зелёный, коричневый всех оттенков, употреблялись жёлтый и лиловый. Яркой красочностью отличались стеновые полотенца , которые вешали около икон в «красном» углу, вокруг портретов, зеркал. Вышивка внесла красоту в общий стиль убранства крестьянского жилища, одежды.



ГОНЧАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Гончарство было самым нужным из промыслов в хозяйстве и быту населения Прибайкалья. Староверы очень ревностно относились к посуде, подразделяя её на чистую и нечистую, на постную и скоромную(молосную»). Определённой формы горшки и кринки применялись знахарями в народной медицине. Для детей изготовляли игрушки, птички- свистульки, окарины.Гончарное дело в Прибайкалье представлено работами
династий мастеров Таволжанских и Голендеевых.


В раздел образования