Деревянное кружево. Художественные промыслы города Иркутска.
Автор: Чекменёва Юлия Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Презентация. Тема: Деревянное кружево. Художественные промыслы города Иркутска. Раздел: начальное образование
Издавна у коренного народа Сибири
сложились традиционные художественные
промыслы. У народов Сибири была
распространена резьба по дереву. Резьбой ук-
рашалась посуда, деревянные предметы
обихода у якутов, бурят.
БЕРЕСТЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В крестьянский дом береста пришла глубокой
древности. После дерева она была главным
материалом Сибири. Бересту (верхний слой
коры берёзы) использовали для изготовления
посуды . Берестянные туеса делали для
хранения молока , сметаны, рыбы, мяса. Даже
в жару молоко и квас оставались холодными в
туесах. Плели из бересты влагоустойчивую
обувь, обшивали лодки-берестянки.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА
КАМНЯ
Сибирская природа – великий художник. Она
открывает человеку неповторимые по своей
красоте камни. Когда-то на берегах Ангары на
стоянках древнего человека уже сооружались
мастерские по обработке удивительного камня-
нефрита. Камень калили на кострах , обливали
холодной ангарской водой, доводили до
нужного острия о кварцевый песок.
ФАРФОР
Конец XVIII – XIX вв. – время расцвета
фарфора, возникает много частных заводов. В
Иркутской губернии Хайтинский фарфоровый
завод или Переваловская фабрика. Здесь
вырабатывались высококачесивенные фар-
форовые изделия разнообразных форм с
выразительной росписью.
СИБИРСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Деревянная архитектура Иркутска поражает
своей красотой и разнообразием. Уникальная
деревянная резьба не просто является
украшением домов, но и несёт в себе
символическое значение: в давние времена
они защищали дома от злых сил и всяческих
несчастий. Иркутские мастера за довольно
короткий срок перешли от простых узоров к
многоярусному кружеву. Такая тонкая работа
не может не восхищать!
ТКАЧЕСТВО
Холсты разных сортов и добротности
выделывали повсеместно. Современники
отмечают высокое качество холста
рубашечного: тонок, плотен, не шероховат, на
цвет белоснежен, на ощупь мягок, как шёлк.
Мастерицы создавали пестряди и узорные
брани с многообразным цветовым рисунком.
Вытканная из окрашенной в разные цвета
льняной, пеньковой или хлопчатобумажной
пряжи пестрядь употреблялась на рубахи,
юбки, фартуки.
У богатых крестьян весь пол устилался
разноцветными половиками, крестьяне
победнее ткали изгребные половики.
Края скатертей часто украшались кистями.
Излюбленными цветами народных мастеров
оставвлись красный, синий, зелёный,
коричневый всех оттенков, употреблялись
жёлтый и лиловый. Яркой красочностью
отличались стеновые полотенца , которые
вешали около икон в «красном» углу, вокруг
портретов, зеркал.
Вышивка внесла красоту в общий стиль
убранства крестьянского жилища, одежды.
ГОНЧАРНОЕ МАСТЕРСТВО
Гончарство было самым нужным из
промыслов в хозяйстве и быту населения
Прибайкалья. Староверы очень ревностно
относились к посуде, подразделяя её на
чистую и нечистую, на постную и
скоромную(молосную»). Определённой
формы горшки и кринки применялись
знахарями в народной медицине.
Для детей изготовляли игрушки, птички-
свистульки, окарины.Гончарное дело в
Прибайкалье представлено работами
династий мастеров Таволжанских и
Голендеевых.