Уроки социальной жизни. Применение "уроков социальной жизни" в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Автор: Чекменёва Юлия Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Методическая разработка.В помощь учителю начальных классов. Тема: Уроки социальной жизни. Применение "уроков социальной жизни" в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Раздел: начальное образование
Уроки социальной жизни. Что это такое. Применение «уроков социальной
жизни» в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Социальные уроки-реальность жизни любого человека. Такие уроки
очень нужны, в современной школе их не хватает. Такие уроки помогают
детям понять, осознать , а что ещё более важно, научить позитивному
отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистами.
Можно научиться видеть многоцветие окружающего мира и выбирать
добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а ненависть. На уроках дети
учатся воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и
понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь.
Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в
следующем:
субъективной позиции ученика, т.е. ребёнок учиться оценивать
ситуации на основе собственного действия, поступка, решения, а не
слов, оценок, мнений других людей;
толерантности как умении принимать разное, отличное от собственно-
го или привычного;
рефлексивной оценке как способа решения жизненных задач.
Учащимся начальных классов «уроки социальной жизни» помогут:
адаптироваться в современном жизненном пространстве;
осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним
своё отношение;
вырабатывать нестеоретипные способы действий в повседневной
жизни.
Педагогу использование в педагогической практике таких уроков
позволит:
поднять на качественный уровень воспитательную работу как во внеу-
рочное время, так и в учебной деятельности;
использовать широкий диапазон адаптированных психолого-
педагогических методов и форм работы;
создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта,
защищённости.
Программа «Школа оптимизма».
Цели и задачи программы.
Программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и
задачами новых государственных стандартов о развитии социальной
компетентности учащихся и учётом закономерностей возрастного пси-
хологического развития мл. школьников.
Теоретическая основа программы.
Идеи Л.С.Выготского о том, что «социально организованное обуче-
ние создаёт зону ближайшего развития», «есть внутренне
необходимый ребёнку и всеобщий момент в процессе его развития».
Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, что
«результатом такого обучения должно стать умение ребёнка анали-
зировать, планировать свою деятельность, понимать основания соб-
ственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои
действия.
Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой в том,
что в игре ребёнок учится соотносить различные точки зрения,
вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные
нормы.
Теоретическое содержание понятия «сензитивность», которое
примительно к мл. школьному возрасту для развития.
Главная цель курса создание необходимых условий для развития
ребёнка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответст-
венного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.
Основные задачи курса:
Развивать у мл.школьников представление о себе как умелом,
успешном и нравственном человеке;
Дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о
его месте в окружающей жизни;
Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих
ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию
собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
Развивать у учащихся приёмы и способы конструктивной, ком-
муникативной , познавательной, учебной и других видов дея-
тельности;
Способствовать разнообразному творческому самовыражению
учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;
Учить детей понимать смешное.
Отличительные особенности программы.
Она создаёт дошкольный и внешкольный опыт учеников со
школьным. Через игру, общение, познание создаётся возмож-
ность плавного освоения ребёнком социальной жизни. Как пока-
зывает опыт, школьная и социальная адаптация ребёнка
осуществляется более успешно, если ребёнку присущи не только
высокий уровень познавательного развития и сформированность
учебных навыков, но и игровая культура общения и поведения.
Таким образом, программа способствует успешной адаптации
учащихся к школьной жизни и адекватному восприятию соци-
альной жизни.
Сложность заданий соотноситься с сензитивностью возраста и
зонами ближайшего развития детей. В программе представлены
задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого
материала с учётом возможностей и интересов детей.
Построение программы на основе принципа событийности. Это
означает, что усвоение социальных, психологических, этических
и др. знаний является результатом анализа собственного опыта,
оно происходит через проживание конкретных событий, что
позволяет придать информации личностный смысл, облегчает её
дальнейшее применение в жизни. Событийность предполагает
живой отклик педагога и класса на реальные события,
происходящие в жизни детей.
Определяющим в программе является понятие «оптимизм». Над
этим понимается позитивный взгляд на жизнь .
Интеграции этих аспектов способствует построению в сознании детей
адекватной возрасту целостной «картины человека» и целостного
образа «Я».
Формы и методы работы.
Наряду с традиционными методами преподавания используются
адаптированные психологические методы:
Групповая дискуссия;
Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение
задач;
Создание проблемных ситуаций , их анализ в микрогруппах с
последующей рефлексией;
Элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
Ролевые игры;
Драматизация ;
Тестирование и другие диагностические процедуры;
Элементы социально-психологического тренинга.
Сочетание на занятиях аналитических, активных и
диагностических методов работы позволяет ребёнку заинте-
ресованно работать на занятиях, а учителю- отслеживать эф-
фективность формируемых на уроке умений.
Общие рекомендации по проведению занятий.
Имеет смысл регулярно в конце урока или в конце занятия про-
водить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатле-
ние осталось у детей от работы; обсудить, что они поняли и чего
не поняли , что чувствовали, что понравилось и что не
понравилось, что больше всего запомнилось; спросить их, для
чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т.д.
Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть
готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент. В
то же время, отвечая на вопросы детей, следует иногда оставлять
вопрос нерешённым , тем самым побуждая детей к
самостоятельному принятию решения, оставляя некоторое
интеллектуальное и эмоциональное напряжение.
Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей
ролевой моделью. Это предполагает вхождение педагога в
игровую позицию, его готовность взять на себя игровые роли.
Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмос-
фера. Для её достижения вводятся правила поведения всех
участников (учителей, учащихся, родителей) занятий:
А) внимательно слушай говорящего;
Б) не критикуй собеседника, чтобы он ни сказал;
В) если не хочешь говорить, то можешь промолчать;
Г) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к
тебе.
Оценочная деятельность.
Поскольку на учебных занятиях без оценки не обойтись, то важно
придерживаться правила:
А) поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его
усилия, прилагаемые для получения результата;
Б) оценивать действия ребёнка, а не личность;
В) давать ребёнку конструктивную оценку, показывать её
положительные перспективы его развития;
Г) задействовать взаимооценку и самооценку учащихся.
Целесообразно иметь рабочие тетради для учащихся, в которых
они будут фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в
виде заданий, рисунков, пиктограмм, записей для осознания и
запоминания впечатлений.
Следует привлекать родителей к выполнению заданий. Допуска-
ется присутствие родителей на занятиях и участие в некоторых из них.
Также полезно получение обратной связи по поводу отработки изучае-
мых в курсе навыков.
Вести занятия могут как психолог, так и учителя начальных
классов, владеющие приёмами групповой работы с детьми, имеющими
представление об индивидуальных особенностях конкретных детей.
Тематическое планирование занятий представлено без чётких
сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий
занятий в зависимости от ситуации на уроке, класса, времени и места
проведения занятий.
При планировании не предполагается чёткой почасовой структу-
ры, важен процесс формирования социальных компетенций ученика.
Тематическое планирование.
«Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного
общения, направленного на развитие социальной и личностной компе-
тентности мл. школьников, формирование у них позитивного оптими-
стического взгляда на жизнь.
Под этим понимаются следующие умения ученика:
оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;
терпимо относиться к мнениям и оценкам других;
осознанно (на основе рефлексии) делать выбор при решении
проблем.
Учитель имеет возможность выбрать такие задания, которые будут
соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут
отображать проблемы, которые существуют в данном классе. Для
решения проблем выбора ученикам необходимо показать весь спектр
той или иной проблемы. Поэтому в названиях тем мы обозначили
своеобразную «полюсность».
Выделяется 6 приоритетных «полюсных» тем.
«Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?»
«Любить или ненавидеть?»
«Дружить или ссориться?»
«Верить в успех или надеяться на удачу?»
«Стремиться к цели или ждать чуда?»
«Творить добро или разрушать то, что сделали другие?»
Темы занятий
Характеристика темы
Включённость в
учебный процесс
Радоваться
жизни или
жаловаться на
судьбу?
Когда, как и почему мы радуемся?
Как мы проявляем радость?
Что мешает человеку радоваться жизни?
Как можно изменить плохое настроение?
Как улучшить настроение близким людям?
Используется на уроках
литературного чтения
(1-4 кл.), окружающего
мира (1-4 кл.). Может
обсуждаться на
классных часах.
Любить или
ненавидеть?
Что такое любовь?
Как проявлять свою любовь с помощью слов, действий,
мыслей?
Можно ли заставить любить?
От любви до ненависти один шаг?
Обсуждение данных
вопросов целесообразно
проводить на предметах
гуманитарного цикла
Дружить или
ссориться?
Есть ли у дружбы законы?
Как научиться быть другом?
Можно сохранить дружбу на всю жизнь?
Из-за чего возникают ссоры?
Как не ссориться или как мириться?
Можно ли стать другом всем?
А себе?
Тренинговые упражне-
ния на классных часах,
уроках литературного
чтения (1-4 кл.), изобра-
зительного искусства
(1-4 кл.)
Верить в успех
или надеяться
на удачу?
Нужно ли добиваться успеха?
Как поверить в себя?
Кого мы считаем удачливым?
Почему хочется получить всё сразу?
Правда, что одним людям везёт, а другим нет?
Обсуждение социаль-
ных вопросов по дан-
ной теме можно прово-
дить на уроках матема-
тики, русского языка,
иностранного языка.
Стремиться к
цели или
ждать чуда
Нужна ли человеку цель в жизни?
Зачем?
Что такое целеустремлённость?
Как стать целеустремлённым?
Почему это трудно?
Что мешает человеку идти к цели?
К какому человеку цель стремиться сама?
Уроки окружающего
мира (1-4 кл.), музыки,
технологии (1-4 кл.),
изобразительного ис-
кусства.
Творить добро
или разрушить
то, что
сделали
Что такое «добродетель»?
Что значит делать «просто так»?
Добро побеждает зло?
Почему создавать трудно, а разрушить легко?
Уроки технологии,
окружающего мира,
литературного чтения
(1-4 кл.)
другие
Когда бывает стыдно?
Можно ли исправить то, что сделано?
Методический материал курса подбирался в соответствии:
с основными возрастными закономерностями развития мл.
школьников;
положениями теории развивающего обучения.
Методический материал содержит:
фрагменты текстов, стихов, басен курса «Литературное чтение» для
начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа
жизненных ситуаций, поведение героев, в ходе группового обсуж-
дения;
пословицы используются для стимулирования высказываний учащих-
ся, формирование их собственной позиции по обсуждаемой теме;
высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнай-
ка и др.) полезны для формирования у ребёнка собственного отношения
к разным жизненным ситуациям;
сказки (например, «Уроки фантазии» Дж.Родари и др.), задания к
сказкам («А что будет, если…..», «Придумай разные окончания сказки»
и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми
собственного отношения к жизни;
карикатуры , рисунки, «Вредные советы» Г. Остера и др. позволяют
развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые
ситуации со своим поведением;
«шпаргалки» используются на уроках как форма составления детьми
алгоритма своих действий (например, «Пять шагов на пути к моей
цели», «Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности в
себе» и др.);
«задачник», составленный из социальных задач по образцу математи-
ческих (условие, преобразующие действия, результат), что также
способствует закреплению в сознании детей конструктивных,
успешных способов действия.
Как работать над темой. Этапы работы.
1-й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения
текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсужде-
нием.
2-й этап. Обсуждение темы в классе должно подкрепляться обсуждением
семье. Для этого предусмотрены специальные задания для выполнения в
домашнем кругу, например: интервью, совместное рисова-ние, игры и др.
3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различ-
ных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят.
Используются такие формы работы, как групповая дискуссия, мо-
делирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.
4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и
учителем также, должен быть подкреплён домашним советом, что может
значительно обогатить социальный опыт ребёнка и помочь ему
сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены
задания для совместного выполнения в кругу семьи.
5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций,
ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы
действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют
индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни,
вырабатывая алгоритмы действий.
6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана дей-
ствий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций,
нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной
жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников,
составления книги отзывов, писем благодарностей и др. форм работы.
7-й этап. На всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки
позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое
отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя
различные формы обратной связи с учащимися и их семьями.
Задача учителя- придерживаться заданной модели для прохождения всех
этапов формирования нового отношения к социальным понятиям.
Критерии эффективности уроков социальной жизни.
К ним относятся:
усвоение детьми основных понятий курса;
освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем;
освоение детьми основной технологии решения конкретных
проблем как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей
реальную деятельность;
освоение детьми коллективного обсуждения и принятия решения;
формирование позитивной психологической установки учащихся на
сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;
перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и
взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Личные впечатления учителей, наблюдения за ребятами на занятиях,
беседы с родителями, организация обратной связи, рефлексии на заня-
тиях позволяет сделать вывод о том, что на уроках социальной жизни
учащиеся:
приобрели навыки позитивного , творческого решения
социальных задач;
научились приёмам и способам конструктивного взаимодействия;
получили опыт формирования представления о себе как умелом,
успешном и нравственном человеке.
Литература: О.Н.Курамшина, А.М.Железкина «Школа оптимизма», ВАКО,
2008 г.