Напоминание

Уроки социальной жизни. Применение "уроков социальной жизни" в условиях реализации ФГОС в начальной школе.


Автор: Чекменёва Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка.В помощь учителю начальных классов.
Тема: Уроки социальной жизни. Применение "уроков социальной жизни" в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Уроки социальной жизни. Что это такое. Применение «уроков социальной жизни» в условиях реализации ФГОС в начальной школе. Социальные уроки-реальность жизни любого человека. Такие уроки очень нужны, в современной школе их не хватает. Такие уроки помогают детям понять, осознать , а что ещё более важно, научить позитивному отношению к жизни, иначе говоря, стать оптимистами. Можно научиться видеть многоцветие окружающего мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а ненависть. На уроках дети учатся воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Утверждаемая ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в следующем:  субъективной позиции ученика, т.е. ребёнок учиться оценивать ситуации на основе собственного действия, поступка, решения, а не слов, оценок, мнений других людей;  толерантности как умении принимать разное, отличное от собственно- го или привычного;  рефлексивной оценке как способа решения жизненных задач. Учащимся начальных классов «уроки социальной жизни» помогут:  адаптироваться в современном жизненном пространстве;  осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним своё отношение;  вырабатывать нестеоретипные способы действий в повседневной жизни. Педагогу использование в педагогической практике таких уроков позволит:  поднять на качественный уровень воспитательную работу как во внеу- рочное время, так и в учебной деятельности;  использовать широкий диапазон адаптированных психолого- педагогических методов и форм работы;  создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта, защищённости. Программа «Школа оптимизма». Цели и задачи программы. Программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учётом закономерностей возрастного пси- хологического развития мл. школьников. Теоретическая основа программы.  Идеи Л.С.Выготского о том, что «социально организованное обуче- ние создаёт зону ближайшего развития», «есть внутренне необходимый ребёнку и всеобщий момент в процессе его развития».
 Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, что «результатом такого обучения должно стать умение ребёнка анали- зировать, планировать свою деятельность, понимать основания соб- ственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.  Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой в том, что в игре ребёнок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.  Теоретическое содержание понятия «сензитивность», которое примительно к мл. школьному возрасту для развития. Главная цель курса создание необходимых условий для развития ребёнка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответст- венного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь. Основные задачи курса:  Развивать у мл.школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке;  Дать ребёнку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни;  Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;  Развивать у учащихся приёмы и способы конструктивной, ком- муникативной , познавательной, учебной и других видов дея- тельности;  Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни;  Учить детей понимать смешное. Отличительные особенности программы.  Она создаёт дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создаётся возмож- ность плавного освоения ребёнком социальной жизни. Как пока- зывает опыт, школьная и социальная адаптация ребёнка осуществляется более успешно, если ребёнку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура общения и поведения. Таким образом, программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватному восприятию соци- альной жизни.  Сложность заданий соотноситься с сензитивностью возраста и зонами ближайшего развития детей. В программе представлены задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учётом возможностей и интересов детей.
 Построение программы на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и др. знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает её дальнейшее применение в жизни. Событийность предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.  Определяющим в программе является понятие «оптимизм». Над этим понимается позитивный взгляд на жизнь . Интеграции этих аспектов способствует построению в сознании детей адекватной возрасту целостной «картины человека» и целостного образа «Я». Формы и методы работы. Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:  Групповая дискуссия;  Анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;  Создание проблемных ситуаций , их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;  Элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;  Ролевые игры;  Драматизация ;  Тестирование и другие диагностические процедуры;  Элементы социально-психологического тренинга. Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет ребёнку заинте- ресованно работать на занятиях, а учителю- отслеживать эф- фективность формируемых на уроке умений. Общие рекомендации по проведению занятий.  Имеет смысл регулярно в конце урока или в конце занятия про- водить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатле- ние осталось у детей от работы; обсудить, что они поняли и чего не поняли , что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось; спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т.д.  Нужно уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент. В то же время, отвечая на вопросы детей, следует иногда оставлять вопрос нерешённым , тем самым побуждая детей к самостоятельному принятию решения, оставляя некоторое интеллектуальное и эмоциональное напряжение.
 Желательно, чтобы учитель служил для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает вхождение педагога в игровую позицию, его готовность взять на себя игровые роли.  Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмос- фера. Для её достижения вводятся правила поведения всех участников (учителей, учащихся, родителей) занятий: А) внимательно слушай говорящего; Б) не критикуй собеседника, чтобы он ни сказал; В) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; Г) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Оценочная деятельность. Поскольку на учебных занятиях без оценки не обойтись, то важно придерживаться правила: А) поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и его усилия, прилагаемые для получения результата; Б) оценивать действия ребёнка, а не личность; В) давать ребёнку конструктивную оценку, показывать её положительные перспективы его развития; Г) задействовать взаимооценку и самооценку учащихся. Целесообразно иметь рабочие тетради для учащихся, в которых они будут фиксировать пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, пиктограмм, записей для осознания и запоминания впечатлений. Следует привлекать родителей к выполнению заданий. Допуска- ется присутствие родителей на занятиях и участие в некоторых из них. Также полезно получение обратной связи по поводу отработки изучае- мых в курсе навыков. Вести занятия могут как психолог, так и учителя начальных классов, владеющие приёмами групповой работы с детьми, имеющими представление об индивидуальных особенностях конкретных детей. Тематическое планирование занятий представлено без чётких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, класса, времени и места проведения занятий. При планировании не предполагается чёткой почасовой структу- ры, важен процесс формирования социальных компетенций ученика. Тематическое планирование. «Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компе- тентности мл. школьников, формирование у них позитивного оптими- стического взгляда на жизнь. Под этим понимаются следующие умения ученика:  оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;  терпимо относиться к мнениям и оценкам других;
 осознанно (на основе рефлексии) делать выбор при решении проблем. Учитель имеет возможность выбрать такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников его класса и будут отображать проблемы, которые существуют в данном классе. Для решения проблем выбора ученикам необходимо показать весь спектр той или иной проблемы. Поэтому в названиях тем мы обозначили своеобразную «полюсность». Выделяется 6 приоритетных «полюсных» тем.  «Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?»  «Любить или ненавидеть?»  «Дружить или ссориться?»  «Верить в успех или надеяться на удачу?»  «Стремиться к цели или ждать чуда?»  «Творить добро или разрушать то, что сделали другие?»
Темы занятий

Характеристика темы

Включённость в

учебный процесс
Радоваться жизни или жаловаться на судьбу? Когда, как и почему мы радуемся? Как мы проявляем радость? Что мешает человеку радоваться жизни? Как можно изменить плохое настроение? Как улучшить настроение близким людям? Используется на уроках литературного чтения (1-4 кл.), окружающего мира (1-4 кл.). Может обсуждаться на классных часах. Любить или ненавидеть? Что такое любовь? Как проявлять свою любовь с помощью слов, действий, мыслей? Можно ли заставить любить? От любви до ненависти один шаг? Обсуждение данных вопросов целесообразно проводить на предметах гуманитарного цикла Дружить или ссориться? Есть ли у дружбы законы? Как научиться быть другом? Можно сохранить дружбу на всю жизнь? Из-за чего возникают ссоры? Как не ссориться или как мириться? Можно ли стать другом всем? А себе? Тренинговые упражне- ния на классных часах, уроках литературного чтения (1-4 кл.), изобра- зительного искусства (1-4 кл.) Верить в успех или надеяться на удачу? Нужно ли добиваться успеха? Как поверить в себя? Кого мы считаем удачливым? Почему хочется получить всё сразу? Правда, что одним людям везёт, а другим нет? Обсуждение социаль- ных вопросов по дан- ной теме можно прово- дить на уроках матема- тики, русского языка, иностранного языка. Стремиться к цели или ждать чуда Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем? Что такое целеустремлённость? Как стать целеустремлённым? Почему это трудно? Что мешает человеку идти к цели? К какому человеку цель стремиться сама? Уроки окружающего мира (1-4 кл.), музыки, технологии (1-4 кл.), изобразительного ис- кусства. Творить добро или разрушить то, что сделали Что такое «добродетель»? Что значит делать «просто так»? Добро побеждает зло? Почему создавать трудно, а разрушить легко? Уроки технологии, окружающего мира, литературного чтения (1-4 кл.)
другие Когда бывает стыдно? Можно ли исправить то, что сделано? Методический материал курса подбирался в соответствии:  с основными возрастными закономерностями развития мл. школьников;  положениями теории развивающего обучения. Методический материал содержит:  фрагменты текстов, стихов, басен курса «Литературное чтение» для начальной школы. Они используются как иллюстрация анализа жизненных ситуаций, поведение героев, в ходе группового обсуж- дения;  пословицы используются для стимулирования высказываний учащих- ся, формирование их собственной позиции по обсуждаемой теме;  высказывания героев детских книг (Маленький принц, Алиса, Незнай- ка и др.) полезны для формирования у ребёнка собственного отношения к разным жизненным ситуациям;  сказки (например, «Уроки фантазии» Дж.Родари и др.), задания к сказкам («А что будет, если…..», «Придумай разные окончания сказки» и т.п.) способствуют развитию творческого моделирования детьми собственного отношения к жизни;  карикатуры , рисунки, «Вредные советы» Г. Остера и др. позволяют развивать у детей умение видеть смешное, соотносить анализируемые ситуации со своим поведением;  «шпаргалки» используются на уроках как форма составления детьми алгоритма своих действий (например, «Пять шагов на пути к моей цели», «Как принять решение», «Советы для тренировки уверенности в себе» и др.);  «задачник», составленный из социальных задач по образцу математи- ческих (условие, преобразующие действия, результат), что также способствует закреплению в сознании детей конструктивных, успешных способов действия. Как работать над темой. Этапы работы. 1-й этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсужде- нием. 2-й этап. Обсуждение темы в классе должно подкрепляться обсуждением семье. Для этого предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисова-ние, игры и др. 3-й этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различ- ных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Используются такие формы работы, как групповая дискуссия, мо- делирование ситуаций, тестирование, драматизация и др. 4-й этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем также, должен быть подкреплён домашним советом, что может
значительно обогатить социальный опыт ребёнка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему. Для этого также предусмотрены задания для совместного выполнения в кругу семьи. 5-й этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий. 6-й этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана дей- ствий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем благодарностей и др. форм работы. 7-й этап. На всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями. Задача учителя- придерживаться заданной модели для прохождения всех этапов формирования нового отношения к социальным понятиям. Критерии эффективности уроков социальной жизни. К ним относятся:  усвоение детьми основных понятий курса;  освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем;  освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;  освоение детьми коллективного обсуждения и принятия решения;  формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;  перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы. Личные впечатления учителей, наблюдения за ребятами на занятиях, беседы с родителями, организация обратной связи, рефлексии на заня- тиях позволяет сделать вывод о том, что на уроках социальной жизни учащиеся:  приобрели навыки позитивного , творческого решения социальных задач;  научились приёмам и способам конструктивного взаимодействия;  получили опыт формирования представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке. Литература: О.Н.Курамшина, А.М.Железкина «Школа оптимизма», ВАКО, 2008 г.


В раздел образования