Напоминание

Проектная деятельность. Метод проектов.


Автор: Чекменёва Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья. Памятка для педагога.
Тема: Проектная деятельность. Метод проектов.
Раздел: начальное образование





Назад





Проектная деятельность. Метод проектов.

Из истории развития.
Основателями являются американские учёные Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик. Предполагали строить обучение на активной основе через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Концептуальные положения теории Дж.Дьюи.
1. Усвоение знаний есть спонтанный процесс. 2. Ребёнок усваивает материал благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условия успешности по Дьюи.
1. Проблематизация учебного материала. 2. Активность ребёнка. 3. Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Методические приёмы создания проблемной ситуации.
1. Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им найти самим решение; 2. Учитель сталкивает противоречия в практической деятельности; 3. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 4. Предлагает рассмотреть явление с различных позиций; 5. Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; 6. Подводит к стремлению ставить конкретные вопросы; 7. Ставить проблемные задачи.
Проектная технология. Современное обучение.

Цель проектного обучения
состоит в том, чтобы создать условия при которых учащихся: - самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; - учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в группах; -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); - развивают системное мышление.
Характерные черты проектного обучения:
- учитель ориентируется не только на получение предметных знаний, но и на развитие учащихся мыслительных, творческих, коммуникативных способностей; - учащиеся принимают тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результат; - учащиеся сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность; - сами отбирают средства для осуществления проекта; - учитель выводит педагогический процесс в окружающий мир;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом; - учитель консультирует учащихся на всех этапах работы; - учитель организует экспертизу проектов; - учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его; - ученики анализируют свою работу над проектом.
Современная классификация учебных проектов.

-
по тематическим областям;
-
по масштабной деятельности;
-
по срокам реализации;
-
по количеству исполнителей;
-
по важности результатов. 1. На основе деятельности: - практико-ориентированный проект; - исследовательский проект; - информационный проект; - творческий проект; - ролевой проект. 2. По комплектности: - монопроекты; - межпредметные. 3. По характеру контактов: - внутриклассные; - внутришкольные; - региональные; - международные. 4. По продолжительности: - минипроекты; - краткосрочные; - недельные; - долгосрочные (годичные).
Проектная технология.

Концептуальные позиции:
1. Принцип гуманизма; 2. Принцип личной заинтересованности; 3. Принцип сотрудничества; 4. Принцип чёткого осознания учителем и учащимися что они делают и зачем; 5. Принцип уважения к иной точке зрения; 6. Принцип обеспечения ответственности за результат.
Требования к использованию методов проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения; - практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; - структурирование содержательной части проекта; - использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчётов, просмотров).
Деятельность учителя (тьютер):
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником; - координирует весь процесс ; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную связь для успешной работы учеников над проектом.
Деятельность ученика:
Ученик оказывается вовлечённым в активный, познавательный, творческий процесс на основе методики сотрудничества.
Критерии оценки проекта:
- владение способами познавательной деятельности; - умение использовать различные источники информации, методы исследования, символо-творчество; - коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; - самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действия.
Проектная деятельность.Этапы исследовательской деятельности.

I.

Начальный этап.
1. Актуальность темы. 2. Идея исследования. 3. Замысел исследования. 4. Объект исследования ( с кем или с чем работать). 5. Предмет исследования (что будут исследовать). 6. Цель исследования. 7. Задачи. 8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях ). 9. Диагностический инструментарий. 10.Критерии оценки ожидаемых результатов. 11.Прогноз возможных негативных последствий. 12.Способы коррекции, компенсации негативных последствий.
II.

Основной этап.

1. Подготовительный (выявление исходного уровня, разработка проекта, подготовка к предстоящему выступлению). 2. Практический (поиск источников информации, сбор материала, анализ возможных трудностей, освоение проектной технологии, организация мониторинга, создание условий) 3. Обобщающий (обработка данных исследования, обсуждение, соотнесение результата исследования с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов исследования, разработка практических рекомендаций).
III.

Заключительный этап.
1. Выступление. 2. Презентация. 3. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях. 4. Вывод и рецензирование.


В раздел образования