Напоминание

Навык чтения с листа, его значение и методы развития на начальном этапе обучения скрипача.


Автор: Колобова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ№1 им.М.И.Глинки" г.Смоленска
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Навык чтения с листа, его значение и методы развития на начальном этапе обучения скрипача.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание. Введение. 1 Значение чтения нот с листа в формировании музыкально- интеллектуальных качеств учащихся. Основные отличия навыка чтения с листа от разбора незнакомого произведения. 2 Способы и приемы формирования и развития навыка чтения нот с листа. 3 Подбор нотного материала для чтения с листа и логика построения урока. Формы работы при выработке навыка. Выводы. Библиография. 1
Введение. Всеми признается важность умения читать ноты с листа, однако после окончания музыкальной школы выпускники нередко затрудняются в этом. Долгое разучивание мало привлекает, и игровые навыки постепенно теряются. О том, что умению и навыкам читать музыку, то есть играть с листа, надо систематически обучать, вспоминают обычно от случая к случаю. То обстоятельство, что некоторые музыканты, казалось бы, без специальной тренировки, блестяще читают музыку, вовсе не означает, что «это дано им от рождения» и что менее способные люди при систематической работе не могут добиться значительных успехов. Практический опыт показывает, что всех можно научить, вполне прилично читать нотный текст. Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно – эстетического воспитания детей. Добавьте к этому всё возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат – современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу н е с кол ь ко информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх. Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста, нюансов, «зубрёжкой» 2-3 пьес, учащиеся задерживаются в своём 2
музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением вызывает у него всё большие сложности. Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать. Бесспорно, практический опыт – первейшее условие, главная предпосылка образования любого навыка. Однако ставка на «саморазвитие» при помощи одной только практики приводит к тому, что большая часть музыкантов за долгие годы обучения, так и не овладевает этим столь важным умением. Формируя и развивая такой сложный, «многоэлементный» навык, как игра с листа, педагог не может не соприкасаться с целым рядом проблем, это – развитие слуха и слуховых представлений, воспитание и развитие чувства ритма, развитие музыкальной памяти, активного внимания и т. п. По нашему мнению, навык чтения нот с листа является необходимым "атрибутом" и заниматься им надо с первых шагов начального периода обучения. Навык, как известно, всегда развивается от простого - к сложному. А отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа. В данной работе особое внимание отдается начальному или подготовительному этапу формирования навыка, тому этапу, без которого невозможно освоение беглого и грамотного чтения с листа произведений различных стилей и направлений в музыке. 3
1. Значение чтения нот с листа в формировании музыкально- интеллектуальных качеств учащихся. Основные отличия навыка чтения с листа от разбора незнакомого произведения. Чтение это один из источников мышления и умственного развития. / 22 /. Обучать чтению с листа нотного текста значит, прежде всего, всесторонне развивать ученика как музыканта. / 24 /. О значении читки с листа для развития учащихся музыкальная педагогика говорит с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить в трактатах Ф. Э. Баха и других выдающихся педагогов - музыкантов ХVII-ХVIII веков. Но особые преимущества читки с листа музыкального текста профессионала любого ранга не раз отмечались также крупными исполнителями и педагогами. Напомним, что в необходимости упражняться до второй половины XIX века в чтении нот с листа были включены как требования в учебные программы практически всех авторитетных музыкальных заведений Западной Европы и Р о с с и и . В э т и х у ч е б н ы х з а в е д е н и я х , в о з г л а в л я е м ы х высококвалифицированными и опытными специалистами, чтению с листа действительно уделялось повседневное и пристальное внимание. Так, в Московской консерватории требования в этом плане были достаточно серьезные. Считали, что читка с листа должна составлять определенную часть повседневного "рациона" занятий учащегося-музыканта. Проблемы, связанные с обучением музыканта-профессионала, были затронуты Кодаем / 14 / в его выступлении в Будапештской высшей школе в 1946 году. По его мнению: 1) виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план духовную сторону дела; у хорошего музыканта слух должен играть первенствующую роль; 4
2) надо уметь читать ноты и без инструмента; исполнитель должен понимать то, что играет. Эти мысли Кодай обстоятельно развил в 1953 году в своем выступлении в Будапештской высшей школе (на празднестве по случаю окончания учебного года). При этом он привлек внимание к некоторым положениям Роберта Шумана в его работе “Жизненные правила для музыкантов”, и особенно к вопросу, какими качествами должен обладать хороший музыкант. Кодай отметил, что хороший музыкант должен обладать развитым слухом, развитым интеллектом, развитыми чувствами и развитыми руками. Все эти четыре элемента должны находиться в равновесии, ни один не должен доминировать. В чем же конкретно польза читки с листа? В силу каких причин она способна стимулировать, в общем, музыкальное развитие ученика? Читка с листа - форма деятельности, которая открывает большие возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Другими словами, читка с листа - постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, "открытий", интенсивный поиск богатой и разнохарактерной музыкальной информации. "Сколько читаем - столько знаем" - эта древняя, многократно проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном образовании ". Формирование музыкально-ителлектуальних качеств осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями. Процессы музыкального мышления находятся в тесной взаимосвязи с процессами музыкального познания. Чтение с листа способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкально сознания. Музыкально-интеллектуальные качества кристаллизуются, конечно, не только при чтении с листа, но и в других видах профессиональной деятельности. Однако именно читка с листа создает условия "максимального благоприятствования". Почему же, в силу каких 5
обстоятельств? Прежде всего, потому, что читая музыку, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно потом разучивать, осваивать в исполнительском плане. Нет необходимости специально изучать их, совершенствовать в техническом отношении. Эти произведения, говоря словами В. И. Сухомлинского "... не для запоминания, не для заучивания. А просто из потребности мыслить, познавать, открывать, постигать, наконец, поражаться ". Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа. Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении с листа, конечно при достаточно умелом, квалифицированном чтении, заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, заостренным, ценным. "Здесь есть одна тонкая психологическая закономерность - отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что не обязательно запоминать ", - писал В. А. Сухомлинский /23/. Условия для активизации музыкально-интеллектуальных сил ученика, которые создаются читкой с листа, обуславливаются ознакомлением с новой музыкой - процессом, который всегда имеет особенно яркую, привлекательную эмоциональную окраску. Это обстоятельство неоднократно подчеркивалось многими музыкантами. Так, факторы эмоционального плана играют принципиально важную роль в структуре мыслительной деятельности вообще и в художественно-образном мышлении человека в особенности. Из этого вывод, что занятия чтением с листа, если они вызывают непосредственный яркий эмоциональный отзыв, важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления различных музыкально-исторических сведений. Эти занятия способствуют углублению, обогащению, качественному улучшению самих процессов музыкальной мысли. Таким образом, читка с листа - один из самых коротких, наиболее перспективных путей в направлении общего музыкального развития учащихся. Именно в процессе читки с листа со всей своей полнотой проявляются основные дидактические принципы обучения, а именно: а) увеличение объема, используемого в обучении музыкального материала; б) 6
ускорение темпов его прохождения. Итак, читка с листа - это усвоение максимума информации в минимум времени. Сколь часто за годы обучения учащийся разбирает нотный текст, столько менее часто, как показывает практика, он читает тот или иной текст с листа. Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающие остановки движения для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте. Такое исполнение должно быть непрерывным; оно предполагает осмысленную фразировку и выполнение тех из авторских указаний, которые в наибольшей степени определяют характер исполняемой музыки. Взятый в своей последовательности процесс игры с листа представляет собой весьма сложную цепь действий, которые можно условно представить объединенными в три группы. Первая группа включает действия, предваряющие собственно игру с листа: определение характера, темпа исполняемого сочинения, основной тональности и размера; беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип изложения и ведущий метроритмический рисунок. Вторая группа действий относится уже непосредственно к чтению и связана с работой зрения и слуха: зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, «опознание» в тексте знакомых элементов, осознание его логики и предвидение его ближайшего продолжения. Действия третьей группы состоят в реализации, «озвучивании» воспринимаемого текста. Это сложная координированная деятельность всего двигательного аппарата. Музыкант, свободно играющий с листа, видит перед собой конечную цель – художественное исполнение. Многое из того, что предшествует этой 7
цели, не становится для него предметом направленного внимания и выполняется автоматически. Прежде всего, такой музыкант владеет умением предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать его ближайшие моменты. Подобная предсказуемость текста зависит от двух взаимосвязанных факторов. Первый из них характеризует меру сложности нотного текста, степень упорядоченности его элементов. Чем выше упорядоченность текста, тем легче предугадать его продолжение. Второй фактор связан с «начитанностью» музыканта. Значение этого фактора подчеркивал И.Гофман /12/: «Быстрота успеха зависит от уровня вашего образования, ибо, чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы». Разбор произведения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в том, что задачи, которые возникают перед скрипачом, читающим ноты, как бы рассредоточены, в известной степени расчленены – в связи с замедленным темпом, с возможностью направить внимание поочередно на различные элементы текста, повторить ту или иную фразу и т. п. Между тем, при чтении с листа все действия, осуществляемые музыкантом, вступают в тесную взаимосвязь, объединяются в сопряженный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, о соотношении в нем анализа и синтеза, то игра с листа требует в основном напряженной синтезирующей деятельности, в то время как в разборе преобладает аналитическое начало. Понимание разницы этих двух типов проигрывания нотного текста является важнейшим шагом на пути правильного усвоения навыка чтения с листа. С психологической толчки зрения приобретенный навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы 8
осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя. Весьма существенную часть обучения чтению с листа составляют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Совершенно невозможно обойтись без хорошо налаженной системы воспроизведения музыки на инструменте, то есть без мгновенной двигательной реакции исполнителя на сигналы нотного текста. Уместно начать с проблем, связанных с исполнением, хотя привычным в процессе игры по нотам является, естественно, восприятие текста. Именно такой порядок представляется логичным по той причине, что действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формируемого навыка. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служат прочной основой навыка игры с листа. 9
2. Способы и приемы формирования и развития навыка чтения нот с листа. Среди великого многообразия музыкально-технических навыков, которые ученик приобретает в процессе обучения игре на скрипке, одно из важных является навык чтения с листа, умение грамотно и правильно (ритмически и интонационно) сыграть по нотам без остановок какое-либо новое музыкальное произведение, по сложности не превышающее технических возможностей ученика. Ученики не всегда справляются с этой задачей, хотя хорошее чтение с листа необходимо каждому обучающемуся музыке. Именно поэтому необходимо уделить особое внимание накоплению этого навыка, правильное его воспитание. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на грифе. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты. Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки и т.д., можно использовать нотное лото, и в зависимости от 10
пройденного материала использовать его на каждом уроке. На карточках записываем ноты в скрипичном ключе, длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д. Ребёнок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения. Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала. Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребёнка хорошо знакомым, тогда естественно, вырабатывается связь: вижу – слышу – знаю. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах. Преподаватели часто встречаются с тем, что в первом классе (не имея никакой практики) одни ученики читают нотный текст лучше, другие хуже. Значит, существуют причины, от которых зависит этот навык. Для того чтобы понять как формируется этот навык, необходимо хорошо представлять как он формируется. Необходимо представлять себе из каких элементов состоит запись нотного текста, какие нужны технические средства для прочтения этого текста, и с какими из этих элементов возникают сложности у ученика. Нотный текст – это условные знаки, из которых и формируются музыкальные фразы, облаченные в форму гармонического, динамического, мелодического, метроритмического рисунка музыкально произведения. Помимо этого имеется большое число добавочных обозначений возле нот (аппликатура, штрихи, динамические оттенки и т.д.). Чтобы одномоментно охватить такое количество обозначений, нужно иметь достаточный запас музыкально–технических навыков (знание тональностей, позиций, штрихов, умение грамотно группировать длительности, хороший внутренний слух, чувство ритма). В момент читки с листа, начинающий ученик должен успеть осознавать каждое из нотных обозначений в связи с другими навыками и объединять их в единое целое. Этот сложный синтез и постоянный анализ и составляют 11
основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки и практики этот процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем ученик сможет охватывать не только отдельные ноты, а уже целые музыкальные фразы. Самый необходимый навык для чтения с листа – это умение смотреть вперед, воспитывать его надо с первого года обучения. Скорость восприятия играемого текста зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от тренировки и верного воспитания навыков, прививаемых с первых лет обучения. Соответственно, навык чтения с листа в связи со всем вышеперечисленным комплексом, и накопление этих навыков зависит от метода преподавания. Даже при проверке можно заметить, что усложняют чтение с листа одни и те же элементы: отсутствие навыка подобрать аппликатуру, боязнь расстаться с первой позицией (слабое знание грифа), плохая ориентировка в счете. Это основные элементы, составляющие затруднение чтение с листа, для ученика. Почему же так происходит? В учебной и методической литературе навык чтения нот с листа часто рассматривается как некий прикладной "атрибут", имеющий, по мнению авторов, огромное значение, но заниматься которым надо на определенном этапе обучения. На наш взгляд, это глубокое заблуждение, источниками которого, являются, во-первых, возможность вычленить развитие навыка чтения нот с листа из общего процесса обучения и заниматься им отдельно; во-вторых, возможность обособленного проявления этого навыка в практической деятельности (например, при игре в оркестре); в-третьих, и это главное, упускается из виду тот факт, что любой навык сначала формируется, а затем уже совершенствуется. Эти обстоятельства приводят к тому, что чтение нот с листа понимается только как умение исполнить по нотам какую- либо пьесу без предварительного разучивания в темпе и с выразительными оттенками, по возможности отвечающими содержанию музыки. Нетрудно заметить, что в этом определении отражена достаточно высокая степень 12
совершенства этого навыка, то есть конечный результат всего процесса его развития. По нашему мнению, навык чтения нот с листа является необходимым "атрибутом" и заниматься им надо с первых шагов начального периода обучения, вопрос только в том, что читать и как читать. Эти две стороны взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Более того, они, в свою очередь, взаимосвязаны и с общим процессом обучения игре на инструменте. Учиться играть по нотам - значит, одновременно учиться и читать, одного без другого не бывает. Как можно выучить по нотам упражнение или пьесу, не читая их? Таким образом, это и есть ответ на вопрос "что читать?" Читать учебный материал, предназначенный для формирования игровых навыков. Но поскольку его оказывается недостаточно для более интенсивного развития навыка чтения нот, то необходимо дополнительно подбирать подобный материал и заниматься чтением параллельно. Получить ответ на вопрос "как читать?" - значит, описать сам процесс чтения нот на данном этапе обучения, то есть методику формирования этого навыка и последовательность его развития. Выразительное художественное исполнение по нотам опирается на представляемый слухом звуковой образ «музыкальных слов» - структурных единиц нотного текста, - возникающий на основе их графического рисунка. Поэтому первоочередная задача педагога может быть сформулирована так: раскрыть перед учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу еще до знакомства с нотами. Навык, как известно, всегда развивается от простого - к сложному. А отсюда следует, что на каждом этапе обучения имеет место соответствующая степень развития навыка чтения нот с листа. Самым первым и наиболее простым навыком является процесс чтения отдельно взятой ноты. При освоении грифа одновременно развивается и навык чтения нот, записанных в скрипичном ключе, то есть левой рукой, отдельно смычком, когда 13
осваивается разбор штрихов. И только после этого, когда учащийся переходит к игре двумя руками вместе, одновременно развивается и навык чтения нот. В дальнейшем навык развивается постепенным усложнением читаемого материала в зависимости от степени совершенства игровых навыков. Известно, что учащийся общеобразовательной школы первоначально учится читать буквы, затем слоги, слова и, наконец, целые предложения. Но что главное - каждая стадия не является обособленной, наоборот, как только выучены необходимые буквы, сразу же, составляются слоги и слова, а затем и предложения. Таким образом, хотя чтение и протекает по стадиям (буквы, слоги, слова, предложения), но это единый процесс - чтение слов и предложений через расчленение на буквы и слоги. Нечто подобное должно быть и в методике формирования и развития навыка чтения нот с листа: отдельная нота, такт, фраза, предложение. Нота, такт, мотив, фраза - это смысловые единицы внимания учащегося. Но каждый из них может быть охвачен вниманием только на определенном этапе формирования рассматриваемого навыка. Эта поэтапная тренировка навыка есть не что иное, как расчленение навыка чтения нот с листа на более простые навыки (навыки - компоненты) и постепенный переход - от более простых к более сложным. Таким образом, постоянная поэтапная тренировка приводит к тому, что фраза (а позже, возможно, и предложение) читается с листа как один смысловой объект, включающий в себя более мелкие. Но это конечная цель, а не исходный пункт, этому еще надо научиться. А начинать нужно с самого простого - воспроизвести отдельно взятую ноту и рассматривать это как момент процесса, как первый этап формирования навыка, а не как способ чтения вообще. Поэтапное формирование рассматриваемого навыка является не чем иным, как постепенным формированием необходимых представлений, и прежде всего зрительно-слухо-двигательных. Постоянное совершенствование зрительного восприятия нотного текста, накопление слуховых представлений, соответствующее развитие игровых навыков - вот та основа, 14
на которой вырабатывается известная формула "вижу-слышу-играю" в их органическом единстве. Но в начальный период ничего этого нет, учащийся только начинает учиться и "видеть", и "слышать", и "играть". Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он постепенно знакомил ученика с основными принципами методики разбора и чтения с листа и прежде всего воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Попробуем разобраться в причинах. Первая – отсутствие умения правильно группировать ноты, то есть считать. Впервые с группировкой нот ученик знакомится на первом году обучения. Для начала он должен ознакомиться и осмыслить каждую отдельную длительность, а уже после перемежать их. На практике же, по сути, ученик не играет целыми нотами и половинными нотами пользуется мало. Таким образом, ученик начинает «чтение нот» с четвертных и восьмых. И, при этом, зачастую, он не успевает осмыслить каждую ноту в отдельности и играет большей частью по слуху, и с помощью педагога. Если ко всему прибавить, что начальный этап обучения сопряжен с неустойчивой интонацией и постановкой, плюс ко всему, педагог делает множество замечаний, становится понятным, что ученик просто не успевает осознавать каждую ноту и уделять достаточно сосредоточенного внимания. Но в случае, если педагогу, все же, удастся этого добиться, и ученик получит навык правильного группирования нот – это послужит хорошим фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем. В начальном периоде обучения, желательно, чтобы ученик играл на скрипке без нот, до момента пока будут усвоены постановочные навыки. Когда ученик просто водит смычком по струнам, он встречается с элементарным счетом, независимо от нот. Педагог всегда организовывает игру ученика во времени, отсчитывая равномерные единицы. И только в тот 15
момент, когда ученик уже чисто играет тетрахорд и освоена постановка, можно перейти к игре по нотам уже знакомых песенок, которые он пел. Когда нужные навыки будут хорошо усвоены на этом этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это не должно составить никакого труда, потому что те же ноты идут размеренно, только чуть быстрее. Сложности могут начаться тогда, когда половинные и четверти начинают перемежаться в одном такте. Чередование длительностей связанно с распределением смычка, этот навык необходимо усвоить ранее (на открытых струнах: половинную ноту играть всем смычком, а 2 четверти по половине смычка). Систематично необходимо приучать ученика к каждой новой длительности и новой комбинации длительностей, особо тщательно подбирать репертуар. Проблемы с ритмом могут появиться в виду многих причин: завышенный репертуар, непрочное усвоение каждой длительности, неосознанное прочтение текста, неумение смотреть вперед. Вторая причина, усложняющая прочтение текста – большое количество знаков альтерации. При разборе нового произведения ученики редко обращают внимание на ключевые знаки, не определяют тональность и ориентируются только на свой мелодический слух, в результате делая ошибки. Это упущение педагога, не научившего ученика определять тональность, прежде чем начинать играть. Третья причина – аппликатура. Почти все ученики предпочитают играть в первой позиции, почему? Ответ очень прост – они хорошо ее знают, а остальные позиции знают хуже или не знают вообще. Вывод прозрачен: изучать каждую позицию нужно так же тщательно, как и первую, тогда, при чтении с листа, эта проблема отпадает сама собой. Потому как вопрос аппликатуры связан с хорошим знанием позиций и их смены. Педагогу нужно как можно меньше обозначать аппликатуру в учебниках. Это приучает 16
ученика к пассивности, и в моментах, где аппликатура не указана, ученик испытывает трудности, потому что не привык думать самостоятельно. Рациональнее не подписывать аппликатуру, а лишь обозначать позиции. Если с первого года обучения уделять большое внимание усвоению каждого навыка, навыки проходить только в строгой последовательности, то никаких трудностей чтение с листа вызывать не будет. Необходимо приучить ученика, прежде чем начать читать новый текст, определить тональность (для лучшего закрепления ее в памяти можно предложить перед разбором сыграть соответствующую гамму), темп, размер, окинуть взглядом произведение, его нотный текст и фактуру. И после этого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть. При просматривании текста необходимо одновременно мысленно прослушивать пьесу. Это не только поможет яснее представить характер сочинения, но и будет способствовать развитию внутреннего слуха. Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик начинает ее исполнять на инструменте, надо посоветовать ему, охватывать, возможно, больший отрезок нотного текста. Умение «смотреть вперед» (и слышать) особенно важно при чтении с листа, но оно необходимо и при разборе. При разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание на несколько объектов. Но именно этого требует осмысленное чтение нот. Ведь даже при разборе мелодии надо сосредоточиться и на звуковысотной, и на ритмической стороне, и на фразировке, и на характере звучности, и на аппликатуре. Важно воспитывать комплексное восприятие всех требуемых элементов в их органическом единстве. Играя с листа – даже в умеренном темпе – учащийся не имеет возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак. Безусловно, что данный навык должен формироваться на этапе обучения в музыкальной школе. 17
Самый несложный нотный текст заключает в себе значительно больше информации, чем может мысленно «прочитать» и связно исполнить учащийся. Запись простейшей однотональной мелодии из двух четырехдольных тактов содержит как минимум три тесно взаимосвязанных элемента, которые требуют мгновенного восприятия, осознания и выполнения. Это – ритмический рисунок, соотношение звуков по высоте и синтаксис музыкальной речи (разделение на мотивы, фразы и т. д.). Чтение нотной графики должно быть столь же целостным, структурным, как и живые слуховые впечатления. Текст с самого начала должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот. Следовательно, от восприятия текста по синтаксическим единицам, во всяком случае, не меньше мотива, мы отказываться не вправе. По той же причине представляется нецелесообразным откладывать изучение ритмического элемента. В самом деле, звуковысотная линия, лишаясь ритма, неизбежно теряет структурность, музыкальная ткань распадается. Вне ритма, вневременной организации музыкальной речи нет и музыки как искусства. «Музыку, лишенную ритмического стержня – логики времени и развития во времени, - как писал Г.Г.Нейгауз, - я воспринимаю только как музыкальный шум, где музыкальная речь для меня исковеркана до неузнаваемости, просто утеряна». Ритм – ее главный, основополагающий компонент. До сих пор мы рассматривали проблемы, касающиеся техники восприятия нотного текста. Однако весьма существенную часть обучения чтению с листа составляют упражнения и действия, развивающие технику зрительно-слухового восприятия и исполнения нотного текста на инструменте. Совершенно невозможно обойтись без хорошо налаженной системы воспроизведения музыки на инструменте, то есть без мгновенной двигательной реакции исполнителя на сигналы нотного текста. Уместно начать с проблем, связанных с исполнением, хотя привычным в процессе игры по нотам является, естественно, восприятие текста. Именно такой 18
порядок представляется нам логичным по той причине, что действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формируемого навыка. Гибкость, быстрота и точность двигательной реакции на зрительно-слуховой образ служат прочной основой навыка игры с листа. Обучения подготовительным навыкам может происходить как в рамках моноурока, когда все внимание учащегося направляется только на какой-то один навык, на одну задачу, так и в рамках комплексного урока – когда учащемуся предстоит уже решать несколько задач одновременно, демонстрировать свое мастерство в овладении несколькими навыками. Хотелось бы еще отметить, что весь процесс обучения должен постоянно активизировать мыслительную деятельность учащегося, чтобы избежать механического исполнения музыки. Я имею в виду активную позицию учащегося на уроке, когда ему приходится самостоятельно анализировать произведение, рассказывая о том, что он видит, как он будет с этим справляться, а также его готовность отвечать на вопросы педагога после освоения и домашнего закрепления определенной задачи. Так называемый эвристический метод обучения будет пронизывать весь процесс, и использоваться на каждом типе урока. 3. Подбор нотного материала для чтения с листа и логика построения урока. Формы работы при выработке навыка. 19
На уроке чтения нот с листа произведение изучается эскизно, берется гораздо более легкое для исполнения. При выборе произведений обычно рекомендуется ориентироваться на 2-3 класса ниже уровня ученика. Предполагается, что произведение проигрывается не более 2 (реже 3) раз. Оно должно быть вполне понятно ученику и посильно в исполнении как технически, так и художественно. На протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа хорошо использовать хрестоматии для первого года обучения, которые одновременно служат для общего развития ученика. Это Хрестоматия для скрипки 1-2 классы для ДМШ (составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К. Фортунатов), Т.Гонтаренко «Я и скрипка - друзья» и другие подобные сборники. Сборник Т.Гонтаренко «Я и скрипка – друзья» состоит из заданий, которые позволят снять психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделать занятие по возможности увлекательным. Автор сборника сделал попытку построить программу сольфеджио для юного скрипача в тесном контакте с особенностями его обучения в классе специальности. Задания пособия усложняются постепенно. Текст в основном обращён к учащемуся. Предложены следующие виды работы: 1. Исполнение на скрипке и сольфеджирование одной и той же попевки или мелодии. 2. Транспонирование мелодии при игре на различных струнах, а позднее – игра в различных тональностях. 3. Сочинение собственной мелодии, основанной на конкретной интонационной или, ритмической мелодии, с обязательным исполнением ее на скрипке. 4. Подбор к песне аккомпанемента, состоящего из трех главных ступеней лада, и исполнение его на открытых струнах скрипки. 5. Подбор и исполнение на скрипке ритмического аккомпанемента. 20
Рекомендуется, основную работу с пособием проходить на уроке. 2-4 задания можно давать как домашние и проверять их выполнение на следующем уроке. Сначала дети исполняют музыкальные примеры пиццикато, а далее, по мере овладения смычком, постепенно переходят к исполнению требуемому. Описанная методика касается работы с начинающими скрипачами. Что касается логики построения урока с более старшими учениками, то она подчинена следующему принципу: 1.Подбор материала в зависимости от поставленной задачи при постепенном увеличении уровня сложности. 2.Объяснение тренируемого навыка с показом в нотном тексте и на инструменте или объяснение сути поставленной перед учащимся задачи и способом ее решения. 3.Непосредственно освоение навыка, то есть исполнение произведений. 4.Аналитический разбор, как ошибок, так и удачных моментов исполнения с выявлением причин, по которым учащийся не смог справиться с той или иной задачей. 5.Тренировка и закрепление тех навыков, которые оказались наиболее трудными для учащегося. 6.Контрольное исполнение произведения по результатам достигнутого в рамках одного урока. 7.Определение круга задач для домашней тренировки и список рекомендуемой литературы. Урок обязательно нужно строить таким образом, чтобы оставить некоторое время для того, чтобы почитать те произведения, которые интересны учащемуся. В этом случае можно предложить учащемуся самостоятельно подбирать репертуар и приносить на урок те произведения, которые он хочет почитать. Возможно, предложить двум учащимся почитать с листа дуэты. Для учащегося это очень увлекательное занятие, оно дает позитивный заряд эмоций и поддерживает интерес к процессу чтения. 21
Отводить время на уроке для чтения танцевальной музыки (вальсов, полек, мазурок) также целесообразно, поскольку музыкальный язык этих произведений доступен и не сложен для понимания учащимся, зато очень полезен как с практической точки зрения, так и с эмоциональной. Есть еще один аргумент в пользу комплексного урока – при освоении каждого последующего навыка, предыдущий закрепляется, постепенно вводится в подсознание, анализируется и применяется уже автоматически без дополнительных усилий и концентрации внимания. В конечном итоге это и есть конечная цель обучения базовым навыкам, поскольку только до автоматизма доведенные они способны освободить внимание для настоящего исполнения. Проведение урока по чтению с листа как самостоятельного предмета отличается большей целенаправленностью формирования навыка и контролем степени овладения им. Преподаватель с о с т а вл я е т предварительный план изучения музыкального материала. В нем отражается объем материала и конкретные задачи по типам элементов: к примеру, на овладение определенными ритмическими формулами, тональностями, применение штрихов, определение динамического плана, осознание фразировки, строения, формы, особенностей жанра, образного содержания. Целесообразно использовать метод подбора нескольких однотипных заданий, возможно в одной тональности, с тем, чтобы закрепить типичные представления в памяти ученика, создать багаж из клише-формул, используя узнавание и закрепление разновидностей ритма, мелодиче ских последовательностей и других элементов. Тогда при взгляде на нотную запись возникает «узнавание», легкость восприятия. Для чтения поначалу следует подбирать произведения с развертывающимися во времени мелодическими линиями, с использованием минимума штрихов, концентрируя внимание на воспитании волевых усилий, выдержки, непрерывности движения, способности довести до конца. 22
Урок проводится один раз в неделю и обычно составляет половину академического часа. Схема проведения урока по чтению нот с листа соответствует общим принципам педагогики и состоит из следующих частей: 1. Проверка домашней работы и исправление ошибок, оценка самостоятельной работы учащегося. 2. Формулирование новой задачи, значение приведенного сведения или навыка. 3. Самостоятельный план действий учащегося, направленный на реализацию поставленной задачи. 4. Корректировка преподавателя. 5. Реализация исполнения ученика под контролем преподавателя. 6. Самоанализ исполнения ученика и корректировка преподавателя. 7. Устное обобщение новых сведений. 8. Демонстрация - показ преподавателя. 9. Повторное исполнение ученика (необязательно). 10.Объяснение задач домашней работы, цель которой - закрепление навыка и совершенствование умения чтения музыкального материала. В течение урока предлагается ознакомиться с 2-3 незнакомыми произведениями. Естественно, что работа на уроке предполагает сообщение преподавателем сведений о композиторе, стиле, эпохе, основном элементе, на котором сосредоточено внимание. Действия ученика направлены на освоение и закрепление определенного элемента-навыка (или нескольких, например, в случае проведения проверки) в процессе чтения произведения. Преподаватель прививает ученику умение окинуть взглядом «целое», понять, предварительно продумать и обсудить заранее вслух ряд действий, при которых определяются:  тональность произведения;  размер;  ритмический рисунок;  особенности мелодической линии; 23
 формообразующие элементы (фразы, предложения, репризы и т.п.);  анализ сходства и различия отдельных элементов;  использование штрихов;  темп;  динамический план;  аппликатура, активность пальцев;  определение главной кульминации;  определение характера и жанра музыкального произведения;  предполагаемое образное содержание;  проведение аналогий по типу задач уже пройденных произве- дений;  выявление новых элементов. После исполнения следует произвести повторно обзорный анализ прочитанного текста и собственного исполнения, сделать выводы о том, что из ожидаемого реализовано, что не удалось и по каким причинам, заметил ли ученик при предварительном просмотре указатели в тексте, совпадает ли характер предварительных устных представлений о произведении с тем, что сложилось после реального звучания. Чем более ясно и четко для учащегося сформулированы методические задания, тем активнее становится слуходвигательный самоконтроль. Преподавателю всегда следует поддерживать творческую активность, уверенность в способности достижения результата, интерес ученика к познанию нового, подбирать интересный репертуар. Только при активизации сознательного отношения учащегося к изучаемому материалу развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, способность осознавать смысловые связи между музыкальными созвучиями. Дважды в течение учебного года проводятся контрольные уроки, на которых проверяется степень приобретенных навыков. Достижения каждого ученика могут быть разными, и, при контрольной проверке, оценке продвижения учащегося следует сосредоточиться на его собственной линии продвижения, сравнивая ученика с «ним самим» на предыдущем прослушивании, отмечая достижения, недостатки, определяя последующие 24
задачи. Проверку навыков целесообразно проводить не как общее умение читать текст, но именно направленную на подведение итога по заявленным в плане конкретным задачам, формулам. При этом критериями являются: а) непрерывность чтения, б) степень быстроты осознания текста и соответственно реакции, в) проникновение в художественный образ произведения, г) грамотность и точность прочтения текста. Наиболее легкое задание для учащихся — определить ритм и с помощью преподавателя активно выразить рисунок собственными движениями: прохлопать, простучать на шумовом музыкальном инструменте ритм мелодии, просчитать вслух. Перед тем, как выразить ритм собственным движением (хлопком), обязательно вначале возникаетмысль-намерение это сделать. Какой именно ритмический рисунок следует отразить, требуется заранее осознать, и еще необходимо это сделать вовремя, не отставая от преподавателя. Трудность овладения навыком чтение нот с листа состоит также в том, что требуется непрерывность звучания при исполнении. На первых порах исполнить-прочитать простой ритмический рисунок ученику легче, чем вглядываться в ноты и – интереснее, если исполнение ритма происходит вместе с игрой на инструменте преподавателя. В таком случае педагог помогает ученику осознать и услышать записанный непривычными знаками текст. При чтении нот, также возможно использовать различные виды заданий-упражнений. Например, ученик читает ноты «язычком», произнося- диктуя названия нот вслух, а преподаватель одновременно исполняет простейшие песенки. Или иначе: преподаватель начинает играть фразу, а ученик «подсказывает» заранее ноты вслух, внимательно следя за текстом, который звучит в данный момент, но заглядывая вперед и называя те ноты, какие еще только предстоит сыграть. И желательно сохранить при этом непрерывность движения. Тем самым вырабатывается ключевое умение: внимательно следить за исполнением по нотам и одновременно «смотреть— слышать» вперед. Наблюдая процесс исполнения как бы со стороны, и в то 25
же время активно участвуя в нем, называя-подсказывая учителю верные ноты (а сделать это надо вовремя!), - ученику легче уловить главное: суть овладения навыком состоит именно в умении «заглядывать» вперед, как бы внутренним слухом и волевым усилием предвосхищать будущее звучание. Можно использовать в работе и такие задания: устно назови ноты подряд, при этом, не задумываясь надолго, и сделать это надо, проследив за нотами до конца пьески. Бывает, что на первых порах ребенку непривычно следить глазами за нотной строчкой, и он то и дело теряет ее, поэтому для облегчения выработки навыка преподавателю следует помогать ученику - следить указкой-карандашом за нотами в строчке. Возможно, использовать самые различные виды упражнений, сочетая взаимодействие учителя и ученика. Изучая метрические доли, счет, вырабатывая ощущение чувства времени доли у ученика, можно давать задания по чтению «только ритма» - просчитай самостоятельно вслух, переводя точно вовремя указку с ноты на ноту. Опять-таки, следует дать короткую пьеску, но следить за тем, чтобы задание выполнялось до завершения пьесы. Преподаватель может «помогать» на первых порах, называя, считая вместе с ребенком, но, давая ученику выполнить контрольное задание самостоятельно, следует вести наблюдение и давать оценку результату. Когда ребенок сам чуть-чуть понимает текст пьески - ноты либо ритм, преподаватель может ее исполнить на инструменте, одновременно нацеливая ученика на ощущение настроения, характера пьески. При систематической работе постепенно формируется внутреннее представление-ожидание того, как именно прозвучит нота, ритмический рисунок, происходит «накапливание» информации. Дальнейшие задания могут быть такими: выучил ноты – найди на инструменте каждую на своем месте, попробуй читать на скрипке. Уже на «устном» этапе следует обращать внимание ученика на рисунок мелодии, количество тактов, лиги, фразы, уча осознавать «целое». Здесь же 26
можно учить находить сходство, различие, тождественность в элементах текста, то есть развивать музыкальное мышление. Переходя, собственно, к чтению - игре на инструменте, на первых порах рекомендуется использовать «комбинированные» способы, когда учитель может вдвоем с учеником «прочитать» ритм, нотный текст, или ритм + мелодия. Но здесь задачей является - стремление к непрерывному звучанию нового незнакомого текста с заглядыванием вперед и по возможности осознанием структуры. Одновременно хочется обратить внимание на то, что именно в этот период происходит формирование чувства времени, ощущение внутренней пульсации. Преподаватель для того и участвует в процессе чтения ученика, чтобы приучать последнего к непрерывности движения, исключающего любые задержки и остановки. Таким образом, еще до перехода к самостоятельной игре незнакомого нотного текста будет проделана подготовительная работа, облегчающая создание внутренних музыкальных представлений, пробуждающая заинтересованность ученика, развивающая любознательность и активность, дающая радость удивления и узнавания, облегчающая формирование практического навыка чтения с листа. Приступая непосредственно к игре, следует учить ученика смотреть и слышать вперед на один-два шага, затем – желательно на целый такт, с тем, чтобы внутреннее музыкальное представление - «предслышание» нотного текста, мысленное предвосхищение всегда было впереди реального звучания, как бы внутренним слухом следить за развитием. С самого начала учеников необходимо также учить осознанному анализу фрагментов: мотивчики, фразы складываются в музыкальные предложения, периоды, и часто бывает, что потом этот мотивчик повторяется, но, уже в другой тональности, и если понять, что мотив тот же, его легко узнать. Это следует проделывать при помощи преподавателя, как при устном ознакомлении, так и после реального исполнения ученика или учителя. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную 27
память и дает этим импульс творческому воображению ученика. Создаются слуховые представления, внутреннее мысленное «слышание» музыкальных последовательностей, в сознании ученика происходит превращение нотных знаков в музыку. Проверку навыка можно также проводить в игровой форме, например, провести «Угадайку» с вопросом: Какая песенка спряталась внутри нот? Подготовленные преподавателем задания на карточках с популярными мелодиями, записанными нотами предложить учащимся: по очереди выбрать любое задание и исполнить, а остальные угадают название мелодии. Задания можно варьировать: предлагать для чтения как полностью, так и фрагментарно записанные мелодии, вплоть до заданий «мысленного» прочтения и узнавания знакомых мелодий в нотной записи. Можно, но не обязательно отметить лучшего исполнителя. Все это расширяет музыкальный кругозор, способствует развитию интереса к занятиям, воспитанию волевых усилий, выдержки, концентрации и выносливости внимания. Умение следить за нотной строкой, навык быстроты чтения нот, затем самостоятельное исполнение по нотам знакомых мелодий принесет ученику радость успеха и желание познавать мир звуков, что, в свою очередь, позволит преподавателю усложнить задачи. Выводы. Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка. Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения скрипача. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, 28
на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию. В заключение отмечу, что вариантов проведения уроков в классе «Чтения нот с листа» очень много. Здесь играют большую роль и заинтересованность педагога в его желании привить навыки и заложить любовь к данному виду музицирования. Также имеют большое значение и направленность обучения каждого учащегося, то, чему он собирается посвятить свою дальнейшую профессиональную деятельность. Будет ли он продолжать свое обучение в высшем учебном заведении, или он собирается реализовать себя в педагогической деятельности, а возможно его жизнь будет связанна с работой в оркестре, где именно умение отлично читать с листа является непременным условием. Но наша задача, как педагогов достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что он не в состоянии воспроизвести желаемое произведение. А возможно это только тогда, когда учащийся не только знает, как это сделать, а главное умеет это делать. Задача преподавателя: сделать овладение столь трудным навыком, каким является чтение нот с листа, максимально интересным, понятным, доступным. Программа каждого ученика должна быть выстроена с целью постепенного «накопления» чтения и «узнавания» конкретных музыкальных элементов и включать недлинные произведения, разнообразные по стилям и жанрам: от старинной музыки до - современной. Пьесы, обработки народных песен, переложения популярной музыки, этюды должны соответствовать 29
уровню учащегося и отвечать музыкальным требованиям, техническим задачам, запросам ученика. Степень восприятия и возможности каждого ученика глубоко индивидуальны, поэтому и скорость освоения- запоминания-«узнавания» музыкальных элементов будет разной. Однако сам процесс чтения может стать более понятным, конкретным, привычным, увлекательным. Необходимо непрерывно стимулировать развитие интереса и творческого отношения учащегося, умение самостоятельно мыслить и достигать поставленной цели. Самостоятельность требует собственных деятельных усилий, и она же, если ребенку удалось преодолеть минимальный «творческий» барьер, приносит ему удовлетворение и радость. Необходимо приучать детей чаще использовать приобретенные навыки чтения нот с листа: например, в игре ансамблей, в подготовке мероприятий в классе общеобразовательной школы. Востребованность знаний и умений ведет к дальнейшему их росту и способствует развитию чувства успеха и удовлетворенности учащегося, повышает его уверенность и самооценку. Игра на музыкальном инструменте должна приносить эмоциональное удовлетворение, чувство радости от собственной творческой деятельности, окрыленность. Хотелось бы, чтобы к концу обучения, ученик научился анализировать, читать несложный музыкальный текст «с листа», был способен составить собственное мнение о пьесе, заметить особенности, трудности. Такой ученик, взрослея, сохранит навыки игры на инструменте, интерес и желание познакомиться с новым для него нотным текстом, будет в состоянии это сделать, сумеет применить приобретенные навыки в своей жизни. 30
Библиография. 1. Берлянчик М.М. Основы учения юного скрипача. Мышление. Техноло- гия. Творчество. М., 1993. 2. Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М., 2007. 31
3. Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., 2007. 4. Верхолаз, Р. Вопросы методики чтения нот с листа : учебное пособие / Р. Верхолаз. – Москва : Музыка, 1960. – 377 с. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психо- логический очерк. М., 1967. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 7. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением : учебное пособие / Л. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1958. – 214 с. 8. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащих- ся. М., 1993. 9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1972. 10.Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке : методический очерк / В. Ю. Григорьев. – Москва : Издательский дом «Классика XXI», 2006. – 256 с. 11.Григорьев, В. Ю. Методическая система Ю. И. Янкелевича : учебное пособие / В. Ю. Григорьев. – Москва : Издательский дом «Классика XXI», 1993. – 235 с. 12.Гофман И., Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1985. 13.Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 14. З.Кодай Система музыкального воспитания. М., 2982. 15.Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1968. 16. Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке : методиче- ский очерк / И. Лесман. – Москва : Музыка, 1964. – 576 с. 17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. М., 1972. 32
18.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы ин- дивидуальных различий. М., 1961. 19.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. 20. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. 21.Ямпольский А.И. О методике работы с учениками // Вопросы скрипич- ного исполнительства и педагогики. М., 1968. 22. Э. Сени. Некоторые стороны метода Кодая. 23. В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям. М., 1985. 24.Л. Добсаи. Метод Кодая и его музыкальные основы. 25. М.Э.Фейгин Основы музыкальной психологии и педагогики. М., 2002. 33
34


В раздел образования