Напоминание

"Декламационный метод обучения и его действие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста".


Автор: Ле Вковская Светлана Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им.А.М.Кузьмина
Населённый пункт: город Мегион,ХМАО Югра
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Декламационный метод обучения и его действие на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста".
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.А.М.КУЗЬМИНА»
Методическая работа на тему:

«Декламационный метод обучения и

его действие на развитие музыкальных способностей начинающего

пианиста».

Выполнила преподаватель

фортепиано Левковская С.В.
город Мегион 2015 год

Содержание

Введение

Глава

1.

Теоретические

основы

развития

музыкальных

способностей у младших школьников
1. 1. Способности как психолого-педагогическая категория 1.2.Музыкальные способности и их классификация 2. Современные методики развития музыкальных способностей декламационным методом у младших школьников по классу фортепиано
Глава 2. Декламационный метод обучения и его воздействие на

развитие музыкальных способностей начинающего пианиста
2.1. Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста 2.2. Диагностика эстетических склонностей детей 6-7 лет
Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего, речь идет о приобщении ребенка к миру музыки. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика.Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения. В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой проблемы. Ученые-исследователи: Асафьев Б.В., Алексеев А.Д., Готсдинер А.Л., Петрушин В.И., Кабалевский Д.Б., Медушевский В.В., Способин И.В., Цыпин Г.М. и другие считают, что уже со второй половины ХХ века проблемы соотношения обучения и развития; развитие личности в обучении становится одним из важнейших в педагогике. Причины этого следующие:  Образование в современном обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений;  Процессы развития науки привели к тому, что образовательные учреждения не успевают за увеличением объема знаний, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования.
В ряду названных причин нам представляется важнейшим то, что непрерывно и со все возрастающей скоростью увеличивающийся поток информации побуждает педагогов частично отказаться от традиционных методов и искать пути интенсификации процесса обучения. Декламационный метод обучения помогает решать ряд пианистических задач, то есть декламационный метод, который заключается в игре с параллельной декламацией (чтением стихов), весьма полезен в обучении игре на фортепиано. В учебнике «Методика обучения игре на фортепиано» А.Д. Алексеева, в учебном пособии А.Д. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», в методической работе преподавателя И.Д. Перфильевой «Метод игры с параллельной декламацией рассказывается об опыте. Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего пианиста очевидна и продиктована практикой. На начальном этапе обучения проявляется особая потребность в развитии ритма и музыкальной памяти учащегося.Порой приходится прилагать много усилий для достижения игры с ритмической определенностью, но не всегда удается достичь результата с помощью обычных средств. Проблемы с запоминанием текста также довольно остро проявляются. Значимость темы данного исследования состоит в том, чтобы сориентировать в практике материалов декламационного характера для работы с начинающим пианистом. Я выделяю не все музыкальные способности, а музыкальную память, ритм и эмоциональную отзывчивость.
Декламационный метод обучения недостаточно изучен, данная

проблема является актуальной, поэтому мной и была выбрана тема

методической работы: «Декламационный метод обучения и его действие

на развитие музыкальных способностей начинающего пианиста».


Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у

младших школьников

1.1Способности как психолого-педагогическая категория
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. Способность – синтез свойств человеческой личности, отвечающей требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней Под общими способностями понимается такая система индивидуально- волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлением различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической. К специальным способностям следует отнести способности практической деятельности, а именно: конструктивно- технические, организаторские, педагогические и другие способности. Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиваться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности. Не всякая деятельность развивает способности личности. Поскольку деятельность индивида не всегда может дать простор для развития способностей, то между нею и способностями существует известное расхождение. Это означает, что в каком-то отношении способности шире выполняемой деятельности, поскольку они содержат в себе потенцию новой деятельности.
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых, и одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда (28, с. 33). Авторы книги «Психология»: И. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т.е. репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предусмотренной идеей. На втором уровне развития способностей – творческом, человек создает новое, оригинальное. В процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой (9, с. 18). Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Однако было бы неверно утверждать, что индивид усваивает все содержание человеческой культуры. Достигнутый уровень культурного развития страны, хотя и влияет на развитие способностей, но прямо и непосредственно не определяет их. Высокая ступень развития способностей называется талантом. Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (5. с. 48). Способности – это лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а станет ли они действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим музыкантом (1, с. 8). Таким образом, анализируя вышеизложенное, мы приходим к выводу, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь только по мере приобретения того своеобразного сочетания этих способностей, которые характеризуют данную личность. Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется. Чем больше различных видов деятельности в жизни человека, тем больше развиты его индивидуальные способности.
1.2 Музыкальные способности и их классификация

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов (28, с. 20). В своей книге «Психология музыкальной деятельности» Л.Л. Бочкарев пишет о том, что некоторые исследования отождествляют проблему пригодности к музыкальной деятельности с проблемой способностей, понимая под способностями комплекс необходимых для успешного осуществления деятельности, включая свойства личности, особенностей эмоциональной сферы, характер (4, с. 30). Способности можно классифицировать следующим образом: - музыкальные; - лингвистические; - интеллектуальные; - творческие. Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании» делил музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игра на данном инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к элементарным относятся гармонический и ритмический слух. Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на: - музыкально-эстетические; - специальные. Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательные, то есть фактически выделяет эмоциональную сторону (33, с. 16). Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти (34, с. 17). Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Главным показателем музыкальных способностей Б.М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Нельзя считать немузыкальным
человека, эмоционально воспринимающего музыку, любящего и обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у которого не сформирована специальная способность – музыкальная память. Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным (27, с. 56). Вопрос музыкальной памяти – это отдельный вопрос в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая. Музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Рассмотрим разные виды памяти и способы их развития на начальном этапе обучения пианиста. Зрительная память – один из общих видов памяти, но ее значение для музыкантов достаточно велико. Многие педагоги рекомендуют своим ученикам запоминать нотный текст, так, чтобы можно было его записать по памяти. Начинать развитие зрительной памяти можно по «Школе игры на фортепиано» польского педагога Лонгшамп-Дружкевич, предлагающего упражнения на нотном тексте с учеником, еще не знающем нотной грамоты. Педагог просит ученика запомнить все, что видит. Затем следует ответить на вопрос: «Сколько шариков внутри клеток? Сколько черных, сколько пустых? Сколько шариков с хвостиками?». В тексте нот должно быть немного. Это задание приучает ребенка к картине нотной записи. Постепенно задания можно усложнять. Следующий вид музыкальной памяти – это логический. Логическое мышление связано с осмыслением нотного текста, его анализом. Маленькому ребенку анализ доступен лишь на самом примитивном уровне, однако, необходимо приучать его размышлять над текстом. Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память. Моторная память – это запоминание движения рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений. Говоря о музыкальной памяти, нельзя упустить эмоциональную память, она является одним из самых сложных видов памяти, так как ей удается соединить в себе все виды навыков, необходимых для исполнения произведения. Слуховая память. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивает вместе с общим музыкальным развитием ребенка (13, с. 35). Музыкально-ритмическое чувство – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В музыке, как и в поэзии, роль ритма особенно велика. Ритм основан на соразмерности, рациональности, равномерности и устойчивой повторности.
В учебном пособии «Обучение игре на фортепиано» Г.М. Цыпин рассматривает вопросы музыкально-ритмических способностей. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени (33, с. 56). Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различие сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес ( в движении, игре на музыкальных инструментах). Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знакомым детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирование понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений. Осознание значения ритма в создании музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка (23, с. 109). Из всего вышесказанного можно сделать вывод: характерным признаком музыкальных способностей является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную сторону необходимо активировать в единстве. Только тогда педагог сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные, развивающие и музыкальные задачи. Развитие музыкальной памяти достаточно серьезный и сложный процесс, так как одновременно с развитием музыкальный памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства. Неразвивающихся способностей в природе не существует, и существовать не может.
Глава 2. Декламационный метод обучения и его воздействие на

развитие музыкальных способностей начинающего пианиста

2.1.

Диагностика

уровня

развития

музыкальных

способностей

детей

младшего школьного возраста.
Диагностика проводилась мною в школе искусств им А.Кузьмина города Мегиона . В диагностике участвовали учащиеся преподавателя Левковской С.В. Для достижения цели мной была применена комплексная методика изменения уровня развития музыкальных способностей младших школьников.
В ходе исследования мной использовались: - индивидуальные и групповые методы опроса; - анкетирование; - педагогические наблюдения.
Цель констатирующего эксперимента
определить уровень развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста. Педагогический эксперимент, проведенный мной, состоял из нескольких этапов, каждый из которых имел свои цели и задачи. На первом этапе исследовательской работы я поставила следующие задачи: - провести диагностику развития музыкальных способностей у детей по заранее отработанным заданиям; - разработать параметры и критерии музыкальных способностей. Методы констатирующего эксперимента: метод наблюдения, метод анализа практической деятельности школьников. Для проведения констатирующего эксперимента мной были сделаны следующие шаги: - выбран музыкальный материал для прослушивания и последующего анализа; - определены направления проводимого анализа: 1) эмоциональная отзывчивость на музыку; 2) музыкальная память; 3) музыкально-ритмическое чувство. В ходе констатирующего эксперимента, я отмечала изменения каждого параметра и, тем самым, определяла уровень развития музыкальных способностей.
Задачи исследования:
1. Выявить уровень развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста через специально- отобранные задания. 2. Определить параметры и критерии развития музыкальных способностей у детей.. 3. Оформить и проанализировать результаты эксперимента. В ходе эксперимента были определены
параметры
развития музыкальных способностей: 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Музыкальная память. 3. Музыкально-ритмическое чувство. 4.Творческие способности учащихся. К каждому параметру я определила
критерии
оценки развития музыкальных способностей у детей.
Критерии оценки.
Диагностика состоит из 4 разделов, позволяющих выявить эмоциональную выразительность ребенка (общительность и контактность, эмоционально-
выразительные жесты и мимика), обще-музыкальные задатки (чувство ритма, звуковысотный слух, интонация, музыкальная память, способность к различению тембров), художе ственно-изобразительные з а д ат к и (художественно-изобразительная ритмичность, видение оттенков цвета, видение контрастности цветов, композиционность рисунка, используемая цветовая гамма, степень прорисованности деталей, симметричность), а также творческие способности, которые необходимы для занятия любым искусством. Оценка деятельности детей производится по четырех балльной системе: 0 баллов - отказ от выполнения задания; 1 балл - плохо; 2 балла – хорошо; 3 балла – отлично. Несколько иначе оценивается творческая работа (рисунок): 1. баллов - плохо; 2. балл*- хорошо. По каждому блоку подсчитывается максимальная сумма баллов и баллы, которые набрал ребенок. Если количество баллов у ребенка больше среднего значения, то можно говорить о наличии способностей в том или ином виде искусства. По окончании тестирования родителям выдаются рекомендации по определению ребенка на то или иное отделение школы искусств. Таким образом, наличие музыкальных задатков у ребенка определяется по 12 параметрам, что позволяет точнее выявить его возможности и потенциальную успешность обучения тому или иному виду искусства. Тестовые обследования позволяют уточнить и дополнить сведения о творческом потенциале ребенка, его задатках и способностях, однако при этом не следует абсолютизировать результаты теста. Только комплексная диагностика, включающая наблюдение, тестирование, творческую деятельность, интересы позволяет полнее выявить музыкальные способности ребенка.
2.2ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
Часто, приводя детей в школу искусств, родители выбирают популярные специальности и отделения, пытаются воплотить в жизнь свои нереализованные мечты и отдают ребенка заниматься тем или иным видом творчества, не интересуясь его желаниями и возможностями. Затем у ребенка происходит разочарование в занятии искусством, формируется стойкое негативное отношение к творчеству. Чтобы избежать таких перекосов, как-то сориентировать родителей, а также определить реальные склонности ребенка к тому или иному виду искусства разработана данная диагностика. Ее целью является установление наличия способностей к определенному виду искусства, а также создание условий для развития музыкальных способностей ребенка. Диагностика музыкально-эстетических способностей детей 6-7лет .
Диагностика содержит тестовую карточку, которая существенно облегчит процесс тестирования.
БЛОК I. Диагностика эмоциональной выразительности ребенка.

1. Общительность и контактность:
Ребенку задаются вопросы:  Как тебя зовут?  Чем ты любишь заниматься?  Где ты живешь? Предлагается немного поиграть. Определяем, как быстро ребенок идет на контакт, сразу ли включается в игру.
Система оценки:
1.баллов — не включается, отказывается общаться. 2.балл - включается, но не сразу. 3.балла - легко идет на контакт.
2. Эмоционально-выразительные жесты:
Предлагаем показать на пальцах, как распускается цветок, как летят птицы, всходит и заходит солнце; изобразить на лице радость, удивление.
Система оценки:
1.баллов —показывает очень вяло. 2.балл - изображает хорошо, однако не все удается. 3.балла - изображает эмоционально, выразительно, смело.
БЛОК II. Диагностика общемузыкальных задатков.

1. Наличие чувства ритма:
• Прохлопать указанный ритм: Начинается дождь Дождь заканчивается, капают последние капли В лесу прыгают зайчики Рассказать стихотворение (спеть песню), хлопая или подпрыгивая в такт, (сначала четверными, затем восьмыми): Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ну-ка встань, да поскачи, Себе друга поищи.
Система оценки:
1. баллов — повторяет не верно; 2. балл - повторяет ритмично, но не указанный ритм; 3. балла - повторил ритм верно, с небольшими неточностями; балла -отлично повторил ритм.
2. Звуковысотный слух:

Пропеть предложенную музыкальную фразу: • Спеть любую песню. • Игра «Эхо» (повтори интонацию):
Система оценки:
1. баллов - повторяет не верно; 2. балл - пропевает близко, но не точно; 3. балла — хорошо пропевает мелодию; 4. балла -отлично интонирует.
3. Музыкальная память:
- Пропеть предложенную мелодию, песенку - Узнать уже звучавший музыкальный отрывок.
Система оценки:
1. баллов - не повторяет мелодию, не узнает отрывок. 2. балл - пропевает только начало мелодии; 3. балла — повторяет половину звучавшей мелодии; 4. балла —пропевает всю мелодию, узнает отрывок.
4. Способность к различению тембров
• Узнать музыкальный инструмент по звучанию: баян, скрипка, фортепиано, балалайка, колокольчик (отрывки музыкальных произведений в записи, «живая» игра на инструменте).
БЛОК

III.

Диагностика

художественно-изобразительных

задатков.

. Художественно-изобразительная ритмичность
Продолжи орнамент:
Z Видение контрастности иветов
Раскрась фон Раскрась ромбы
3. Видение оттенков
Подбери оттенок цвета
Система оценки:
1. баллов — задание не выполнено, не раскрашено. 2. балл - работа не соответствует заданию; 3. балла — выполнено хорошо, но допущены некоторые ошибки. 4. балла - выполнено отлично, все цвета и орнамент подобраны верно.
4 Творческая работа на тему «Моя семья»

Система оценки:

Композиционность рисунка - 0-1 балл, прорисовывание деталей -0-1 балл, ц в е т о в а я г а м м а - 0 - 1 б а л л , симметричность рисунка-0-1 балл.
БЛОК IV. Диагностика творческих способностей

L_ Определение

особенности

развития

креативности

у

ребенка
Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывать фигуры». Предлагаем ребенку дорисовать эти фигуры так, как он хочет.
Система оценки:
0 баллов — отказ, к фигуре ничего не дорисовано; 1. балл — создан образ, который является основой рисунка, образ плохо разработан, схематичен; 2. балла - образ разработанный, содержит в себе много деталей, является второстепенной частью фигуры; 3. балла - создан сюжет, фигура является мелкой частью.
2. Уровень развития воображения:
Детям задаются вопросы:  Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты повелел?  Если бы у тебя был ковер-самолет, куда бы ты на нем полетел? Почему ты хочешь туда?  Сегодня волшебный день. Ты можешь делать все, что хочешь. Что бы ты стал делать?
Система оценки:
1. баллов -ребенок ничего не придумал, без ответа; 2. балл - ответ слабо развит; 3. балла —интересный необычный ответ. 3 балла - интересный эмоциональный ответ, хорошо развитое воображение. ХОД ДИАГНОСТИКИ Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Светлана Владимировна, я работаю в школе искусств. А как тебя зовут? (дети поочередно называют имя и фамилию). Где ты живешь? {ответы детей). Чем больше всего любите заниматься? (ответы детей). А играть любите? Давайте с вами поиграем. Закройте глаза. Представьте, что мы с вами попали в волшебную страну (звучит «волшебная» музыка). Что вы видите в волшебной стране? Как вы узнали, что она волшебная? Теперь можете открыть глаза. Что вы станете делать в волшебной стране? (ответы детей) Если бы вы нашли
волшебную палочку, что бы вы пожелали? А если бы вы нашли ковер-самолет, куда бы вы на нем полетели? Мы с вами отправились в путешествие по волшебной стране. Вот идем мы по красивому цветущему лугу и вдруг увидели необычный цветок. Мы с вами очень удивились (изображаем на лице удивление). Вдруг этот волшебный цветок стал распускаться (показываем пальчиками, как цветок распускается и снова закрывается. Так несколько раз). Мы очень обрадовались(изображаем на лице радость). Вдалеке летели птицы (изображаем кистями рук птицу),всходило красивое солнце (изображаем ладонями восход солнца). Вдруг пошел дождь (хлопаем ритм 1), дождь пошел сильнее (ритм 2), но вот дождь стал заканчиваться, падают последние капли (ритм 3). Мы с вами зашли в волшебный лес и увидели, как прыгает зайчик (ритм 4). В лесу пели птицы. Каких птиц вы знаете? А какая птица поет вот так (играем на фортепиано пример 1 «ку-ку»). Правильно, Кукушка. Давайте повторим как эхо ее песенку как эхо(повторяем по одному). 4. В лесу мы увидели волшебный дом, и зашли в него. В каждой комнате этого дома сидели музыканты и играли на музыкальных инструментах. Вот играет скрипка (звучит аудиозапись скрипки), вот играет фортепиано (звучит аудиозапись баяна), вот как играет балалайка, а вот так труба. Давайте поиграем с нашими музыкантами в игру «Угадай-ка» (включаем записи звучания разных инструментов и просим назвать, какой инструмент играет) Мы вышли из музыкального дома и увидели, что наш зайчик сел под кустик и заплакал. Давайте пропоем ему такую песенку: Зайчик, зайчик, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ну-ка встань да поскачи, Себе друга поищи. (пропеваем все вместе, затем по одному; хлопаем ритм песни сначала четвертями, затем восьмыми). Зайчик рассказал нам, что всех сказочных героев, которые жили в волшебной стране, взяла в плен злая колдунья. Вот они поют: Ay, ay (пример2), просят о помощи. Давайте им поможем, спасем от колдуньи. А для этого нам нужно выполнить несколько заданий (даем карточки по изобразительному искусству). Вам нужно дорисовать фигуры, продолжить орнамент, найти оттенок цвета и раскрасить ромбы и квадраты в контрастные цвета. ТЕСТОВАЯ КАРТОЧКА ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Ф а м и л и я ,

и м я ,

возраст

Результат

в

баллах

Бальная

система,

ответы

детей

Эмоциональная выразительность ребенка О б щ и т е л ь н о с т ь и контактность Эмоционально- выразительные жесты Количество баллов по данному блоку Общие музыкальные задатки Чувство ритма Звуковысотный слух Музыкальная память С п о с о б н о с т ь к различению тембров Количество баллов по данному блоку Художественно- изобразительные задатки Художественно- изобразительная ритмичность Видение контрастности цветов Видение оттенков цвета Композиционность рисунка Степень прорисовывания деталей Цветовая гамма Элемент творчества Количество баллов по данному блоку Творческие способности Особенность развития креативности Ур о в е н ь р а з в и т и я воображения Количество баллов по данному блоку «
Игры для развития звуков высотного слуха.

Музыкальное лото.
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты
(балалайка,металлофон,триола). Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Ступеньки
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, губная гармошка). Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
Найди

нужный

колокольчик
Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.
Угадай

к о л о к о л ь ч и к
Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных к о л о к о л ь ч и к а ( п о т и п у « В а л д а й » ) различного звучания. Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок — на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый — на средней, если звенит средний колокольчик,; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик.
Повтори

звуки
Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный —«дан», зеленый —-«дон», желтый —«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по о д н о м у ) ; м е т а л л о ф о н . Ход игры. Преподаватель -ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет дo первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Преподаватель
просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Преподаватель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь- динь» (соль первой октавы). Преподаватель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
Игры для развития чувства ритма

Прогулка
Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие — частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит преподаватель,— и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки. «Пошел частый, сильный дождь»,— продолжает преподаватель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.
Наше

путешествие
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек,барабан. Ход игры. Преподаватель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на фортепиано. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит преподаватель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на фортепиано). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на фортепиано). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ. Определи по ритму Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа уд а р н ы х (ложки, треугольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой
закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).
Учитесь

танцевать
Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У преподавателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети о д н о в р е м е н н о п о в т о р я ю т э т о т р и т м с в о и м и м а т р е ш к а м и . При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Выполни задание.
Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и д л и н н ы х з в у к о в , д е т с к и е м у з ы к а л ь н ы е и н с т р у м е н т ы . Ход игры. Преподаватель -ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.
Игры для развития памяти и слуха:

«Сколько

нас

поет?»
Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты. В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третьей трое). Ход игры. Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков. Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего. Слушаем. Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель с пластинками. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти
соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Волшебный волчок
Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка. Ход игры. Вариант 1. На фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку. Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки. Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время. Что делаю в домике Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Ход игры. Преподаватель - ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки, Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков. Довольно часто стихотворные тексты сочиняются по необходимости специально для детей , сочиняются, так как в этом есть потребность и для восполнения методических материалов. Нужно отметить, что декламационные материалы будут давать результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа – помимо прямого назначения – для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект – вызывает интерес у ребят и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное значение для адаптации на уроке.
Например ученица Звездилина Карина отрабатывает плавность в игре legato и игру на piano, используя следующее стихотворение: Ветерок игриво Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит Исполнить ярко, эмоционально пьесу «Воробей» помогает учащейся Сенечко Софии следующее стихотворение: Чики-рики, чик–чирик Воробьишко с ветки – прыг! Воробей, воробей Во дворе он всех храбрей! - Берегись, крадется кошка! Подразню ее немножко, А потом на ветку вмиг… Прыг! Этот текст помогает детям свободно овладевать пространством, мягко перенося руку с одной точки клавиатуры на другую, как по дуге. Конец труден тем, что требует исполнения без малейшего замедления, очень ярко и эмоционально. Стихотворный текст помогает ребенку в этом.Пьесу «Ежик»
исполнить в характере, точно исполняя штрих staccato, ученице Решетниковой Маши помогает следующее стихотворение: Ах, какой колючий еж, Он на елочку похож. Есть у елочки иголки, И иголки у ежа. Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу свободно, в характере. Штрих staccato был выполнен. Для запоминания басового ключа ученику Обода Моисею было предложено следующее стихотворение: Ты басы запомни точно: Соль, си, ре, фа, ля – построчно, Между ля и до, ми, соль, Си – над всеми как король. Этот стих помогает ребенку более результативно и быстро освоить басовый ключ. Ученик произносит текст, одновременно указывает, где находятся ноты басового ключа. Ученику Канукову Даниэлю сложно было запомнить этюд К. Черни № 4 опус 299. Используя стихотворение, учащийся быстро выучил этюд наизусть:
Вот стаи журавлиные Летят по небу синему Зовут в края красивые, Где песни соловьиные, Пускай летят и кружатся! Придет зима, завьюжится, А мы пойдем на улицу, Не страшно – не застудимся. Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму. Ученица Раджабова Марьям не могла запомнить аппликатуру в расходящейся гамме, следующий стих очень помог ей в этом: Параллельное движение Я освою, без сомнения, В левой пальцы – третий, первый, В правой – третий, как и в левой. При параллельной гамме ученик с помощью текста запоминает аппликатуру. Развитию беглости и ровности в игре legato могут помочь следующие стихи: Побежали за ворота
И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но главный акцент делается на развитее музыкальных способностей. Если в нотном примере нет текста, то ребенок с трудом запоминает наизусть. Анализ, проведенный при выявлении уровней, согласно параметрам констатирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: развитие музыкальных способностей учащихся находятся на достаточно средним уровне. Метод игры с параллельной декламацией в работе с начинающими пианистами дает более высокий результат, поскольку на начальном этапе обучения игре на фортепиано весьма желательно использовать стихотворные тексты. Таблица 1. Диагностика уровня развития музыкальных способностей у детей младшего возраста. Критерии Высокий Средний Низкий . . Эмоциональная отзывчивость на музыку 35,00% 55 % 10,00% Музыкальная память 30,00% 50,00% 20,00% Музыкально- ритмическое 30 % 50,00% 20,00%
чувство В результате проведенного эксперимента были определены уровни сформированности музыкальных способностей по параметрам эксперимента. При диагностике класс показал средний уровень. Учащиеся старались справляться со всеми видами заданий, и проявляли устойчивый интерес к заданиям, высокую эмоциональную отзывчивость на музыку.
Заключение
Данная исследовательская работа была посвящена развитию музыкальных способностей детей младшего возраста декламационным методом обучения. Мной была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, в результате чего было установлено, что проблема развития музыкальных способностей декламационным методом обучения является актуальной в настоящее время. В теоретической части исследования были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы: - становление проблемы развития музыкальных способностей в отечественной и зарубежной педагогике и психологии; - психолого-педагогические особенности декламационного метода обучения, влияющие на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста; - музыкальные способности, активно развивающиеся в процессе декламационного метода обучения. В данной исследовательской работе была поставлена цель – теоретически обосновать и практически доказать эффективность развития музыкальных способностей детей младшего возраста при использовании декламационного метода обучения. Разработана мною данная диагностика целью которой является установление наличия способностей к определенному виду искусства, а также создание условий для развития задатков ребенка доказала, что только комплексная диагностика, включающая наблюдение, тестирование, творческую деятельность, интересы позволяет полнее выявить способности ребенка. Анализ практических результатов экспериментальной методики показал ее эффективность в развитии музыкальных способностей. А выдвинутая мной гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста будет эффективнее, если использовать декламационный метод обучения, в результате опытно-экспериментальной работы подтвердилась.
Важное значение в работе имели труды Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.Д. Алексеева, А.Д. Артоболевской. Проведенное опытно-экспериментальное исследование доказало, что при систематической и последовательной работе с использованием системы заданий и комплекса педагогических условий в процессе декламационного метода обучения с детьми младшего школьного возраста, возможно более глубокое и полное развитие музыкальных способностей. Стабильно протекающий процесс декламационного метода обучения не только повышает уровень развития музыкальных способностей, но и обуславливает возникновение активно выраженной потребности в расширении музыкального кругозора.
Список используемой литературы
1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: Музыка, 1978 – 287 стр. 2. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» – М., 1988 – 134 стр. 3. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М., 1989 – 103 стр. 4. Бочкарев «Психология музыкальной деятельности» - М., 1978 – 198 стр. 5. Богословский В.В. «Общая психология» - М., 1978 – 340 стр. 6. Белошапка Г.И. «Музыкальная психология» - Сургут, РИО СурГПИ, 2003 – 165 стр. 7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - М., 1978 – 201 стр. 8. Выготский Л.С. «Психология искусства» - М.: Лабиринт, 1997 – 416 стр. 9. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. «Психология» - М., 1998 – 336 стр. 10.Кончаловская Н. «Нотная азбука» - М., 1997 – 120 стр. 11.Лагутин А. « Основы педагогической музыкальной школы» - М.: Музыка, 1985 – 143 стр. 12.Лившиц И. «Ритмика» - М., 1999 – 103 стр. 13.Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» - Л., 1970 – 95 стр. 14.Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста» - К., Музична Украина, 1997 – 63 стр.

Приложение №1
И.Д. Перфильева 1 Ветерок игриво Отрабатывается плавность в игре легато Листьями звенит, Плавно и красиво Музыка звучит 2 Нежно песенку пою Исполнение dolce – нежно Очень музыку люблю 3 Баю, баю, баю, бай В характере колыбельной Спи, мышонок, засыпай 4 Цапля важная прошла Отработка legato в скачках на октаву, терцию И лягушку не нашла
А с лягушкой лягушонок, Он расплакался спросонок 5 Упражнение играю, Стихи помогают понять назначение упражнений и необходимость тренировки пальцев Свои пальцы обучаю, Надо их тренировать На legato все играть 6 Не смотри на цифры хмуро Отработка смены позиции Поучи аппликатуру Ты узнаешь очень скоро Пальцы гаммы до мажора 7 Побежали за ворота Развитие беглости пальцев в игре legato И увидели енота Испугался сам енот, Убегает от ворот 8 Листики падают, с ветром Отработка
закружатся аппликатуры в прямом движении в гамме с помощью повторения звука и с поддержкой аппликатуры С гаммою пальчики скоро подружатся Я подскажу им: здесь левой на первый, А в правой – на третий, второй и на первый 9 Ты басы запомнил точно Знакомство с басовым ключом Соль, си, ре, фа, ля –построчно Между ля и до, ми, соль Си – над всеми, как король 10 Этот домик, видишь, новый. Освоение нот в басовом ключе Называется басовый. В нем на разной высоте Разместились нотки все Соль – на первой, ля – чуть выше Си – вторая, до – повыше Ре – на третьей, ми – повыше
На четвертой фа услышим Соль – повыше, ля – на пятой, Си – над всеми. Вот занятно. Мы освоим ключ басовый И этюд сыграем новый 11 Играть в ансамбле интересно, Знакомство с игрой в ансамбле Но вот настал и тот момент, Когда ты сам сыграешь песни, А к ним и аккомпанемент Л. Хреско 12 Пять пальцев на руке своей Знакомство с пианистическим аппаратом Назвать по имени сумей Первый палец – боковой – Называется большой Палец второй – Указчик старательный, -
Не зря называют его Указательный. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому средний Дано ему имя Палец четвертый Зовут безымянный, Неповоротливый он И упрямый. Совсем как в семье Братец младший – любимец По счету он пятый Зовется мизинец
13 «Фортепиано и рояль» Знакомство с инструментом, на котором играет пианист Пианино и рояль С виду спутаешь едва ль, Ведь нельзя же со слоном Спутать трехэтажный дом! Пой под музыку, пляши – Инструменты хороши! Их нетрудно различать, Но попробуй-ка сыграть Сразу скажешь: «До чего же Меж собой они похожи!» Лишь дотронешься до клавиш- Сразу их звенеть заставишь А педаль нажмешь ногой – Станет звук совсем другой. Все – и взрослые и дети –
Инструменты любят эти. Только знай: у них давно Есть название одно, Не забудь: фортепиано Произносится оно. Форте – это значит громко, - Заучи, не будь лентяй А пиано значит тихо, - Ты, дружок, запоминай. Если руки мыл под краном Подходи к фортепиано! Ну-ка, кто там стал опять Громко крышкою стучать? Если крышка упадет
Больно пальчики прибьет Эти правила просты Выполнять их должен ты? Играй по слогам Видишь, черных клавиш Длинный ряд? Тронь легонько пальчиком Все подряд Ударяй тихонько Стук – стук - стук И в ответ послышится Нежный звук Звуки ты внимательно Слушай сам И играть научишься По слогам!
14 «Море и небо» (Кашалот) Знакомство с понятиями: звуки «низкие» и «высокие» Вот из темных вод Поднимается с волною кашалот… А вокруг тепло, светит солнышко Стаи птичек летят в вышину… Ночью звездочки, днем ни облачка, Ветерок чуть колышет волну... Но кашалоту все равно Он уплывет опять на дно… И.Д. Перфильева 15 Низко и гулко так глубоко, Знакомство с клавиатурой, регистрами Дальше повыше, играем светло Вверх поднимаемся, как в облака, Эта игра весела и легка. Вниз опускаемся мы с высоты, Звуки пониже прослушаешь ты,
Вот и внизу и конец все игры. Все. А. Кончаловская 16 У рояля много клавиш, Знакомство с регистрами Ты их всех звенеть заставишь В крайних слева бас звенит, Будто он всегда сердит В крайних справа звук высок, Словно птичий голосок В средних клавишах как раз Тот же голос, что у нас. И.Д. Перфильева 17 Загадки Проверка знаний терминологии у начинающих пианистов 1. Села Ляля за рояль Не смогла достать… (педаль) 2. Был Сережа очень горд, Взял он правильный … (аккорд) 3. Певцом – сказителем
Я жил среди славян Теперь я инструмент, зовут меня… (баян). 4. Вера с Валей этим летом Научились петь… (дуэтом) 5.Катя с музыкой дружна, Колыбельную она Пропоет для брата Яна Очень тихо, на … (пиано) 6. Захотела вдруг Марина Поиграть на … (пианино) 7. Вдруг Денис услышал вальс И остался он довольным, Потому, что он узнал, Что его размер… (трехдольный).
8. Песни про героев спорта Вася громко пел на … (форте) 9. Всем Наташа очень быстро Показала три … (регистра) 10. Коля взялся очень рьяно За игру на… (фортепиано) 11. На черную клавишу влез И громко сказал: Я - … (диез) 12. Очень низок и могуч С нотой «фа», какой же ключ? (басовый) 13.Найти меня в нотах изволь, Зовут меня просто - … (бемоль) 14. Он помощник нам отличный
С нотой «соль» есть ключ (скрипичный) 15. Ты, Олег, конечно, прав, Знаешь восемь ты … (октав) 16. Я веселье и задор А зовут меня … (мажор) 17. Я для папы и для мамы вечерком сыграю… (гаммы) 18. Труд, терпенье и таланты Вот и вышли… (музыканты)

Приложение №2

Тема урока:»
Организация игрового аппарата учащихся в донотный период обучения». обучения
Цель урока:
Формирование пианистических навыков, звуковой культуры.
Дидактический материал, оборудование:
Музыкальный инструмент, наглядные пособия.
Ход урока

I.
Организационный момент. II. Методическое сообщение: «Особенности организации игрового аппарата учащихся
в
донотный период обучения» (см. приложение к разработке) Для правильной организации игрового аппарата учащихся
в
донотный период обучения» я предлагаю следующие упражнения . Я беру кисть ребенка, добившись, чтобы она была свободной, и затем кручу руку у запястья, как «колобок из геста». «Раскручивать» от запястья надо по очереди правую и левую руку ребенка. После этого кисть у детей становится неизмеримо более гибкой. Для того, чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо копчиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем вертикально опуская его па подушечку, мы играем в игру- «поцелуй с карандашиком»: копчиками («носиками») пальцы по очереди «здороваются» с карандашом. Необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка. Далее знакомство с клавиатурой, регистрами, клавишами. У рояля много клавиш, В крайних справа- звук высок, Ты их все звучать заставишь. Словно птичий голосок. В крайних слева- бас гудит, В средних клавишах как раз Будто он всегда сердит. Тог же голос, что у нас. Прогулка по черным клавишам: Вот из тёмных вод Поднимается с волною кашалот На каждый слог
стихотворения
последовательно нажимать чёрные клавиши, начиная с самой нижней, двигаться
по
направлению вверх, затем вернуться
в
нижний регистр.
Упражнение «Капельки».
Необходимо
брать
произвольные звуки.
Кисть
руки напоминает каплю. Требования к исполнению: 1. Правильная посадка: 1. опора па
ноги;
2. прямая спина; 3. опущенные плечи. 2. Поддерживать локти: 1. локти легкие; 2. вся тяжесть руки в кончиках пальцев. 3. Движения рук свободные,
плавные,
не допускаются резкие рывки.

Упражнение «Пчёлка»
для правой руки. На цветочек ароматный Пчёлка мягко, аккуратно Чуть присядет, отдохнёт, Мёд душистый соберёт.
Упражнение «Шмель»
для левой руки. Важный шмель к нам прилетел, Басом песенку запел.
Упражнения па фортепиано третьими пальцами правой и левой руки по

очереди:
Требования к исполнению: 1. Пальцы ставить ближе к черным клавишам. 2. Пальцы ставить на копчики (на «подушечки»). 3. Пальцы не прогибать (ставить их «на косточки»). 4. Все пальцы держать вместе; собирать пальцы.
Упражнение «Зайчики».
Через клавишу, по белым клавишам. Требования к
Упражнение «По бревнышкам».
По чёрным клавишам подряд вверх и
вниз.

Упражнение «На парашюте». По
черным клавишам через октаву. Важно точное «приземление» парашютиста. Л теперь мы переходим
к
пьесам.
1. «Три

лягушки»
- мерное пружинистое движение сверху вниз по «чёрной клавиатуре». 11ачинаем традиционно с удобного приёма поп legato.
2. «Марш мышей»
- легко запомнив всего две клавиши, фа-диез и до- диез, мы «маршируем»
по
октавам, параллельно осваивая динамические оттенки.
III.
Работа над упражнениями и пьесами. До первого прикосновения к клавишам мы занимаемся с детьми несколько минут гимнастикой. Вот примерно как проходят эти занятия: - Попробуем подготовить ваши руки, чтобы вы могли научиться играть сочным, красивым звуком. Сперва надо уметь полностью освободить свое тело.
Упражнение 1.
Встаньте прямо. Опустите руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинайте покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивайте, а затем, постепенно распрямляясь, возвращайтесь к исходному положению.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, поднимите руки вверх. Затем наклоняемся и бросаем руки вниз. Руки свободно раскачиваются на уровне колен.
Упражнение 3.
Наклоняемся к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену, отталкиваемся, возвращаемся в исходную позицию. Важно, чтобы вы чувствовали опору па ладони.

Упражнение 4.
Наклоняемся к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них. Далее упражнения мы проводим у инструмента. «Лепку» рук ребенка я начинаю с первой минуты занятий и считаю, что педагог не может без этого обходиться. Никакими словами, никаким показом нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние рук. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой, невозможно проверить правильность положения рук ребенка па клавиатуре. Постепенно изучаем клавиши «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Учимся правильно
брать
один звук
третьим
пальцем. Рука, как пчёлка или шмель, летает с цветка па цветок. Рука
опускается
сверху плавно, с опорой па кончик пальца. Важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей руки ( в запястье, локте и плече).Возникает ассоциация с «пружинкой». Следует избегать как вялого, пассивного
извлечения
звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише. Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении копчика пальца с клавишей. Рука начинает подъём с лёгкого, невесомого движения запястья.
5.Упражнение «Радуга».
Представь себе, что ты - художник, держишь в руке большую волшебную кисточку и хочешь нарисовать разноцветную радугу над всей клавиатурой,
от
одного её конца до другого. Сделай это каждой рукой по очереди, мягко касаясь клавиш кончиками пальцев, слева-снизу -вправо-вверх и обратно, при
этом
приговаривая: Ой,
ты
радуга - дуга! Под тобой лежат луга. В небе
ты
повисла, Словно коромысло. Я красивую
такую
в
полминуты
нарисую. Теперь соедини радугами все Р1: па клавиатуре:
от
самого нижнего
до
самого верхнего. Сначала слева-снизу - вверх
вправо,
а потом обратно. Постепенно изучаем клавиши «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Учимся правильно
брать
один звук третьим пальцем. Рука, как пчёлка или шмель, летает с цветка на цветок. Рука опускается сверху плавно, с опорой на копчик пальца. Важно найти ощущение лёгкой, активной упругости всей руки ( в запястье, локте и плече).Возникает
ассоциация
с «пружинкой». Следует избегать как вялого, пассивного извлечения звука, так и резкого, грубого, фиксированного в запястье прикосновения к клавише. Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении копчика пальца с клавишей. Рука начинает подъём с лёгкого, невесомого движения запястья.
6. «Крокодил»
- опора руки сразу на два-три пальца правильно формирует свод руки, укрепляет ладонь. Эта пьеса особенна интересна
тем
детям, которые любят пошалить: они с радостью откликнуться на предложение «сочинить», озвучить образы крокодила и заиньки.

7.«Трое гуляк»
- озорная, шутливая песенка, где сам образ провоцирует ученика
к
смелой и свободной игре иа forte, способствует ощущению веса при опоре обеих рук иа первый и пятый пальцы. Па квинтах необходимо
следить
за укреплением свода ладони при свободном запястье. Следующие пьесы направлены на дальнейшее освоение навыков игры legato при постепенном расширении позиционной аппликатуры.
8. «Бармалей»
- придуманная вместе, эта потешка строится на интонациях «вопросов» и «ответов», которые естественным образом провоцируют потребность
в
приеме legato. Активизируя фантазию учеников, такую игру можно продолжать сколько угодно: варианты вопросов и ответов бесконечны.
9. «Олени»
- плавно чередуя свободные руки, следует добиваться непрерывности мелодической линии, закрепляя навык шры legato.
10. «Наш

дом

готов»
- расширяем позицию иа legato (5-4-3-2,
5-4-3-
2-1), непременно начиная с пятого, а
не
с первого пальца. Следующая песенка концентрирует внимание на повороте вокруг первого пальца.
Также
постепенно осваиваются элементы хроматической гаммы.
11. «Паровоз»
- переносы рук через октаву, смелый охват всего пространства клавиатуры. Следующие пьески представляют собой простые диатонические гаммы, однако они также основаны на тексте и образе. Готовя с помощью образов о с мы с ле нно е и бе ре жно е от ноше ние к з вуку, мы н ач и н а е м знакомство
с
гаммами, через освоение минорного лада: минорные образы предполагают мягкое, певучее
звучание
инструмента,
в то
время, как мажор может спровоцировать желание играть «открытым», стучащим звуком.
12.«Плачет киска»
- движение по гамме
от
пятого пальца (в правой руке — сверху вниз,
в
левой снизу вверх) облегчает поворот запястья через
связующий
первый палец.
13.«Медвежонок»
- после освоение пластичного поворота вокруг первого пальца возможен переход к непрерывной мелодической линии на одном дыхании на основе
гармонического
минора. 14.
«Колокольчик»
- хрупкий образ способствует бережному, деликатному звукоизвлечепию мажорной
гаммы.
Понятие звукоряда и тоники. 15.
«Крот»
- пятипалы 1,евая позиция в обеих руках в трезвучии и гамме. Напоследок вы вдвоём сыграете очень интересную песенку- «До, ре, ми»- и будете «кормить» разных зверей: ёжика, белочку, зайца, утку, козлика. Сашабудет встречать животных, а Даша их будет угощать. До, ре, ми, до, ре, ми, Ко мне ёжики пришли. Л я ёжиков люблю, Молочка я им даю.
До, ре, ми, до, ре, ми, Ко мне белочки пришли. Л.я белочек люблю, Я орешки им даю. 4. Заключительное слово педагога о важности начального этапа обучения -
самого
ответственного и сложного.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники