Автор: Бадритдинова Гульназ Василовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: Художественная резьба по кости Раздел: дополнительное образование
Материал (кость)
Разновидность поделочной кости
бивень мамонта
клыки и зуб моржа
скелетная кость кита
олений рог рог лося
слоновая кость
зуб бегемота рог носорога
рог нарвала
цевка крупных
копытных животных
зуб кашалота
•
Резьба по кости – традиционное занятие
северных народов. В нашей стране издревле
существует 4 косторезных школы:
•
чукотская,
•
тобольская,
•
Ломоносовская,
•
якутская.
•
Чукотскому косторезному искусству две тысячи лет.
Природные особенности моржового клыка
обусловили характер произведений косторезного
искусства древней Чукотки. Это было искусство
«малых форм». Особое место в косторезной
продукции занимает образ пеликена с выпяченным
голым животиком.
Это культовая скульптура древних эскимосов и
чукчей – «охранитель» или «фигурка предков».
В XX веке в чукотском искусстве появилась новая яркая
страница – гравировка на клыке моржа. Одной из
интереснейших особенностей пластики древней
Чукотки является полиэйкония , или многообразность. В
зависимости от угла зрения менялся ракурс, в котором
можно было видеть объемное изображение. Благодаря
этому фигура белого медведя превращалась в моржа,
морж становился ликом человека и т.д
•
Холмогорские резчики делали
для членов царской семьи и
двора гребни, шахматы, трости,
пороховницы, занимались
починкой реликвий в царской
сокровищнице.
•
При изготовлении
шкатулок, ларцов-
теремков, подчасников,
гребней, ножей и других
предметов использовали
приемы
плоскорельефной и
сквозной резьбы с
выразительными
силуэтами на ажурном
сетчатом фоне.
•
Отличительной чертой тобольских мастеров
является тщательная шлифовка материала,
который остается гладким, без мелких
рельефных узоров, без гравировки.
Северная тема объявляется традиционной
для тобольской резной кости.
•
Якутские мастера в
отличие от русских не
отбеливали и не
окрашивали кость, не
применяли ни цветовую
гравировку, ни фольгу
для фона. Наиболее
преуспели якутские
мастера в изготовлении
ларцов и шкатулок,
всегда выявляя
функциональное
назначение предмета.
«Костяные амулеты»
Изготовление поделок из кости
Мастер-класс
Подвески из кости
Кость довольно странный и таинственный поделочный
материал, а поделки из нее отличаются особым шармом.
Резьба по кости это древнее искусство. Кость все таки более
редкий и ценный поделочный материал чем дерево, ткань или
пластик, поделки из нее обладают большей ценностью. Изделия
из этого альбома изготовлены из оленьего рога, напиленные на
пластинки при помощи ножовки по металлу, а затем
обработанные бормашиной. Для удобства в начале работы
выполняем эскиз будущей работы карандашом или можно
вылепить из пластилина , а потом выполнить в материале, а
дальше сверлим задуманный узор. Готовое изделие можно
отшлифовать наждачной бумагой и дополнить камнями или
чем то другим на ваш выбор. Рога оленя можно купить на
блошиных рынках или поспрашивать у знакомых.
Небольшое собрание подвесок,
которые можно изготовить из кости
своими руками.
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Поделки из кости с использованием цветных
камней.
Поделки из кости с использованием
цветных камней.
Поделки из кости с использованием
цветных камней.
Поделки из кости с использованием
цветных камней.
Минсалим Тимергазеев – Тобольский художник -
косторез
Минсалим Тимергазеев
Минсалим Тимергазеев
Рабочее место.
Для работы нужна бормашина - Foredom SR,
усиленный наконечник и фрезы.
Наконечники крупным
планом.
Набор боров и фрез на
удобной вращающейся
подставке.
Вентиляция в виде пылесоса "Minibox EMC" , который
синхронизирован с бормашиной и музыкальное
сопровождение!
Фартук с подведённой
вытяжкой, значительно
уменьшает количество
пыли, а её не мало,
особенно на первых
стадиях работы.
Примерно 90% пыли
всасывает, крупная
стружка остаётся на
фартуке, её потом
стряхиваем туда же.
Бормашина Foredom SR
Общий вид мастерской.
Всё очень компактно.
Полировка на полировальном станке,
завершающий этап работы.
К станку должна быть подведена вытяжка.
Техника безопасности в косторезных
классах
Каждый
ученик
обязан
строго
выполнять
правила
техники
безопасности:
работать
в
спецодежде,
застегнутой на все пуговицы. Чтобы предохранить глаза
от
попадания
костяной
пыли
или
мелких
песчинок,
распиловщики должны работать в защитных очках и
пользоваться
респираторами,
не
допускающими
попадания пыли в органы дыхания. Строго выполнять
указания предохранительных приспособлений. Работу
вести при включенных везде вытяжных системах. Перед
началом
занятий
необходимо
подготовить
свои
рабочие места: достать эскизы, заготовки, материалы и
инструменты. При работе не размахивать руками, если
держишь
колющие
или
режущие
инструменты.
До
начала занятий ознакомиться с заданием, подготовить
рабочее
место,
получить
и
правильно
разложить
инструменты, приспособления и заготовки. Проверить
исправность
оборудования,
станков,
инструментов,
защитных
приспособлений,
обо
всех
замеченных
н е и с п ра в н о с тя х
н а до
н ем ед л е н н о
с о о б щ и т ь
преподавателю.
Опасные зоны
оборудования
Техника безопасности в косторезных
классах
Категорически
запрещается
приводить
в
д е й с т в и е
ка к и е - л и б о
с т а н к и
и
д р у г о е
оборудование без разрешения преподавателя.
В
процессе
выполнения
задания
находится
на
своем
рабочем
месте
и
без
разрешения
преподавателя
не
оставлять
его.
Инструменты,
приспособления, инвентарь использовать только
по назначению.
Перед
окончанием
занятий:
по
указанию
преподавателя завершить работу. Уборку стружек,
опилок,
обрезков,
материалов
и
станков
производить
при
выключенном
оборудовании,
п р и м е н я т ь
д л я
э т о г о
с п е ц и а л ь н ы е
приспособления
и
инвентарь.
Вытереть
и
положить на место инструменты, убрать рабочее
место, сдать готовое или не оконченное изделие,
почистить одежду и вымыть руки.
Опасные