Автор: Соболева Наталья Михайловна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А. Вяльцевой" Населённый пункт: Брянская область, г.Трубчевск Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование навыков чтения с листа Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ
Методическая разработка
«Формирование навыков чтения с листа»
Преподаватель Соболева Н. М.
Формирование навыка чтения нот с листа
ПЛАН
1. Процесс чтения с листа.
2. Важнейшие аспекты работы.
а) основные приемы для беглого чтения нот;
б) ошибки учащихся при чтении нот;
в) музыкальное зрение;
г) аппликатурная техника;
д) техника ускоренного восприятия нотного текста
3. Заключение.Основные принципы формирования навыка чтения нот с
листа в первые годы обучения пианиста.
Учить чтению нотного текста
–
значит
прежде
в с е г о ,
в с е с т о р о н н е
р а з в и в а т ь
ученика как музыканта.
М.Э.Фей
гин
Читать с листа – необходимо начинать в самом раннем возрасте. Когда
мы открываем новую нотную литературу, мы можем познакомиться с ней
двумя
способами.
Первый
из
них:
разобрав,
выучить наизусть,
затем
исполнить, а другой – проиграть с листа. Игра с листа – это исполнение
произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной
характер
произведения,
однако
без
предварительного
проигрывания
даже
части произведения.
Механизм
процесса
чтения
(перевод
нотной
записи
во
внутренне-
слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре с помощью налаженных
зрительно-слухо-клавиатурных связей) может быть выражен так: «вижу –
слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю».
Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа
должно
быть
в
центре
внимания
педагога.
Важно,
чтобы
преподаватель
воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только
видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.
Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистом задания более
сложные,
чем,
например,
перед
скрипачом
или
виолончелистом.
Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким
линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали.
Коротко
остановимся
на
двух
этапах
и
условиях,
обеспечивающих
успешное протекание процесса овладения навыками чтения музыки с листа.
Первый
этап
–
чтение
без
инструмента
(внутренне-слуховое)
рассматривается
как
подготовительный
ко второму
–
ч т е н и ю
з а
инструментом (чтению-игре).
Одно из главных условий беглого чтения заключается в мысленном
опережении
читающим
того,
что
в
данный
момент
играется –
явлении,
охарактеризованном как «разведка глазами» (М. Н. Баринов). Видя ноты,
исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в адекватную
звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями.
Одной
из
главных
задач
в
обучении
чтению
нот
с
листа
является
развитие
способностей
и
навыков
предвидения,
а
именно,
способности
видеть несколько тактов вперед.
Другим
условием
беглого
текста
является
быстрая
ориентировка
в
фортепианной
фактуре.
Нужно
собрать
в
зрительной,
слуховой
и
двигательной
памяти
необходимый
запас
типичных
для
фортепианной
музыки
оборотов,
овладеть
чаще
всего
используемыми
аккордовыми
структурами, характерными модуляционными построениями и т. д. Однако,
чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, ученик должен читать
текст
не
отдельными
«слогами»,
а
комплексно
–
мотивами,
фразами,
предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое
в данном случае является показателем осмысленности чтения.
Третье существенное условие заключается в требовании неотрывности
взгляда
играющего
от
нотного
текста.
Только
в
этом
случае
возможно
плавное,
непрерывное
и
логичное
развертывание
звукового
«действия».
Умение
играть
не
глядя
на
руки,
или,
как
говорят,
«вслепую» –
обеспечивается
приемами
мысленного
опережения,
«забегания
глазами
вперед», «фотографирования» следующего отрезка текста.
Основные
приемы
(спо собы
действия),
о бе с п еч и ва ю щ и е
формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:
предварительное прочтение глазами;
относительное чтение (по графическим контурам нотных головок и
изображению нотных групп);
обобщенное
чтение
(опора
на
типовые
формулы
фортепианной
фактуры – гаммы, фигурации, секвенции, кадансы ит.д.);
смысловая
группировка
нот
(на
уровне
интервалов,
аккордов,
небольших мелодических построений);
упрощение фактуры (не затрагивающее баса и мелодической линии);
игра «вслепую» (позволяет совершенствовать аппликатурную технику,
ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки);
мысленное опережение (обеспечивает кратковременное запоминание
последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения).
Ошибки учащихся при чтении нот с листа
Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа
являются:
- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
- игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;
- потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;
- невнимательность к динамическим знакам;
- пренебрежение знаками агогики.
Музыкальное зрение
Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.
Вот главные трудности при чтении нот:
1.
Неспособность
отличить
поступенное
движение
от
скачков
через
ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между
ними.
2. Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток
между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними
на
нотном
стане
больше
7
и
зрительное
восприятие
«вязнет»
в
этом
«зрительном лесу».
3. Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). До
тех пор пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение
нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый
раз «повернуть» ноты.
4. Неспособность читать одновременно два ключа.
5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
6. Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний
между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать
и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.
Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных
стадии развития:
1. Координация . Ученик извлекает звуки в правильной последовательности
музыкального текста. Упражнения «бусы».
Цель – игра без текстовых ошибок.
2. Ритмическая организации . Отработка ритмической картины текста. В
идеале – игра без запинок и пауз.
3. Метрическая организация . Ученик отрабатывает темп, пульс музыки,
стараясь
играть
без
остановок.
Теперь
передвижение
в
пространстве
становится более осознанным и организованным и скорость собственных
шагов осознанно «просчитывается» сознанием.
4.
Исполнительство .
Шлифовка
динамики
и
нюансов
музыкального
образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов
к «творчеству» - он с удовольствием начинает учиться.
Высшие
навыки
строятся
на
основе
низших.
Тем
не
менее,
нужно
учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей –
грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не
может
сыграть
нотную
последовательность.
А
пока
он
не
играет
последовательность нот, у него нет координации. Требовать в это время
ритмику или динамику - значит ввергать ученика в замешательство. Этим мы
перечёркиваете
все
свои
усилия
приобщить
человека
к
инструменту.
Нужно сделать так, чтобы высота нот стала хорошо видимой. Для этого как
раз
и
можно
использовать
цвет.
Близко
стоящие
нотные
кружочки
немедленно приобретут контрастность благодаря цветовому коду. Поэтому, в
первую
очередь,
мы
приступаем
к
развитию
музыкального
глазомера
с
помощью двух цветов.
Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом – и назвать их
«девочками»,
а
между
линейками
голубым
цветом
и
назвать
их
«мальчиками».
Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов
новичок
получает
важную
установку
для
зрительного
восприятия
–
установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на
порядок
ускорит
читку,
разучивание
интервалов
и
а к ко рд о в .
Развитию
«музыкального
глазомера»
помогают
и
специальные
карточки,
которые
тренируют
мгновенное
считывание
количества
пропущенных
ступеней. Важной становится только их высота.
Аппликатурная техника
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит
от
аппликатурной
техники.
Аппликатура,
как
«художественная»,
так
и
техническая
опирается
на
общие
закономерности,
на
прочно
усвоенные
типовые формулы последования пальцев.
Аппликатурные
упражнения
дают
наибольший
эффект,
если
их
сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».
Примеры аппликатурных упражнений:
a)
На
трёх
поступенно-расположенных
клавишах
с
обязательным
включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно: 1,2,3 пальцами во всех
комбинациях.
Выбор
ритмической
фигуры
можно
предоставить
самому
ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в
одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в
параллельном и противоположном движении (пр.р движением вверх, л.р.
движением вниз).
б) Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5
пальцы.
в) Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым
ритмическим рисунком.
г) Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического
рисунка.
Все
упражнения
выполняются
без
зрительного
контроля
(«слепым
методом»).
Упражнения должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими
по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном
отношении.
Цель
аппликатурных
упражнений
заключается
в
воспитании
мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.
К началу второго полугодия можно вводить упражнения, выходящие за
пределы одной позиции. Навык позиционных последований осваивается на
материале
секвенционных,
гаммообразных
построений,
на
материале
арпеджио.
Параллельно
с
мелодическими
аппликатурными
упражнениями
в
пределах одной позиции можно начинать выработку аппликатурной реакции
на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды.
Интервалы
Начинать
усваивать
аппликатурную
последовательность
интервалов
лучше с терции. Этот интервал уже знаком ученику (на слух, зрительно и
двигательно) в мелодическом изложении. Терция имеет чёткий и зрительно
легко
воспринимаемый
графический
рисунок.
Изучается
в
трёх
аппликатурных вариантах: 13; 24 и 35.
Следующий интервал – квинта (15). Далее секунда ( в четырёх вариантах: 12;
23; 34; 45) и кварта (в двух вариантах: 14; 25). Позже появляются секста,
септима и октава (в одном варианте: 15).)
Когда интервалы проработаны каждой рукой в отдельности, начинается
взаимодействие
рук
по
принципу
их
чередования,
а
позже
–
в
одновременности.
Внимание
ученика
следует
направить
на
нижнюю
строчку
нотного
стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно.
Это связано с тем, что ученику трудно сразу охватить и воспроизвести
вертикаль как единый комплекс.
Аккорды
Следующим этапом освоения аппликатурных навыков будет связанно с
чтением аккордов.
Составляем
таблицу,
в
которой
будем
использовать
основные
аккордовые
позиции
–
трезвучия,
секстаккорды,
квартсекстаккорды,
септаккорды с обращениями.
Трезвучие: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421
Секстаккорд: пр.р. 125; л.р. 531
Квартсекстаккорд: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421
Септаккорд: пр.р. 1245 или 1235; л.р. 5321 или 5421
Аппликатурная
реакция
на
аккорды
отрабатывается
при
помощи
системы карточек. На каждой карточке записываем один аккорд, показываем
её ученику и сразу убираем. Ученик «опознаёт» аккорд зрительно на слух,
мысленно
представляет
соответствующую
аппликатурную
позицию
и
исполняет его.
Задерживаться на аккордовых структурах классического типа не стоит.
Нужно
быстрее
вводить
уменьшенные
и
увеличенные
трезвучия,
септаккорды различного строения, а позже аккорды нетерцового строения из
трёх-четырёх звуков и обращения аккордов.
Техника ускоренного восприятия нотного текста
Текст
фортепианной
музыки
имеет
как
горизонтальное,
так
и
вертикальное
измерение.
Поэтому,
целесообразно
разделить
проблему
ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по
горизонтали и восприятие по вертикали.
Наблюдения показывают, что охват текста по горизонтали даётся более
легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние
дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.
С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого
охвата нотного текста.
Например:
1.
Исполнять
аккордовую
последовательность
в
форме
гармонической
фигурации, начиная с баса.
2. Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации.
Это
упражнение
вырабатывает
умение
быстро
определять
гармоническую
логику
арпеджированного
текста,
ускоряя
восприятие
«развёрнутой вертикали».
Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали
является
и
умение
быстро
расчленять
текст
на
синтаксические
единицы
(повторность
построений,
ритмические
остановки
и
паузы,
контрастные
построения, вопросно-ответные соотношения и другое).
Среди
упражнений,
развивающих
навык
ускоренного
восприятия
текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для
этого,
ученику
показывается
какой-то
отрезок
текста
(мотив,
фраза,
предложение),
который
он
должен
запомнить,
мысленно
представить
в
звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже
следующий
фрагмент.
В
начале,
такое
упражнение
выполняется
с
остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и
объём запоминания фрагментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Чтение нот с листа, как действие, представляет собой реализацию на
инструменте звукового образа- «программы», которая в начале возникает в
сознании исполнителя с помощью звукового восприятия нотного текста.
2.
Постепенное развитие быстрого чтения с листа возможно только тогда,
когда исполнитель умеет предвидеть исполняемый текст.
3.
Возможность
предвидения
этого
текста
зависит,
прежде
всего,
от
объема и устойчивости зрительной, слуховой и двигательной памяти, а также
от умения воспринимать текст структурно.
4.
Важными составляющими навыка чтения нот с листа являются:
а) техника быстрого чтения нотной записи;
б) умение свободной ориентации на клавиатуре, быстрого выбора самой
нужной аппликатуры.
Лучшие результаты в обучении достигаются тогда, когда формирование
навыка
чтения
с
листа
начинается
с
первых
дней
обучения
игре
на
инструменте, перед тем, как успеет закрепиться навык разбора произведения
«отдельными
слогами».
Эта
вредная
привычка
позднее
может
стать
серьезным препятствием в обучении чтения нот с листа.
Основные принципы формирования навыка чтения нот с листа в первые
годы обучения пианиста:
1. Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чтению
нот: новые для ребенка элементы ритма, мелодики, лада осваиваются сначала
слухом и только потом – в нотной записи. Первым осваивается ритмический
элемент записи; применяются ритмослоги; двигательная реакция развивается
в
процессе
воспроизведения
остинатных
ритмических
фигур
по
нотной
записи.
2. Звуковысотный элемент записи вводится сразу в виде интонационных
оборотов,
состоящих
из
двух-трех
звуков. Изображение
малой
терции
становится графическим знаком-символом данной интонации, вызывающим
ясный
звуковой
образ
и
точную
двигательную
реакцию.
Необходимо
обращать
внимание
на
формирование
комплексного
восприятия
нотного
текста.
3. Вместе с развитием слуховых представлений воспитывается свободная
двигательная
ориентировка
рук
на
клавиатуре
без
помощи
зрительного
контроля.
Аппликатурные
упражнения
помогают
выработать быструю
и
точную реакцию пальцев на нотную картину.
4.
Освоение
нотной
графики
происходит
в
процессе
активного
музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации,
сочинении и т.д. В слуховой, зрительной и двигательной памяти ученика
постепенно
аккумулируются
типичные
фактурные,
ритмические
и
мелодические
формы,
характерные
для
различных
стилей
фортепианной
музыки.
5.
Приучая
ученика
к
общим
«стереотипам»
фортепианного
текста,
необходимо учить его преодолевать эти «стереотипы» и формировать в нем
готовность принимать всё новое.
Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в коем случае
не
должна
ограничиваться
начальным
этапом
обучения.
Процесс
этот
необходимо продолжать весь период обучения в школе.
Способность
быстрого
и
свободного
чтения
нот
откроет
перед
молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей
музыкальной
литературой.
Результатом
этих
занятий
должна
стать
потребность познавать новое, постоянно музицировать.
Литература:
Брянская Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтению нот с листа
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.:Издательский дом
«Классика-XXI», 2007.
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Ростов на Дону, «Феникс», 2002 г.
Савшинский С. «Пианист и его работа». М.; «Классика-ХХI», 2004 г.
Алексеев А. «Воспитание музыканта-исполнителя». Советская музыка, №2,
1980 г.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., 1996