Напоминание

Формирование навыков чтения с листа


Автор: Соболева Наталья Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им. А. Вяльцевой"
Населённый пункт: Брянская область, г.Трубчевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование навыков чтения с листа
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ТРУБЧЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМ. А. ВЯЛЬЦЕВОЙ
Методическая разработка
«Формирование навыков чтения с листа»
Преподаватель Соболева Н. М.

Формирование навыка чтения нот с листа
ПЛАН 1. Процесс чтения с листа. 2. Важнейшие аспекты работы. а) основные приемы для беглого чтения нот; б) ошибки учащихся при чтении нот; в) музыкальное зрение; г) аппликатурная техника; д) техника ускоренного восприятия нотного текста 3. Заключение.Основные принципы формирования навыка чтения нот с листа в первые годы обучения пианиста. Учить чтению нотного текста – значит прежде в с е г о ,
в с е с т о р о н н е р а з в и в а т ь ученика как музыканта. М.Э.Фей гин Читать с листа – необходимо начинать в самом раннем возрасте. Когда мы открываем новую нотную литературу, мы можем познакомиться с ней двумя способами. Первый из них: разобрав, выучить наизусть, затем исполнить, а другой – проиграть с листа. Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Механизм процесса чтения (перевод нотной записи во внутренне- слуховую картину и воплощение ее на клавиатуре с помощью налаженных зрительно-слухо-клавиатурных связей) может быть выражен так: «вижу – слышу – переживаю – ищу нужные движения – играю». Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание. Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистом задания более сложные, чем, например, перед скрипачом или виолончелистом. Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали. Коротко остановимся на двух этапах и условиях, обеспечивающих успешное протекание процесса овладения навыками чтения музыки с листа.
Первый

этап
– чтение без инструмента (внутренне-слуховое) рассматривается как подготовительный ко
второму
– ч т е н и ю з а инструментом (чтению-игре). Одно из главных условий беглого чтения заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами» (М. Н. Баринов). Видя ноты, исполнитель с помощью внутреннего слуха трансформирует их в адекватную звуковую картину, пользуясь соответствующими движениями. Одной из главных задач в обучении чтению нот с листа является развитие способностей и навыков предвидения, а именно, способности видеть несколько тактов вперед. Другим условием беглого текста является быстрая ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными модуляционными построениями и т. д. Однако, чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, ученик должен читать текст не отдельными «слогами», а комплексно – мотивами, фразами,
предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является показателем осмысленности чтения. Третье существенное условие заключается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно плавное, непрерывное и логичное развертывание звукового «действия». Умение играть не глядя на руки, или, как говорят, «вслепую» – обеспечивается приемами мысленного опережения, «забегания глазами вперед», «фотографирования» следующего отрезка текста.
Основные

приемы
(спо собы действия), о бе с п еч и ва ю щ и е формирование сложного навыка, каким является беглое чтение с листа:  предварительное прочтение глазами;  относительное чтение (по графическим контурам нотных головок и изображению нотных групп);  обобщенное чтение (опора на типовые формулы фортепианной фактуры – гаммы, фигурации, секвенции, кадансы ит.д.);  смысловая группировка нот (на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений);  упрощение фактуры (не затрагивающее баса и мелодической линии);  игра «вслепую» (позволяет совершенствовать аппликатурную технику, ускоряет слухо-двигательную реакцию на нотные знаки);  мысленное опережение (обеспечивает кратковременное запоминание последующего фрагмента, обеспечивая непрерывность исполнения).
Ошибки учащихся при чтении нот с листа
Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются: - элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков; - игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков; - потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта; - невнимательность к динамическим знакам; - пренебрежение знаками агогики.
Музыкальное зрение
Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение. Вот главные трудности при чтении нот:
1. Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними. 2. Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу». 3. Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). До тех пор пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты. 4. Неспособность читать одновременно два ключа. 5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно. 6. Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды. Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития: 1.
Координация
. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнения «бусы». Цель – игра без текстовых ошибок. 2.
Ритмическая организации
. Отработка ритмической картины текста. В идеале – игра без запинок и пауз. 3.
Метрическая организация
. Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно «просчитывается» сознанием. 4.
Исполнительство
. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству» - он с удовольствием начинает учиться. Высшие навыки строятся на основе низших. Тем не менее, нужно учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей – грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не может сыграть нотную последовательность. А пока он не играет последовательность нот, у него нет координации. Требовать в это время ритмику или динамику - значит ввергать ученика в замешательство. Этим мы перечёркиваете все свои усилия приобщить человека к инструменту. Нужно сделать так, чтобы высота нот стала хорошо видимой. Для этого как раз и можно использовать цвет. Близко стоящие нотные кружочки немедленно приобретут контрастность благодаря цветовому коду. Поэтому, в первую очередь, мы приступаем к развитию музыкального глазомера с помощью двух цветов.
Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом – и назвать их «девочками», а между линейками голубым цветом и назвать их «мальчиками». Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на порядок ускорит читку, разучивание интервалов и а к ко рд о в . Развитию «музыкального глазомера» помогают и специальные карточки, которые тренируют мгновенное считывание количества пропущенных ступеней. Важной становится только их высота.
Аппликатурная техника
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура, как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последования пальцев. Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом». Примеры аппликатурных упражнений: a) На трёх поступенно-расположенных клавишах с обязательным включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно: 1,2,3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в параллельном и противоположном движении (пр.р движением вверх, л.р. движением вниз). б) Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы. в) Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком. г) Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического рисунка. Все упражнения выполняются без зрительного контроля («слепым методом»). Упражнения должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном отношении. Цель аппликатурных упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции. К началу второго полугодия можно вводить упражнения, выходящие за пределы одной позиции. Навык позиционных последований осваивается на материале секвенционных, гаммообразных построений, на материале арпеджио.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции можно начинать выработку аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды.
Интервалы
Начинать усваивать аппликатурную последовательность интервалов лучше с терции. Этот интервал уже знаком ученику (на слух, зрительно и двигательно) в мелодическом изложении. Терция имеет чёткий и зрительно легко воспринимаемый графический рисунок. Изучается в трёх аппликатурных вариантах: 13; 24 и 35. Следующий интервал – квинта (15). Далее секунда ( в четырёх вариантах: 12; 23; 34; 45) и кварта (в двух вариантах: 14; 25). Позже появляются секста, септима и октава (в одном варианте: 15).) Когда интервалы проработаны каждой рукой в отдельности, начинается взаимодействие рук по принципу их чередования, а позже – в одновременности. Внимание ученика следует направить на нижнюю строчку нотного стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно. Это связано с тем, что ученику трудно сразу охватить и воспроизвести вертикаль как единый комплекс.
Аккорды
Следующим этапом освоения аппликатурных навыков будет связанно с чтением аккордов. Составляем таблицу, в которой будем использовать основные аккордовые позиции – трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды с обращениями. Трезвучие: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421 Секстаккорд: пр.р. 125; л.р. 531 Квартсекстаккорд: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421 Септаккорд: пр.р. 1245 или 1235; л.р. 5321 или 5421 Аппликатурная реакция на аккорды отрабатывается при помощи системы карточек. На каждой карточке записываем один аккорд, показываем её ученику и сразу убираем. Ученик «опознаёт» аккорд зрительно на слух, мысленно представляет соответствующую аппликатурную позицию и исполняет его. Задерживаться на аккордовых структурах классического типа не стоит. Нужно быстрее вводить уменьшенные и увеличенные трезвучия, септаккорды различного строения, а позже аккорды нетерцового строения из трёх-четырёх звуков и обращения аккордов.
Техника ускоренного восприятия нотного текста
Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.
Наблюдения показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов. С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста. Например: 1. Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса. 2. Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали». Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно-ответные соотношения и другое). Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Чтение нот с листа, как действие, представляет собой реализацию на инструменте звукового образа- «программы», которая в начале возникает в сознании исполнителя с помощью звукового восприятия нотного текста. 2. Постепенное развитие быстрого чтения с листа возможно только тогда, когда исполнитель умеет предвидеть исполняемый текст. 3. Возможность предвидения этого текста зависит, прежде всего, от объема и устойчивости зрительной, слуховой и двигательной памяти, а также от умения воспринимать текст структурно. 4. Важными составляющими навыка чтения нот с листа являются: а) техника быстрого чтения нотной записи; б) умение свободной ориентации на клавиатуре, быстрого выбора самой нужной аппликатуры. Лучшие результаты в обучении достигаются тогда, когда формирование навыка чтения с листа начинается с первых дней обучения игре на инструменте, перед тем, как успеет закрепиться навык разбора произведения
«отдельными слогами». Эта вредная привычка позднее может стать серьезным препятствием в обучении чтения нот с листа.
Основные принципы формирования навыка чтения нот с листа в первые

годы обучения пианиста:
1. Развитие слуховых представлений постоянно опережает обучение чтению нот: новые для ребенка элементы ритма, мелодики, лада осваиваются сначала слухом и только потом – в нотной записи. Первым осваивается ритмический элемент записи; применяются ритмослоги; двигательная реакция развивается в процессе воспроизведения остинатных ритмических фигур по нотной записи. 2. Звуковысотный элемент записи вводится сразу в виде интонационных оборотов, состоящих из двух-трех звуков. Изображение малой терции становится графическим знаком-символом данной интонации, вызывающим ясный звуковой образ и точную двигательную реакцию. Необходимо обращать внимание на формирование комплексного восприятия нотного текста. 3. Вместе с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентировка рук на клавиатуре без помощи зрительного контроля. Аппликатурные упражнения помогают выработать быструю и точную реакцию пальцев на нотную картину. 4. Освоение нотной графики происходит в процессе активного музицирования: пения, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинении и т.д. В слуховой, зрительной и двигательной памяти ученика постепенно аккумулируются типичные фактурные, ритмические и мелодические формы, характерные для различных стилей фортепианной музыки. 5. Приучая ученика к общим «стереотипам» фортепианного текста, необходимо учить его преодолевать эти «стереотипы» и формировать в нем готовность принимать всё новое. Работа над формированием навыка чтения нот с листа ни в коем случае не должна ограничиваться начальным этапом обучения. Процесс этот необходимо продолжать весь период обучения в школе. Способность быстрого и свободного чтения нот откроет перед молодыми музыкантами широкие возможности ознакомления с богатейшей музыкальной литературой. Результатом этих занятий должна стать потребность познавать новое, постоянно музицировать.
Литература: Брянская Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. Пособие по чтению нот с листа Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2007. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». Ростов на Дону, «Феникс», 2002 г. Савшинский С. «Пианист и его работа». М.; «Классика-ХХI», 2004 г. Алексеев А. «Воспитание музыканта-исполнителя». Советская музыка, №2, 1980 г. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., 1996


В раздел образования