Напоминание

"Мир, который нужен мне!"


Автор: Капрешина Нелли Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Школа № 60 имени Героя Российской Федерации Д.О. Миронова"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Мир, который нужен мне!"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ “ Школа №60 имени Героя Российской Федерации Д.О. Миронова”
Воспитательная программа

класса

«Мир, который нужен мне!»

Рязань 2015 год


Карпешина Нелли

Анатольевна

учитель начальных классов высшая

квалификационная категория


1.Пояснительная записка
«Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!» Е.Н. Ильин Суть моей программы воспитательной деятельности заключается в том, чтобы дети могли почувствовать себя умелыми, талантливыми, смелыми, сильными, добрыми, счастливыми, и на этой основе учиться и учить друг друга, познавать себя и других, общаться друг с другом и с искусством, с наукой, с миром взрослых. Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от деятельности, позволяющей им открывать себя: свои способности, свои возможности. Именно она вызывает у ребёнка радость и интерес. Тогда детские лица светятся улыбкой и глаза становятся счастливыми и весёлыми. И такой деятельностью для детей является игра. Поэтому в основе моей программы воспитательной деятельности лежит долгосрочная игра «Мир , который нужен мне ». Её специфика заключена в том, что рассчитана она на все годы обучения в начальной школе.
«Игра помогает детям отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя

во вселенной».

Януш Корчак

1.1 Моя педагогическая философия
Суть моей педагогической философии можно передать в нескольких словах:
любовь к ученикам, а через эту любовь – привитие им любви к учению.
Может быть , мои суждения несколько односторонни или слишком кратки ,но зато, на мой взгляд, они четко и ясно определяют главное в работе учителя. Основная заповедь учителя – любовь к детям, любовь к своей профессии. У Ш.А. Амонашвили есть памятка с заповедями для учителя: "1.Будь осторожен. 2.Не ошибись. 3.Не навреди. 4.Будь надеждой для школьника. 5.Дари себя детям. 6.Знай, к чему стремиться. 7.Постоянно ищи в ребенке богатство его души. 8.Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке." К этим восьми заповедям я бы для себя прибавила еще такие:
"Не заставляй учиться, побуждай желание учиться. Сделай так, чтобы школа стала для ученика вторым домом. Относить к ученику так, как ты бы относился к своему ребенку. Не бойся быть с детьми доброй и ласковой. Доброты и любви никогда не бывает много . Люби и любима будешь." Я учитель и горжусь этим. Учитель - это не просто профессия. Это состояние души. Это образ жизни. Учительский труд - это вечный поиск, не успокоенность. И это любовь. Любовь к своему делу, к своим ученикам. Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, - и ничего, что может отравить её; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребёнке; и наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребёнка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куём судьбы и счастье людей.
Ш.А.

Амонашвили

Началом построения моей программы
воспитательной деятельности стали слова Л.А.Никитиной: «Человек обязательно должен быть чьим – то любимым, самым близким, незаменимым. Вот основа устойчивости человека в трудном и пока холодном нашем мире. Люди ничьи страшны, потому что предательство для них - норма существования, безответственность – норма совести. Для них и в самом деле ничего святого нет, даже собственное «Я» не дорого, грош цена себе и жизни тоже. Главное – спасти человека, сохранить в нём человеческое, тогда сохраним всё». «Дети – цветы нашей жизни», но цветок живой – когда ребёнок «растёт» в жизни: среди дел, занятий, забот, отношений людей. Важно превратить школьные часы, дни и годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь. Действительно, каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим. Чаще всего такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей. Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее.

Следующей ступенькой в построении моей программы
воспитательной деятельности стало знакомство с теориями и современными концепциями и подходами в воспитании. Слова Ш.А.Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах» помогли мне утвердиться в своих позициях. Близки мне позиции В.А.Сухомлинского, который утверждает, что «хороший учитель» - это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком. В своей работе я опираюсь на опыт Ш.А.Амонашвили (педагогика сотрудничества), В.А.Караковского (концепция, ориентированная на коллективное воспитание), С.Л.Соловейчика (личностный подход).
На последнем этапе построения программы
воспитательной деятельности класса, в основу которой положен гуманистический принцип, я сформулировала принципы, задачи и средства, необходимые для её реализации. В словаре известного русского филолога С.И. Ожегова читаю: "Философия - 1.Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. 2. Методические принципы, лежащие в основе какой либо науки." "Педагогика - 1. Наука о воспитании и обучении. 2. Воспитательные приемы, воздействия." "Педагогический - соответствующий требованиям педагогики." Учитывая все вышесказанное, можно вывести определение педагогической философии: "
Педагогическая Философия
" - совокупность педагогических методов, лежащих в основе воспитания и обучения.

2. Описание программы воспитательной деятельности

2.1. Цель и задачи программы

Цель программы воспитательной деятельности класса:
 Создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала.
Задачи программы воспитательной деятельности класса:
 Приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать ценностное отношение к таким понятиям как «малая родина», «семья»,«общение», «культура».  Организовать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценностные социализирующие отношения. Реализации данной цели и задач способствуют восемь взаимосвязанных путешествий. Каждый месяц ребята отправляются на определённое облачко:
«Человек», «Знания», «Мой мир», «Культура», «Родина «Труд». «Здоровье»,

«Спорт».

Программа «Мир , который нужен мне!»

направлена на воспитание чувства собственного достоинства,

самоуважения и ответственности, включает в себя воспитание:

чувства безопасности
, то есть физической и психологической защищённости, отсутствия страха перед препятствиями, умение защитить свою позицию; 
чувства индивидуальности
, то есть чувства знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я есть, какой я, как я оцениваю себя, и как меня оценивают другие; 
чувства цели, смысла жизни, жизнедеятельности
, то есть ответ на вопрос, зачем я пришёл в этот мир, каково моё предназначение и ответственность перед людьми, собой, реальностью; 
чувства принадлежности
к семье, друзьям, школе, малой Родине, России, к родовым корням; 
чувства компетенции
, то есть уверенности в своих знаниях и возможности их применения.

Род

ите

ли

Род

ите

ли

Уч

ите

ль

Уч

ите

ль

Жизн

ь

Отно

шени

е к

себе

Отно

шени

е к

себе

Отно

шени

е к

семье

Отно

шени

е к

семье

Отно

шение

к

социу

му

Отно

шение

к

социу

му

Отно

шение

к

отечес

тву

Отно

шение

к

отечес

тву

Отно

шени

е к

культ

уре

Отно

шени

е к

культ

уре

Отно

шени

е к

здоро

вью

Отно

шени

е к

здоро

вью

Чувство

безопасности

Чувство

компетенции

Чувство

принадлежности

Чувство смысла

жизни

Чувство

индивидуальности


Приобретая все эти качества, ребёнок уверенно движется вперёд по жизни

к своей, пока далёкой и ещё неоткрытой, но яркой звезде.
Последний месяц учебного года посвящён подведению итогов путешествия за год. Из заветных сундучков достаётся «клад» - та ценная информация, которая была накоплена за время путешествий и составляется небольшой отчёт в форме таблицы (что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым, культурным человеком и т.д. ). В завершении проводится КТД, на котором отмечаются достижения ребят на определённом этапе. Системно - образующими видами деятельности являются игровая и спортивно- оздоровительная. Данные направления были выбраны мною не случайно. В основе выбора лежат интересы и потребности учащихся, а также мои личностные особенности и интересы.
В основе моей программы воспитательной деятельности «Мир, который

нужен мне!» лежит игра.
Я считаю, что именно игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Я заметила, что ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Для моих ребят не всегда важен её результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Уже в самом процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Я вижу, что для моих детей это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых. Я вижу, как мои ученики преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у моих ребят полезные умения и привычки. Здесь ребята чувствуют себя до некоторой степени самостоятельными. И поэтому они предъявляют к себе те высокие требования, которые к ним предъявляем мы- взрослые в неигровой деятельности. Любимые игры, к которым ребёнок многократно возвращается, чтобы пережить ещё раз ощущение победы над собой, своего успеха в чём – то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребёнка. Так игра для моих становится средством самовоспитания, а для меня средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребёнке психического процесса или личностного качества.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры, проводимые мной, формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимной поддержке, сопереживанию и взаимопониманию, наши походы в лес помогают не только любить и беречь природу, быть
наблюдательным и ценить красоту, но и вовремя прийти на помощь, и поделиться вкусным бутербродом. Программа воспитательной деятельности 2 класса«В», в котором я являюсь классным руководителем второй год, построена на гуманистическом принципе воспитания. Я согласна с позицией Ш.А.Амонашвили , который считает, что главный принцип такого воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании. Поэтому в основе построения моей воспитательной системы лежат четыре принципа:
Принципы

1. Принцип принятия
: человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствуeт, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я люблю его уже за то, что он мой ученик.
« Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика»

Сухомлинский В.А.

2. Принцип диалогического общения
. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое сообщение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями. Вот бежит ко мне Саша : «Я нарисовала для вас рисунок! Посмотрите, красиво? Я старалась!». Вова шепчет мне на ухо: «Я написал заметку в нашу газету про классный час, который был на прошлой неделе».Я с удивлением и радостью принимаю труд ребят, хвалю их, благодарю за доставленную мне радость. И так каждый день! Дети бегут ко мне, а я к ним.
«Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом

человеке источник радости, отдавая что – то своё»

Сухомлинский В.А.

3.Принцип соразвития:
развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Я считаю, что в развитии человека лежит прежде всего гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей
помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя. Так при подготовке к новогоднему утреннику ни один человек: ни взрослый, ни ребёнок не остался в стороне. Почти все родители приняли участие в новогоднем спектакле, остальные рисовали новогодние газеты, делали вместе с детьми новогодние игрушки, все вместе украшали класс. В процессе деятельности все сдружились, лучше узнали друг друга, а от самого праздника все участники получили такой эмоциональный заряд, который подтолкнул всех к ещё более активному и тесному сотрудничеству.
4.Принцип увлечённости
: я отношусь к общению с детьми творчески, учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.
Путешествуя сквозь пространство детства в надёжном сотрудничестве с учителями и родителями, дети приобщаются к здоровому образу жизни, адаптируются к социуму, любят свою родину, приобретают высокий культурный уровень, любят свою семью, учатся требовательно относиться к себе.
Для организации жизнедеятельности классного коллектива мною были

выбраны следующие системно-интегрирующие формы:
 объединение проводимых дел в крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей «Здоровье», «Культура», «Спорт», «Человек», «Знание», «Родина», «Мой мир», «Труд»;  форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых (КТД)
Карта путешествий

Карта путешествий

Карта путешествий

Карта путешествий

Мир,

который

нужен мне!

Мир,

который

нужен мне!

Знания

Знания

Мой мир

Мой мир

Кул

ьту

ра

Кул

ьту

ра

Спо

рт

Спо

рт

З

д

о

р

о

в

ь

е

З

д

о

р

о

в

ь

е

Т

р

у

д

Т

р

у

д

Род

ина

Род

ина

Че

лов

ек

Че

лов

ек


2

.2.Механизм построения и функционирования программы

воспитательной деятельности
Программа воспитательной деятельности класса проходит в своём развитии несколько этапов, которые способствуют развитию личности каждого ребёнка.
Первый этап
1 класс. «Давайте познакомимся!» На этом этапе необходимо: - раскрыть возможности и потребности каждого участника воспитательного процесса ; - наметить пути формирования сплочённого коллектива.
Второй этап
2 класс «Жизнь коллектива» На втором этапе необходимо: - формирование индивидуальности коллектива; -развитие самоуправления, жизнь коллектива строится на основе традиций.
Третий этап
3 класс. «Возьмёмся за руки, друзья!» На третьем этапе необходимо: - укрепить межличностные отношения; - вводить новые формы и способы совместной деятельности; - формировать традиции коллектива.
Четвертый этап
4 класс «Школа – дом, мир , где мы живём» На четвёртом этапе идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, а всё лучшее в классе становится достоянием всей школы. Цели и задачи программы воспитательной деятельности класса неразрывно связаны с гуманистической воспитательной системой школы «Моя судьба в судьбе родного края» , которая строится по 5 направлениям: 1. «Я и моё здоровье» 2. «Родительский дом – начало начал»
3. «Зажги свою звезду» 4. «Моя школа – моя судьба» 5. «Гражданин Отечества »
Воспитательная задача школы направлена на создание благоприятных

психолого-педагогических условий для:
 воспитания физически здоровой и духовно – нравственной личности;  самоутверждения каждого обучающегося – сохранение неповторимости и раскрытие его потенциальных возможностей;  воспитания гражданина и патриота. Программа воспитательной деятельности класса тесно связана с проблемной темой школы «Сотрудничество учителя и ученика на уроках и во внеурочное время».
2.3 Принципы жизнедеятельности коллектива
Процесс гуманизации пространства детства я строю с учётом законов детского бытия: специфики возрастного и индивидуального развития. Я считаю, что смысл гуманизации пространства детства состоит в «очеловечивании» жизни ребёнка в школьные годы, обеспечении условий для его личностного роста, интересного и радостного бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе, оно возникает «внутри» педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности. Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно наполнено реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы. Для них такое пространство – это собственная территория, за которую несут ответственность. Создание воспитательного пространства в нашем классе включает в себя освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Среда – это один из важнейших компонентов воспитательной системы, освоение которой формирует у детей ценностное отношение к миру и культуре, осознание себя в этом мире, развитие своего «Я», нахождение своего места среди других людей.
В моей программе воспитательной деятельности «Мир, который нужен

мне» пространство детства можно определить как совокупность разных

«пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития

ребёнка


«Мир который нужен мне»
 Игра «Поле чудес»  «Путешествие в чужедальние страны» утренник итоговый.  Родительское собрание с детьми «Неразлучные друзья родители и дети»  Защита проектов «Мои жизненные планы, с чем они связаны».
В течение месяца дети « путешествуют» по одной планете, выступая

каждую неделю в разной роли:
1 неделя – «Мы – первооткрыватели» 2 неделя - «Мы – кладоискатели» 3 неделя – «Мы – мастера, затейники» 4 неделя – «Сами с усами»
По итогам 1 класса в результате коллективного обсуждения были

выделены следующие характеристики:

Чтобы быть здоровым, нужно:
 не есть грязные фрукты и овощи;  мыть руки с мылом;  правильно одеваться;  заботиться о сохранении своего здоровья;  если заболел, нужно лечиться.
Чтобы быть культурным человеком, нужно:
 знать и выполнять правила поведения;  красиво одеваться, быть чистым, опрятным, аккуратным;  нужно избавляться от вредных привычек(грызть ногти и др.)  следить за порядком в своих вещах, своей комнате;  ходить в кино, на концерты, в театры, музеи.
Чтобы быть физически развитым человеком, нужно:
 заниматься физкультурой и спортом;  ходить в ФОК, бассейн;  играть в подвижные игры;
 воспитывать в себе силу воли.
Чтобы быть хорошим человеком, нужно:
 беречь вещи;  помогать другим людям;  уважать старших;  не обижать маленьких;  жить дружно, уметь просить прощение;
Чтобы быть умным человеком, нужно:
 хорошо учиться;  читать много книг, газет, журналов;  развивать свою память, внимание, наблюдательность;  участвовать в конкурсах.
Чтобы быть патриотом своей Родины, нужно:
 служить в армии и учиться защищать свою Родину;  делать всё, чтобы наша Родина была ещё лучше;  вместе со взрослыми делать что-то полезное;  беречь природу.
Чтобы быть трудолюбивым человеком, нужно:
 помогать родителям;  заниматься делом, которое приносит пользу;  добросовестно относиться к учёбе;  беречь труд других людей.
Чтобы познать себя, нужно:
 быть собой;  развивать себя;  уважать других и себя;
Законы жизни коллектива
1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебе людям. Будь правдив! 2. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!
3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах. 4. Закон любви: любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств, не стесняйся её. 5. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них! 6. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории. 7. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других. 8. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован. 9. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. 10.Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел! 11.Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Я вместе со своими детьми живу по этим законам. Но у меня как у

классного руководителя есть и свои правила, которыми я руководствуюсь в

работе.

Мои правила
Правило первое: Не боюсь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок. Правило второе: В общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ или наказание. Правило третье: Стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учащихся. Правило четвёртое: Учу ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Правило пятое: Учу ребят не бояться выражать положительные эмоции. Основной идеей моей программы воспитательной деятельности является признание самоценности детства, прав ребёнка и его субъективности в воспитательном процессе. По мнению выдающихся педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребёнка. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных
усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», - писал Януш Корчак. Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются в нашем классе совместно. От того, какие впечатления эмоционального плана остаются у моих детей от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд.
2.4. Самоуправление программы воспитательной деятельности

«Мир который нужен мне»
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали название нашей стране, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят. Командир – организует работу всех центров. Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства. Центр «Айболит» - ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно». Центр «Фантазёры и затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.
Центр «Зелёный патруль» – ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу. Центр «Знайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся. Центр «Спорт» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий. Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Я на собрании выступаю одновременно в двух качествах:
 как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,  как член классного коллектива, с которым я связана дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Самоуправление – это:
 взаимоуважение;  плодотворное сотрудничество;  приобретение жизненного опыта;  организаторские и лидерские качества;  коммуникативность;  воля и уверенность в себе;  профориентация;  формирование активной гражданской позиции.
Все эти качества я формирую у ребят в процессе нашей совместной

деятельности.
Самоуправление помогает моим детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения.
Я как классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряю инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественное поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.
2.5. Работа с детьми , оказавшимися в сложной жизненной
Учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особого внимания. Чаще всего на детях сказываются семейные проблемы. Дети, выросшие в трудной семейной ситуации, приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать интеллектуально и физически, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Они переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами таких учащихся, я, в первую очередь, стараюсь определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребёнок, а также воспитательные возможности класса и причины, приведшие к трудностям в поведении таких детей. Выясняя причины, определяю не только уровень педагогической запущенности, но прежде всего положительные качества ребёнка, на которые я смогу опереться в воспитательной работе. Все ребята в моем классе добросовестно учатся, не пропускают уроки без уважительной причины, имеют положительные навыки поведения. Хотя в первом классе у меня вызывал тревогу Лебедев Витя. При тестировании первоклассников в начале года школьным психологом у него была отмечена повышенная агрессивность. Я как классный руководитель постоянно отмечаю и поддерживаю положительные проявления с его стороны, активно включаю его во внеклассную деятельность. У Решетова Вовы сильный дефект речи, что вызывает сложности в усвоении учебного материала. В первом классе я с большим трудом понимала, что он говорит. Когда Вова научился читать, он стал лучше разговаривать. Говорит он сейчас более чётко и разборчиво, но при письме всё ещё допускает много ошибок, связанных с неправильным произношением. В классе я провожу дополнительные занятия, на которых мы отрабатываем произношение звуков, разучиваем чистоговорки и скороговорки . В 1 классе у Широковой Александры в результате тестирования был выявлен низкий уровень запоминания. Она с трудом запоминала буквы, стихи, не могла пересказывать. Благодаря индивидуальным занятиям, уровень запоминания у нее значительно вырос. До поступления в школу родители отмечали у Кирьянова Егора задержку психического развития. В начале первого класса в ходе тестирования была
выявлена низкая готовность ребёнка к школе: недостаточно развита память, низкий интеллектуальный уровень, ограниченный словарный запас. Но оказался высоким уровень мотивации. Ребёнок очень хотел учиться и все задания выполнял добросовестно. В результате совместной деятельности учителя, ребёнка, родителей и школьного психолога у Коли значительно повысился интеллектуальный уровень, уровень запоминания. Во 2 классе Егор быстрее запоминает стихи и правила, может пересказывать не только художественные, но и научные тексты. Первую четверть 2 класса Егор закончил на «4» и «5». На уроках он стал более внимателен, активно работает, успешно усваивает учебный материал. Хотя при большой умственной нагрузке (например, после контрольной работы) он устаёт и становится рассеянным. Зная особенности его здоровья, я предлагаю ему щадящий режим работы: даю индивидуальные задания, чаще провожу минутки отдыха, разрешаю немного посидеть. После нескольких минут отдыха он сам включается в работу без моих напоминаний.
2.6.Работа с одаренными детьми
Одарённые дети – это учащиеся, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом, ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивационной учебной деятельностью. У таких детей наблюдается потребность в интеллектуальной деятельности, желание много знать. В первом классе работа была направлена на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Для этого я включаю детей в различные виды деятельности, расширяю взаимодействие с окружающим социумом, создаю благоприятные условия для проявления индивидуальности учащихся, развития их способностей (Приложение ).
2.7.Контроль и диагностика эффективности

функционирования программы воспитательной

деятельности

Цель:
выявить способности программы содействовать развитию детей.
Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности.
Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:
 сформированность индивидуальности учащихся;  удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;  сформированность коллектива класса. Для исследования результативности программы воспитательной деятельности класса я использую следующую совокупность критериев и методик изучения:
1.Изучение личности учащегося

Методика «10 ступенек».
Методика «10 ступенек» помогает исследовать самооценку ребёнка. Уровень самооценки в поведении проявляется так. Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость – свойственны детям с заниженной самооценкой. Методика Н.П.Капустина помогает мне определить уровень воспитанности учеников и осуществлять на основе этого реального руководства дальнейшее воспитание и развитие своих воспитанников. Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.
2.Анализ воспитанности детей в семье.
Родители оценивают насколько проявляются те или иные нравственные качества ребёнка в семье. В тестировании участвовало 10 учащихся.. Тестирование показало, что в семье, как и в школе , ребята часто проявляют свои положительные качества. Они также исполнительны, отзывчивы, самокритичны, добросовестно относятся к учёбе, к своим поручениям, любят свой класс, защищают честь класса делами, рассказывают о классе дома. Судя по критериям «аккуратность» и «поведение», дети дома иногда позволяют себе неаккуратность и шалости, но на замечания родителей реагируют. А в
классе 50% учащихся всегда проявляют эти качества положительно. Критерий «отношение к критике» показывает, что 95% учащихся имеют своё мнение и могут высказывать критические замечания. И только один ребёнок некритичен, подстраивается под мнение других людей. Оценка трудолюбия детей в семье заставляет задуматься. На родительском собрании мы с родителями совместно разработали ряд мероприятий, направленных на развитие трудолюбия. (см. формы деятельности в направлении «Труд») Лучше всего об отношении ребят к своему классу говорят мини сочинения «Как мне живётся в моём классе». Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
2.8.Эффективность функционирования программы

воспитательной деятельности
Эффективность воспитательного процесса я определяю по соотношению достигнутого результата и целей воспитательной деятельности. Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:  степень освоенности учащимися образовательных программ;  воспитанность учащихся;  активность личности;  защищённость и комфортность ребёнка в классе;  репутация класса;  удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе. В моём классе дети очень активны. Они рисуют, делают поделки, пишут заметки в нашу газету, принимают активное участие во всех классных часах, утренниках, КТД, трудовых десантах, различных конкурсах. Кроме основной
школы все ребята занимаются в кружках, спортивных секциях, многие учатся в ДШИ. При этом 78% ребят учатся на «4» и «5». Результаты тестирования показывают рост уровня запоминания, интеллектуального уровня, уровня мотивации. С каждым днем ребята более ответственно, более осознанно относятся к учебе. У всех ребят вырос уровень изобразительных и графических навыков. Ребята уже пишут увереннее, красивее. Повысился уровень ручной умелости. Дети аккуратнее выполняют работы на уроках труда, могут изготавливать более сложные поделки. Если оценивать уровень развития классного коллектива по авторской методике А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», то я бы определила его как «Мягкая глина». Отношения в классе в основном доброжелательные. Очень часто ребята приходят на помощь друг другу по своей инициативе. Делаются первые шаги по сплочению коллектива. Организаторы начинают себя проявлять, но пока по- настоящему поддержать их некому. Эффективность функционирования воспитательной системы показывает уровень воспитанности и образованности моих учеников, когда они переходят в среднее звено. Учителя старших классов дают положительную оценку моим выпускникам. Новые классные руководители моих воспитанников отмечают, что мои классы отличает то , что они очень энергичные, задорные, оптимистичные, любящие школу и учителей. А также высокий уровень качественной успеваемости в классах. Многие ребята принимали участие в олимпиадах и занимали призовые места. Мои последние выпускники, теперь учащиеся 6 «а» класса, сохранили высокую успеваемость (76%), принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, участвуют в районных и областных конкурсах. Ребята научены общению со старшими и друг с другом. Класс очень дружный, работоспособный. Характерной чертой данного класса является здоровое соперничество в учёбе, в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Ребята берутся за любое дело с энтузиазмом, огоньком. Сами в библиотеке, интернете подыскивают материал для классных часов, принимают активное участие в их проведении.

2.9. Работа с родителями

Девиз:

Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную

деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной,

радостной.

Родительский комитет:
1. Решетова Галина Александровна – председатель, казначей 2. Кирьянова Алена Игоревна – ответственный за учебную и хозяйственную работу 3. Золотоног Елена Анатольевна – ответственный за культмассовую работу
Распределение обязанностей в родительском комитете:

Председатель:
 организует работу родительского комитета, составляет план работы;  активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
 является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.
Казначей:
 собирает родительские средства на нужды классного коллектива;  составляет вместе с классным руководителем смету расходов;  отчитывается перед родителями за использование средств.
Ответственный за учебную работу:
Проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий. Ответственный за хозяйственную работу: Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей. Ответственный за культмассовую работу: Организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, учебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, РДК, музей , привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, утренников и т.п.
Содержание работы:
1. Составление плана работы; 2. Проведение вместе с классным руководителем родительских собраний ( 4 раза в год ); 3. Проведение индивидуальных бесед с родителями об учёбе, поведении, здоровье детей и их индивидуальных особенностях; 4. Сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств; 5. Посещение уроков, знакомство с учебными программами; 6. Организация учебных экскурсий; 7. Помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий; 8. Привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе;
9. Помощь в организации классных часов, утренников, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, турпоходов; 10.Привлечение родителей к работе кружков; 11.Организация совместных праздников, соревнований, спортивных соревнований.
Родительские собрания
1 ЧЕТВЕРТЬ Тема: « Не допустить беды» - о безопасности жизни и здоровья ребёнка. О задачах на новый учебный год. Тема: «Семья для домовёнка Кузи» - о семейных традициях, КТД. 2 ЧЕТВЕРТЬ Тема: «Семья и её роль в формировании нравственных ценностей и ориентиров подрастающего поколения». Тема: «Спорт в моей семье» - презентации семей. 3 ЧЕТВЕРТЬ Тема: «Роль отца в воспитании детей». Тема: «Что? Где? Когда?» - игра с детьми и родителями. 4 ЧЕТВЕРТЬ Тема: «Один день из жизни семьи» - открытое родительское собрание Тема: «Неразлучные друзья – родители и дети» - форум.
План работы родительского комитета.
1. Помочь оформить классный уголок 2. Собрать деньги и закупить подарки именинникам (род. комитет) 3. Подписать открытки для именинников 4. Принимать участие в подготовке и проведении родительских собраний. 5. Помочь провести поход детей в осенний лес. 6. Принять участие в конкурсно-игровой программе «Загадки осени». 7. Принять участие в районном семинаре
8. Принять участие в классном часе «Спорт в моей семье». 9. Принять участие в классном часе «Семья для домовёнка Кузи». 10.Подготовить и провести Новогодний праздник. 11.Собрать деньги и закупить новогодние подарки. 12.Принять участие в интеллектуальной игре «Что?Где?Когда?» 13.Собрать деньги и закупить подарки мальчикам к 23 февраля, девочкам к 8 марта. 14.Принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья». 15.Принять участие в КТД «С чего начинается родина?» 16.Собрать деньги и закупить призы для участников конкурса защиты проектов «Домашние машины 21 века». 17.Принять участие в форуме «Неразлучные друзья-родители и дети». 18.Собрать деньги и сделать ремонт класса.
3.Перспективы дальнейшей жизнедеятельности и развития

программы воспитательной деятельности класса

Планирование жизнедеятельности и развития программы «Мир который нужен мне » занимает важное место в моей работе. Перспективы программы воспитательной деятельности – это, в сущности, план жизни классного коллектива, «радость завтрашнего дня». Для того, чтобы сделать жизнь ребёнка в школе той «моделью достойной жизни», к которой человек будет стремиться всю жизнь, я буду строить воспитание личности учащихся на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование жизненной позиции.
Для этого я планирую:
 продолжить работу по основным направлениям программы «Страна детства»: «Здоровье», «Культура», «Спорт», «Человек», «Знание», «Родина», «Мой мир», «Труд»;  создать творческий центр помощи детям при переходе в среднее звено. В его состав войдут родители, учителя старших классов и пятиклассники;  организовать клуб родителей «Город мастеров» для развития творческих способностей и познавательных интересов детей;  оформить классный альбом «Наш класс»;  повысить роль СМИ в жизни класса, для этого активизировать работу кружка «Юный журналист»;  оформить альбом «Моя родословная» и передать его в школьный музей. Пытаясь реализовать на практике гуманистические идеи воспитания, я спрашиваю себя: «Какими будут мои дети через два года? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Ответом на эти вопросы стали для меня стихотворные строки: Я часто думаю мучительно Над фразой мудрой как века: «Чтоб было у кого учиться, Учитель, воспитай ученика». Чтоб был он сильным, умным, добрым, Чтоб Родину не смог предать, Чтоб крепкую семью он создал, За друга смог бы жизнь отдать. Чтоб верил в искренность и правду, Чтоб был душой он чист, как снег, Чтобы из искры разгорелось пламя. И разуму был предан он навек!


В раздел образования