Взаимодействие семьи и школы по созданию здоровьесберегающей среды
Автор: Ворсина Нина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска Кировской области Населённый пункт: г.Нолинск Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие семьи и школы по созданию здоровьесберегающей среды Раздел: начальное образование
Сотрудничество семьи и школы по созданию здоровьесберегающей
среды в МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска Кировской области
Ворсина Нина Александровна-
заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.
Взаимодействие
семьи
и
школы,
тесное
сотрудничество
родителей
и
педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся.
Качественное обучение и всестороннее развитие возможны в том случае, если в
образовательной
организации
создана
благоприятная
здоровьесберегающая
среда.
Под понятием «здоровьесберегающая среда» понимается окружающая и
социальная среда, которая способствует формированию полноценной личности,
содействует
её
физическому,
духовному
и
социальному
благополучию.
Благополучие
слагается
из
всех
аспектов
жизни
человека:
необходимо
гармоничное
сочетание
социального,
физического,
интеллектуального,
карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя
пренебрегать.
Здоровье
человека
–
это
жизненная
энергия,
возможность
творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть
уверенным в себе и своем будущем.
Каждая
образовательная
организация
имеет
свои
принципиальные
особенности, свою определенную среду. Эта среда обуславливается совместной
слаженной
и
кропотливой
работой
всех
звеньев
образовательной
цепи:
учащихся, родителей и сотрудников
школы
.
Перед школой стоит задача – внедрить в учебно-воспитательный процесс
полноценный
комплекс
мероприятий,
соответствующих
созданию
здоровьесберегающей среды. Пятый год реализуется в нашей школе программа
«Содружество», в которой представлены все грани взаимодействия школы и
родительской общественности. Согласно программе работа ведется по шести
направлениям: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная,
экскурсионная и туристско-краеведческая, проектная деятельность.
Совместная интеллектуальная деятельность реализуется через семейные
игры, викторина, тематические семейные праздники, которые проходят как в
школе, так и в детской библиотеке, краеведческом музее, Доме культуры.
Творческая
деятельность
–
это
совместная
подготовка
праздников,
выполнение художественных работ, поделок, оформление выставок, постановка
спектаклей
и
концертов
(праздники
«День
рождения
класса»,
«
7я
–
моя
радость», выставки поделок «Осенняя фантазия», «Кормушки»,) «Игрушку на
елку сделаем сами», фотовыставки «Уголок родной природы», «Мои домашние
питомцы»,
спектакли
«Маленькая
Баба-Яга»,
«Двенадцать
месяцев»,
по
мотивам русских народных сказок) Эта деятельность нацелена на развитие
индивидуальных способностей детей и формирование общей культуры.
Трудовая деятельность – это традиционные субботники, мероприятия по
благоустройству
школы,
трудовые
акции
(в
прошедшем
учебном
году
при
1
поддержке родителей проведены акции «Чистый двор. Чистая улица. Чистый
город», субботники в рамках «Весенней недели добра»). С 2011 года наша
организация принимает участие в конкурсе «Красивая школа». Ежегодно школа
является
победителем
районного
конкурса,
в
2012
году
была
победителем
окружного этапа в номинации «Школа - сад». Без поддержки родителей было
бы невозможно осуществить весь объем запланированных работ по созданию
комфортной среды в школе.
Спортивная
деятельность
в
школе
реализуется
через
совместные
спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», лыжные прогулки и
эстафеты,
«Малые
олимпийские
игры»,
туристические
слеты,
походы
по
родному
краю.
Посещение
спортивных
секций
«Баскетбол»,
«Волейбол»,
«Мини-футбол» и др. Благодаря инициативе и поддержке родителей в школе
сформирована команда мальчиков и юношей по мини-футболу. Четвертый год
учащиеся
4х-7х
классов
успешно
выступают
на
соревнованиях
различного
уровня:
2012г. – 1 место в областных соревнованиях «Мини-футбол - в школу»
2013г. – 2 место в областных соревнованиях «Мини-футбол – в школу»
2014г. – 1 место в областных соревнованиях и 4 место в ПФО.
2015г-2 место в Приволжском Федеральном Округе
Как лучший игрок команды
Шибанов Григорий, ученик 9а класса, в
летние каникулы стажировался в Австрии.
В
спортивной
деятельности,
без
сомнения,
рождается
товарищеская
поддержка
и
взаимопомощь,
воспитывается
сознательная
дисциплина,
основанная на уважении к своему коллективу и обязательность выполнения его
требований. Все это делает спорт могучим средством воспитания.
Большой интерес всех участников образовательного процесса вызывает
экскурсионная
и
туристско-краеведческая
деятельность.
Многие
поколения
нашей школы выросли на лодочных походах, многодневных экскурсионных
поездках, туристических слетах. Считаем, что в школе созданы все условия для
достижения высоких результатов в этом направлении. С 2009 года команда
школы является победителем и призером районных соревнований школьников
по спортивному туризму. С 2012 года команда представляет район на областных
туристических соревнованиях школьников. В 2012 году команда заняла 3 место
в 8х областных соревнованиях «Школа безопасности» на дистанции «Полоса
препятствий». В 2013 и 2014 г.г. стала победителем областных соревнований по
спортивному
ориентированию,
призером
соревнований
по
спортивному
туризму.
География
экскурсионных
поездок
достаточно
обширна:
Киров,
Казань,
Нижний
Новгород,
Дивеево,
Болдино,
Пермь,
Кунгур,
Владимир,
Суздаль,
Гусь-Хрустальный,
Ижевск,
Набережные
челны,
Москва,
Санкт-
Петербург.
При
поддержке
родителей
мы
обеспечиваем
участие
детей
в
соревнованиях,
экскурсии
за
пределы
области,
приобретаем
необходимое
оборудование.
2
Этот вид совместной деятельности имеет две стороны. Для детей это
увлекательное
занятие,
наполненное
романтикой
и
активным
отдыхом,
для
учителей и родителей – это средство лучше узнать своих детей и активнее
влиять на их развитие.
Для
создания
успешного
социального
развития
учащихся
большое
значение
имеет
совместная проектная деятельность. Каждый год учащимися
совместно с родителями под руководством педагогов реализуются социальные
проекты. В 2013-2014 уч. году были реализованы проекты «Диалог поколений»
(цель
–
создание
архива
и
педагогах-ветеранах,
о
семейных
традициях),
«Чистый парк» (цель – благоустройство городского парка), «Я люблю тебя,
малыш» (цель – организация помощи детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации), «Милосердие» (цель – сбор средств на лечение больной девушки,
выпускницы
школы).
Ежегодно
проводится
Ярмарка
добра
и
собранные
средства
используются
для
поддержки
людей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
Проекты
представляются
публике
на
конференциях
проектных и исследовательских работ «Учитель, ученик, родитель» (для 1-4
классов), «Человек. Природа. Общество» (для 5-11 классов) и воплощаются в
жизнь. Занятие проектной деятельностью дает возможность всем участникам
почувствовать значимость своего труда, учит взаимодействовать с большим
количеством людей. Работа над созданием и реализацией социальных проектов
объединяет детей, педагогов, родителей , делает образовательный процесс в
учреждении более открытым и результативным.
Таким
образом,
сотрудничество
семьи
и
школы
позволяет
нам
в
комплексе решать важнейшие педагогические задачи: воспитание, обучение,
оздоровление,
социальная
адаптация,
профессиональная
ориентация
детей,
формирование
здорового
образа
жизни.
По
результатам
медицинского
обследования
учащихся
второй
год
наблюдается
снижение
уровня
заболеваемости и, как следствие, пропусков уроков по болезни.
2011 – 2012 уч. г.
42130 уроков
2012 – 2013 уч. г.
41822 урока
2013 – 2014 уч. г.
40018 уроков
2014 – 2015 уч. г.
38012 уроков
По наблюдению психолого-педагогической службы в 2014-2015 уч.году
увеличился показатель удовлетворенности школьной жизнью
повысилась самооценка учащихся
на прежнем уровне осталась сплоченность классных коллективов
3
отмечается снижение конфликтности.
Проведенное анкетирование по определению уровня тревожности (по методике
Филлипса) показало снижение этого показателя.
Количество
опрошенных
Проявление общей
тревожности
2011 – 2012 уч. г.
113 учащихся
18 учащихся
2012 – 2013 уч. г.
111 учащихся
12 учащихся
2013 – 2014 уч. г.
132 учащихся
8 учащихся
По данным социального педагога, в прошедшем учебном году впервые
отмечается
серьезное
снижение
количества
учащихся,
состоящих
на
профилактическом учете (с 28 человек до 9 человек).
Данные мониторинга показывают, что в школе сохраняется контингент
учащихся, занятых в спортивных секциях и кружках, отмечается стабильность
посещения
внеурочных
занятий.
Увеличивается
количество
семей,
участвующих в реализации общешкольных мероприятий. Участие родительской
общественности в школьной жизни дает возможность родителям почувствовать
себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит.
Результаты
независимой
оценки
качества
предо ст авляемых
образовательных услуг показывают удовлетворенность родителей созданной в
школе здоровьесберегающей средой.
Мы
надеемся,
что
дальнейшее
сотрудничество
семьи
и
школы
будет
способствовать
улучшению
качества
образования,
его
доступности
и
открытости.
4