Напоминание

Взаимодействие семьи и школы по созданию здоровьесберегающей среды


Автор: Ворсина Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска Кировской области
Населённый пункт: г.Нолинск
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы по созданию здоровьесберегающей среды
Раздел: начальное образование





Назад





Сотрудничество семьи и школы по созданию здоровьесберегающей

среды в МКОУ СОШ с УИОП г.Нолинска Кировской области

Ворсина Нина Александровна-

заместитель директора по УВР, учитель начальных классов.
Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. Качественное обучение и всестороннее развитие возможны в том случае, если в образовательной организации создана благоприятная здоровьесберегающая среда. Под понятием «здоровьесберегающая среда» понимается окружающая и социальная среда, которая способствует формированию полноценной личности, содействует её физическому, духовному и социальному благополучию. Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека – это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем. Каждая образовательная организация имеет свои принципиальные особенности, свою определенную среду. Эта среда обуславливается совместной слаженной и кропотливой работой всех звеньев образовательной цепи: учащихся, родителей и сотрудников школы . Перед школой стоит задача – внедрить в учебно-воспитательный процесс полноценный комплекс мероприятий, соответствующих созданию здоровьесберегающей среды. Пятый год реализуется в нашей школе программа «Содружество», в которой представлены все грани взаимодействия школы и родительской общественности. Согласно программе работа ведется по шести направлениям: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная, экскурсионная и туристско-краеведческая, проектная деятельность. Совместная интеллектуальная деятельность реализуется через семейные игры, викторина, тематические семейные праздники, которые проходят как в школе, так и в детской библиотеке, краеведческом музее, Доме культуры. Творческая деятельность – это совместная подготовка праздников, выполнение художественных работ, поделок, оформление выставок, постановка спектаклей и концертов (праздники «День рождения класса», « 7я – моя радость», выставки поделок «Осенняя фантазия», «Кормушки»,) «Игрушку на елку сделаем сами», фотовыставки «Уголок родной природы», «Мои домашние питомцы», спектакли «Маленькая Баба-Яга», «Двенадцать месяцев», по мотивам русских народных сказок) Эта деятельность нацелена на развитие индивидуальных способностей детей и формирование общей культуры. Трудовая деятельность – это традиционные субботники, мероприятия по благоустройству школы, трудовые акции (в прошедшем учебном году при 1
поддержке родителей проведены акции «Чистый двор. Чистая улица. Чистый город», субботники в рамках «Весенней недели добра»). С 2011 года наша организация принимает участие в конкурсе «Красивая школа». Ежегодно школа является победителем районного конкурса, в 2012 году была победителем окружного этапа в номинации «Школа - сад». Без поддержки родителей было бы невозможно осуществить весь объем запланированных работ по созданию комфортной среды в школе. Спортивная деятельность в школе реализуется через совместные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», лыжные прогулки и эстафеты, «Малые олимпийские игры», туристические слеты, походы по родному краю. Посещение спортивных секций «Баскетбол», «Волейбол», «Мини-футбол» и др. Благодаря инициативе и поддержке родителей в школе сформирована команда мальчиков и юношей по мини-футболу. Четвертый год учащиеся 4х-7х классов успешно выступают на соревнованиях различного уровня: 2012г. – 1 место в областных соревнованиях «Мини-футбол - в школу» 2013г. – 2 место в областных соревнованиях «Мини-футбол – в школу» 2014г. – 1 место в областных соревнованиях и 4 место в ПФО. 2015г-2 место в Приволжском Федеральном Округе Как лучший игрок команды Шибанов Григорий, ученик 9а класса, в летние каникулы стажировался в Австрии. В спортивной деятельности, без сомнения, рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, воспитывается сознательная дисциплина, основанная на уважении к своему коллективу и обязательность выполнения его требований. Все это делает спорт могучим средством воспитания. Большой интерес всех участников образовательного процесса вызывает экскурсионная и туристско-краеведческая деятельность. Многие поколения нашей школы выросли на лодочных походах, многодневных экскурсионных поездках, туристических слетах. Считаем, что в школе созданы все условия для достижения высоких результатов в этом направлении. С 2009 года команда школы является победителем и призером районных соревнований школьников по спортивному туризму. С 2012 года команда представляет район на областных туристических соревнованиях школьников. В 2012 году команда заняла 3 место в 8х областных соревнованиях «Школа безопасности» на дистанции «Полоса препятствий». В 2013 и 2014 г.г. стала победителем областных соревнований по спортивному ориентированию, призером соревнований по спортивному туризму. География экскурсионных поездок достаточно обширна: Киров, Казань, Нижний Новгород, Дивеево, Болдино, Пермь, Кунгур, Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный, Ижевск, Набережные челны, Москва, Санкт- Петербург. При поддержке родителей мы обеспечиваем участие детей в соревнованиях, экскурсии за пределы области, приобретаем необходимое оборудование. 2
Этот вид совместной деятельности имеет две стороны. Для детей это увлекательное занятие, наполненное романтикой и активным отдыхом, для учителей и родителей – это средство лучше узнать своих детей и активнее влиять на их развитие. Для создания успешного социального развития учащихся большое значение имеет совместная проектная деятельность. Каждый год учащимися совместно с родителями под руководством педагогов реализуются социальные проекты. В 2013-2014 уч. году были реализованы проекты «Диалог поколений» (цель – создание архива и педагогах-ветеранах, о семейных традициях), «Чистый парк» (цель – благоустройство городского парка), «Я люблю тебя, малыш» (цель – организация помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации), «Милосердие» (цель – сбор средств на лечение больной девушки, выпускницы школы). Ежегодно проводится Ярмарка добра и собранные средства используются для поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проекты представляются публике на конференциях проектных и исследовательских работ «Учитель, ученик, родитель» (для 1-4 классов), «Человек. Природа. Общество» (для 5-11 классов) и воплощаются в жизнь. Занятие проектной деятельностью дает возможность всем участникам почувствовать значимость своего труда, учит взаимодействовать с большим количеством людей. Работа над созданием и реализацией социальных проектов объединяет детей, педагогов, родителей , делает образовательный процесс в учреждении более открытым и результативным. Таким образом, сотрудничество семьи и школы позволяет нам в комплексе решать важнейшие педагогические задачи: воспитание, обучение, оздоровление, социальная адаптация, профессиональная ориентация детей, формирование здорового образа жизни. По результатам медицинского обследования учащихся второй год наблюдается снижение уровня заболеваемости и, как следствие, пропусков уроков по болезни. 2011 – 2012 уч. г. 42130 уроков 2012 – 2013 уч. г. 41822 урока 2013 – 2014 уч. г. 40018 уроков 2014 – 2015 уч. г. 38012 уроков По наблюдению психолого-педагогической службы в 2014-2015 уч.году  увеличился показатель удовлетворенности школьной жизнью  повысилась самооценка учащихся  на прежнем уровне осталась сплоченность классных коллективов 3
 отмечается снижение конфликтности. Проведенное анкетирование по определению уровня тревожности (по методике Филлипса) показало снижение этого показателя. Количество опрошенных Проявление общей тревожности 2011 – 2012 уч. г. 113 учащихся 18 учащихся 2012 – 2013 уч. г. 111 учащихся 12 учащихся 2013 – 2014 уч. г. 132 учащихся 8 учащихся По данным социального педагога, в прошедшем учебном году впервые отмечается серьезное снижение количества учащихся, состоящих на профилактическом учете (с 28 человек до 9 человек). Данные мониторинга показывают, что в школе сохраняется контингент учащихся, занятых в спортивных секциях и кружках, отмечается стабильность посещения внеурочных занятий. Увеличивается количество семей, участвующих в реализации общешкольных мероприятий. Участие родительской общественности в школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Результаты независимой оценки качества предо ст авляемых образовательных услуг показывают удовлетворенность родителей созданной в школе здоровьесберегающей средой. Мы надеемся, что дальнейшее сотрудничество семьи и школы будет способствовать улучшению качества образования, его доступности и открытости. 4


В раздел образования