Автор: Вокина Вера Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Уярская СОШ № 3" Населённый пункт: г. Уяр, Красноярского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Литературная гостиная по творчеству С.Я. Маршака Раздел: начальное образование
Самуила Яковлевича Маршака.
(проводится совместно 2-3 классы).
Цель: вызвать у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака; развивать монологическую речь
учеников; развивать умение выступать публично, умение выразительного чтения (стихов и прозы);
развивать творческие способности детей;
Материал:
выставка
книг С. Я. Маршака; портрет С. Я. Маршака; выставка детских
рисунков и поделок по произведениям; диск с мультфильмами по произведениям С. Я. Маршака.
Дети сидят за столиками по 5 -6 человек. На столах книги с произведениями С. Я. Маршака.
Показ отрывков из мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака. (Дети начинают рассказывать).
В нашей стране мало найдётся людей, которым неизвестно имя Самуила Яковлевича
Маршака: ведь его стихи, сказки и загадки знают даже маленькие дети. Самуил Яковлевич очень
хорошо знал психологию детей и писал для них замечательные произведения.
Маршак вспоминал позднее: «Сочинять стихи я начал ещё до того, как научился писать».
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
МЯЧ
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко топал.
Ты 15 раз подряд
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул- вот и всё!
БАГАЖ
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка.
Он родился в городе Воронеже в семье техника-мастера химического завода. В поисках
лучшей жизни семья часто переезжала из города в город, и учиться Маршак поступил в гимназию
города Острогожска.
Летом 1902 года Маршак познакомился в Петербурге с известным критиком Стасовым,
который принял горячее участие в судьбе талантливого юноши. Он помог ему поступить в хорошую
петербургскую гимназию и ввёл к себе в дом, где бывали знаменитые писатели, художники,
композиторы, учёные. Стасов познакомил Маршака с известным писателем Максимом Горьким.
Узнав от Стасова, что Маршак часто болеет, Горький пригласил юношу пожить у него в Ялте, где тот
смог подлечиться. Там же Маршак продолжил учёбу в ялтинской гимназии.
В 1907 году он начал публиковать свои стихи в альманахах, в журнале «Сатирикон» и
других изданиях. Через пять лет Маршак вместе с женой уехал учиться в Англию, где поступил на
факультет искусств Лондонского университета. Тогда же Маршак начал заниматься переводами. Он
переводил на русский язык английских поэтов.
ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
ПОЧТА
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляжке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него
Сегодня много
Писем
В сумке на боку –
Из Ташкента,
Таганрога,
Из Тамбова
И Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к 12 часам
Всё разнёс по адресам.
ПУДЕЛЬ
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пёс,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
Открою буфет
И косточку пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель на блюде
В буфете сидит.
Вернувшись в Россию, Маршак вместе с родителями переехал из Петрограда в
Екатеринбург, где начал работать с детьми, заведуя секцией детских домов и колоний. Там жили
обездоленные дети, которые рано лишились родителей, и Маршак старался как-то скрасить их
нелёгкую жизнь.
В 1920 году он организовал в Краснодаре один из первых детских театров, который скоро
превратился в целый «Детский городок». Пьесы для этого театра писал сам Маршак и поэтесса
Васильева, а в 1922 году пьесы были напечатаны отдельным сборником «Театр для детей».
ТЕРЕМОК
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Ква-ква!
Тишина…
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Ква-ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котёл и сковородка.
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
По воспоминаниям самого поэта, с тех пор он и начал писать для детей и очень любил этим
заниматься. Первыми книжками Маршака, объединившими произведения для детей, стали «Дом,
который построил Джек», «Детки в клетке, «Сказка о глупом мышонке». Тогда же Маршак создал
новый
тип
детской
книги.
Это
книжки-картинки,
которые
можно
не
только
читать,
но
и
рассматривать рисунки к тексту.
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
СЛОН
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
ТИГРЁНОК
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска!
БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
ЗЕБРЫ
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
СОВЯТА
Взгляни на маленьких совят-
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
ПИНГВИН
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пороходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
ВЕРБЛЮД
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
ЛЕБЕДЁНОК
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ (Инсценировка сказки).
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
Приходи к нам , тётя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает её спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
Приходи к нам, тётя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поёшь!
Побежала мышка-мать
Тётю лошадь в няньки звать:
Приходи к нам, тётя лошадь,
Нашу детку покачать.
И-го-го! – поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поёшь!
Побежала мышка-мать
Тётю свинку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать:
Непослушного баюкать:
Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поёшь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
Приходи к нам, тётя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает её спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
Приходи к нам, тётя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать,
Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
С 1924 года Маршак стал руководить детским отделом государственного издательства.
Среди довоенных произведений Маршака наиболее известно «Мистер Твистер».
Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир
В
произведениях,
написанных
в
военные
и
послевоенные
годы,
лирическое
начало
соединилось с сатирическим. Его лучшие произведения «Почта военная», «Голуби», «Баллада о
памятнике».
В 1947 году он написал «Разноцветную книгу», а в 1948 году – книгу стихов «Круглый год»,
а через несколько лет «Весёлое путешествие от А до Я», «Весёлый счёт».
ЗЕЛЁНАЯ СТРАНИЦА
Эта страница зелёного цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог,
Я бы на этой странице прилёг.
СИНЯЯ СТРАНИЦА
А эта страница – морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
ЖЁЛТАЯ СТРАНИЦА
Вот жёлтая страница –
Пустынная страна.
Песок по ней кружится,
Несётся, как волна.
БЕЛАЯ СТРАНИЦА
Это – снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут пврипрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
КРАСНАЯ СТРАНИЦА
Эта страница
Красного цвета.
Красное солнце.
Красное лето.
Красная площадь
Флаги полощет.
Что же на свете
Лучше и краше?
Разве что дети
Весёлые наши!
НОЧНАЯ СТРАНИЦА
Пред вами – страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи,
Троллейбусы мчатся домой.
ЯНВАРЬ
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
МАРТ
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
АПРЕЛЬ
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
ИЮЛЬ
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
СЕНТЯБРЬ
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
ДЕКАБРЬ
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ (показывают карточки с цифрами)
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы о –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Тогда же поэт вновь обратился к драматургии – написал пьесы-сказки «12 месяцев», «Горя
бояться – счастья не видать», «Умные вещи», «Кошкин дом». Маршак всегда стремился сделать свои
пьесы понятными для самых маленьких зрителей.
КОШКИН ДОМ
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе – высокий дом.
Ставеньки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковёр –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
У неё, у кошки,
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.
На сапожках –
Лак, лак.
А серёжки –
Бряк-бряк.
Платье новое на ней,
Стоит тысячу рублей.
Да полтысячи тесьма,
Золотая бахрома.
Выйдет кошка на прогулку
Да пройдёт по переулку –
Смотрят люди не дыша:
До чего же хороша!
На
протяжении
всей
жизни
Маршак
занимался
поэтическим
переводом.
Сейчас
его
переводы стихов известных английских поэтов: Шекспира, Блейка, Киплинга по праву считаются
классическими.
Особенно
нравилось
ему
переводить
стихи
для
детей,
которые
напоминают
скороговорки, считалки, загадки, потешки, заклички, дразнилки. Вот почему в одной из статей
Маршака назвали «русским Льюисом Керроллом».
КУЗНЕЦ
- Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять!
-Отчего не подковать!
Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два-
И готово!
МАЛЕНЬКИЕ ФЕИ
Три очень милых феечки
Сидели на скамеечке
И, съев по булке с маслицем,
Успели так замаслиться,
Что мыли этих феечек
Из трёх садовых леечек.
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
ШАЛТАЙ –БОЛТАЙ
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может
Шалтая,
Не может
Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
РОБИН_БОБИН
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел телёнка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен,
Да ещё и недоволен!
ХРАБРЕЦЫ
Однажды 25 портных
Вступили в бой с улиткой.
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой!
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда завидели вдали
Улиткины рога.
МЫШКА В МЕШКЕ
Однажды старушка
У нас в городке
Послала на мельницу
Мышку в мешке.
Но мельник ни разу
Мышей не молол,
А если молол,
То не брал за помол.
ЗАГАДКИ (Читает учитель, дети отгадывают).
Шумит он в поле и в саду, Синий домик у ворот.
А в дом не попадает. Угадай, кто в нём живёт.
И никуда я не иду, Дверца узкая под крышей
Покуда он идёт. Не для белки, не для мыши,
(ДОЖДЬ. ) Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
Что такое перед нами: В эту дверь влетают вести,
Две оглобли за ушами, Полчаса проводят вместе.
На глазах по колесу Вести долго не гостят
И седёлка на носу? Во все стороны летят!
(ОЧКИ) (ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК.)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(ПИЛА.)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(САПОГИ)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(МЯЧ)
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
(КАЛЕНДАРЬ.)
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(ЧАСЫ.)
Самый бойкий я рабочий Я прижму его к доске
В мастерской. Да как стукну по башке!
Колочу я что есть мочи В доску спрячется бедняжка
День-деньской. Чуть видна его фуражка.
Как завижу лежебоку, (МОЛОТОК И ГВОЗДИ.)
Что валяется без проку,
КОНКУРС: (назови из какого произведения С. Я. Маршака звучит отрывок)
Пела ночью мышка в норке:
Спи мышонок замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОНКЕ).
Выдали даме на станции
4 зелёных квитанции
О том, что получен….(БАГАЖ).
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
(ПОЧТА).
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ).
А ты – платок на голову, корзину в руки и ступай. Да смотри у меня: если узнаю, что ты у
соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу,- замерзай на дворе! Иди и без подснежников не
возвращайся. (12 МЕСЯЦЕВ).
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
(ТЕРЕМОК).
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится,…
(ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК).
Дети рассказывают о своих рисунках и поделках. Далее слово предоставляется педагогам и
родителям приглашенным на праздник.
(При разработке мероприятия использовала произведения С. Я. Маршака; В. В. Быкова, Н.
Г. Быкова, Г. П. Шалаева «Сто великих имен в литературе» М: 1998 год).